Земли родной минувшая судьба Исторические произведения А. С. Пушкина Тема исторического прошлого родины всегда волновалаПушкина, как поэта,так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как Песньо вещем Олеге , Бородинская годовщина , Полтава , Медный всадник , Борис Годунов . История Пугачевского бунта и конечно же
Капитанскаядочка . Все этипроизведения описывают разные исторические события, разные историческиеэпохи начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусскомпамятнике Повесть временных лет , заканчивая совсем ещесвежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественнойвойны 1812 года. Одно изпервых таких произведений – Песнь о вещем Олеге , написаннаяв 1822 году, в котором дается поэтическая версия автора о кончиневеликого
русского князя, прославившегося своими удачными военнымипоходами и победами над сильными врагами, в частности, надВизантией Твой щитна вратах Цареграда . Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителяи освободителя,ярко и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественнойвойне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы ЕвгенияОнегина , воспевающие подвиг
Москвы Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля Нет, не пошла Москва моя . К нему с повинной головою. В строках стихотворения Воспоминания в ЦарскомСеле перед нами встают прославившиеся в боях Перун кагульских берегов Румянцев, вождьполунощного флага
Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение Бородинская годовщина , написанное в 1831 году по поводувзятия предместья Варшавы. Одно из центральных мест в творчествеПушкина занимает образ Петра 1. Пушкин видел в образе Петра 1образцового правителя государства. Он пишет в поэме Полтава Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением
Петра. Похожие мысли встречаются и в Медномвсаднике , где он говорит о славном правлении Петра, называя его властелиномсудьбы , поднявшем Россию на дыбы и прорубившем окно в Европу . Неоконченное произведение Арап ПетраВеликого продолжает эту тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, прадедеИбрагиме Ганнибале. В драме Борис Годунов обращается Пушкин киной эпохе, эпохе смутноговремени.
Это был период тяжелейших испытании для России. Драма Борис Годунов – в определенном смысле новаторское произведение,в котором народ показан движущей силой истории. В этомпроизведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию,что якобы цель оправдывает средства. Оба – и царь Борис, и Раскольников – совершаютпреступления, оправдывая себя благими намерениями , забывая, что именно ими вымощенадорога в ад. Капитанскаядочка – наиболее значительное историческое
произведение Пушкина по объему исследовательскойработы, которую проделалавтор. Капитанскую дочку автор написал, работая над ИсториейПугачевского бунта – документальным произведением с массойсвидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующихсторон. Но Капитанская дочка – это художественноепроизведение. На разницу этих двух произведений указывалаМарина
Цветаева в эссе Мой Пушкин , по-своему оригинальнопроведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин-исследовательзнает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней,устами Швабринапугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы,думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержантКармицкий, с камнем на шее вниз по
Яику . Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданныйПушкиным, МаринаЦветаева назвала словом чара . В повести Капитанская дочка Пушкин впервыеразработал новый эпическийжир – жанр исторической повести, исторического романа. Отдаваядань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об этомудивительном произведении
Крестьянский бунт, Начало русской прозы, Не свифтов смех, Не вертеровы слезы, А заячий тулупчик Лугача,Насильно снятый с барского плеча. Капитанская дочка является началом русскойисторической прозы. Без нее не было бы Тараса Бульбы Н.В. Гоголя, Войны и мира Л.Н. Толстого, Петра 1 А.Н. Толстого.