Зарубежный опыт информационного обеспечения управления (на примере Японии)

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретическиеаспекты информационного обеспечения управления
1.1 Рольинформации в менеджменте
1.2 Информационноеобеспечение системы управления персоналом организации
1.3 Повышениеэффективности управленческой деятельности
Глава 2.Информационноеобеспечение управления в Японии
2.1 Национальныеособенности менеджмента в Японии
2.2 Состояниеи перспективы развития информационного обеспечения управления в Японии
2.3 Системауправленческого контроля в Японии на примере компании «Мацусита»
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
 

Введение
В настоящее время роль информационных технологий значительновозрастает. Современный человек уже не представляет свою жизнь без персональныхкомпьютеров, мультимедиа, Интернета, медиадизайна, IP-телефонии и многодругого.
Влияние информационных технологий на деятельность и бытчеловека очевидно. Цифровые и электронные технологии обеспечили возможностьнакопления на одном носителе всех традиционных видов информации: текста, видео,фото изображения, анимации, цвета, звука. Такие возможности сделали доступнымхранение, трансляцию и тиражирование огромных массивов информации: специальной,художественной, технической, научной, управленческой, справочной,иллюстративной.
В сфере менеджмента уже немыслимо управление персоналом безинформационного обеспечения. Современная управленческая деятельность опираетсяна использование многочисленных видов информационных технологий в зависимостиот содержания определенных этапов процесса принятия решения. Автоматизация бизнес-процессовпозволяет задачи менеджмента организации перевести из сложного ежедневноготруда руководителя в сферу инженерных технологий.
Современные технологии нацелены на возможность упростить трудруководителя, освободить значительную часть рабочего времени от рутинногоанализа документации и разработки стратегии управления. К таким выводамприходят исследователи в области менеджмента А. Я. Кибанов, И. Н. Герчикова, А.В. Карпов, Г. И Куликов.
Управленческая деятельность любой организации основывается напереработке информации и на создании новой информации, что позволяет говорить оналичии технологии призванной к преобразованию исходных данных в результативнуюинформацию. Информационные технологии в объективе менеджмента можнорассматривать как систему методов и сбора информации.
На основе вышеизложенного мы пришли к выводу, что выбраннаятема «Зарубежный опыт информационного обеспечения управления» являетсяактуальной, т.к. успешное функционирование предприятия в современном мире невозможно без грамотного применения информационных технологий. Зарубежный опытанализируемой технологически развитой страны Японии может послужить красочнымпримером для заимствования некоторых аспектов управления.
Цель написания курсовой работы заключается в изучении иобосновании состояния информационного обеспечения управления на примерезарубежного опыта. Для реализации поставленной цели планируется выполнить такиезадачи:
1. Проанализироватьроль информационных технологий в управлении компанией.
2. Определитьпонятие информационного обеспечения в менеджменте.
3. Раскрытьособенности менеджмента в Японии.
4. При помощианализа японской компании проиллюстрировать удачный опыт использованияинформационных технологий в управлении.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:теоретический анализ и синтез научной литературы, теоретическое обоснованиеактуальности использования современных информационных технологий в управленииорганизацией.

Глава 1. Теоретические аспекты информационного обеспеченияуправления
 
1.1 Роль информации в менеджменте
Улучшение управления в любой отрасли является важнейшимфактором, который повышает эффективность производства. На основенаучно-технического прогресса происходит совершенствование форм и методовуправления персоналом.
Новшества в сфере информационных технологий служат средствомдля удешевления и сокращения аппарата управления. Появление Интернета,локальных сетей, IP-телефонии приводит к совершенствованию системыинформационного обеспечения управления организацией. Роль информации вменеджменте постоянно высока и продолжает расти, расценивается при этом какосновной фактор производственного процесса. Заслуга информации заключается вповышении качества рабочей силы, служит предпосылкой успешной организации всегопроцесса производства.
Термин «информация» произошел от лат. information – осведомление, разъяснение,изложение. Простейший процесс передачи и получения информации можно посмотретьна рисунке 1. Это схематические отображение простой передачи информации в одномнаправлении.
/>
 

Рис. 1. Процесс передачи и полученияинформации

Процесспередачи информации сопровождает прохождение через множество посредников, чтоозначает ее искажение и задержку. Так же информация может деформироваться взависимости от адресата. При передаче от подчиненных к руководству информацияобобщается, а в обратном направлении, от руководителя к подчиненным –информация конкретизируется. Основной момент в процессе ее передачи – этовысокая скорость, во избежание искажений. Правильность принимаемых решенийзависит именно от этого.
Задача менеджмента заключается в использовании объективной исвоевременной информации, которую необходимо обрабатывать, сохранять ираспространять с помощью современных технических средств и научных методов.
1.2 Информационное обеспечение системы управления персоналоморганизации
Контроль над исполнением выработанных решений являетсяглавной функцией процесса управления персоналом. В настоящее время возможностьрассматривать процесс управления как информационный процесс за счет получения,передачи, хранения и использования информации представляет нам иерархическуюсистему управления как информационную систему.
Разработка информационного обеспечения в службе управленияперсоналом должна соответствовать ряду организационно-методических требований:рациональной интеграции обработки информации с минимальным дублированием ее винформационной базе; возможности обработки информации при помощи машины.
Управление персоналом осуществляется с помощью множествапринимаемых, согласованных и реализуемых решений, которые направлены надостижение основной цели функционирования организации. Выработка таких решенийтребует информационного обеспечения. Информационное обеспечение системыуправления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений пообъему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системеуправления при ее функционировании. Оно включает оперативную информацию,нормативно-справочную информацию (НСИ), классификаторы технико-экономическойинформации и системы документации (унифицированные и специальные).
Для успешного выполнения службой управления персоналомнеобходимо соблюдать ряд требований по качеству информации, среди которых:
Комплексность – информация должна носить комплексный характерпо отражению всех служб деятельности: технологической, технической,экономической, организационной и социальной.
Оперативность – информация должна поступать одновременно с прохождениемпроцесса в управляемой системе или же совпадать с моментом его окончания.
Систематичность – необходимая информация должна поступать непрерывнои систематично.
Достоверность – полученная информация должна бытьсформирована при помощи точных измерений.
Разработка и проектирование информационного обеспеченияуправления требует установить состав и структуру информации для принятойтехнологии управления. Информационное обеспечение подразделения управленияперсоналом обобщенно можно подразделить на внутримашинное и внемашинное. (Рис.2).

/>
Рис. 2. Содержание информационногообеспечения системы управления персоналом организации
Данная классификация может быть использована в том случае,если в подразделении управления персоналом используются компьютеры.
Ко внемашинному информационному обеспечению можно отнестисистему классификаций и кодирования информации, систему организации, внесенияизменений в документацию, систему управленческой документации. Это тесообщения, документы и сигналы, которые воспринимаются человеком без примененияпрограммного обеспечения.
Внемашинная сфера характеризуется движением документов междууправляющей и управляемой системами. Документы в данном случае следуют оторгана управления в виде приказов, плановых заданий, распоряжений, а от объектауправления в виде учетно-отчетной информации. Это информационное обеспечениепозволяет проводить идентификацию объекта управления, предоставлять данные ввиде документов и формализовать информацию.
Отличие внутримашинного информационного обеспечения (ВО)заключается в содержании массивов данных, которые формируют информационную базусистемы на машинных носителях (компьютерах). ВО так же формирует системупрограмм организации по накоплению и ведению доступа к информации. Главныйэлемент ВО представляет собой информационный массив с совокупностью однородныхзаписей. Его структура не зависит от типа машинного носителя.
Структурные подразделения уже не в силах функционировать безналичия персональных компьютеров. Специальное программное обеспечение нацеленона облегчение работы отделов кадров, отделов труда и заработной платы и мн. др.Грамотная организация данных на ПК является залогом успешного функционированияпредприятия в целом.1
Общий банк данных организуется таким образом, чтосоставляющие его базы данных организуются по определенным правилам, которыедолжны предусматривать общие принципы описания, манипулирования и хранения информации.Накопление информации базе данных происходит в виде небольшого числа массивов,ориентация каждого из которых направлена на определенное решение задач. Всистеме при этом поддерживается непрерывная динамическая информационная модельобъекта управления.
Передача информации является важнейшим и основным факторомнормального функционирования компании. Особое внимание и значение получилообеспечение оперативных и достоверных сведений. Для многих компаний внутренняясистема информации получила функцию по решению задач организациитехнологического процесса. Это коснулось в первую очередь процессов обеспечениякомпаний кооперированной продукцией, которая поступает со специализированныхорганизаций по внутрифирменным каналам. В этом случае информация играет большуюроль для предоставления сведений при принятия управленческих решений и являетсятем фактором, который обеспечивает снижение издержек производства и повышаетего эффективность. Прогнозирование процессов рынка играет особую роль.
Информация научно-технического характера играет существеннуюроль в принятии решений. Этот фонд требует непрерывного пополнения дляобеспечения компании высокого уровня конкурентоспособности. Информация – этооснова для создания докладов, предложений, отчетов и принятия важных решений. Кинформации менеджер предъявляет ряд определенных требований: четкостьформулировок, краткость, своевременность поступления.
Применение экономико-математических методов, новейшихразработок в сфере компьютерных технологий дает новые возможности для решенияряда задач, которые стоят перед менеджерами. Возможность переложить частьрутинных обязанностей связанных с документооборотом на электронные средстваинформационного обеспечения освобождает значительную часть рабочего временируководителя, которое он может грамотно использовать для решения ряда стратегическиважных вопросов по организации, управлению компанией.
1.3 Повышение эффективности управленческой деятельности
Использование информации является залогом эффективногоуправления различными социальными организациями. Можно утверждать, чтоуправление является подготовкой, принятием и осуществлением рядапоследовательных решений управляющей системой на основе определеннойинформации, которая отражает состояние окружающей среды и управляемого объекта,а так же степень выполнения/невыполнения принятых управленческих решений.Информация являет собой своеобразный процесс передачи сообщений между передающейсистемой и принимающей, что делает состояние последней разнообразным.1
Работы К. Шеннона и Н. Винера, увидевшие свет в конце 40-хгодов XX столетия стали началом развития математической теории информации,которая понятие «информации» объясняет, как меру уменьшения неопределенностизнания при совершении, какого либо события. Важнейшим стимулом развитиякибернетики стала именно математическая теория информации.
Грамотное управление социальными системами, их подсистемами иорганизациями предполагает воспроизводство, производство и применение различныхвидов информации, которое включает:
· производствоинформации в виде изобретений, научных исследований, открытий;
· обобщениепрактического опыта в производственной отрасли, в области культуры,социально-политической жизни, образования и т.д.;
· отбор, сбор,оценка информации, которая необходима для управления;
· аналитико-синтетическаяпереработка информации (классификация, библиографическое описание,аннотирование, предметизация, реферирование, кодирование, перевод);
· поиск и хранениеинформации;
· распространение иразмножение информации, ее передача потребителю;
· контроль заэффективностью использования информации;
· использованиеинформации.
Различные субъекты и звенья управления в разной степенинуждаются в информации. Ее необходимый объем определяется первоочереднымизадачами, которые решаются в процессе управления тем или иным субъектом, темили иным руководителем, работником управленческого аппарата. Важность и масштабпринимаемо решения так же имеют влияние на информацию. Ведь чем важнее имасштабнее решение, тем больше по объему и разнообразнее по содержаниюинформация необходима для его приятия и подготовки. Так же объем необходимойинформации может зависеть от характера и количества регулируемых, управляемых параметров,от количества вариантов возможного поведения и состояния управляемого объекта,от разнообразия и величины, возмещающих управляемую систему внешних ивнутренних воздействий, от качества и количества показателей, которыехарактеризуют результаты функционирования данной системы.
Возрастание необходимости знания об объектах управленияпроисходит по мере совершенствования управления обществом, будь это слоинаселения, социальные группы, социальные организации, территориальные общностиили подсистемы общества — экономическая, политическая, социальная, социокультурная1.В данных условиях и субъект, и объект управления требуют полной и достовернойинформации о функционировании общества, его основных подсистем, групп иорганизаций. Результаты исследований показывают, что менеджеры и руководителине достаточно используют зачастую доступную информацию с первостепенной ролью впроцессах управления. Специалисты по разработке социальных программ частожалуются на то, что результаты их труда редко используются или не используютсяв управленческой деятельности. Результаты социологических исследований гласят,что управленцы более 50 % своего времени тратят на распределение документовсреди подчиненных, их обсуждение с подчиненными и на участие в совместном — сподчиненными или вышестоящими руководителями — решении возникающих проблем. Использованиеотчетов в качестве основ для оценки и поощрения работников, пересмотра методови процедур организаторской деятельности и функционирования системы управления,запросов большего количества ресурсов или их перераспределения, повышениядостоверности информации предпочитают менее 50 % опрошенных работников сферыуправления. А ведь информационную управленческую систему можно охарактеризоватькак многокомпонентную систему, объединяющую людей, процедуры обработки иоборудование на основе компьютерной базы с целью сбора, обработки, поиска ипредоставления информации.
Среди современных информационных технологий следует отметить системыуправления базами данных (СУБД), которые играют существенную роль вкачественном информационном обеспечении управления. Каждая из них представляетсобой пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить интегрированный,системный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним, в том числе и вмасштабах целого ведомства.
Значительная роль выделяется автоматизации офисных операций срединовейших информационных технологий, которые используются в целях повышенияэффективности управленческой деятельности и ее совершенствования. Автоматизацияобъединяет в себе современные достижения в области использования микросхем итехнологий производства, а так же разработки в сфере телекоммуникаций. Среди наиболеераспространенных технологий офисной автоматизации находятся текстовыередакторы, факсимильная связь, электронная почта, автоматизированные рабочиеместа и возможности проведение телеконференций. Проанализировав примертекстового процессора, можно сделать вывод, что он сокращает время, котороеранее требовалось для редактирования, копирования, распространения, распечаткитекста. Обработка текстов процессором еще и дает возможность подключатся кнескольким дисплеям и принтерам, которые рассредоточены по всей организации,что делает доступ к документу всех сотрудников еще более доступным.
Важное преимущество электронной почты заключается в экономиивремени на телефонных звонках, которые зачастую являются бесполезными, т.к.лицо на них отвечающее может не владеть необходимой вам информацией.Возможность тиражировать и направлять одно письмо по электронной почтенескольким адресатам – еще один плюс информационного обеспечения организации.
Особенность факсимильных аппаратов заключается в их работе вкачестве фотокопировальных машин. Передача документов с их помощью возможна воригинальном виде и с меньшими затратами, чем любым другим способом.
Автоматизированные рабочие места существенно сокращают объемрутинных, утомительных и повторяющихся операций, освобождая специалиста, которыйзанимается управленческой деятельностью, для более важных дел.
Проведение телеконференций с помощью телекоммуникационныхтехнологий, таких, как телефонные линии, многоканальная, а также микроволноваяи спутниковая связь, обеспечивает возможность личного общения на большомрасстоянии, экономит деньги и время. Такие необходимые для управленческойдеятельности коммуникационные взаимодействия освобождаются от каких бы то нибыло географически-пространственных ограничений. Данная технология особенноэффективна, когда ее используют высшие руководящие кадры в общенациональныхгосударственных учреждениях.
Значительную роль в росте эффективности управленческойдеятельности играют системы поддержки принятия решений (СППР). Они представляютсобой компьютерную информационную систему, которая поставляет информацию работникамвысшего руководящего звена. Такая информация обычно используется длянетрадиционного многогранного принятия непрограммируемых управленческихрешений. Системы поддержки принятия решений способны оказать поддержку менеджеруи руководителю в принятии нестандартных решений, облегчат пользователю разработкумоделей и построение сценариев, манипуляции множеством разнообразных данных. Использованиеэтого программного обеспечения повышает качество решений управления.
В настоящее время квалифицированное применение современныхинформационных технологий дает возможность обеспечить количественнуюэффективность, качественную эффективность, экономичность и рентабельность управленческойдеятельности. Говоря о качественной эффективности, мы имеем в виду достижениянаилучшего из возможных результатов управленческой деятельности. Термин количественнаяэффективность заключается в достижении наилучших конечных показателей, способствующихдостижению более высокой производительности труда или снижению темпов инфляции.Рентабельность приводит показатели на входе и на выходе системы к наилучшемусоотношению (например, соотношение между затратами и полученными результатами).Экономичность в использовании информационного обеспечения означает минимальнуюзатрату ресурсов для осуществления и принятия управленческого решения.
Среди некоторых недостатков применения современныхинформационных технологий следует отметить необходимость в освоениикомпьютерной грамоты управленческих кадров в сфере современных технологий.Эффективное использование и внедрение систем информационного обеспеченияуправления подразумевает, что у руководителей и менеджеров есть глубокоепонимание, что такое компьютеры, как они функционируют в соотношении сповседневными рабочими функциями. Современному руководителю необходимооценивать различные варианты и возможности применения комплекса информационныхтехнологий с точки зрения целей и интересов организации в целом.

2. Информационное обеспечение управления в Японии
 
2.1 Национальные особенности менеджмента в Японии
 
Япония – особая страна, с самобытной культурой и многовековойисторией. Многочисленные приемы, которые специалисты в сфере информационныхтехнологий активно разрабатывают и применяют для обеспечения эффективногоуправления в организациях, представляют собой не более чем надстройку надмощным фундаментом. Тем слоем, который формировался на протяжении веков ивключал в себя помимо производственной и бытовой сферы такие звенья общественнойорганизации, как семья, школа, государство. Ведь именно в этих звеньяхпроисходит формирование благоприятной для манипулирования сознанием человекаатмосферы. Создание ее при этом происходит самопроизвольно и стихийно, отражаясвойства национального характера.
Рассматривая зарубежный опыт информационного обеспеченияуправления на примере Японии, необходимо учесть ряд особых национальных чертхарактерных гражданам данного государства. К перечню этих особенностей следуетотнести:
· общеэтническиечерты, которые заключаются в трудолюбии, любви к природе, склонности кзаимствованиям, практицизме и этноцентризме;
· черты групповогоповедения: преданность авторитету, чувство долга, дисциплинированность;
· черты личности:аккуратность, бережливость, любознательность, самообладание.
Японский национальный характер представляет собой редкостнуюкомбинацию устойчивости, преемственности, постоянства с колоссальнойадаптивностью к любым, самым резким изменениям внешней среды. В настоящее времяв виду происходящей чрезвычайной ситуации связанной с цунами и пожаром наатомной станции в стране не наблюдается ни одного случая мародерства и паники.Этот факт является подтверждением стойкости и терпеливости характера японскогогражданина.
Упомянутые качества национального характера помогаютэффективно контролировать персонал в служебной обстановке, сводя этот процесс кмоделированию отношений традиционной японской семьи, состоящей из несколькихпоколений одного рода. Такое внедрение элементов семейных взаимоотношений сталоблагоприятным фактором для укрепления дисциплины труда и повышенияэффективности производства. Данные обязательства именно в ментальности японцевжизненно необходимы, в соответствии с ними они поступают автоматически имгновенно реагируют на ту или иную ситуацию.
Концептуальной основой контроля над персоналом Японии можноназвать готовность индивида к неукоснительному выполнению обязательств передколлективом. Одной из составляющих данной основы можно назвать «тотальнуювовлеченность». Процесс труда в глазах сотрудников в соответствии с этой основойколоссально престижен. «Тотальная вовлеченность» подразумевает доминирование напредприятиях страны бригадных методов труда, что считается патриотическимдолгом и наилучшим средством для достижения целей производства.
Вторая концептуальная основа управления над персоналом вЯпонии – это доверие. Это понятие твердо убеждает сотрудника в том, что ихвклад в успехи компании обязательно будет учтен и компенсирован работнику.
Большое распространение в стране получили возможности«пожизненного найма» и оплаты по старшинству. Обе эти системы неоднократноподвергались критике европейских школ менеджмента, которые аргументировали, чтопод прикрытием данных систем в организации могут отсиживаться лодыри инедобросовестные работники. В японских условиях этот аргумент теряет свою силу,т.к. несостоятельных работников в этой стране просто нет.
Система «пожизненного найма» открывает свои двери длявыпускников учебных заведений, которые не работали ранее, но обладают навыкамии знаниями, которые адекватно отвечают требованиям нанимающей компании. Новичкипроходят механизм производственной подготовки для выявления склонности к томуили иному виду деятельности, и лишь по прохождении курса обучения получаютнаправление на определенную работу.
Расширению масштабов производства на предприятиях Японииспособствовали тщательно разработанные методы трудовой мотивации, что привело кповышению производительности труда и созданию сервисного и товарного изобилияна рынке.
Во многие периоды своей истории Япония часто обращалась ксвоеобразным формам аскетизма для сплочения работников с целью реализациифирменных и общенародных целей. Но одностороннее моральное влияние быстроисчерпало себя и поспособствовало ослаблению трудовой дисциплины и падениюпроизводительности.
В послевоенный период руководство правительства с цельюдогнать ведущие капиталистические страны сняло клеймо «порочности» спотребительской способности населения, а обогащение посредством хорошей работыстало заманчивым призывом к усердному труду. Реакция населения на этот призывстала одной из предпосылок приведшей к «экономическому чуду».
В конце 70-х – начале 80-х годов была сформулирована новаянациональная цель страны. Цель догнать успешные государства сменилась более амбициозной– стать единственным лидером в производстве.
Концептуальная основа контроля над сотрудниками так жевключает такую составляющую, как «эмоциональная близость». Этот факторискоренил должностные и личностные перегородки в нутрии коллектива, что предохраняетего от пагубных воздействий стресса и конфликтов.
На практике, конечно, не все так идеально. В компаниях«эмоциональная близость» поддерживается искусственно и с трудом балансируетмежду жесткой производственной дисциплиной и открытостью коммуникационныхканалов, которые нацелены соединять верхушку правления с рядовыми сотрудниками.
Основную нагрузку по успешному управлению персоналом все же несутна себе меры, которые способствуют расширению участия трудящихся в фирменномуправлении.
Система «ринги» основана на циркулировании проекта того илииного решения, которое могут предложить руководству фирмы различныепредставители управленческой прослойки по звеньям организационной структуры напредмет оценки. Всеобщее согласие – вот главная цель запуска проекта вкоммуникационные каналы. Многие зарубежные специалисты в системе «ринги»усматривают медлительность и снятие ответственности аз исполнение проекта.
То, что для постороннего глаза является медлительностью, насамом деле являет собой основательный ознакомительно-консультационный процесс,который охватывает широкую массу сотрудников.
Таким образом, морально-этические нормы присущиеанализируемой национальности свидетельствуют о высоком уровне ответственностиза процесс выполняемой работы, ее качество и конечный результат. Соответственнои информационное обеспечение управления в Японии находится на высоком уровне,который позволяет грамотно и оперативно координировать деятельность огромныхорганизаций и корпораций. Строжайший контроль над японским персоналом стечением времени претерпевает изменений. Японский опыт дает нам многиепоучительные примеры того, как ограничить текучесть кадров, сочетать жесткуютрудовую дисциплину с открытостью коммуникационных линий между руководством иподчиненными, как сделать низовые производственные коллективы болеесамостоятельными и организованными.

2.2 Состояние и перспективы развития информационногообеспечения управления Японии
Наиболее развитыми в электронной промышленности странамиявляются азиатские страны. На сегодняшний день они находятся на две три ступенивыше, чем европейские. Но, в то же время, нам это дает возможность применятьуже отлаженные и освоенные технологии немного позднее. Новейшие IT решенияявляются заслугой современной Японии. Успешная реализация программ «ЭлектроннаяЯпония II» и «Электронная Япония» сформировали в мире одну из передовыхтелекоммуникационных и информационных инфраструктур.
В настоящее время пользователи высокоскоростных каналовИнтернета в Японии составляют около 30 млн. человек. Эта цифра составляет болеетретьей части всех пользователей Интернета в стране (примерно 80 млн. человек).Наиболее популярной технологией является подключение через DSL канал соскоростью приема данных 40 Мбит в секунду. Количество японцев, отдающих предпочтениеэтой услуге, составляет примерно 14 млн. человек. Кабельным Интернетом в странепользуется до 3 млн. чел и продолжает расти. Количество пользователей домашнейоптоволоконных технологий FTTH стремительно увеличивается. Передача данныхтаким способом возможна со скоростью до 100 Мбит в секунду.
Возможность пользоваться Интернетом через беспроводныеустройства, т. е. мобильные телефоны привела к росту их пользователей,численность которых превысила 83. млн. человек. Более 18 млн. человек средиэтого числа пользовались услугами мобильной сети передачи данных третьегопоколения, обеспечивающими скорость приема информации до 348 кбит в секунду (стандартCDMA 2000 в сети компании KDDI и стандарт W-CDMA в сетях компаний NTT DoCoMo иVodafone). Лидирующие позиции в мире по уровню пользователей мобильныхтерминалов для доступа в Интернет так же занимает Япония.
Информационное обеспечение управления в Япониисовершенствуется и за счет внедрения в работу и улучшения качества услугIP-телефонии. В Японии каждый Интернет-провайдер предлагает своим клиентамданную технологию связи по расценкам, которые значительно ниже, чем устандартных телефонных операторов. Значительная часть предприятий и физическихлиц перешли с аналоговой телефонии на Интернет-телефонию. Использование даннойтехнологии грамотным руководством помогает значительно снижать расходы нателефонные звонки как внутри страны, так и за ее пределы.
Так же в Японии значительно увеличилось число точекбеспроводного доступа в сеть Интернет по технологии Wi-Fi. Точку доступабеспроводной высокоскоростной связи имеют все крупные отели и железнодорожныестанции Японии, многие предприятия общественного питания. Как следствие этопривело к тому, что широкое распространение получили ноутбуки со встроеннымиадаптерами Wi-Fi. 60 тыс. человек – это общее число зарегистрированныхпользователей с данными услугами связи.
Следующее десятилетие, по оценкам японских экспертов,ознаменуется унификацией цифровых телевизионных приемников, что позволит припереходе на новый протокол Интернета IPv6 вести полностью цифровое радио ителевещание через интернет, а так же осуществлять телеконференции и иметьинтерактивный доступ к сети через бытовые телевизоры. Это станет значительнымдостижением для информационного обеспечения управления, ведь менеджер сможетосуществлять руководство, находясь в любом месте, где доступна такая услуга. Планируемоеподключение различных бытовых устройств к сети Интернет при помощи протоколаIPv6 позволит удаленно ими управлять и контролировать.
Примером успешного информационного обеспечения управленияможет служить японская информационная система «Электронное правительство»,которая связывает в единое целое все государственные учреждения страны. Даннаясистема позволяет гражданам непосредственно взаимодействовать сгосударственными службами. Август 2003 года ознаменовался тем, что в страненачала действовать электронная система автоматизированного учета населения.Уплата налогов и государственных пошлин в Японии так же осуществляетсяпосредством автоматизированных систем, что значительно упрощает трудгосударственных служащих и плательщиков налогов.
Информационные технологии в Японии планируется задействоватьс целью обеспечения безопасности. Руководство детских садов сможет осуществлятьконтроль за детьми при помощи вшитых в одежду радиочипов и видеокамер, которыеподключены к Интернету. Совершение покупок в магазине так же возможнопосредством использования микрочипов или сотовых телефонов. В Японии более чем3,7 тыс. магазинов готовы принять к оплате данные чипы.
В области информационного обеспечения японское правительствоставит такие задачи:
· защитаинтеллектуальной собственности и международная стандартизация в сферетелекоммуникационных и информационных технологий для улучшенияконкурентоспособности корпораций Японии на мировом рынке;
· создание сетевыхтерминалов, которые бы встраивались в бытовую технику для использования людьмимало знакомыми с компьютерами.
Экономика страны так же значительно зависит от влиянияинформационного обеспечения и новых технологий. Среди основных моментов,влияющих на общее состояние экономики, можно отметить:
· высокоскоростныеканалы связи поспособствовали повышению эффективности бизнеса;
· использованиебеспроводных радиочипов с целью контроля производственных процессов прискладировании и транспортировке товаров и их продаже.
Таким образом, внедрение новейших информационных технологийзначительно упростило производственную коммуникацию и освободило менеджероввысшего руководящего звена для осуществления их первоочередных задач посохранению конкурентоспособности на рынке аналогичных услуг, повышениюпроизводительности труда, рационализированному ведению дел.
 
2.3 Система управленческого контроля в Японии на примерекомпании «Мацусита»
Инструментом деятельности менеджеров для достиженияорганизационных целей является управленческий контроль. Способности менеджера куправлению не безграничны, поэтому необходимо определять оптимальный масштаббизнеса, который поможет эффективно управлять коллективом.1
Рассмотрим данный процесс на примере японской компании«Мацусита». В ее основу положена система филиалов классифицирующихся такимобразом:
· Высшиеуправляющие компании для контроля над филиалами используют систему планированияв филиалах, систему их внутреннего капитала, систему ежемесячных бухгалтерскихотчетов;
· руководствофилиалов для контроля руководителей отделов использует систему ежемесячныхбухгалтерских отчетов, бюджеты отделов. Планирование в филиалах подразумевает,что каждый отдел и филиал разрабатывает свой план, на основе совокупностикоторых уже и разрабатывается общий план всей компании.
Схематически метод планирования можно разбить на такие этапы:
· разработкастратегии компании, которая выражается устно и носит абстрактный характер, ноподчеркивает оценку состояния дел фирмы. Роль стратегии – служить своеобразнымлозунгом компании;
· директивыруководства о планировании на филиалах. Исходя из абстрактности стратегии,филиалы нуждаются в более четком формировании целей, которые и разрабатываютсяруководством в виде директив;
· моментопределения курса планирования филиала. Руководитель филиала на данном этаперазрабатывает свою собственную политику выполнения поставленных задач иинструктирует руководителей отделов.
Заключительный момент – это передача проекта плана филиалавысшему руководству. Данный процесс получил название «документа с королевскойпечатью». Церемония передачи его – это чисто японская особенность, при которойпроцесс вручения рассматривают, как контракт между президентом компании ируководителем филиала. Каждый руководитель несет ответственность за достижениетех моментов, которые были зафиксированы в «документе с королевской печатью».Высокое чувство ответственности и самоконтроля должны быть всегда присущируководителю филиала.
Контроль над выполнением задач производится в Японии не так,как принято считать в европейском обществе, а с помощью оказания помощи иопределения слабых звеньев в производственном процессе.
Хорошим примером для наследования информационного обеспеченияуправления у восточной цивилизации можно считать применение методов статистикидля определения той или иной ситуации на производстве. Японские руководителидоверяют цифрам и склонным рассчитывать каждую мелочь, чтобы не тратить силывпустую. Данное безупречное устройство управления и является залогомкачественного менеджмента. Заблаговременное прогнозирование и анализ возможныхрезультатов деятельности служат прочным фундаментом для успешного ведения дел.
Одной из особенностей японского менеджмента являетсяуправление трудовыми ресурсами, направленное на максимально эффективную работупоследних. Достижение этой цели происходит посредством использованияамериканской техники управления кадрами. Это может быть и эффективные системыначисления заработной платы, и анализ организации труда и рабочих мест,аттестации сотрудников и мн. др.
Таким образом, можно сделать вывод, что слаженная работаяпонского коллектива «Мацусита» большей частью обязана качественномуинформационному обеспечению управления, которое позволяет оперативно передаватьинформацию по всем филиалам компании. Осуществление управленческого контроляпосредством использования передовых информационных технологий происходитмаксимально выгодно для достижения поставленных целей компании.

Заключение
менеджмент персонал управленческий информационный
В ходе курсовой работы была рассмотрена тема «Зарубежный опытинформационного обеспечения управления» на примере Японии. В работе былаосуществлена попытка обосновать роль информационных технологий в менеджменте,определить понятие информационного обеспечения в менеджменте, раскрытьособенности управления персоналом в Японии и при помощи анализа одной изкомпаний проиллюстрировать удачный опыт использования информационных технологийв управлении. Выполняя эти задачи, мы пришли к ряду следующих выводов.
Управление персоналом осуществляется с помощью множествапринимаемых, согласованных и реализуемых решений, которые направлены надостижение основной цели функционирования организации. Выработка таких решенийтребует информационного обеспечения.
Применение экономико-математических методов, новейшихразработок в сфере компьютерных технологий дает новые возможности для решенияряда задач, которые стоят перед менеджерами. Возможность переложить частьрутинных обязанностей связанных с документооборотом на электронные средстваинформационного обеспечения освобождает значительную часть рабочего временируководителя, которое он может грамотно использовать для решения ряда стратегическиважных вопросов для организации и управления компанией.
В настоящее время квалифицированное применение современныхинформационных технологий, таких как Интернет, IP-телефония, факсимильнаясвязь, возможность проведения он-лайн конференций и мн. др., дает возможностьобеспечить количественную эффективность, качественную эффективность,экономичность и рентабельность управленческой деятельности. Другими словами,достичь наилучшего из возможных результатов управленческой деятельности.Рентабельность приводит показатели на входе и на выходе системы к наилучшемусоотношению (например, соотношение между затратами и полученными результатами).Экономичность в использовании информационного обеспечения означает минимальнуюзатрату ресурсов для осуществления и принятия управленческого решения.
Несмотря на катастрофу, которая нанесла серьезный ущербэкономике, здоровью и жизни граждан, мы предпочли анализировать именно Японию сее высокоразвитыми информационными технологиями. Анализируя особенностименеджмента в Японии, мы пришли к выводу, что морально-этические нормы присущиеанализируемой национальности свидетельствуют о высоком уровне ответственностиза процесс выполняемой работы, ее качества и конечного результата.Соответственно, и информационное обеспечение управления в Японии находится навысоком уровне, который позволяет грамотно и оперативно координироватьдеятельность огромных организаций и корпораций. Японский опыт дает нам многиепоучительные примеры того, как ограничить текучесть кадров, сочетать жесткуютрудовую дисциплину с открытостью коммуникационных линий между руководством иподчиненными, как сделать низовые производственные коллективы болеесамостоятельными и организованными.
Новейшие IT решения являются заслугой современной Японии.Успешная реализация программ «Электронная Япония II» и «Электронная Япония» сформировалив мире одну из передовых телекоммуникационных и информационных инфраструктур.
При анализе управления компании «Мацусита», мы сделали вывод,что успех ее деятельности большей частью обязан качественному информационномуобеспечению управления, которое позволяет оперативно передавать информацию повсем филиалам компании. Осуществление управленческого контроля посредствомиспользования передовых информационных технологий происходит максимальновыгодно для достижения поставленных целей компании.

Списокиспользованных источников литературы
1. Беляев И. П.,Капустян В. М. Процессы и концепты. — М.: ИНФРА-М, 1997, — 120 с.
2. Большаков А.Менеджмент: Краткий курс. М., 2000, – 321 с.
3. Бреддик У.Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997, – 232 с.
4. Виханский О. С.,Наумов А. И. Менеджмент: Учеб. — М.: Гардарика, 1998, – 542 с.
5. Вудкок М.,Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело Лтд.,1994, – 432 с.
6. Герчикова И. Н.Менеджмент: Учебник. – 2-е издание перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 567 с.
7. Евенко, Л. И.Уроки американского менеджмента (вступительная статья) / Мексон Майкл Х. Основыменеджмента. М.: Дело, 1995, – 702 с.
8. Информационныетехнологии в Японии// 02.09.2005(http://www.ixbt.com/cm/japan-it-aug05.shtml)
9. Карпов А. В.Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, – 582 с.
10. Корицкий Э.Научный менеджмент. Российская история. СПб.: Питер, 1999, – 456с.
11. Куликов Г.Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2000, –345 с.
12. Менеджменторганизации / Под ред. З. П. Румянцевой. М., 1995, – 456 с.
13. Непейвода Н. Н.Прикладная логика. М.: Вильямс, 2002, – 452с.
14. Плотинский Ю.М.Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998, –498 с.
15. Рассел Л. Акофф.Акофф о менеджменте. СПб, 2002, – 342 с.
16. Ревская Н. Е.Психология менеджмента. Конспект лекций. СПб.: Альфа, 2001, – 98 с.
17. Розанова В. А.Психологические парадоксы в управлении. М.: Интел-Синтез, 1997, – 398 с.
18. Рыков В.В.Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. – М.: МФТИ, 2007, – 129 с.
19. Суходольский Г.В. Организационная психология / под ред. Г. В. Суходольского. – Харьков: Изд-воГуманитарный Центр, 2004, – 432 с.
20. Толочек В.А.Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000, – 453 с.
21. Травин В.В.,Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2003, – 576 с.
22. Управлениеперсоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997.– 512 с.
23. Хрящева Н. Ю.Деловое общение руководителя. Л., 1990, – 432 с.
24. Японские методыуправления// quality.eup.ru. (http://quality.eup.ru/MATERIALY7/japan_tqm2.htm)