Министерствообразования Российской Федерации
Оренбургскийгосударственный педагогический университет
Докладна тему:
«Здоровье как педагогическая категория».
Выполнил:Портнов Дмитрий,
студентIкурса факультета психологии,
группа103.
Преподаватель:Конькина Е.В.,
старшийпреподаватель кафедры общей педагогики.
Оренбург.
2003 г.
Педагогическая наука, как и всякая другая, опирается на ряд основополагающихпринципов. Базовым является принцип природосообразности.
Впервые идея природосообразности была высказанаАристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная(питание, размножение), животная (ощущения, желания), разумная (мышление).Природа тесно связала их; следовательно необходимо воспитание вести в соответствиис этой природой: физическое, нравственное, умственное.
Ян Амос Коменский развивал, обосновывал ипрактически реализовывал эту идею. В его видении, природосообразность – этопризнание человека частью природы (окружающего мира физических явлений), егоподчинения ее универсальным законам. Т.е. он (Коменский) исходит не изособенностей развития ребенка, а из общих законов природы.
Принцип природосообразности у Руссо сильноотличается то понимания его Коменским.Он рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощьего природе.
Константин Дмитриевич Ушинский основываясь напринципе природосообразности создал фундаментальный труд «Человек какпредмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором описалфизиологические законы деятельности и обусловленные ими психические законы,стремясь в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания.
Каково современное видение этого принципа икакова его связь педагогической категориальностью здоровья?
В одной журнальной статье приводилосьинтересное исследование Исследовалось функциональное состояние школьников впроцессе адаптации к учебной деятельности. Было выбрано три группы первоклассников:
– занимающихся потрадиционной программе (ТО),
– занимающихся попрограмме развивающего обучения по системе Занкова (РО),
– в экспериментальнуюгруппу вошли школьники, занимающиеся по Занкову, но с трансформированнымфизическим воспитанием, т.е. с введением специальных упражнений по укреплениютех групп мышц, которые подвергаются наибольшей нагрузке при обычных,преимущественно сидячих, урочных занятиях (ЭГ).Лонгитюдныйхарактер исследования (школьники обследовались в течение трех лет) позволилвыявить следующие закономерности:
– в связи с повышеннойнагрузкой, которой подвергаются дети из классов РО, у них, по сравнению склассами ТО повышен уровень утомляемости и вытекающее из этого снижениесопротивляемости организма к болезням, поэтому наблюдается более высокийуровень заболеваемости,
– в то же самое время вгруппах ЭГ те же показатели ниже, чем в ТО.
Анализируя эти результаты, можно сделать следующиевыводы:
– никогда нельзя забыватьо принципе посильности обучения, вытекающего из принципа природосообразности,
– высокие нагрузки,накладываемые программой, должны быть уравновешены соответствующими комплексамиукрепляющих упражнений.
Вообще физическое воспитание очень важный элемент вборьбе с бичом цивилизации: малоподвижностью, порождающей целый комплексздравоохранных проблем.
Но не только на формирование высокой физической культуры должно быть направленопедагогическое воздействие, ориентированное на воспитание здорового человека.Физическая культура – это только часть здорового образа жизни, конечно,значимая, но не являющаяся всеобъемлющей, а ведь именно здоровый образ жизниявляется решающим фактором, влияющим на здоровье. Обратимся к статистике.
Диаграмма. Факторы, определяющие соматическое здоровье. (По Ю.Лисицыну, 1995)
Как видно из рисунка определяющим в сохраненииздоровья является соответствующий стиль жизни. Роль педагога и всегопедагогического процесса в целом в формировании такого образа жизни огромноили, по крайней мере, должно быть таким. Это влияние складывается из множествапедагогических факторов.
В литературе можно найти конкретные методикиформирования у детей потребности вести здоровый образ жизни. Одной из такихметодик применительно к младшим школьникам является, например, урок здоровья,на котором дети получают в доступной форме начальные знания о физиологии игигиене.
В более старшем возрасте одним из приоритетныхнаправлений валеологичекой педагогики становится антинаркотическое воспитание,причем, слово «наркотики» употребляется в более широком смысле,включающем и алкоголь, и табак. В этой связи хотелось бы отметить, что насовременном этапе педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательныхтенденций, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многомзапущенных ее последствий. Одной из задач ранней профилактики должно являтьсяобоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья, а неинформирование о негативных последствиях. необходим переход кпсихолого-педагогическим технологиям формирования активной психологическойзащиты.
Здоровье – это состояние организма,характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствиемкаких-либо болезненных изменений. Воспитание здорового подрастающего поколениядолжно являться одним из китов, на котором должна строиться вся педагогическаяработа. Но каким образом эта задача должна реализовываться?
В реализации этой задачи может быть множествоподходов. Интересно мнение Поля Брэгга, известного физиотерапевта, автораконцепции о гармонии человека и природы, выдвинувшего десять заповедейздоровья, о которых следует помнить при организации педагогического процесса:
– почитай свое тело каквысочайшее проявление жизни;
– воздерживайся от любойненатуральной пищи и возбуждающих напитков;
– питай свое тело тольконатуральной, живой, непереработанной пищей;
– посвящай свою жизньлюбви и милосердию;
– правильно сочетайактивную деятельность и отдых;
– очищай клетки, ткани,кровь свежим воздухом и солнечными лучами;
– воздерживайся от любойпищи, если болен душой и телом;
– думай и говориспокойно, будь в меру эмоционален;
– изучай законы природы,живи с ними в полной гармонии и наслаждайся плодами своего труда:
– возьми за основуправильно следовать законам природы и помогай другим делать то же.
Некоторые положения Брэгга могут вызыватьсопоры, но идея о гармоничности с природой и самим собой неоспорима. Такимобразом забота о здоровье, физическом развитии ребенка – это и есть реализацияконцепции о природосообразности, т. е. главного принципа, на котором долженстроиться педагогический процесс.
Реплика без комментариев: в журнале«Педагогика», в номерах за 2002-2003 гг. было опубликовано не более пятистатей, касающихся проблемы здоровья.
Литература.
1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.:«Академия», 2001.
2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.:«Совершенство», 1998.
3. Аверина Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе.//Педагогика,2002, №1.
4. Бахтенева Формула здоровья.//Воспитание школьников, 2002,№5.
5. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников впроцессе адаптации к учебной деятельности.//Педагогика, 2003, №8.
6. Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Уроки здоровья//Начальнаяшкола, 2002, №6.
7. Тихова Н. Болезнь цивилизации//Воспитание школьников,2002, №9.