СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ
1. Эволюция земельного налога:развитие и реформирование земельных отношений
2. Социально-экономическая сущностьземельного налога
ГЛАВА II. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ
1. Роль налога как источника формированиядоходов бюджета в Российской Федерации
2. Анализ поступлений земельногоналога в бюджет Тюменской области
ГЛАВА III. НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХРЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение в рыночнуюэкономику, принятие нормативных актов, касающихся развития земельных отношений,коренным образом меняют роль земли и ее функционирование в экономическихотношениях.
Введение платы за землю,не отрегулированное специальными законодательными актами, в ряде мест привело кнепосильному налогообложению новых форм хозяйствования и землепользователейграждан, превратив целесообразность введения этого налога в своюпротивоположность.
До сих пор методическиеразработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений иналогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующихпрактического решения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием должнойкадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.
Земельный налог занимаетособое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительноневысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельныйналог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки,отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а такженаличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов кэффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебныеразбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, атакже дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в странеэкономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более,что в условиях современной экономики установление размера земельного налогадолжно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельногоналога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, являетсясовершенно новым подходом к налогообложению земель.
Объект исследования –система реализации земельного налога и оценка его эффективности.
Предмет исследования –оценка эффективности применения земельного налога.
Целью курсовой работыявляется исследование земельного налога и оценка эффективности его применения.
Цель исследованияопределила необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить историю развитияи реформирования земельных отношений.
Рассмотретьсоциально-экономическую сущность земельного налога.
Определить местоземельного налога среди местных поступлений в бюджет.
Проанализироватьпоступления земельного налога в бюджет Тюменской области.
Просмотреть проблемыналога и пути их решения.
При написании курсовойработы использовались труды ученых Рыманова А.Ю., Кухтина П.В. и других, атакже периодические издания, законодательные акты РФ, постановленияправительства РФ, Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоитиз введения, основной части – трех глав, заключения, списка использованнойлитературы.
ГЛАВА I. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В СИСТЕМЕНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ
1.Эволюция земельного налога: развитие и реформирование земельных отношений
Первые описания земель вРоссии появились в IX в. Они касалисьглавным образом монастырских и церковных земель и служили основанием длянаделения духовенства имуществом, в частности землей. Трудно сказать, на какойстадии развития человеческих сообществ впервые возникла потребность зафиксироватьграницы земельных владений. Признаки понятия принадлежности территории можнозаметить даже у животных. Поэтому история развития земельного кадастра и вЗападной Европе, и в России определяется прежде всего уровнем экономическогоразвития и характером отношений собственности. А начинается эта история собразованием государства и развитием налогообложения. Как собирать дань сподданных и покоренных народов, если не знать, сколько у них земель и что онаможет дать? А самые древние из дошедших до нас сведений о взимании сборов иподатей русскими князьями относятся ко времени Олега (X в.) и Ольги, которая после убийства древлянами ее мужа Игоряобложила их тяжкой данью и установила размеры повинностей с каждого плуга какединицы земельной меры и обложения.
Существовавший в XI в. качественный учет земель имелупрощенный характер. Так, «Русская правда» сохранила сведения о подразделенииземель только по видам угодий (дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьиугодья (без указания почвенных различий)). Первые переписи земель схарактеристикой их качества и количества относятся к XII в. Очень подробное описание многочисленных иразнообразных доходов с земли сделано в уставных грамотах новгородского князяСвятослава и смоленского князя Ростислава [9].
Старейшими дошедшими донас документами являются описания земель периода татарского ига. Перваятатарская перепись киевских земель проведена в XIII веке. Наряду с татарскими переписями в периодмонгольских завоеваний описания земель вели русские князья. Чтобы определитьразмеры дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князясоставлялись специальные писцовые книги.
Наиболее яркое и полноеописание земельных владений в России к периоду ликвидации феодальнойраздробленности и возникновения централизованного государства. В описанияхприводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этихземель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицейподатного обложения считалась соха. В связи с этим система переписи земельполучила название сошного письма. Кроме налоговых целей, описание земель посошному письму имело большое значение для определения количества ратников,лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу инеобходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие сотправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV — XVI вв. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторыеиз них — даже по нескольку раз.
Для описания земель в XVI в. было создано специальноеучреждение — Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящимцентром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описанияземель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками.Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов,сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно.Сведения о земле отражали в писцовых книгах. Их составляли в двух экземплярах:один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод,наместников и дьяков.
Писцовые книги имелиюридический и правовой характер. При их заполнении проверяли праваземлевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями,передача земель по наследству подтверждались документами и отражались вписцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшегодоказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельнойрегистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город,уезд, стан, волость.
Следующий этап развитияземельного налога был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья свотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и ихоценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точностьполевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезическихинструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первоегенеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовомнаказе 1684 г. и помимо учета земель имело целью лишение прав владения иизъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел квозбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимныхпретензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношениеземлевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило егонеудачный исход.
Главная задача межевания1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждыйуезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев,местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям исоставлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагалисьалфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенныхизмерений. Кроме того, при межевании составлялись экономические описания,содержащие сведения о качестве пахотных земель.
В 1837 году министерствогосударственных имуществ приступило к разработке нового земельного налога. Былипроведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель,пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов.На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовойдоход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась стоимость семян, расходы наудобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистыйдоход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продуктывычисляли условный чистый доход в денежном выражении.
Дальнейшее развитие исовершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировалосьтакими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г.,предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупныхплатежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выходаиз общин.
19 февраля 1861 года былподписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах,вышедших из крепостной зависимости.
Реформа сохранила в рукахкрестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении доволи. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нестиза нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительнойстоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в формеземельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех,кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем — на выкупземли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавалнесправедливым платить за нее.
Новая аграрная политикаРоссии 1906 – 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906г вышел в свет Указа императора Николая II — «Об изменении и дополнении некоторых постановлений обкрестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушениеобщины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешениемпродажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходилаконцентрация земли в руках зажиточных крестьян.
Накануне реформы формыземлевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием.Землепользование практически сохраняло сословно — феодальный характер, когданаряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другиевиды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство(казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35 % общего землевладения вевропейской России (или 138 млн. десятин).
Основными тенденциямиразвития в области земельных отношений в России к началу ХХ века былизначительное сокращение дворянской земельной собственности, некотороеуменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закрепленииземли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн.хозяйств (22 %), которым отошло в собственность 13, 9 млн. десятин, или 16 %всей надельной земли.
После 1917 года земельныеотношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов оземле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом былазакреплена всенародная собственность на землю, трудовой характерземлепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя изпотребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственногозначения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах переходак социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы:государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически пересталаявляться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось всведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельногокадастра и порядок его ведения.
Начиная с 1955 года, былвведен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям иземлепользователям, а также государственная регистрация всех землепользованийпо единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССРутвердил положение «О государственном контроле за использованием земель»,возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службысистемы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.
В период с ноября 1989 г.По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, особственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельныеучастки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы такжепредоставили право владения землей, включая наследуемое право работать наземле, но без прав купли-продажи и залога земли.
С распадом СоюзаСоветских Социалистических республик возникла необходимость разработки новыхзаконодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всегокомплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты,действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающихпри создании кадастра недвижимости. Перемены в жизни общества, вызванныеперестройкой экономических отношений, появление частной собственности и другихформ собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий ииспользовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра являетсяодной из актуальных.
Правовой основойизменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, законРоссийской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодексРСФСР и другие нормативные акты [22, с. 11].
В 1997 году былипродолжены работы по формированию автоматизированной системы государственногоземельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ былиразработаны и утверждены региональные программы создания системгосударственного земельного кадастра.
В соответствии сфедеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторуюНалогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные актыРоссийской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельныхзаконодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.
Главная цель земельныхпреобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рациональногоиспользования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, созданииправовых, экономических, организационно-технологических и других условий длявоспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных идругих земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений [6].
2.Социально-экономическая сущность земельного налога
В настоящее время ст. 8НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Земельный налог можноопределить следующим образом:
· Прямой
· Местный
· Общий
· Количественный
· Регулярный
Земельный налог взимаетсяв процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога [4].
Ст. 3 Закона РФ «О платеза землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога независит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли,землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в видестабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год [2].
Земельный налог относитсятакже к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не изпотребности покрытия определенного государством расхода, а из возможностиналогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояниеналогоплательщика.
Он выделяется в доходах ирасходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используетсяисключительно на:
– финансированиемероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числепо погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра,мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель;
– инженерное и социальноеблагоустройство территории.
Регулярные(систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью втечение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либовидом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельныйналог, который взимается на ежегодной основе [6, с. 75-79].
Кроме того, всоответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налоготносится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местногосамоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговыеставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местномуналогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установленииместного налога представительными органами местного самоуправления могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком [10].
Основными плательщикамиземельного налога признаются организации и физические лица, являющиесясобственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия«собственники земельных участков», землепользователи» и «землевладельцы»определены п. 3 ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков – это лица,являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи – это лица,владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного(бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;землевладельцы – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками направе пожизненного наследуемого владения.
К организациям в целяхуплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные всоответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранныеюридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающиегражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств, международные организации, их филиалы ипредставительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическимлицам – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица безгражданства.
Объектом обложенияземельным налогом являются земельный участок, части земельных участков,земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок),предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение илипользование [1].
Налоговой базойпризнается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 январягода, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость определяется всоответствии с земельным законодательством.
Налогоплательщики-организацииопределяют налоговую базу самостоятельно по данным земельного кадастра о каждомземельном участке, принадлежащем им на праве собственности или правепостоянного (бессрочного) пользования.
Для физических лицналоговая база определяется налоговыми органами. Ее размер уменьшается на 10000 руб. для следующих категорий налогоплательщиков:
· Героев СоветскогоСоюза, Героев РФ, полных кавалеров ордена славы.
· Инвалидов,имеющих III степень ограничения способности ктрудовой деятельности.
· Инвалидов сдетства.
· Ветеранов иинвалидов Великой Отечественной войн, а также ветеранов и инвалидов боевыхдействий.
· Физических лиц,подвергшихся воздействию радиации.
Земельный налогопределяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельногоучастка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участкавключаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки,необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов,технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другиморганизациям и физическим лицам.
Сумма налогарассчитывается по истечении налогового периода как процентная доля налоговойбазы:
Нз = Бн*i/100, (1)
где Нз – земельный налог,руб.
Бн – налоговая база, руб.
i – ставка налога, %
В течение года налогоплательщикиуплачивают авансовые платежи. Сумма авансового платежа физического лицаисчисляется как произведение налоговой базы и не более 1/2 налоговой ставки вслучае внесения одного авансового платежа и не более 1/3 – в случае внесениядвух.
Сумма налога к уплате вбюджет как разница между суммой начисленного налога и суммами авансовыхплатежей по налогу:
Нзу = Нз — Аз, (2)
где Нзу – сумма налога куплате в бюджет
Нз – сумма начисленногоналога
Аз – сумма авансовыхплатежей
Налогоплательщики, вотношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммыавансовых платежей как 1/4 соответствующей налоговой ставке процентной доликадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом.
Налог уплачивается всроки, установленные органами муниципальных образований [8, с 175-176].
Что касается льгот поданному налогу, то льготы по земельному налогу, введенные на всей территорииРоссийской Федерации, установлены Законом РФ «О плате за землю». Перечень льготпо земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12этого закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговымзаконодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные)органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органыместного самоуправления вправе, руководствоваться ст. 13 и ст. 14 Закона РФ «Оплате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиковдополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога,остающихся (находящихся) в их распоряжении [1].
ГЛАВА II.ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ
1. Рольналога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации
Землю, как объектобложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земляявляется самым лучшим объектом обложения.
В настоящее время рольземельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика – от менееодного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходовсоответствующего бюджета.
Земельный налог относитсяк группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимаетпримерно 70 % [7].
Так как земельный налоготносится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией,предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает вбюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157].
Таблица №1
Налоговые доходы вбюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г) Руб. Городских округов Муниципальных районов Городских и сельских поселений ИТОГО РФ 36790348470,79 5498627231,81 10484622834,1 52773598537 Центральный округ 7507974275,56 4259983927,04 2612088980,19 1430047183
Северо-Западный округ 1514631132,04 28902576,90 1083533334,16 2627067043
Южный округ 4607307972,73 17599650,71 325767045,44 7882774669
Приволжский округ 9352229558,50 114658150,16 1945233077,88 12444030787
Уральский округ 325629915,78 13463840,65 325629915,77 664723672,2
Сибирский округ 7392413182,93 24270863,24 1094881959,43 8511566006
Дальневосточный округ 1095681198,86 7836223,11 165388521,29 1268905943
ИТОГ 68586215707 10997252464 20969245668 100552713840,2
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Источник: [17]
Исходя из данных таблицы1, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств поземельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносятПриволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%,Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а такжеУральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.
Необходимо отметить, что,в связи с экономическим кризисом поступление доходов по земельному налогуснизились. Это наблюдается при сравнении предыдущего года с 2008 годом.
Таблица №2
Налоговые доходы вконсолидированный бюджет субъектов РФ.
Млн. руб. Октябрь 2007 г Октябрь 2008 г % к 2007 г РФ 53 813,5 52 773,5 98,06 Центральный округ 15 005 14 380 95,8 Северо-Западный округ 2 394,2 2 627,1 109,7 Южный округ 66 848,2 7 882,7 11,79 Приволжский округ 12 679,4 12 444 98,1 Уральский округ 6 535,9 664,7 10,2 Сибирский округ 9 045,1 8 511,5 94,1 Дальневосточный округ 1 468,8 1 268,9 86,3
Источник: [17,18]
За рассматриваемый периодоктябрь 2008г в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94%меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Этосвязано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдаетсяувеличение поступлений на 9,7%.
В целях обеспеченияполноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательстваРоссийской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы,являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетнойобеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РоссийскойФедерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона),зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующегоперечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочегодня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства[3].
Установлено, чтоплательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные землисельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли,находящиеся в государственной собственности до разграничения государственнойсобственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счетаорганов федерального казначейства с последующим распределением доходов от ихуплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
После разграничениягосударственной собственности на землю на федеральную собственность,собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальныхобразований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляютуказанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующегозачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного правасобственности на земельные участки [13].
2. Анализпоступлений земельного налога в бюджет Тюменской области
Консолидированный бюджетТюменской области в структуре своих доходов имеет более 93% налоговых доходов(по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской областинаходится на четвертом месте по России после городов федерального значенияМосква, Санкт-Петербург и Московской области.
Таблица №3
Налоговые поступления вбюджетную систему Уральского округа
Руб. Октябрь 2007г Октябрь 2008г % к 2007г Курганская область 140837791,1 224748940,2 159,8 Свердловская область 3141267050 2633966859 83,8 Тюменская область 644617078,3 592910002,8 91,9 Челябинская область 1950004446 93525396,34 4,79 ХМАО 479206280 389366382,4 81,25
Источник: [17,18]
За рассматриваемый периодв бюджетную систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступленийзафиксировано в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всегопоступлений наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г по сравнению с 2007. Это можетбыть вызвано многими причинами, одной из основных является неблагоприятныйклимат и конечно же сложившаяся ситуация в стране, это экономический кризис. ВЧелябинской области так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%.Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно присравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.
Структура поступлений вТюменской области характеризует хорошее развитие региона, несмотря на кризисныетенденции в мировой и российской экономике. Тюменская область занимает второеместо, судя по структуре, 15% от общего объема поступлений.
ГЛАВА 3.НОВЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Для понимания всейзначимости происходящих изменений необходим комплексный подход крассматриваемой проблеме. В цивилизованном мире плата за землю являетсяэффективным инструментом рационального землепользования.
В результате применениярыночной стоимости в качестве базы для исчисления земельного налога илиарендной платы автоматически создается стимул эффективного землепользования,под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и наиболееэффективного использования в оптимальной оценочной зоне – кадастровом квартале.Ранее в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «Оплате за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагалвзаимоисключающие методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторыеположения этого закона, например: «Целью введения платы за землю являетсястимулирование рационального использования, охраны и освоения земель…обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размерземельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельностисобственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается ввиде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год…».
Первой и главнойновацией, задекларированной еще в 2001 г. в ст. 65 Земельного кодекса иполучившей практическое применение со вступлением в силу гл. 31 Налоговогокодекса («Земельный налог«), стало понятие кадастровой стоимости земельногоучастка. Важно практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежнообратятся, например, те землепользователи, которые пожелают оспорить результатыкадастровой оценки в силу увеличившейся налоговой нагрузки.
Понятие кадастровойстоимости содержится в письме Комитета РФ по земельным ресурсам иземлеустройству № 1-16/1240 от 14 июня 1996 г. «О методологическихрекомендациях по кадастровой оценке земли», согласно которому кадастроваястоимость – это стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного отулучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночнуюстоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с егоулучшениями (прав на них).
Кадастровая стоимость –это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка,отражающая рыночные представления о ценности земельного участка. Нельзяприравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующихсущественных отличий:
Массовость. Кадастроваяоценка, в отличие от рыночной, не может учитывать индивидуальных особенностейкаждого конкретного земельного участка. Она выполняется по четырнадцати видамразрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал имеханически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данныйкадастровый квартал.
Долгосрочность.Кадастровая стоимость фиксируется на определенную дату, причем дата утверждениярезультатов кадастровой оценки, как правило, существенно позднее датыфактического проведения оценки и используется в течение определенногоколичества последующих лет. В свою очередь, рыночная стоимость, хотя она иотражает представление о наиболее вероятной цене сделки на конкретную дату тожев прошлом, как правило, рекомендуется к использованию в течение незначительногопромежутка времени.
Следованиезаконодательству об оценочной деятельности. Если подойти формально, то такойвид стоимости, как кадастровая, даже не содержится в стандартах оценки, утвержденныхпостановлением Правительства России №519 от 6 июля 2001 г. «Об утверждениистандартов оценки». Сопоставлять ее со стандартами можно по разному: либосчитать ее стоимостью для налогообложения, хотя прямых оснований для этого нет,либо руководствоваться ст.7 ФЗ «Об оценочной деятельности», которая гласит: «Вслучае, если, … не определен конкретный вид стоимости объекта оценки,установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правилоподлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте непредусмотренных настоящим ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих видстоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость»,«разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других…».
Определение кадастровойстоимости шло с учетом так называемых оценочных показателей, т.е. характеристикобъекта, влияющих на его стоимость, из которых можно выделить следующие:
· Местоположение,доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социальногои культурно-бытового обслуживания населения.
· Уровень развитияинженерной инфраструктуры и благоустройства территории.
· Уровень развитиясферы социального и культурно-бытового обслуживания населения.
· Состояниеокружающей среды.
· Эстетическая иисторическая ценность застройки, ландшафтная ценность территории.
· Инженерно-геологическиеусловия строительства и степень подверженности территории воздействиючрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует обратить вниманиена недостаточно четко сформулированный с точки зрения практического примененияп.3 ст. 66 Земельного кодекса: «В случаях определения рыночной стоимостиземельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости».Можно ли это понимать как возможность представить в Земельную кадастровуюпалату отчет независимого оценщика с более низкой по сравнению с кадастровойстоимостью и заявителю изменят кадастровую стоимость?
Что бы понять этонеобходимо, обратиться к налоговым ставкам. Здесь федеральное законодательстводает органам местного самоуправления некоторую свободу, закрепив в Налоговомкодексе максимальные размеры ставок земельного налога, разделив их на двегруппы.
Первая группа – до 0,3 %.Касается земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственногоназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования впоселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятыхжилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок,приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектаминженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленныхдля жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства,садоводства, огородничества или животноводства.
Вторая группа – 1,5 %. Кним относятся прочие земельные участки. К ней относятся прочие земельныеучастки.
Конкретный размер ставокбыл определен представительными органами муниципальных образований.
Основные проблемы скоторыми столкнулись практически все муниципальные образования России. Это то,что представительным органам муниципалитета необходимо было утвердить до 1декабря 2005г. новые ставки налога в процентах от кадастровой стоимостиземельных участков. При этом необходимо было не просто механически утвердитьставки, но обосновать их экономически. Такого рода обоснования должны былиосуществляться с учетом ряда факторов.
Во-первых, необходиманализ изменения налоговой нагрузки на отдельные категории землепользователей.
Во-вторых, требуетсяпрогнозная оценка изменений поступлений в местные бюджеты.
В-третьих, принятие мерпо обеспечению логической увязки арендной платы и нового земельного налога.
В-четвертых, анализсоциальной составляющей нового земельного налога (это льготы и практикапредъявления требований об уплате земельного налога собственниками квартир).
В-пятых, прогноз и анализкатегорий землепользователей, которые окажутся недовольными возросшимиплатежами.
Все выше сказанное можетопираться на п.3 ст.3 налогового кодекса РФ, согласно которому «… налоги исборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными». Покрайней мере, представители органов местного самоуправления должны быть готовык защите принятых ставок с точки зрения их экономического обоснования.
Следующим важным моментомстали льготы, список которых согласно гл.31 НК существенно сократились. Если жеорганам местного самоуправления сохранить прежний перечень, а такое право у нихесть в соответствии с федеральным законом, то сумма доходов получитсязначительной. Несомненно, для всех муниципальных образований это периодбалансирования интересов местных бюджетов и интересов граждан (социальныйаспект весьма велик, так как речь идет в основном о землях, предоставленных дляведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, а также онаименее защищенных категориях граждан).
Однако наиболее заметнымявлением стала практика расчета и предъявления сумм земельного налога к уплатесобственникам помещений в жилых многоквартирных домах. Причины возможныхтехнических и даже социальных проблем в следующем. Во-первых, знаменателен самфакт предъявления требований об уплате собственникам квартир, чего ранееникогда не было. Во-вторых, вызывает вопрос этих требований. Например, для собственникадвухкомнатной квартиры площадью 42 кв.м. в классической шестиподъезднойпятиэтажке в центре эта сумма составит 450-600 руб. в год. В-третьих, являютсядостаточно трудоемкими подготовка перечня плательщиков и расчет сумм налога.Этим должны заниматься налоговые органы, чтобы предъявить требования в 2008 г.за 2007 г. В-четвертых, имеет место несоответствие отдельных положенийзаконодательства, что может повлечь волну судебных споров о правомерностипредъявления требований об уплате земельного налога. Речь идет о том, что всоответствии со ст. 388 НК РФ «налогоплательщиками налога признаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на правесобственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения». Как известно, право собственности нанедвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. В тоже время в соответствии с новым Жилищным кодексом собственник квартирыстановится собственником общего имущества дома, в том числе земельного участка,в силу закона с 1 марта 2005 г., но не ранее даты формирования земельногоучастка, т.е. его межевания и постановки на государственный кадастровый учет.При этом никакой дополнительной регистрации не подразумевается. Получается, чтоналоговым органам надо иметь в виду факт формирования земельного участка поджилым многоквартирным домом, а также быть готовыми к полемике, что безрегистрации права общей долевой собственности на земельный участок обязанностипо уплате земельного налога не возникает, но возникает обязанность платитьарендную плату, так как землепользование в России в любом случае платное.
Еще один, далеко непоследний, аспект – это качество доведения до плательщиков данныхгосударственного кадастрового учета, касающихся площадей земельных участков,видов разрешенного использования и собственно самой кадастровой стоимости.
Все эти проблемы лишилимуниципальные образования возможности дойти до реального экономическогообоснования ставок земельного налога с учетом особенностей деятельностиземлепользователей по видам разрешенного использования земельных участков. Темболее не получилось обеспечить логическую увязку размеров земельного налога иарендной платы.
Таким образом, принятиеставок земельного налога представительными органами местного самоуправленияосновывалось прежде всего на бюджетных интересах, что вполне объяснимо.
Хотелось бы, чтобпрактика применения нового земельного налога заставила органы местногосамоуправления обратиться к стимулирующей составляющей земельного налога, иконечно же, здесь инициатива последует от землепользователей. Могут возникнутьпретензии, которые будут иметь место по следующим направлениям:
· Применениеорганами местной власти экономически необоснованных ставок налога.
· Требование о пересмотрекадастровой стоимости земельных участков.
· Расхождения втолковании возникновения обязанности по уплате земельного налога не по фактуземлепользования как ранее, а по факту зарегистрированного права.
· Сложностиисчисления налога и предъявления требований собственникам встроенных ивстроено-пристроенных помещений.
· Сохранениепрежнего перечня льготных категорий граждан.
· Прецедентпредъявления требования по уплате налога собственнику квартиры в жиломмногоквартирном доме.
· Соответствиесведений государственного землепользования кадастра фактическим данным,имеющимся в распоряжении землепользователя.
Что бы смягчитьотрицательные последствия, до окончания налогового периода необходимо принятьследующие меры:
Органам местногосамоуправления подготовить экономическое обоснование ставок земельного налога итем самым снять риск будущих претензий к произвольному установлению налоговыхставок.
ФЗ (точнее поправками вст.65 Земельного кодекса РФ), а не письмом Комитета РФ по земельным ресурсам иземлеустройству 1996 г. закрепить понятие кадастровой стоимости, а такжепериодичность ее пересмотра с указанием органов, компетентных утверждатьпорядок пересмотра результатов кадастровой оценки.
Разъяснить п.3 ст.66Земельного кодекса РФ, согласно которому «в случаях определения рыночнойстоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участкаустанавливается в процентах от его рыночной стоимости».
На федеральном уровнезакрепить методологические основы установления арендной платы за пользование земельнымиучастками в процентах от кадастровой стоимости земельных участках.
Доработать положенияЖилищного кодекса в части возникновения права общей долевой собственности наземельные участки в силу закона с момента его формирования, а именно установитьтребование о необходимости государственной регистрации этого права.
Разъяснить порядок уплатыземельных платежей в случае отсутствия зарегистрированного права на земельныйучасток.
Остальные аспекты можнобудет обобщить и доработать по окончании первого налогового периода. Однако ужесейчас ясно, что предстоит титаническая работа, о масштабах которой можносудить, если перемножить количество кадастровых кварталов в каждом поселении начетырнадцать видов разрешенного использования земельных участков. Кроме того,необходимо четкое понимание того, что сменилась не просто методика расчетаземельных платежей, а наступил период рыночного платного землепользования,первый этап которого – ликвидация недостатков в законодательстве и доработкамеханизма взаимодействия власти и землепользователя – необходимо пройти какможно быстрее [5, с 25-28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделаннойработе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с земельным налогом РФи оценка эффективности его применения.
Во-первых, земельный налогтрадиционно относится к местным поимущественным налогам и взимается по фактувладения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит отрезультатов хозяйственной деятельности. Однако в отличие от другихпоимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков – юридических ифизических лиц и поэтому относится к смешанным налогам. Кроме того, выполнениеим фискальной функции несколько «отходит» на второй план из-за целевойнаправленности использования средств от его сбора.
Во-вторых, для оценкиэффективности новых ставок земельного налога учитывают качество земель иэкологические факторы. Установление дифференцированных ставок земельногоналога позволит учитывать различия сельскохозяйственных землевладений вкачестве земель, которыми они располагают, что повысит эффективность ихиспользования.
Задачами органовисполнительной власти всех уровней и земельных комитетов должны стать:
– проведение массовойкадастровой оценки земель и определение налоговой базы в зависимости от оценочнойстоимости (нормативной цены) земельного участка;
– установлениеоптимальных и социально справедливых размеров платежей за землю, зависящих отобъективной ценности земельных участков и стимулирующих рациональноеземлепользование;
– повышение роли органовместного самоуправления в установлении размеров ставок земельного налога ильгот;
– сохранение исовершенствование системы перераспределения доходов от государственной имуниципальной собственности между всеми уровнями бюджетов;
– ужесточение всоответствии с законодательством контроля за целевым расходованием средств,полученных в результате взимания налога;
– увязка платы за землю сдругими платежами за природные ресурсы, предотвращающая двойное изъятие налоговна сопряженные ресурсы, а также иную недвижимость.
Можно сделать вывод, чтоотнесение земель к той или иной категории и их разрешенное использование всоответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, а такжеособенные нормы, регулирующие использование земель каждой категории только поцелевому назначению, составляют формальные условия земельного права.
Право повышать земельныеналоги играет огромную роль в экономике страны. Очень высокие налоги на землюмогут привести к фактической экономической экспроприации земельной собственностиу формального собственника. Данная ситуация может спровоцировать негативныедействия экономических субъектов.
Причина данной проблем –неразвитость, и более того, кризисное состояние отечественныхсельхозпроизводителей, особенно на периферии и в зонах неустойчивогоземледелия.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЕсиповаМ.С.//Налоговая политика и практика/земельный налог-2007.
2. Захарова А.В.,Налоги / А.В. Захарова – М.: Москва, 2003, – 652 – (серия «Учебник вузов»).
3. Котляров М.А. Новыйземельный налог: неотложные проблемы и пути их решения // Финансы,2007.-№6.с25-28
4. Кухтин П.В.,Левов А.А, Лобанов В.В Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учеб.пособие / Спб.: Питер, 2005. С. 241 — 255;
5. Налоговый кодексРоссийской Федерации: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм.и вступивш. в силу с 1января 2008 г.]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.– 752.
6. Налоги. Подредакцией Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Новиков А.И.,государственный советник налоговой службы 3 ранга, «О земельном налоге»,Налоговый вестник, август 2003, с.75-79.
8. «О плате заземлю»: Федеральный закон от 11 окт. 1991 г. № 1738-1 (в ред. от 29 дек. 1998г., с изм. от 30 дек. 2001 г.). – Режим доступа: http//www.tmnlib.ru. – БД Консультант Плюс.
9. Отчетность обисполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Отчет на 1 октября 2008года. Интернет: www.roskazna.ru/store/reports_file388.zip
10. Отчетность обисполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Отчет на 1 октября 2007года. Интернет: www.roskazna.ru/store/reports_file356.zip
11. Проскуракова Ю.«Землю поделили на троих: между разными уровнями власти», «Российская газета»,27 июля, 2004 год — №11 – с. 12-15.
12. Рыманов.А.Ю.Налоги и налогообложение: Учеб.пособие.- М.: ИНФАРМ – М, 2007. – 334с.
13. Сарьян Елена,«Краткий курс истории земельного вопроса в России», М – 2. Квадратный метр, 29ноября 2004 года.
14. Степанов А. //Экономика и жизнь.-2007.-№12.-С. 32.
15. Тарасов А. //АПК: экономика и управление.-2007.-№ 8.-C. 43.
16. Трофимова Н.//Налоговый вестник.-2007.-№6.-С. 96.
17. Ярулин Р. //Экономика с/х России. / Р. Ярулин – СПб.: Питер, 2006.-№2. -С. 28.
18. www.adm.tumen.ru
19. www.cfo.fccland.ru/doc.aspx?id=263&doc_id=148
20. www.depfin.tumen-city.ru/index.cgj?mm=8
21. www.glaswed.com/index.php/default/39630
22. www.nalogkodeks.ru/articles.phm?ing=ru&pg=6
23. www.regions-city.ru/ekonomika/budget-all/budget/prilojenie2/printpage
24. www.regions-city.ru/gorod/tumen/articles/98084/98131
25. www.tumen.roskazna.ru/external?ru=/reports/cb.htm/