Жан Мелье и его труд «Завещание»
МельеЖан (1664-1729), французский философ-материалист, атеист, утопическийкоммунист. Сын деревенского ткача, Мелье по настоянию родителей стал сельскимсвященником (с 1689). Своё единственное сочинение «Завещание»закончил незадолго до смерти.
«Завещание»Жана Мелье выделяются изо всей литературы этого направления многими чертамипроизведения, его необычной судьбой и поразительной фигурой автора. Жан Мельевсю взрослую жизнь провел в качестве священника в Шампани.«Завещание» не было опубликовано автором и стало известно после егосмерти в 1733 г. в списках и выдержках. Вольтеру и другим просветителям оноказалось интересным и привлекательным, но столь опасным, что они так и неотважились опубликовать его полностью. Целиком оно было издано только в 1864 г.в Амстердаме.
Главнойотличительной особенностью «Завещания» является то, что у негособственно социалистическая концепция является лишь производной от основнойидеи всего произведения — борьбы с религией. Мелье не видит в религии ничего,кроме ее социальной роли, которая заключается, по его мнению, в том, чтобыпутем обмана и распространения суеверий закрепить насилие и социальноенеравенство:
«Корочеговоря, все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречиемпроповедуют вам… все это в сущности не что иное как иллюзия, заблуждение,обман, измышление и надувательство: их выдумали вначале хитрые и тонкиеполитики, повторяли за ними обманщики и шарлатаны, потом этому поверилиневежественные и темные люди из народа и, наконец, это поддержано было властьюгосударей и сильных мира, которые потворствовали обману и заблуждениям,суевериям и шарлатанству и закрепили их своими законами для того, чтобы такимпутем держать в узде массы и заставлять их плясать под свою дудки».
Этимидвумя страстями, ненавистью к Богу и ко всякому неравенству, иерархии, движетсявсе «Завещание». Религия, считает Мелье, виновна в большинственесчастий человечества. Она, в частности, сеет раздоры и религиозные войны. Приэтом сам он простодушно призывает к восстанию, убийствам королей, уничтожениювсех, кого можно счесть более благополучными, зажиточными.
Религиякажется Мелье нелепостью, суеверием, которое не может устоять против первогоприкосновения ясного разума. Из всех религий самая нелепая — религия христиан,которых он называет христопоклонниками. Но неверно было бы искать причину егоотношения к христианству в слишком рационалистическом складе ума самого Мелье.Опровергая христианство, он готов верить в дичайшее суеверие, повторять любойвздорный слух. Например, ему представляется нелепостью, что Бог имел всегоодного Сына, в то время как куда менее совершенные существа одарены этойспособностью в гораздо большей степени. Многие животные производят на светсразу 10 или 12 детенышей.
Очевидно,что исходной точкой является для Мелье ненависть к Богу, для которой он лишь помере своих сил пытается подобрать аргументы. Особенно же ненавистна емуличность Христа, для которого у Мелье буквально не хватает ругательств:
«Анаши богохристопоклонники? Кому приписывают они божественность? Ничтожномучеловеку, который не имел ни таланта, ни ума, ни знаний, ни ловкости и былсовершенно презираем в мире. Кому приписывают они ее? Сказать ли? Да, я скажуэто: они приписывают ее сумасшедшему, безумцу, жалкому фанатику и злополучномувисельнику».
Борецза права бедняков видит окончательное и неопровержимое доказательство ложностиучения Христа в том, «что он всегда был беден, был только сыномплотника…».
Религия- источник большинства общественных зол и, в частности, неравенства людей,которое держится лишь ее авторитетом. Мелье признает необходимость«некоторой зависимости и подчинения» в каждом обществе. Но сейчасвласть основана на насилии, убийствах и преступлениях. В «Завещании»нет речи ни о конкретных мерах для улучшения положения бедняков, ни призывов кбогатым сделать что-либо в этом направлении; книга только раздувает ненавистьодних к другим.
Самойсущностью, истинной причиной неравенства является частная собственность,которую религия тоже оправдывает.«Оттого одни опиваются и объедаются,роскошествуют, а другие умирают с голоду. Оттого одни почти всегда веселы ирадостны, а другие вечно в трауре и печали».
Всясоциальная программа Мелье сводится к нескольким строчкам:«Каким великимсчастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненнымиблагами».
Всправедливом обществе, считает Мелье, производство и потребление должны бытьорганизованы на началах общности.«Люди должны владеть всеми благами ибогатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими тоже сообща иравномерно».
Еда,одежда, воспитание детей не должны сильно различаться в разных семьях. Вседолжны трудиться под руководством мудрых старцев (в другом месте говорится овыборных должностных лицах).Эти меры приведут к чудесным результатам: никто небудет нуждаться, все будут любить друг друга, исчезнет тяжелый труд, обман,тщеславие. Тогда, говорит Мелье,«не видно было бы на земле несчастныхлюдей, тогда как теперь мы видим их на каждом шагу».
Семейныеотношения также должны измениться, ибо падет великое зло, привнесенноецерковью, — нерасторжимость брака.«Надо, чтобы предоставили одинаковуюсвободу мужчинам и женщинам беспрепятственно сходиться, следуя своему влечению,равно как свободу расходиться и расставаться друг с другом, когда им станет втягость совместная жизнь или когда новое влечение побудит их к заключениюдругого союза».
Позже,в 1793г., когда Конвент проводил дехристианизацию и вводил культ Разума,Анахарсис Клоотс предложил поставить в храме Разума статую первого священника,который отрекся от религиозных заблуждений, — «смелого, великодушного ивеликого Жана Мелье».
Философскиевзгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззренияфранцузских материалистов 18 в.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.rin.ru/