Земли особо охраняемых природных территорий иобъектов в Республике Беларусь
Землиданной категории впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены всамостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. Правовому урегулированию ихрежима посвящена гл. 25 Кодекса о земле 1999 г. Ранее данные земли в болееузком составе (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемыепамятниками природы, истории и культуры) входили в состав земельпромышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Однако ив составе данной категории эти земли имели особенности в правовом режиме.
Охраняемыеприродные территории — это такие участки земли, водной поверхности и воздушногопространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которыеимеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационноеи оздоровительное значение. Отношения, которые возникают при использованииданных земель, регулируются земельным законодательством. Однако при егоприменении надо исходить из того, что смысл охраны таких территорий состоит вустановлении специальных норм, выражающих интересы охраны природы.
Основныминормативными актами об особо охраняемых природных территориях и объектахявляются законы:
♦ «Об охранеокружающей среды»,
♦ «Об особоохраняемых природных территориях»,
♦ «Об охране ииспользовании животного мира»,
♦ «Осанитарно-эпидемическом благополучии населения»,
♦ «Оздравоохранении»,
♦ «Об охранеисторико-культурного наследия»,
♦ Лесной и Водныйкодексы Республики Беларусь.
Всистему законодательства об особо охраняемых природных территориях входят иныенормативно-правовые акты.
С учетомспецифики режима особо охраняемых природных территорий, целей их создания,статуса находящихся на них объектов выделяют несколько видов таких земель. Это- природоохранные, оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и другие.Кроме того, в состав особо охраняемых Кодексом о земле включены и территории,занятые дендрологическими и ботаническими парками, лесами первой группы, атакже водоохранные зоны рек и других водоемов и некоторые другие территории.
Похарактеру своего использования эта категория земель подразделяется на нескольковидов. Это — природоохранные, оздоровительные, рекреационные,историко-культурные земли.
Центральноеместо среди данной категории земель занимают земли особо охраняемых природныхтерриторий. Они являются национальным достоянием народа Республики Беларусь.
Согласност. 1 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»,особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли (включаяатмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или инымиценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное,историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью иличастично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режимохраны и использования.
Закономустановлены следующие категории особо охраняемых природных территорий:заповедник; национальный парк; заказник; памятник природы.
Категориии виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости отособенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране,установленного режима охраны и использования, а также уровня государственногоуправления их функционированием.
Особоохраняемые природные территории могут иметь республиканское и местное значение.
Землиоздоровительного назначения призваны служить целям профилактики и лечениязаболеваний, оздоровлению граждан. Рекреационные земли используются для созданияусловий массового отдыха и туризма населения. Целям охраны памятников истории икультуры служат земли историко-культурного назначения.
Посколькуданные земли объединены в одну категорию, остановимся на общей характеристикеих правового режима. Можно выделить следующие его отличительные черты.
Во-первых,он во многом обусловлен спецификой самих охраняемых территорий, частейокружающей природной, культурной среды, для сохранения которых предназначеныданные территории.
Во-вторых,земли данной категории исключены из активного хозяйственного использования. Наних запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению данныхтерриторий или препятствующая их использованию по целевому назначению. Темсамым законодательством предусмотрен особый порядок землепользования и веденияхозяйственной деятельности на землях природоохранного, оздоровительного,рекреационного и историко-культурного назначения.
В-третьих,содержание охраны таких территорий состоит в установлении специальных норм,главным образом, запретов. Эти земли разрешены к использованию лишь с учетомтребований, установленных законодательством: в природоохранных, внаучно-исследовательских целях, для мониторинга окружающей среды, в оздоровительныхи рекреационных, в образовательно-воспитательных и иных охранительных, а такжев лечебных целях. Другие виды деятельности могут осуществляться на них толькопри условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению данныхтерриторий и объектов и установленным требованиям их охраны, восстановлению ииспользованию данных природных комплексов, охраняемых объектов.
Так,например, хозяйственная и иная деятельность в границах земель особо охраняемыхтерриторий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охраннымидокументами.
В-четвертых,как данные территории, так и отдельные охраняемые объекты не могут бытьприватизированы и переданы в частную собственность. Так, в силу ст. 5 Закона «Обособо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территориинаходятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению иприватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Юридическиелица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать илииным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природныетерритории. Право владения и пользования особо охраняемыми природными территориямипринадлежит государственным органам, юридическим лицам государственной формысобственности. Законодатель тем самым подчеркнул значимость их для настоящего ибудущего поколений.
Землевладельцыи землепользователи, например, земель, земельные участки которых входят всостав земель, образующих особо охраняемые природные территории, обязанысоблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий (ст. 12Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»).
В-пятых,особенность правового режима данной категории земель состоит и в том, что онраспространяется как на сами земли, так и на смежные участки, где устанавливаютсяохранные (округа санитарной охраны) и т.п. зоны. Целью создания таких зон являетсяпредотвращение и смягчение вредных воздействий на данные территории хозяйственнойи иной деятельности.
В-шестых,законодатель предусмотрел возможность резервирования территорий, которыепланируется объявить особо охраняемыми природными территориями. Тем самымбудущий правовой режим таких земель может оказывать влияние на их использованиеземлевладельцами, землепользователями и собственниками, а также на их охранууже заранее.
На одноиз первых мест в урегулировании правового режима данных земель выдвигаютсятребования охраны природных и иных территорий, историко-культурных и другихобъектов, ради сохранения и восстановления которых и устанавливается особый правовойрежим земель. Таким образом, в использовании данных земельсоциально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическимиинтересами. Кроме того, существует особый порядок создания и ликвидации особоохраняемых территорий и объектов, а также управления ими. Такие земли подлежатособому учету.
Следуетотметить также особенности организации управления этими территориями. Для рядаособо охраняемых территорий разрабатываются проекты их территориальнойорганизации. Такие проекты в обязательном порядке составляются для заповедникови национальных парков, а в случае необходимости — для заказников и памятниковприроды. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорийучитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства имелиорации земель, градостроительных проектов и программсоциально-экономического развития.
Объявление,преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природныхтерриторий осуществляются в порядке, определенном Законом Республики Беларусь «Обособо охраняемых природных территориях», и иными нормативными правовыми актамиРеспублики Беларусь. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь от 10 мая 2001 г. № 7 утверждены Правилаподготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков и заказников республиканского значения, атакже Правила подготовки представлений об объявлении, преобразовании ипрекращении функционирования заказников местного значения и Правила подготовкипредставлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятниковприроды и охранных документов памятников природы. Следует иметь в виду, чтообъявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканскогозначения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рациональногоразмещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Приподготовке представления об объявлении или преобразовании заповедника,национального парка, заказника республиканского назначения разрабатываются документыи материалы, в которых определяются площадь, состав земель особо охраняемойприродной территории, ее границы и положение о ней, государственный орган, воперативное управление которого передается особо охраняемая природнаятерритория, научное и технико-экономическое обоснование (НиТЭО), его краткоеизложение, карта с нанесенными границами землепользовании объявляемой илипреобразуемой особо охраняемой природной территории.
В особомпорядке и случаях осуществляется и прекращение функционирования особоохраняемых природных территорий. Изъятие земель данной категории может производитьсятолько в случаях особой необходимости. При этом должен быть соблюден порядок,определенный Кодексом о земле, иными нормативными правовыми актами.
Вместе стем правовой режим каждой из составных частей земель рассматриваемой категории- природоохранных, оздоровительного, рекреационного, историко-культурногоназначения имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь целевымназначением этих земель, а кроме того, ограничениями в использовании и необходимостьюохраны расположенных на них объектов.
К землямприродоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных идендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих),памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов (ст. 121 Кодексао земле).
Высшейформой особо охраняемых территорий являются заповедники. Землям заповедниковпринадлежит заглавная роль в структуре земель природоохранного назначения.
В силуст. 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественномсостоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фондаживотного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем иландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природныхпроцессов.
Дляизучения таких комплексов и объектов, а также организации управления имисоздаются некоммерческие организации — государственные природоохранные учреждения.Задачи их создания и деятельности состоят в обеспечении условий сохранения вестественном состоянии природных комплексов и объектов, находящихся натерритории заповедника. Они не только выполняют природоохранные мероприятия, нои призваны обеспечивать соблюдение установленного режима охраны и использованиязаповедников. Кроме того, они занимаются учебной и научно-исследовательскойработой, обеспечивают разработку проекта территориальной организациизаповедника. Для координации научно-исследовательской деятельности натерритории заповедника, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемогоприродопользования создается научно-технический совет заповедника.
Заповедники,которые осуществляют глобальный мониторинг и включены в международную системубиосферных заповедников, имеют статус биосферных. В Республике Беларусь такойстатус присвоен Березинскому заповеднику.
Каждыйзаповедник имеет свои цели и задачи, которые закреплены в положении озаповеднике. Заповедники создаются, могут быть преобразованы и прекратить своефункционирование по решению Президента Республики Беларусь, Правительства РеспубликиБеларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь (далее — Минприроды) или иного республиканскогооргана государственного управления. Эти органы утверждают положение озаповеднике. При объявлении и преобразовании особо охраняемых природныхтерриторий в Минприроды представляются:
♦ перечень иопределение уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов иобъектов естественного либо искусственного происхождения, требующих особойохраны, и общая характеристика их состояния;
♦ обоснованиецелесообразности объявления или преобразования заповедника с указанием егоэкологического, научного, историко-культурного, эстетического и иного значения;
♦ схема размещенияи предполагаемых границ особо охраняемой природной территории.
Основнаяцель организации заповедника — сохранение в естественном состоянии егоприродных комплексов и объектов, предотвращение изменения их состояния врезультате антропогенного воздействия.
Присоздании заповедника устанавливаются: границы, площадь и состав его земель,сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование государственномуприродоохранному учреждению. Одновременно определяется государственный орган, воперативное управление которого передается заповедник, а также устанавливаютсясроки создания некоммерческой организации.
В составземель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные впостоянное пользование государственному природоохранному учреждению,осуществляющему управление заповедником, в порядке, установленном земельнымзаконодательством Республики Беларусь.
Можновыделить следующие особенности правового режима земель заповедника.
Во-первых,земли заповедника предоставляются в постоянное пользование государственномуприродоохранному учреждению, которое управляет заповедником.
Во-вторых,земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота. Наряду с ними натерритории заповедника полностью изымаются из хозяйственного оборота природныекомплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эколого-просветительское,социально-культурное и иное значение как образцы естественной природной среды,типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фондарастительного и животного мира.
Крометого, здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, атакже иное имущество, расположенные на землях заповедника, находятся только всобственности государства. Как природные ресурсы заповедника, так и егонедвижимое имущество полностью изъяты из гражданского оборота.
В-третьих,земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей,расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию,объявляются охранной зоной заповедника.
В-четвертых,земли заповедника закрыты для свободного доступа граждан. Нахождение натерритории заповедника возможно лишь на основании специального разрешения.
В-пятых,использование земель заповедника осуществляется в соответствии с проектом еготерриториальной организации. Администрация заповедника обязана выполнять требованиярежима охраны земель заповедника, установленные ст. 22 Закона «Об особоохраняемых природных территориях», а также положением о заповеднике. Онаможет на специально выделенных участках заповедника осуществлять деятельность,которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и решениебытовых вопросов граждан, проживающих на его территории.
Составнойчастью земель природоохранного назначения являются земли национальных парков. Взаконе «Об особо охраняемых природных территориях» национальнымпаркам посвящена специальная глава 3 (ст. 23-28).
Первоначальнотермин «национальный парк» употреблялся как синоним слова «заповедник».В этом качестве заповедники (как национальные парки) функционируют в рядегосударств. Позднее он получил самостоятельное значение как одна из формзаповедания и особо охраняемая территория.
Первымнациональным парком в Беларуси стала Беловежская пуща. Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 352 Государственноезаповедно-охотничье хозяйство «Беловежская пуща» было реорганизованов Национальный парк «Беловежская пуща». В 1992 г. данный национальныйпарк включен в список объектов Всемирного природного наследия. Организованы инациональные парки «Браславские озера», «Нарочанский».
Национальнымпарком является территория, объявленная с целью сохранения в естественномсостоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природныхкомплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную иэстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных,научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях (ст. 23 ЗаконаРеспублики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»).
Территориюнационального парка образуют земли:
♦ предоставленныеему в постоянное пользование;
♦ иныхземлевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.
Приобъявлении соответствующей территории национальным парком или его преобразованииустанавливаются:
♦ границы,площадь и состав земель национального парка;
♦ границы,площадь и состав заповедной зоны и зоны регулируемого использования;
♦ положение онациональном парке;
♦ государственныйорган, в оперативное управление которого передается национальный парк;
♦ сроки созданиягосударственного природоохранного учреждения;
♦ сроки передачигосударственному природоохранному учреждению, осуществляющему управлениенациональным парком, земель, необходимых для обеспечения охраны природныхкомплексов и объектов и функционирования национального парка.
Вместе стем, в состав земель национального парка, образующих его территорию, не входятземли населенных пунктов, транспорта, связи, обороны и иные земли, расположенныев границах национального парка, но специальное назначение которых не отвечаетприродоохранным целям. Они объявляются охранной зоной национального парка.Земли охранной зоны остаются во владении, пользовании и собственности прежнихземлевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.Ограничения и запреты в использовании земель охранной зоны определяются вПоложении о национальном парке. Положение содержит описание границнационального парка, а также его охранной зоны.
Границынационального парка и его охранной зоны обозначаются на местности специальнымиинформационными и другими знаками. Они подлежат учету в планах землеустройства,иных территориальных планах и проектах.
Правовойрежим национальных парков сочетает в себе заповедный, заказной к рекреационныйрежимы. Сочетание наряду с природоохранными функциями рекреационных,научно-исследовательских и иных обусловило выделение в границах национальногопарка различных зон со специальным режимом. Зонирование территориинационального парка предусмотрено ст. 27 Закона Республики Беларусь «Обособо охраняемых природных территориях». В границах национального парка,на основании проекта его территориальной организации и развития, с учетомприродоохранной, оздоровительной, научной, рекреационной, историко-культурной ииных ценностей устанавливаются функциональные зоны. Таких зон четыре. Это — заповедная зона, зона регулируемого использования, рекреационная зона,хозяйственная зона. В случае необходимости в национальном парке можетпредусматриваться выделение также других зон. Они предназначены для обеспечениябытовых потребностей населения, функционирования самого парка, эксплуатациихозяйственных и иных объектов парка.
Заповеднаязона, служащая ядром национального парка, создается с целью сохранения вестественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий ихестественного развития. В пределах этой зоны запрещаются все виды деятельности,за исключением проведения научных исследований и мероприятий по охране зоны. Еережим соответствует режиму заповедника.
Зонарегулируемого использования предназначена для сохранения природных комплексов иобъектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления. В ееграницах устанавливается режим охраны и использования земель, которым ограничиваютсяотдельные виды хозяйственной и иной деятельности. Одновременно предусмотрено иограничение в использовании других природных ресурсов. Такие ограничения установленыв положении о национальном парке.
Рекреационнаязона служит целям туризма, организации отдыха и оздоровления граждан. Вграницах земель данной зоны устанавливается такой режим, которым обеспечиваетсяохрана и устойчивое использование рекреационных ресурсов национального парка.Использование земель национального парка для организации регулируемого туризма,отдыха и оздоровления населения на территории национального парка осуществляетсяна основании проекта его территориальной организации. Такая деятельность возможнапри наличии лицензии. Физические и юридические лица должны при этом соблюдатьрежим охраны и использования национального парка.
Хозяйственнаязона национального парка создается для обеспечения его функционирования. Вграницах данной зоны возможна хозяйственная и иная деятельность, проводимая сиспользованием природоохранных технологий и не препятствующая сохранению особоохраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационныхресурсов.
Так, всоответствии с Положением о Национальном парке «Нарочанский», котороеутверждено Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 447 сдополнениями, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа1999 г. № 494′ на территории парка созданы заповедная зона, зона регулируемогоиспользования, рекреационная и хозяйственная зоны.
Взаповедной зоне, срок функционирования которой не устанавливается, запрещаютсявсе виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий поее охране.
В зонерегулируемого использования разрешается: проведение научных исследований;осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных природных комплексов ивоспроизводству природных ресурсов; отдельные виды рубок леса, его защита;туризм и проведение экскурсий и иные виды деятельности, не противоречащиецелевому назначению данной зоны в соответствии с утвержденным />/>проектом организации и развитияНационального парка. При этом сенокошение, выпас скота, сбор грибов и ягод, любительскийлов рыбы и другие виды природопользования допускаются для нужд парка инаселения только на специально выделенных участках. В состав рекреационной зонывходят участки Национального парка, пригодные для размещения объектов туризма иотдыха, признанные ценными в культурно-историческом и рекреационном отношениях.Рекреационная зона парка служит целям размещения объектов и сооруженийсанаторно-курортного лечения, туризма и отдыха населения, а также для проведениякультурно-массовых и оздоровительных мероприятий. Она используется по планам,проектам и программам рекреационной деятельности.
Вхозяйственную зону Национального парка «Нарочанский» включены землисельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли.
Границызон данного Национального парка, как и других, определяются проектоморганизации и развития, обозначаются на местности специальными информационнымии другими знаками. Они могут изменяться лишь в случае обоснованнойнеобходимости на основании решения научно-технического совета парка. Следуетучитывать, что изменение границ указанных зон за счет уменьшения заповеднойзоны не допускается.
Здания,сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иноеимущество, расположенное на землях национального парка, находятся только в собственностигосударства. Земли национального парка, как и другая недвижимость, находящаясяв ведении национального парка, не могут быть объектом сделок, направленных насмену пользователей.
На земляхнационального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести вредприродным объектам и комплексам и противоречит целям и задачам национальногопарка, поскольку данные земли являются землями природоохранного назначения. Вчастности, на землях национального парка запрещается:
•разведка и разработка полезных ископаемых;
• деятельность,влекущая за собой изменение гидрологического режима;
• размещение натерритории национального парка садоводческих и дачных участков;
• рубки лесаглавного пользования и заготовка живицы;
• деятельность,влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животногомира;
• организациятуристических стоянок и разведение костров за пределами специальнопредусмотренных для этого мест.
Земли иныхземлевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а такжездания и сооружения юридических и физических лиц, находящиеся в границахнационального парка, используются в соответствии с их назначением с обязательнымсоблюдением этими лицами режима хозяйственной деятельности, установленногоположением о национальном парке.
Средиземель природоохранного назначения — земли заказников (за исключениемохотничьих).
Заказникомявляется территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства ивосстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного илинескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием другихприродных ресурсов (ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемыхприродных территориях»).
Природныйзаказник относится к числу форм относительного заповедания, поскольку запрет наиспользование одних видов природных объектов в нем сочетается с ограниченнымиспользованием других природных объектов. В Беларуси предусмотрено созданиезаказников республиканского и местного значения. Первые организуются решениемСовета Министров, вторые — соответствующего местного исполнительного и распорядительногооргана. В их создании участвует Министерство природных ресурсов и охраныокружающей среды, его территориальные органы или иной (республиканский илиместный) орган государственного управления в соответствии с законодательными актамиРеспублики Беларусь. Если заказник местного значения предполагается разместитьна территории нескольких административно-территориальных единиц, то решение оего создании, преобразовании, а также прекращении деятельности принимаетсясовместно соответствующими местными исполнительными и распорядительнымиорганами.
Приобъявлении заказника республиканского значения решением ПравительстваРеспублики Беларусь утверждаются: границы, площадь и состав земель заказника;положение о заказнике; государственный орган, в оперативное управление которогопередается заказник. Аналогичным образом государственный орган, принявшийрешение об объявлении или преобразовании заказника местного значения,утверждает необходимые документы для такого заказника. Правовой статусзаказника определяется, наряду с указанными нормативными правовыми актами,положением о заказнике.
Заказникив зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащихохране, подразделяются на следующие виды:
♦ ландшафтные иликомплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природныхландшафтов и комплексов;
♦ биологические(ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановленияредких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном икультурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участковлеса;
♦ водно-болотные,предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значениеглавным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе впериод миграции;
♦ гидрологические(болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановленияценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
♦ геологические,предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;
♦ палеонтологические,предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.
Созданиезаказника с точки зрения земельных отношений возможно как с изъятием, так и безизъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Если ониобеспечивают соблюдение режима охраны и использования заказника, то земельныеучастки остаются в их владении или пользовании. Следует учитывать, чтоособенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются сземлепользователями и землевладельцами, земли которых расположены в границахзаказника.
Организацияприродоохранной деятельности в границах заказника обеспечиваетсягосударственным органом, в оперативное управление которого он передан. Дляуправления заказником или их группой может быть создано юридическое лицо — государственное природоохранное учреждение.
Наземлях заказника может устанавливаться единый или территориально дифференцированныйрежим его охраны и использования. При этом постоянно или временно запрещаютсяили ограничиваются отдельные виды деятельности и природопользования.
Натерритории заказника в зависимости от целей его объявления могут быть запрещены:
♦ распашказемель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота,сенокошение, сбор ягод,
плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений;
♦ добыча полезныхископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами;
♦ предоставлениеучастков под застройку;
♦ мелиоративныеработы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественногогидрологического режима;
♦ использованиеядохимикатов;
♦ туризм и другиеформы массового отдыха населения;
♦ движениемеханизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования,вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира;
♦ изысканияи научные исследования, связанные с
нарушением или разрушением природных комплексов и
объектов;
♦другие виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на сохранностьприродных комплексов и объектов, расположенных на территории заказника.
Особенностирежима каждого заказника, в том числе и использования его земель, определяютсяПоложением о заказнике.
Напринципах заповедания, как и заповедников, основан режим памятников природы. Онобусловливает и особенности использования данных земель.
В силуст. 35 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные вэкологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природныекомплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохраненияуникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природномукомплексу или объекту, в интересах будущих поколений.
Взависимости от своей уникальности, научной, экологической ценности памятникиприроды могут иметь республиканское или местное значение. Объявление памятникареспубликанского значения может производиться как с изъятием земельных участкову землевладельцев и землепользователей и передачей их в ведениегосударственного органа, в оперативное управление которого передается памятникреспубликанского значения, так и без такого изъятия.
Решениеоб объявлении, преобразовании и прекращении деятельности памятника природыреспубликанского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев иземлепользователей принимает Правительство Республики Беларусь. Представлениеоб этом вносит Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь или иной республиканский орган государственного управления.Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника: паспорт памятникаприроды и охранное обязательство. Для памятника природы республиканскогозначения эти документы готовятся Специализированной инспекцией государственногоконтроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьегохозяйства и состоянием заповедного дела и утверждаются решением Минприроды.Затем они направляются лицу, принявшему на себя обязательство по охране данногопамятника природы республиканского значения, а также каждому из соответствующихтерриториальных органов Минприроды.
Если присоздании, преобразовании и прекращении деятельности памятника природыреспубликанского значения земельные участки у землевладельцев и землепользователейне изымаются, то решение об этом вправе принять Министерство природных ресурсови охраны окружающей среды Республики Беларусь. Оно же утверждает границыпамятника республиканского значения, его охранные документы. Одновременно определяети государственный орган, в оперативное управление которого передается памятникприроды республиканского значения.
Такимиже функциями в отношении памятников природы местного значения наделены местныеисполнительные и распорядительные органы, в оперативное управление которых ипередаются памятники природы местного значения. Представление об образованиипамятника природы в этом случае вносит территориальный орган Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иной органуправления. Данные органы разрабатывают и охранные документы памятника природыместного значения.
Взависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются наследующие виды:
♦ ботанические(ботанические сады, дендрологические парки, произведения садово-парковогоискусства, участки леса с ценными породами, отдельные вековые или редких породдеревья или их группы, участки территории с реликтовой или особо ценнойрастительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозойисчезновения и т.п.). Они предназначены для сохранения, восстановления,изучения и обогащения разнообразия объектов растительного мира, ценных вэкологическом, научном, культурном и хозяйственном отношении;
♦ гидрологические(озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинныхканалов, родники и т.п.). Они служат целям сохранения и восстановлениянебольших по размерам ценных водных объектов;
♦геологические (обнажения ледниковых отложений и коренных пород, характерныеэлементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты),предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексовнеживой природы.
Сущностьправового режима земель памятников природы состоит в установлении запретов налюбую деятельность, которая угрожает их сохранности. Режим охраны и использованияпамятника природы указывается в его паспорте. Одновременно объявление того илииного природного объекта памятником природы не во всех случаях влечет изъятиеземельного участка, на котором он находится, у землевладельца или землепользователя.Последние несут полную ответственность за состояние и охрану памятников природыи земель. За счет средств республиканского и местного бюджетов производится возмещениерасходов землевладельцев и землепользователей по обеспечению режима охраныпамятника, расположенного в границах их земель (ст. 38 Закона РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях»).
Вграницах памятника природы с учетом специфики расположенных на его территорииособо охраняемых природных комплексов и объектов охранными документамипамятника природы устанавливается единый или дифференцированный режим его охраныи использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования.Единым (общим) режимом охраны и использования памятника природы установленыследующие запреты.
Натерритории ботанических памятников природы:
незаконныеуничтожение, включая рубку, или повреждение деревьев и иной древесно-кустарниковойрастительности, изменение ее видового состава, в том числе проведениесанитарных рубок, работ, связанных с реконструкцией, реставрацией или инымизменением памятника природы, без их согласования с Минприроды (для памятникаприроды республиканского значения), его территориальными органами (дляпамятника природы местного значения и другими государственными органами всоответствии с законодательством Республики Беларусь;
возведениепостроек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушениемземель, изменением гидрологического режима территории;
прогон ивыпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей,мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведениемассовых мероприятий вне установленных для этого мест, загрязнение и засорениетерритории.
Натерритории геологических памятников природы запрещается:
добычаполезных ископаемых, распашка земель, проведение работ, которые способствуютразвитию эрозии почв, размыву, обвалам или другим нарушениям естественногосостояния грунтов;
бурениескважин, взрывные работы; сброс и перемещение валунов, нанесение на нихцарапин, выбоин, надписей;
возведениепостроек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушениемземель, изменением гидрологического режима территории;
установкапалаток, проведение массовых мероприятий вне установленных для этого мест,загрязнение и засорение территории.
Натерритории гидрологических памятников природы запрещено:
проведениеработ, связанных с изменением гидрологического режима территории, использованиеводных объектов в мелиоративных целях, искусственное изменение русла водотоков,разрушение берегов и поймы водных объектов, уничтожение берегозащитной, воднойи болотной растительности, сброс сточных вод, добыча полезных ископаемых,работы, которые могут повлечь загрязнение, засорение, истощение водных объектовили изменение химического состава вод;
прогон ивыпас скота, разжигание костров, проезд, стоянка и мойка автомобилей,мотоциклов и других автотранспортных средств, установка палаток, проведениемассовых мероприятий вне установленных для этого мест.
Следуетучитывать, что при смене землевладельца или землепользователя, на земельномучастке которого объявляется или преобразовывается памятник природы, охранныедокументы подлежат переоформлению. Однако их содержание, то есть установленныезапреты, пересмотру не подлежит.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. — 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.