Жанр интервью в газете "Красное знамя"

Министерствообразования и науки РФ
Федеральное агентствопо образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарскийгосударственный университет»
Исторический факультет
Секция по связям собщественностью
КУРСОВАЯ РАБОТА
Жанринтервью в газете «Красное знамя»
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент С.И.Берневега
Исполнитель:
студент К.Р. Ефименко
Сыктывкар
2009 год

Содержание
Введение
§1. Интервью в теориижурналистики
§2. Интервью какжанровая разновидность диалога
§3. Классификацияинтервью
§4. Формы организацииинтервью
Заключение
Литература

Введение
Интервью является одним из самых востребованных жанров всовременной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х годах. Всеобщаядемократизация общества позволила использовать этот жанр как своеобразный рупоргласности. По своей природе журналистское интервью представляет явление особойсоциальной значимости.
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей непросто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационногопродукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.
Интервью как жанр за время своего существования претерпел рядизменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что взначительной степени определяется социальным контекстом. Это касаетсяматериалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и врегиональных изданиях.
Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том,что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров.Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. Ижурналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью.Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужнопродолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимыжурналистам-практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту,но и любому человеку.
Целью данной работы является исследование интервью как жанра и какметода получения информации. Перед нами стоит задача классифицировать виды интервьюи рассмотреть, опираясь на теорию, журналистскую тактику ведения беседы вгазетно-публицистических текстах.
Материалом для данного исследования послужили примеры из газеты«Красное Знамя». Как всякому независимому изданию в России, «Красномузнамени» порой приходилось трудно — ее публикации не всегда нравилисьотдельным власть имущим, порой приходилось противостоять административномудавлению. Однако «Красное знамя» всегда сохраняло и сохраняетавторитет у жителей Республики Коми. А журналисты газеты неоднократностановились лауреатами.
Республиканская газета «Красное знамя» основана 10 июня 1918 года ипервоначально выходила под названием «Зырянская жизнь». Название газетынеоднократно изменялось, «Красное знамя» — с 1955 года. Выходит 4 раза в неделю:со вторника по пятницу. Еженедельный выпуск газеты носит название «Красноезнамя четверг». На страницах издания присутствуют различные жанры: статьи,комментарии, обозрения, очерковые зарисовки, рассказы, интервью, стихотворения,анекдоты, частные объявления, поздравления, соболезнования.
Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуререспубликанской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в небольшомгороде, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают вгороде (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.)Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому,кто читает газету. И, конечно, информация не должна содержать тех сведений,которые и так известны и старому и малому. Интервью, один из тех жанров,которые сохраняют в газетной публикации эффект подлинности и непринужденности,что так ценят люди. Проанализировав публикации в номерах газеты за 2008 г., мы заметили, что интервью – один из самых популярных в «Красном знамени» жанров.
Ежедневно интервью публикуются в разных формах. Итак, выборка газетыпроизводилась с января по декабрь 2008 года. Всего проанализировано 147интервью газеты «КЗ». На первый план выходят информативные интервью (78%), поформе организации интервью-диалог занимает 71 %, 28% насчитываетсяинтервью-монолога. Четвертое место занимает такая форма интервью как блиц-опроси интервью-сообщение – 27%. Информационные интервью же составляют 24%, портретноеинтервью и интервью-знакомств по 15%, оперативного интервью – 14%,, экспертныхинтервью – 12%, проблемных интервью – 7%, интервью-полилога, интервью-мнения иэксклюзивных интервью зафиксировано 3%, аналитическое интервью всего 0,7 % отобщего количества изученных интервью. Такие виды интервью какинтервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующееинтервью в газете «КЗ» не публикуются.
Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода,а также методов описания.
Работа состоит из Введения, 4 параграфов, Заключения и спискалитературы, насчитывающей 30 единиц.
 

§1. Интервью в теории журналистики
В современных средствах массовой информации жанр интервью являетсяодним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходитинформационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первымвеским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Интервью втеории журналистики рассматривается и как метод (способ сбора информации), икак жанр (форма предъявления информации).
Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественноемнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицированачеловеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. Ввопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы,возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста — сделать интервью интереснымдля всех.
В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющиеобщественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналистаили беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит ссобеседником, комментирует его ответы[1].
Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акткоммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом вситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью полученияинформации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес»[2].
Следовательно, можно говорить о том, что толкование терминаинтервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра,политической ситуации в стране и от многих других лингвистических иэкстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервьюосталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийсяне только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственнымотношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.
В.В. Ворошилов выделяет следующие разновидности интервью:интервью-монолог; интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспектыбеседы, ответы даются в сокращенном виде); интервью-диалог (полный текстбеседы; это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций»или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решениюсоциальных проблем); интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное,а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием еговнешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Такстроится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональностиизложения – используя лирические вставки, выразительные средства журналистики(факты, образы, идеи), образные ресурсы русского языка, кроме содержаниябеседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает ожизни и делах собеседника. Существуют также интервью-мнение (комментарий кпроблеме, событию, факту); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов)[3].
Жанр интервью – это форма получения журналистом определеннойинформации от респондента с помощью вопросов; иными словами – диалог – самоеестественное средство общения.
 
§2. Интервью как жанровая разновидность диалога
Как отмечают исследователи, диалог в интервью выступает не толькокак способ построения газетного текста, но и как способ организации материаловна газетной полосе.
По своему характеру интервью-диалог представляет собойвопросно-ответное взаимодействие, в котором говорящий и слушающий могутпостоянно меняться коммуникативными ролями.
Большой исследовательский материал, посвященный диалогу,свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления. Диалог предстаеткак конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как формасуществования языка, как форма речевого общения. Термин «диалог» используетсятакже для обозначения одного из видов интервью («интервью-диалог»).
Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие егохарактеристики: наличие (минимум) двух участников общения, между которымипроисходит непосредственный обмен высказываниями, единая тема общения; сменаролей «говорящий — слушающий»; непринужденный характер речевой обстановки,одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственныхвысказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика,жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.
Четкую и расширенную трактовку термину диалог дает в своих трудахМ.М. Бахтин. Слово «диалог» и производные от него употребляются в следующихсмыслах: «1) композиционно-речевая форма жизненного выскаывания (разговор двухили нескольких лиц; 2) всякое речевое общение; 3) речевой жанр (диалог бытовой,педагогический, познавательный); 4) вторичный жанр – диалог философский,риторический, художественный; 5) конститутивная черта определенного типа романа(полифонического); 6) жизненно-философско-эстетическая позиция; 7)формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой являетсямонолог»[4].
В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью[5]. Интервью – диалогический жанр. Ктаковым Л. Майданова[6]и С. М. Гуревич[7]относят также беседу и анкету: у них общее назначение и специфический предметотображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях,но и о мнениях людей об этих событиях.
Жанр интервью может отражать и такое общение журналиста синтервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом,цельным рассказом. Этот вид интервью получил название интервью-монолога(подробнее см. §3).
Таким образом, определение значимости отдельных единиц диалогаимеет большое значение для анализа диалога в целом, который, в свою очередь,является исходным принципом организации жанра интервью. Вопрос о соотношениидиалога и монолога важен также с той точки зрения, что является первостепеннымпри определении вида интервью (интервью-диалог, интервью-монолог).
§3. Классификация интервью
Интервью наиболее живой газетный жанр, без которого современныегазеты просто немыслимы. Рубрика «Интервью» всегда подчеркиваетсвежесть, первозданность или особость материала. Многие думают, что этот жанрсамый легкий из всех. Но на самом деле интервью является одним из самых сложныхжанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервьюпредставляется чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чемзадавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, чтодело обстоит намного сложнее. Перед каждым журналистом, будь то профессионалили еще совсем новичок в этом деле, встает вопрос, о чем написать интервью, какорганизовать и провести его, как оформить и какой за основу взять вид интервью?Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – “получить врезультате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречиважные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа дляширокой публики”[8].Еще одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться стекстом беседы[9].Подобная двойная целенаправленность обуславливает стилистические особенностижанра интервью. Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению новоговида интервью – рекламного, основной целью которого становится стремление заставитьчитателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью.
В научной литературе существует множество классификаций видовинтервью, выделяемых на различных основаниях: по функционально-предметномупринципу, по степени стандартизированности, по личностной характеристикеинтервьюируемого, по отношению собеседника к беседе, по степени участияжурналиста в интервью, по количеству собеседников, по типу интервьюера, по типуСМИ, по способу общения. Однако такой спектр жанровых вариаций – примета толькосовременной (начиная с 1980-ых годов) прессы. Например, как отмечает Е.И.Голанова, для 50-ых годов характерна только одна разновидность жанра интервью –интервью-рассказ[10].Постепенное расширение видового разнообразия жанра связано прежде всего сизменениями социального характера, раскрепощением общества. В этом параграфе мыразберем классификацию по некоторым из критериев.
В России исследованием интервью как метода занимаются, в основномжурналисты-практики, например М.И. Шостак[11], М.Н. Ким[12].
Итак, интервью – самый распространенный метод полученияинформации, который применяется журналистами во всех странах мира. Кобщепринятым методам в этой профессиональной деятельности относят не менееважные – наблюдение и работу с документами. «Американские исследователиподсчитали, что интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90% их рабочеговремени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым»источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные приее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств»[13].
Можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведенийна основе классификации М.Н. Кима[14]. В теории журналистики существует различныеклассификации видов интервью. Одна из первых и наиболее полных былапредставлена в книге «Теория и практика советской периодической печати», вышедшейв 1980 году под редакцией В.Д. Пельта. В ней рассматриваются следующие видыинтервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог,интервью-зарисовка, интервью-мнение, форумы и анкеты, пресс-конференция.
А.А. Тертычный в своей работе «Жанры периодической печати»предлагает следующую классификацию: информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ,аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа[15].
А.А. Грабельников различает следующие виды интервью:интервью-диалог, интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-зарисовка,интервью-мнение, анкета[16].
Как видим, классификации видов интервью во многом повторяются.«Непонятно другое: по каким же классификационным признакам были разделены этивиды? Об этом, к сожалению, уважаемые авторы не пишут. Хотя без этого сложноговорить о специфике каждого вида интервью, его основных характеристиках ипризнаках, принципах композиционного построения и многом другом.
В основу классификации видов интервью могут быть положеныследующие характеристики: предмет отображения, целевая установка (функция)беседы, метод отображения. Предмет, функция, метод – три несущих кита, накоторых держится не только жанр интервью, но и другие жанры журналистики» [17].
Классификации интервью по его форме – самые многочисленныев научной литературе, однако исследователи выделяют разное количество икачество интервью. Одна из традиционных классификаций дана в «Справочникежурналиста» Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземского: интервью-диалог,интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета[18]. Эти виды интервью выделяются идругими авторами, поэтому остановимся на них подробнее.
Интервью-диалог – это наиболее распространенный вид интервью,формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между собой.Сходными чертами обладает жанр беседы. Определение места этого жанра вклассификации вызывает затруднения. Так, В.В. Ворошилов выносит этот жанр зарамки интервью, беседа в его системе публицистических жанров равноправна,например, с новостью, заметкой, репортажем и интервью[19]. В книге “Основы творческойдеятельности журналиста” беседа дается как разновидность интервью, наряду сдиалогом, монологом и другими видами, то есть объем ее признаков для авторовотличен от признаков интервью-диалога[20].Мы придерживаемся мнения Б.В. Стрельцова, считающего интервью-беседу синонимоминтервью-диалога[21].Графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему «вопрос-ответ»,вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногда маркируются еще икурсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом. Например: То есть, до конца года есть еще и время, и шансы на оставшиеся 90миллионов?
— Конечно, я к этому и клоню. Мы оказались в курьезном положении,когда денег больше, чем идей, как их потратить.
Текст интервью-монолога формально не расчленен, в началеего дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутыймонолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, чтов процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего,просто автор посчитал излишней разбивку текста на реплики. На страницах газетэтот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, посколькудлинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламныеинтервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее[22]. Пример вопроса в интервью-монологес Александра Шульга, руководителем Торгово-транспортной компании,
— Александр Николаевич, начало новогогода, по традиции время проводить итоги, строить планы на будущее…
Далее идет разбивка текста на фрагменты:
Болезнь роста
Бизнес-ланч для слесаря
Все проблемы решаемы
Расправьте крылья!
(КЗ 08.02.2008)
По свое предметной ориентации жанр интервью всегда нацеленна отображение определенного мнения людей о тех или иных событиях, явлениях итенденциях жизни. Подобного рода мнение может быть выяснено через обращение котдельному человеку, а может быть взято у совокупности людей. Отсюда и возниклитакие виды интервью как коллективное интервью, когда на один и тот же вопросотвечают несколько человек.
Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличиеавторских комментариев, отступлений и так далее: «Интервью-зарисовка даетжурналисту возможность не только задавать вопросы, но и высказывать своемнение, комментировать факты, о которых идет речь, рассказывать об обстановке,в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника,несколькими штрихами создавать его портрет»[23].
Такой вид интервью, как анкета, также можно отнести кколлективному виду интервью. Анкета представляет собой массовый вид интервью,это «своеобразная заочная беседа» [24] с читателями, социологический опрос, отражающий общественноемнение по какому-либо вопросу. В последнее время в газетах появился и другойвид анкеты, публикуемый обычно вместе с “нормальным” интервью в качествесправочной информации и выделяемый в отдельный блок-врезку[25].
Целевая установка беседы и метод отображения во многом определяютжанровое разнообразие интервью. Например, подготавливая информационноеинтервью, журналист ориентирует своего собеседника на выражение мнения поповоду того, что, где, когда и как произошло, то в этом случае ему придетсяподготавливать аналитическое интервью. Если в беседе со своим интервьюеромжурналист нацелен не только на живой обмен мнениями, не только на выяснениечужой точки зрения, но и на отстаивание собственной, то в этом случаесостоявшаяся беседа может быть отражена в интервью-диалоге, или даже в такомновом подвиде, как интервью-стенограмма. Если целью беседы является выяснениесамых сокровенных мыслей собеседника, то возникают такие подвиды интервью, какинтервью-монолог, интервью-мнение, интервью «поток сознания» и т.д.
Итак, В.В. Ворошилов и А.А. Грабельников в качестве вида интервьювыделяют интервью-мнение. Это “развернутый комментарий компетентного лица ксобытию, факту, проблеме”[26].Обычно такие интервью даются под одной шапкой с основным материалом:аналитической статьей, репортажем – однако, формально не входят в егоструктуру.
Некоторые авторы[27]называют еще одну разновидность изучаемого жанра – интервью-сообщение. В нем ответыизлагаются в сокращенном виде либо пересказываются журналистом. Эта формаинтервью близка к отчету, поэтому выделение ее в отдельный вид весьма спорно.
Анонимность опроса повлияла на возникновение такого подвида, какинтервью-аноним. Но большое доверие у читателей вызывают такие виды интервью, вкоторых респондент не пытается спрятаться за неким коллективным мнением илимаской. К такого рода интервью можно отнести: экспертный опрос,пресс-конференция.
Классификация интервью в системе жанров —
Информационное интервью —
Цель такого интервью – познакомить читателей (слушателей,зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Этоинтервью отличается краткими вопросами и ответами. Интервью получитсяинформационным, если и в ответах собеседника акцент будет сделан на вопросах:что? где? когда? В том случае, когда автор ставит перед собой цель лишьпроинформировать читателя о предмете авторского интереса, но непроанализировать этот предмет, можно говорить, что он создает информационныйматериал[28].Например,
— Что происходит в дальнейшем с теми, кто прошел центр?
— Тут схема, в основном одна: реабилитировался у нас, устроился наработу, зажил более или менее счастливо, и бац! – опять сорвался, начал пить ипотерял семью. Многие наши клиенты так и живут «по кругу», мы их давно знаем. Ипомогаем, потому что всегда видно, когда человек хочет начать жизнь сначала.
(КЗ 10.12. 2008)
Детализирующее интервью —
Это интервью является переходным вариантом между информационным ианалитическим интервью. В отличие от информационного интервью, здесь даетсябольше деталей и есть попытки со стороны автора заглянуть в сущность какого-тоявления[29].
Аналитическое интервью –
Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступковконкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и ихвозможных последствиях для общества и т.д. Аналитическое интервью обычно, крометого, что несет в себе сообщение о факте, содержит и анализ этого факта,отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д.«Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своимивопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет самоинтервьюируемое лицо. С этой целью вопросы формируются таким образом, что онитребуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса,ситуации»[30].Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы,он должен задавать направление анализа, а ответы собеседника должны бытьнасыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматьсяэкономическая или политическая проблема, но также это может быть портретноеинтервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества[31].
Взависимости от целей Мария Лукина выделяет следующие виды интервью как методаполучения сведений, во многом схожую с классификацией, предложенную М. Кимом:
Информационное интервью — наиболееходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жесткихвременных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами.Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительногоотношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан. Квыезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времениготовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследованииситуации и её причинно-следственных связей чаще полагается на своюнаблюдательность.
Оперативное интервью —разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. Популярнуюформу таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. Характернаяособенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов какможно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разныхсоциальных групп.
Интервью-расследование проводитсяс целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предметрасследования может быть сложен и противоречив. Самым важным звеном являютсяздесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколькоперсонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому изних должен быть найден индивидуальный подход.
Интервью-портрет, или персональноеинтервью, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно дляподготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными,близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут идетали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, чтоформирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю[32].
М.Н. Ким выделяет еще несколько разновидностей портретногоинтервью:
·         Событийное портретное интервью, основанное на каком-либо факте илиэпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информированиеобщественности о тех или иных деяниях или действиях человека;
·         Биографическое портретное интервью, основной задачей которогоявляется создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимыхфактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на егосудьбу; по своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокогопроникновения во внутренний мир героя;
·         Юбилейное портретное интервью, поводом для написания которогоявляется празднование юбилея известных людей.
·         Политическое портретное интервью, основанное на признаниях ивысказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий ивзглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры[33]
Спецификареализации информации как в зачине, так и в интервью в целом зависит от цели ипредмета интервью: либо это социально-психологический портрет личности, либоанализ актуального события, общественной проблемы через призму мненияинтервьюируемого.
Например:
ЖурналисткаЛюбовь Воробей в российской печати – одна из самых редких «птиц». Едва линайдется в провинции еще один газетчик, который взял бы столько эксклюзивных интервьюу Михаила Горбачева, в бытность его генсеком КПСС, у Президента России БорисаЕльцина, у предсовмина СССР Николая Рыжкова. А ведь кроме многочисленныхинтервью с ними, в блокноте у Любы есть записи бесед с Валентином Павловым,Егором Гайдаром, Григорием Явлинским, Владимиром Жириновским, АлександромЛебедем. Всех просто не перечесть.
(КЗ11.01.08)
Содержаниепортретного интервью, представленного в газете «Красное знамя», направлено,прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Решению этойзадачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которойпроходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковыхсредств.
Какправило, первостепенной причиной написания текста портретного интервью являетсяследующая: реализация определенного события, связанного с жизнью герояинтервью. При этом логическая схема интервью в данном издании характеризуетсяформулой «человек и его дело». В «Красном знамени» портретное интервьютрадиционно публикуется в рубриках «Гость номера», «Люди и судьбы», «Отечествасыны», «Из первых уст», «Актуально».
Креативное (эксклюзивное) интервью чащеназывают беседой, диалогом. журналист не просто оказывается посредником впередаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником впроцеcce совместного творчества. Результатом же творческого партнерстваявляется информационный продукт в близком к художественным жанре, который взависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе,документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п.[34] Если представленное в газетеинтервью эксклюзивное (креативное), то журналист, как правило, на этоуказывает. Качественное прилагательное интервью выступает в качествеопределения, например:
«Красному знамени» в эксклюзивном интервью рассказал генеральныйдиректор акционерного общества «КТК» Эдуард Борисенков.
(КЗ 08.11.08)
По возвращении в Сыктывкар председатель Парламента РК поделиласьсвоими мыслями по этой теме в эксклюзивном интервью «Красному знамени».
Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые – это «гости» издания,то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать, например:
В 90-й день рождения «Красного знамени» гость номера у нас самыйнеобычный. В этой роли сегодня выступает главный редактор газеты ЕвгенийГорчаков. (КЗ 11.06.08)
Темы бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемогои связанным с ним каким-либо событием, например, юбилеем.
По признаку предмета разговора
Информативные интервью —
Главный предмет беседы – новые факты. Интерес к личностисобеседника предельно ослаблен. Второй вариант информативного интервью – опросочевидцев и участников: когда это было? Иногда подается в виде интервью сэлементами репортажа.
Проблемные интервью —
“Главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источниковмнений”[35].Проблемное интервью — едва ли не самый сложный вид из всех видов интервью.Интервьюер должен заранее продумать основные тезисы беседы, свои вопросы исуждения, а также – возможные контраргументы собеседников, их реакцию на своивопросы и свою – на их ответы. Интервью этого вида может отражать диалогединомышленников, но чаще оно критической направленности. Например,
— Кстати, о дорогах. Расходы эти весьма затратные. Приходится лирассчитывать на поддержку центра?
— По линии федеральной целевой программы «Модернизациятранспортной системы России» нашей республике планируется выделить 200миллионов рублей на развитие дорог общего пользования.
— А сколько это от потребности?
— Не считаю правильным в бюджетном процессе пользоваться такимпонятием. Потребность у всех разная. Для одного «Лада» — предел мечтаний, акому-то и шестисотый «Мерседес не в радость».
— Я имела ввиду существование нормативов.
— Нет их! Хотя, не спорю, они упростили бы работу над бюджетом.
(КЗ 18.10.2008)
Экспертные интервью –
Главная особенность экспертного интервью — то, что респондентявляется опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагаетполучение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнениеформальной анкеты. Мнение авторитетного человека – самое важное. Экспертывыступают в качестве специалистов, которые в отличие от других людей знают специфическиестороны изучаемого явления. Опрос экспертов имеет свои особенности, отличающиеего от массовых опросов. Он никогда не может быть анонимным или, например,содержать вопросы «ловушки». Для проведения опроса интервьюер должен обладатьдостаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию,используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования.Важно сохранять деликатность и вежливость. Необходимо акцентировать внимание наважности для исследования мнения каждого эксперта, тогда как в массовых опросахреспондентам сообщают, что все полученные данные будут подвергнуты общейстатистической обработке.
Интервью- «знакомства»
Они делятся, в свою очередь, на:
·         Портретные, цель которых –– создать эмоционально-психологическийпортрет собеседника. Для журналиста требуется продемонстрировать читателю какможно больше выявленных сведений о человеке, подчеркнуть вопросы, нацеленные нараскрытие характера собеседника и ответы, особенно показательные в этом плане.Главный стимул – неординарная личность, человек, интересный всем.
·         Разоблачающие (с «антигероем»). Здесьнужны вопросы, помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание напротиворечиях. Для таких интервью характерна направленность. Журналиступриходится преодолевать недомолвки, умалчивания, бороться с искажением фактовсобеседника. Нужно суметь подобрать вопрос не грубый по форме, но позволяющийэпатировать собеседника, вынудить заговорить своим языком.
·         «Звездные» интервью (предметом является личность собеседника,обычно знаменитости). Наиболее игровое из всех интервью. Его определяют как«словесное фехтование» или «сценку» В основном оно служит поддержкой имиджа, ноздесь возможна демонстрация настоящего лица, выглядывающего из-под маски.Следует уделять внимание «значимым мелочам», любопытным деталям биографии[36].
Предмет беседы тесно связан с логической схемой текста интервью,“Особенностью логической схемы интервью является возможность наличия в ней двухсмысловых центров”[37].По этому признаку можно выделить два типа интервью: интервью с одним смысловымцентром и интервью с двумя смысловыми центрами.
К первому типу относятся интервью-портреты, в которыхпредметом речи является человек. Здесь все направлено на раскрытие личностиинтервьюируемого. В интервью журналист и его собеседник чаще всего известныеширокой публике личности, окруженные ореолом знаменитости, их жизнь достаточноизвестна, поэтому целью интервью становится извлечение неожиданного факта,новой информации, а не внутренний мир героя.
Интервью, в которых у собеседника берутся сведения, но незатрагивается личность собеседника также относятся к интервью с одним тематическимцентром. К этому типу относятся информационные, экспертные и проблемныеинтервью. Как отмечает Л.М. Майданова, материал, полученный в ходе беседы,может быть оформлен не только в жанре интервью, но и стать, например, проблемнойстатьей[38].
Второй тип логической схемы интервью, содержащей двасмысловых центра – собеседник и предмет разговора — может быть выражен формулой“дело и человек в деле”[39].Журналисту в данном случае важно не только получить определенную информацию,ему интересен и сам собеседник, соотношение его личности и предмета разговора.Таким образом “сухое” собирание фактов обогащается эмоционально, фактыприобретают “личностные” черты, личность интервьюируемого иллюстрируетсяфактами.
От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью.Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которыхимпровизированная беседа[40].
Интервью со свободной композицией отличается тем, чтовопросы в нем можно переставлять, так как они едины лишь своей широкойтематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора. К такомутипу интервью принадлежат, например, тексты под рубрикой «Прямая линия», гдечитатели задают различные вопросы по телефону, которые потом формируютсяжурналистом в тематические блоки.
Композиция импровизированного интервью представляет собойсовершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором “вопроспорождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановкавопросно-ответных единств невозможна”[41].Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, рольжурналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующейтемы.
На практике чаще встречается тип композиции интервью,представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами. Обычно интервьюеримеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседыдобавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное(типа “А не покажете на конкретном примере?”). При этом исходные, основныевопросы, “коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста – ответов,делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легкообозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас оследующей)”[42].Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие,включаются авторские комментарии и так далее.
В зависимости от особенностей композиции, формы выраженияинтервью, выделяются несколько основных его видов.
Итак, развитие жанра интервью привело к появлению различных типов,отраженных в разнообразных классификациях. Анализ этих классификаций черезпризму жанрообразующих признаков, «таких, как наличие авторского начала, цельсообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…»[43], позволяет выявить особенности жанраи его видовые образования.
Жанровое многообразие интервью определяется не по какому-нибудьодному признаку, а по всей их совокупности. Но тем не менее у жанра интервьюесть свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения в интервьювсегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления;во-вторых, по функциональной заданности это должна быть беседа (при этомколичество собеседников и их представленность не имеют значение); в-третьих, пометодам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистскихжанров: к информационным, к анлитическим и художественно-публицистическим.Именно из этих жанровых характеристиках объясняется все жанровое многообразиеинтервью. 
§4. Формы организации интервью
Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях,которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чащеинтервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся ужетрадиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы,брифинги). Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой,которая является своего рода посредником в передаче информации потребителю. М.Лукина[44]выделяет следующие виды интервью по форме его организации:
Пресс-конференция
Это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречус персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте.Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство илиспециально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре.Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам сцелью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.
Надо иметь в виду, что многие пресс-конференции являются частьюспланированных PR-акций, цель которых — выставить в положительном светеопределенного человека или событие. Это, конечно же, ставит под сомнениедоверительность отношений между участниками информационного обмена. Искушенныежурналисты считают, что «главное, не дать человеку покинуть помещение» и чторади того, чтобы задать вопрос, «придется встать между ним и дверью»[45]. В журналистской практике известны ислучаи, когда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию, вступали внегласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том численелицеприятные, вопросы[46].
В связи с развитием PR-технологий и распространением их методовпочти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частьюинформационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-тодаже рутинным делом.
Выход к прессе
Фактически малая форма пресс-конференции для информированияжурналистов об итогах прошедшего мероприятия, инициатором которого являетсяньюсмейкер. Оно, как правило, заранее не планируется, что отличается от предыдущего.
Брифинги
Это плановое мероприятие, которое проводится с регулярнойпериодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельностиорганизации или компании.
Сложным форматом интервью является «круглый стол», когда навопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемыхперемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа “вопрос –ответ1 – ответ2”. Однако возможен и такой вариант, когда на интересующийжурналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются;формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельныхблоков. «Круглый стол» подразумевает серьезность анализа затрагиваемых проблем,поэтому к участию в нем приглашаются в основном эксперты.
Интервью по телефону
Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью являетсяфактор времени. Интервью по телефону — рабочая процедура для подготовкипубликаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполнесамостоятельный формат. Во время телефонного интервью журналист не можетполностью контролировать ситуацию.
Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета-электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот видорганизации интервью, естественно, превосходит уже рассмотренные: собеседникудален, и с ним, как правило, нет визуального контакта. Однако имеется рядпреимуществ, например экономия времени и средств, ведь с помощью глобальнойкомпьютерной сети можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении.Этот вид интервью оказывается и весьма эффективным. Потому что есть времяпродумать вопросы, да и собеседник более сосредоточен за компьютером и лучшеформулирует ответы.  
Заключение
Анализ разновидностей интервью в «Красном Знамени» позволяетсделать следующие выводы:
1.        Жанр интервью в газете представлен следующими видами:информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личностисобеседника предельно ослаблен), портретные (предметом беседы являетсяинтервьюируемый), экспертные (самое важное мнение авторитетного человека) ипроблемные (позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения имнение интервьюируемого) интервью.
2.        Значительное место в газете занимает информационное интервью, впроцентном соотношении его количество составляет 24% от общего количестваизученных текстов. Вторую позицию занимает портретное интервью (15%).Зафиксировано также оперативное интервью (14%). Наиболее употребляемым видоминтервью на страницах газеты «Красное знамя» является информативное интервью –около 78% процентов.
3.        Графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему«вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногдамаркируются еще и курсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом.
4.        Для интервью-диалога, представленного на страницах газеты «Красноезнамя», характерна традиционная трехчастная композиция: зачин — основнаячасть-концовка.
5.        Содержание портретного интервью, представленного в газете «Красноезнамя», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мираинтервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность,непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь,определяет выбор тех или иных языковых средств.
6.        Информативное интервью является самым популярным видом интервью,употребляемым на страницах данной газеты. В силу жестких временных стандартовэто интервью отличается весьма динамичными темпами ведения беседы. Собеседниктут только «источник» — высказавшийся человек. Главный предмет обсуждения –новые факты. Диалог в данном случае – средство доступной подачи информации[47].
7.        Иногда в «Красном знамени» интервьюируемые – это «гости» издания,то есть те, кто встречается с журналистом с целью побеседовать. Темы бесед, какправило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным с ним каким-либособытием, например, юбилеем.
8.        Стоит отметить, что позиционирование газеты как «независимой» неявляется значимым при определении круга тем публикаций в интервью газете.Журналисты независимы, но только среди тех, которые так или иначе связаны сличностью интервьюируемого.
Литература
1.      Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2.      Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.
3.      Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб., 2006. С. 145.
4.      Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С.219-220.
5.      Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня(коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня. М.,2000. С. 254.
6.      Голанова Е.И… Публичный диалог: коммуникативный узус и новыежанровые разновидности. М., 2001. С. 251.
7.      ГуревичС.М. Номер газеты. М., 2002.
8.      ДедовА. Пособие для начинающих журналистов. al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm.
9.      ДунаеваВ. Пособие для начинающих журналистов.http//www.iatp.md./youthpress/chapter2.htm.
10.   ЕреминаЛ.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста// Стилистикарусского языка. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С.166.
11.    Ким М.Н. От замысла к воплощению: технология подготовкижурналистского произведения. СПб., 1999.
12.    Ким М.Н. Новостная журналистика. СПб., 2006. С. 241-245.
13.    Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров// Основы творческойдеятельности журналиста. СПб., 2000.
14.    Лазутина Г.В. Журналистское познание мира// Основы творческойдеятельности журналиста. СПб., 2006.
15.    Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.8; 21-24.
16.    Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск,1987. С. 59.
17.    Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельностижурналиста. СПб., 2006.
18.    Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.www.newsman.tsu.ru/library/main/the_universal_journalist/.
19.    Савчук О.С. Об эволюции в системе жанров современной русскойгазеты// Русский язык: Исторические судьбы и современность. М., 2001.
20.    Смелкова З.С., Ассуирова, Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А.Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.
21.    Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.
22.    Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологическийподход. М., 1998. С. 56, 76, 208.
23.    Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 81-85;107-114.
24.    Тищенко В.А. Интервью в газете: Теория и практика развития жанра.М., 1980.
25.    Туманов Д.В. Творим золотым пером: мастер-класс для начинающихжурналистов. Казань., 2000.
26.   Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф,1998. С.58-59.
27.   Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализациикоммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единицязыка. Днепропетровск, 1989. С. 98.
28.   Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи. М., 1957. С.115-116
29.    Якубинский Л.П. О диалогической речи. М., 1986. С. 17-58.