ЖАН ПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Экзистенциализм – это гуманизм. Название этой книги французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии . Экзистенциализм , или философия существования от позднелатинского existentia – существование зародился
в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя ос- новное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю ,
Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзи- стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше . В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни , а также фено- менология Гуссерля и Шеллера . Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис , вызванный войнами и страданиями .
В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение , волевой акт уверткам трусливого разума. В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери Франция приняла бой вопреки правде логиков
Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция ради того , чтобы избавить себя от поражения , не при- нимать боя Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому же решению никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом . Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической док- триной .Его основная тема – человеческое существование , судьба личности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с одной стороны , делает это направление популярным среди художественной интеллигенции Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери , а с другой – побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы- ку искусства Сартр , Камю , Марсель . Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием
мира , причем это в равной степени относится как к религиоз- ному направлению экзистенциализма Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов, так и к атеистическому Хайдеггер , Сартр , Камю , Мерло-Понти , поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества – признание того , что бог умер из жалости к человеку, как часто цитируют Ницше , сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .
Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста- жировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гит- леризма , угрожавшего миру
разрушением всех человеческих ценностей. Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли- тературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман Тошнота 1938 и сборник рассказов Стена 1939 , в которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое труд- ное для Франции время ,в годы фашистской оккупации Сартр , вер- ный внутренним убеждениям , был активным участником Движения Соп- ротивления тогда им была написана основная философская работа Бытие и ничто, ставшая его докторской диссертацией . Но попу- лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совмещая общественную и литературную деятельность Сартр был основате- лем и директором журнала
Les Temps Modernes, участником много- численных движений и организаций , проявил себя как писатель и драматург , автор романной трилогии Пути к свободе1945-1949, ряда пьес и автобиографической повести Слова1964 , принесшей ему высшее официальное признание – Нобелевскую премию от которой Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде- ологически ангажированным институтом . На закате своего творческого пути
Сартр все более заметно склонялся к левым , социалистическим идеям , однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического , материалистического учения Марксизм и экзистенциализм .Независимая жизненная позиция , бу- нтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его фило- софское мировоззрение , которое внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма .При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой
теории экзистенциализма , поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа как таковой , в методологическом плане представляется целесо- образным дать общий анализ основных положений экзистенциализма . Экзистенциализм как целостное учение строится на принци- пиально новом понятии такой категории , как бытие . Экзистенци- алисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии , так и науки , предполагающей опосредование – этот основной принцип мышления . Бытие , согласно экзистенциалистам , не есть ни эмпирическая реальность , данная нам во внешнем восприятии , ни та система связей , которая конструируется научным мышлением , ни мир умопостигаемых сущностей , познание которого составляло задачу классического рационализма во всех этих случаях проводится раз- личие и даже противопоставление субъекта объекту . Преодоление этой противоположности объекта и объекта , если оно допускается , как , например , у
Спинозы или Гегеля , для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом , целью их философствования . Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную , нерасчлененную целостность субъекта и объекта познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть , и бытие может быть постигнуто только через самое себя . При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего бытия- в-мире. Таким образом , бытие здесь дано непосредственно , в виде
собственного бытия – существования , то есть экзистенции .Для описания структуры экзистенции экзистенциа- листами был использован феноменологический метод Гуссерля – в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое , интенциональность . В атеистическом варианте экзистенциализма , теоретиком которого был , в частности Сартр , экзистенция определяется как бытие , направленное к ничто и сознающее свою конечность .
Структура экзистенции описывается в виде набора моду- сов человеческого существования . Такие модусы экзистенции , как забота , страх , решимость , совесть определяются через смерть , как способ соприкосновения с ничто . Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа .Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы , или трансцендирование . С точки зрения религиозного экзистенциализма , трансцендентное – это бог , и хотя он не познаваем , но все духовное творчество есть выражение стремления к богу , попытка выразить его , хотя и терпящее крушение из- за невозможности адекватного постижения бога .А продукты это- го творчества есть ни что иное , как шифры трансценденции .Экзистенциалисты-атеисты , в свою очередь , определяют трансценденцию как ничто , как глубочайшую тайну экзистенции . Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских
концепциях личности и свободы . Личность , как ее видят экзистенциалисты , является самоцелью , а коллектив при этом выступает лишь как средство , обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий . А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности , гарантируя ей пра- вовой порядок , ограждающий личность от посягательств на ее свободу .
Но роль общества , по мнению экзистенциалистов , остается , в сущности , отрицательной свобода , которую оно может предоставить индивиду , является лишь частным ее проявлением – свобода эко- номическая , политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы , в мире духовной жизни лично- сти , где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений , а как экзистенции. Общество таким образом лишь ограничивает личность .
Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового , общественного на единичного человека . При этом , однако , для религиозного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе , а лишь постольку , поскольку он есть явленность трансцендентального. В этой связи вводится различие индивидуальности и личности . По словам Бердяева личность предполагает существование сверхличного , того , что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации . Личности нет , если нет бытия выше ее стоящего . Тогда есть лишь индивидуум , подчиняемый роду и обществу , тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее . Экзистенциализм различает в человеке как бы несколько слоев природный биологический и психологический , изучаемый естественными науками и составляющий его природную , эмпирическую индивидуальность социальный , изучаемый социологией духовный , являющийся предметом изучения истории и философии и , наконец , экзистенциальный
, который не поддается научному познанию и может быть лишь освещен философией .Рассматривая проблему свободы , экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию , сводящую свободу к познанию необходимости , так и гуманистическую , для которой свобода состоит в раскрытии задатков человека , раскрепощении его сущностных сил . Свобода в понимании экзистенциалистов – это сама экзистенция , экзистенция – это и есть свобода .
Поскольку же стру- ктура экзистенции выражается в направленности вовне , в трансцен- дировании , то понимание свободы различными представителями экзис- тенциализма определяется их трактовкой трансценденции , которая в сущности и является обиталищем человеческой свободы . Для религиозных экзистенциалистов это означает , что только в боге можно обрести свободу . В этом смысле экзистенциалисты по-новому выразили понятие свободы воли , возрождая кантовский категорический
императив . В духе Канта экзистенциалисты подчеркивают , что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести ответственность перед самим собой за свой выбор более того , выбирая себя , человек тем самым выбирает и все человече- ство , так что выбор – не просто его частное дело . Однако у Канта человек должен выбирать себя по закону морального долга, а в атеистическом варианте экзистенциализма он не имеет ника- кого содержательного критерия выбора он выбирает себя перед лицом непознаваемого трансцендентного ничто . Так , по Хайдеггеру, выбор своего Я предполагает поставить себя перед самой после- дней возможностью своего бытия – смертью . Тем самым человек освобождается от власти сущего , от предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия , которое есть ничто . Поскольку подлинное бытие и его принципы не могут быть сформулированы в виде общезначимых моральных требований , постольку человеку нич- то не может облегчить задачу выбора
. Однако бытие , по Хайдеггеру , говорит человеку в минуту самого глубокого молчания , и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает – для себя и мира , что ему сказалось в этом молчании . В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом бога . Согласно Бердяеву , подлинный выбор – это выбор в себе образа божьего ,который составляет сущность личности , но является скрытым для самого индивида , пока он живет в мире обыденности.
Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих отрицательных определениях , то в такой трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны традиционного христианства . Характерна в этом отношении экзистенциалистская трактовка такого важного понятия нравственной философии , как совесть . Поскольку экзистенциализм не устанавливает содержательных критериев добра и зла , т.
е. не строит систему нравственной философии , постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно , найти себя . Совесть не есть призыв быть добрым и избегать зла – она есть призыв быть самим собой , а не другим, не посторонним. Быть свободным – значит не поступать и не думать так , как поступают и думают все . Быть свободным , быть экзис- тенцией значит быть самим собой , поэтому , по слова Сартра человек обречен быть свободным . Свобода предстает в экзистен- циализме как тяжелое бремя , которое должен нести человек , поскольку он личность . Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой , стать как все , но только ценой отказа от себя как личности . Мир , в который при этом по- гружается человек , носит у Хайдеггера название ман man – неопределенно-личное местоимение , аналогичное всеемству Достоевс- кого это безличный мир , в котором все анонимно , в кото- ром нет субъектов действия , а есть
лишь объекты действия это мир , в котором никто ничего не решает , а потому и не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой поруки . У Бердяева этот мир носит название мира объекти- вации , признаками которого являются 1 отчужденность объекта от субъекта 2 поглощенность неповторимо – индивидуального , личного общим , безлично – универсальным 3 господство необходи- мости , детерминации извне , подавление и закрытие свободы 4 приспособление к массивности мира и истории , к среднему человеку , социализация
человека и его мнений , уничтожающая оригинальность . Единственный способ преодоления этого мира учит экзистенциализм самому стать личностью , перестать жить в соответствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труднее , чем отказаться от свободы в век всеобщей унификации и тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия ос- таться верным вере как таковой , в
то же время не имея действительно живой и конкретной веры , неимоверно трудно . Это значит все время идти против течения , быть обреченным на нонкомформизм , быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет сословия или класса , внутри которого ты будешь своим, что нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой позитивности , с которой можно себя отождествить – это и значит жить перед лицом ничто, будет ли это ничто именем неведомого бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя экзистенциализма встают и те , кто ищет нового , неведомого бога, и те , кто ничего не ищет , а лишь предает анафеме все су- ществующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего , неудовлетворенного и безблагодатного, по выражению Бердяева , экзи- стенциализма . С особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве
Жана Поля Сартра , наверное , самого атеисти- ческого , левого и пессимистического из экзистенциалистов . Миропо- нимание Сартра сформировалось в мире , зашедшем в тупик , абсурдном , где все традиционные ценности рухнули . Первый акт философа должен был , следовательно , быть отрицанием , отказом , чтобы выбраться из этого хаотичного мира без порядка и цели . Отстраниться от мира , отвергнуть его – это и есть в человеке специфически человеческое свобода .
Выражаясь словами самого Сартра , вся его система взглядов строится на двух постулатах экзистенциа- лизма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского если бога нет , все позволено, дав ей до- статочно широкое толкование В самом деле , все позволено , ес- ли бога не существует . И следовательно , человек покинут , бес- помощен , потому что ни в себе , ни вовне ему не на что опереться
. Прежде всего , у него нет оправданий . Если бога не существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не мо- жет быть больше добра a priopi , так как нет бесконечного и совершенного разума , чтобы его мыслить . И нигде не записано, что добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать, и это именно потому , что мы находимся в такой плоскости , где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений . Во- -вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного экзистенциалистского принципа существование предшествует сущности . Суть этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно Атеистический экзистенциализм учит , что если бога не существует , то есть по крайней мере одно такое существо , у которого существование предшествует сущности , существо , которое начинает существовать
прежде , чем его можно определить каким-либо понятием . Этим существом и является человек , или , как говорит Хайдеггер, человеческая реальность . Что означает здесь , что существование предшествует сущности Это значит , что человек сначала существует , оказывается , появляется в мире и только потом он определяется . В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению , что он первоначально ничего
собой не представляет . Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком , каким он сам себя сделает . Таким образом , нет человеческой природы , как нет и бога , который бы ее изобрел . Но человек не только таков , каким он себя представляет , но таков, каким он проявит волю стать , и поскольку он представляет се- бя после того , как уже начал существовать , и проявляет волю после этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то, что он сам из себя сделает .
Человек – это существо , которое устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее . Человек – это прежде всего замысел , который живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого замысла , ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет прежде всего тем , чем он запроектировал быть . Это высказывние, несмотря на кажущуюся пространность , является очень важным для понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра . Полагая человека единственным источником воли , Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью Но если действительно существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм дела- ет каждого человека собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность за его существование
Но когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит , что он отвечает только за свою собственную личность . Он отвечает за всех . Выбирая себя , человек выбирает всех лю- дей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям должен быть . Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы
ни в коем случае не можем выбрать дурное . Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории проекта, согласно которой индивид не задан самому себе , а проектирует , собирает себя в качестве такового . Поэтому трус , например , ответствен за свою трусость , и для человека нет алиби. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать , что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения , что , не будучи чем-то заданным
, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности , проекта, выбора. Не малую роль в этом играет воображение , в котором открывается существенный акт сознания суть его в том , чтобы отстраниться от данного мира в себе и оказаться в присутствии того , что отсутствует . Акт воображения – магический акт это колдовство , за- ставляющее появиться вещь , которая желательна . Строя в своем воображении проекты самого себя , человек оказывается впереди , по- зади себя , никогда – сам . А экзистенция и есть постоянно жи- вой момент деятельности , взятый в виде внутрииндивидуального состояния , субъективно . Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы , из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта , кроме абсолютной свободы и внутреннего един- ства проектирующего я. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор . Место активной субъективности в мире , ее онтологическую основу
Сартр обозначает как ничто. По мысли Сартра , человек , без всякой опоры и без всякой помощи , осужден в каждый момент изобретать человека, и тем самым человек осужден на свободу. Но тогда основой подлинности могут быть только иррациональные силы человеческого под- полья , природа самого индивида , его уникальные биологические зависимости , события и травмы глубокого детства , довлеющие над индивидом , как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции, подсказки подсознательного ,
безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида История любой жизни есть ис- тория поражения. Появляется мотив абсурдности существования Абсурдно , что мы рождаемся , и абсурдно ,что мы умираем . Человек , по Сартру бесполезная страсть . Сартр , несомненно , понимал , насколько тяжел груз свободы для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного насле- дием подсознательного , постоянно
мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным – тем более , что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому неудивительно, что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира . Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо , возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще . Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования , в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности , подчинена массовым , коллективным формам быта , организации , государства , стихийным экономическим силам , привязана к ним также и своим рабским сознанием , где
место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии , требования общественного мнения и безличной молвы и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой . Отчужденный от себя человек , обреченный на неподлинное существование , не в ладу и с вещами природы – они глухи к нему , давят его своим вязким и солидно-неподвижным присутст- вием , и среди них может чувствовать себя благополучно устроенным только общество подонков,
человек же испытывает тошноту. Жить в этом обществе , по мнению Сартра , как живет в нем дово- льное собой сознание, можно лишь отказавшись от себя , от личности подлинной , от решений и выбора , переложив последние на чью-либо анонимную ответственность – на государство , нацию , расу , семью , других людей . Но и этот отказ – ответственный акт лично- сти , ибо человек обладает свободой воли всегда . Неся критическую оценку мироустройстройства , экзистенциализм
Сартра так и не смог предложить достаточно определенных пу- тей его преобразования. Именно эта неконструктивность и оказа- лась самым слабым местом экзистенциализма, что и определило его дальнейшую судьбу.