Защита прав человека в условиях международного конфликта

Введение.
Человеческаяистория представляет собой длинную череду войн и конфликтов. Странность судьбычеловечества состоит в том, что преступление действительно “окупается” и вопределенном смысле движет историю, или, как гласит китайская поговорка, “тот,кто украл корову, — вор; тот, кто грабит нацию, — принц”. Из более чем 3400 летписаной истории человечества только 250 были мирными. Следовательно, войнаявляется обычным состоянием отношений между людьми. Человечеству понадобилосьдве мировые войны, разразившиеся в первой половине XX века, которые унеслижизни миллионов людей, для того, чтобы возобладало стремление к миру,торжественно провозглашенное в 1945 году в Уставе Организации ОбъединенныхНаций. Однако положение вещей до сих пор остается печальным. После эйфории ирадужных надежд, вызванных подписанием Устава ООН, пришло отрезвление. Цифрыговорят сами за себя: со времени окончания второй мировой войны имели местооколо 150 войн и конфликтов, унесших около 20 млн. человеческих жизней. Тольков 80-ые годы на Земле полыхало пламя 22 войн, 85% их жертв — гражданскоенаселение. По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, вчастности, американского института “Worldwatch”, со времени окончания второймировой войны было только 26 дней абсолютного мира. Безусловно, толкованиетакого рода данных зависит от того, что понимать под днем войны. Но даже подругим расчетам, с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945года, насчитывается три дня без войны, что едва ли является более обнадеживающимфактором. Иными словами, в настоящее время в течение 362 дней из 365 вкакой-либо части мира происходит вооруженный конфликт1. Несмотря на то, что пока удалось избежатьтретьей мировой войны, планету постоянно заливают кровью гражданские войны,местные и региональные конфликты. Кроме того, угроза еще более опустошительныхпобоищ, хотя и запрещенных международным правом, остается реальностью, которуючеловеческий род еще не смог или не захотел преодолеть. Запрещена война или нети независимо от того, каково состояние jus ad bellum, т.е. права вести или невести войну, эта форма коллективного насилия всегда оказывала значительноевоздействие на жизнь стран и народов. Но в последние годы конфликты стали болеечастыми и продолжительными, создав своего рода тупиковые ситуации. Война междуИраком и Ираном длилась дольше, чем вторая мировая война. Военнопленные в такихконфликтах, как конфликты вокруг Огадена или Западной Сахары, находились в пленув течение десяти лет. Судьба беженцев в лагерях на таиландо-кампучийскойгранице все в большей степени напоминает положение населения в палестинскихлагерях — проблема, затянувшаяся на много лет без видимых признаковурегулирования. Приведенные примеры со всей очевидностью свидетельствуют онеобходимости защиты прав человека в период войн и вооруженных конфликтов. Новозникает встречный вопрос: а правомерно ли вообще говорить о каких бы то нибыло правах человека в ходе военных действий? Ведь еще Гуго Гроций подчеркивал,что “войны совершенно не совместимы с правом”1, имея в виду, что война допускает, даже “санкционирует” правона преступление, в том числе лишение человеческой жизни. Война, даже в техслучаях, когда вызванное ею насилие каким-то образом ограничивается ирегулируется, причиняет огромные страдания, поэтому люди должны прилагать всеусилия к тому, чтобы не допускать ее превращения в кровавый хаос, в бойню безправил, где уничтожают всех без разбора. И именно для того, чтобы предотвратитьили по крайней мере уменьшить вакханалию, творимую на полях сражений,минимизировать человеческие страдания, необходимо сделать все возможное длязащиты неотъемлемых прав человека в период вооруженных конфликтов.
В70-80 г.г. нашего века в качестве особого института современного международногоправа сложилось международное гуманитарное право2 (которое иногда уточняется: “применяемое в период вооруженныхконфликтов”), относящееся ко всей совокупности норм международного права, цельюкоторых является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблениислово “защита” означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение отнеблагоприятных воздействий. В международном гуманитарном праве объектом защитыобязательно является человек, а предоставляется она в условиях вооруженногоконфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется вмеждународном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого — защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий излоупотреблений властью. “Защита” и “помощь”, по сути, являются двумя сторонамиодного и того же явления. Эти два термина указывают скорее на различныепроявления заботы, нежели на совершенно независимые виды деятельности.Внутреннюю связь между ними можно показать на следующем примере: обработка илечение ран, нанесенных военнопленному при пытках есть медицинская помощь, аусилия, предпринятые с тем, чтобы заставить соответствующие власти подчинитьсятребованиям права и, следовательно, прекратить пытки, представляют собой защиту1. Международное гуманитарное правосодержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во властипротивной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства,правда, в рамках реального, т.е. с учетом военной необходимости. По последнейпричине ни одна из этих норм не предусматривает, чтобы захваченный одной изсторон комбатант был, например, немедленно освобожден, в то время как боевыедействия еще продолжаются. Однако эти нормы предусматривают то, что указанноелицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарнойбезопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в рукахкоторых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только приусловии согласия со стороны соответствующих властей, которых международноегуманитарное право к этому обязывает. В идеале, защита требует присутствиясреди жертв. Такое присутствие позволяет оказывать материальную помощь(продовольствие, медикаменты и пр.) и моральную поддержку (связь между лицом,находящимся во власти противной стороны, и его семьей). Присутствие такжепозволяет осуществлять наблюдение и оценивать обстановку, тем самым делаявозможным своевременное обращение к властям в интересах жертв. Иными словами,присутствие делает возможным проверку и контроль тех гарантий, на которыежертвы конфликта могут претендовать в соответствии с международным гуманитарнымправом, а также позволяет пресекать злоупотребления2.
Посколькувойны всегда велись между государствами, защита жертв этих войн относилась кобласти именно международного права. Поначалу речь шла о нормах обычного права.1864 год был ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этихнорм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста,одним из основателей которого он являлся. В настоящее время основнымиисточниками международного гуманитарного права являются четыре Женевскиеконвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:
— Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (IЖеневская конвенция);
— Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевшихкораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
— Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);
— Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция);
дваДополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года:
— Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;
— Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународногохарактера;
атакже IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положениео законах и обычаях сухопутной войны.
Нарядус универсальными международными договорами источниками международногогуманитарного права являются региональные договоры, среди которых наибольшеезначение для нас имеет заключенное в рамках СНГ Соглашение о первоочередныхмерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. Большуюкодификационную работу в этой области проводят межправительственные инеправительственные международные организации. Так, Международный КомитетКрасного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительныхпротоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием “Защита жертвгражданского населения от бедствий войны”. 19 декабря 1968 года ГенеральнаяАссамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) “О правах человека впериод вооруженных конфликтов”, послужившую толчком для принятия рядауточняющих и развивающих международно-правовых актов, направленных на защитужертв войны.
Наконец,следует обратить внимание на употребление терминов “война” и “вооруженныйконфликт”. Для целей настоящей работы эти понятия будут использоваться вдальнейшем произвольно, в качестве синонимов, для того чтобы избежать ненужныхповторов. Некоторые юристы даже считают, что “понятия “война” и “вооруженныйконфликт” идентичны в международно-правовом смысле, равнозначны по юридическойсиле и не имеют один перед другим главенствующего значения по объему применениянорм гуманитарного права”1.Оговорюсь, что грань между “войной” и “вооруженным конфликтом” все-таки есть, хотяона достаточно условна. Выражение “вооруженный конфликт” охватывает любуюситуацию, независимо от ее правовой квалификации, в которой две или болеесторон противостоят друг другу с оружием в руках2. Следовательно, термин “вооруженный конфликт” шире по объему,нежели термин “война”: любая война — это прежде всего вооруженный конфликт, ноне всякий вооруженный конфликт можно назвать войной. И дело здесь не только вмасштабах военного противоборства. Война обладает рядом специфическихпризнаков, которые не присущи вооруженным конфликтам. С юридической точкизрения для войны характерен такой признак, как формальный акт ее объявления,согласно III Гаагской конвенции 1907 г. Последствием такого объявленияявляется, как правило, разрыв дипломатических отношений между воюющимигосударствами и прекращение действия большинства международных договоров.Однако в большинстве своем государства развязывали войны, формально не объявляяих, при сохранении дипломатических и договорных отношений. Все это и привело кширокому использованию термина “вооруженный конфликт”. Далее, термин “война”,как вытекает из международно-правовых актов, употребляется при вооруженномстолкновении между суверенными государствами; в случае борьбы нации или народаза свою независимость употребляется термин “вооруженный конфликт”. Признак“вооруженный” не определен в международно-правовых актах. Некоторые юристыпредлагают понимать под ним любые действия с применением военного насилия, вкотором участвует значительное число военнослужащих, собранных для общей цели(коллективный характер), с определенной степенью организации. По их мнению,конфликт является вооруженным, если при этом совершается хотя бы оно изследующих действий:
а)вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства;
б)захват в плен или ранение хотя бы одного комбатанта из состава вооруженных силдругой стороны;
в)интернирование или принудительный захват хотя бы одного гражданского лицадругой воюющей стороны1.
Вобщем, отграничение понятия “война” от понятия “вооруженный конфликт” имеетопределенное значение, однако, на практике различие между ними носит скорееформальный характер, и в настоящей работе, повторюсь, указанные термины будутупотребляться как равнозначные.
Глава 1.Международно-правовая защита жертв войны. Комбатанты и покровительствуемыелица.
Преждечем перейти к подробному рассмотрению вопросов, связанных с защитой жертввойны, следует разъяснить два понятия, лежащих в ее основе: “комбатант” и“покровительствуемые лица”. Все положения Женевских конвенций и Дополнительныхпротоколов к ним строятся вокруг этих двух ключевых определений. Несмотря нато, что право войны существует много веков, термин “комбатант” был определенлишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола 1 гласит:
“Лица,входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кромемедицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеютправо принимать непосредственное участие в военных действиях”. Это право, равнокак и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленнымив случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Статус комбатантаотнюдь не означает, что ему дается карт-бланш. Разумеется, он “обязан соблюдатьнормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов” инесет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этихнорм. Но даже такие нарушения “не лишают комбатанта его права считатьсякомбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его правасчитаться военнопленным”. Однако, правило, зафиксированное в п. 2 ст. 44, нелишено исключения, суть которого сводится к обязанности комбатанта “отличатьсебя от гражданского населения форменной одеждой или другими отличительнымизнаками в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции,являющейся подготовкой к нападению”. Далее п. 3 ст. 44 Протокола 1предусматривает, что “во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации,когда вследствие военных действий вооруженный комбатант не может отличать себяот гражданского населения”. В таком случае он сохраняет свой статус комбатанта,если открыто носит оружие во время каждого военного столкновения и в то время,когда находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки,предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие.Напротив, если комбатант попадает в плен в то время, когда он не выполняетданные требования, то он лишается права считаться военнопленным. Справедливостиради, указанное суровое правило смягчается содержащимся в п. 4 ст. 44 Протокола1 утверждением: “тем не менее ему предоставляется защита, равноценная во всехотношениях той, которая предоставляется военнопленным в соответствии с IIIКонвенцией и настоящим Протоколом”. И здесь же уточняется, что эта равноценнаязащита предоставляется даже “в случае, если такое лицо предается суду и несетнаказания за любые правонарушения, которые оно совершило”. Как уже отмечалосьвыше, статус комбатантов тесно связывается со статусом военнопленных.
Наоснове ст. 4 III Конвенции можно выделить следующие категории комбатантов:
— личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, причем даже втом случае, если он считает себя находящимся в подчинении правительства иливласти, не признанных противником;
— личный состав других ополчений или добровольческих отрядов, включая личныйсостав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне в конфликтеи действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территорияоккупирована, если все эти группы отвечают четырем условиям:
а)имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
b)имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;
c)открыто носят оружие;
d)соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
Настатус военнопленных имеют право различные категории лиц, которые не подпадаютпод определение комбатантов, приведенное выше, или не являются комбатантами1. К ним относятся:
— лица, принимающие участие в спонтанных массовых вооруженных выступлениях, когданаселение неоккупированной территории при приближении противника добровольноберется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться врегулярные войска, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаивойны;
— лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их составнепосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);
— члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации сторон,находящихся в конфликте;
— лица, входящие в состав вооруженных сил и служащие в организациях гражданскойобороны (ст. 67 Протокола I).
Партизаны.Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующихв составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всегоучастников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованныев отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно втылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков иопирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связываетзакрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта свыполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрениивопроса о категориях комбатантов. Прежде чем перейти к подробному изложениюусловий, соблюдение которых необходимо для признания партизана законнымкомбатантом, следует коснуться исторического аспекта данной проблемы. Дело втом, что в 19 веке западная доктрина международного права либо вообщеумалчивала о партизанской борьбе, либо по примеру американского профессораФ.Либера (автора известной “Инструкции 1863 г. для действующей армии США” иединственной в 19 веке специальной работы “Партизаны и партизанские группы”)выдвигала требование о всяческом ограничении этой формы борьбы и выражаланадежду, что с улучшением современных обычаев войны партизаны будутрассматриваться как разбойники”1.
Однакона рубеже 19-20 веков по инициативе России и лично благодаря стараниямпрофессора Ф.Мартенса законность партизанской борьбы нашла полное ибезоговорочное подтверждение. Правила ведения партизанской борьбы, впервыесформулированные в Гаагской конвенции 1899 г., нашли свое отражение в преамбулеКонвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV Гаагская конвенция) и ст. 1и 2 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением кназванной конвенции. С принятием Гаагских конвенций каждый отдельный партизанобъявлялся законным комбатантом, поставленным под защиту норм международногоправа, но при соблюдении им 4 упомянутых условий.
1.Для того, чтобы обладать статусом комбатанта, партизан должен принадлежать ккакому-либо военным образом организованному отряду, действующему от именигосударства, во главе которого стоит ответственное лицо. Данное требованиеявляется бесспорным, поскольку наличие ответственного командира является свидетельствоморганизованности партизанского движения и служит гарантией соблюдения егоучастниками правил ведения войны. Однако условие об ответственном командире недолжно абсолютизироваться и тем более толковаться расширительно2. Международному праву безразлично, кем будетвозглавляющий партизан командир: офицером, правительственным чиновником илилицом, выбранным на этот пост самими партизанами. Важно лишь, чтобы он былответственным за выполнение его подчиненными правил ведения войны.
2.Партизан должен иметь отличительный знак, позволяющий провести внешнее различиемежду комбатантом и гражданским лицом. Необходимость ношения отличительногознака, с одной стороны, указывает на намерение данного лица принимать активноеучастие в боевых действиях, а с другой — позволяет воюющим соблюдать законы иобычаи войны (в данном случае — не вести военные действия против гражданскогонаселения). Предусмотренное Гаагскими конвенциями, а затем дословно воспроизведенноеЖеневскими конвенциями 1949 года требование “иметь определенный и явственновидимый издали отличительный знак” вызвало массу споров и разночтений средиученых, занимающихся данной проблематикой1. Суть их, однако, сводится к тому, что, во-первых, партизаннельзя ставить в худшее положение, чем солдат регулярной армии, следовательно — не может быть и речи о расширительном толковании “явственно видимого”отличительного знака; во-вторых, определенный отличительный знак не долженпрепятствовать маскировке партизан, поскольку в современных условиях тщательнаямаскировка войск является одним из важнейших принципов ведения войны.
3.Партизан должен открыто носить оружие. Данное условие тесно связано с предыдущим,поскольку при его выполнении также нельзя пренебрегать задачами маскировкипартизан. Необходимо отметить, что требование “открыто носить оружие” всегдаподвергалось критике в международно-правовой литературе. Эта критика сводиласьк тому, что если партизаны уже имеют отличительный знак, то этого достаточнодля того, чтобы рассматривать их как комбатантов. Вместе с тем, лицо, открытоносящее оружие, но не имеющее отличительного знака партизанского движения, необязательно относится к партизанскому отряду. При этом следует иметь в виду,что партизаны используют такие же методы ведения боевых действий, какимипользуются регулярные войска.
4.В своих действиях партизан обязан соблюдать законы и обычаи войны. Данноеусловие является бесспорным и наиболее важным из всех перечисленных.Направленное на гуманизацию вооруженных конфликтов требование соблюденияпартизанами законов и обычаев войны имеет целью пресечение попыток превращениявойны в вакханалию. В то же время требование это нисколько не связано со спецификойпартизанской борьбы. Оно обязательно и для других комбатантов, в том числе илиц, входящих в состав регулярных вооруженных сил. Отсюда вытекает, чтонарушение законов и обычаев войны, совершаемые отдельными партизанами, влекутза собой соответствующие правовые последствия лишь в отношении нарушителя. Ноэти нарушения нисколько не отражаются на правовом статусе партизанского отрядав целом.
Подводяитог вышеисследованному, нетрудно заметить, что в отличие от требованийсоблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, а также иметь ответственногокомандира — являющихся незыблемыми — два других условия, при которых партизаныпризнаются законными комбатантами, носят дискуссионный характер. При всейслабости норм об открытом ношении оружия и отличительном знаке полностьюотрицать их нельзя. Дело в том, что отказ от этих условий может ликвидироватьоснову, на которой базируется основной принцип,- проводить различие междукомбатантами и гражданским населением. Более того, он может поставить вневыгодные условия гражданское население, которое в любое время может оказатьсяобъектом нападения. Наконец, такой отказ разрушил бы равновесие прав иобязанностей комбатантов и гражданского населения, что затруднило бырегулирование их правового статуса и нанесло ущерб защите мирного населения. Впротивовес данному утверждению сторонники отказа от условий об отличительномзнаке и открытом ношении оружия приводят следующие доводы. Во-первых, принимаяво внимание характер средств ведения войны, используемых партизанами всовременных вооруженных конфликтах (от автоматов до танков, артиллерии иракет), указанные условия являются, по их мнению, бессмысленными. Во-вторых,они считают, что попытки доказать, что отсутствие у партизан отличительногознака или носимого на виду оружия ведет к ослаблению иммунитета мирных жителей,сводят на нет индивидуальный характер ответственности, и, следовательно,окольным путем восстанавливают запрещенные международным правом репрессалии1. Итогом такой острой дискуссииявилось включение в Дополнительный протокол I 1977 года пункта 3 ст. 44следующего содержания:
“Длятого, чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствийвоенных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения вто время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейсяподготовкой к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженныхконфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действийвооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, онсохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открытоносит свое оружие:
а)во время каждого военного столкновения;
и
б)в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания вбоевые порядки2,предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие”.
Данноеположение является большим вкладом в международное гуманитарное право,поскольку содержит практическое указание по применению в боевой обстановкеусловия об открытом ношении оружия. Из смысла п. 3 ст. 44 вытекает, что такиеситуации могут иметь место как на оккупированной территории, когда населениевыступает против оккупанта, так и в любом вооруженном конфликте1.
Шпионыи наемники. В соответствии со ст. 46 и ст. 47 Протокола I шпионы и наемники неимеют права на статус военнопленного. Но ограничиться только декларациейданного принципа было бы неверным, поскольку этот аспект проблемы имеетпрактическое значение. Так, во время вооруженных конфликтов нередко возникаетвопрос о разграничении понятия шпиона и военного разведчика. Впервые он былдетально рассмотрен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны(приложение к IV Гаагской конвенции 1907 г.), посвятившем ему целую главу подназванием “О лазутчиках”. Ст. 29 так определяет понятие военного шпиона илилазутчика: “Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуятайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собратьсведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковыепротивной стороне.”2.Следовательно, военного шпиона характеризует то, что он действует “тайнымобразом” или “под ложными предлогами”. Не считаются лазутчиками (шпионами)военные разведчики, которые проникают в расположение противника для разведывательныхцелей, но действуют в своей военной форме. Не менее важным для международногогуманитарного права является правило, согласно которому лазутчик (военныйшпион), пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда; авозвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен неприятелем, онпризнается военнопленным и не подлежит ответственности за свои прежние действиякак лазутчик (шпион) — ст. 30, 31 Положения о законах и обычаях сухопутнойвойны. К этому можно добавить, что ст. 5 IV Женевской конвенции 1949 годапредусматривает: если гражданское лицо на оккупированной территории будетзадержано в качестве шпиона или диверсанта, оно будет “пользоваться гуманнымобращением и в случае судебного преследования не будет лишаться своих прав насправедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей конвенцией”.
Чтокасается правового статуса наемника, то его понятие впервые было раскрыто в ст.47 Дополнительного протокола I. Пункт 2 определяет наемника как лицо, которое:
а)специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b)фактически принимает участие в военных действиях;
c)руководствуется, главным образом, желанием получить личную выгоду;
d)не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом,постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся вконфликте;
e)не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f)не послано государством, которое не является воюющей стороной, для выполненияофициальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженныхсил.
Даннаянорма позволяет четко установить следующие критерии наемника. Во-первых,основным критерием определения наемника является побудительный мотив — материальное вознаграждение. Хотя ст. 47 не говорит о форме такоговознаграждения (регулярные выплаты или разовые — за каждого убитого, пленного,за уничтожение военной техники противника и т.д.), главным в ней является то,что оно гораздо выше, чем у комбатантов того же ранга и функций, входящих вличный состав вооруженных сил данной стороны. Во-вторых, наемник специальновербуется для участия в конкретном вооруженном конфликте. При этом не важно,где наемник завербован (за границей или на территории государства, в которомпроисходит вооруженный конфликт), а также кто его завербовал: специальнаяорганизация, частное лицо или представитель одной из воюющих сторон. В-третьих,наемник не является ни гражданином, ни лицом, постоянно проживающим натерритории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, и не послантретьими государствами для выполнения официальных обязанностей в качестве лица,входящего в состав их вооруженных сил. Данный критерий проводит четкое различиемежду наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственногоучастия в боевых действиях и направленными на службу в иностранную армию посоглашению между государствами. В-четвертых, важным критерием, характеризующимнаемника, является его принадлежность к вооруженным силам одной из воюющихсторон. Согласно ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года воюющая сторона“ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав еевоенных сил”. Следовательно, при разграничении статуса наемника и добровольцаопределяющим является именно факт включения данного лица в личный составвооруженных сил, что делает данное лицо законным комбатантом, и воюющаясторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил, тем самым беретна себя международно-правовую ответственность за его действия. 
Изложенноепозволяет сделать вывод о том, что исследование проблемы комбатантов всовременных вооруженных конфликтах остается актуальным, поскольку четкоеопределение и международно-правовое закрепление этого понятия имеют важноезначение как для обеспечения прав самих комбатантов, так и для защитыгражданского населения. 
Принциппокровительства. В международном праве издавна имеется специальная категориялиц, находящихся под особой защитой и покровительством. К ним относятся те, ктолибо вообще не принимал непосредственного участия в вооруженной борьбе, либо сопределенного момента прекратил такое участие. Международное гуманитарное правопризнает их жертвами войны и, устанавливая для этой категории лиц специальныйрежим, формулирует целую систему гуманитарных норм и принципов. Квышеупомянутым лицам относятся:
— раненые и больные в действующих армиях;
— раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженныхсил на море;
— военнопленные;
— гражданское население.
Каждаяиз этих категорий покровительствуемых лиц находится под защитой одной изчетырех соответствующих Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов к ним1977 года. Согласно этим международно-правовым актам покровительствуемые лицадолжны при любых обстоятельствах пользоваться уважением и защитой; с нимиследует обращаться гуманно, без какой-либо дискриминации по таким причинам, какпол, раса, национальность, вероисповедание, политические убеждения или другиеаналогичные критерии (ст. 12 Конвенций I и II, ст. 16 III Конвенции и ст. 27 IVКонвенции). “Уважение” и “защита” представляют собой взаимодополняющие элементыпринципа покровительства. “Уважение” как пассивный элемент предполагаетобязательство не причинять покровительствуемым лицам вреда, не подвергать ихстраданиям, тем более не убивать; “защита” как активный элемент означаетобязанность отводить от них опасность и предотвращать причинение им вреда.Третий элемент данного принципа — “гуманное” обращение — касается нравственногоаспекта отношения к покровительствуемым лицам, призванного определять всестороны обращения с ними. Это отношение должно быть нацелено на то, чтобывопреки тем суровым обстоятельствам, в которых они находятся, обеспечитьпокровительствуемым лицам существование, достойное человека. Наконец, запрещениекакой-либо дискриминации составляет последний существенный элемент принципапокровительства, который необходимо учитывать при рассмотрении трехвышеперечисленных основных принципов1.Авторы Конвенций, содержащих около четырехсот подчас весьма детализированныхстатей, создали тщательно разработанную систему правил защиты различных категорийпокровительствуемых лиц. В своей работе я остановлюсь на наиболее важныхмоментах этого обширнейшего материала, причем термин “защита жертв войны”следует рассматривать в широком смысле, включая в него три других элементапринципа покровительства.
Глава 2. Защита раненых,больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.
Вто время как в Женевских Конвенциях 1949 года положения по данному вопросуможно найти в разных документах (так, раненые, больные и лица, потерпевшиекораблекрушение, из состава вооруженных сил находятся под защитой Конвенций I иII, а раненые и больные гражданские лица — IV Kонвенции), часть II Протокола Iобъединяет их всех вместе под общим заголовком “Раненые, больные и лица,потерпевшие кораблекрушение”. Термины “раненые” и “больные” означают лиц (каквоеннослужащих, так и гражданских), которые нуждаются в медицинской помощи илиуходе и воздерживаются от любых враждебных действий. В отношении всех раненых ибольных, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, запрещаютсяследующие действия:
— всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
— медицинские или научные эксперименты;
— удаление тканей или органов для пересадки;
— взятие заложников;
— посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное илиунижающее обращение;
— осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенногонадлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий2 .
Под“лицами, потерпевшими кораблекрушение” понимаются военнослужащие и гражданскиелица, которые подвергаются опасности на море или в других водах (таких, какреки или озера) в результате несчастья, случившегося с ними, и которыевоздерживаются от любых враждебных действий. Из данного определения явствует,что “потерпевшее кораблекрушение” — это временное состояние лица. Онозавершается как только данное лицо оказывается высаженным на берег и тем самымприобретает иной статус, например, военнопленного, “раненого” или гражданскоголица. Женевские Конвенции устанавливают, что во всякое время, и в особенности послебоя, стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры ктому, чтобы разыскать и подобрать раненых, больных и потерпевшихкораблекрушение, оградить их от ограбления и дурного обращения и обеспечить имнеобходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствоватьих ограблению. Более того, военные власти могут обращаться к гражданскомунаселению и обществам помощи с просьбой подбирать раненых, больных ипотерпевших кораблекрушение, разыскивать погибших и сообщать об ихместонахождении. При ведении боевых действий на мер то же самое относится кнейтральным торговым судам, яхтам и другим мелким судам, к капитанам которыхстороны, находящиеся в конфликте, могут обратиться с просьбой принять на бортраненых, больных и потерпевших кораблекрушение и обеспечить им уход, а также подбиратьпогибших (ст. 21 II Конвенции). Кроме того, п. 1 ст. 33 Протокола Iпредусматривает, что каждая сторона, находящаяся в конфликте, как толькопозволят обстоятельства, и самое позднее, сразу после окончания активныхвоенных действий, “разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавшихбез вести”. Согласно ст. 19 II Конвенции стороны, находящиеся в конфликте, должнызарегистрировать все имеющиеся в их распоряжении данные, способствующиеустановлению личности раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умершихнеприятельской стороны, попавших в их руки. Эта информация должна быть доведенадо сведения Справочного бюро (организация которого предусмотрена ст. 122 IIIКонвенции) для передачи стороне противника, в частности, через посредничествоЦентрального Агентства по розыску Международного Комитета Красного Креста. Еслиинформация не направляется через МККК и его Центральное Агентство, каждаясторона должна предоставить эти сведения Центральному справочному агентству,утвержденному в соответствии с III Конвенцией. Наконец, необходимо подчеркнуть,что раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, оказавшиеся натерритории нейтрального государства, подлежат интернированию, а попавшие во властьнеприятеля считаются военнопленными, и к ним применяются соответствующие нормымеждународного права.
Глава 3. Гуманноеобращение с военнопленными.
Вышемною было рассмотрено, какие категории лиц, попавших во власть противника,имеют право на статус военнопленного. Под военным пленом понимается ограничениесвободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения ихдальнейшего участия в вооруженной борьбе. Режим военного плена призванобеспечить не только сохранение жизни военнопленного, но и защиту егонеотъемлемых человеческих прав. В этой связи необходимо всегда помнить о том,что военнопленные находятся во власти Державы противника, а не отдельных лицили воинских частей, взявших их в плен (ст. 12 III Конвенции). Следовательно,за все, что происходит с военнопленными, несет ответственность государствонеприятеля, но это не умаляет, однако, индивидуальной ответственности лиц в случаенарушения ими правил обращения с военнопленными. III Конвенция подробно регламентируетпорядок содержания военнопленных:
— их размещение, обеспечение питанием и одеждой;
— требование гигиены и оказание медицинской помощи;
— религиозную, интеллектуальную и физическую деятельность и т.д.  
Всоответствии со ст. 122 воюющие страны обязаны организовать справочные бюро поделам военнопленных, которые должны давать ответы на все вопросы, связанные своеннопленными. Не пытаясь охватить все стороны, касающиеся защиты праввоеннопленных, выделю лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются наиболееважными.
Первое.III Конвенцией устанавливается институт доверенных лиц. Ст. 79 предусматривает,что во всех местах содержания военнопленных, за исключением тех, где находятсяофицеры, военнопленные имеют право свободно путем тайного голосования избиратьдоверенных лиц, которые должны представлять их перед военными властями,Державами-Покровительницами, Международным Комитетом Красного Креста и передвсякой другой организацией, оказывающей им помощь. В лагерях для офицеров иприравненных к ним лиц и в смешанных лагерях старший по званию военнопленныйофицер признается доверенным лицом. Пользуясь прерогативами и льготами, перечисленнымив ст. 81, доверенные лица военнопленных содействуют их моральному и физическомублагополучию. Эти лица не только осуществляют контроль над распределениемпомощи, но и делают все зависящее от них для того, чтобы помочь военнопленнымпри возникновении трудностей в отношениях с властями. Следует такжеподчеркнуть, что военнопленные имеют неограниченное право обращаться кпредставителям Державы-Покровительницы либо через свое доверенное лицо, либонепосредственно, если они считают это необходимым для того, чтобы обратить ихвнимание к тем моментам режима плена, в отношении которых у них имеются жалобы(ст. 78).  
Второе.Конвенцией предусматривается, что военнопленные должны подчиняться законам,уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы(ст. 82). Власти этой Державы могут применить судебные и дисциплинарные мерынаказания в отношении военнопленного. Но при решении данного вопроса они должныпроявлять максимальную снисходительность и по возможности прибегать кдисциплинарным мерам, а не к судебному преследованию. Так, например, в IIIКонвенции содержится несколько положений, касающихся побега и попыток кбегству. Общепризнанно, что данный поступок не противоречит мужества, чести илюбви к отечеству военнослужащего, поэтому в случае неудавшегося побега к немуприменяются только дисциплинарные меры (даже в случае рецидива). Дисциплинарныевзыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером,назначенным им, и ни в коем случае не военнопленным. В статье 89 перечисляютсявиды дисциплинарных взысканий, но далее указывается, что они не должны бытьбесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья военнопленных, ипродолжительность одного наказания никогда не должна превышать 30 дней. Чтокасается мер наказания, назначенных судом, то военнопленного, в силу ст. 84, заисключением строго оговоренных случаев могут судить только военные суды. Важнозаметить, что военнопленные пользуются покровительством данной Конвенции даже вслучае осуждения. Запрещаются коллективные наказания за индивидуальные проступки,телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, и вообщекакие бы то ни было виды пыток или проявления жестокости. По смыслу ст. 100 IIIКонвенции за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в вооруженныхсилах держащей в плену Державы, военнопленному в принципе может быть вынесенсмертный приговор. Однако в соответствии со ст. 76 и ст. 77 Дополнительногопротокола I смертный приговор не должен выноситься беременным женщинам иматерям малолетних детей, зависящих от них, а также пленным, совершившимпреступление в возрасте до 18 лет. Если такой приговор вынесен, он неприводится в исполнение. Кроме того, в ст. 107 III Конвенции предусмотрено, чтоДержава-Покровительница может вмешиваться в случае вынесения смертного приговора.Согласно ст. 101 смертный приговор может быть приведен в исполнение не ранее,чем через шесть месяцев со дня его вынесения. При судебном рассмотрениипринципы обычного судопроизводства должны быть соблюдены, то естьвоеннопленному должны быть обеспечены основные гарантии, предусмотренные ст. 99III Конвенции и ст. 75 Протокола I. Коротко говоря, суд должен выноситьприговор, исходя из презумпции невиновности обвиняемого военнопленного. Навсякий вынесенный ему приговор военнопленный имеет право подать апелляционнуюили кассационную жалобу и просить о пересмотре дела. Любое решение суда иприговор должны быть незамедлительно доведены до сведенияДержавы-Покровительницы.
Третье.Даже во время военных действий Конвенцией (в ст. 109) предусматривается непосредственнаярепатриация раненых и больных, чьи умственные и физические способности, по всейвидимости, сильно снизились (неизлечимые, тяжелораненые и тяжелобольные,излечившиеся), и госпитализация в нейтральных странах определенных категорийбольных и лиц с менее тяжелыми ранениями. В типовом соглашении по вопросу онепосредственной репатриации и госпитализации в нейтральной стране раненых ибольных военнопленных (Приложение I к III Конвенции) перечисляютсямногочисленные случаи, в которых можно применить этот принцип. Вопрос о том,какие военнопленные подлежат репатриации, призваны решать смешанные медицинскиекомиссии, назначенные с начала вооруженного конфликта (ст. 112). Однако,стороны конфликта должны отправлять тяжелораненых и больных военнопленных народину, независимо от их числа и звания, только тогда, когда они будут всостоянии вынести транспортировку. Ни один из них не может быть репатриированпротив своего желания во время военных действий. Все остальные военнопленныедолжны быть освобождены и репатриированы “тотчас же по прекращении военныхдействий” (ст. 118 III Конвенции). Следует также отметить, что стороны вконфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриироватьвоеннопленных, не дожидаясь окончания войны, и по возможности на взаимнойоснове, то есть путем обмена пленными. Завершая рассмотрение данного вопроса,необходимо подчеркнуть, что пленные, не имеющие признанного статусавоеннопленных, тем не менее всегда имеют право на основные гарантии,предусмотренные ст. 75 Дополнительного протокола I.
Глава 4. Защитагражданского населения.
Есливзглянуть на историю войн, то можно увидеть, что больше всего от последствийвоенных действий страдает гражданское население, а в XX веке это положениеприобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой войны 95% потерьсоставляли военнослужащие и лишь 5% — гражданские лица. Во время второй мировойвойны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь составили гражданские лицаи 25% — военнослужащие. В некоторых современных вооруженных конфликтах свыше90% потерь составляют гражданские лица. Можно с уверенностью сказать, что входе третьей мировой войны, которая закончится ядерной катастрофой, 100% потерьсоставит гражданское население. Приведенные цифры со всей очевидностьюсвидетельствуют о необходимости защиты отдельных гражданских лиц и гражданскогонаселения в целом от последствий войны. Излишне говорить о том, что принципызащиты всех покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и длягражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо” и“гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции озащите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 подпокровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо момент икаким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во властистороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы, гражданами которойони не являются. Исключение составляют:
а)граждане какого-либо государства, не связанного положениями указаннойконвенции;
б)граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории одногоиз воюющих государств, пока государство, гражданами которого они являются,имеет нормальное дипломатическое представительство при государстве, во властикоторого они находятся;
в)граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);
г)лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые, больные илица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.
Дополнительныйпротокол I выработал более удачную формулировку понятий гражданского лица игражданского населения, отразившую суть их правового положения в периодвооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:
“Гражданскимлицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из категорий лиц,указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего Протокола”. Иными словами,гражданское лицо — это любое лицо, не принадлежащее к категории комбатантов.Важно добавить, что в случае сомнения относительно того, является ли лицогражданским, оно считается таковым. Согласно Протоколу I гражданское населениесостоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается,что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитойот опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п. 3ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населенияотдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает этонаселение его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданскоенаселение лишается своего статуса и права на защиту, если среди него находятсявоенные подразделения и формирования. Что касается гражданских лиц, то онипользуются защитой, предусмотренной нормами международного права, “заисключением случаев и на такой период, пока они принимают непосредственноеучастие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное международное право,применяемое в период вооруженных конфликтов, предусматривает предоставлениегражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так испециальной защиты от последствий военных действий. Различие заключается в том,что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельнымгражданским лицам независимо от из пола, возраста, расовой и национальнойпринадлежности, политических или религиозных убеждений. Специальная защитапредоставляется отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либоих повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные, женщины,дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций, выполняемых ими впериод вооруженного конфликта (персонал медицинских формирований и организацийгражданской обороны, журналисты и т.д.). Специальная защита гражданскогонаселения не входит в сферу моего исследования. В настоящей работе будутрассмотрены вопросы общей защиты мирного населения от опасностей, возникающих всвязи с военными операциями. В целях ее осуществления устанавливается, чтогражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должныявляться объектом нападения1.Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:
— акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризироватьгражданское население;
— нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п. 5 ст.51 Протокола I;
— нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядкерепрессалий[1];
— использование присутствия или передвижения гражданского населения или отдельныхгражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от военных действий, вчастности, в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрытьвоенные действия, содействовать или препятствовать им.
Безусловно,запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве методаведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих запрещений, говорится взаключительном положении ст. 51, не освобождает стороны, находящиеся вконфликте, от их правовых обязательств по отношению к гражданскому населению игражданским лицам, в том числе от обязательства принимать мерыпредосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В ней указываютсяследующие меры предосторожности, которые должны приниматься воюющими сторонамипри планировании или осуществлении нападения:
а)делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объектынападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими объектами и неподлежат особой защите;
б)принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств иметодов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданскогонаселения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их к минимуму;
в)отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно,как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского населения,ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам;
г)делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могутзатронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когдаобстоятельства этого не позволяют.  
Режимвоенной оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами Положения озаконах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к IV Гаагскойконвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также нормамиДополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией понимаетсявременное занятие вооруженными силами одного государства территории другогогосударства (или ее части) и установление власти военной администрации наоккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о законах и обычаяхсухопутной войны, территория признается оккупированной, если она действительнонаходится во власти неприятельской армии. Однако власть оккупанта наднаселением не является неограниченной. Так, в соответствии со ст. 23 и 44Положения власти оккупирующей державы не должны принуждать гражданскоенаселение принимать участие в военных действиях, направленных против их страны,или давать сведения об ее армии или других средствах обороны (кроме того,население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженныхсилах оккупанта; воспрещается пропаганда добровольного вступления в его армию — ст. 51 IV Женевской конвенции). Согласно ст. 46 Положения, “честь и правасемейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозныеубеждения должны быть уважаемы”1.IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг обязанностейвластей оккупирующей державы в отношении гражданского населения в целяхпредотвращения массовых и грубых нарушений прав человека в условияхвооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным территориям,сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица, находящиеся наоккупированной территории, не могут “ни в коем случае и никаким образом” бытьлишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в силу изменений вустановлениях, действующих на данной территории, ни в силу соглашения,заключенного между местными властями и оккупирующей державой, ни в силуаннексии (принудительного присоединения) всей или части оккупированнойтерритории (ст. 47). К числу мер, запрещенных особо, относятся насильственныеперемещения как отдельных покровительствуемых лиц, так и групп населения, атакже депортация (принудительная высылка) населения с оккупированных территорийв любую другую страну. В то же время разрешается эвакуация данногооккупированного района, “если этого требует безопасность населения или особовеские соображения военного характера” (ст. 49). Защита основных правгражданского населения и отдельных гражданских лиц от произвола властейоккупирующей державы обеспечивается в IV Женевской конвенции 1949 года путемнормативного закрепления соответствующих обязательств государств как субъектовмеждународного права1. Наконец,хочется отметить, что военная оккупация по своей сути является формойиностранного господства. Но и в этом случае международное гуманитарное право,касающееся покровительствуемых лиц на оккупированной территории, обладает однимнесравненным достоинством: оно ограничивает беспредельную власть оккупирующейдержавы, действия которой оказываются под международным контролем. IV Женевскаяконвенция является как бы конституцией или “билем о правах”, хотя иограниченным, который вступает в действие в момент, когда иностранная армиязахватывает и оккупирует территорию,- и притом без каких-либо усилий со стороныоккупанта или оккупируемой стороны. Эта “конституция” защищает население от неправомерныхдействий оккупирующей державы. Тем самым международное гуманитарное правовносит существенный вклад в дело защиты достоинства человека в чрезвычайныхобстоятельствах2.
Подводяитог рассмотрению очерченного мной круга вопросов, связанных с защитой жертввооруженных конфликтов, следует кратко остановиться на одном важном моменте.Даже самый совершенный свод правил не мог бы предвидеть всех возможныхситуаций. Чем детальнее перечень, тем больше опасность что-либо в нем упустить.В совершенно непредсказуемых обстоятельствах, когда нельзя привести ни одного,пусть даже самого общего правила Конвенции, все же существует положение, накоторое можно сослаться. Появившееся еще в 1899 году в Гаагской Конвенции озаконах и обычаях сухопутной войны оно широко известно как “Оговорка Мартенса”(по имени ее основного автора). Текст этой оговорки является своего родазаключением обзора правил, посвященных защите жертв вооруженных конфликтов:
“Вслучаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международнымисоглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действиемпринципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, изпринципов гуманности и из требований общественного сознания” (п. 2 ст. 1Дополнительного протокола I).
Заключение
Квинтэссенциейположений международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженныхконфликтов, являются следующие основные правила:
1.Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимаетнепосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение к ихжизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствахони имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.
2.Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен илиявляется вышедшим из строя (hors de combat).
3.Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороной конфликта,во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал,учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста иликрасного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.
4.Захваченные в плен участники боевых действий (далее именуемые комбатантами) игражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют правона уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна бытьобеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку сосвоей семьей и на получение помощи.
5.Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не долженподвергаться физическим и моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокомуили унизительному обращению.
6.Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченнымвыбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружиеи такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызватьне обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерныестрадания.
7.Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданскимнаселением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население иимущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица недолжны быть объектом нападения.
Список литературы
АрцибасовИ.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 2001 г.
ГугоГроций. О праве войны и мира. Кн. 1. М., 1956 г.
ГригорьевА.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 2003 г.
Курсмеждународного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г.
Курсмеждународного права. Т.6 (под ред. Н.А.Ушакова). М.,2003 г.
Международноеправо. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений.МККК, М., 1995 г.
Оразграничении комбатантов и некомбатантов см. Полторак А.И. Савинский Л.И.Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976 г.
Симпозиумпо вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций по поддержаниюмира (Женева, 22-24 июня 1994 г.). МККК, М., 1995 г.
Современныевойны: гуманитарные проблемы. М., 2002 г.
СтаниславЕ. Нахлик. Краткий очерк международного гуманитарного права. МККК, М., 2002 г.
ФрицКальсховен. Ограничение методов и средств ведения войны. МККК, М., 2002 г.
Ханс-ПетерГассер. Международное гуманитарное право. МККК, М., 2001 г.