–PAGE_BREAK–
Рис.1.Формы платы за землю
Земельным налогом облагается владение или использование земли (кроме аренды). Земельный налог традиционно относится к поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличии от других поимущественных налогов он един для всех категория плательщиков – юридических и физических лиц, и поэтому он относится к смешанным налогам.
В большинстве государств земля находится в частной собственности, и условием для образования ренты является аренда земельных угодий.»[6]
Аренда земли — это вид землепользования, при котором собственник передает свой участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определённую плату.
Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она учитывает процент на капитал, вложенный в имущество землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные постройки, ирригационные сооружения, средства связи и другие средства. Величина арендной платы — это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора.
Если обратиться к действующему законодательству, то там мы найдем определение нормативной цены земли, “это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости”.
Сейчас под словосочетанием «природная рента» в российском обществе все чаще понимается вид ренты, образующийся при добыче полезных ископаемых. Речь идет о плате за пользование недрами, которые находятся в собственности государства и переданы им в управление, как правило, частным компаниям на срочной и возмездной основе.
Вне всякого сомнения, перераспределение природной ренты осуществляется в рамках действующей налоговой системы теми ее элементами, которые, в принципе, предназначены не для этого, точнее — не только для этого.
В большинстве стран мира недра являются государственной собственностью. Во многих странах в сфере разработки недр также доминируют государственные компании. В российских политических кругах это обстоятельство часто рассматривается как главный фактор, обеспечивающий использование природной ренты в интересах всего общества.
2.2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
Не секрет, что во всем мире собственники земли платят земельные налоги, даже если эта земля в их собственности. В настоящее время и в России за использование земли приходится платить. Цель введения платы за землю я считаю оправдана. Это — пополнение бюджета, стимулирование рационального использования земли и т.д.
Так что же такое земельный налог?
Земельный налог это определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.
Налогообложение земельных участков в Российской Федерации регулируется Законом РФ «Оплате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-1, Инструкцией МНС России «По применению закона РФ «О плате за землю» от 21 февраля 2000 года № 56, а также законами местных органов власти, конкретизирующими ставки налога по категориям землепользователей.
Поступление земельного налога в бюджетную систему централизовано: в федеральный бюджет — 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 20%, в местные бюджеты – 50%. Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:
· финансирование предприятий и компенсацию затрат землепользователя по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель.
· инженерное и социальное благоустройство территории
2.2.1. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Плательщиками (субъектами) земельного налога выступают землевладельцы, землепользователи (кроме арендаторов) и собственники земли на территории Российской Федерации. К ним относятся:
· юридические лица (в том числе иностранные) и их структурные подразделения;
· физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели)
Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.
Основанием для установления земельного налога (арендной платы) служит документ, удостоверяющий право собственности или аренды за земельный участок.
К объекту обложения относятся: земельные участки, земельные доли по категориям принадлежности земли, представляемые в таблице 1.
Таблица 1.
Объекты налогообложения по видам земельного налога[7]
Вид налога
Объект налогообложения
Плательщик
Плата за земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственный земельный налог)
сельскохозяйственные угодья; земли сельских населенных пунктов; земли водного фонда;
колхозы, совхозы; крестьянские (фермерские) сельскохозяйственные предприятия индустриального типа; межхозяйственные предприятия; физические лица;
Плата за земли несельскохозяйственного назначе ния (городской, земельный, лесной фонд)
городские земли; земли курортных поселков городского типа; земли промышленности; земли лесного фонда;
предприятия (организации, учреждения); физические лица;
К таблице необходимо привести поясняющие комментарии, которые приведены ниже.
«Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий»[8]
Таблица 2.
Число хозяйств населения, имеющих земельные участки[9]
(на конец года)
2002
2003
2004
2005
2006
Личные подсобные хозяйства:
число семей, млн.
15,9
16,0
16,0
16,0
17,4
площадь земель:
всего, тыс. га
6914
7014
7078
7050
88912)
в среднем на одну семью, га
0,43
0,44
0,44
0,44
0,51
Коллективные и индивидуальные сады:
число семей, млн.
14,6
14,5
14,5
14,1
12,9
площадь земель:
всего, тыс. га
1260
1259
1258
1249
1124
в среднем на одну семью, га
0,09
0,09
0,09
0,09
0,07
Коллективные и индивидуальные огороды:
.
число семей, млн.
4,4
4,3
4,1
3,2
0,7
площадь земель:
всего, тыс. га
420
408
404
322
67
в среднем на одну семью, га
0,10
0,10
0,10
0,10
0,08
Таблица 3.
Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям
(на конец года; миллионов гектаров)[10]
Годы
Земли, используе-
мые землеполь-
зователями, занимающимися сельскохо-
зяйственным
производством
в том числе земли
сельскохо-
зяйственных
организаций
крестьянских
(фермерских) хозяйств
граждан2)
из них
личных подсобных хозяйств
коллективных и
индивидуаль-
ных садов
и огородов
2002
194,6
150,4
17,0
11,8
6,4
1,5
2003
193,8
147,5
17,8
12,7
6,5
1,5
2004
192,6
142,1
18,7
16,1
6,5
1,5
2005
191,7
137,9
19,5
18,4
6,5
1,4
2006
167,63)
133,9
21,6
9,53)
8,1
0,8
Таблица 4.
Число крестьянских (фермерских) хозяйств
(на конец года)[11]
2002
2003
2004
2005
2006
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс.
264,0
263,9
261,4
257,4
255,4
Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га
17662
18326
19200
19246
20588
Средний размер земельного участка, га
67
69
73
75
81
«Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации.
Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр»[12]
2.2.2. СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Ставки земельного налога устанавливаются в абсолютном выражении (руб., коп.) к размеру площади (за 1га или за 1кв.м), а также дифференцированы по месту нахождения и зонам градостроительной ценности территории. Законом установлен базовый норматив (Бст) налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Средняя ставка Б¢стна земли сельскохозяйственного назначения устанавливается по субъектам РФ (республика, область) в рублях за 1га пашни. Местные органы законодательной власти утверждают конкретные, в том числе минимальные, ставки земельного налога по видам земель (пашни, насаждения, пастбища и т.п.) и корректировкой (k¢местн) на их местонахождение и ежегодную индексацию (kгод). По этим вставкам облагаются сельскохозяйственные угодья, участки в границах и вне сельских населенных пунктов, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.
Налог за земли сельскохозяйственного назначения
продолжение
–PAGE_BREAK–