Введение
Сфераземельных отношений – одна из наиболее интенсивно развивающихся. Земля,особенно в России, исконно крестьянской стране, всегда была основным средствомпроизводства и вложения капитала. С течением времени менялись институты,правоотношения и характер их регулирования, но материальная сущность оставаласьпрежней. Только сравнительно недавно земля стала выступать катализаторомдальнейшего развития рыночных отношений, важным элементом созданияинвестиционной привлекательности того или иного региона, той или иной сферыбизнеса.
В своейповседневной жизни человек ежедневно совершает различные действия, вступает вовзаимоотношения с другими гражданами. Отношения, которые порождают права иобязанности и регулируются нормами права, называются правовыми отношениями.
Все этосвидетельствует о том, что земельные правоотношения напрямую затрагиваютимущественные права граждан и организаций.
Всилу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ееиспользования могут возникать самые разнообразные земельные отношения, которыенеобходимо регламентировать и управлять. Именно поэтому данная тема являетсяактуальной.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности земельныхправоотношений.
1. Земельные правоотношения
1.1Понятие, классификация, виды
По поводураспределения, использования и охраны земель между органами власти,организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которыерегулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельныеправоотношения.
Земельныеправоотношения можно классифицировать на правоотношения:
– общие;
– собственностина землю;
– землепользования;
– государственногоземельного управления и контроля;
– вобласти охраны земель;
– юридическойответственности.
Видыземельных правоотношений:
1)Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивныхдействий. Возникают на практике земельных правоотношений.
2)Правоохранительные отношения – это отклонение участника земельных отношений отнормы закона. Возникают по поводу правонарушений, когда возникает необходимостьюридического воздействия на нарушение земельного законодательства или есть угрозанаступления правонарушения.
3)Материальные правоотношения возникают на основании норм земельного права.Устанавливают существенные права и обязанности участников земельныхправоотношений.
4)Процессуальные правоотношения возникают на основании норм процессуального права(порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о предоставлении земли, правилаобжалования решений государственных органов, процедура рассмотрения земельныхспоров).
Как и инымправоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:
1) субъекты правоотношений, т.е. участники земельных отношений;
2) объект, по поводу которого возникают правоотношения;
3)содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников,совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуяцель, ради которой складываются данные земельные отношения, при этомучитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.
1.2Субъекты земельных правоотношений
Субъектамиземельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей.Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают всоответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовойстатус.
В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можновыделить следующие категории субъектов.
Особым участником земельныхправоотношений является Российская Федерация. Государство как участникземельных правоотношений обладает двумя группами функций. Государстворегулирует земельные отношения, прежде всего в качестве органа власти,суверена. К такому виду регулирования относится управленческая деятельностьгосударства, осуществление контроля над использованием и охраной земель,установление санитарных, строительных правил и др. Будучи крупнейшимсобственником земли, государство в этом качестве выступает в ролихозяйствующего субъекта, заинтересованного в наиболее производительном ирациональном использовании принадлежащей ему земли.
Органыместного самоуправления выступают в земельныхправоотношениях, прежде всего как собственники земельных участков. Кроме того,возможность делегирования им части полномочий государственного управленияземельным фондом. Подобное наделение государственными полномочияминегосударственных органов допустимо исключительно посредством федеральныхзаконов.
Физическиелица как участники земельных правоотношений должны, прежде всего,отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством. Различаютособенности участия в земельных правоотношениях физических лиц как граждан икак индивидуальных предпринимателей. Граждане в качестве участников земельныхправоотношений наделяются правом использования земельных участков для личныхнужд. Так, к личному землепользованию граждан относится садоводство,огородничество, индивидуальное жилищное строительство и др. Индивидуальныепредприниматели вправе обладать земельными участками с целью извлеченияприбыли.
Юридическиелица как участники земельных правоотношенийтак же, как и физические лица, обязаны отвечать требованиям правосубъектности,установленным гражданским законодательством. Использование земельных участковосуществляется всеми юридическими лицами, за исключением случаев, специальнооговоренных законом. Земельным законодательством также устанавливаетсяспециальный субъект участия в земельных правоотношениях. Этосельскохозяйственный кооператив, который согласно Федеральному закону «Осельскохозяйственной кооперации»
от 8декабря 1995 г. является специализированным производителемсельскохозяйственной продукции.
Перечисленныесубъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включаякуплю-продажу. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 15 ЗК Президентом РФопределяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение:стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они не могут обладатьна праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях всобственность.
Общие праваи обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. 40 и42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Субъектыземельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должныобладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется какправоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметьправа и нести обязанности.
Кроме того,при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособностипотенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретатьправа, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность засовершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность уучастников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.
1.3 Объектыземельных правоотношений
В земельномправе можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельныхправоотношений». Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений.Таким объектом является земля. Земля в этом смысле выступает объектомпотенциальных, а не реальных правоотношений. Так, понятие «земля» используетсяв законодательстве для определения общих прав и обязанностей любых субъектовземельных правоотношений, правового режима категорий земель, необходимыхпроцедур предоставления земель, требований по охране земель.
Поземельному законодательству не все случаи отношений, связанных с понятием«земля» как совокупным объектом, относятся к земельным правоотношениям. Кземельным правоотношениям относятся только те случаи, при которых землявыступает как природный объект в его юридическом смысле.
Взависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:
1. Земельныйучасток – это юридически и физически индивидуально обособленная частьземель, на которой распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Земельные участки обособляются не толькофизически, т.е. отграничиваются на местности, но и юридически, т.е. праваконкретных субъектов на данный земельный участок закрепляются в документах,имеющих юридическую силу. Земля юридически является также недвижимымимуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом объектомотношений выступают уже не сам земельный участок, а юридические права на него.Так, при совершении сделки купли-продажи собственник продает не земельныйучасток, а право собственности на него. Правда, объектом права собственностиявляется земельный участок, поэтому при продаже права собственности покупателюпереходит и сам физически обособленный земельный участок. Земельный участок,переданный другому лицу без регистрации права на этот участок и получениянеобходимых документов, не становится объектом собственности. Таким образом,без передачи права собственности от одного лица другому в установленном порядкекупли-продажи земельный участок не становится объектом права частнойсобственности покупателя. Основными способами индивидуализации земельныхучастков служат: кадастровый план земельного участка и индивидуальныйкадастровый номер.
2. Земельнаядоля представляет собой временный объект гражданских правоотношений.Фактически земельная доля – это индивидуально не определенный земельныйучасток, т.е. когда не установлены ее границы, неизвестно качество иместоположение земель и др. Земельные доли являются объектом общей долевойсобственности и представляют собой самостоятельный объект земельных прав. Всеграждане, имеющие право на земельную долю, для возможности реализации этогоправа должны получить свидетельства на право собственности на земельную долю,которые выдает и регистрирует районный комитет по земельным ресурсам иземлеустройству. Со вступлением в силу Федерального закона «О государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г.с 1 февраля 1998 г. совершение сделок с земельными долями и регистрацияправ на земельные доли стали возможны только после их выделения в натуре. Такоевыделение земельной доли приводит к возникновению самостоятельного объектаземельных правоотношений – земельного участка. Следовательно, существованиеземельных долей на сегодняшний день является временным, и в будущем всеземельные доли станут выделяться в натуре и оформляться в соответствии снормами государственной регистрации прав на землю.
3. Земельныйфонд в целом. Единый земельный фонд страны служит объектом собственности,так как существовала монополия государственной собственности на землю и былавозможность обладания таким огромным объектом правоотношений на правесобственности. С введением множественности форм собственности на землю наличиеединого земельного фонда страны в качестве объекта права собственности сталоневозможным. В настоящее время земельный фонд – объект государственногоуправления. Государственное управление земельным фондом является всеобщим, т.е.осуществляется в независимости от целевого назначения или принадлежностиземельных участков.
1.4Содержание земельных правоотношений
Содержаниеземельных правоотношений включает в себя совокупность прав и обязанностей ихучастников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права,преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения, при этомучитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Содержаниеземельных правоотношений зависит от их отнесения к тому или иному виду, составаучастников, особенностей объекта. Образует права и обязанности земельныхсобственников.
Земельныеправоотношения в области управления имеют своим содержанием права и обязанностигосударственных органов общей и специальной компетенции, а такжеземлевладельцев, землепользователей, собственников земли по планированиюиспользования земель, информации о земельных ресурсах, ведению земельногокадастра и учета земель, регистрации земельных участков, прав на них и сделок сними, их предоставлению и изъятию, землеустройству, проведению земельногоконтроля, разрешению земельных споров и другой управленческой деятельности.
Круг прав иобязанностей землевладельцев и землепользователей определен Кодексом о земле(ст. 64–65) и дополняющим его законодательством. Они охватывают какотношения между землевладельцами и землепользователями, так и между ними игосударством – собственником земли, а также иными собственниками земли.Самостоятельным объемом правомочий и обязанностей наделены носители земельныхсервитутов.
Содержаниеохранительных земельных правоотношений определяется характером нарушенияземельного законодательства и особенностями возникающей ответственности:уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой.
1.5Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений
Земельныеотношения необходимо воспринимать не только в статистике, но и в динамике. Онимогут возникать изменяться и прекращаться, и это их развитие, постояннаяподвижность предусматриваются правовыми нормами. В основе возникновения и прекращения земельных правоотношенийлежат юридические факты, то есть обстоятельства, с которыми законодательствосвязывает возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, икоторые зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников.
В большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение земельныхправоотношений требует соблюдения дополнительных условий, одним из которыхявляется необходимость получения заинтересованными субъектами специальныхдокументов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право насовершение определенного рода действий, связанных с землями.
Юридическимфактом, служащим основанием для возникновения отношений по поводупредоставления земли, является совершение заинтересованным в предоставленииземельного участка лицом определенных действий. Возможно образование иправоохранительных отношений, если есть угроза нарушения тех или иных прав илиэти права уже нарушены. Таким образом, в возникновении и развитии земельныхправоотношений проявляется реальная жизнь земельного законодательства, т.е.применение норм земельного права. При этом завершение одних правоотношенийслужит основанием для возникновения других.
Правомерныедействия, приводящие к возникновению земельных отношений, могут совершаться вформе:
1)административного акта;
2) сделки;
3)судебного решения;
4)международного договора.
Изменение земельных правоотношений в процессе использования земли связано споследующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также развитиемзаконодательства. Условия, при которых происходит изменение земельныхправоотношений, предусматриваются Земельным законодательством. Основанием дляэтого являются решения соответствующих государственных органов.
Прекращениеземельных правоотношений по общему правилу связывается спрекращением права пользования конкретным земельным участком. Основаниемпрекращения земельных правоотношений могут быть правомерные и неправомерныедействия, а также события.
В обобщенномвиде в число оснований прекращения прав на земельные участки входятдобровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своегоземельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечениесрока пользования, ликвидация юридического лица, смертьгражданина-землепользователя, нерациональное использование земель,использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплатаземельного налога, изъятие земельного участка для государственных имуниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственногоназначения в государственную или муниципальную собственность в порядкеобязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектомявляется служебный земельный надел и некоторые другие.
2. Органыуполномоченные рассматривать дела связанные с нарушением земельно-имущественныхправ
К уголовнойответственности может привлечь только суд общей юрисдикции. Основнойнормой, связанной с земельными отношениями является ст. 254 УК РФ «Порчаземли», которая объединяет несколько составов нарушений. Выделяется 3 части:
1)отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственнойи иной деятельности вследствие нарушении правил обращения с удобрениями,стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими илибиологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке,повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываютсяштрафом: 250 МРОТ, лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет,либо обязательными (исправительными) работами на срок от 120 до 180 часов;
2) теже деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайнойэкологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех летили лишением свободы на тот же срок;
3) те жедеяния, но повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишениемсвободы на срок от 2 до 5 лет.
Разрешениеземельных споров выражается в выяснении уполномоченным органом пределови содержания прав и обязанностей спорящих сторон и установление этими органамиобязательного поведения сторон. Уполномоченный орган вправе, а точнее – обязан,принудить ответчика к совершению определенных действий: возместить причиненныеубытки; признать право истца на земельный участок; исполнить свою обязанность;прекратить противоправные действия, нарушающие права и законные интересы другихлиц.
Всоответствии с современным законодательством земельные споры рассматриваются всудебном порядке.
Органы,которым предоставлено право налагать административные взыскания – это органыгосударственной власти РФ в области охраны, контроля и регулированияиспользования земель, лесов, вод, объектов животного мира и среды их обитания,лесного, водного и земельного контроля и др. Административная ответственностьнаступает, если нарушение по своему характеру не влекут за собой в соответствиис действующим законодательством уголовной ответственности.
Административная ответственность, порядок ее применения и исполнения, постановленияо наложении административных взысканий предусматриваются в КоАП РФ, которыйявляется главным, базовым, федеральным актом административного права. Виды административныхправонарушений:
1)самовольное занятие земельного участка;
2) бесхозяйственноеиспользование земельного участка;
3) порчасельскохозяйственных и других земель;
4) несвоевременныйвозврат временно занимаемых земель или приведение их в состояние, непригодноедля использования их по целевому назначению
Заключение
Присовершенствовании правового регулирования землеустройства большое значениеимеет теоретическая разработка проблемы правоотношений, складывающихся в связис землеустройством, и прежде всего, определение понятия субъекта и круга лиц,способных быть участниками этих правоотношений, что дает возможность выявитьспецифику этих правоотношений в целом и их отдельных видов. Вместе с темрешение этой проблемы важно и для землеустроительной практики, так как призванопомочь выявлению участников правоотношений при выполнении конкретныхземлеустроительных действий.
Списоклитературы
1. Краснова И.О. Земельноеправо: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. – 177 с.
2. Конституция РоссийскойФедерации (12.12.1993 г.) Правовая база. Консультант – Плюс.
3. Улюкаев В.Х. Земельноеи природоресурсное право: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.