Министерство образования и науки РФФедеральное агентство по образованию Российской ФедерацииГосударственное образовательное учреждение профессионального высшегообразованияВсероссийский заочный финансово – экономический институт
Филиал в г. Барнауле
Кафедра экономики, менеджментаи маркетинга
Контрольная работа
по дисциплине «Управление качеством»
г. Барнаул 2010
Содержание
Введение
Японский опыт управления качеством
Опыт управления качеством в США
Европейский опытуправления качеством
Обязательное подтверждение соответствия
Список литературы
Японский опыт управлениякачеством
В Японии, как практически и во всех других странах мира,работы в области повышения качества продукции развертывались сначала внаправлении более широкого применения методов контроля качества. Особое местопри этом в начальный период отводилось статистическим методам контроля и «Закону о промышленной стандартизации», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сферевнедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля былидостигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостатки: принципыстандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильноепротиводействие и сфере производства внедрению передовых методов контроля истатистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяливнимания вопросам контроля качества продукции.
Конец 50-х годов XX века в Японии ознаменовался повсеместнымпроникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного контролякачества, который предусматривал проведение контроля со стороны всехсотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно сэтого периода стало проводиться систематическое обучение всех работниковметодам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось, по существу, внепрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительногоотношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда.При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению системконтроля качества японскими специалистами в полной мере учитывались спецификапродукции, традиций фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовыевзаимоотношения и т. п. В начале 60-х гг. в Японии были созданы льготныеусловия для внешней торговли и возникли необходимость и возможность повышениякачества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работупо эффективному управлению качеством и добились, как известно, большихрезультатов.
Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным егоособенностям можно отнести:
♦ воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения кзаказчикам и потребителям (практически культа потребителя, как вовнутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);
♦ реальное выполнение принципов комплексного управлениякачеством;
♦ участие всех подразделений и работников в обеспечении иуправлении качеством;
♦ непрерывное систематическое обучение кадров вопросамобеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовкив этой области всех работников фирм;
♦ эффективное функционирование широкой сети кружков качества навсех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг;
·использование развитой системы инспектирования всейдеятельности по обеспечению и управлению качеством;
·широкое применение при обеспечении и управлении качествомпередовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетномконтроле качества производственных процессов;
·создание и реализация глубоко проработанных комплексныхпрограмм по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению;
·наличие в сфере производства высококачественных средствтруда;
·наличие исключительно развитой системы пропаганды значениявысококачественной продукции и добросовестного труда;
·сильное влияние со стороны государства на принципиальныенаправления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособностипродукции.
Характерной чертой управления качеством в фирмах Японии можнопризнать сбор и использование данных о качестве эксплуатируемой продукции употребителей («прослеживаемость» продукции). Сбор информации проводится не только о качествесвоей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные предоставляютвозможность оценить качество продукции фирмы и определить контрольныепоказатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующимифирмами [4, с. 83].
Еще одной важной особенностью систем управления качествомфирм Японии является оперативность управляющих воздействий в деле внедренияновых и модернизированных технологий и продукции.
В практике обеспечения качества известны методы Тагути,широко используемые сначала в японской промышленности, а затем и в западныхстранах. Эти методы предполагают всеобщий (тотальный) контроль качества на всехстадиях жизненного цикла продукции. При этом предусматривается применениегибких технологий контроля, с его жестким регламентированным планированиемисходя из минимума потерь, как у изготовителя, так и у потребителя. Однакоанализ этой системы показывает, что реально она имеет довольно значимые недостатки:цели и задачи не в полной мере охватывают деятельность предприятия в отношенииудовлетворения потребностей потребителей, т. е. имеет место ограниченностьцелей; слабая взаимосвязь целей предприятия по получению прибыли с меройудовлетворения требований потребителей и функциональными возможностями системы;недостаточное внимание к повышению роли производственных и управленческихкадров в деле удовлетворения требований потребителей в области качествапродукции, а также их квалификации и повышению ее; низкая организациякоммуникативных связей на предприятии.
Теоретический и практический опыт комплексного управлениякачеством на предприятиях Японии успешно сочетался с известной системой «Канбан»,что в переводе нарусский язык означает «карточка», а по существу — «точнов срок». Эта система или ее элементы сталишироко использоваться не только в Японии, но и в других странах.
В 1950-е гг. в Японии стали активно функционировать кружкикачества (Quality Circles, QC). Кружки качества родились как логическое продолжениеи развитие японских концепций и практики управления персоналом и качеством. Наначальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилосьсо значительными трудностями и потребовало серьезных организационных усилий инемалых затрат. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых сталиреализовываться управленческие подходы и концепции повышения эффективности.
Важнейшей формой деятельности кружков качества было обучениерабочих и мастеров. Программы обучения возникли в ведущих компаниях: программаобучения бригадиров статистическим методам контроля качества в металлургическойкомпании «Фудзи Сэйтэцу» (1951 г.); выпуск учебных материалов поконтролю качества — в компании «Тэкко кекам» (1952 г.); программа по обучению в компании«Мицубиси дэн-ки» (1952 г.). В январе 1956 г. журнал «Контроль качества» провелкруглый стол и дискуссию «Цеховые мастера рассказывают о своемопыте в области контроля качества». Отцомкружков качества по праву считается профессор Исикава Каору. В апреле 1962г.вышел первый номер журнала «Контроль качествадля мастера», одним из основных авторов которогобыл Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контролякачества. В журнале были обоснованы принципы работы этих кружков и выдвинутытри главные цели:
1. вносить вклад в совершенствованиепроизводства и развитие предприятия;
2. на основе уважения к человекусоздавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах;
3. создавать благоприятную обстановкудля проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей.
Призыв журнала был услышан и подхвачен. В мае 1962 г.зарегистрирован первый кружок качества на заводе государственнойтелефонно-телеграфной компании «Нихон дэндэн кося» в г. Масцуяма. В мае 1963 г. состоялся первый съезд кружковкачества (г. Сэндай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22доклада, а в работе четвертого съезда, проходившего в 1964 г. в г. Нагоя, ужеприняли участие 563 участника и были заслушаны 92 доклада. С самого начала воснову организации кружков качества был положен принцип добровольности. Кначалу 1965 г. в Японии было зарегистрировано 3700 кружков. В 1966 г. японскиекружки качества заявили о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейскойорганизации контроля качества. «В настоящее времяв Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества.
Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвинуликонцепцию полного контроля качества, более широкую по масштабу, котораяпредполагала движение за улучшение качества на уровне компании. В движениидолжен участвовать каждый — от директора до уборщицы. Иными словами,разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков былатрансформирована в Японии в общенациональное движение. Движение за отсутствиенедостатков имело целью достижение определенных стандартов качества, QC — постепенное улучшение качества сверх определенных стандартов. Программы QC вдействительности были связаны не только с качеством продукции, но имели цельювсеобщую революцию в работе организации на уровне цехов [5, 126-128].
Опыт управления качеством в США
Промышленная революция в Америке положила конецремесленничеству. Ремесленник контролировал процесс производства с начала доконца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торговал и выполнялфункции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того,он мог осуществлять контроль за конечной продукцией.
В XIX веке в результате перехода к серийному производствупотребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласныевыполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. Оттаких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональныхнавыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имелоборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован втруде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом.Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, егоувольняли.
В Америке эта система работала хорошо, ибо позволялапроизводить больше товаров при меньших расходах. После второй мировой войны,когда большая часть глобального промышленного потенциала была уничтожена, вовсех странах переживали острый недостаток в товарах широкого потребления.Территория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутныхсражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в неограниченномколичестве производить холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники,чтобы удовлетворить потребности, возросшие во всем мире, в результатевозвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы XX века качество товаров,производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которымзадумывались, касался лишь объемов возможного производства.
Серьезной проблемой для промышленности США являлись огромныезатраты вследствие низкого уровня качества. 20-25% всех текущих затраттипичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектовпродукции. Иными словами, до одной четверти всех работников предприятия ничегоне производили — они лишь переделывали то, что было неправильно сделано спервого раза. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектныхизделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарныерасходы вследствие низкого уровня качества составляли 30% и более от издержекпроизводства.
Многие специалисты США считали низкое качество главнымтормозом роста производительности труда и конкурентоспособности американскойпродукции. Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше — другойальтернативы для американской промышленности не существовало.
Решение проблемы качества в США чаще всего пытались найти вразличных протекционистских мерах: тарифах, квотах, пошлинах, защищающих американскуюпродукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второйплан. Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла рядпротекционистских мер по защите американских производителей автомобилей, стали,бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, вкоторых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество каксредство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нуждпотребителей.
В США в начале 80-х годов управление качеством сводилось кпланированию качества, — и это было прерогативой службы качества. При этомнедостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, — планыповышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такогоуправления качеством создавал не планы, а проблемы.
Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм СШАпоняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же мерыпредлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем,как:
·мотивация рабочих;
·кружки качества;
·статистические методы контроля;
·повышение сознательности служащих и управляющих;
·учет расходов на качество;
·программы повышения качества;
·материальное стимулирование.
С формированием и распространением комплексных системуправления качеством рынок признал, что качество важнее цены. В результатеамериканский бизнес в 1970-1980-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренциейсо стороны японских и европейских фирм, предложивших на рыноквысококачественные товары по низким ценам. Девиз некоторых фирм — «немецкое качество», появившийсяв рекламах, стал на рынке как бы абсолютной гарантией, потом его подхватили и вдругих странах, появились девизы «европейскоекачество», «японское качество», говорившие сами за себя.
Позднее, в 1987 г., один из наиболее известных американскихспециалистов по качеству Харрингтон назвал этот период «Большой войной 80-х годов, представляющей собой не военныедействия, а промышленную войну, и трофеями в этой войне являются потребители вовсем мире». Действительно, ведь на американскуюпромышленность и, следовательно, на рынок началось наступление со стороныЯпонии, азиатских и европейских стран. Америка стала терять свое лидерство вотношении совершенства уровня многих видов продукции.
В тот период Дж. А. Янг, президент компании «Хьюлетт-Паккард», возглавилгруппу, занимающуюся поисками путей повышения конкурентоспособностиамериканской промышленности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В своемотчете президенту страны Р. Рейгану и его кабинету Янг отметил: «Конкурентоспособность американской промышленности на мировомрынке пошатнулась за последние два десятилетия. О спаде свидетельствуютрекордный внешнеторговый дефицит, сокращение доли мирового рынка в торговлепродукцией, выпускаемой в высокотехнологических отраслях промышленности,снижение доходов нашего производственного сектора, медленный ростпроизводительности труда и отсутствие роста реальной заработной платы».
К середине 1980-х г. результаты усилий американскихкорпораций, направленных на повышение качества своей работы, помогливосстановить веру потребителей в американскую продукцию. В октябре 1985 г.институт Гэллапа провел опрос потребителей по заказу Американского общества поконтролю качества (АОКК). Результаты опроса показали, что 27% потребителей ненадеются на повышение качества американских изделий, а 33% опрошенныхпотребителей посчитали, что иностранные изделия равны по качеству или лучшеамериканских изделий. Это были серьезные цифры, но и они трактовалось, какположительный сдвиг по сравнению с опросом, проведенным для АОКК в 1980 г.
В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях изложена философия Деминга,знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.
В США стали четче представлять проблему качества. Уамериканской промышленности есть ресурсы, потенциал, амбиции и хорошооплачиваемое руководство высшего звена. Огромные капиталовложения в новуютехнологию и разработку новых видов продукции, а также новые отношения междурабочими и управляющими, строящиеся на обшей заинтересованности в повышениикачества продукции и работы, создают предпосылки для новой техническойреволюции в США [3, с. 88-90].
Специалисты США возлагают большие надежды насовершенствование управления качеством, которое должно означать, по их мнению,радикальную перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративнойкультуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях организации на поискпутей к непрерывному повышению качества американской продукции.
По выражению видного американского специалиста А.Фейгенбаума, «качество — это не евангелизм, нерацпредложение и не лозунг; это образ жизни».
Новым тенденциям в США наибольшее сопротивление оказываютруководители среднего звена. Для многих из них управленческая политика,основанная на качественном подходе, представляется угрозой их авторитету и дажеих должностному положению. Производственные же рабочие, как правило, готовывзять на себя ответственность за качество своей работы.
Сердцевиной революции в области качества являетсяудовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий наконвейере является потребителем продукции предыдущего, поэтому задача каждогорабочего состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующегорабочего.
Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти квопросам повышения качества национальной продукции — новое явление вэкономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампанииза повышение качества — добиться реализации на деле лозунга «Качество — прежде всего!» Подэтим лозунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых сталоАмериканское общество по контролю качества (АОКК) — ведущее в страненаучно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчитывающее в настоящеевремя 53 тыс. коллективных и индивидуальных членов.
Конгресс США учредил национальные премии имени МалькольмаБолдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции,которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручаетпрезидент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный день качества.
Анализируя американский опыт в области качества, можноотметить следующие характерные его особенности:
·жесткий контроль качества изготовления продукции сиспользованием методов математической статистики;
·внимание к процессу планирования производства по объемным икачественным показателям, административный контроль за исполнением планов:
·совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые вСША меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлилисказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, чтоусилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый,глобальный рынок.
Характерной особенностью американских фирм в настоящее времяявляется наличие четко оформленных систем управления качеством. В таких системахпредусмотрено выполнение эффективно структурированных и хорошо отлаженныхпрограмм по внедрению комплекса мероприятий по схеме «человек — машина — информация», обеспечивающих требуемое качество и снижение расходов на него [9, с.336-339].
Европейский опыт управления качеством
Движение к высокому качеству продукции и услуг, а также кусовершенствованию самого обеспечения качества в Европе особенно активноначалось в 80-х годах XX века.
Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельностьстран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка,выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обментоварами и рабочей силой между странами.
Важное место в этой деятельности занимают специальныеассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. Впроцессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы ктехнологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системыкачества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие ихевропейские аналоги — ЕМ серии 29000. Именно в Европе были основаны три ведущиеорганизации, занимающиеся сертификацией на соответствие ИСО 9000 — TUV Cert,DNV, Lloyd register. Указанные стандарты должны стать гарантами высокогокачества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции,стимулировать производителей к новым достижениям в области качества.
Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособностиевропейских стран. Для реализации такой стратегии потребовались:
·единые законодательные требования (директивы);
·единые стандарты;
·единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирмасоответствует требованиям рынка.
В 1985 г. принята новая концепция гармонизации стандартов,введены требования по обеспечению безопасности и надежности, но эти требованияявляются рекомендательными. В то же время обеспечение единых требований имеетбольшое значение. Поэтому Европа ориентируется на основополагающие стандартыИСО 9000 и EN 29000.
Образованы Европейский координационный совет по испытаниям исертификации и Европейский комитет по оценке и сертификации систем качества. Всостав комитета входят организации по сертификации Великобритании, Швейцарии,ФРГ, Австрии, Дании, Швеции, Франции, Испании, Португалии, Греции, Голландии,Бельгии, Финляндии, Норвегии, Ирландии и Италии. Главная задача проводимойработы — полностью удовлетворить запросы миллионов потребителей единогоевропейского рынка с наименьшими затратами.
Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмамидругих стран, намеревающимися попасть на него. Для того чтобы выстоять вконкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выборасовременных форм и методов управления качеством продукции, связывают с ихвнедрением гарантию высокого качества продукции. А она, как известно, включаетстабильную технологию, надлежащую систему поддержания технологической точностиоборудования и оснастки, метрологические средства контроля и испытанийпродукции, эффективную систему подготовки кадров.
В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм ЗападнойЕвропы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством(ЕФУК).
Область деятельности Европейского фонда управления качеством:
4. Поддерживать руководствозападноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества длядостижения преимущество всеобщей конкуренции.
5. Стимулировать и, где это необходимо,помогать всем сегментам западноевропейского сообщества принимать участие вдеятельности по улучшению качества и укреплению культуры европейского качества.
ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК)учредил Европейскую премию по качеству, которая начиная с 1992 годаприсуждается лучшим фирмам.
Отличительными особенностями европейского подхода к решениюпроблем качества являются:
·законодательная основа для проведения всех работ, связанных соценкой и подтверждением качества;
·гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедурсертификации;
·создание региональной инфраструктуры и сети национальныхорганизаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и системкачества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.
Обязательное подтверждение соответствия
управление качество декларация соответствие
В Российской Федерации подтверждение соответствия можетносить добровольный или обязательный характер.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятиядекларации о соответствии (далее — декларирование соответствия) и обязательнойсертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только вслучаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительнона соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательногоподтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращениена территории Российской Федерации.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могутустанавливаться только техническим регламентом с учетом степени рисканедостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеютравную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждениясоответствия и действуют па всей территории Российской Федерации.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
·принятие декларации о соответствии на основании собственныхдоказательств;
·принятие декларации о соответствии на основании собственныхдоказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификациии/или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третьясторона).
При декларировании соответствия па основании собственныхдоказательств заявитель самостоятельно формирует необходимые материалы в целяхподтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническимрегламентом.
При декларировании соответствия на основании собственныхдоказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявительпо своему выбору в дополнение к собственным доказательствам: включает всоответствующие материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений,проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); предоставляетсертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматриваетсяконтроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат.
Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой можетбыть подтверждено декларацией о соответствии, порядка принятия декларации осоответствии и ее регистрации» (с изменениямина 8 мая 2002 г.) утвержден перечень продукции, формой подтверждениясоответствия которой является принятие декларации о соответствии [6, с.147-148].
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договорас заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенныхвидов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Обязательная сертификация осуществляется органом посертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии ведет единыйреестр выданных сертификатов соответствия. Продукция, соответствие которойтребованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренномФедеральным законом «О техническом регулировании», маркируется знаком обращения на рынке.
Основу национальной сертификации в России составляют системысертификации, которые создаются для определенного вида (класса) однороднойпродукции, включающего большие группы товаров (услуг), имеющих единыефункциональное назначение, принципы работы (применения), методы контроля и испытанийи т. п. [1, с. 45-46].
По состоянию на 1 января 2004 г. в Государственном реестреГосстандарта России зарегистрировано: 1217 организаций, аккредитованных вкачестве органов по сертификации; 2523 организации, аккредитованные в качествеиспытательных лабораторий (центров); 19 систем обязательной сертификации(федеральные); 207 систем добровольной сертификации.
Источник: www.gost.ru
Сертификация продукции и систем менеджмента качества вРоссийской Федерации осуществляется на основе общих правил и на основеутвержденного порядка проведения. В таблице 1. представлены схемы сертификации,установленные в России. При этом следует отметить, что схемы 1-8 приняты взарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, За,4а — дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1-4. Схемы9-10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятой вЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленнымтребованиям. Инспекционный контроль, указанный в таблице 1., проводят после выдачисертификата.
Таблица 1.- Схемы сертификацииСхемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства (система качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) 1 Испытания типа – – 1 а Испытания типа Анализ состояния производства – 2 Испытания типа – Испытания образцов, взятых у продавцов 2а Испытания типа Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавцов.
Анализ состояния производства 3 Испытания типа – Испытания образцов, взятых у изготовителя 3 а Испытания типа Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства 4 Испытания типа –
Испытания образцов, взятых у продавцов.
Испытания образцов, взятых у изготовителя 4 а Испытания типа Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавцов.
Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства 5 Испытания типа Сертификация производства или сертификация системы качества
Контроль сертифицированной системы качества (производства).
Испытания образцов, взятых у продавца и/или изготовителя. 6 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества 7 Испытание партии 8 Испытание каждого образца 9 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами 9 а Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Анализ состояния производства 10 Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца 11 а Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя или продавца
Анализ состояния производства
Типовая последовательность работ но сертификации продукции всистеме сертификации ГОСТ Р представлена на рисунке 1.
Как видно из схемы, результатом процесса сертификацииявляется выдача сертификата соответствия, т. е. документа, подтверждающегосоответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Содержаниесертификата определяется избранной схемой сертификации и категорией заявителя(изготовитель, продавец, исполнитель). При этом к обязательным реквизитамсертификата относятся:
·указания о системе сертификации и органе, выдавшемсертификат;
·регистрационный номер;
·срок действия сертификата;
·подпись руководителя и печать органа по сертификации;
·название предприятия (организации), кому выдан сертификат;
·наименование товара;
·форма проверки соответствия (проверка производства, испытаниетиповых образцов, выборки из партии товара, каждого изделия);
·ссылка на нормативный документ, которому соответствует товар(партия);
♦ порядок маркировки товара (тары, упаковки, документации)знаком соответствия, т. е. зарегистрированным в установленном порядке знаком,которым по правилам, определенным в дайной системе сертификации, подтверждаетсясоответствие маркированной им продукции требованиям.
Оплата работ по обязательной сертификации продукции вРоссийской Федерации основывается на следующих принципах:
·все фактически проведенные работы по сертификации (заисключением работ, оплата которых производится из госбюджета) оплачиваются засчет собственных средств предприятий (граждан) и относятся ими на себестоимостьпродукции;
·уровень рентабельности работ по обязательной сертификации недолжен превышать 35%;
·инспекционный контроль за сертифицированными продукцией иуслугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями,выполняющими соответствующие работы;
·прибыль от работ по обязательной сертификации, остающейся враспоряжении органов по сертификации и испытательных лабораторий, должнаиспользоваться на цели совершенствования и развития нормативно-технической,испытательной базы и обучение специалистов [2, с. 64-66].
Наряду с функционированием системы подтверждения соответствияпродукции и услуг в Российской Федерации существует система гигиеническойоценки продукции (до 1 октября 1998 г. — гигиеническая сертификация),проводимая органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзораРоссии. Законодательные основы проведения гигиенической оценки определеныЗаконом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения» и Законом РФ «О защите прав потребителей».
Установлен перечень продукции, подлежащей гигиеническойоценке, по результатам которой выдаются гигиенические заключения, т. е.разрешения на производство (ввоз) продукции в соответствии с установленнымитребованиями.
Гигиеническая оценка предусматривает проведение специальныхсанитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз. Выдача заключенийосуществляется на отдельную номенклатурную единицу при постановке продукции напроизводство; при изменении состава, комплектации, технологического процессапроизводства, нормативной и технической документации; на опытную партию; приистечении срока действия ранее выданного заключения; при оформлении контрактовна закупку продукции за рубежом; на партию импортной продукции, поступившей безгигиенического заключения па вид продукции данного производителя.
Заключение для отечественной продукции проводится собязательной оценкой производства, определяющей ее безопасность.
Срок действия гигиенического заключения определяется взависимости от потенциальной опасности того или иного продукта, особенностейего производства и составляет: па вид продукции (включая импортную) — до 5 лет;на опытную партию продукции — до 1 года; на партию импортной продукции,поступающей на территорию РФ (при отсутствии заключения на ввозимый видпродукции, оформленного на стадии заключения контракта на поставку), — срок, непревышающий срока годности данной продукции.
Список литературы
1. Агарков А. П.Управление качеством: учеб. пособие: [по специальности «Менеджменторг.»А. П. Агарков. — М.: Дашков и К°, 2006.
2. Аристов, О. В.Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 238 с.:ил.
3. Басовский, Л. Е.Управление качеством: учебник Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. — М.: ИНФРА-М,2006. — 211 с.
4. Горбашко, Е. А. Управление качеством:учебное пособие. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 382 с.: ил.
5. Елиферов, В. Г.Управление качеством: сказки, мифы и проза жизни: стандарты ИСО 9000 и системаменеджмента / В. Елиферов. — СПб.; М.: Вершина, 2006. — 295 с.: ил.
6. Мазур, И. И. Управлениекачеством: учеб. пособие для вузов по специальности «Управлениекачеством» И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. — 5-е изд., cтер… — М.: Омега-Л,2008. — 399 с.
7. Миронов, М. Г.Управление качеством: учеб. пособие: [по специальностям «Упр.качеством», «Экономика и упр. на предприятии» и Менеджмент орг.М. Г. Миронов. — М.: Проспект, 2006. — 286 с.
8. Мишин, В. М.Управление качеством: учеб. для вузов по специальности 061100 «Менеджменторг.» и по специальностям экономики и упр. (060000)] В. М. Мишин. — М.: ЮНИТИ,2005. — 464 с.
9. Салимова, Т. А.Управление качеством: учебник: по специальности Менеджмент орг. Т. А.Салимова. — 2-е изд., стер… — М.: Омега-Л, 2008. — 414 с.: ил.
10. Эванс, Д. Р.Управление качеством: [учеб. пособие по специальности «Менеджменторг.» Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. — [4-еизд.]. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 637 с.: ил.- (Зарубежный учебник). — Пер.изд.: Totalquality / Evans, James R.