Земледелие и животноводство
коми
Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим
данным, с культурой перми вычегодской- непосредсвенных предков народа коми.
Первоночально, в Х-XI
веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной обработкой земли. С XII века начинается переход к
пашенному земледелию с использованием тягловой силы скота. Деревянная соха в
это время оснащается железными сошниками. С XV века постепенно у коми внедрилось трехпольное земледелие.
Наиболее
распространенной зерновой культурой у коми был ячмень. В трудовых песнях
северных коми, у которых ячмень был основой земледелия, говорится: “На пригорке
мы сидим на поле. Южного склона вы да,дорогие мои плодородные земли!” второе
место по значению в хозяйстве занимала рожь . овес и пшеницу сеяли
преимущественно в южных районах и в незначительных размерах. В небольших
количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито
слабо; сожали репу, редьку, иногда капусту и лук. В конце второй половины XIX века стали сажать
картофель, а к началу XX
века он распространился повсеместно. Картофель, как и овощи, сажали на
приусадебных участках собственной продукции земледелия в большинстве регионов
Коми края хватало лишь на часть года.
Недостающее получали в обмен на товарную продукцию охоты и рыболовства.
Особенно много ввозилось в край зерна, поскольку хлеб и другие зерновые
продукты являлись у коми неотъемлемыми компонентами традиционного питания.
Пахота у коми
считалась мужской работой. Под ячмень землю вспахивали один раз, рожь сеяли
после трех-четырех разовой вспашки. Основным пахотным орудием у коми была соха
с двумя железными сошниками и деревянным отвалом. В начале XX века у коми, на ряду с сохой,
получили распространение более совершенные пахотные орудия: типа вятской косули с ножом и деревянным отвалом, сабан- однолемешное
пахотное орудие без резца и другие сохи- односоронки. Все они являются переходными
орудиями от сохи к плугу. При обработки земли на подсеках использовались ручные
орудия “куштан”, “кокан”, “копушай”- нечто среднее между топором и секирой.
Боронили у коми, как и
у северорусского населения обычные подростки, от 2 до 4 раз – в зависимости от
почвы. Для разрыхления верхнего слоя почвы и заделывания семян на подсеки у
коми традиционно использовалась борона-суковатка. Борона-суковатка самого
простого вида представляла собой верхушку ели с отрубленными на необходимую
длину сучьями. В пахотном земледелии у коми применялась борона другого
типа- рамная с деревянными довольно
короткими зубьями. В конце XIX-
начале XX веков в Коми
крае появились и получили распространение рамные бороны с железными зубьями и
цельнометаллические бороны, которые использовались на тяжелых почвах. В хорошей
обработке земли перед посевом коми крестьяне видели залог будущего урожая.
Убирали хлеб в конце июля – начале августа, на Печере- не редко в сентябре месяце. Жали серпами,
работа эта традиционно считалась женской.
Нередко из-за ранних заморозков хлеб приходилось убирать зеленым.
Для подсушивания
снопов хлеба перед молотьбой
использовали овины. У коми были известные овины двух типов – ямный и верховой. Ямный овин состоял из двух
помещений: подземного ямника и наземного помещение в виде довольно высокого
сруба.
Основным орудием
молотьбы хлеба у коми был цеп,состоящий из длинной деревянной ручки и более
короткого била, соединенного с ней сыромятным ремнем. У северных коми (на
средней Печере, Ижме, Удоре) для молотьбы использовалось другое орудие –
кичига, которая изготавливалась из дерева в виде палки с лопастью в форме
человеческой ноги. Молотили зерно на специальном сушильном тогу, устроенном на
гумне. Веяли зерно при специальной заточенной
лопаты, а молотили его преимущественно на ручных жерновах, в южных районах –
водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась своя
ступа. Для хранения зерна у коми существовали специальные хозяйственные
постройки. Только тогда, когда зерно было помещено в новые амбары, аграрные
сельскохозяйственные работы считались в основном законченными. В коми пословице
говорится: “В копнах сено, в скирдах хлеб”.
Удобной для
сельскохозяйственного освоения земли в крае было мало. В начале ХХ века почти
повсеместно жаловались на отсутствие в
их наделе мест, пригодных для расчистки и распашки. Урожайность яровых была
невысокой. В конце Х!Х- начале ХХ веков участки для подсек отводились за
установленную плату. Были годы, в которых разработка подсек запрещалась вообще.
Даже в самые урожайные годы край нуждался в привозном хлебе.
Животноводство в
традиционном хозяйстве коми обладает древнейшими традициями, зачатки оседлого
животноводства в Прикамье отмечены
археологическими памятниками 11 -1 -го тысячелетий до нашей эры. На давние
традиции животноводства у коми указывают языковые данные. Основная
терминология животноводства в коми
языке относится к древним заимствованиям, в частности, из ирландского. В
бассейне Вычегда животноводство зарождается в 1 тысячелетии нашей эры, в
ванвиздинской археологической культуре. В археологических памятниках вымской
культуры с Х1 – Х11 веков костные остатки коров, лощадей, овец и свиней
становятся массовым материалом. Археологические данные свидетельствуют об
использовании лошадей как тягловой силы и в осуществлении не только мясного, но
и шерстяного овцеводства.
В дореволюционном
хозяйстве коми удельный вес животноводства был особенно высок в северных районах; в южных районах ( на
Сысоле и Вычегде) животноводство было почти отраслью хозяйства. Разводили в
основном крупно рогатый скот, овей, лошадей. Продукцию животноводства население
использовало большей частью для личного потребления.
Лошадь была основной
тягловой силой при сельскохозяйственных работах, использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой.
На лошадях пахали. Бороновали. С их помощью вывозился урожай зерна и сена с
участков.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru