Зарубежный опыт развития туристической сферы в малых городах

ВВЕДЕНИЕ
Всовременном мире конкуренция является постоянным атрибутом глобальной среды, вкоторой функционируют и развиваются отдельные города. Уровень ихконкурентоспособности определяется либо более эффективным использованиемресурсов, которые удалось привлечь, — либо наличием уникальных ресурсов, всовокупности формирующих привлекательное предложение страны, региона, городадля населения и бизнеса. В связи с усилением и интенсификацией конкуренциимежду отдельными городами становится актуальным конструирование бренда города,разработки и реализация стратегии его продвижения в эпицентр глобальногоинформационного пространства.
Содействиеразвитию туристической сферы в малых городах необходимо рассматривать как инструментповышения уровня занятости населения, уменьшение трудовой миграции, в т.ч.молодежной, усиление деловой активности, улучшение финансовых показателейдеятельности предприятий, формирование позитивного туристического имиджа. Сцелью содействия развитию сферы туризма в малых городах необходимо активностимулировать предпринимательскую инициативу, создать благоприятный инвестиционныйи предпринимательский климат, привлекать предпринимателей к созданиютуристических информационных центров, формирование туристической маркетинговойстратегии.
Своеобразнойсверхзадачей городского маркетинга является эффективное использование существующих,а также создание новых преимуществ для привлечения в город экономическихагентов, способных повысить благосостояние жителей города.

ГЛАВА1
Туризмв современном мире — одна из наиболее массовых, доходных и интенсивноразвивающихся отраслей мирового хозяйства. Для развития малых городов с ценнымисторико-культурным наследием он может и должен стать одним из приоритетныхнаправлений. В Беларуси, по результатам научно-исследовательских и проектныхработ, выполненных разными авторами, свыше 30 малых городских поселенийрассматриваются как перспективные центры туризма.
Вмалых городских поселениях Беларуси сохранилось большое количествоисторико-культурных ценностей. Однако многие из них разрушаются, находятся вплохом техническом состоянии. Поэтому вопросы сохранения и восстановленияпамятников истории и культуры, а также продвижения малых городов особенноактуальны и требуют незамедлительного решения.
Дляэффективного продвижения малых городов Беларуси необходим опыт и наглядныепримеры продвижения малых городов в других странах, к примеру, в ЗападнойЕвропе.
1.1     Туристическиемаршруты Германии
ВГермании есть все, чтобы сделать пребывание гостей приятным: отели на любойвкус, множество магазинов, уютные кафе и рестораны, общественный транспорт (надежностьработы которого известна во всем мире), а также местное гостеприимство,поднявшее качество обслуживания туристов до очень высоко уровня. В Германииможно отдохнуть самыми разнообразными способами, а также можно проследовать посамым популярным туристическим маршрутам.
«Немецкаяромантическая дорога»- это самый старый и самый известныйтуристический маршрут Германии. Протяженностью 350 км от Франконии до Тироля,он предлагает отдых и богатые различными впечатлениями путешествия.
/>
Вовремя путешествия туристы знакомятся с историей Баварии и 2000-летней культуройэтой земли. Например, природные достопримечательности, образовавшиеся отпадения метеоритов миллионы лет назад, или римская дорога «Via Claudia Augusta»,которая еще в 15 веке до н.э. пролегала от Северной Италии через Альпы. Ужесама удивительная природа юга Германии представляет собойдостопримечательность: горы, покрытые виноградниками во Франконии, живописныелесные массивы вдоль Дуная, чистейшее озеро Форггензее у подножия Альп. Насевере «Романтической дороги» недалеко от Вюрцбурга стоит памятникБалтазару Нойманну, а на юге у подножия знаменитого замка Нойшванштайн — баварский сказочный король Людвиг 2.
Кромеисторических памятников, у туристов есть возможность оценить по достоинствунемецкую кухню, широкие предложения для отдыха, рамещение и огранизациюкультурных меропрятий.
Маршрут«Романтическая дорога Германии» охватывает следующие города: Мюнхен — замкиНойшванштайн и Хоэншвангау — Фюссен — Шонгау — Ландсберг ам Лех — Аугсбург — Нёрдлинген — Валлерштайн — Динкельсбюль — Ротенбург об дер Таубер — БадМергентхайм — Лауда Кёнигсхофен – Вюрцбург- Бамберг – Нюрнберг.
Какправило, немецкие турфирмы предлагают маршрут в теплое время года(март-сентябрь), протяженностью 8 дней / 7 ночей.Программа тура 1 день Вылет в Мюнхен. Трансфер в отель и размещение (в случае раннего прилета обзорная экскурсия возможна в 1-й день). 2 день Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Мюнхену. Свободное время в городе. 3 день Поездка в Баварские Альпы. Начало путешествия по Романтической дороге Германии. Посещение замков Нойшванштайн и Хоэншвангау. Переезд в Фюссен. Осмотр одного из старинных баварских городов с прекрасно сохранившимся центром. Размещение в отеле в Фюссене. 4 день Посещение известной паломнической церкви Вискирхе, входящей в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Переезд в Шонгау, город с богатой историей, являвшийся долгое время резиденцией династии Виттельсбахов в Альпах. Переезд в Ландсберг ам Лех. Город был основан герцогом Генрихом Львом. Переезд в Аугсбург, город с 2000-летней историей. Обзорная экскурсия и свободное время в городе. Переезд в Нёрдлинген, возникший на месте падения метеорита, известный в средние века вольный имперский город, центр торговли и ремесленничества. Размещение в отеле. 5 день Обзорная экскурсия по Нёрдлингу. Переезд в Валлерштайн, являющейся резиденцией князей Оттинген-Валлерштайн, живущих в настоящее время в замке. Осмотр знаменитого чумного столба. Переезд в имперский город Динкельсбюль. Знакомство с городом. Переезд в Ротенбург об дер Таубер. В городе находится всемирно известный Рождественский музей и крупнейший в Европе музей криминалистики. Обзорная экскурсия по городу (самый известный из всех малых городов Германии). Размещение в отеле. 6 день Переезд в старинный город Бад Мергентхайм. Обзорная экскурсия по городу – бывшей резиденции Великого и Германского магистров Тевтонского ордена. Переезд в Вюрцбург (сокровищница мировых архитектурных памятников культуры, внесённые в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО). Обзорная экскурсия по городу. Переезд в Бамберг – один из старейших городов Германии. Размещение в отеле в Бамберге/Вюрцбурге. 7 день Переезд в Нюрнберг. Обзорная экскурсия по Нюрнбергу. Свободное время. Переезд в Мюнхен. Размещение в отеле. 8 день Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.

Стоимостьтура на человека в евро2-х местное размещение 1-но местное размещение 3-й номер (ребенок до 12 лет с 2-мя взрослыми) 3-х местное размещение  (по запросу) 725 825 695 725
Такимобразом, можно заметить, что данный маршрут включает в себя более десятканебольших немецких городов, прославленных как историко-культурными памятниками,так и природными ландшафтами, и получил широкую известность и популярностьблагодаря их комбинации в одно целое. Данный маршрут широко представлен насайтах Германии, в печатных изданиях книжных киосков страны.
/>
Совместнонемецко-чешский маршрут «Дорога Замков» позволяет туристамознакомиться с общей историей этих двух стран на примере замков. «ДорогаЗамков» — единственный маршрут, который идет с востока на запад. Он начинаетсяв Маннхайме и заканчивается в Праге. Протяженность маршрута – 460 км. Вдольмаршрута расположено около 70-ти замков и дворцов. Ценность этого маршрута нетолько в памятниках древности. Он проходит по таким международным туристскимцентрам как Хайдельберг, Ротенбург, Нюрнберг, Байройт, затем, уже в Чехии:Карловы Вары, Марианске Лазни и Прага.
ВХайдельберге находится самая большая винная бочка в мире (ее емкость 223литра). Здесь же туристы посещают старейший университет Германии, а сам городХайдельберг когда-то назывался «студенческим княжеством».
Несомненнойдостопримечательностью Ротенбурга является уникальный магазин-музейрождественских украшений, работающий круглый год.
Кромезамков и дворцов этот маршрут предлагает еще немало интересного: городскиепамятники средневековой архитектуры, старинные церкви, более 100 музеев,сувениры ручной работы, посещение выставок.
Такимобразом, можно заметить, что аналогичный маршрут можно продвигать и в Беларуси,где большое множество замков и памятников средневековой архитектуры в малыхгородах. Для его успешного функционирования необходимо перенять у Германиитакую «изюминку», как остановка в одном из замков, с национальной кухней ироскошным ночлегом в окружении старинной мебели, картин и оружия.
Привлекательностьгорода может определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалямии прочими событиями, которые делают город уникальным.
/>

Формированиеассоциаций со знаменитыми историческими персонажами – мощное средствопривлечения туристов. Туристы со всего мира приезжают в эти города, чтобыпонять, чем определялось вдохновение художников, увидеть натуры для ихпроизведений, почувствовать атмосферу, в которой жили и работали мастера.
Маршрут«Дорога сказок» — это путь по восхитительно красивойместности, где в давние времена обитали любимые герои детских сказок.
Маршрутпролегает с юга на север, от Франкфурт-на-Майне до Бремена. Проходит черезтакие интересные города, как Альсфельд. В этом городе домикитак красивы и своеобразны, что напоминают страницы детских сказок. На русскихсайтах их называют «пряничными». В городе проводится традиционный фестиваль,кульминацией которого является костюмированное шествие по узким средневековымулочкам и площадям. Здесь герои сказок гуляют по улицам, летают феи и эльфы, аместные жители одеваются в традиционные народные костюмы. В городе большоеколичество памятников сказочным героям, Дом сказок и Музей сказок.
Город Швальмштадт является «столицей» сказочной героини –Красной Шапочки. В городе есть несколько музеев, театр и сотни прекрасносохранившихся фахверковых зданий в старинном центре. Швальмштадт тоже проводитсвой фестиваль, когда по улицам шествуют герои любимых сказок и на каждом углутуристов встречает Красная Шапочка.
В Касселе – столице «Дороги сказок», братья Яков и ВильгельмГримм начали собирать народные сказания и легенды, которые сделали их знаменитыми.Именно здесь находится Музей братьев Гримм, основанный в 1959 году. Здесь женаходятся романтические искусственные руины рыцарской крепости Лёвенбург внеоготическом стиле.
В целом, маршрут напоминает кадры из Диснеевскогомультфильма, поражает красочностью и самобытностью, и заставляет туристоввозвращаться вновь и вновь.
В качестве мест отдыха туристов могут использоватьсяисторические или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятнымиусловиями — естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененнымипространствами.
Романтичныеберега Рейна, Мозеля, Ара и Саара в землях Рейнланд — Пфальц и Саарланд сплошьпокрывают виноградные плантации, образуя так называемую «Вайнштрассе» (дорогувиноделия).
Особыймикроклимат этой местности и в среднем пять солнечных часов в день позволяютвыращивать здесь виноград.
«Вайнштрассе»спускается из Бокхейма к югу и заканчивается в Швейгене. Протяженностьмаршрута: 100 км. Незабываемые впечатления оставляет долина реки Мозель. Самаяинтересная часть ее — извилистый 200-километровый участок между древним Триром,основанным 2000 лет назад, и Кобленцем, расположенным там, где Мозель впадает вРейн.
/>
На«Вайнштрассе» расположены около ста деревенек. В течение года здесь проходитболее 200 фестивалей и празднеств, посвященных главному напитку этого края.Вдоль «Вайнштрассе» располагаются более десяти старинных замков и дворцов.
Особенномного гостей здесь в сезон сбора урожая винограда.
Такимобразом, данный маршрут ориентирован на определенный сегмент туристов, желающихпосетить «самую глубинку» Германии, принять участие в местных празднованиях иторжествах, узнать способы приготовления самодельного виноградного вина ипродегустировать его. Данный маршрут будет пользоваться спросом всегда, ведь нев каждой стране существует тринадцать винодельческих районов!
Туристическиймаршрут «Немецкая дорога игрушек. Путешествие в детство»
Черезживописные города и плоскогорья Франконии и Тюрингии пролегает 300-километровыйтуристический маршрут, ведущий прямиком в детство. Здесь можно увидеть самыеразнообразные игрушки — в мастерских и на выставках-продажах, в музеях и паркахотдыха.
Вгороде Нюрнберг ежегодно проходит Международная ярмарка игрушек. РегионКобургер-Ланд – это «игрушечное герцогство», где можно посетить уникальныйМузей кукол. Одним из интереснейших пунктов маршрута является город Зоннеберг –бывшая «мировая столица игрушек». Здесь находится «Немецкий музей игрушек»,аквариум «Наутиланд» и гоночная трасса для автомоделей «Рейсвей». Курорт Лаушаславится стеклянными елочными украшениями, небольшими стеклянными шариками длядетских игр, а также произведениями искусства из стекла. В местечке Трузетальнаходится шахта-музей «Хюн», где оригинальная железная дорога являетсяинтереснейшим аттракционом.
Такимобразом, данный маршрут посвящен одной тематике, предоставляет туристамвозможность окунуться в детство, приобрести сувенирную продукцию и ознакомитьсяс малыми городами Германии и их достопримечательностями.
Преимуществотаких комбинированных туров состоит в том, что в отдельности каждый город непредставляет большого интереса для туристов, и не пользуется особойпопулярностью; но, благодаря созданию таких тематических маршрутов, как «Дорогазамков», «Дорога виноделия» и т.д., которые охватывают сразу несколько небольшихгородов, спрос на такие маршруты возрастает, поток туристов увеличивается, чтоприносит дополнительные доходы этим городам. Они не остаются незамеченными, априобретают ежегодно новых и новых туристов.
1.2Туристические маршруты Польши
Фестивалив малых городах Польши
Привлекательностьгорода может также формироваться и продвигаться посредством организацииопределенных мероприятий и событий. Успешно организованное событие, вышедшее замасштабы города, может создать крепкий бренд города. Должна быть определеннаятрадиция организации массовых мероприятий – праздников, фестивалей,конференций, выставок, имеющих международный резонанс, которые ежегоднонапоминают об уникальностях данного города и служат поддержанию, укреплению иразвитию его ниши на международном рынке.
Большимуспехом в Польше пользуются фестивали органной музыки. Во многих костелахнаходятся старинные и великолепно звучащие органы. Самой большой популярностьюпользуются концерты на летнем Международном органном фестивале в Кафедральном соборев Гданьске, уже на протяжении 30 лет. В репертуаре фестиваля – как классическиепроизведения, так и произведения современных авторов.
Такиетрадиционные мероприятия как песенные фестивали и кинофестивали в обязательномпорядке проводятся каждый год с июня по сентябрь и привлекают многочисленныхтуристов.
Культурнойвизиткой Вроцлава стали музыкальные фестивали международного значения. Самымизвестным является «Wratislawia Cantans». Международный фестиваль в 2002 годуразросся до проходящего в течение всего года цикла концертов, балетныхспектаклей, кино-показов и выставок. На них можно послушать грегорианские хоры,классическую музыку и авангард, причем всё в исполнении знаменитых оркестров,хоров, ансамблей и солистов.
Также во Вроцлаве проводятся: Фестиваль «Джаз над Одрой», Дни МузыкиСтарых Мастеров, Фестиваль Актёрской Песни, Международные Джазовые Днипоминовений усопших, Вроцлавские Встречи Театров Одного Актёра и МалыхТеатральных Форм, Международный Фестиваль Диалог Вроцлав.
ВПознани ежегодно проводится около десятка торговых ярмарок и выставок,крупнейшей из которых является Международная техническая ярмарка в июне иЯрмарка потребительских товаров в октябре. Также город Познань известен своимфестивалем современной музыки, который проводится в марте.
ВТоруне проходят Фольклорные фестивали в мае и фестивали классической музыки всентябре. Рыцарскиетурниры
Туристическиемаршруты в Польше определены таким образом, чтобы кроме общения с природойможно было осмотреть памятники истории и культуры: средневековые замки, дворцыв стиле барокко, резиденции магнатов, храмы, сакральные объекты – свидетельстваразвития разных религий и традиций, музеи под открытым небом, а такжезагадочные сооружения, созданные до нашей эры.
Насевере страны сохранились замки, которые в XIII и XIV вв. строили крестоносцы.Наибольшей известностью пользуется крепость в Мальборке. Огромные, массивныебашни до сих пор внушают уважение. Внутри можно увидеть восстановленныйинтерьер с сохранившимися оригинальными фрагментами и музейные экспозиции.Замки в Бытоме, Гневе или Голуб-Добжине летом служат организации рыцарскихтурниров, куда съезжаются братства рыцарей со всей Европы. Вместе с ними можноперенестись в средние века: стать зрителем поединков на копьях или топорах, соревнованийпо стрельбе из лука и арбалета, штурма крепостной стены с помощью подъемныхмашин средневековой конструкции, а вечерами посидеть с рыцарями у костра,принять участие в пиршествах и посмотреть придворные танцы.
На юге Польши находится уникальный Путь Орлиных Гнезд – одиниз самых живописных туристических маршрутов Польши. Представляет собой руинынескольких десятков оборонительных замков XIV и XV вв., размещенных наизвестковых холмах и скалах. Следы самых массивных замков находятся в Боболице,Мируве, Ольштыне, Тенчине и местности Огроденец, где руины замка считаютсясамыми живописными в Польше. Территория, через которую проходит Путь ОрлиныхГнезд – это Краковско-Ченстоховская гряда юрского периода, излюбленный районскалолазов. Это идеальные места также для тех, кто увлекается велосипеднымспортом и верховой ездой.
Такимобразом, это ярчайший пример страны-соседки с таким же потенциалом, как и вБеларуси, которая сделала маршрут «Дорога замков» необычным, красочным, всопровождении анимационных программ и зрелищных картин. Необходимость яркостисюжета события, преобладание визуальных и мультимедийных каналов, оформлениеего в «картинку» (анимированную) позволяют привлекать туристов со всего мира.

ГЛАВА3
Развитиетуризма в малых городах Беларуси является важным источником повышенияблагосостояния страны. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую всевозможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными ирелигиозными ценностями малых городов Беларуси и ее народа, и дающую доходгосударству, рабочие места физическим и юридическим лицам. Малые городаБеларуси имеют ряд перспектив в этой сфере. На данном этапе идет разработкапрограмм по привлечению иностранных туристов. Следовательно, в первую очередьнеобходимо наладить контакт с приграничными государствами, одним из которыхявляется Польша.
Приграничныйтуристский обмен Беларуси и Польши является актуальным вопросом на данном этаперазвития международного туризма в системе мирового хозяйства, т.к. Польшазанимает главенствующие позиции среди стран, которые направляют туристов вРеспублику Беларусь и принимают белорусских туристов.
Западныйрайон Беларуси, включающий Брестскую и основную часть Гродненской области,является наиболее перспективным для привлечения польских туристов. Характернойособенностью района является высокая концентрация культурно-историческихресурсов в малых городах. Основными экскурсионными центрами Западного районаявляются Новогрудок, Мир, Слоним, Жировичи, Крево, Гольшаны.
Восновном на экскурсии в Беларусь выезжает старшее поколение поляков, те люди,которые когда-то проживали в Беларуси. Они посещают костелы, католическиекладбища, бывшие усадьбы польской шляхты, руины замков, а также памятные места,связанные с их соотечественниками.
Целесообразнымбыло бы создать маршрут «Золотое кольцо по Западной Беларуси», ориентированныйна поляков, который бы включал в себя малые города и поселки, связанные с общейисторией этих государств.
Так,например, полякам будет интересно совершить обзорную экскурсию по первойстолице Великого Княжества Литовского – Новогрудку с посещением дома-музеяАдама Мицкевича. Осмотр сохранившихся башен Новогрудского замка XII в. Фарногокостела XV в. – здесь состоялось некогда бракосочетание короля Польши Ягайло скнягиней Софьей Гольшанской, здесь же крестили будущего поэта Адама Мицкевича,Николаевской церкви (1780 г.), Михайловского костела (1624 г.), КурганаБессмертия, насыпанного в честь поэта. В ходе экскурсии туристы посещаютусадьбу-музей в Заосье (Барановичский район) – предполагаемое место рожденияпоэта. Осматривают Тугановичский парк, где юный Мицкевич встречался с МарылейВерещако; Камень Филаретов, у которого собирались юные «филареты»-Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечот.
Польскиетуристы могут посетить места, ставшиеисточниками вдохновения таких поэтов, как Элизы Ожешко и Адама Мицкевича (г.Гродно — пос. Понемунь — д. Мильковщина — д. Каменка — г. Щучин — г.п. Острино- пос. Желудок — оз. Свитязь — д. Райца — д. Воронча — д. Малющичи — г.п.Кореличи — д. Щорсы — г.п. Мир — г. Березовка — г. Лида — г. Гродно).
Подороге можно заехать в д.Мильковщина, которая расположена в 10км от городаСкиделя, где находится усадьба писательницы Элизы Ожешко. До настоящеговремени на месте бывшей усадьбы сохранилась кленовая аллея, колодец,старый амбар с подвалом. Планируется восстановить одно из сохранившихся зданий,где разместится музей.
Далееможно посетить деревню Сехновичи – родовое имение семьи Тадеуша Костюшко (ныне Жабинковскийрайон), где сохранилась липовая аллея, по преданию посаженная самим Тадеушем. Затемпуть лежит в Коссово через Кобрин и Ивацевичи. Под Коссово туристы посещают дом-музейфольварка Мерачовщина, который восстанавливается на месте усадебного дома ТадеушаКостюшко.
Такимобразом, Польша, ввиду географической и духовной близости, а также тесных экономических,этнических, культурных связей и сходных стандартов туристского потребления, являетсяестественным источником туристов в Беларусь. Актуальным является создание такогомаршрута как «Золотое кольцо по Западной Беларуси», который будет охватывать малыегорода с высокой концентрацией историко-культурных памятников. Посещение польскимитуристами приграничных районов станет существенным резервом увеличения туристскогопотока в Брестскую и Гродненскую области Беларуси.
Общностьистории Беларуси и Литвы стимулирует значительный интерес литовских туристов к культурно-историческомудостоянию Беларуси. Поэтому целесообразно создать маршрут по местам, связанным систорией Великого княжества Литовского, по которому могут проехать литовцы. Из Вильнюсаможно направиться в Лиду, где литовские туристы могут посмотреть Лидский замок ианимированное шоу Свадьба короля Ягайло и Софии Гольшанской. Из Лиды следует поехатьв Новогрудок, символом которого является замок – центр древнего Новогрудка и резиденциясначала удельных, а в последствии – Великих литовских князей. В этих местах можноуслышать знаменитые легенды о коронации Миндовга. Затем посетить замки в Мире иНесвиже, две из четырех достопримечательностей Беларуси, внесенных в список мировогонаследия ЮНЕСКО. Следующим пунктом остановки может стать Минск, а на обратном путиинтересным будет посещение Кревского замка в Крево, где в 1385 года была принятаКревская уния, и рассказы легенд местных экскурсоводов о бегстве князя Витовта изкревских подземелий. И потом заехать в местечко Гервяты, где в1536виленский бискуп Ян основал деревянный костёл святой Троицы.
Длябелорусских туристов в Вильнюсе есть много интересных мест, связанных с жизнью известныхбелорусов. Школы, культурные центры, где были известнейшие люди Беларуси — ЯнкаКупала, братья Луцкевичи, Вацлав Ластовский. Можно организовывать школьные экскурсии.Белорусский след истории в Литве можно найти в любом литовском городе.
Такимобразом, чем больше создавать таких комплексных маршрутов по малым городам Беларуси,тем больше возможности у этих городов прославится, привлечь внимание иностранныхтуристов и завоевать свою нишу на международном рынке. Необходимо использовать европейскиеметоды продвижения малых городов.
Вмалых городах сегодня создалась парадоксальная ситуация, когда разнообразной информациивроде бы достаточно, но она не структурирована, не согласована, недостоверна, и,самое главное, она недоступна. Поэтому для создания имиджа и популярности малыхгородов Беларуси необходимо:
ü   создатьна базе Интернет открытую информационную сеть с облегченным поиском информации (кпримеру, визитной карточкой города);
ü   выделятьгород из ряда других по определенным привлекательным характеристикам (в том числепо основным направлениям инвестиционной политики властей);
ü   разработатьфирменный стиль города и на его основе подготовить полный комплект рекламных материаловдля распространения как внутри, так и за пределами города;
ü   определитьперечень сувениров. Разместить торговые киоски в местах массовых туристских посещений;
ü   участвоватьв региональных изданиях (газеты, журналы), а также в радио-, телепередачах, которыесообщали бы о возможностях инвестирования;
ü   организоватьпрезентацию города (как вариант: ряд наиболее интересных инвестиционных проектов)на областном телевидении, в соседних регионах.
ü   Постоянноподогревать интерес к городу, используя информационные поводы, общение с наиболеевлиятельными людьми района, области, России.
·         существуетсвыше 30 информационных агентств и бизнес центров, которые предоставляют различныеинформационные услуги, главным образом в сфере маркетинга, юриспруденции, экономикии аудита.
Эффективноефункционирование туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Емкостьэтих объектов, особенно привлекательных для частных инвестиций, зависит от ростатуристских потоков и увеличивается поэтапно. Важной градостроительной задачей являетсярациональное расположение объектов туристской инфраструктуры. Первоочередным условиемдолжна быть их удобная доступность — как между собой, так и по отношению к основнымтуристско-экскурсионным маршрутам. Оптимальной для малых исторических городов Беларусиможно считать 10–15-минутную пешеходную доступность — 500–750 метров.
Особыетребования предъявляются к проектированию открытых пространств для проведения массовыхпразднеств с большим количеством зрителей и участников — концертов, рыцарских турнирови т.п. Такие мероприятия собирают до 10 тыс. человек, а в перспективе их количествоможет существенно возрасти. Поля массовых действий желательно размещать на фоне“естественных декораций” — замка, силуэта исторического города. При этом важно обеспечитьхорошие условия обзора, предотвратить излишнюю скученность.
Увеличениетуристских потоков может вызвать необходимость использования внутриквартальных территорийдля развития инфраструктуры. Так, на дворовых пространствах, соприкасающихся с туристскимитрассами, возможны устройство летних кафе, озелененных мест отдыха для туристов,организация сквозных пешеходных проходов на соседние улицы, создание автостояноки т.п.
Сразвитием туризма неизбежно возникновение противоречий между интересами и потребностямитуристов и местных жителей. Поэтому важно пространственное разграничение функцийобслуживания туристов и проживания местного населения, создание полноценной жизненнойсреды для горожан, которым предстоит жить в границах формируемых культурно-туристскихзон. Это может быть достигнуто путем организации замкнутых (полузамкнутых) жилыхдворов, изолированных от основных туристских трасс и не имеющих свободного доступас улиц (входы в жилые дворы осуществляются из жилых зданий, через замыкаемые ворота,калитки и т.п.).
Современное использование исторической застройки. Большая часть исторической застройкималых городов Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации с обязательным сохранениемособенностей композиционно-пространственных решений. Архитектурно-композиционныеособенности застройки исторических городов проявляются также в характерных приемахкладки стен, цоколей зданий, обрамлениях дверных и оконных проемов, цветовой гамме,и они не должны исчезнуть.
Развитиетуризма заставляет по-другому взглянуть на воссоздание уникальных, ныне утраченныхархитектурных сооружений. Например, восстановленные во всем их великолепии дворецОгинского с театром в Слониме или парк “Альба” в Несвиже с каналами и летней резиденциейРадзивиллов могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить аттрактивностьэтих городов.
Организацияландшафтно-рекреационных территорий. В качестве мест отдыхатуристов могут использоваться исторические или современные парки, другие природныеландшафты с благоприятными условиями — естественными и искусственными водоемами,лесами, озелененными пространствами.
Организациятранспортных и пешеходных связей. Увеличение людских и транспортныхпотоков с развитием туризма в малых исторических городах неизбежно потребует развитияулично-дорожной сети и совершенствования транспортных связей. А это значит — организацииудобных подъездов, рассчитанных на проезд крупногабаритных туристских автобусовк основным объектам туристского показа, гостиницам, кратчайшего сообщения междуними и железнодорожными и автобусными вокзалами; создания транспортных обходов зонконцентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов; размещенияавтостоянок необходимой емкости вблизи мест массовых посещений.
Приорганизация пешеходных путей важно не только обеспечить связи по кратчайшим расстояниям(рациональное использование времени туристов), но и создать привлекательные прогулочныемаршруты с открывающимися живописными видами на памятники архитектуры, природныеландшафты.
Вомногих исторических городах целесообразно создание пешеходных набережных, с которыххорошо просматривается историческая застройка. Такие набережные могут быть созданывдоль канала Огинского в Слониме, вдоль прудов в Несвиже, вдоль прудов и р. Миранкав г.п. Мир. Для этого требуется расчистка территорий от малоценной застройки, дисгармонирующейс окружающим ландшафтом.
3.1Основания для формирования и продвижения бренда города
Длятуристов
·          Уникальностьприродно-климатических и географических условий
·          Производствоуникальной продукции по традиционной технологии
·          Историяи знаменитые исторические фигуры
·          Культурныедостопримечательности (музеи, театры и проч)
·          Событияи мероприятия (фестивали, праздники, выставки, конференции и прочие)
·          Спортивныемероприятия
·          Здания,монументы и скульптуры
·          Прочие
Дляинвесторов и предпринимателей
Привлекательныеусловия для ведения бизнеса (стоимость земли и недвижимости, условия налогообложения,политика местной власти по отношению к новым предприятиям, характеристика потребителей,условия рынка, уровень развития инфраструктуры и проч.)
Слоганы,темы и позиционирование
Качественныйслоган формирует платформу для усиления имиджа города. Вариантом использования всеобъемлющегослогана является формулирование темы, которая станет основанием специальных маркетинговыхпрограмм, ориентированных на конкретные целевые группы[1].Испания Все под солнцем Санкт-Петербург Город белых ночей Шотландия Силиконовая горная долина
Событияи мероприятия
Имиджгорода может также формироваться и продвигаться посредством организации определенныхмероприятий, событий и конструирования информационных поводов на этой основе. Успешноорганизованное событие, вышедшее за масштабы города, обеспеченное соответствующимиметодами PR-коммуникации, может создатькрепкий бренд города. Необходимость режиссурысобытий во многом определяется медиатизированностью современного общества, форматомработы массовых каналов распространения информации. Мощный информационный шум задаеттребование яркости сюжета события, преобладание визуальных и мультимедийных каналов- требование оформления его в «картинку» (анимированную). В результате форма событияможет оказаться более значимой, чем его содержание.Конструированиеинформационных поводов связано с наличием определенной традиции организации массовыхмероприятий — праздников, фестивалей, конференций, выставок и прочих, имеющих международныйрезонанс, которые ежегодно практически в один и тот же период помещают город в информационноеполе, актуализируют для мирового сообщества его значимость и ценность, напоминаютоб его уникальностях, в связи с чем служат поддержанию, укреплению и развитию егоимиджа. Такие традиционные мероприятия как фестивали в Гластонбери в Великобританиии в Роскилле в Дании в обязательном порядке проводятся каждый год и привлекают многочисленныхтуристов. Мюнхен всемирно известен своим фестивалем пива — Октоберфест, а такоймаленький и практически не известный городок Клермон — Ферран во Франции славитсяпо всему миру ежегодным фестивалем короткометражного кино.
Однойиз наиболее популярных тем является организация торжеств в городе в честь известнойличности, ассоциированый с данном городом. Например, в Зальцбурге проводится ежегодныйфестиваль музыки, связанный с именем Моцарта.
Когданапример власти Лейпцига поставили перед собой задачу превратить его в туристическийцентр, они фактически на пустом месте организовали летний фестиваль, посвященныйключевой исторической фигуре города – Иоганну Себастьяну Баху, который и понынеявляется ключевым элементом бренда города.
Помимоизвестных людей темой празднеств может стать классическая музыка (Фламандский международныйфестиваль), театр и танец (Лилльский фестиваль), кинематограф (Ницца, Канны, Венеция,Клермон — Ферран — фестиваль короткометражного кино). Многочисленные небольшие городаи деревни Франции, Германии, Италии, Португалии проводят собственные фестивали виноделия.
Такимобразом, лицо города может определяться традиционными мероприятиями: праздниками,фестивалями и прочими событиями, которые делают город уникальным и привлекают ищущихуникальности места туристов.
Формированиеассоциаций со знаменитыми историческими персонажами
Наличиесвязи знаменитой фигуры с определенным городом – мощное средство формирования положительнойассоциации. Аналогичными примерами могут служить маленький город Арль и деревенькаЖиверни во Франции, связанные с именами художников Ван Гога и Клода Моне соответственно;наличие подобных ассоциаций – единственный источник привлекательности данных местдля туристов, что позволяет им продолжать свое существование. Туристы со всего мираприезжают в эти города, чтобы понять, чем определялось вдохновение художников, увидетьнатуры для их произведений, почувствовать атмосферу, в которой жили и работали мастера.
Такимобразом, бренд города есть то, с чем ассоциируется город у обычного человека. Приотсутствии какого-либо представления о городе у человека, последний никогда не выберетего в качестве места для отдыха. Сцелью того, чтобы привлечь туристов и инвесторов специалисты в области PRибренд-менеджмента конструируют политику направленного воздействия на адресные группыпо формированию у них определенного мнения (представление, имеющее эмоциональноеоформление) по поводу той или иной территории.
/>