Защита трудовых прав работников по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Государственный надзори контроль за соблюдением
трудовогозаконодательства
2. Защита трудовых правработников профессиональными союзами
3. Самозащита трудовыхправ работников
Заключение
Список использованныхисточников

ВВЕДЕНИЕ
С распадом СССР во вновьобразовавшихся странах было принято новое законодательство. Большинство странбывшего СССР, принимая нормативные правовые акты, учитывали опыт правовогорегулирования в странах – бывших союзных республиках. Особенно это заметно напримере двух стран, сохранивших наиболее тесные связи среди всех стран СНГ — Российской Федерации (далее – РФ) и Республики Беларусь (далее – РБ). Вчастности, очень близко трудовое законодательство этих стран.
В последнее десятилетие вРФ и РБ были приняты новые трудовые кодексы. По сравнению с КЗоТ РСФСР и КЗоТБССР новый Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Трудовойкодекс Республики Беларусь (далее – ТК РБ) коренным образом изменились.Практически полностью изменилось правовое регулирование трудовых отношений вобеих странах. Учитывая тесные связи этих государств, важность знания трудовогозаконодательства в жизни каждого человек, сравнительное изучение вопросов,интересующих каждого работника – форм и методов защиты трудовых прав работников– актуально и значима для каждого специалиста, а для юриста – особенно.
Целью работы являетсяпроведение сравнительного анализа существующих основных форм и методов защитытрудовых прав работников по законодательству Республики Беларусь и РоссийскойФедерации. Задачи работы следующие:
— рассмотрение вопросовгосударственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
— исследование форм иметодов защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
— освещение вопросовсамозащиты трудовых прав работников.
Рассмотрение указанныхвопросов производится путем сравнения соответствующих новелл законодательстваРоссийской Федерации и Республики Беларусь. Такое сравнение производится исходяиз общности трудового законодательства обеих стран.
Предметом исследованияявляются формы и методы защиты трудовых прав работников по законодательствуРеспублики Беларусь и Российской Федерации. Объект исследования – конкретныеформы и методы, предусмотренные законодательством обеих стран (государственныйнадзор и контроль, защита трудовых прав работников профессиональными союзами,самозащиты трудовых прав).
Вопросы темы вдостаточной степени обеспечены необходимыми нормативными и литературнымиисточниками, так как в связи с принятием нового трудового законодательства вобеих странах специалисты в области трудового права посвящают много работразъяснению и комментированию новелл трудового законодательства.
При написании курсовойработы основными источниками являлись нормативные правовые акты РоссийскойФедерации и Республики Беларусь.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Государственный надзор иконтроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется во всехорганизациях на территории РФ:
— органами федеральнойинспекции труда;
— специальноуполномоченными органами – федеральными надзорами, например, Государственныйнадзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет ГосатомнадзорРоссии;
— федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органамиместного самоуправления;
— генеральным прокуроромРФ и подчиненными ему прокурорами.
Надзор, осуществляемыйорганами федеральной инспекции труда, специально уполномоченными органами –федеральными надзорами называется государственным надзором.
Контроль, осуществляемыйфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов РФ и органами местного самоуправления за соблюдением трудовогозаконодательства в подведомственных организациях называется внутриведомственнымгосударственным контролем.
Надзор, осуществляемыйГенеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами, называетсягосударственным надзором за точным и единообразным исполнением трудовогозаконодательства и иных нормативно – правовыхактов, содержащих нормы трудового права или прокурорским надзором.
Федеральная инспекциятруда – это единая централизованная система государственных органов,осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства ииных нормативно – правовых актов, содержащих нормы трудового права, натерритории РФ (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).
Основные задачи, функциии полномочия Федеральной инспекции труда определяютсяТК РФ, а также Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 28.01. 2000 года № 78.
В соответствии ст. 356 ТКРФ органы федеральной инспекции труда обладают следующими основнымиполномочиями:
— осуществляютгосударственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполненияпредписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности всоответствии с федеральным законом;
— анализируютобстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранениюи восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляют всоответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел обадминистративных правонарушениях;
— направляют вустановленном порядке соответствующую информацию в федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— реализуют мероприятияпо координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля ифедеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдениятрудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудовогоправа;
— проводятпредупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующихобъектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целяхпредотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих ихбезопасность;
— осуществляют надзор иконтроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастныхслучаев на производстве;
— обобщают практикуприменения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовятсоответствующие предложения по их совершенствованию;
— выполняют другиеполномочия.
Государственныеинспекторы труда наделены властными полномочиями по проведению проверок ипривлечению к ответственности виновных лиц, они имеют право:
— беспрепятственно влюбое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать вцелях проведения инспекции (проверки) организации любой организационно –правовой формы;
— осуществлять вустановленном порядке проверки и расследование причин нарушенийзаконодательства Российской Федерации о труде и охране труда;
— запрашивать ибезвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций,органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей(их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые дляосуществления своих полномочий;
— предъявлятьработодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания обустранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охранетруда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечениивиновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении ихв установленном порядке от должности;
— привлекать кадминистративной ответственности в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РоссийскойФедерации о труде и охране труда;
— по результатам проверокпередавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерациио труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц куголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд (ст. 357 ТК РФ).
Государственныеинспекторы по охране труда наряду с указанными выше правами, имеют следующиеправа по предупреждению несчастных случаев и их расследованию:
— расследовать вустановленном порядке несчастные случаи на производстве;
— выдавать разрешения настроительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственныхобъектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; припроведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений отпроектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдаватьзаключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемыхпроизводственных объектов;
— требовать вустановленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных входе проверок нарушений и недостатков в каком – либо сооружении, оборудованииили в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающимиздоровью и безопасности работников;
— запрещать производствои использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, неимеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственнымнормативным требованиям по охране труда;
— изымать для анализаобразцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условииуведомления об этом работодателя (его представителя);
— приостанавливать работуотдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушенийтребований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, доустранения этих нарушений;
— отстранять от работылиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемамвыполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах ипроверку знаний требований охраны труда.
Главный государственныйинспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекцийтруда, кроме прав, предоставленных государственным инспекторам, имеют право:
— приостанавливать деятельностьорганизаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда,представляющих угрозу жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
— направлять в суды приналичии заключений государственной экспертизы условий труда требования оликвидации организаций или прекращения деятельности их структурныхподразделений.
Государственныеинспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля засоблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащихнормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территорииРоссийской Федерации независимо от их организационно – правовых форм и формсобственности (ч. 2 ст. 360 ТК РФ).
При инспекционнойпроверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствииработодателя или его представителя, если только не считает, что такоеуведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ч. 3 ст. 360 ТК РФ).
По результатам проверкивыносится решение, которое может быть обжаловано соответствующему руководителюпо подчиненности, главному государственному инспектору труда РоссийскойФедерации и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ).
Руководители и иныедолжностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства ииных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несутдисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность (ст.362 ТК РФ).
Лица, препятствующиеосуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательстваи иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, неисполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия илинасильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда,членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленнуюфедеральными законами (ст. 363 ТК РФ).
Государственный надзор засоблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и нанекоторых объектах промышленности осуществляют специально уполномоченные органы– федеральные надзоры (ч. 2 ст. 353 ТК РФ). На территории Российской Федерацииобразованы две федеральные системы надзора, самостоятельно действующие вструктуре органов исполнительной власти, — Государственный надзор за безопаснымведением работ в промышленности (Госгортехнадзор России) и Государственныйнадзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор России).Федеральные надзоры России занимаются особым кругом вопросов, связанных сохраной труда, здоровьем и безопасностью работающих в конкретных отрасляхэкономики.
Помимо указанныхфедеральных надзоров существуют государственные надзоры в составе органовисполнительной власти. В систему Министерства энергетики Российской Федерациивходят органы государственного энергетического надзора (ст. 367 ТК РФ), всистему Министерства здравоохранения Российской Федерации – санитарно –эпидемиологическая служба (ст. 368 ТК РФ).
Министерства и ведомстваосуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдениемзаконов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных иморганизациях.
Администрации (районная,городская, сельская, поселковая) обеспечивают на соответствующей территориисоблюдение законов и иных нормативных правовых актов, в том числе в сферетруда, а также охрану прав граждан в этой сфере.
Генеральный прокурорРоссийской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральнымзаконом осуществляют государственный надзор за точным и единообразнымисполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права (ч. 4 ст. 353 ТК РФ).
Государственный надзор иконтроль за соблюдением законодательства о труде в Республике Беларусь осуществляется специально уполномоченнымиорганами межотраслевой компетенции. При этом в Трудовом кодексе РеспубликиБеларусь система и полномочия этих органов не указаны, они определяютсянормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Государственный надзор иконтроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет департамент государственнойинспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь(далее – департамент государственной инспекции труда). Положение об этом органеутверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты РеспубликиБеларусь от 27 декабря 2001 года № 22 (в редакции постановления Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2005 года № 76).
Департаментгосударственной инспекции труда осуществляет специальные надзорные иконтрольные функции, то есть является единственным специализированным органомпо надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда вовсем его объеме [18, с. 1075]. Основными задачами департамента в соответствии сПоложением (п.4 Положения) являются:
— осуществление государственногонадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
— выявление и пресечениенарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределахпредоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам,допустившим такие нарушения;
— обобщение практикиприменения законодательства о труде и обеспечение единообразного егоприменения;
— содействие овладениюнанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
В соответствии сПоложением государственный инспектор труда имеет право:
— беспрепятственно влюбое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя дляпроверки соблюдения законодательства о труде (п. 7.1 Положения);
— знакомиться сдокументами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверкиих соответствия законодательству (п. 7.2. Положения);
— изымать для анализаобразцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условииуведомления об этом нанимателя (п. 7. 7. Положения) и другие.
Для решения стоящих переддепартаментом задач государственным инспекторам труда предоставлено право:
— выдавать нанимателюобязательные для исполнения предписания об устранении нарушенийзаконодательства о труде (п. 7. 9 Положения);
— приостанавливать(запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу предприятий,цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случаевыявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровьюработников, до устранения этих нарушений (п. 7. 11 Положения);
— налагать в установленномпорядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы надолжностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить импредупреждение (п. 7.13 Положения);
— составлять протоколы поделам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях,предусмотренных законодательством, и направлять их в суд (п. 7.14 Положения).
Надзор за ведением работв отдельных отраслях промышленности, производственных объектах в Республике Беларусьосуществляют специально уполномоченные на то органы.
В соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516 «Осовершенствовании системы республиканских органов государственного управления ииных государственных организаций, подчиненных Правительству РеспубликиБеларусь» и постановлением Совета
Министров РеспубликиБеларусь от 22 октября 2001 года № 1521 «О некоторых вопросах организациидеятельности департаментов министерств» в системе Министерства по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь создан департамент по надзору за безопаснымведением работ в промышленности и атомной энергетике. Положение о департаментеутверждено постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям РеспубликиБеларусь от 29 ноября 2001 года № 17. Департамент по надзору за безопаснымведением работ в промышленности и атомной энергетике возглавляет систему органовтехнического надзора Республики Беларусь. Основными задачами департаментаявляются: осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных,исполнительных и других) функций в области промышленной, технической, ядерной ирадиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны ирационального использования недр; предупреждение техногенных аварий итравматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасностиРеспублики Беларусь; регулирование деятельности организаций по обеспечениюбезопасного ведения работ и другие.
Государственныйэнергетический надзор осуществляет Комитет по энергоэффективности при СоветеМинистров Республики Беларусь, действующий в соответствии с Положением о нем,утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября2001 года № 1583. Положение о государственном энергетическом надзоре вРеспублике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь от 10 января 1998 года № 26. Государственный энергетический надзоросуществляется для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивогофункционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения,соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.
Осуществление санитарногонадзора за соблюдением нанимателями гигиенических норм, санитарно –гигиенических и санитарно – противоэпидемических правил возложено на органысанитарно – эпидемиологической службы системы Министерства здравоохраненияРеспублики Беларусь.
Совет МинистровРеспублики Беларусь постановлением от 10 августа 2000 года № 1236 утвердилПоложение «Об осуществлении государственного санитарного надзора в РеспубликеБеларусь».
Основными задачамигосударственного санитарного надзора являются:
— осуществление надзораза соблюдением всеми хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности иформ собственности, должностными лицами и гражданами санитарно –эпидемиологического законодательства, санитарных норм, правил и гигиеническихнормативов;
— реализация мер попрофилактике заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечениянарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и санитарных правили другие.
Выполнение указанныхзадач возложено на должностных лиц и специалистов органов и учрежденийгосударственного санитарного надзора. Специалист отделов гигиены, эпидемиологиии профилактики Министерства здравоохранения имеют право предъявлять кюридическим лицам требования о проведении санитарно – гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, устранении нарушений санитарно –эпидемиологического законодательства, беспрепятственно посещать в любое времясуток и без предварительного уведомления (при предъявлении служебногоудостоверения) организации для осуществления государственного санитарногонадзора и другие.
Органом государственногоконтроля за правильностью применения списков производств, работ, профессий,должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиямитруда, установления доплат за работу во вредных или опасных условиях труда, атакже контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиямтруда является Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.Положение о Государственной экспертизе условий труда утверждено постановлениемКабинета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1996 года № 189 с последующимиизменениями и дополнениями. Государственной экспертизе условий трудапредоставляется право осуществлять проверки организаций; при выявлениинарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменятьрезультаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений вее организации и проведении и другие.
Генеральный прокурорРеспублики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор заисполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями,должностными лицами и гражданами. Проверки исполнения законодательства о трудепроводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности,требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Сравнительный анализтрудового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в частиправового регулирования государственного надзора и контроля за соблюдениемзаконодательства о труде показывает, что предпочтительным является путь,которым пошли российские законодатели, включившие в ТК РФ нормы, регулирующиенадзорные и контрольные функции государственных органов в области соблюдениятрудового законодательства. В трудовом законодательстве Республики Беларусь этинормы рассредоточены по многочисленным нормативным правовым актам, менее четкоочерчены. Поэтому в Республике Беларусь следует перенимать опыт РоссийскойФедерации.

2. ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Защите трудовых правработников профессиональными союзами в ТК РФ посвящена отдельная глава 58. Приэтом по сравнению с ранее действующим законодательством роль профсоюзоввозросла. Включение в ТК РФ положений о праве профсоюзов на осуществлениеконтроля за соблюдением трудового законодательства имеет принципиальноезначение в деятельности профсоюзов по защите трудовых прав работников.Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования обустранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзнойорганизации о результатах рассмотрения данного требования и о принятых мерах(ч. 2 ст. 370 ТК РФ). ТК РФ также устанавливает, что для осуществления контроляза соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащихнормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединениямогут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которыенаделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемымиобщероссийскими профессиональными союзами и их объединениями (ч. 3 ст. 370 ТКРФ).
ТК РФ наделяет широкимкругом прав профсоюзных инспекторов труда. Профсоюзные инспекторы вустановленном порядке для проведения проверок соблюдения трудовогозаконодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условийколлективного договора, соглашения имеют право беспрепятственно посещатьорганизации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности,в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов,входящих в объединение (ч. 5 ст. 370 ТК РФ).
Предусмотрен широкий кругполномочий профсоюзных инспекторов труда при проведении проверок соблюдениятрудового законодательства (ч. 6 ст. 370 ТК РФ). Профсоюзные инспекторы труда,уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеютправо не только беспрепятственно проверять ворганизациях соблюдение требований охраны труда, но и вносить обязательные длярассмотрения должностными лицами представления об устранении выявленныхнарушений требований охраны труда.
Профессиональныеинспекторы труда, а также уполномоченные (доверенные) лица по охране трудапрофсоюзов в соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК РФ имеют право:
— проводить независимуюэкспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
— принимать участие врасследовании несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
— предъявлятьработодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозыжизни и здоровью работников;
— принимать участие вразработке законов и иных нормативно – правовых актов, содержащих нормытрудового права, а также проектов подзаконных нормативных актов об охране трудаи согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
— обращаться всоответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц,виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права,сокрытии фактов о несчастных случаях на производстве и другое.
Закреплена обязанностьнанимателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, принимать решения с учетом мненияпрофсоюзного органа, а также регламентирован порядок учета мнения выборногопрофсоюзного органа, представляющего интересы работников. В частности, передпринятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта,содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзныйорган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента полученияпроекта указанного локального нормативного акта направляет работодателюмотивированное мнение по проекту в письменной форме (ст. 372 ТК РФ).
Если мотивированноемнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локальногонормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию,работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней послеполучения мотивированного мнения провести дополнительные консультации свыборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемогорешения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).
При недостижении согласиявозникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправепринять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, которыйможет быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или всуд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуруколлективного трудового спора (ч. 4 ст. 372 ТК РФ). Государственная инспекциятруда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана втечение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и вслучае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанноголокального нормативного акта, обязательное для исполнения (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).
ТК РФ установил такжепорядок обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрениирешений, связанных с расторжением трудового договора по инициативеработодателя. Так, при проведении сокращения численности или штата работников ивозможном расторжении трудовых договоров по этому основанию работодатель обязанв письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу даннойорганизации не позднее, чем за двамесяца до начала проведения соответствующих мероприятий., а в случае, еслирешение о сокращении численности или штата работников организации приведет кмассовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяцев до проведениямероприятий. Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников,вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации,и неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностейпроизводится с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа даннойорганизации. В этих случаях работодатель направляет в профсоюзный орган проектприказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятияуказанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней содня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос инаправляет работодателю свое мотивированное решение в письменной форме (ч. 1 и2 ст. 373 ТК РФ).
Если профсоюзный органвыразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трехдней проводит с работодателем или его представителем дополнительныеконсультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостиженииобщего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десятирабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа икопий документов имеет право принять окончательное решение, которое может бытьобжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственнаяинспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления)рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдаетработодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работникана работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).
Соблюдение указаннойпроцедуры не лишает работника или представляющей его интересы выборныйпрофсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, аработодателя – обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда (ч.6 ст. 373 ТК РФ).
Члены выборныхпрофсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации,освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемыхпрофессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе ихвыборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времениучастия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором,соглашением (ч. 3 ст. 374 ТК РФ).
ТК РФ предусматриваетобязанность работодателя по созданию условий для осуществления деятельностивыборного профсоюзного органа. Предписано, что работодатель обязан безвозмезднопредоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций,действующих в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации,а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всехработников месте (ч. 1 ст. 377 ТК РФ).
В организациях счисленностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет впользование действующим в организации выборным профсоюзным органам помещение,оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы (ч. 2ст. 377 ТК РФ).
Работодатель можетпредоставить в бесплатное выборному профсоюзному органу данной организациипринадлежащие ему или арендуемые им здания, сооружения, помещения и другиеобъекты, а также базы отдыха, ведения культурно – массовой, физкультурно –оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюз неимеет права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников,не являющихся членами этого профессионального союза, выше установленной дляработников, являющихся членами этого профсоюза (ч. 3 ст. 377 ТК РФ).
Ч. 4 ст. 377 ТК РФпредусматривает, что при наличии письменного заявления работников, являющихсячленами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляетна счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платыработников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором.Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств. Крометого, в организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых(межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников,не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзнойорганизации денежные средства из заработной платы указанных работников наусловиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми(межотраслевыми) соглашениями (ч. 5 ст. 377 ТК РФ).
Ст. 378 ТК РФустанавливает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельностипрофессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральнымзаконом.
В трудовомзаконодательстве Республики Беларусь профсоюзы осуществляют защиту трудовыхправ работников в соответствии со ст. 463 ТК РБ, Закона Республики Беларусь от22 апреля 1992 года № 1605 – XII (в редакции Закона от 14 января 2000 года №371 – З), Положением о порядке осуществления профсоюзами общественного контроляза соблюдением законодательства о труде, утвержденном постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 23 октября 2000 года № 1630 «Об утверждениипорядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдениемзаконодательства о труде», Положения об общественном инспекторе по охранетруда, утвержденном постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзовБеларуси от 1 апреля 2003 года № 50.
Роль профсоюзов в защитетрудовых прав работников согласно ТК РБ незначительна. ТК РБ предусматривает,что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42, кромепункта 7 и случаев признания работника нетрудоспособным, подтвержденнымзаключением МРЭК, пунктов 2 и 3 ст. 47) производится после предварительного, ноне позднее чем за две недели уведомления соответствующего профсоюза (ст. 46).Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя только спредварительного согласия соответствующего профсоюза может иметь место вслучаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.
Ст. 463 ТК РБпредусматривает, что профсоюзы осуществляют общественный контроль засоблюдением законодательства о труде в порядке, установленном ПравительствомРеспублики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдениемзаконодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получатьнеобходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.
В соответствии со ст. 16Закона Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года № 1605 – XII (в редакцииЗакона от 14 января 2000 года № 371 – З) «О профессиональных союзах» профсоюзывправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора(соглашения). В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения)профсоюзы вправе направлять стороне коллективного договора (соглашения)представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается вдвухнедельный срок. О принятом решении сторона, получившая представление,обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз. Вслучае отказа стороны, получившей представление, удовлетворить эти требованияпрофсоюзов или недостижения соглашения между ними в указанный срок разногласиярассматриваются в соответствии с законодательством Республики Беларусь оразрешении трудовых споров.
Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 года № 1630 (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2001 года № 218, от 19.12. 2002 года № 177, от 07. 09. 2005 года № 995). Пункт 3 данного Порядка устанавливает, что профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде через технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, и в организациях, где работают члены данного профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и органами государственного управления (п. 2 Порядка).
Согласно п. 4 порядка профсоюзы имеют право проводить проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от нанимателей необходимую информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда; участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающей жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально – экономических прав; участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда и другие.
В п. 4.9 Порядка закреплено полномочие профсоюзов на выдачу представления нанимателям об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольной деятельности, которое обязательно для исполнения. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде Республики Беларусь и в месячный срок письменно уведомить о результатах этого рассмотрения. Представление о до пущенных нарушениях трудового законодательства при прекращении трудового договора с работником – членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5 – дневный срок со дня его получения.
Постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 1 апреля 2003 года № 50 утверждено Положение об общественном инспекторе по охране труда. В соответствии с п. 8 данного Положения общественный инспектор имеет право:
— запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
— осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;
— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасных условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
— заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученную от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
— требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью – приостановлении работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
— выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь;
— требовать от нанимателяотстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
— получать информацию орезультатах аттестации рабочих мест по условиям труда;
— выполнять другие действия,предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Сравнительный анализтрудового законодательства РФ и РБ в части защиты трудовых прав работниковпрофсоюзами показывает, что в российском законодательстве полномочия профсоюзовзначительно шире. Они оказывают значительное влияние в вопросах увольненияработников, имеют значительные полномочия по обжалованию неправомерных действийработодателя при увольнении работников. Профсоюзные инспектора труда,уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов РФимеют реальные права по защите трудовых прав работников. Работодатель вопределенных ТК РФ случаях должен учитывать мотивированное мнение выборногопрофсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативеработодателя.
Трудовое законодательствоРеспублики Беларусь предоставляет профсоюзам ограниченные права по защитетрудовых прав работников. Они практически не могут повлиять на решениенанимателя об увольнении работника по его инициативе. Полномочия общественныхинспекторов по охране труда не позволяют им реально влиять на состояние охранытруда на предприятии, к тому же для повышения их роли в защите трудовых правработников необходимо закрепление их правового статуса в нормативно – правовыхактах Национального собрания и Правительства Республики Беларусь. Изменения идополнения, внесенные в ТК РБ Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года№ 272 – З, не вносят ничего нового в части полномочий профсоюзов по защитетрудовых прав работников, не расширяют их права.

3. САМОЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВРАБОТНИКОВ
В главе 59 ТК РФпредусмотрен такой способ защиты трудовых прав работников, как самозащитаработниками трудовых прав. Этот способ защиты трудовых прав работников впервыепоявился в новом ТК РФ. Ранее при рассмотрении соответствующих дел овосстановлении на работе, когда работник отказывался от выполнения работы всвязи с невыплатой заработной платы и за это увольнялся за прогул, суды нередкоприменяли по аналогии нормы о самозащите из гражданского законодательства [17,с. 44].
Право на самозащитуосновывается на ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, предусматривающей право каждогозащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом и ч. 1ст. 21 ТК РФ, закрепляющей право работника на защиту своих трудовых прав,свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.Возможность прибегнуть к самозащите допускается Трудовым кодексом РФ только вслучае нарушения трудовых прав работника. Законодатель не устанавливает общихправил реализации права работника на самозащиту.
Самозащиту трудовых правследует отличать от забастовки. Самозащита – это отказ от выполнения работы вцелях защиты индивидуальных трудовых прав работника (права на определенностьтрудовой функции, закрепленной трудовым договором, права на своевременноеполучение заработной платы, права на охрану жизни и здоровья в процессетрудовой деятельности). Забастовка же представляет собой отказ от выполнениятрудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективноготрудового спора, то есть является способом разрешения коллективного трудовогоспора и направлена на отстаивание коллективных интересов или коллективных прав.Право на самозащиту реализуется работником самостоятельно, независимо от другихработников. Решение об объявлении забастовки может быть принято толькоколлективом – общим собранием (конференцией) работников организации илипрофсоюзной организации [19, с. 561].
Наряду с использованиемправа на самозащиту работник может обратиться в органы Федеральной инспекциитруда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Забастовкапроводится в ходе разрешения коллективного трудового спора после проведенияпримирительных процедур (ст. 401 – 404 ТК РФ).
Самозащита трудовых прави забастовка различаются по своим правовым последствиям. Отказ от выполненияработы в порядке самозащиты может длиться до устранения нарушения трудовыхправ. Результатом такого отказа может быть только восстановление нарушенногоправа работника. Продолжительность забастовки определяется эффективностьюпроводимых в этот период примирительных процедур. Забастовка может бытьзавершена заключением соглашения об установлении новых прав работников, овыполнении или частичном выполнении условий, предусмотренных коллективным договором,соглашением. Возможно и прекращение забастовки по решению органа, еевозглавляющего, без достижения соглашения о разрешении коллективного трудовогоспора [19, с. 562].
Согласно ст. 379 ТК РФ вцелях самозащиты трудовых прав работник имеет право:
— отказаться отвыполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами;
— отказаться отвыполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, заисключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кроме этого, самозащитатрудовых прав может быть использована работником в случае задержки выплатызаработной платы на срок более 15 дней (ст. 142 ТК РФ).
Работник вправеотказаться от выполнения трудовых обязанностей лишь в случае незаконноперевода, например, осуществленного без письменного согласия работника,перевода на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, перевода натяжелую работу, работу с вредными или опасными условиями труда. Если же переводосуществляется в соответствии с законодательством, например, работодательиспользует свое право на временный перевод в случае производственнойнеобходимости (ст. 74 ТК) и при этом условия труда не меняются, работник невправе отказаться от выполнения работы [19, с. 563].
В случаях,предусмотренных федеральным законом, работник не вправе отказаться отвыполнения работы, несмотря на наличие угрозы его жизни и здоровью (ст. 219ТК).
Порядок применениясамозащиты следующий. О своем намерении отказаться от работы, не предусмотреннойтрудовым договором, в порядке самозащиты работник должен уведомить работодателяписьменным заявлением при наличии у него такой возможности.
Продолжительностьприостановки выполнения своих трудовых обязанностей в порядке самозащиты неограничивается и определяется временем, необходимым для восстановлениянарушенных прав работника. Сразу же после выплаты заработной платы, изданияприказа о восстановлении на прежней работе работник обязан приступить кисполнению трудовых обязанностей.
На время отказа отработы, не предусмотренной трудовым договором или угрожающей жизни или здоровьюработника, за работником сохраняются все права. Это означает, что за применениеработником средств самозащиты работодатель не имеет права:
— уволить работника;
— лишить работниказаработной платы или премии за время отказа от работы;
— перевести работника безего согласия на другую работу;
— привлечь работника кдисциплинарной ответственности;
— иным образом ограничитьтрудовые права работника.
Преследование работниковза использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовыхправ запрещается (ст. 380 ТК РФ).
Самозащита трудовых правосуществляется работниками свободно. Руководитель, иные должностные лицаорганизации не могут принуждать работника к выполнению работы, угрожать ему,оказывать психологическое давление. Не допускается также привлечениеработников, реализующих право на самозащиту, к дисциплинарной ответственности.Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя, могут быть обжалованыв суд или Федеральную инспекцию труда.
При отказе работника отвыполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, оплата труда, каксчитают большинство российских специалистов в области трудового права, должнапроизводиться в размере среднего заработка за все время отказа от работы впорядке самозащиты (ст. 394 ТК РФ) [19, с. 564].
При отказе работника отвыполняемой работы, угрожающей его жизни и здоровью, оплата его труда за всевремя такого отказа должна производиться не ниже среднего заработка, то естькак при простое не по вине работника (ст. 157 ТК РФ).
В трудовомзаконодательстве Республики Беларусь положения о самозащите трудовых правработников не систематизированы. В ТК РБ нет отдельной главы, посвященнойсамозащите трудовых прав. Отдельные положения о самозащите трудовых правработников содержатся в отдельных статьях ТК РБ.
Ст. 20 ТК РБпредусматривает, что наниматель не вправе требовать от работника выполненияработы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательными актами. Работник вправе не выполнять работы, не обусловленнойтрудовым договором (по другой профессии, специальности, должности).
Согласно п. 6 ч. 1 ст.222 ТК РБ каждый работник имеет право на отказ от выполнения порученной работыв случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его иокружающих до устранения этой опасности, а также при непредставлении емусредств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасностьтруда. При отказе от выполнения работы в случае возникновения непосредственнойопасности для жизни и здоровья работника и окружающих работнику должна бытьпредоставлена другая работа, соответствующая его компетенции, либо, с егосогласия, работа не ниже среднего заработка по прежней работе на срок на одногомесяца (ст. 223 ТК РБ).
Указанные нормы,предусмотренные ТК РБ, являются явно недостаточными формами самозащиты трудовыхправ работников. Трудовое законодательство Российской Федерации в этомотношении значительно более прогрессивно. Нормы о самозащите трудовых прав,предусмотренные в ТК РФ, следует включить и в ТК РБ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, трудовоезаконодательство Российской Федерации и Республики Беларусь предусматриваетследующие формы защиты трудовых прав работников:
— государственный надзори контроль за соблюдением законодательства о труде;
— защита трудовых правработников профсоюзами;
— самозащита работникамитрудовых прав.
Сравнительный анализтрудового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в частиправового регулирования государственного надзора и контроля за соблюдениемзаконодательства о труде показывает, что предпочтительнее является путь, покоторому пошли российские законодатели, включившие в ТК РФ нормы, регулирующиенадзорные и контрольные функции государственных органов в области соблюдениятрудового законодательства. Статьи ТК РБ содержат отсылочные нормы, а правовоерегулирование указанных функций рассредоточено по многочисленным нормативнымправовым актам. Следует включить в ТК РБ указанные нормы, идя по путироссийских законодателей.
В ТК РФ содержатсямногочисленные нормы, регулирующие права профсоюзов по защите трудовых правработников. Трудовое законодательство Республики Беларусь же предоставляетпрофсоюзам ограниченные права по защите трудовых прав работников. Онипрактически не могут повлиять на решение нанимателя об увольнении работника поего инициативе. Полномочия общественных инспекторов по охране труда вРеспублике Беларусь не позволяют им реально влиять на состояние охраны труда напредприятии. Последние изменения, внесенные в ТК РБ, не вносят ничего нового вчасти расширения полномочий профсоюзов по защите трудовых прав работников.Здесь следует использовать российский опыт и идти по пути расширения правпрофсоюзов в этой области.
В ТК РФ включена глава,посвященная самозащите трудовых прав. И, хотя механизм осуществления самозащитытрудовых прав работников в российском трудовом законодательстве детально неурегулирован, введение этих положений в Трудовой кодекс Российской Федерацииявляется прогрессивным явлением. Нормы же о самозащите трудовых правработников, содержащиеся в ТК РБ, являются явно недостаточными, не даютработникам реальной возможности осуществлять самозащиту своих трудовых прав.Нормы о самозащите трудовых прав, предусмотренные в Трудовом кодексе РоссийскойФедерации, следует включить и в Трудовой кодекс Республики Беларусь, при этомразработав механизм осуществления самозащиты трудовых прав работников.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь. –Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
2. Конституция Российской Федерации.– М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 32 с.
3. Всеобщая декларация прав человека.Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН10.12.1948 г. – Мн.: Амалфея, 1998. – 54 с.
4. Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах. Принят на XXI сессии ГенеральнойАссамблеи ООН 16.12. 1966 г. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР18. 09. 1973 г. Вступил в силу 03.01. 1976 г. // Ведомости Верховного СоветаСССР. 1976. № 17.
5. Трудовой кодекс РеспубликиБеларусь. С обзором изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20 июля2007 г. № 272 – З./ Автор обзора К.И. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2007. – 288 с.
6. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации. – М.: ТК Велби, Издательтсво Проспект, 2007. – 192 с.
7. О профессиональных союзах. ЗаконРеспублики Беларусь от 22 апреля 1992 года (в редакции Закона от 14 января 2000года)//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 23,2/146.
8. Об ответственности за нарушениетрудовых прав граждан. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994года.//САПП РФ, 1994. № 11. ст. 851.
9. Положение о Федеральной инспекциитруда. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78//Собрание законодательства РФ 2000. — № 6. – Ст. 760.
10. Положение о Департаментегосударственной инспекции труда Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь. Утверждено постановлением Министерства труда и социальнойзащиты Республики Беларусь от 27 декабря 2001 года № 22 (в редакциипостановления Министер –
ства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь от 29 июля 2005 года № 76.) //Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2002. № 4. 8/121; 2005. № 75. 8/8410.
11. О некоторых вопросах применениясудами законодательства о труде. Постановление Пленума Верховного СудаРеспублики Беларусь от 29 марта 2001 года № 2, с изменениями и дополнениями от25 сентября 2003 года. №11.// Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2001. № 39. 6/277; 2003. № 112. 6/375.
12. О применении судами РоссийскойФедерации Трудового кодекса Российской Федерации. Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 (в редакции Постановления Пленумаот 28 декабря 2006 года № 63).//Российская газета. 2004. 8 апреля; 2006. 30декабря.
13. Барбашова Т. П. Защита трудовыхправ работников. – Мн.: Амалфея, 2007. – 104 с.
14. Бердычевский В. С., Акопов Д. Р.,Сулейманов Г. В. Трудовое право: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс,2002. – 512 с.
15. Губенко А.В., Губенко М. И.Защита трудовых прав работников. – М.: Издательство «Феникс», 2006. – 126 с.
16. Желенкова В. Защита трудовых правработников на государственном уровне. // Кадровик, 2003. № 7. с. 12 – 15.
17. Кеник К.И. Трудовой кодексРоссийской Федерации: защита трудовых прав работников.//Отдел кадров. 2002. №7. С. 37 — 45.
18. Комментарий к Трудовому кодексуРеспублики Беларусь/ Под общей редакцией Г.А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000.– 1072 с.
19. Комментарий к Трудовому кодексуРоссийской Федерации/ Под общей редакцией Ю. Л. Орловского. – М.: ИНФРА — М,2002. – 686 с.
20. Кривой В.И. Трудовые кодексыБеларуси и России: основные концептуальные сравнения. «Государство и право»2003, № 10. С. 77-81.
21. Орловский Ю. П. Трудовой кодексРоссийской Федерации – важный этап реформы трудового законодательства.//Журналроссийского права. 2002. № 8.
С. 6 – 10.
22. Снегирева И.О. Защита трудовыхправ работников. Государство и право на рубеже веков. Материалы Всероссийскойконференции: институт государства и права РАН, 2001. – 464 с.
23. Сафонов В.А. О некоторыхпринципах регулирования трудовых отношений.// Государство и право. 1996. № 7.С. 82 – 87.
24. Тихонова Е.В. Органы,осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства отруде.//Отдел кадров, 2005. с. 74 – 76.
25. Томашевский К. Регулирование изащита субъективных прав работника и нанимателя при изменении трудовогодоговора по трудовому законодательству Беларуси / Трудовое право. 2001. № 1. С.78–79.
26. Трудовое право: Учебник/Под общейредакцией В.И. Семенкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 672 с.