Зарядье

Зарядье

Валентина Шарова

Зарядье
– один из крупнейших уголков Москвы, находящийся в южной части Китай-города.
Это место получило такое название, потому что расположено за торговыми рядами.

Путешествие
наше начнем от станции метро “Китай-город”, и путь наш в основном
будет лежать по Варварке. Варварка – одна из древнейших в Москве улиц и главная
улица Китай-города. По ней в 1380 г. въезжал в столицу святой благоверный князь
Димитрий Донской после победы на Куликовом поле. Ныне это одна из
своеобразнейших улиц центра Москвы. Со стороны Москвы-реки она сплошь состоит
из древних построек. В наше время, в день празднования памяти учителей
Словенских Кирилла и Мефодия, здесь проходит крестный ход, направляющийся из
Успенского собора Кремля на Славянскую площадь, к памятнику этим святым. В
прежние времена в конце Варварки были Варварские ворота, на которых была
установлена Боголюбская икона Божией Матери.

1.
Прежде чем идти по Варварке, пройдем в Никитников переулок. На углу Варварки –
здание бывшего храма Иоанна Предтечи. В нем сейчас учреждение, а построена была
церковь Филаретом Никитичем Романовым в память посвящения его в патриархи 24
июня 1619 г. В XVIII в. церковь была обновлена, и в ней сделали придел в честь
священномучеников Климента, папы Римского, и архиепископа Петра
Александрийского в память восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны,
пришедшийся на день празднования этих святых в 1742 г. Также здесь был придел
Боголюбской иконы Божией Матери – эта чудотворная икона помещалась на
Варварских воротах.

Свернем
в Никитников переулок, и нам открывается храм Троицы Живоначальной в
Никитниках. Сколько бы раз ни бывал здесь, всегда изумленно смотришь на это
творение, глаз бежит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к
кокошникам. В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота.
Приближаясь к храму, любуешься им, и возникают сами собой слова молитвы:
Пресвятая Троица, помилуй нас, и перед глазами встает “Троица”
преподобного Андрея Рублева, и ощущаешь запах березки и сухой травы, которой
усыпан в праздник пол храма. Первоначально на этом месте была церковь
Великомученика Никиты. В 1626 г. здесь случился пожар, церковь, видимо,
сгорела, но икону великомученика Никиты спасли. В 1630-х гг. ярославский купец
Григорий (Георгий) Никитников, поселившийся рядом, построил каменный храм во
имя Живоначальной Троицы с приделом Никиты-великомученика.

Приделы
в этом храме посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской
иконе Божией Матери. Грузинская икона Божией Матери в XVII в. из Грузии через
Персию попала в Россию и прославилась чудотворениями. В 1654 г. во время
мировой язвы икона была принесена в Москву, а список с чудотворной иконы был
помещен в Троицкой церкви в Никитниках.

Нельзя
не сказать о том, что украшению храма много содействовал царский иконописец
Симон Ушаков. Он написал несколько икон для иконостаса, одна из них знаменитая
– “Насаждение древа государства Российского”, которая заслуживает
особого рассмотрения. В храме замечательные росписи.

2.
Выйдем на Варварку и пройдем немного по направлению к центру. В Никольском
переулке – храм Святителя Николай “Красный звон”. Это название храм
получил потому, что колокола его имели красивый звон, в XVII в. она еще
называлась “что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице”.
Посольской улица называлась по Посольскому двору, который был расположен на
углу с Ильинкой. Первоначально церковь была посвящена преподобным Зосиме и
Савватию Соловецким, ее строил митрополит Московский Филипп “в воспоминание
проведенных им дней в мирной обители Соловецкой”. Нынешний храм построил в
1858 г. купец Поляков. Храм называется Никольским – по приделу, а главный
престол – Рождества Пресвятой Богородицы (устроен в начале XVIII в.).

В
1927 г. храм был закрыт, и в нем разместилось учреждение. Возвращен Церкви и
освящен 19 декабря 1996 г.

3.
Ипатьевским переулком выходим на Варварку. В этом переулке до 1940-х гг. стояла
церковь Святого Ипатия чудотворца (главный престол – Вознесения Господня)
постройки XVIII в.

Переходим
на другую сторону улицы к храму Георгия Победоносца на Псковской горке. Этот
живописный и праздничный храм представляет собой тип посадского храма, который
получил распространение в Москве в XVII в. Название местности говорит о том,
что здесь было поселение псковичей. Эта часть улицы иногда называлась
Покровской по главному престолу храма – Покрова Пресвятой Богородицы, его
приделы были посвящены великомученику Георгию и святителю Петру, митрополиту
Московскому. Еще храм именовался “что подле Варварского крестца у
тюрем” – рядом был Тюремный двор. Ныне существующий пятиглавый храм на
высоком подклети был построен в 1658 г. Колокольня и трапезная пристроены в
стиле псевдоготики в 1818 г. После 1917 г. храм был закрыт. В настоящее время
возвращен Церкви, ведется реставрация.

4.
Здесь, поблизости от Кремля, находились дворы зажиточных и уважаемых людей, в
частности, сохранился двор бояр Романовых – Никиты Романовича и
Захарьина-Юрьева, деда царя Михаила Федоровича Романова. Сын Никиты – Федор
Никитич – был заключен в темницу, а затем пострижен с именем Филарета, а
супруга его Ксения пострижена с именем Марфы. После избрания Михаила Романова
на царство старинная усадьба стала называться “Старый Государев двор, что
на Варварском крестце”. В 1858 г., при императоре Александре Николаевиче,
по его повелению начали возобновлять прародительские палаты. Боярские палаты
были отреставрированы, и в них в 1859 г. был открыт музей “Дом бояр
Романовых”.

5.
При дворе бояр Романовых была домовая церковь Иконы Божией Матери
“Знамение”, которая почиталась в их роду. На дворе Романовых был
основан монастырь и назван Знаменским – по имени церкви. Основание монастыря
связывают с рождением в семье царя Михаила Федоровича Романова наследника –
будущего царя Алексея Михайловича. Это было в духе времени, когда все важнейшие
события в государстве и царском семействе увековечивались сооружением церквей.

В
соборе верхний храм – иконы Божией Матери “Знамение” с приделом
Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Федоровича), нижний –
Преподобного Сергия Радонежского с приделом Святителя Николая Чудотворца. В
монастыре находилась родовая икона Романовых – икона Божией Матери
“Знамение” и другие реликвии, переданные в монастырь патриархом
Филаретом и инокиней Марфой. В XVII в. на престольный праздник монастыря сюда
прибывали царь с боярами и патриарх. На угощение монахов из дворца присылалась
всякая снедь. От монастыря гостям подносились иконы и святая вода. До нашего
времени от монастырских построек сохранились собор и братский корпус.

6.
Рядом с колокольней бывшего монастыря выделяется простотой архитектурного
облика храм Преподобного Максима. В старину в этих местах находились дворы
купцов из города Сурож (ныне Судак), они поставили во второй половине XIV в.
близ ныне существующего храма деревянную церковь Князей-страстотерпцев Бориса и
Глеба. Церковь приобрела известность после того, как при ней был похоронен
московский юродивый Максим Блаженный. Святой Максим избрал один из самых
трудных путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину
юродивого. Скончался блаженный Максим 11(24) ноября 1434 г. Купцы-сурожане не
оставляли своим вниманием церковь и построили каменный храм, но главный престол
был освящен во имя Преподобного Максима Исповедника. Ныне существующее здание
построено в самом конце XVII в. костромским купцом М.Шаровниковым и московским
купцом М.Верховитиновым – в этот раз храм получил главный престол во имя
Максима Блаженного, Христа ради юродивого. В 1930-х гг. храм был закрыт и
разорен, в 1960-е гг. отреставрирован и использовался как выставочный зал. До
закрытия храма в нем пребывали святые мощи Максима Блаженного – первого
московского юродивого. Они хранились на особо устроенном возвышении под
балдахином в серебряном ковчеге.

7.
Вот мы и дошли до храма Великомученицы Варвары, давшего название улице.
Великомученица Варвара, жившая в III в., была дочерью богатого и знатного
язычника Диоскора. Узнав учение Христа, она становится христианкой, за что была
подвергнута величайшим мучениям и казнена.

В
1514 г. была построена первая кирпичная церковь под руководством Алевиза
Нового. Строился храм по заказу тех же богатых гостей-сурожан, которые строили
соседнюю церковь. В конце XVIII в. здание было разобрано и построено новое –
знаменитым архитектором Р.Казаковым. В одном из старинных путеводителей по
Москве об этом храме сказано: “Отличный памятник классической архитектуры
первоклассного мастера”.

8.
От храма открывается вид на Красную площадь с собором Покрова на Рву,
называемым также Василием Блаженным. Христа ради юродивый Василий был похоронен
у деревянного храма, тогда еще называемого Троицким. Было это во времена царя
Иоанна Грозного, который почитал и боялся юродивого. А в конце XVI в. в Москве
почитался другой юродивый – Иоанн Большой Колпак. Перед смертью святой Иоанн
указал себе могилу у Покровского собора – при погребении святого в храме
присутствовал царь Федор Иоаннович.

9.
На Варварке и в ее окрестностях в XV–XVI вв. появились административные
постройки, а также стали селиться иностранные представители. Так появились
Панский двор и Английский двор.

Здание
Английского двора отреставрировано, сейчас здесь филиал Музея истории Москвы.
До недавнего времени считалось, что палаты утрачены. Их восстановлением мы
обязаны известнейшему реставратору П.Д. Барановскому, его уверенности, что
именно здесь было английское подворье, подаренное англичанам Иваном Грозным.
Здесь останавливались не только английские купцы, но и английские послы. В 1649
г., в связи с казнью короля Карла, а главным образом в ответ на неоднократные
жалобы русских купцов об ущербе, который им наносится от конкуренции англичан,
по указу царя Алексея Михайловича англичане покинули Московию.

Этот
район пришел в запустение после того, как столица была переведена в
Санкт-Петербург. После пожара 1812 г. эти места стали застраиваться дешевыми
доходными домами для ремесленного и мастерового люда. К началу XX в. эта часть,
в отличие от нагорной части Китай-города, представляла собой неприглядное
зрелище.

10.
За гостиницей “Россия”, на набережной стоит небольшой храм Зачатия
Анны, “что в Углу”, который ныне смотрится драгоценной жемчужиной.
Это одна из немногих сохранившихся древнейших в Москве белокаменных построек.
Впервые она упоминается в 1493 г. В 1538 г., при постройке стены Китай-города,
церковь оказалась на углу стен, что и отразилось в ее названии. За время своего
существования церковь перестраивалась и обросла приделами Святого
великомученика Мины и Святой великомученицы Екатерины. Придел Великомученицы
Екатерины, возможно, был устроен царем Алексеем Михайловичем по случаю рождения
в 1658 г. его дочери Екатерины. При храме была невысокая двухъярусная
колокольня, построенная в конце XVII в., но она была разобрана в 1850-х гг. при
реставрации.

11.
Остатки стены Китай-города.

Вдоль
того, что осталось от стены Китай-города, идем по направлению к метро. Стена
вокруг Китай-города была возведена для борьбы с опустошительными набегами
татар. Построена она была царицей Еленой Глинской в период ее регентства.
Строил итальянский мастер Петр (Петрок) Малый Фрязин. Это было серьезное
фортификационное сооружение. Стены и башни Китай-города имели сходство с
генуэзскими крепостями.

12.
Мы закончили нашу прогулку. С какими святынями мы соприкоснулись, о каких
святых мы вспомнили на нашем пути? Пресвятая Богородица, охранительница нашего
стольного града, как бы сопровождала нас на пути: мы поклонились иконам Божией
Матери “Знамение” и Грузинской, вспомнили Богородичные праздники:
Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, Рождество и Покров Пресвятой Богородицы.

Почтили
мы память святых покровителей храмов, а значит и этих мест: великомученицы
Варвары и Екатерины, святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, покровителя
Москвы великомученика Георгия Победоносца, великого молитвенника за землю
Русскую преподобного Сергия Радонежского, борца с ересью монофелитов
преподобного Максима Исповедника, почитаемых при жизни даже и царями московских
блаженных, Христа ради юродивых, – Максима, Василия и Иоанна Большой Колпак…

Вспомнили
мы знаменитого иконописца Симона Ушакова, других безымянных иконописцев и
мастеров; заказчиков церквей: великих князей и царей московских, купцов из
разных земель Руси и других людей, тщанием которых возводились прекрасные
храмы; архитекторов, воплотивших в камне красоту; реставраторов, сохранивших
дошедшее до наших дней, и благословлявших строительство храмов и освящавших их
московских святителей.

Еще
молимся о Богохранимей стране нашей… о блаженных и приснопамятных святейших
патриарсех православных…

Начали
молитвой, молитвой и закончили. Наши предки любое дело обрамляли молитвой. И
завещали это нам.
Список литературы

1.
Казакевич И.И. Московское Зарядье: История архитектурных памятников. М.:
Искусство, 1977.

2.
Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М.: Московский рабочий, 1992.

3.
Пыляев М.И. Старая Москва. М.: ЗАО “СВАРОГ и К°”, 2000.

4.
Государственный Исторический музей. Филиал Государственного Исторического музея
“Церковь Святой Троицы в Никитниках”. Иконы филиала ГИМ “Церковь
Святой Троицы в Никитниках”. М., 1998.

5.  Церковь Троицы в Никитниках: Буклет.