Затраты для обеспечения качества

Содержание
 
1 Затраты на управление качеством
2 Статистические методы управления качеством
Список использованной литературы
Приложение
 

1 Затраты науправление качеством
 
Обеспечение качествапродукции связано с затратами./> Качество продукции должногарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономиюзатрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственнойдеятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с нимиобразуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства отпланирования разработок продукции до ее реализации и послепродажногообслуживания.
Затраты для обеспечениякачества — это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантированииудовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в томчисле, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества. Внастоящее время известны следующие методы оценки затрат на качество:
с группировкой напредупредительные затраты, на контроль и устранение дефектов;
с группировкой насоответствие и устранение несоответствия.
Первый метод насегодняшний день может применяться промышленными предприятиями для оценкизатрат на обеспечение качества выпускаемой продукции. Второй подходиспользоваться в любой сфере деятельности при оценке затрат на обеспечениекачества бизнес-процессов соответствии с выбранным методом информация позатратам на качество может быть выявлена путем введения комплексной системывнутрифирменного управленческого учета.
Затраты на качествообычно делят на следующие категории (рис.1):
– затраты напредотвращение возможности возникновения дефектов;
– затраты на иконтроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровнякачества;
– внутренниезатраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренныйуровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренниепотери);
– внешние затратына дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровенькачества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери).
Такая системапредставляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектовуправления, методов и принципов планирования, учета, контроля, анализа ирегулирования затрат. Затраты на профилактику и оценивание считаютсявыгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов — убыточными.
/>Рисунок 1 — Составляющие затрат накачество
Качество продукции должногарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономиюзатрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственнойдеятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с нимиобразуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планированияразработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.
На рис.2 мы видим цепочкуформирования затрат и стоимости товара (услуги). Она позволяет конкретизироватьпринцип гарантии качества и увидеть когда, на каком этапе деятельности и где, вкаком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделениенесет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качествопродукции.
/>
Рисунок 2 — Цепочкаформирования затрат и создание стоимости продукции
Под гарантиями мыподразумеваем технические, технологические, экологические, эргономические,экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворениезапросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают всебя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
В фирме «Toyota»,например, выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества:планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства,производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качествав эксплуатации.При этом гарантией качества на перечисленных этапахявляются определенные обязанности и действия каждого подразделения.
Если представитьдеятельность предприятия по вертикали, то и в этом случае очевидна актуальностьуправления затратами (рис.3). Они формируются как снизу вверх, так и сверхувниз, различаясь по составу, величине, способу формирования и отнесения напродукт. Рисунок помогает понять, что затраты на качество связаны не тольконепосредственно с производством продукции, но и с управлением этимпроизводством.
/>
Рисунок 3 — Вертикальныйразрез деятельности предприятия
Укрупненные затраты,связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические,управленческие, производственные.Научно-технические и управленческиеподготавливают затраты, обеспечивают и контролируют условия производствакачественной продукции, т.е. предопределяют наличие и величину производственныхзатрат. Если разработка и конструирование новой продукции осуществляетсявнешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данномпредприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение.
В отдельных случаях,особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой иосвоением ведут конструкторские подразделения. Управленческие затраты включаютв себя:
транспортные (внешние ивнутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Ониподразделяются на:
– организационные,обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности инеобходимости полноты его загрузки
– технические,включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затратына персонал транспортных подразделений — его набор и оплату труда
снабженческие (закупказапланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующихматериалов).
Их можно разделить на:
– непосредственноматериальные — соответствие фактических материальных ресурсов запланированным
– технические,относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондовпроизводственного назначения и для целей управления предприятия
– затраты наперсонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которогозависит в дальнейшем выполнение производственной программы
затраты на подразделение,контролирующие производство
затраты, связанные сработой экономических служб, от деятельности которых зависит качествопродукции:
– плановый отдел(своевременное составление планов)
– финансовый(своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами)
– бухгалтерия(выписка счетов) и т. п.
затраты на деятельностьиных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степенисвязаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управлениекадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификациии проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затратыв свою очередь можно разделить на материальные, технические, трудовые. Причемвсе они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческихзатрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредовано, торазмер материальных производственных поддается прямому счету.
Значительно проще, чемуправленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат — черезамортизационные отчисления, и трудовых — через заработную плату (оплатунормо-часов).
С целью управлениязатратами, связанными с обеспечением качества продукции, различают:
– базовые, которыеобразуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции иявляются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем;
– дополнительные,связанные с усовершенствованием продукции и восстановлением утерянного илинедополученного по сравнению с запланированным уровня качества.
Основная часть базовыхзатрат отражает стоимостную величину факторов производства, а такжеобщехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовлениеконкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затратывключают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.
К первым относятсярасходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает липродукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и инымусловиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты наконтролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отделатехнического контроля (отдела качества).
Другую часть составляютзатраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мненияпотребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию ипроведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий изатраты на оплату персонала.
Ко вторым относятсярасходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам,лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт,усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельныхслучаях и на остановку производства.
В данную группу следуетвключить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническоеобеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: егоподбор, подготовку, оплату и т. д.
Существует еще однагруппа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым,или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак иего исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как израсходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличиинеисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, еслибрак не окончательный, и может также включать оплату морального и (или)физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. Впоследнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее егоотсутствием, могут оказаться весьма велики.
В приложении 1 показанагруппа затрат по их видам во взаимосвязи с производством новой продукции и ееусовершенствованием. При этом издержки последней группы возникают как в сферепроизводства, так и за ее пределами – в сфере потребления продукции. Этопредъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая можетположительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и егоисправление.
Поскольку затраты насоздание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно,имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за егопределами, необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
Данные для анализа затратна качество могут быть: первичными (технические и иные параметрыизделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах,подтверждающих качество продукции)и вторичными, получающимися врезультате обработки первичных. Получение первичных внутренних данныхзначительно дешевле, чем вторичных внешних и даже первичных внешних.
Существенную помощь вопределении затрат на качество продукции могут оказать методы техническогонормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативовматериальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видовматериалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимостьпродукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ееизготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное исервисное обслуживание.
Для их расчетаиспользуются методы микроэлементного нормирования. Методы техническогонормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделиепо его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.
Одним из методов,позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качествапродукции является индексный метод. Сложность его применения заключаетсяв том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же, невсегда имеет количественное значение и может описываться словесно.
Для оценки качества иконкурентоспособности изделия возможно применение метода бальной оценки.В соответствии с ним каждому качественному параметру изделия выставляется баллс учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценкишкалы — 5-ти, 10-ти, 100-бальной.
На практике для решениявопроса о выборе изделия для запуска в производстве должны проводиться все видыпроектного анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный,экологический, экономический.Только такой анализ может считатьсяполноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения. Применение вышеуказанных методоввыявления затрат в комплексной системе управленческого учета позволитпредприятиям организовать информационные потоки по сбору и предоставлениюданных по затратам на качество, оценить эффективность использования ресурсовпредприятия и повысить удовлетворенность потребителей.
2Статистические методы управления качеством
Методы статистики — наиболее важнаячасть системы качества.
Потребность в статистическихметодах возникает, прежде всего, в связи с необходимостью минимизацииизменчивости процессов. Изменчивость присуща практически всем областямдеятельности, связанной с обеспечением качества. Однако наиболее характерна онадля процессов, поскольку они содержат много источников изменчивости.
Первоепромышленное применение статистических методов обеспечения качества относится ксередине 20-х годов прошлого столетия. Необходимость упорядочения проводимыхразными странами работ в области статистических методов привела к созданию всоставе ИСО специального ТК 69: «Применение статистических методов».
Структуракомитета включает шесть подкомитетов, их задачи — это терминология и символы,интерпретация статистических данных, статистическое представление данных,статистическое управление процессами, выборочный приемочный контроль, методыизмерений и результаты. Разработкой рекомендаций по применению статистическихметодов занимается также один из комитетов ЕОК.
В соответствии с положениямистандартов ИСО серии 9000 статистические методы рассматриваются как одно извысокоэффективных средств обеспечения качества. Стандарты ориентируют наразработку механизма применения статистических методов на всех этапах жизненногоцикла продукции, начиная с исследования требований рынка к качеству продукции икончая ее утилизацией после использования. Это означает, что работа повнедрению статистических методов должна быть направлена на создание гарантийнепрерывности процесса обеспечения качества в соответствии с требованиямизаказчика. Меняется и характер данной работы: от локального, случайного, — кобщему, системному.
Статистические методы становятсяосновой для информационной технологии обеспечения качества. К настоящемувремени в мировой практике накоплен огромный арсенал статистических методов,многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решенияконкретных вопросов, связанных с менеджментом качества.
Условно все методы можноклассифицировать по признаку общности на три основные группы: графическиеметоды, методы анализа статистических совокупностей и экономико-математическиеметоды.
Графические методы основаны на применении графических средств анализастатистических данных. В эту группу могут быть включены такие методы, какконтрольный листок, диаграмма Парето, схема Исикавы, гистограмма, диаграммаразброса, расслоение, контрольная карта, график временного ряда и др.
Данные методы не требуют сложныхвычислений, могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе сдругими методами. Овладение ими не представляет особого труда не только дляинженерно-технических работников, но и для рабочих. Вместе с тем это весьмаэффективные методы. Недаром они находят самое широкое применение в промышленности,особенно в работе групп качества.
Методы, анализа статистическихсовокупностей служат дляисследования информации, когда изменение анализируемого параметра носитслучайный характер. Основными методами, включаемыми в данную группу являются:регрессивный, дисперсионный и факторный виды анализа, метод сравнения средних,метод сравнения дисперсий и др.
Эти методы позволяют: установитьзависимость изучаемых явлений от случайных факторов как качественную(дисперсионный анализ), так и количественную (корреляционный анализ);исследовать связи между случайными и неслучайными величинами (регрессивныйанализ); выявить роль отдельных факторов в изменении анализируемого параметра(факторный анализ) и т. д.
Экономико-математические методы представляют собой сочетание экономических, математических икибернетических методов. Центральным понятием методов этой группы являетсяоптимизация, т.е. процесс нахождения наилучшего варианта из множества возможныхс учетом принятого критерия (критерия оптимальности). Строго говоря,экономико-математические методы не являются чисто статистическими, но онишироко используют аппарат математической статистики, что дает основаниевключить их в рассматриваемую классификацию статистических методов.
Для целей, связанных с обеспечениемкачества, из достаточно обширной группы экономико-математических методовследует выделить в первую очередь следующие: математическое программирование(линейное, нелинейное, динамическое); планирование эксперимента; имитационноемоделирование: теория игр; теория массового обслуживания; теория расписаний;функционально-стоимостной анализ и др.
В данную группу могут быть включеныи методы Тагути, и метод развертывания функции качества (Quality FunctionDeployment-QFD).
Данная классификация не является универсальной иисчерпывающей, но она дает наглядное представление о разнообразиистатистических методов и о тех потенциальных возможностях, которыми располагаютсегодня специалисты предприятий при реализации требований стандартов ИСО почасти использования статистических методов в системе качества.
К статистическим методам управления качеством(приложение 2) принято относить не только методы, связанные с обработкой ианализом больших массивов количественных данных, но и отдельные инструментыработы с нечисловой информацией. Например, в группе «Семь основных инструментовконтроля качества» гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето,диаграмма рассеивания (разброса) и контрольные карты предназначены для анализаколичественной информации. Причинно-следственная диаграмма систематизируетлогические данные, с помощью контрольного листка в числовом виде обобщаетсяинформация любого рода.
Таким образом, статистические методы, являютсяэффективным инструментом сбора и анализа информации о качестве. Применение этихметодов, не требует больших затрат и позволяет с заданной степенью точности идостоверностью судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) всистеме качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапахжизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальныеуправленческие решения.

Списокиспользованной литературы
1. ГОСТ Р ИСО9000-2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО9001-2000. Требования.
3. ГОСТ ИСО9003-2000. Рекомендации по улучшению деятельности.
4. Аскаров, Е.С.Управление качеством. Учебное пособие / Е.С.Аскаров. – Алматы: Pro servisе,2007. — 256 с.
5. Ефимов, В.В.Статистические методы в управлении качеством: Учебное пособие / В.В.Ефимов. — Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 134 с.
6. Кане, М.М.Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие / М.М.Кане,Б.В.Иванов, В.Н.Корешков и т.д. — СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
7. Мазур, И.И.Управление качеством / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро. — М.: Высшая школа, 2003. – 334с.
8. Пономарев, С.В.Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества /С.В.Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, и др. — М.: РИА «Стандарты икачество». 2005. – 248 с.
9. Ребрин, Ю.И.Управление качеством: Учебное пособие / Ю.И.Ребрин. — Таганрог: Изд-во ТРТУ,2004. — 174 с.
10. Управлениекачеством. Учебник / С.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, С.Ю Ягудин и др.; Под ред.доктора экон. наук, проф. С.Д.Ильенковой. — М.: ЮНИТИ, 2002. – 352 с.

Приложение1
 
Взаимосвязь затрат,обеспечивающих качество продукции, с новой и усовершенствованной продукцией
/>

Приложение 2
 
Два подхода к классификации статистических методовуправления качеством/>