–PAGE_BREAK–
Местные стандартымогут разрабатываться для областей, в которых требуются унифицированные требования в отношении безопасности и гигиены промышленной продукции в рамках местной области, т.к. в отношении некоторых отсутствуют Национальные стандарты и Профессиональные стандарты.
Стандарты предприятиймогут разрабатываться в рамках предприятий, когда отсутствуют Национальные стандарты, Профессиональные стандарты и Местные стандарты. Тем не менее, предприятие должно применять Национальные стандарты, Профессиональные стандарты и Местные стандарты, если они действуют.
Более того, национальные консультационные технические документы могут быть разработаны для некоторых разрабатывающихся проектов стандартов, которые требуют соответствующих руководящих стандартных документов, или имеют стандартизационную ценность, но не могут разрабатывать официальные стандарты, или принять иные международные стандарты, действующие в настоящее время.
Классы китайских стандартов.
Китайские стандарты подразделяются на:
· Обязательные стандарты;
· Добровольные стандарты.
Стандарты, касающиеся охраны здоровья человека, личного имущества и безопасности, обеспечены законами и административными положениями и являются обязательными стандартами, иные – добровольные стандарты.
Элементы системы качества.
Основной элемент систем качества заключается в определении основных действующих лиц в области технического регулирования, ответственных за обеспечение безопасности продукции, защиту потребителей и охрану окружающей среды. В Китае данными органами являются, главным образом, Общее управление надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики, Служба по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики и Управление по стандартизации Китая.
Основными элементами системы качества являются:
· Технические положенияопределяющие, осуществляет ли организация разработку, или наделена ли она законными полномочиями по установлению обязательных положений. Соответствующие положения или области регулирования перечислены и классифицированы в качестве разработки, установления либо разработки и установления;
· Стандартизация
определяет, осуществляет ли организация разработку или наделена ли она законными полномочиями по установлению обязательных или добровольных стандартов. Соответствующие стандарты или области перечислены и классифицированы в качестве добровольных или обязательных и разрабатывающих, устанавливающих или разрабатывающих и устанавливающих;
· Аккредитация
устанавливает, осуществляет ли организация сертификацию, тестирование или инспектирование органов или предоставляет ли какой-либо вид аналогичного признания. Соответствующие органы указываются и классифицируются;
· Обеспечение качества
устанавливает, принимает ли организация участие в формализованном обеспечении качества, внутренне или внешне. Указаны соответствующие мероприятия и клиенты;
· Сертификацияустанавливает, принимает ли организация участие в сертификации продукции, лиц или систем качества. Соответствующие мероприятия и клиенты перечислены и классифицированы;
· Инспекция
устанавливает, принимает ли организация участие в инспекции организаций или продукции. Перечислены виды организаций и продукции. Представлено краткое указание на методы инспектирования в некоторых случаях;
· Тестированиеустанавливает, принимает ли организация участие в тестировании продукции. Виды продукции или групп продукции, подлежащие тестированию, перечислены;
· Метрология
устанавливает, принимает ли организация участие в метрологии. Описан характер участия (применимая метрология, правовая метрология, калибровка);
· Прочие формы обеспеченияустанавливают, принимает ли организация участие в каких-либо иных формах регулятивного правового обеспечения, например, лицензирование, пограничный контроль, информационные акции. Характер правоохранительных мероприятий указывается;
· Прочие мероприятияустанавливают, отвечает ли организация за установление или обеспечение положений, отвечает ли за нерегулятивные виды деятельности, например, консультирование, разработка продукции. Указывается характер нерегулятивной деятельности.
Порядок разработки национальных стандартов.
Порядок разработки национальных стандартов в Китае проходит в 9 этапов:
· Подготовительный этап;
· Этап планирования (перечень стандартов);
· Этап разработки;
· Этап комментирования;
· Этап рассмотрения;
· Этап утверждения;
· Этап опубликования;
· Этап пересмотра;
· Этап отмены.
Также разработка национальных стандартов может проходить посредством быстрых процедур в условиях, указанных ниже:
1. В отношении проектов по разработке стандарта или пересмотру стандарта, которые идентичны принятию или эквивалентному принятию международного стандарта или передовых зарубежных стандартов, этап разработки может быть пропущен, то есть переходить от этапа планирования сразу к этапу комментирования;
2. В отношении национального проекта по пересмотру стандарта или трансформационным проектам стандартов различных уровней, этап разработки может быть пропущен, то есть переходить от этапа планирования сразу к этапу комментирования.
Кодексы разработки национальных стандартов.
Национальные кодексы стандартов
№
Кодекс
Содержание
Управленческий орган
1
GB
Обязательные национальные стандарты
Управление процессом стандартизации в Китайской Народной Республике
2
GB/T
Добровольные национальные стандарты
Управление процессом стандартизации в Китайской Народной Республике
3
GB/Z
Национальные стандартизационные руководящие технические документы
Управление процессом стандартизации в Китайской Народной Республике
Принятие международных стандартов в Китае.
В соответствии с положениями Постановления об управлении знаком продукции с применением международных стандартов бывшая государственная служба по качеству и техническому надзору Китайской Народной Республики продвигала принятие знака международных стандартов с 1994 года. К концу 2001 года Китай завершил 6 268 дел относительно применения знака международных стандартов. Данная работа привлекла внимание потребителей, а также поддерживалась предприятиями. После применения принятия знака международных стандартов некоторые предприятия использовали данный знак на своей продукции. К концу 2001 года 19 744 китайских национальных стандартов, 34 000 профессиональных стандартов, 12 000 местных стандартов и 860 000 стандартов предприятий были выпущены. Среди 19 744 китайских национальных стандартов 8 687 национальных стандартов основаны на международных стандартах и передовых зарубежных стандартах. Доля принятия международных стандартов составляет 43,5%. В настоящее время ISO и IEC имеют 17 910 международных стандартов, 6 364 из которых были трансформированы в китайские национальные стандарты. Доля трансформации составляет 35.3%.
Господин Ли Жонгай[1], установил пятилетний план на уровне 70% международных стандартов, подлежащих локализации на Национальной рабочей конференции по принятию международных стандартов.
Управление китайскими стандартами.
Управление по стандартизации Китайской Народной Республики уполномочено Государственным советом и находится под контролем Общего управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики на выполнение административных функций и проведение централизованного управления стандартизацией в Китае. Соответствующим компетентным административным отделам Государственного Совета передается ответственность по проведению работы в связи со стандартизацией в рамках их соответствующих профессиональных сфер.
Компетентные административные отделы по стандартизации в провинциях, автономных областях и муниципалитетах осуществляют унифицированное управление работами по стандартизации в своих соответствующих административных областях. Компетентные административные отделы правительств в провинциях, автономных областях и муниципалитетах осуществляют управление работами по стандартизации в своих соответствующих административных областях в своих соответствующих административно – территориальных единицах.
Компетентные административные отделы по стандартизации правительств городов и графств, в соответствии с соответствующими обязанностями, указанными соответствующими правительствами провинций, автономных областей и муниципальных образований, осуществляют управление работами по стандартизации в своих соответствующих административно-территориальных единицах.
Распределение ролей и обязанностей регулирования.
Ключевая характеристика технического регулирования в Китае – центральная роль Общего управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики.
Несмотря на эту центральную роль Общего управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики, прочие государственные органы играют важные роли и исполняют обязанности, связанные с системой качества.
Эти организации включают:
· Государственное управление Китая по охране окружающей среды
(ГУКООС): Государственное управление Китая по охране окружающей среды является органом государственной власти на министерском уровне, непосредственно относящимся к Государственному совету. Он устанавливает национальные стандарты охраны окружающей среды, отраслевые стандарты и условия по стандартным документам; разрабатывает экономические и технологические политики по охране окружающей среды; а также устанавливает среднесрочные и долгосрочные планы по охране окружающей среды;
· Государственное управление по продуктам питания и лекарственным средствам
(ГУППЛС):Государственное управление по продуктам питания и лекарственным является органом государственной власти, непосредственно относящимся к Государственному совету, который отвечает за всесторонний надзор за управлением безопасностью продуктов питания, здорового питания и косметических средств, и является компетентным органом власти по регулированию лекарственных средств;
· Генеральное управление по гражданской авиации Китая
(ГУГАК): Генеральное управление по гражданской авиации Китая является органом государственной власти на министерском уровне, непосредственно относящимся к Государственному совету. Он устанавливает национальные стандарты гражданской авиации; разрабатывает экономические и технологические политики по гражданской авиации; а также устанавливает среднесрочные и долгосрочные национальные планы по гражданской авиации.
Внутренние отделы Управления по стандартизации
Китайской Народной Республики.
На основании главных организаций, указанных выше, Управление по стандартизации Китайской Народной Республики учреждает 6 исполнительных отделов:
· Общий отдел;
· Отдел планирования и информации;
· Отдел международных стандартов;
· Отдел сельского хозяйства;
· Отдел легкой промышленности и местной стандартизации;
· Отдел промышленности и транспорта, отдел новых и высоких технологий.
Организации, выпускающие технические положения
Большинство органов регулирования наделены полномочиями по разработке или разработке и установлению технических положений в своих соответствующих сферах деятельности.
В Китае стандарты разделены на два вида: обязательные стандарты и добровольные стандарты. Когда говорится об обязательном стандарте, фактически имеется в виду техническое положение, в соответствии с определением данного термина в системе ВТО.
Организации, осуществляющие стандартизацию.
Управление по стандартизации Китайской Народной Республики является официальным органом стандартизации в Китае. Управление по стандартизации Китайской Народной Республики уполномочено Государственным советом и под контролем Общего управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики на выполнение административных функций и проведение централизованного управления стандартизацией в Китае.
Организации, осуществляющие аккредитацию.
Управление Китайской Народной Республики по сертификации и аккредитации осуществляет аккредитацию органов тестирования, сертификации и инспекции в соответствии с международными стандартами.
Положение Китайской Народной Республики по сертификации и аккредитации вступило в силу 1 ноября 2003 года. Этот важный этап в процессе реформирования и развития системы сертификации и аккредитации в Китае, поставил управление сертификацией и аккредитацией в Китае на уровень, характеризующийся более качественным регулированием.
Национальные технические комитеты по стандартизации.
В Китае функционируют 260 национальных технических комитетов по стандартизации, которые подразделены по принципу конкретных отраслей или продукции. Например, Технический комитет по гидравлической энергии, Технический комитет по краске и пигментам, Технический комитет по оптике и оптическим инструментам.
Основные нормативно – правовые акты
касающиеся системы качества
.
«Общее управление по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики (УНКИК)»
(учреждено в 2001 г.).
Общее управление по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики (УНКИК), объединившее в себе бывшую государственную службу по качеству и техническому надзору Китая и бывшее государственное управление за инспекцией при въезде-выезде и карантином в Китае, было учреждено в апреле 2001 года.
В этом же году были учреждены Служба по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (ССКК), и Управление по стандартизации Китая (УСК). Служба по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики и Управление по стандартизации Китая представляют собой два подминистерских ведомства при Общем управлении надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики.
Общее управление по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики представляет собой правоохранительный административный орган (на министерском уровне) Государственного совета в области качества, метрологии, инспекции товаров при въезде – выезде, карантина здоровья при въезде – выезде, изоляции животных и растений при въезде – выезде, а также сертификации, аккредитации и стандартизации.
Он имеет 16 внутренних отделов:
Общий отдел;
· Юридический отдел;
· Отдел управления качеством;
· Отдел метрологии;
· Отдел инспекции и карантина;
· Отдел надзора за карантином здоровья;
· Отдел надзора за карантином животных и растений;
· Отдел надзора за инспекцией;
· Служба безопасности продуктов питания при экспорте и импорте;
· Служба безопасности и надзора за бойлерами и сосудами высокого давления;
· Отдел надзора за качеством продукции;
· Отдел правового обеспечения и надзора;
· Отдел международного сотрудничества;
· Отдел науки и технологии;
· Отдел персонала;
· Отдел планирования и финансов.
Основные обязанностиОбщего управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики включают следующее:
· Разработка соответствующих законов, нормативно-правовых актов, а также политик по качеству, метрологии, инспекции товаров при въезде – выезде, карантину здоровья при въезде – выезде, и карантину животных и растений при въезде – выезде;
· Управление метрологической работой посредством унифицированных способов;
· Управление инспекцией и карантином в порту при въезде – выезде;
· Организация реализации карантина здоровья при въезде – выезде, мониторинг эпидемий и наблюдение за здоровьем;
· Организация реализации и наблюдения за карантином животных и растений при въезде – выезде;
· Организация и реализация инспекции, надзора и управления за импортом и экспортом продуктов питания и косметики;
· Организация и реализация обязательной инспекции за импортом и экспортом товарной продукции;
· Надзор и управление за безопасностью импорта и системой лицензирования качества экспорта;
· Управление наблюдением за качеством продукции, противодействие незаконной деятельности, как, например, поддельные товары и товары низкого качества;
· Управление и координирование международного сотрудничества и обмена в отношении надзора за качеством, инспекции и карантина;
· Осуществление реализации, уведомления и консультирования по соглашению с ВТО.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Управление по стандартизации Китайской Народной Республики.
(учреждено в 2001 г.)
Управление по стандартизации Китая было учреждено Государственным комитетом Китая в апреле 2001 года и уполномочено Государственным комитетом на исполнение административных функций и осуществление централизованного управления стандартизацией в Китае.
Основные обязанностиУправления по стандартизации Китая включают следующие:
· Разработка и пересмотр государственных законов и нормативно – правовых актов по стандартизации, формулировка и реализация политики по стандартизации; подготовка национальных административных положений по стандартизации и разработка соответствующих систем; организация реализации законов, правил и систем стандартизации;
· Ответственность за формулирование программ разработки по стандартизации в Китае; организация, координирование и разработка программ и пересмотр национальных стандартов;
· Ответственность за разработку и пересмотр национальных стандартов; ответственность за рассмотрение, утверждение, нумерацию и публикацию национальных стандартов;
· Ответственность за управление средствами, используемыми для разработки и пересмотра национальных стандартов, а также средствами, специально используемыми для проведения исследований по стандартам и стандартизационных мероприятий;
· Управление и руководство научно-технической работой, связанной со стандартизацией, а также связанным с этим распространением, образованием и обучением;
· Ответственность за координирование и управление соответствующих национальных технических комитетов по стандартизации;
· Ответственность за координирование и управление работ по стандартизации в секторе и на местах; ответственность за регистрацию отраслевых и местных стандартов;
· Представительство Китая в рамках присоединения к Международной Организации по стандартизации (International Organization for Standardization – ISO), Международной Электротехнической Комиссии (International Electrotechnical Commission – IEC) и иным международным и региональным организациям по стандартизации; ответственность за организацию деятельности Китайского национального комитета по ISO и IEC. Ответственность за организацию внутренних секторов и местных областей для участия в международной или региональной деятельности по стандартизации; ответственность за подписание и реализацию международных соглашений о проектах международного сотрудничества и обмена в области стандартизации; ответственность за рассмотрение работ по международной деятельности в связи со стандартизацией;
· Управление работой национальных систем организационными кодами организаций и штрих – кодами товаров;
· Ответственность за распространение, реализацию и популяризацию национальных стандартов; надзор за реализацией национальных стандартов;
· Управление национальной информационной работой по стандартизации;
· Проведение работ по уведомлению и запросам по стандартам, определенным соглашением ВТО.
Китайская ассоциация по стандартизации (CAS)
(основана в 1978 г.).
The China Association for Standardization (CAS)was founded in 1978 and consists of organizations and individuals engaged in voluntary standardization nation-wide.Китайская ассоциация по стандартизации была основана в 1978 году и состоит из организаций и отдельных лиц, занимающихся добровольной стандартизации по всей стране. It is a public society approved by the Ministry of Civil Affairs and led by AQSIQ. Это общественная организация утвержденная Министерством по гражданским делам. CAS is also a member of the China Association for Science & Technology. Ассоциация также является членом Китайской ассоциации по науке и технике. Today, CAS’ membership includes over 30,000 individual members and 400 institutional members, reaching 30 provinces throughout China.
Сегодня, членство CAS включает в себя более 30000 индивидуальных членов и 400 организаций – членов, достигая 30 провинциях по всей территории Китая. CAS’ main activities include:Основные направления деятельности включают:
· Organizing academic seminars and exchanges for international and domestic expertsОрганизации научных семинаров и обменов для международных и внутренних экспертов; Conducting research on policies, laws, regulations and concerned technical issues related to standardization
· Проведение исследований по вопросам политики, законов, правил и соответствующих технических вопросов, связанных со стандартизацией;
· Conducting certification servicesПроведение сертификационных услуг;
· Disseminating knowledge of standardization, and conducting training for standardization officials;Распространение знаний о стандартизации, а также проведение подготовки по стандартизации должностных лиц;
· Publishing notifications of national standards and concerned standardization informationИздательство уведомлений о национальных стандартов и касается информации по стандартизации;
· Promoting cooperation and exchanges with overseas standardization organizations, developing relations with standardization bodies, experts and scholars in Hong Kong, Macao and Taiwan regions, actively organizing people to join the domestic, regional and international activities on standardization;Содействие развитию сотрудничества и обменов с зарубежными организациями по стандартизации, развитие отношений с органами по стандартизации, эксперты и ученые в Гонконге, Макао и Тайваня регионах, активно организации людей присоединиться к внутренней, региональной и международной деятельности по стандартизации;
· Protecting the rights and interests of standards professionals and conducting various service activitiesЗащита прав и интересов стандартов специалистов и проведение различных мероприятий, обслуживание.
Проблемы системы стандартов
и технического регулирования.
Среди основных проблем можно выделить:
· Система стандартов в Китае основана на моделях бывшего Советского Союза. До принятия Закона о стандартизации все стандарты в Китае носили обязательный характер;
· В настоящее время в Китае технические положения действуют в форме постановления, приказа и обязательного стандарта, причем обязательный стандарт – это главная форма;
· В настоящее время в Китае мы рассматривает обязательный стандарт как техническое положение, но стандарт и техническое положение различаются с точки зрения правового характера, принципа разработки, содержания и защиты авторских прав;
· Система стандартизации рассматривается в качестве системы технологических положений. В данном случае система стандартов становится частью правовой системы нации. Организации, такие как технический комитет, институт и ассоциация стандартизации, представляют интересы только некоторых лиц, становятся организациями по разработке законодательства.
· Также, технические положения должны доводиться до сведения общества, чтобы люди могли ознакомиться с ними на Интернет – сайте правительства или средств массовой информации. Однако стандарты защищены авторскими правами, и люди вынуждены платить, чтобы получить их.
Предлагается реформировать систему стандартов и технического регулирования в соответствии с практиками ЕС в 2 – х направлениях:
1.
Система стандартов.Отдел, ответственный за стандартизацию, разрабатывает стандарты, включая национальные, отраслевые и местные стандарты в соответствии с руководством правилом, порядком, принципом и т.д. Все данные стандарты носят добровольный характер, с защитой авторских прав;
2.
Система технического регулирования.Орган государственной власти, включая местное правительство, наделяется полномочиями по разработке технических положений. Разработка технических положений должна соответствовать требованиям Закона по разработке законодательства. Принципы разработки технического положения защищают национальную безопасность, здоровье и безопасность человека, животных и растений, окружающей среды и предупреждает разрушающие практики. В отношении технических положений предусмотрена защита авторских прав.
Также Китай должен установить и совершенствовать систему оперативного противодействия международным барьерам торговли следующими методами:
1. Совершенствовать внутренние технические стандарты, уделять достаточное внимание внутренним техническим положениям и принимать активное участие в международной деятельности по стандартизации;
2. Устанавливать и совершенствовать механизмы исследования в отношении технических барьеров торговли;
3. Устанавливать системы предупреждения и быстрого реагирования в отношении зарубежных технических барьеров (или мер) торговли.
Китай должен принять опыт развитых стран в разработке
системы качества, т.к. развитые страны разрабатывают полный набор научной системы качества посредством развития и совершенствования в несколько десятилетий. Многие развитые страны располагают зрелыми системами обеспечения качества, ориентированными на рынок, от разработки технических положений и стандартов, процедур оценки соответствия, управления качеством, метрологии, до лабораторий и организации сертификации. Данная эффективная система качества обеспечивает надлежащее функционирование рынка и обеспечивает развитие экономики. В настоящее время Китай строит рыночную экономику с китайскими характеристиками, в связи с этим установление научной и эффективной системы качества имеет долгосрочную значимость в целях совершенствования качества национальной экономики, обеспечения национальной экономической безопасности, защиты интересов потребителей и продвижения внешней торговли.
Система национального регулирования качества в США.
Система стандартов США.
Система технического регулирования и стандартизации Соединенных Штатов Америки имеет многолетнюю историю (стандартизаторы США используют старую английскую систему мер – футы и дюймы).
Система стандартизации США распределена по промышленным отраслям и поддерживается многочисленными организациями по стандартизации, как частными, так и полугосударственными. Американские стандарты разрабатывались по отдельным отраслям в ответ на конкретные запросы промышленных предприятий и органов государственной власти.
В течение более ста лет американская стандартизация развивалась по инициативе частного сектора без вмешательства со стороны государства. Главной задачей при внедрении стандартов была и остается разработка технических требований на продукцию, технологические процессы и системы.
На данный момент техническое регулирование и стандартизация являются одними из процессов тесного взаимодействия правительства и неправительственных институтов, бизнес – сообществ, научных организаций и общественных организаций в США.
Основную роль в системе технического регулирования в США играют стандарты. Стандарты в США обеспечивают безопасность товаров и услуг на внутреннем рынке, играют роль «двигателей торговли», а также являются самым действенным механизмом регулирования социальной сферы.
Кроме того, стандарты непосредственным образом влияют на внешнюю торговлю и уменьшают барьеры при доступе продукции на товарные рынки.
Соединенные Штаты Америки являются страной с наиболее мощной экономикой в мире. Одним из факторов процветания США специалисты считают систему либерального управления экономикой и производства в этой стране. Основной принцип такого управления – инициативы могут исходить из любого источника, который заинтересован в изменении. Практически это значит, что любой субъект в США – организация, фирма, в принципе даже отдельный гражданин может выступить с законодательной или нормативной инициативой, если, он считает что она будет ему полезна. Если он соберет достаточное количество сторонников, эта инициатива может стать документом, принятым к действию.
Система стандартизации в США является ярким представителем этой системы. Основной принцип развития – если тебе нужен нормативный документ для бизнеса – создай его. Если твои интересы совпадают с интересами партнера по бизнесу – создай общий стандарт.
Стандарты, разрабатываемые в США имеют важное значение для управления производством.
Элементы системы качества.
В системе регулирования США, в соответствии с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, существуют как стандарты, так и регламенты.
Стандарты– спецификации на продукцию, услуги, персонал, процесс или систему, которые способствуют развитию рынка.
Регламенты – обязательные стандарты и спецификации, которые могут содержать частично требования из стандартов, но, главным образом, устанавливают процедуры оценки соответствия.
Порядок разработки стандартов.
Разработкой стандартов занимаются пять различных видов организаций и соответственно этому в стране существуют стандарты пяти различных «уровней».
Прежде всего, разработку стандартов ведут многие крупные промышленные фирмы. Однако широкому распространению фирменной стандартизации мешает то, что компании обычно не заинтересованы, чтобы полученными выгодами воспользовались другие фирмы.
Работы по стандартизации приносят этим фирмам большие доходы.
Наряду с отдельными фирмами, стандарты разрабатывают промышленные ассоциации. Провести четкую грань между стандартизацией фирменной и промышленных ассоциаций трудно. Обе формы тесно взаимосвязаны, хотя нередко фирмы работают независимо от планов ассоциаций.
Очень важную роль в разработке стандартов играют научно – технические общества, ведущее место среди которых занимает Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM). Стандарты научно-технических обществ основываются на больших теоретических исследованиях, проводимых обществами, и учитывают последние достижения пауки и практики в соответствующих отраслях. Они применяются во многих отраслях промышленности и пользуются большим авторитетом как внутри страны, так и за рубежом.
Управление системой качества.
Управление стандартизацией происходит с двух сторон: государственные департаменты и органы по стандартизации управляют стандартизацией сверху – вниз, устанавливая добровольность и обязательность отдельных стандартов, а промышленность и потребители в лице объединений управляют стандартизацией снизу – вверх, постоянно обновляя стандарты по мере совершенствования технологий и материалов.
В США вопросы стандартизации регулируются на принципах частно – государственного партнерства, которое, основной частью, заложено в гласности установления обязательных норм.
Каждый отдельный государственный орган власти уполномочен устанавливать в своей сфере обязательные стандарты, однако процедура перевода стандарта из добровольной области в обязательную неразрывно связана с открытым участием всех заинтересованных структур в данном процессе.
Участники системы технического регулирования США.
Участниками системы технического регулирования являются представители следующих направлений:
· Государственные органы власти (исполнительная и законодательная власть);
· Бизнес – сообщество и общества защиты прав потребителей;
· Разработчики стандартов (включая научно исследовательские организации и инновационные компании) и органы по оценке и подтверждению соответствия.
Все представители данного сообщества руководствуются единым девизом: один стандарт – одно испытание, признаваемое повсюду. Как известно этот девиз заимствован у международных организаций по стандартизации. Это оправдывается процессами глобализации в стандартизации, которые происходят последние 10 лет.
Распределение ролей и обязанностей регулирования.
Руководящие документы.
Регулирование добровольных и обязательных стандартов.
Основным руководящим документом по развитию системы стандартизации в США является Национальная программа развития стандартизации.
Кроме того, в области оценки соответствия также принят руководящий документ, устанавливающий национальные принципы США в данной области. Данное руководство определяет правовые основы взаимодействия потребителей, производителей, покупателей, продавцов, государственных и негосударственных регуляторов, органов по оценке и подтверждению соответствия.
В систему стандартов США входят следующие виды документов:
· Обязательные стандарты– их обычно разрабатывают правительственные органы. Хотя и добровольные стандарты часто становятся обязательными, если на них дается ссылка в правительственных, отраслевых или корпоративных сводах законов или в регламентах. Нарушение обязательных стандартов ведет к применению гражданских или уголовных санкций;
· Стандарты де-факто– известны также как специальные или временные, обычно разрабатываются вне традиционных рамок и предназначены для более узкого рынка, чем стандарты, разработанные организациями, ориентирующимися на добровольное их применение;
· Стандарты консорциумов– разрабатываются компаниями, которые заключают соглашение о совместной работе для решения конкретных требований рынка. Документы, разработанные консорциумами, могут предложить решение проблемы, однако участие в работе ограничено только их членами. Для вступления в члены консорциума требуется значительный денежный взнос.
В области оценки соответствия в США не существует единых подходов для разных отраслей, хотя, как было отмечено ранее, существует руководство, устанавливающее единые принципы оценки соответствия.
Данные принципы нацелены, прежде всего, на снижение дублирования форм оценки соответствия для продукции, производств. Каждая отрасль по своей сути многогранна и уникальна, поэтому вопросы оценки соответствия национальные регуляторы решают точечно.
Система оценки соответствия в США представлена как правительственными регуляторами, так и неправительственными структурами (органы по оценке и подтверждению соответствия, испытательные лаборатории, инспекционные органы).
Правительство СШАрегулируя область обязательных и добровольных стандартов решает следующие вопросы:
· Защита здоровья и безопасность граждан;
· Охрана окружающей среды;
· Внешняя торговля и конкуренция;
· Развитие инноваций;
· Интероперабельность (совместимость информационных систем, коммуникационные системы в области безопасности).
Правительственные структуры (представители государственных органов) участвуют в процессе стандартизации, работают в технических комитетах по стандартизации по разработке добровольных стандартов. Всего более 4000 представителей Правительства США участвуют в работе по стандартизации 497 организаций по стандартизации.
Законодательство США по регулированию технических нормбазируется на многих законах, среди которых:
· О торговле и конкуренции;
· Об упаковке и достоверности этикетирования;
· О безопасности национального транспорта и автомобилях;
· О пестицидах;
· Об авиации;
· О безопасности судов.
Участвуя в процессе стандартизации федеральное Правительство США:
· Снижает государственные затраты на процесс разработки стандартов и реализации государственной политики;
· Унифицирует требования по безопасности и качеству к продукции, закупаемой для государственных нужд;
· Проводит эффективную государственную политику по гармонизации национальных стандартов с международными.
Оценка соответствия в США представлена следующими формами:
· Декларирование;
· Инспекция (в отношении транспортировки товаров);
· Испытания;
· Сертификация;
· Регистрация;
· Аккредитация.
Декларирование соответствия применяется, как правило, при подтверждении продукции и услуг при низком риске безопасности для потребителя.
Сертификация и испытания применяются при высоких рисках по обеспечению безопасности.
Необходимо сказать несколько слов о структуре органов власти и системе управления обязательными и добровольными стандартами в США.
Функциями по признанию и установлению обязательных стандартов обладают несколько федеральных ведомств и комиссий, среди которых:
· Американская комиссия по безопасности потребительских товаров (CPSC);
· Администрация по пищевым товарам и лекарственным средствам (FFDA), в составе Министерства здравоохранения и социальных служб;
· Национальная администрация по безопасности движения автомобильного транспорта (NHTSA);
· Федеральная торговая комиссия (FTС);
· Министерство финансов (Departmentoftreasury), в части контроля за оборотом алкогольных напитков, табачных изделий и оружия.
Базовым законом является Закон «О передаче и продвижении национальных технологий», который был принят в 1994 году, и является основным в области технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия. В данном законе дана прямая ссылка о том, что: «Федеральные агентства и департаменты должны использовать технические стандарты, которые разработаны и приняты организациями, разрабатывающие добровольные консенсусные стандарты»[2]. Также данный закон предписывает представителям агентств и департаментов участвовать в работе организаций, разрабатывающих стандарты.
Основные нормативно – правовые акты
касающиеся системы качества
.
Американский национальный институт стандартизации (ANSI).
(сформирован в 1969 г.)
Американский национальный институт стандартизации – объединение американских промышленных и деловых групп, разрабатывающее торговые и коммуникационные стандарты. Входит в ISOи Международную электротехническую комиссию, представляя там свою страну.
Сформирован 19 октября1918года как Американский комитет инженерных стандартов (AESC). Впоследствии – Американская ассоциация стандартов (ASA, 1928 г.), а после реорганизации в 1966 году – Институт Стандартов США (USASI). Нынешнее имя принято в 1969 году. В ANSI представлены американские корпорации, правительственные службы, международные организации и частные лица.
Деятельность ANSI финансируется за счет членских взносов и доходов от продажи документации. В состав функций ANSI входят:
· аккредитация американских организаций по стандартизации;
· утверждение представленных стандартов в качестве национальных.
Разработкой стандартов в США занимаются около 600 организаций. Система стандартизации носит добровольный характер, и соответствие стандартам не является обязательным.
ANSI осуществляет функции по аккредитации и координации неправительственных организаций по стандартизации и подконтролен государственному органу по стандартизации Американскому институту стандартов и технологии (NIST).
Наиболее крупными организациями по добровольной стандартизации, входящими в ANSI, являются:
· Американское общество по испытаниям материалов (ASTM International);
· Американское общество машиностроителей (ASME);
· Национальная электротехническая ассоциация (NEMA);
· Институт электроники и электротехники (IEEE);
· Американское общество гражданского строительства (ASCE).
ANSI выполняет часть работ по аккредитации и несет полную ответственность за аккредитованные ей организации.
Американский национальный институт
стандартов и технологий (
NIST
)
(сформирован в 1969 г.)
NIST– неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководящая деятельностью организаций – разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтересованы различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер).
NISTне разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST– содействие решению проблем, имеющих общегосударственное значение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства). Институт разрабатывает целевые программы. Программно – целевое планирование охватывает производство продукции.
Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы.
NISTподдерживает деловые контакты с Министерством торговли, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Комиссией по безопасности потребительских товаров, и пользуется техническими регламентами, утверждаемыми органами государственного управления. NISTподдерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, в плане информационного обеспечения фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты.
Оргструктура
NIST
.
Возглавляет институт Совет директоров. Его функциями являются выборы президента сроком на один год, трех вице-президентов, исполнительного вице-президента и исполнительного комитета. Последний управляет институтом в период между заседаниями Совета директоров и контролирует исполнение бюджета. Совет директоров планирует работу института, разрабатывает приоритетные направления стандартизации.
Совету директоров подчиняются: Совет организаций-членов, Совет компаний – членов и Совет по защите интересов потребителей. Совет организаций – членов состоит из представителей различных союзов, объединений, а также представителей федерального правительства или правительства отдельных штатов (при их заинтересованности).
Совет организаций:
· Утверждает национальные (федеральные) стандарты;
· Анализирует принятые другими организациями стандарты в отношении их приемлемости как федеральных;
· Планирует обновление и создание новых нормативных документов; курирует участие страны в международной стандартизации.
Этот орган имеет по одному представителю в двух других Советах. Совет компаний – членов включает представителей всех заинтересованных фирм из разных отраслей экономики. Этот орган имеет пять представителей в Совете по защите прав потребителей и одного – в Совете организаций.
Совет компаний:
· Составляет программы стандартизации с учетом отраслевых интересов;
· Привлекает новых членов;
· Определяет потребности в новых национальных или международных стандартах;
· Занимается исследовательской работой, направленной на повышение эффективности производства и торговли через стандартизацию.
В Совете по защите интересов потребителей представлены по пять членов от двух других советов, пять представителей государственных органов, представители потребительских союзов. Основные задачи данного Совета определяются целями его работы – отслеживать соблюдение интересов потребителей в национальных стандартах.
Совет выявляет:
· Области, где необходимо добиваться улучшения качества товаров (услуг) с помощью стандартизации;
· Занимается разъяснительной деятельностью, пропагандируя роль стандартизации в развитии экономики и защите прав и интересов потребителей;
Совет широко привлекает самих потребителей к проверкам
качества и безопасности товаров на местах. Для этого создаются добровольные контролирующие группы, которые под руководством представителей Совета собирают информацию и присылают отзывы и рекомендации. Эти отзывы и рекомендации рассматриваются и нередко учитываются при обновлении или создании нового нормативного документа.
Помимо трех советов, в составе NIST есть комитеты при Совете директоров, координирующие различные стороны деятельности института, а также большое число постоянных рабочих органов, например:
· Исполнительный совет по стандартизации, который выполняет координирующие функции;
· Совет по пересмотру стандартов– принимает национальные стандарты, имеет право их отмены и установления срока действия;
· Комиссия по контролю и аккредитации– контролирует соблюдение методологии стандартизации разработчиками нормативных документов и занимается аккредитацией организаций разработчиков;
· Комитет по сертификации– разрабатывает и реализует программы по сертификации продукции и услуг, представляет в Совет директоров системы сертификации официального признания;
· Консультативный комитет по международной стандартизации– определяет направления участия специалистов института в международных организациях;
· Национальный комитет по участию США в деятельности ИСО и МЭК– отвечает за эффективность работы в этих организациях.
Участие NIST в работе МЭК также весьма широкое: американские специалисты входят в состав рабочих групп 90% технических программ.
Такое активное присутствие в крупнейших международных организациях дает возможность NIST влиять на принятие американских национальных стандартов в качестве международных;
Комитеты
NIST
:
· Комитет стратегического планирования – разрабатывает долгосрочные целевые программы и планы работы NIST;
· Отраслевые комиссии по стандартизации – оказывают поддержку исполнительному совету по стандартизации в областях сообразно своей компетенции;
· Комитет по информационному обслуживанию в области стандартизации при Совете директоров – координирует информационное обеспечение работы института. Институт располагает банком данных о действующих и разрабатываемых федеральных стандартах.
Структура финансирования института говорит о его независимости от государственного бюджета: 37% составляют взносы организаций – членов (6%) и фирм – членов (31%); разработка специальных программ по заказам заинтересованных организаций – 15%; поступления от продажи различных изданий – 47% и прочие доходы – 1%.
В настоящее время организации по стандартизации США соответствуют принципам Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, которые предъявляются к организациям по стандартизации. Тем самым наиболее сильные институты по стандартизации США, претендуют в будущем составить конкуренцию таким организациям по стандартизации как ИСО или МЭК. Американские стандартизаторы отмечают при этом отсутствие гибкости «Нового европейского подхода» при невозможности применении в качестве доказательной базы других региональных стандартов, например американских. Однако данная модель в ЕС призвана обеспечить не только экономическую, но и национальную безопасность на территории союза.
На данный момент американские и европейские стандартизаторы ведут совместную работу в области инновационных технологий. Среди них нанотехнологии, метрологическое обеспечение в области нанотехнологий, фармацевтика, отраслевые разъясняющие процедуры по техническим регламентам ЕС. Данная работа позволит обобщить и широко распространить наиболее актуальные знания в этих инновационных областях, а также снизят затраты на внедрение технологий и барьеры при внешней торговле.
Организациями по стандартизации США довольно часто проводятся различные семинары, мастер – классы, конференции по конкретным вопросам, связанным со стандартизацией. Освоен метод работы через видеоконференции, которые также доступны через сайт организации.
Сравнив примеры систем качества Китая и США можно выявить следующие различия:
· Система качества США более унифицирована, чем система Китая;
· Китайская система стандартов охватывает более широкую область применения стандартов;
· Стандарты США разрабатываются в соответствии с экономическими принципами страны, также с принципами ЕС;
· Китайская система качества нуждается в реформировании, т.к. Китай только строит рыночную экономику и не соответствует принципам стандартизации ЕС;
· Стандартизаторы США ведут активную работу с европейскими в области введения инновационных технологий.
ГЛАВА
II
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1 Современное состояние системы
технического регулирования России.
Техническое законодательство– совокупность правовых норм,
регламентирующих требования к техническим объектам: продукции,
процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор)
за соблюдением установленных требований.
Техническое законодательство – один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ «О техническом регулировании» (27.12.2002 г.) является основным источником технического права в России.
Общие сведения о ФЗ «О техническом регулировании».
Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты — правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.
Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.
Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» – создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.
Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.
Наглядным примером технического регулирования является решение Международной организации гражданской авиации о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.
Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов
Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.
И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты — документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.
В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.
Недостатки ФЗ «О техническом регулировании».
В Федеральном законе «О техническом регулировании» не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение самой системы стандартизации. Понятие «система» интерпретируется, как совокупность документов по стандартизации, без учета ее участников и правил функционирования.
Не решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.
В бюджетном законодательстве отсутствует механизм «возвратного финансирования» работ по стандартизации, что делает невозможным использование средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.
Требуют юридической и экономической проработки вопросы применения в стандартах патентованных технических решений, отнесения работ по стандартизации к научно-исследовательским работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.
Законодательством не предусмотрено бюджетное финансирование работ по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелегитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования.
В соответствии с международной практикой в законодательных актах и нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.
И.З. Аранов, заведующий отделом ВНИИС «Экспертная система сертификации ГОСТ Р», считает, что разработчики законопроекта попытались описать в нем все самым что ни есть исчерпывающим образом, что оказалось им не под силу. Так, говоря о том, какими должны быть виды регламентов, они практически назвали виды безопасности, на которые распространяются эти регламенты. Но по неясной причине в этот список не попала информационная безопасность, что может нанести колоссальный ущерб и отдельному человеку, и государству в целом. Создатели законопроекта также обошли стороной безопасность услуг, что чревато тяжелыми последствиями, особенно в ситуации, когда большинство из них уходят из сферы лицензирования, т.е. становятся вообще нерегулируемыми. Кстати, Европа, в противовес России, всегда стремится уйти от понятия «исчерпывающий», чтобы не создавать преград различного рода инновациям.
Кроме того, задержка с разработкой и принятием технических регламентов может вызвать серьезные проблемы. На переход к системе технических регламентов отпущено 7 лет. В течение этого срока требуется принять, по экспертным оценкам, порядка 700 технических регламентов7. Государственная Дума принимает в год, в среднем, чуть более 200 законов, то есть технические регламенты будут составлять почти половину от всех законопроектов, рассматриваемых ГД РФ. С учетом того, что технические регламенты представляют собой весьма специфические документы, оценка содержания которых во многих случаях требует специальных знаний, велики шансы, что они будут приниматься в спешке, без достаточного экспертного анализа. Соответственно, велик риск «ошибки законодателя». Затяжка с разработкой регламентов увеличивает этот риск.
Более того, до принятия регламентов сложно сделать выводы, насколько эффективными являются заложенные в закон процедуры публичного обсуждения, которые, как мы уже говорили, могут быть моделью для принятия нормативных актов в других сферах.
Проблема может быть частично решена путем принятия технических регламентов постановлениями Правительства, что допускается законом. С одной стороны, это позволит ускорить процесс формирования новых обязательных требований. С другой стороны, массовое использование этого канала выхолащивает саму идею реформы технического регулирования и в части фиксирования обязательных требований на законодательном уровне, и в части использования новых процедур принятия значимых нормативных актов. С нашей точки зрения, процедурная составляющая закона, являющаяся новаторской для российской законотворческой практики, является не менее важной, чем собственно кодификация обязательных требований. Поэтому было бы целесообразно начинать реализацию реформы все-таки с принятия технических регламентов федеральными законами. Более того, было бы целесообразно обеспечить соответствующую PR-поддержку реализации именно процедурной части закона «О техническом регулировании».
Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать, что для продвижения реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».
продолжение
–PAGE_BREAK–