Министерство образования Российской Федерации
Уральскийгосударственный экономический университет
Кафедра региональной имуниципальной экономикиДипломнаяработа
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР КАКИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА(на примере г. Екатеринбурга)
Работа допущена к защите:
Дата _____________________
Подпись заведующего
кафедрой ____________Е.Г. Анимица
Исполнитель:
Студент группы РиМЭ – 96
Сычев А.А.
Подпись _______________________
Дата ___________________________
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Сабитов Р.К.
Подпись _______________________
Дата___________________________
Работа допущена к защите:
Дата _____________________
Подпись руководителя ____________
Работа защищена:
Дата ___________________________
Оценка _________________________
Подписи членов комиссии:
________________________________
Рецензент:
Топаз В.Г., ИО начальника отдела ФГУ «Земельно-кадастровая палата Свердловской области»
Подпись _______________________
Дата___________________________
Консультант:
Подпись _______________________
Дата___________________________
Екатеринбург
2001
Содержание
Введение
3
1. Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике. Земельный кадастр как инструмент регулирования земельных отношений
5
1.1.
–
1.2. Земельный кадастр России. Особенности, структура, содержание
9
1.2.1.
12
1.2.2. Особенности земельного кадастра на землях поселений
14
1.3.
15
2. Город Екатеринбург как объект кадастровых работ
20
2.1. Краткая социально-экономическая характеристика города
–
2.2.
22
2.3.втоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (АС ГЗК) МО “город Екатеринбург”
24
2.3.1. Кадастровое зонирование
26
2.3.2. Инвентаризация земель
32
2.3.3. Экономическая оценка городских земель
33
2.4. Экономическая оценка городских земель
35
3. Роль городского кадастра в социально-экономическом развитии города Екатеринбурга
39
3.1.
–
3.2.
41
3.3.
43
3.4. Проблемы создания кадастра городских земель
44
Заключение
47
Библиографический список
49
Приложения
55
Введение
Природные ресурсы являются национальным богатством народов, естественной основой устойчивого социально-экономического развития,определяя, в конечном счете саму возможность существования человека. Одним изважнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы. Средиземель разного назначения городские, на которых сосредоточено основноенациональное богатство, созданное трудом человека, представляют наибольшуюценность. В условиях административно-командной системы предприятия не былиэкономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, ихохране и воспроизводстве, хотя такая обязанность на них возлагаласьзаконодательством. Более того, расходына охрану земельных ресурсов являлись фактором, снижающим итоговые результатыдеятельности предприятия.
Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственноеотношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному,нерациональному использованию ценнейшего ресурса — городских земель. Этоприводило к гипертрофированному росту территорий городов и промышленных комплексов и в связи сэтим к необоснованному изъятию под строительство в завышенных размерах сельскохозяйственныхугодий и лесопокрытых территорий. Увеличивалась протяженность инженерных и транспортныхкоммуникаций, деградировала природнаясреда вокруг городов, росли стоимость всех видов обустройстватерриторий и издержки эксплуатации как производственных, так и в инженерныхсистемах городов. Все это негативно сказывалось на эффективности производства иудобствах проживания населения.
Переход к рыночным отношениям в сфере землепользованиясвязан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересыэкономики и рационального использования земельных ресурсов.Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена доконца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находитсяв стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки,что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисленияземельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала.Земельные отношения крайне политизированы. Перед Россией стоит сложная задачазавершения реформирования земельных отношений и создания российскойнациональной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободувладения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость прираспределении земли.
Выходом из такого сложного положения являетсяопределение основных направлений государственной земельной политики иразработка автоматизированной системы земельного кадастра. Достоверная кадастроваяинформация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, атакже воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежностьопераций с землей.
Надежная информация о земле имеет исключительно важноезначение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивогосельского хозяйства или управление развитием городов. Автоматизированныесистемы ведения государственного земельного кадастра становятся очень полезным инструментом дляуправления городскими землями. Этим объясняется актуальность темы дипломнойработы.
Исходя из актуальностисоздания информационных кадастровых систем, определяется цель написания дипломной работы, которая заключается в том, чтобыпоказать роль земельного кадастра в социально-экономическом развитии городаЕкатеринбурга.
В соответствии споставленной целью предстоит решить ряд задач:
– изучить теоретическиеосновы земельного кадастра;
– рассмотреть земельные отношения в условияхстановления рыночных отношений и показать роль земельного кадастра в этихусловиях;
– показать городЕкатеринбург как объект кадастровых работ и подробно описать кадастровые работы,проведенные в городе;
– определить место ироль кадастровой системы в социально-экономическом развитии города;
– провести анализземельных платежей и показать их влияние на пополнение бюджета города;
– дать оценкуэффективности введения геоинформационной кадастровой системы в г. Екатеринбурге;
– рассмотреть проблемысоздания городского кадастра и возможные пути их решения.
Для написания работыиспользовались следующие методы исследований: изучение источников литературы,сравнительный метод, диалектический метод, картографический метод истатистический метод.
В процессе работыиспользовались следующие источники информации: нормативно-правовые документы,регламентирующие земельные отношения, статистические сборники по основнымпараметрам социально-экономического развития Екатеринбурга, материалы правилзастройки, экономической оценки и инвентаризации городской территории. Кроме того,были использованы учебные пособия, периодические издания, средства Интернет дляизучения теории вопроса кадастровых систем. Многие данные взяты непосредственноиз базы данных кадастровой системы г. Екатеринбурга.
1.Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике.Земельный кадастр как инструмент регулирования земельных отношений
1.1. Особенностистановления земельных отношений в современной России
История Российскогоземельного кадастра на протяжении последних веков отражает развитие земельныхотношений в нашем государстве, когда радикальные преобразования и земельныереволюции чередовались откатами и консерватизмом. Только вXX в. земельный строй России менялся трижды: в1917 г. столыпинская капитализация земли смениласьнационализацией земли, но уже в1991 г.было покончено с государственной монополией на землю, и мы вернулись кситуации, существовавшей в дореволюционной России.
Земля — это основа жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях; как уникальноеприродное тело. Земля является пространственным базисомсоциально-экономического развития, главным средством производства в сельском илесном хозяйствах, естественной кладовой минерально-сырьевых ресурсов, атакже средой обитания животного мира. Наряду с этим, согласно гражданскому законодательству,земельные участки являются объектом гражданских прав.
Сегодня государства— члены Европейского Союза все больше говорято роли земли с позиций пространственного развития общества, а фактор невосполнимостии ограниченности земельных ресурсов все чаще ставит земельные вопросы во главуугла государственной политики стран и союзов [31, c.75].
Российский земельныйкадастр берет свое начало в серединеXVIIв., когда впервые были проведены «писцовые межевания», за которыми через векпоследовали генеральное и специальное межевания1766-1882 гг. В результате этих действий устанавливалась принадлежностьземель по их владельцам, описывалось качество земли, а особо пашня, определялисьна местности и согласовывались с соседними собственниками границы (межи), что вто время позволило избежать междоусобиц. Позднее определялся состав земельныхугодий и выполнялась их оценка. Уже тогда эти данные учитывались приналогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рациональногоиспользования земель.
После установления в1917 г. государственной монополии на землю,как одного из главных завоеваний Октябрьской революции, с российским кадастромбыло покончено: дореволюционные архивы в своем большинстве безвозвратноисчезли.
Однако уже через60 лет советской плановой экономике срочнопотребовался соответствующий этой системе государственный земельный кадастр, и10 июля1977г. Совет Министров СССР принимает Постановление№ 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» [36, c.14].
На то время это была самаяпередовая кадастровая система аграрной ориентации: она содержала практическивсе необходимые данные, включая экономическую оценку земель как для целей управлениясельскохозяйственным производством, так и для пространственного развития.
Государственный земельныйкадастр велся по единой для СССР системе и за счет государства с использованиемдоброкачественных планово-картографических материалов, которые в зависимостиот вида съемок обновлялись раз в5-10лет, при этом государство всегда находило на эти цели необходимые средства. Заправильность сведений в государственном земельном кадастре отвечали два лица:главный инженер-землеустроитель района и председатель рай (гор) исполкома.
ВРоссии в 1991 г., в очередной раз, меняется земельный строй, приэтом ликвидируется государственная монополия на землю.
Переход России к рыночнойэкономике потребовал создания нового и адекватного современным условиямземельного кадастра, который бы явился информационной инфраструктурой,поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.
Постановлением СоветаМинистров РСФСР от18 января 1991 г.№ 30разработка такой системы была поручена Госкомзему России, а срок ее созданияопределен в пять лет. Создать подобную систему в такой короткий срок былопрактически невозможно (мировой цивилизации потребовалось на это несколько веков).Для ее реализации необходимо было провести инвентаризацию земель на территории1/8 земного шара, создать нормативно-техническуюбазу специальное программное обеспечение, оснастить2,5 тыс. земельных комитетов современными средствамивычислительной техники, создать системы передачи и защиты информации.
Осознавая исключительноезначение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономикистраны, Правительство Российской Федерации Постановлением от23 августа1996г.№ 923 утвердило Федеральную целевуюпрограмму «Создание автоматизированной системы ведения государственногоземельного кадастра Российской Федерации». Всемирный Банк выделил России заемв 80 млн дол. США для создания и развития системыземельной регистрации (проект ЛАРИС). Госкомзем России, наряду с силовымиведомствами, включается в программу автоматизации федеральных органовисполнительной власти в рамках российско-германского проекта «Гермес».
Цельюэтой программы была разработка и развертывание автоматизированной системыведения государственного земельного кадастра как государственной информационнойсистемы, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведениеединой политики в области земельного кадастра.
Программабыла направлена на обеспечение интересов государства и населения страны, защитыправ собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также наинформационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли ипрочно связанной с ней недвижимости.
Достижение поставленной цели было задуманопутем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с созданиярегистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный икачественный учет и сплошную оценку земель.
Основнымизадачами Программы являлись:
создание наоснове новейших компьютерных систем и информационных технологий действенногомеханизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра;
совершенствованиемежведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами;
обеспечениеземельно-кадастровой информацией Федеральной комиссии по недвижимому имуществуи оценке недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав нанедвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей информации;
содействиесозданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев,пользователей и арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производствои инвестиции;
содействиеобеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю;
поддержкафункционирования рынка земли и другой недвижимости;
совершенствованиемеханизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю;
создание иуправление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
информационное обеспечение и поддержказемлеустройства, мониторинга земель, государственного контроля заиспользованием земель, разработки программ по рациональному использованиюземельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а такжеустановления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный,заповедный, рекреационный).
Реализация программы была рассчитана на1996-2000 года в два этапа, основными задачами которых были соответственносоздание нормативной правовой и технологической базы и созданиеземельно-информационного банка данных.
Следует отметить, чтоактивное развитие государственного земельного кадастра в 90-е годы происходитв отсутствие главных законодательных актов: Государственная Дума ФедеральногоСобрания РФ годами не принимает Земельный кодекс, что сдерживает разработкузакона «О государственном земельном кадастре». И только в1998 г. принимается решение о подготовкеФедерального закона «О государственном земельном кадастре», который был введенв действие с середины2000 г.
Закон «О государственном земельномкадастре» регулирует правовые отношения, возникающие при создании, ведениигосударственного земельного кадастра.
В законе нашли отражения такие важнейшиепринципы, как единство в подходах к построению кадастра на всей территорииРоссийской Федерации, необходимость актуализации данных, совместимость кадастрас другими информационными системами, защита прав собственников земельныхучастков.
Принципиальным моментом созданиягосударственного земельного кадастра является обязательный обмен информацией ивзаимодействие с другими государственными органами и информационными системами(регистрационной палатой, бюро технической инвентаризации и пр.), необходимойдля комплексного представления информации в кадастре.
Заложенный в законе принцип «комплексногопредставления информации» объединяет в едином доступном формате всю имеющуюся уорганов управления информацию о земельном участке, расположенных на немобъектах недвижимости и владельцах (собственниках, пользователях). Четкаявзаимосвязь и возможность проследить всю цепочку — «земля – здания — владелец»- позволит решить проблемы неуплаты налогов и наличия «бесхозных объектов», атакже будет способствовать большему контролю за взиманием земельного налога иарендной платы со стороны местных органов власти.
Несмотря на некоторые недочеты, этот законв целом представляет собой вполне проработанный документ, позволяющий создать вРоссийской Федерации современную систему кадастрового учета земель на основесоблюдения прав и обязанностей собственников земель и интересов государства[24, c.19-24].
Таким образом, вРоссии завершен первый этап земельных преобразований: произошли принципиальные,глубинные изменения в формах собственности на землю, ликвидирована монополиягосударственной собственности на землю, разработана необходимаянормативно-правовая база для дальнейшего развития земельных отношений в Россиии создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра (АСГСК).
1.2. Земельный кадастр России. Особенности, структура,содержание
Государственныйземельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений,получаемых в результате проведения государственного кадастрового учетаземельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положенииземель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенныхна земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Государственныйкадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Единомгосударственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждыйземельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначновыделить его из других земельных участков и осуществить его качественную иэкономическую оценки [3].
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целяхинформационного обеспечения:
государственного и муниципального управленияземельными ресурсами;
государственного контроля за использованиеми охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение иповышение плодородия земель;
государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учетастоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжениемземельными участками деятельности.
Создание государственного земельногокадастра является важной сферой деятельности Росземкадастра. Одной изпервоочередных задач Росземкадастра в данной области является подготовканормативных и методических документов, направленных на развитие системыгосударственного земельного кадастра России. В целях обеспечения единых технологийи подходов к созданию кадастра разработаны документы, обеспечивающие проведениеединой государственной политики в данной сфере. Унификации земельного кадастраспособствует разработка единого состава и структуры документов и кадастровых данных,иерархическая структура которых определяется системой классификаторов, специальноразрабатываемых для целей ведения государственного земельного кадастра.
Одним из важнейших источников формированиябазы данных земельного кадастра является государственная статистическаяотчетность, сбор которой осуществляется земельными комитетами всех административно-территориальныхуровней. На основе представляемых земельными комитетами субъектов РФ материаловосуществляется ежегодный анализ и внесение в базу данных сведений о наличии,распределении, использовании и состоянии земель в регионах. В их числепроводится сбор и обработка таких сведений [52, c.23-24]:
о наличии и распределении земель покатегориям и формам собственности;
о наличии и распределении земель по категориями угодьям;
о распределении земель предприятий,организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственнойпродукции, по формам собственности;
о наличии земель у предприятий,организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственнойпродукции;
о распределении общих площадей земельгородов по формам собственности;
о распределении общих площадей земельсельских населенных пунктов по формам собственности;
об использовании земель лесного фонда;
о состоянии мелиорируемых земель.
Важным компонентом государственногоземельного кадастра федерального уровня является блок данных обадминистративно-территориальных границах субъектов Российской Федерации, атакже территориальных зонах, пересекающих границы двух или более субъектов РФ.Подведомственными организациями Росземкадастра разработан перечень такихтерриториальных зон, на основе которого осуществляется сбор сведений о них (см.рис.1).
Рис.1.Организационное построение государственного земельного кадастра*
* Источник: [70].
В целях унификации используемого вгосударственном земельном кадастре картографического материала разрабатываютсяметодические документы, обеспечивающие унификацию содержания кадастровых планови карт, осуществляется подготовка отраслевых стандартов по оформлению плановземельного участка. Федеральная целевая программа «Созданиеавтоматизированной системы государственного земельного кадастра»предусматривает внедрение передовых технологий сбора и обработки данных,включая геоинформационные технологии.
Важным источников формирования баз данныхгосударственного земельного кадастра являются материалы работ по инвентаризациии межеванию земель. На Росземкадастр возложена ответственность за организациюмежевания земель с установлением на местности государственной границы,административных границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальныхобразований, а также границ земельных участков, находящихся в собственности,владении или пользовании граждан или юридических лиц. Земельные органывыполняют также техническое оформление материалов межевания земель.
Росземкадастр и его территориальнымиорганами осуществляется работа по обеспечению проведения кадастровогозонирования территории страны в целях присвоения земельным участкам уникальныхкадастровых номеров, позволяющих однозначно идентифицировать каждый земельныйучасток.
Для обеспечения эффективногофункционирования системы государственного земельного кадастра при земельныхкомитетах субъектов Российской Федерации создаются специализированныеорганизационные структуры — земельные кадастровые палаты, на которыевозлагаются функции создания и ведения автоматизированного кадастра, а такжеобеспечения межведомственного взаимодействия в данной области.
1.2.1. Государственная кадастровая оценка земель
Деятельность Росземкадастра в областиосуществления государственной земельной политики в области оценки земельнаправлена на установление единого для всех субъектов Российской Федерации порядкапроведения территориального оценочного зонирования с целью определениянормативной цены земли, используемой для исчисления земельного налога и иныхземельных платежей, а также определения выкупной цены земельных участков,передаваемых гражданам и юридическим лицам государственными и муниципальнымиорганами на платной основе. Разрабатываются методы проведения оценки рыночнойстоимости земли, которая с формированием рыночных отношений станет основой дляопределения ставок земельного налога и арендной платы за землю. На земельнуюслужбу возложена также ответственность за разработку методик массовой оценкиземель различных категорий для целей налогообложения и их апробацию в различныхрегионах России, в первую очередь, в городах и других поселениях, районахдобычи полезных ископаемых и других сырьевых ресурсов. Росземкадастр организуетсоставление списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю,предоставляемую на условиях аренды государственными и муниципальными органамигражданам и юридическим лицам.
В современном обществе кадастровая оценказемель используется в следующих целях [59, c. 137]:
в фискальных целях для налогообложениянедвижимости, установления ставок земельного налога и величины арендной платы;
для информационной поддержки рынка земли,фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
для оценки эффективности существующегофункционального использования территории, расчетной поддержки проектныхразработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятийобщегородского характера;
для информирования широкого кругазаинтересованных лиц о стоимости городских земель для осуществления их прав иобязанностей в отношении принадлежащей им недвижимости и планируемых сделок снедвижимостью.
Одним из важнейших направлений в даннойобласти является обеспечение государственной поддержки частных оценщиков,деятельность которых связана с функционированием вторичного земельного рынка.Росземкадастр ведает вопросами организации государственного регулированиядеятельности частных оценщиков на основе лицензирования и сертификации. На неготакже возложена ответственность за законодательное определение ихответственности за достоверность результатов производимой ими оценки земельныхучастков. Наиболее важными целями, которые стоят в области оценки земель на данныймомент, являются следующие [24, c.19]:
Создание государственной системы оценкиземли для целей налогообложения;
Определение правового статуса оценщиковземли и их взаимоотношений с государственными органами и заинтересованнымилицами;
Включение в сферу регулированияфедеральным законодательством процедуры установления показателейгосударственной кадастровой оценки земельных участков;
Закрепление принципов оценочногозонирования с целью последующего определения показателей оценки земель позонам;
Основным правовым документом,регламентирующим сферу государственной кадастровой оценки земель, являетсяпринятое в августе 1999 года постановление Правительства Российской Федерации«О государственной кадастровой оценке земель».
Важнейшим инструментом выявленияобъективной рыночной стоимости земель является использование торгов при продажеправ на земельные участки. Для оказания помощи устроителям таких мероприятийразработаны рекомендации по проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продажеземельных участков.
Специалистами Росземкадастра проводится анализставок нормативной цены земли, действующих в разных субъектах РоссийскойФедерации, а также осуществляется сбор и обработка данных, отражающихдифференциацию средних ставок земельного налога в городах и поселках городскоготипа. По результатам проведенных аналитических работ готовятся сводные данныепо России в целом. Проводятся работы по созданию механизмов установлениянормативов компенсационных платежей за ограничения, налагаемые на использованиеземель различных категорий, а также при обременении прав собственника правамидругих лиц. Ежегодно специалистами Росземкадастра готовится государственныйстатистический отчет «Арендная плата и цена земельных участков» [55,c. 12].
1.2.2. Особенности земельного кадастра на землях поселений
Земельный кадастр городских территорий являетсясоставной частью государственного земельного кадастра (ГЗК). При этом спецификагородских земель определяется в несколько раз более высокой стоимостью этихтерриторий по отношению к другим категориям, в связи с высокой степенью ихурбанизации (вложенных капитальных затрат). При социалистической системепланирования экономики фактор стоимости земель игнорировался, и, как следствие,приводил в вопросах землепользования к волюнтаристским, спонтанным решениям. Вотличие от кадастра сельскохозяйственных земель, который действительно былдостаточно развит (см. выше раздел.1.1), дифференцировавшего все земли посистеме бонитетов, ни классификационные признаки, ни система оценки городскихземель до последнего времени не существовали. Более того – утвержденная ивведенная в действие «Система классификаторов для ведения Государственного земельногокадастра» (Москва, ФКЦ «Земля», 2000) содержит около 100 видов целевыхназначений земель сельхозназначения, и только 7 – для земель поселений (причем2 – только для земель сельских населенных пунктов). Подобный низкий уровеньструктуризации с одной стороны является положительным фактором, так какрасширяет возможные сферы деятельности на земельных участках, с другой стороныне позволяет учитывать степень рентабельности того или иного вида деятельности,и в связи с этим резко сужает востребованность кадастровой информации.
Методика оценки земель поселений также утвержденатолько в 2000 г. (при этом методика оценки земель сельхозназначения утвержденаПостановлением Правительства РФ, что повышает ее статус, методика оценкигородских земель – Приказом Росземкадастра, что сужает сферу применения доотраслевой) и практического применения пока не нашла. Применение западногоопыта реализации городских кадастровых систем в России практически невозможно,в связи с тем, что в их основе лежит рыночный механизм установления кадастровойстоимости, у нас, в отсутствии института частной собственности, определитьреальную рыночную стоимость земельных участков невозможно.
Если нафедеральном уровне основными задачами кадастра являются: фискальнаясоставляющая, сбор статистической отчетности и продвижение государственнойземельной политики (в частности политики в области создания АИС ГЗК) натерриторию, то кадастр населенного пункта имеет большое значение для органовместного самоуправления в целях оперативного управления территорией,планирования, контроля за использованием земельных ресурсов, контроля за рынкомземли. Также система АИС ГЗК позволяет на своей базе создаватьградостроительный кадастр, который разрабатывается с учетом перспектив развитиягорода.
Государственный градостроительный кадастр– государственная информационная система сведений,необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе дляосуществления изменений объектов недвижимости. Основой государственногоградостроительного кадастра является государственный земельный кадастр [1, c. 58].
Градостроительный кадастрпозволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенныйсрок, например, стратегия «зеленый город», стратегия выноса промышленныхгигантов с территории города и т.д. Также на базе земельного и градостроительногокадастров может разрабатываться генеральный план города.
Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективныерешения на уровне города, более точно прогнозировать и моделировать уровеньрыночных цен на землю, что важно для пополнения бюджета, а также воздействоватьна рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей инедвижимостью прежде всего в сфере ипотеч