«Земная кора, горные породы и минералы»

«Земная кора, горные породы и минералы»Учитель географии: Стадникова В.В., I квалификационная категория.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексии с элементами экологического тренинга).Цели урока:образовательные: ввести понятия «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность.воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы.Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для VI класса, учебник географии для VI класса О.В. Крыловой, стенд «Говори и пиши правильно», рисунки-схемы: «Магматические горные породы», «Осадочные горные породы», «Метаморфические горные породы», коллекция горных пород, цветные карандаши (на столах у учащихся), магнитофон с записью музыки симфонического оркестра.^ Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.Организационная часть: определение цели урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.^ Ход урока.1 этап. Ребята! Сегодня мы продолжим изучение литосферы. Давайте определим тему урока с помощью кроссворда.Кроссворд.Вопросы: 1. горные породы и минералы, которые использует человек. 2. Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? И Почему? находится на Земле. 3. Твёрдая оболочка, расположенная под мантией. 4. Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии. 5. Центральная часть земного шара с радиусом около 3500 км. 6. Плотные и рыхлые массы, состоящие из минералов, слагающие земную кору.Ответы: 1. Полезные ископаемые. 2. География.. 3. Земная кора4. Литосфера. 5. Ядро. 6. Горные породы.Тема сегодняшнего урока «Породы, слагающие земную кору». Нам с вами предстоит очень ответственное задание. Мы должны не только изучить из чего состоит земная кора, но и классифицировать горные породы по определенному признаку. Мы отправляемся в царство камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются и умирают как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя нам трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: Откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них разные свойства? Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы.1.группа. Эти горные породы рождаются в пламени. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? (Каждая группа высказывает свои предположения или информационные сообщения из справочника.) Магма – это расплав огромного количества различных веществ. Основные магматические очаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км. Ученые предполагают, что в земной коре возникают трещины, достигающие мантии, по трещинам вещество мантии проникает к поверхности Земли. Поднимаясь, магма медленно остывает и затвердевает. Так образуются глубинные горные породы, например, гранит (демонстрация гранита). Магма, которая достигла поверхности Земли, излившаяся – называется лавой. Она остывает на поверхности Земли образуя излившиеся породы, например, базальт (демонстрация). ^ 2 этап РАБОТА В ГРУППАХ- Как же называются горные породы, рожденные в пламени? Магматические.- На какие две группы их можно разделить? Глубинные и излившиеся. Составьте схему:Схема № 1Магматические горные породыглубинные излившиеся2 группа. Породы оказавшиеся на поверхности Земли, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды, в них внедряются микробы, корни растений, вода и газы. Тогда горные породы превращаются в осадочные. При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озёра, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в виде осадка, часть усваивается организмами и идёт на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы. Из неорганических осадочных горных пород особенно распространенны обломочные, такие как щебень, галька, гравий и др. Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные породы. Это различные соли, гипс и др. вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью. В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов. Органические осадочные породы состоят в основном из растительных и животных останков. К ним относятся каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник. Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. Например, в песчанике гипс как бы склеивает песчинки. Известно, что минералы остаются неизменными только пока пребывают в той среде, в которой они образовались. При медленном пригибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися. Например: а) обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь, в графит (который находится в простых карандашах у каждого из вас) б) известняк превращается в мрамор.Схема № 2Осадочные горные породынеорганические органические Работа в тетради: магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Найдите в каждом понятии родовое слово и существенные признаки. Родовое понятие – породы, существенные признаки их происхождение. Ребята, как вы думаете, происхождение горных пород влияет на их свойства? Дайте характеристику горным породам которые находятся на ваших столах по плану: 1. Цвет. 2. Структура а) зернистая (видны зерна минералов), б) плотные зерна минералов не различимы, в) землистая оставляет след на руках. 3.Твердость а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. 4. Вес а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая. 5. Происхождение а) магматическая, б) осадочная. 6. название породы Трое учащихся выступают с результатами своих исследований, поясняя свой выбор. Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильные ответы по ключу.Гранит- прекрасный строительный отделочный материал, из него делают скульптуры. Ракушечник – строительный материал. Торф – горючие полезное ископаемое, удобрение, повышающее плодородие почвы. Проверка с помощью сигнальных карточек как класс справился с заданием. ^ 3 этап. Творческое задание « Человечек из горной породы». Представьте, что горная порода (гранит, известняк или ракушечник, торф) вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучении, ее свойства. (Во время выполнения учащимися задания звучит классическая музыка). Рисунки учащихся вывешиваются на доске.4 этап. Закрепление. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня. Что нового вы узнали на уроке? Какой этап урока вам больше понравился и почему? Обобщение полученных знаний. Почти все горные породы из которых состоит земная кора, являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Без них не может обойтись современный человек. Человек добывает каменный уголь, нефть, газ, руды черных и цветных металлов и многие другие полезные ископаемые. Добывая их человек должен помнить 2 правила: минеральные богатства исчерпаемые (их нужно бережно использовать) все в природе нужно привести в порядок ( т.е. засыпать шахты, превратить карьер в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Нарушается баланс в природе. На человека обрушиваются ураганы, смерчи, наводнения, землятресения. Они как бы напоминают человеку, что он тоже часть природы, а не ее хозяин.5 этап Выставление оценок. Все учащиеся получают оценки за характеристику горной породы, некоторые учащиеся получают вторую оценку за активную работу на уроке, слабоуспевающие учащиеся получают оценку за рисунок человечка из горной породы.6 этап Дифференцированное домашнее задание. 1 группа – выучить новые понятия на стр. 54, вопрос 1 устно 2 группа-параграф 18 вопрос 2 устно, 3 группа-параграф 18 вопрос3 письменно