Содержание
Введение1. Зарождение иразвитие экономической теории
2. Методы экономической теории
3. Анализ метода экономики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Экономическая наука — это наука об управлении редкимиресурсами». Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение прииспользовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуумили общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своихмногочисленных и неограниченных потребностей.
Современная экономическая теория призвана соединитьпотенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политическойэкономики с инструментарно — методическим аппаратом и прагматичнойориентированностью экономики.[1]
Экономическая теория — это наука о видах деятельности связанных собменом, с денежными сделками.
Экономическая теория — это наука об использовании редких органическихресурсов.
Экономическая теория — это наука о жизнедеятельности и получении средствк существованию.
Экономическая теория — это наука о том, как человечество справляется сосвоими задачами в области потребления.
Экономическая теория пользуется следующими методами:
1. Метод научнойабстракции.
2. Метод анализа исинтеза.
3. Метод индукции идедукции.
4. Метод восхожденияот простого к сложному.
5. Метод единствалогического и исторического подходов.
6. Методколичественного и качественного анализов.
7. Экономическийэксперимент.
8. Позитивный метод.
9. Нормативныйметод.
10. Системный метод.
11. Математическиеметоды.
Цельработы рассмотреть методы экономической теории.
Объектом исследования является экономическая теория.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основныеиз которых следующие:— рассмотреть зарождениеи развитие экономической теории;
— рассмотреть методы экономической теории;
— рассмотреть анализ метода экономики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Зарождениеи развитие экономической теории
Данная тема занимаетособое место в структуре обшей экономической теории, так как она являетсясвоеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить,что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этогоиспользует, какую роль играет в развитии общества.
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре,если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниямиэкономической теории, При изучении этой темы студенты получают представление оцелом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми,расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшегокурса.[2]
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы,касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мереотносится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пыталисьвыяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законамразвивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватываетэкономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизниизучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые — философыДревней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельныевопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон(427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировалиисходные положения экономической теории о полезности как исходной ценностиматериальных благ, равновеликом обмене эквивалентов,
Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибелирабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материальногоинтереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономическихконцепций христианства, которое в последующем историческом процессе развитиячеловечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь.[3]
Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труднеобходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пустьи не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования,социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всейсуммы общественных процессов, не создали система учения об экономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возниклав период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIIIвв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов:«политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Такимобразом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественногохозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономияпревращается в начале XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те»— купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обществавозникает только в торговле (деньги, золото).
Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежногообращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовалиначальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когдатовары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другойпо более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширятьторговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Манн(1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство вхозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современнойэкономике.
Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговойсделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег натовар и наоборот.
При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется впользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не можетобогатиться.[4]
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводес греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ(1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство,хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатствовозникает естественным путем и представляется даром природы.
Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородиемземли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов.Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянноумножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научнойполитической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросыдала классическая школа.
Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790)установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причемво всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимостьтоваров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительноготруда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная суммаприрастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль).
Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономическойтеории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируютсявзгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудахТомаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесливклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.[5]
На основе классической политической экономии и утопического социализмаскладывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамкахмарксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мыслиэтой школе уделяется большое внимание.
Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с«Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д.М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развитиямировой экономической теории.
К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическаяшкола, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теориюравновесия.
Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупностьмикроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность приминимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос ипредложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования ирационального использования ресурсов, оптимального использования факторовпроизводства и достижения предельных результатов (основные представители этойшколы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), спомощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет наспрос на факторы производства (труд, землю, капитал).
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений:неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально — социологическое.
Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике(циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежныхизмерителях и др.).
Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России.Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовокизвестного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.)Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве.[6]
В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И.Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский(1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П.А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночныхсвязей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых,аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистскоенаправление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия.Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценныхрастений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались.Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшеготеорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.),обосновавшего организационно — производственные направления в экономике исемейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталинамногие направления экономических трактовок объявлялись «политически вреднымидля социализма».
В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласностиученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительнок экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамкахспецифической российской экономики.
Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г.Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- имакропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумногогосударственного регулирования.
Все экономические явления и процессы развиваются под воздействиемэкономических законов. Что такое экономический закон?[7]
Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективныепричинно — следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях ипроцессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена ипотребления.
Между законами развития общества (экономическими законами) и законамиприроды существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как изаконы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо отволи и сознания людей. Различия же заключаются в следующем:
• экономические законы являются законами человеческой деятельности. Онивозникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законыприроды действуют и вне человеческого общества, например закон всемирноготяготения;
• законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи;
• открытие и применение экономических законов требуют определенных усилий,так как это использование встречает сильное противодействие отживающих силобщества.
Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознаниялюдей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однаковстает вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы вэкономической жизни.[8]
Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономическихзаконов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономическихзаконов общая экономическая теория изучает экономические категории, т. е.логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальныхусловий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равновесие, спрос,предложение и т. д.
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономическихзаконов — закономерности развития общества. В этой системе неверно выделятькакие-то основные, главные законы.
С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законыважны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всюсистему и равновесие в обществе.
Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупнымгруппам: специфические и общеэкономические законы.
Специфические экономические законы — это законы развития конкретно — исторических форм хозяйствования.
Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческимэпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития.Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.
Предмет исследования экономической теории находится в стадии научнойразработки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономическогомировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия.Вся литература по социально — экономическим вопросам сводилась к популяризацииК. Маркса и его учения.[9]
Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, таккак она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России имировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разнымипонятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственнообщественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.
Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходомк анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которыхсоставляли отношения собственности.
Из системы производственных отношений выводились экономические законы,противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата игосподство командно — административной системы. При исследованиипроизводственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объективныхусловий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческихусловий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теориюи практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменениипредмета исследования и названия курса.
С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследованиене общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономическоймысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методоврационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иныхальтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме— предмет «Экономикс».
Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступаетв качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет иобъект анализа.[10]
Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка иценообразования.
Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука оповседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.
Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмечают,что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различныхсистемах и типах деятельности.
Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономическойтеории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наукао проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.[11]
Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятияэкономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей игрупп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ вцелях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченностьресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а какневозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременнои полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Онаотражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования,которое разрешается при трех способах организации производства:
• основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное производство;
• на основе командно — административной системы;
• на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Этисистемные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг сдругом, образуя транзитивную экономику.
Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Этоблок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функциипроизводства и обмена.
Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призванаисследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества.Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатамитруда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение ихпроизводства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Оннаиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, егонравственные и духовные начала.
Экономический рост — показатель и источник экономической динамики. Таковвторой блок проблем предмета экономической теории.
Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают такжезакономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамикевоспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и наболее отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»).
Экономический рост — содержание (стержень) экономической теории какнауки.Он характеризует общее состояние экономики и возможную еединамику, образующую конъюнкт — тупное состояние национального хозяйства.[12]
Через призмуэкономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов, иформируется собственная позиция адекватности экономики историческим,национальным и другим традициям.
С учетом использования потенциальных возможностей экономического ростарассматривается становление и функционирование товарного производства и рыночныхотношений в конкретных социально — исторических условиях, а также альтернативныетеории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.
Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка каксложной, многомерной и целостной системы экономики.
Экономический рост предполагает исчерпывающую научную характеристикусистемы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснованиеэкономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночныхформ координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики.
При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих итранзакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме отА. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязимеханизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих имсегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированностиотдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции,путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.
Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальныхобразований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производстваи его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и вобщественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себямикроэкономику и макроэкономику.[13]
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономическиезакономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды.В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизмфункционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне висходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорцииобщественного уровня.
Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальнойэкономической системы на основе формирующихся микропропорций. Объектом ееизучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция,занятость.
Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретаютсамостоятельный характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной экономическойсреде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень,характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергаютсягосударственному регулированию посредством экономических стабилизаторов ирегуляторов.
Степень этого регулирования приобретает исключительный характер впереходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений ирыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократических методовуправления.
Впервые в конкретном плане основы этих связей были исследованы Дж.Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребленияи объемами производства, между ростом инвестиций и объемом продукта.
Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе ииспользовании его результатов подчинены единой цели — исследованию закономерностейи факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества.[14]
Поддержание стабильных параметров экономического роста и их оптимизацияосуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребностей,усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологическоеположение, по нашему мнению, состоит в том, что микро — и макроуровниэкономической теории — это не две отдельные науки.
Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории, имеющиеобщий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория — это:
• наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамикевоспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;
• наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) дляпроизводства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;
• наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневнойделовой жизни людей и извлечении средств существования.
Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рациональногохозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богатства иблагосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-денежныхотношений.
Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономерностии факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего ониосуществляются?[15]
В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производстваобусловлены основными экономическими законами способов производства(капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии характернойцелью является получение прибавочной стоимости, а для социализма — максимальновозможное удовлетворение потребностей.[16]
И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле былиплодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановкавопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, какперенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда неписал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировойцивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным(отрицательным) результатам.
Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производствапри ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей исоциализации общественно — экономической жизни. Это:
• стабильный рост поступательного объема производства (экономическийрост);
• стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;
• высокий уровень занятости;
• поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.
Реальный ход микро — и макроразвития порождает дерево целей. Они классифицируютсяпо различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отечественныеэкономисты, — цель экономического роста — удовлетворение материальных идуховных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитииобщества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал.Он источник будущего уровня жизни.
Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундаментацелого комплекса экономических наук.
Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта,строительства и т. п.).
Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование).
В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография,статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).
В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитываетзнания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, психологией,историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теориейвыводы могут оказаться ошибочными и ложными.
В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенныефункции.
Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должнаизучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однаконедостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимопроникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этихзаконов в практической деятельности.
Поэтому вторая функция общей экономической теории — практическая (прагматическая)— разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научноеобоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни ит. д.
Третья функция общей экономической теории — прогнозно-прагматическая,предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественногоразвития.
Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованногообщества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формированииэкономической среды, определении масштабов и направлений экономическойдинамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышенииобщего жизненного уровня населения в национальных масштабах.
В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализеэкономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подходаи исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста.
Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход — это марксистскаятеория экономического роста, а экономический рост—это буржуазная теория,альтернатива воспроизводству.
Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важнейшихэкономических процессов.
Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различныечерты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они используютобщие категории и показатели в исследовании, такие как средства производства,рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт,национальный доход и др.
Но между ними есть и различия.
Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, абстрагируясьот темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схемвзаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь — пропорциисвязей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из нихвыводятся темпы.
Экономический рост предполагает, что темпы — исходны и они определяют пропорции.Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теорииэкономического роста причинно-следственные связи имеют обратный характер.[17]
Во-вторых, для прогнозируемого горизонта в основу воспроизводства беретсягодовой период динамики. Именно так определяется совокупный общественныйпродукт как сумма благ, созданных в годовой цикл.
Для экономического роста основу расчета образует «длинная волна». Онавключает несколько годовых циклов воспроизводства. На ее протяжении общаятенденция темпов имеет тот же или менее устойчивый характер.
Третье отличие состоит в том, что в системе экономического ростасвободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста.Свободное время — это пространство, необходимое для развития человеческогокапитала.
При анализе воспроизводства игнорируется свободное время, считается, чточем меньше свободного времени, тем больше степень эксплуатации работника.
Таковы различия двух методов анализа экономической среды и ее динамики. Ониотражают позиции различных школ: марксистской и неоклассической.[18]
Игнорировать эти различия не следует, но можно использовать висследовании, если исходить из того, что воспроизводство — это исходная основаэкономического роста. Годовой цикл образует ступеньку в общей динамике роста.Исходя из этого, авторы при определении предмета исследования экономическойтеории считают, что экономический рост — содержание экономической теории как науки.Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующуюконъюнктурное состояние национального хозяйства.[19]
Измеряется он двумя способами: увеличением валового национальногопродукта, или чистого национального продукта на душу населения, и годовымитемпами роста производства. Оба они показывают возрастание материальногоизобилия при минимизации издержек. Экономический рост ведет к повышениюблагосостояния, заработной платы, осуществлению программ борьбы с бедностью.Это показатели эффективности функционирования национальной экономики иудовлетворения личных потребностей.
2. Методыэкономической теории
При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.
Общенаучные методы — это методы, которые используются при изучении любойнауки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии,экономической теории и т.д.
Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своёмразвитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы.
Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят вматериальном производстве, то в экономическом анализе используетсяматериалистический метод. В соединении с диалектикой образуется методдиалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка.
Частные методы — это методы, которые используются данной конкретнойнаукой — экономической теорией, но не только: они могут применяться и другимигуманитарными науками.[20]
К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения«при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического иисторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономическогоанализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д.
Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактнуюживопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всехкрасок реальной действительности.
Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесссбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однакоабстрактный характер экономической теории не делает её практичной инереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то онивсегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичногонабора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональнуюформу.
Таким образом, экономическая теория — это своего рода абстрактная модельвсей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше пониматьреальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужныхдеталей.
Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой непротивостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, илигипотетический, метод — это движение в экономическом анализе от общего кчастному, от теории к фактам.
Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затемпроверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Учёные могутопереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику илиинтуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип,называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь«кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большоеколичество продукта тогда, когда цена на него низка.[21]
Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим имногократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивнымметодом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизацииэмпирических данных.
В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулированияновых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод — движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, чтоучёный-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории илипринципов.[22]
Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многомзависит от степени использования метода анализа и синтеза.
Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на болеепростые процессы и отдельные явления.
Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затемподвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза,объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции,законы, принципы и т.д.
Метод единства логического и исторического. Он основан на том, что всеобщественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам ихисторическую цепочку, или «жизнь», а затем построить чёткую, логическиобоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном видеисторический процесс возникновения и развития данного явления.
Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своихтеорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменныеостаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путём вычисленияопределённой исследуемой связи.
В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, прикоторых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными илипрактически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумяпеременными учёный может подвергнуть эмпирической проверке.
Однако экономическая теория — не лабораторная, не экспериментальнаянаука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, вэкономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процессэмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечныйрезультат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реальногофункционирования экономики нередко «прочие условия» изменяются и соответственноцель, обоснованная теоретически, в конкретной жизни не достигается.
Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции.
Макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа. Существуют трисовершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводитьзаконы, касающиеся экономического поведения.
Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие еёосновные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйстваи частный сектор.
Агрегат — это совокупность специфических экономических единиц, которыерассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу.
Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структурыэкономики и связей между крупными агрегатами, составляющие экономику в целом.Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты.Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, какобщий объём продукции, общий уровень занятости, общий объём дохода, общий объёмрасходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ даёт обзорэкономики с высоты птичьего полёта.[23]
Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц.Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики подмикроскоп и детально изучает аспекты её функционирования. Это может бытьотрасль, фирма или семейное хозяйство — исследуются такие величины, как объёмпроизводства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых водной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства.[24]
Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстоянияспецифические компоненты экономической системы.
Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будтопредмет экономической науки столь резко разделён на отдельные отсеки, что любуюеё тему можно отнести или к макро-, или микроуровню, многие темы и разделыэкономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализевыделяется ещё один уровень исследований — медиум, или мезоуровень — нечтосреднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., илианализ территориального экономического пространства.
Метод математического и статистического анализа. При проведенииэкономических исследований в связи с широким использованием компьютернойтехники появилась возможность переложения экономических процессов наматематический язык — язык жесточайшей логики и разума. С применениемматематики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемыемодели.
Экономико-математическая модель даёт упрощённое или схематичное выражениеэкономической жизни, но чётко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Неменее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется наоснове статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальныхэкономических прогнозов.
Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделейили принципов будут выражены в виде рисунков, схем, таблиц.
3. Анализметода экономики
Здесь, очевидно, самое место несколько более определенно высказаться ометоде экономических наук в нашем представлении. Дать определение необходимо,но недостаточно. Следует хотя бы кратко объясниться, что под это определениеможет подходить.
Прежде всего, для экономической науки традиционен описательный метод.Этот метод свойствен всем наукам на ранней стадии их развития. Посколькуэкономические знания наши находятся пока именно в такой стадии, значение методавыявления, описания и классификации процессов и явлений сохраняется.
Вторым традиционным методом является метод математического моделирования.Экономические процессы представляются в форме математических формул, затеммежду ними устанавливаются некоторые соотношения, согласующие обмен данными.
Так возникают модели, отражающие те или иные закономерности или аспектыэкономических процессов в тех или иных условиях. Эти модели, по сути, иявляются позитивными экономическими теориями.
Третьим методом является построение моделей бессознательной мотивации(психоанализ) деятельности экономических субъектов. Эти модели носятспецифический, неформальный характер и строятся на основе неаристотелевой(фрейдовской) логики. Они позволяют синтезировать специфические методыуправления процессами, воздействующими на архетипы глубинной мотивации.[25]
Четвертым методом является построение моделей сознательной мотивациихозяйствующих субъектов, процессов сбора и обработки ими информации, принятияэкономических решений.
Это метод когнитивного моделирования, выявления когнитивных схем,диссонансов и резонансов, позволяющий синтезировать методы информационногоуправления экономическими процессами.
Пятым методом является метод построения моделей символического обмена. Онрассматривает экономические процессы как процессы обмена некими символическимисущностями — интеракции.
Такой подход особенно плодотворен в изучении закономерностей денежногообращения. Он позволяет управлять экономическими процессами путем задания им определенныхзакономерностей.
Шестым методом является метод рассмотрения экономических процессов какпроцессов деятельности индивидов. Он включает элементы практически всехвышеозначенных методов, но преломляет их специфически через процесс построениямодели деятельности хозяйствующего субъекта в рамках неаристотелевой(диалектической) логики. Этот метод позволяет вырабатывать управляющиевоздействия на самом нижнем уровне мотивации.
Понятно, что этим кратким списком не только не исчерпывается, но до концаи не обозначается круг методов экономических наук.[26]
Цель его приведения — указать на тот факт, что этот метод не сводим ктрадиционному математическому моделированию.
Рассмотрим метод экономической двойственности описанный в статье Н.Водомерова, доктора экономических наук, профессора.
Суть метода экономической двойственности заключается в обнаружении во всехэкономических явлениях противоположных сторон, находящихся в диалектическойвзаимосвязи друг с другом. Этот метод автор считает специфическим методомэкономической науки.
Метод экономической двойственности весьма близок к методу диалектики,применяемому в марксистской теории. Однако отличается от него главным образомтем, что ограничивается фиксацией противоположных сторон изучаемого предмета иизучение их взаимосвязей.
Диалектический же метод требует обязательного анализа противоположностейдо вскрытия соответствующего противоречия и выяснения форм его разрешения и темсамым установления направления развития предмета, обусловленного его внутреннейлогикой, иначе говоря — исследования процесса развития как возникновения иразрешения противоречий.[27]
Метод экономической двойственности тем самым представляет собой некотороеупрощение диалектического метода. И этим объясняется своего рода двойственныйрезультат его применения.
С одной стороны, применение диалектики к объяснению становления иразвития экономической теории вносит существенный вклад в её научное понимание.А с другой — не вполне последовательное использование диалектического методаприводит автора к недостаточно обоснованным выводам.
Наибольшей значимостью обладают следующие результаты применения методаэкономической двойственности.
Прежде всего, глубокое и подробное раскрытие содержания и значения ученияАристотеля, впервые осознанно применившего диалектический метод к анализуотношений товарного производства и обмена.
Рассмотрим роль математики в экономической теории описанной в статье Ш.Доу, профессора университета экономического факультета Стирлинга(Великобритания).[28]
За последние сто лет математика заняла важное место в экономическойтеории, но особенно её роль выросла за последние годы.
Математика, таким образом, приобретает всё большее значение в изложенииэкономических идей, что по себе является очень интересным фактором, особенно сточки зрения понимания и восприятия экономической теории в обществе.[29]
Экономическая наука переживает эпоху постоянных технических изменений инововведений, при этом используются более совершенные статистические методы,благодаря которым достигаются всё более качественные результаты.
Математические методы проникают во все сферы хозяйственной жизни
Заключение
В общем смысле экономическая теория — это наука о том, какие из редкихпроизводительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денегили без их участия, избирают для производства различных товаров и распределенияих в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группамиобщества.
Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свойспецифический предмет исследования и использует при анализе этого предметаособые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.
Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяютграницы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие ихдействия, которые связаны с производством, распределением, обменом ипотреблением материальных и нематериальных благ.
Т.е. предметом экономической теории являются экономические отношения.
Экономическая наука использует методы: анализ, синтез, индукция,дедукция, аналогия. Также в экономической теории используются такие методы, какметод научной абстракции, гипотезы, также используют графические методы.[30]
Экономические законы отражают наиболее существенные, типичные чертыфункционирования и развития той или иной системы производственных отношений.
Экономических законов много: закон соответствия производственныхотношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейсяпроизводительности общественного труда, закон экономии времени, законстоимости, закон денежного обращения, спроса и предложения, также существуютспецифические законы.
Списокиспользованной литературы
1. Бункина М.К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: 2005.
2. БрагинскийС. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления.- М.: 2009
3. ГлезерманГ. Е. Законы общественного развития: их характер и использование. — М.: 2009.
4. Маркс К.,Энгельс Ф. — Соч., 2 изд., т. 8.
5. Маркс К.,Энгельс Ф. — Соч., 2 изд., т. 20.
6. О системекатегорий и законов политической экономии/ под редакцией Н. А. Цаголова. — М.:1999.
7. Роббинс Л.Предмет экономической науки. — М.: 2003, т. 1, вып. 1.
8. СамуэльсонП. Экономика. — М.: 1992.
9. Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: 2007
10. УайтхедА. Избранные работы по философии. — М.: 2000
11. ФридменМ. Методология позитивной экономической науки. — М.: 2004, вып. 4.
12. Хейне П.Экономический образ мышления. — М.: 2001.
13. ЧепуринМ. Н. Курс экономической теории. — Киров: 2005.
14.Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов/ подредакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С. — М.: 2005.
15. РоббинсЛ. Предмет экономической науки. — М.: 2003, т. 1, вып. 1.