КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсуГражданское право
по теме
Защита правпотребителей при выполнении работ (оказании услуг)
1. Защитаправ потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
Глава3 Закона О защите прав потребителя «Защита прав потребителей при выполненииработ и оказании услуг» посвящена особенностям отношений, складывающихся поповоду осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. ст. 27-39).
Главуоткрывает ст. 27 «Сроки выполнения работ (оказания услуг)»
Однимиз важнейших критериев оценки уровня работ и услуг является соблюдение срокових выполнения. Закон устанавливает, что исполнитель обязан выполнить работу(оказать услугу) в сроки, установленные правилами об отдельных видах работ иуслуг или договором. В договоре могут предусматриваться сроки выполнения работи оказания услуг, если они не предусмотрены упомянутыми правилами или сокращеныпо сравнению с установленными в правилах. Таким образом, основной правовойформой регулирования сроков выполнения работ и услуг является государственноерегулирование, а договор носит вспомогательный характер. Это обстоятельство являетсяважным шагом вперед в деле защиты интересов потребителей, поскольку, с однойстороны, изымает решение вопроса о сроках выполнения из компетенции ведомств исамих исполнителей, а с другой стороны − из компетенции законодательныхорганов, что позволяет оперативно решать вопросы. Регулирование порядкаустановления сроков выполнения работ и оказания услуг в Законе и в ГК восновном идентичны.
Сроквыполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которойдолжно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой(периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы(оказанию услуги).
Вслучае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям(доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срокадействия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриватьсясоответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).
Посоглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершенияотдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Встатье 28 Закона законодатель с учетом специфики выполнения работ и оказанияуслуг дифференцированно определяет возможные формы нарушения сроков работы(услуги): исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказаниюуслуги); он настолько медленно ее выполняет, что стало очевидным − работане будет выполнена в установленный срок; исполнитель не выполнил работу вобусловленный срок, т.е. допустил просрочку выполнения работы. Под очевидностьюневозможности выполнения работы в срок следует понимать явную невозможность,отсутствие которой должен доказывать исполнитель.
Последствия,предусмотренные Законом, могут применяться независимо от формы нарушения срокаработы (услуги). Согласно Закону новые сроки выполнения работы (услуги)назначаются потребителем в одностороннем порядке. В отличие от этого первоначальныесроки выполнения работ определяются законодательством либо договором. По смыслуЗакона исполнитель обязан руководствоваться новым сроком, установленнымпотребителем. Этот срок указывается в договоре либо в документе, подтверждающемего заключение (квитанция, заказ, накладная и т.п.). Назначение нового срокадолжно быть подтверждено в указанных документах подписью потребителя иисполнителя.
Вслучае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить одно из другихтребований, установленных п. 1 ст. 28 Закона, а именно:
· назначитьисполнителю новый срок;
· поручитьвыполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену иливыполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенныхрасходов;
· потребоватьуменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
· отказатьсяот исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Согласнопервоначальной редакции Закона это право у потребителя возникало, еслипросрочка была свыше одного месяца. В редакции 1996 г. это условие непредусмотрено и, следовательно, право предъявить иные требования не зависит отдлительности просрочки, т.е. практически возникает на следующий день послеистечения нового срока, назначенного потребителем[1].
Встатье 29 Закона, установив единые критерии качества товаров, работ и услуг,Закон в принципе установил единые права потребителя при нарушении требований ких качеству, разумеется, с учетом специфики отношений по выполнению работ иоказанию услуг.
Потребительпри обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своемувыбору потребовать:
· безвозмездногоустранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
· соответствующегоуменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
· безвозмездногоизготовления другой вещи из однородного материала такого же качества илиповторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранеепереданную ему исполнителем вещь;
· возмещенияпонесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказаннойуслуги) своими силами или третьими лицами.
Законустанавливает 3 основания расторжения договора потребителем при обнаружении недостатковвыполненной работы (услуги): не устранение недостатков в установленныйдоговором срок, обнаружение существенных недостатков работы (услуги), обнаружениеиных существенных отступлений от условий договора. Порядок определения сроковустранения недостатков в выполненной работе (услуге) предусмотрен ст. 30Закона, в которую Федеральным законом №212-ФЗ внесены существенные изменения,направленные на ее приведение в соответствие с правилами ст. 723 ГК. Согласнопрежним правилам сроки устранения недостатков выполненной работы (услуги)определяются в зависимости от этапа работы, на котором они обнаружены. Если этопроизошло в ходе выполнения работы (услуги), т.е. до сдачи заказчику,конкретный разумный срок устранения недостатков устанавливается потребителем водностороннем порядке. Требование о разумности этого срока означает, что вслучае спора его неразумность должна быть доказана исполнителем работы (услуги).Если недостатки обнаружены во время сдачи работы (услуги), срок их устраненияопределен Законом в 20 дней со дня предъявления требования потребителем.Договором или соглашением сторон при приемке или правилами выполнения отдельныхвидов работ (услуг) этот срок может быть сокращен. Указанным Федеральнымзаконом установлен единый срок устранения недостатков работы (услуги) −разумный срок, назначенный потребителем. При этом сохранено правило, что этотсрок указывается в договоре или в ином документе, подписываемом сторонами.Таким образом, Законом для купленных товаров и результатов работы (услуги)установлены различные сроки устранения недостатков: для товаров − незамедлительно,для работ и услуг − разумный срок, назначенный потребителем. Вместе с темсрок устранения недостатков в товаре согласно ст. 20 Закона может быть увеличенписьменным соглашением сторон[2]. При отказе потребителяот этого действует срок, установленный Законом. Закон не предусматривает возможностьизменения срока устранения недостатков работ (услуг), назначенногопотребителем. Однако это не исключает возможность достижения соглашения сторонпо этому вопросу.
Вместес тем требование Закона об указании назначенного потребителем срока в договоре(или ином документе), подписываемом сторонами, не может толковаться кактребование о заключении сторонами соглашения о сроке устранения недостатков.Такое толкование не соответствует смыслу внесенных изменений в абзацы первый итретий ст. 30 (из абзаца третьего как раз исключены слова об установлении срокаустранения недостатков соглашением сторон). Поэтому отказ исполнителя отподписи документа о назначенном потребителем сроке устранения недостатков невлечет для последнего каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Срокдолжен считаться назначенным. Отказ исполнителя от подписи целесообразноподтвердить соответствующей записью в договоре, а если это невозможно −свидетельством присутствующих лиц, либо уведомлением исполнителя о назначенномсроке по почте. Сроки выполнения отдельных требований покупателя регулируютсяст. 31, которая была введена в Закон о защите прав потребителя в 1996 году.Статья устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя, связанных сденежными выплатами (п. 1), и сроки повторного выполнения работы (услуги),выполненной с недостатками (п. 2). Денежные требования должны удовлетворяться(выплачиваться соответствующие суммы) в однозначно определенный 10-дневный сроксо дня предъявления соответствующего требования. Сроки повторного выполненияработы (услуги) могут быть определенными, если правилами выполнения отдельныхвидов работ или правилами оказания отдельных видов услуг установлены сроки длясрочного выполнения работы (услуги). Если эти последние сроки не установлены вуказанных документах, повторная работа (услуга) должна быть выполнена в срок,предусмотренный договором о выполнении работы (услуги). Если и договоромуказанный срок не предусмотрен, то в соответствии со ст. 314 ГК − в разумныйсрок, определяемый исходя из предмета договора и других конкретныхобстоятельств. Если работа (услуга) не выполнена в разумный срок, она должнабыть выполнена в 7-дневный срок, если иное не предусмотрено Законом, инымиправовыми актами, обычаем или существом обязательства.
Порядокисчисления сроков регулируется главой 11 ГК. Согласно ст. 191 ГК течение сроканачинается на следующий день после календарной даты или наступления события,которыми определено его начало. Согласно ст. 32 Закона потребитель вправерасторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, приусловии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных сисполнением обязательств по данному договору. В первоначальной редакции Законасоответствующая статья регулировала аналогичные вопросы лишь в отношениирасторжения договора о выполнении работы. Начиная с редакции 1996 г. −также и в отношении услуг. Закон предусматривает право потребителя требоватьрасторжения договора о работе (услуге) по различным основаниям, связанным снарушением исполнителем условий договора. Цена работы (услуги) во многихслучаях, связанных с нарушением прав потребителя, играет важную роль в защитеего имущественных интересов. Эти интересы, как и интересы исполнителя работ(услуг), могут быть в определенной мере гарантированы правильным составлениемсметы на выполнение работ (услуг) (статья 33 Закона). Закон не определяет, ктои за чей счет составляет смету. Очевидно, это должна делать заинтересованнаясторона за свой счет либо по иному соглашению сторон. Согласно ст. 709 ГК ценав договоре подряда (смета) должна по общему правилу включать издержки подрядчикаи его вознаграждение. Смета является неотъемлемой частью договора и поэтомуприобретает силу с момента ее согласования обеими сторонами. Это касается как твердой,так и приблизительной сметы. Ст. 709 ГК содержит очень важное правило наслучай, когда в договоре не оговорен характер сметы (цены). В этом случае смета(цена) считается твердой. Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года№212-ФЗ п. 2 ст. 33 приведен в соответствие с п. 6 ст. 709 ГК (о порядке иусловиях изменения твердой цены работы).
Согласност. 709 ГК требовать изменения твердой сметы (цены) не имеют права ниподрядчик, ни заказчик. Это правило действует независимо от того, что призаключении договора невозможно было предвидеть полный объем работ или расходов.Однако если стоимость материалов, предоставляемых подрядчиком, или стоимостьуслуг, оказываемых ему третьими лицами, возросла существенно и это нельзя былопредусмотреть, подрядчик (исполнитель) имеет право требовать увеличения твердойцены. Если соглашение не достигнуто, он вправе требовать расторжения договора всвязи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК. Этастатья применяется, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из егосущества. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменилисьнастолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще небыл бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.Расторжение договора происходит по решению суда при наличии ряда обстоятельств,предусмотренных в ст. 451 ГК. По просьбе одной из сторон суд может определитьпоследствия расторжения договора исходя из справедливого распределениярасходов, понесенных сторонами. В исключительных случаях, например,несоразмерного ущерба от расторжения договора, суд может его изменить. Согласност. 34 Закона исполнитель обязан выполнить работу, определенную договором овыполнении работы, из своего материала и своими средствами, если иное непредусмотрено договором. Материал исполнителя оплачивается потребителем призаключении указанного договора полностью или в размере, указанном в договоре овыполнении работы с условием окончательного расчета при получении потребителемвыполненной исполнителем работы, если иной порядок расчетов за материалисполнителя не предусмотрен соглашением сторон. Регулирование порядка оплатыматериала исполнителя Законом несколько отличается от порядка, определенногост. 733 ГК: помимо договора Закон отсылает также к правилам выполненияотдельных видов работ. Одновременно в Законе указывается на диспозитивностьрешения этого вопроса, т.е. возможность установления соглашением сторон иногопорядка расчетов за материал подрядчика. Федеральным законом РФ от 17 декабря1999 года №212-ФЗ ст. 34 приведена в соответствие со ст. 733 ГК. В частности,из абзаца 1 п. 1 исключено право потребителя требовать выполнения работы изсвоего материала. Этот вопрос решается сторонами в договоре. В абзаце 2 п. 1 уточненхарактер ответственности за недоброкачественность материала, предоставленногоисполнителем: такая ответственность наступает по правилам ответственностипродавца за товары ненадлежащего качества, т.е. в соответствии со статьями 18-24Закона. Разумеется, указанные правила могут применяться с учетом характератовара (материал) и предмета договорных отношений (работа, бытовой подряд).Следует подчеркнуть, что изложенные правила применяются только в связи снедоброкачественностью материала, предоставленного исполнителем. Если женедоброкачественность работы вызвана иными причинами, то ответственностьисполнителя должна наступать по правилам ст. 29 и последующих статей главы IIIЗакона, регулирующих выполнение работ (услуг). Из п. 2 ст. 34 исключена возможностьрегулирования размера оплаты материала исполнителя при заключении договора вправилах выполнения отдельных видов работ. Эти вопросы должны решатьсяисключительно в договоре. Аналогичным образом решен вопрос о предоставлении исполнителемпотребителю материла в кредит (п. 3)[3]. Статья 35 Законапосвящена выполнению работ из материала потребителя. В этом случае исполнительобязан:
· предупредитьпотребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителемматериала (вещи);
· представитьотчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
Согласност. 36 Закона исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том,что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие отпотребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) илиповлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Помимо общих норм обинформировании потребителя о товарах, работах, услугах, ст. 36 возлагает на исполнителяработ и услуг специальную обязанность информировать потребителя обобстоятельствах, зависящих от него, которые могут снизить качество работы(услуги). К этим обстоятельствам относятся непригодность или недоброкачественностьматериала (вещи) потребителя, особые указания о способе выполнения работы(услуги) и иные подобные обстоятельства. Правила ст. 36 Закона в принципесовпадают с требованиями ст. 716 ГК. Согласно этой статье исполнитель обязанпредупредить заказчика о наличии обстоятельств, которые могут отрицательно повлиятьна качество работы, услуги, немедленно (в Законе − своевременно) и дополучения указаний от него приостановить работу. Если потребитель в разумныйсрок не заменит материал, не изменит своих указаний и т.п., исполнитель вправев одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещенияубытков. Если исполнитель в этом случае согласится на выполнение работы(услуги) на условиях потребителя, обе стороны не вправе ссылаться на указанныеобстоятельства в случае возникновения между ними спора (п. 2 ст. 716 ГК). Этоне лишает их права ссылаться на другие доказательства в обоснование своихтребований или возражений. Однако, если потребитель, несмотря на своевременноеи обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не заменит непригодныйили недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполненияработы (оказания услуги) либо не устранит иных обстоятельств, которые могутснизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), исполнитель вправеотказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) ипотребовать полного возмещения убытков. Регулирование порядка расчетов запроизведенную работу и оказанную услугу в Законе (ст. 37) и ГК не идентично.Согласно ГК оплата услуг осуществляется в порядке, согласованном сторонами вдоговоре (ст. 781). Согласно ст. 735 ГК работа оплачивается после ее сдачизаказчику, хотя договором может быть предусмотрен иной порядок расчетов. СогласноГК оплата услуг осуществляется в порядке, согласованном сторонами в договоре(ст. 781). Согласно ст. 735 ГК работа оплачивается после ее сдачи заказчику,хотя договором может быть предусмотрен иной порядок расчетов. Несмотря на этисущественные различия, Закон содержит единое регулирование для работ и услуг, ктому же не совпадающее ни со ст. 735, ни со ст. 781 ГК. Согласно ст. 37 Законапорядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) определяетсядоговором между потребителем и исполнителем. Потребитель обязан оплатитьвыполненную исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после еепринятия потребителем. С согласия потребителя работа (услуга) может бытьоплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.Таким образом, если потребитель по каким-либо причинам отказался принять работу(услугу), он не обязан ее оплачивать. Предусмотрена возможность полной иличастичной оплаты работы (услуги) при заключении договора только с согласия потребителя.Из этого следует, что отказ исполнителя от заключения договора ввиду несогласияпотребителя авансировать работу (услугу) или полностью ее оплатить в этотмомент является неправомерным. Это может повлечь для исполнителя неблагоприятныепоследствия, предусмотренные п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК. Вместе с темнеобходимо учитывать, что указанные нормы могут быть применены, лишь если уисполнителя есть возможность предоставить потребителю соответствующую услугу, аотказ от заключения договора является необоснованным. Обязанность доказыванияобоснованности отказа лежит на исполнителе. Статья 38 Закона посвящена бытовомуобслуживанию потребителей. Согласно данной статьи правила бытового и иных видовобслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правилаоказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Содержаниеуказанных правил определяется как прямыми указаниями Закона, так и необходимостьюрегулирования многочисленных особенностей различных работ и услуг, которые немогут быть именно в силу этого урегулированы Законом. Закон предусматриваетвозможность установления в правилах: сроков выполнения работ (услуг);особенностей порядка расчетов между потребителем и исполнителем в случаерасторжения договора из-за несвоевременного начала работ (услуг); укороченного(менее 20 дней) срока устранения недостатков работы (услуги); порядок оплатыматериала исполнителя потребителем; предоставление исполнителем потребителюматериала в кредит. В настоящее время действует значительное количество правил,утвержденных Правительством РФ. Анализ правил выполнения работ и оказания услугпоказывает, что в них решаются следующие наиболее типичные вопросы:
· основаниязанятия исполнителем соответствующей деятельностью;
· особенностипредоставления потребителю информации о предприятии и о работах (услугах);
· конкретныетребования к качеству работ (услуг);
· порядокприема и оформления заказов на работы (услуги);
· правапотребителя и порядок их использования;
· обязанностии права исполнителя;
· порядокоплаты работы (услуги) и установления цен;
· санкцииза нарушение условий договора.
Завершаетраздел о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) статья39. Согласно данной статьи «Последствия нарушения условий договоров об оказанииотдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают поддействие настоящей главы, определяются законом». Следует обратить внимание нато, что ст. 39 Закона касается только услуг, но не работ, поскольку последствиянарушения условий договора подряда определены самим Законом.
Последствиянарушения некоторых услуг, оказываемых гражданам, определены ГК. Это относитсяк договорам аренды, перевозки, займа, кредита, банковского вклада и др.
2. Решите ситуацию
ПокупательА.Е. Столяров приобрел 2 сентября видеокамеру в магазине «Техника». Черезмесяц, в течение гарантийного срока видеокамера вышла из строя. Столяровпотребовал замены неисправной видеокамеры на новую немедленно или в течениемесяца. Директор магазина в просьбе А. К. Столярову отказал.
Каковыдальнейшие действия потребителя в данной ситуации?
Проанализируем соответствующие статьи Закона «О защитеправ потребителей». Права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качестваперечислены в п. 1 ст. 18 Закона. Потребитель вправе по своемувыбору потребовать:
· безвозмездногоустранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителемили третьим лицом;
· соразмерногоуменьшения покупной цены;
· заменына товар аналогичной марки (модели, артикула);
· заменына такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены.
Таким образом, требование Столярова о замене видеокамерына новую – законны.
Сроки замены товара ненадлежащего качества определены вст. 21 Закона. Согласно ч. 1 ст. 21 в случае обнаруженияпотребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец(изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель,импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявленияуказанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверкикачества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организациейили уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) − втечение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Следовательно,директор имел право не производить замену видеокамеры немедленно, однако срок водин месяц, выдвинутый Столяровым, превышает сроки, установленные в даннойстатье.
Значит,права Столярова как потребителя нарушены. Ему следует написать на имя директорамагазина претензионное письмо и если реакции на него не последует, защищатьнарушенные права в судебном порядке.
3. Решите ситуацию
Покупательприобрел видеокамеру, которая сломалась на десятом месяце гарантии. Он сдал еев магазин из-за отсутствия запчастей. Видеокамеру ремонтировали 6 месяцев, апотом потребовали оплаты ремонта по предлогом, что гарантийный срок службывидеокамеры закончился. На время ремонта покупателю было отказано безвозмезднопредоставить аналогичный товар.
Подготовьтемотивированный ответ.
В данном случае нарушеныследующие статьи Закона «О защите прав потребителей»:
1)п. 3 ст. 20. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на негопродлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанныйпериод исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранениинедостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
2)п. 2 ст. 20. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавецлибо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования втрехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонтааналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаровдлительного пользования, на которые указанное требование не распространяется,устанавливается Правительством Российской Федерации. Видеокамеры в данный переченьне входят.
Список использованныхисточников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1994.
2. Закон Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите правпотребителей»//СЗ РФ. 1996.
3. Закон о защите прав потребителей с научно-практическим комментарием −М, 2006.
4. Правила продажи отдельных видов товаров; перечень товаров длительногопользования, на которые не распространяется требование покупателя обезвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичноготовара; перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утвержд. пост. Правительства РФот 19 января 1998 г. № 55 // СЗ РФ, 1998. № 4. Ст. 482.
5. Селянин А.В.Защитаправ потребителя. 2007.
6. Цыкоза Г.Н.,Шахурина Ф.Р. Защита прав потребителей. 2007.