Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики
на примере Франции.
Экономика Франции, как и других промышленно развитых ка-
питалистическихстран, основана на принципе свободногопредп-
ринимательства иторговли. В наше время Франция живет вусло-
виях рыночногохозяйственного механизма, однако степень свобо-
ды ценообразования задается объективнымиэкономическими зако-
нами, а такжегосударственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного установления
цен, государство во Франции может пряморегулировать цены на
некоторые товарыи услуги: на сельскохозяйственнуюпродукцию,
газ,электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осу-
ществлятьконтроль за ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франциизанимает отно-
сительнонебольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрас-
ли-монополисты(газовую промышленность, электроэнергетику и
транспорт) иотрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции
(национальный и коммерческие банки, страховые компании и
т.д.). В первом случае государство устанавливает всеэкономи-
ческиепараметры деятельности отраслей-монополистов, в том
числе объеминвестиций, оплату труда и цены на готовую продук-
цию. Во втором случае государство оказываетминимальное воз-
действие на экономические параметры деятельности этих отрас-
лей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.Эта специ-
фика экономики Франции предопределила соотношениемежду регу-
лируемыми исвободными ценами на товары и услуги: примерно 20%
цен регулируетсягосударством, а остальные 80% находятся в ре-
жиме свободногорыночного ценообразования.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих
промышленно развитыхкапиталистических стран, где существовал
довольно жесткийрежим государственного регулирования цен, ко-
торый частичносохранился до настоящего времени.
Во Франции на протяжении почти 30 лет(1947-1986) госу-
– 2 –
дарственноерегулирование цен являлось составной частью поли-
тики «дирижизма» (государственного регулирования экономики).
Началофранцузской системы регулирования цен было положено за-
конами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип
блокирования ценна уровне 1 сентября 1939 года. Сложнаяэко-
номическая ситуация в стране в послевоенныйпериод, резкое
снижениепокупательной способности французского франка обусло-
вилинеобходимость принятия решительных мер по контролю за це-
нами. В январе-феврале государство снизило цены на10% на до-
вольно широкуюгруппу товаров.
В конце 1947 года , с учетом некоторого повышения темпов
восстановленияэкономики, была заимствована политика«контро-
лируемого ростацен», в соответствии с которой предприниматели
получили право повышать цены, предупредив обэтом государс-
твенныеорганы, которые могли отменить этиизменения. Однако
уже в начале 1948 года цены на товары былипереведены в режим
полной или частичнойсвободы их установления.
В течение восьми последующих летправительством Франции
были приняты 6законов о блокировке цен, которые привели к
постоянному ужесточению ценового контроля. В1960-1962годах
была проведенапочти полная либерализация цен а промышленные
товары. Однако уже с середины 1963 года правительствоФранции
приняло решение оновой блокировке цен на уровне 31 августа
1963 года в связи с новой экономическойполитикой(«развитие
безинфляции»). Одновременно были заморожены цены на некоторые
продукты питанияи услуги.
В период с 1965 по 1972 государственноерегулирование цен
осуществлялосьчерез «контракты стабильности» (1965г.), «прог-
раммныеконтракты» (1966г.) и «контракты против повышения цен»
(1971г.).
В соответствии с «контрактами стабильности» государство
заключило спредприятиями соглашения, по которым эти предприя-
тия имели правоповышать цены на одни товары, одновременно
— 3 –
снижая цены надругие. Основная цель заключалась в поддержании
стабильностиобщего уровня цен.
В соответствии с ” программными контрактами”государство
способствовалотакой эволюции цен, которая отвечала бы услови-
ям международнойконкуренции. Этот механизм распространялся на
все товары иуслуги, которые в соответствии с «контрактами
стабильности»ранее подвергались контролю. Всоответствии с ”
программнымиконтрактами” предприятия предоставляли государс-
тву информацию о своих инвестиционных программах, финансовом
положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а
такжеинформацию, связанную с формированиемцен, технико-эко-
номическуюхарактеристику товаров, показатели производитель-
ности труда,методы финансового управления и т.д.
«Контракты против повышения цен»имели целью обеспечить
высокую конкурентоспособность французских товаров изамедлить
темпы ростаинфляционного развития экономики. При принятии
предприятиями этих контрактов правительство принимало насебя
обязанность непринимать меры, ведущие к росту издержек произ-
водства.
В 70-х годах правительство Франции сталоприменять систе-
му мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины
1975 года быливременно заблокированы цены на все товары и ус-
луги государственного и частного секторов, а с апреля по де-
кабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться наопределен-
ное количествопроцентов. При этом между государством и предп-
риятиями былизаключены контракты, по которым последние обязы-
валисьограничивать рост цен на свою продукцию.
В первой половине 70-х годов правительство проводило
жесткую политикуограничения доходов во всех секторах экономи-
ки. В соответствии с этой политикой вгосударственном секторе
не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение
зарплаты, а вчастном секторе зарплата служащих не должна пре-
вышать зарплатугосударственных служащих.
— 4 –
С середины 70-х годов экономическое положение Франции
резко ухудшилосьв связи с 4-кратным повышением мировых цен на
нефть, в результате чего темпы роста значительносократились,
а темпы роста цен возросли. Резкоеповышение внутренних цен
привело к росту забастовочного движения. В свою очередь,
предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возмож-
ностисамофинансирования неоднократно повышали цены, раскручи-
вая этим спираль«заработная плата — цены».
В этот период стало ясно, что система жесткого контроля
за ценами с использованием принципа ихблокировки исчерпала
себя. Подобныйконтроль за ценами делает рынок негибким, сдер-
живает ростпроизводства, конкуренцию и наопределенном этапе
ограничиваетсвободный перелив капитала, мобильность рынка
труда, товаров иуслуг.
Предприятия, которые в связи с блокировкойцен не могли
их повысить наконтролируемых рынках, терпели убытки и не име-
ли достаточносредств на возобновление производства и увеличе-
ниеинвестиций. Как считают французскиеэкономисты, основным
недостаткомблокировки цен является затруднение инвестирования
и ростбюрократизации. Следует также обратить внимание на низ-
кую эффективностьконтроля за ценами в борьбе против инфляции,
так как ее темпыв середине 70-х (9-10% в год) были значитель-
но выше, чем встранах, где регулирование проводилось не адми-
нистративными, акосвенными экономическими методами.
Контроль за ценами в тот период привел кпереливу капита-
лов в США,Швейцарию и другие страны, где существовала возмож-
ность получениябольшей прибыли на единицу вложенного капитала.
Контроль за ценами привел также ктаким негативным пос-
ледствиям,как рост импорта, так как стало выгоднее покупать
некоторые товарыза границей, чем производить их во Франции.
Другой чертойстало ослабление позиций французских предприятий
в конкурентнойборьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали
свои товарыдешевле для завоевания рынка.
— 5 –
В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на
промышленнуюпродукции. Однако программа либерализации осу-
ществляласьдостаточно осторожно. На первом этапе были отобра-
ны отрасли, гдеимелась сильная международная конкуренция (ча-
совая и шарикоподшипниковая промышленности); отрасли, где в
силу специфики ненаблюдались резкие скачки цен (пищевая про-
мышленность);отрасли, которые из-за социального обеспечения
имели стабильныйрынок (фармацевтическая промышленность).
Безусловно, жесткий контроль за ценами втечение почти 30
лет способствовалстабилизации экономики. Однаколюбое адми-
нистративноевмешательство в ценообразование в рыночной эконо-
мике приводит кнарушению законов ценообразования. Блокировка
цен,устраняя на некоторое время противоречияв сфере обраще-
ния, вызываетпротиворечия в сфере производства. Вэтих усло-
вияхгосударство вынуждено на определенномэтапе «дирижистко-
го»регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью
достиженияоптимального сочетания монопольных и конкурентных
сил на тех илииных товарных рынках.
В течение первой половины 80-х гг., особенно после пора-
жениясоциалистов, процесс либерализации ценпродолжался и, к
1986г. былоосвобождено около 90% цен.
Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря
1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945г., ввело
практическиполную свободу цен на товары и услуги. Оно отмени-
ло право правительства в любой моментвмешиваться в процесс
ценообразования. Это означало свободное формирование цен в
процессеконкуренции.
Исключение из свободногоценообразования составляют от-
расли, гдерегламентация необходима (здравоохранение, общест-
венныйтранспорт). Вмешательство администрациив процесс фор-
мирование цендопускается при кризисной ситуации, чрезвычайных
обстоятельствах,национальном бедствии, а также привнезапных
и резкийнарушениях ценообразования, требующих срочных мер для
— 6 –
исправленияположения. Срок, в течение которого общественные
власти в лице Государственного совета Францииправомочны вме-
шиваться,ограничен шестью месяцами. При этом временная регла-
ментация цен вводится лишь после консультации с Советом по
конкуренции иНациональным советом по потреблению.
В стране законодательно определены общиепринципы свобод-
ногоценообразования и основные условия, при которых они могут
реальноосуществляться. Первым и важнейшим условием является
наличие свободывыбора товара или услуги и продавца. Должна
быть обеспечена идостоверная информация о продаваемых товарах.
Либерализация цен не означает полногоневмешательства го-
сударства впроцесс ценообразования. Переход отполитики пря-
мого вмешательствана микроуровне к системе глобального регу-
лированиядля экономики Франции означает лишьизменение формы
вмешательства(переход от жесткого «дирижизма» к методам кос-
венноговоздействия на рынок и цены). Поэтому не случайно, что
одновременно былопринято постановление о ценовой конкуренции
впромышленности, в соответствии с которымзапрещалось созда-
ние любых союзовпроизводителей, импортеров, оптовых и рознич-
ных торговцев.Запрещались также заключения любых соглашений о
«минимальныхценах», либо о «рекомендуемых ценах» на товары.
Либерализация цен привела к необходимости изменения
структурыгосударственных регулирующих органов. До1986 г. в
составеМинистерства планирования и финансоворганы ценообра-
зования были представлены самостоятельным департаментом, а
после 1986 г. онбыл преобразован в Совет по конкуренции, куда
вошли на правахотдела органы по государственному регулирова-
нию цен и ценовойконкуренции. На Совет возложенаобязанность
оценивать правильность экономических поступков предприятий,
определять ихсоответствие нормам законодательства, следить за
соблюдениемправил конкуренции и ценооброзования.
Совет по конкуренции может применятьследующие санкции:
1) предписатьпредприятию или лицу прекратить инкриминируемую
— 7 –
деятельность втечение определенного срока;
2) наложить напредприятие или лицо денежный штраф, максималь-
ная величинакоторого составляет 5% торгового оборота предпри-
ятия-нарушителя;
3)потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в
определенныхжурналах.
Все эти меры могут применяться вкомплексе, они не явля-
ютсявзаимоисключающими.
Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать
общественнымимерами. Если предприятие, ставшеежертвой анти-
конкурентнойполитики, потребует возмещение ущерба, то оно
должно обратитьсяс этой просьбой в суд.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. госу-
дарственныхконтролеров по ценам. Их основная задача- конт-
роль загосударственной дисциплиной цен.
Существует разветвленная система общественного контроля
за качествомтоваров и ценами. Под эгидой обществапотребите-
лей работаютнесколько частных институтов по экспертизе раз-
личных товаров.
Надо отметить, что если раньше блокировкуцен осуществля-
ло правительствоФранции, то с 1986 г. эти решения принимаются
парламентомреспублики.
По оценкам французских экономистов,либерализация цен да-
ла хорошиерезультаты. Общий индекс потребительских цен за
1985-1989вырос на 11,9%, что равняется в среднем на 2,8% в
год, т.е. за период либерализации цен инфляция в экономике
Франциинаходилась на нормальном уровне. Это доказывает то,
что на данномэтапе французская экономика в состоянии сама се-
бярегулировать, то есть государственноевмешательство не не-
сет на себеосновную нагрузку по поддержанию темпов экономи-
ческогороста. По сути в этом находит своеотражение неоклас-
сическаямодель, которая провозглашаетневмешательство госу-
дарства вэкономику. Я считаю, что государство должно для наи-
— 8 –
лучшегоэкономического развития время от времени чередовать
применяемыемодели. В принципе так и происходит.Консерваторы
сменяютсоциалистов, и наоборот. Это дает стимул к развитию
обоихмоделей (имеется в виду вмешательство иневмешательство
государства).Экономическое развитие идет по спирали, и, может
быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут пре-
доставленыгосударству большие права.