Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

Челябинская Государственная Академия Культурыи Искусств
Культурологический факультет

Контрольная работа по русской литературе
Тема:
Жанр элегии в творчестве Е.Баратынского

Выполнил:
Студентка 2 курса
Кандакова Г.А.
Проверил: Л.Н.Тихомирова
Г. Челябинск – 2008 г.

План
 
1. Жанр элегии:особенности развития
2. Особенностиисторической эпохи
3. Художественныепринципы Баратынского Е.А
4. Особенностипоэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»
5. Значениетворчества
Список литературы

1. Жанрэлегии: особенности развития
Начало XIX века. Это время характеризуетсянаправленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм иотношения к действительности. Именно в это время поэты и писатели стремятсявоплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью,отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания. Именно в этовремя возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, дляхудожественной системы которого главной ценностью является человек и еговнутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.
2. Особенностиисторической эпохи
Е. Баратынского, наряду стакими поэтами, как П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, в истории русскойпоэзии относят к «поэтам пушкинской поры», поэтам, принявшим новую, пушкинскую художественнуюсистему и давшим ей дальнейшее развитие. Пушкинская пора – это пора воплощенияоткрывшейся сложности духовного богатства человека. Человек ощутил себяносителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личногодостоинства воодушевляли человека. Исторические события стали просматриватьсясквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к кореннойперестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый,романтический тип мышления. Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в тупору стала элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустныминастроениями.
Элегия – очень динамичныйжанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того,жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями.Так, в начале XIX века – это преимущественнокладбищенская элегия, в 1810 – 1920-е годы начинает господствовать форма унылойэлегии (В.А. Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая)элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявлятьсякризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания,его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущихпоэтов эпохи, А. Пушкина и е. Баратынского, показало, что элегия еще неисчерпала всех своих возможностей.
Что же нового привнесБаратынский в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Кактворчество данного поэта повлияло на дальнейшее развитие русской поэзии? Вот тевопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. Иименно на эти вопросы мы попытаемся ответить.
3. Художественныепринципы Баратынского Е.А.
Творчество Е.Баратынского – одно из наиболее своеобразных явлений русского романтическогодвижения.
С одной стороны,Баратынский – романтик, поэт нового времени, обнаживший внутреннепротиворечивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека,отразивший в своем творчестве одиночество этого человека. Ведь глубокиеобщественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризисупросветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимосознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которогохарактерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность. Еслидля романтиков не свойственно было критиковать чувства с позиций разума, таккак они возникают непроизвольно и неподвластны разумной воле человека, то, помысли Баратынского, движения человеческой души одухотворены, а следовательно,не только разумны, но и поддаются анализу. В отличие от романтиков, онпредпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которыегибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынскогоне уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезви холоден, а не страстен.
В раннем творчестве, вэлегиях, герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует,размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий,внутреннего смятения:
Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вамдороже,
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже…
(«Приманкой ласковыхречей…»);
Я полон страстною тоской,
Но не! рассудка незабуду…
(«Мне с упоением заметным…»)
Одной из основных тем егоэлегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, ссуровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишьразочарование:
Обман исчез, нет счастья!и со мной
Одна любовь, одноизнеможенье…
(«Сей поцелуй, дарованныйтобой…»)
Герой его поэзии уже неможет тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво инастороженно.
С другой стороны, ещеодной ключевой темой ранней лирики Баратынского можно считать анализ собственнойраздвоенности, противоречивости, колебаний:

С тоской на радость ягляжу,
Не для меня ее сиянье,
И я напрасно упованье
В больной душе моей бужу…
Все мнится: счастлив яошибкой,
И не к лицу веселье мне.
(«Он близок, близок деньсвиданья…»)
В своей лирикеБаратынский склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить освободе выбора и предопределенности. Очень отчетливо звучит в его стихах мысльо том, что способность любить даруется человеку свыше, что Бог наделяетчеловека страстями:
Безумец! Не она, невышняя ли воля
Дарует страсти нам? И неее ли глас
В их гласе слышим мы?..
И именно поэтому ондоходит в своих размышлениях до оправдания Промысла:
О, тягостна для нас
Жизнь, бьющая могучеюволною
И в грани узкиевтесненная судьбою.
(«К чему невольникумечтания свободы?..»)
Таким образом, можносделать вывод о том, что ранняя лирика Е. Баратынского очень личная,психологическая, но в то же время и философская.
Чем же достигается этотсинтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всегоориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюдаи емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают формуафоризмов:
Пусть радости живущимжизнь дарит,
А смерть сама их умеретьнаучит.
(«Череп»)
Невластны в самих себе
И, в молодые наши Леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть,всевидящей судьбе.
(«Признание»)
4. Особенностипоэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»
Рассмотрим особенностихудожественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.
Разуверение
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежнихдней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей немножь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый,больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладкоусыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одноволненье,
А не любовь пробудишь ты.
На первый взгляд мы видимв данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственновсем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:
…больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладкоусыпленье…
Темой элегии становятсяпереживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но приболее близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу.Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине,прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужныего искренние чувства:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей…
Чувств уже нет, это всеголишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказалисьобманом, сном:
И не могу предаться вновь
Раз изменившимсновиденьям!

и лирический герой нежелает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит«увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишьподчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна иистинная любовь:
В душе моей одно волненье
А не любовь пробудишь ты.
«Волненье» вместо любви.Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-тополучувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит»его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать опережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому онназывает себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».
Мы видим, как напротяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом насубеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения –уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалыемечты – одно волненье. Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализсвоих переживаний. Может быть, поэтому неоднократно литературоведами икритиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как быцелостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновениянового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)
Элегия четко делится надве части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит отом, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.), то во второй части(3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этихчувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое»привело (тоска, дремота и т.д.)Прежние чувства важны лишь потому, что их надоуразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть,не «пробудить».
Если обратить внимание насинтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говоритвоодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки,которыми заканчиваются первые два четверостишия. Воспоминания об этих чувствахвызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить илиоправдать свое теперешнее состояние. В третьем четверостишии, которое тожезаканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще неуспокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «другзаботливый» звучит даже саркастично. Но в конце стихотворения мы видим, чтолирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желаетвозвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее.Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в миререальном. И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все жегерой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтомув конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя отом, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущегоанализа собственных переживаний.
Теперь становитсяпонятным и название стихотворения. «Разуверить» — значит лишить уверенности,лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлыеискренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения. И он ставитокончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведетсяот первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Онразуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».
Таким образом, можносказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинногочувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли огибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.
5. Значениетворчества
Подводя итог всем вышесказанному, можно сказать следующее. В уже существующий жанр элегии, как мывыяснили, Баратынский привнес стремление к психологическому раскрытию чувств ифилософичность. Его элегии наполнены не только чувствами и переживаниями героя,но и размышлениями, анализом этих переживаний. Так достигается синтезфилософичности и лиризма. И только так, по мысли Баратынского, можно познать«тревожный век». Он расширил границы жанра, дав ему «новую жизнь».
Именно поэтомуБаратынского считают родоначальником «философской поэзии». Ведь, создавсредствами лирики образ мыслящего, интеллектуального героя, Баратынскийрасширил и границы русской поэзии, углубил ее возможности и дал толчок кпозднейшему (на рубеже XIX-XXвеков) преобразованию языка русскойпоэзии.
Не потеряло своейактуальности творчество Е. Баратынского и в наши дни. Ведь мы живем тоже нарубеже веков, в переломное время, когда происходит переоценка ценностей,меняется взгляд на мир, а этот процесс неизбежно сопровождается определеннымиразочарованиями. Поэтому романтизм в литературе будет жить, хоть и принимаяиные формы. Только, к сожалению, не всем хочется поразмышлять над своимичувствами и переживаниями. И поэзия, которая учит этому, демонстрирует такиепримеры, будет находить своих читателей в любые времена.

Список литературы
1. Баратынский Е.А. Стихотворения.Поэмы. – М., 1982г.
2. Зырянов О.В. Пушкинскаяфеноменология элегического жанра. – СПб, 2001г.
3. История русской поэзии. – Л.,1968г. – т.1.
4. Коровин В.И. Поэты пушкинскойпоры. – М., 1980г.