Жанровое своеобразие шекспировских пьес

Жанровое своеобразие и сюжетные источники шекспировских пьес» Выполнена: студенткой I курса факультета Ф и Ж 5 группы Мустафаевой Т.Д. Проверил: Малащенко В.В. Калининград 2007г . Содержание Введение 3 Исторические хроники 4 «Генрих V» 5 Комедии 7 «Укрощение строптивой» 8 Трагедии 10 «Гамлет» 11 «Зимняя сказка» 13

Заключение 15 Библиография 16 Введение …То, что прежде всего неизменно владеет великим духом Шекспира, это реальный мир… Великой основой его произведений являются правда и сама жизнь, потому-то все им написанное и кажется таким подлинным и сильным… И. В. Гёте Шекспир – яркий представитель эпохи английского Возрождения, расцвет которого приходится на конец XVI – начало

XVII, когда в других западноевропейских странах уже зарождался закат гуманизма. Это фигура с противоречивой, не ясной до сих пор биографией. Шекспир прожил 52 года (1564-1616гг.). В возрасте около двадцати лет, он поселился в Лондоне, стал актером и начал писать пьесы, снискавшие ему мировую славу. Шекспир создал неисчерпаемые по своей тематике и проблематике произведения.

Творчество Шекспира отличается своей многогранностью. В пьесах он создал не только социальные характеры своей эпохи, но и состояние общественной среды. Источники драматургии Шекспира разнообразны. Для создания пьес он часто обращался к наследию античности, к искусству итальянского Возрождения и к трудам своих предшественников. Его творческое наследие состоит из 37 пьес, нескольких поэм, стихотворных циклов и сборника сонетов.

Цель данной работы – выявить жанровое своеобразие произведений Шекспира и источники их сюжетов. Задачи – проанализировать жанровое своеобразие на примере пьес: «Генрих V», «Укрощение строптивой», «Гамлет», «Зимняя сказка». Исторические хроники Свой творческий путь писателя, Шекспир начал с создания исторических сюжетов. Из всего творческого наследия
Шекспира- это 37 пьес, 10 из них посвящены истории его страны. «Шекспировские хроники – художественный жанр, характерный для эпохи, среди других открытий отмеченной «открытием времени», началом исторического мышления Нового времени, его понимания жизни как естественного процесса, который протекает в историческом времени». Шекспир не был создателем драматического жанра хроники. С середины XVII века в Англии появляется ряд сочинений посвященных ее историческому прошлому.

Это было вызвано следующими причинами причинами: на протяжении всего пятнадцатого столетия Англия страдала от войн и междоусобной борьбы феодалов, в последние годы пятнадцатого века установилась внутренняя монархия, воцарилась мирная внутриполитическая обстановка и появилось сознание единства страны. Именно патриотический подъем поспособствовал растущему интересу к прошлому страны. Решив создать исторические пьесы, Шекспир использовал доступные ему материалы, рассказывающие о прошлом

Англии. Главным источником для него были «Хроники» Холишенда. В те времена еще не существовало строгого закона об авторских правах, и пьесы создавались, в основном, не для печати, а для сценических постановок. До того как Шекспир написал о короле Генри IV и его сыне Гарри, существовала пьеса «Славные победы Генри V» неизвестного автора.

В «исторических хрониках» Шекспир освещает события с народных, патриотических позиций. Здесь дана масштабная картина создания централизованного государства, поисков пути к национальному единству. Шекспир создает образы монархов, движимых, как и феодалы, эгоистическими личными интересами, игнорирующих народные нужды. Шекспир следует традиции античной драмы – он наделяет своих персонажей возвышенными речами, способностью говорить возвышенно, не так, как в повседневной жизни.
Характерными в исторических пьесах Шекспира являются словесные поединки между соперниками. Шекспир создал широкую панораму жизни феодальной Англии, где нашлось место представителям всех классов и сословий, начиная с монарха и кончая простым землепашцем. Феодальному произволу он противопоставляет принцип разумной власти. Идеальный монарх Шекспира – Генрих V. Ведь именно ему удалось прекратить междоусобные войны и объединить

страну. «Генрих V» «Четвертая пьеса второй шекспировской исторической тетралогии была занесена в Регистр Гильдии книгопечатников и издателей 4 августа 1600 г. Пьеса была переиздана в 1602 и 1619 гг. Оригинальный текст Шекспира впервые появился на сцене в театре “Гудменз-Филдз” в 1735 г. и впоследствии часто ставился в лондонских театрах.

Основным ее источником являются “Хроники” Холиншеда.» Сюжет “Генриха V” практически не содержит ничего драматического. В его основе лежат воинские победы Генриха V. Это патриотическая пьеса, которая прославляет монархию и воинскую доблесть англичан. Генрих V отличается от предыдущих пьес и по стилю, и по композиции. Действие целиком сосредоточено на короле, который выступает как справедливый и разумный монарх. «”

Генрих V” – произведение странное по сочетанию несомненного мастерства и сравнительной пустоты содержания. Даже самые безоговорочные поклонники Шекспира вынуждены признать, что это произведение стоит в ряду тех, которые меньше всего говорят о величии Шекспира». Здесь нет изображения борьбы между феодалами. Основной конфликт заключен между двумя странами –

Англией и Францией. В 1337 году возникла война между этими странами, получившая название Столетней. При Генри V Англия добилась победы в битве при Азинкуре, в 1415 году. Этот эпизод был взят Шекспиром за основу пьесы. Изображая враждующие страны, Шекспир отдает предпочтение своим соотечественникам. Французских правителей и полководцев он описывает зло и с сарказмом, он называет их бездарностями и
хвастунами, однако, он меняет свой тон на более миролюбивый в завершении пьесы. Шекспир не был во всем исторически точен. Зачастую он сближал некоторые события, длившиеся несколько месяцев или лет, опускал некоторые факты, и даже допускал домыслы. Характеры исторических деятелей он делал более выразительными, наделяя их резкими чертами Шекспир изображает монарха, как человека, который понимает свой народ, в котором нет типичного царственного

высокомерия и который умеет жить в мире со своим народом. У Шекспира судьба государства и народа зависят не от божественной воли, а от человеческой. Люди сами определяют свою судьбу, свою историю самостоятельно без управления свыше. Шекспир идеализирует Генриха V, но и при жизни многие черты идеала действительно были ему присущи. . Комедии Практически все комедии Шекспира были написаны в первый период его творчества – с 1592 по 1600

годы. Для этого периода характерным было оптимистическое мироощущение и вера в торжество гуманного начала. В это время создаются такие комедии, как «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Много шуму из ничего», «Двенадцатая ночь», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Как вам это понравится», «Виндзорские насмешницы», «Конец — делу венец». В эпоху Шекспира под комедией понималась пьеса, способная повеселить зрителя, доставить ему радость

и имеющая счастливый конец. В сюжете же сочетались комические ситуации, с трагическими событиями. Но драматурга в не меньшей степени, чем комизм ситуации, интересуют характеры героев. Комедии Шекспира — это, прежде всего, комедии характеров. Среди действующих лиц комедий главное место принадлежит героиням. Именно они ведут интригу, смело защищают свое право самим решать свою судьбу.
Комедии Шекспира отличаются непринужденностью развития действия, живостью диалога, истинно народным юмором. При этом в них ставятся серьезные общественные проблемы. Комедии утверждают право человека на счастье, выступают за раскрытие всех возможностей человеческой личности. Ощутима здесь также и социальная критика: Шекспир подвергает осмеянию испорченность и пустоту дворянства, скудоумие буржуазии и корыстолюбие

духовенства. Но в целом атмосфера комедий говорит об оптимизме Шекспира, о его вере в благополучное разрешение противоречий. «Укрощение строптивой» Комедия “Укрощение строптивой” была написана Шекспиром в 15(93?) г но впервые она вышла в свет только после его смерти – в 1623году. По поводу источников этой комедии до сих пор есть нерешенные споры.

В 1594 г. была издана анонимная пьеса – “Забавно придуманная история, именуемая – укрощение одной строптивицы”. Все в анонимной пьесе – персонажи с их характерами, даже в основном “мораль” пьесы – соответствует шекспировской комедии. Существуют лишь небольшие расхождения. У анонима действие происходит не в Падуе, а в Афинах; все имена персонажей другие: главный герой зовется Феррандо, героиня всегда сокращенно Кет; у нее не одна, а две сестры –

Эмилия и Филена, к каждой из которых сватается какой-нибудь один юноша, тогда как у Шекспира выведена одна сестра, имеющая нескольких поклонников; тайного брака у анонима нет, и вся развязка неясна. Чередование эпизодов и развитие действия в обеих пьесах одинаковы, и в некоторых местах одна из них прямо копирует другую. Тем не менее, сам текст различен, и на всю пьесу приходятся лишь шесть строк, в точности совпадающих. Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда
он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. В «Укрощении строптивой» Шекспир проявил тонкое понимание человеческой природы. Среди комментаторов этой пьесы существуют противоречия по поводу ее морали. Одни пытались видеть в пьесе защиту средневекового принципа безусловного подчинения женщины мужчине,

другие рассматривали ее просто как шутку, лишенную идейного содержания. Из всех персонажей пьесы лишь трое представляют собой яркие, хорошо разработанные характеры: это Катарина и Петруччо, и Бьянка. Герой комедии Петруччо – типичный человек нового времени, смелый, свободный от предрассудков, полный сил. Он жаждет борьбы, успеха, богатства, и встречает достойную противницу в лице Катарины. Катарина, усмиренная своим умным женихом

Петруччо, превратилась в идеальную по благонравию жену. Двуличие чопорной Бьянки противопоставлено искренности строптивой Катарины. В финале пьесы, когда происходит своеобразное испытание жен, оказывается, что Бьянка , раньше кроткая по натуре, превратилась в сварливую капризницу, тогда как сама Катарина стала воплощением кротости и приветливости.

Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям. Все остальные герои пьесы – условные фигуры, шаблонные гротески. Этому соответствует фарсовый характер действия: всевозможные проделки, потасовки, сплошной хохот, без лиризма, нежных, идеальных чувств, которые есть в почти одновременной, фарсовой “Комедии ошибок”. Шекспир разделяет общепринятое в его эпоху мнение, что мужу должно принадлежать
главенство в семье. Но в то же время показом богатства натуры Катарины он подчеркивает гуманистическую мысль о внутренней равноценности женщины и мужчины. Трагедии Во второй период творчества (1601-1608гг.) Шекспир, сознание которого было потрясено крахом гуманистических мечтаний, создает наиболее глубокие произведения, вскрывающие противоречия эпохи. Вера

Шекспира в жизнь подвергается серьезным испытаниям, у него растут пессимистические настроения. К этому периоду относятся известнейшие трагедии Шекспира: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Его трагедии обращаются к таким существенным проблемам Возрождения, как свобода личности и свобода чувств, право выбора, которое приходится завоевывать в борьбе с взглядами феодального общества. Сущность трагизма у

Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал – гуманистических чувств, то есть чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. «Подобно своему герою, резко очерченной личности со своим особым, личным характером целого, нелегко формируемой «внутренней формой», поэтически подобающей лишь предмету(теме, сюжету) данной пьесы, его духу. Трагедиям Шекспира поэтому чужда заведомо заданная внешняя структура.» 

Трагедии Шекспира – социальные трагедии. В отличие от его комедий (где герой руководствуется своими чувствами), герой здесь поступает согласно кодексу чести, согласно человеческому достоинству.  В шекспировских трагедиях прошлое героя совершенно неизвестно или известно лишь в общих чертах, оно не является определяющим фактором в судьбе героя(например, Гамлет, Отелло).  Основой концепции шекспировских трагедий служит понимание человека как
создателя, творца собственной судьбы. Такая концепция была характерной для литературы и искусства эпохи Возрождения. «Гамлет» Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром в 1601г в начале второго периода его творчества и во время кризиса Ренессанса – когда был сожжен на костре Джордано Бруно, запрятан в тюрьму великий ученый Галилео Галилей, сожжен Жаном Кальвином гуманист и ученый, открывший малый круг кровообращения

Михаил Сервет, началась охота на ведьм. Шекспир запечатлел трагическое разочарование в людей в силе и благе разума. Этот разум он воспел в лице своего героя – Гамлета. Сюжет трагедии заимствован из древней легенды, записанной в XIII веке датским историком Саксоном Грамматиком. Предполагают, что Шекспир использовал также утраченную ныне пьесу Томаса

Кида «Гамлет», шедшую в Лондоне в 80-х годах XVI века и посвященную теме сыновьей мести за убийство отца. Однако все это не умаляет самобытности произведения Шекспира и созданных им характеров. Старинный сюжет насыщен у драматурга общественным и философским содержанием. «Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением

в положении или умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.» Гамлет – человек недюжинных способностей, смелый, эрудированный, способный к философскому
анализу действительности. Он жил так, как жили все молодые люди его круга. У него был отец, которого он уважал и мать, которую он любил. Ему свойственно возвышенное представление о назначении человека, его душа преисполнена жажды чистоты и благородства в человеческих отношениях. Смерть отца служит поворотным пунктом в сознании героя – его взору открывается мир со всем его трагизмом и злом.

К убийству отца Гамлет относится не только как к личной утрате, он понимает, что источник этого преступления – в преступном характере общества. Королевский двор с его порочностью воплощает для него всю систему мирового зла. В этой трагедии Шекспира волнует проблема столкновения гуманной личности сообществом и судьба самого гуманизма в антигуманном мире. Знаменит гамлетовский вопрос: «Быть иди не быть – вот в чем вопрос?». Его волнует вопрос как вести себя по отношению ко вселенскому злу.

В своем монологе он говорит со всем человечеством. Есть два пути – смириться со злом как неизбежным элементом бытия, уступить ему или, презрев все опасности, выступить в борьбу со злом. Гамлет избрал второй путь. Но он все время откладывает свершение мести, так как она ничем не может поспособствовать переделке мира и всего человечества. Это обстоятельство приводит героя к глубокой меланхолии.

В “Гамлете” раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей Пьеса Шекспира – энциклопедия мудрости. В каждой ее строке открывается ум и знание жизни. Наставления Полония Лаэрту, отъезжающему во Францию – это наставления для всех людей и всех времен, им следовать должен не только аристократ по рождению, но и аристократ по духу.
Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Создавая различные стороны действительности, Шекспир не утрачивает веру в торжество добра и справедливости. Именно поэтому Гамлет обращается к своему другу Горацио с просьбой рассказать людям его историю, чтобы последующие поколения сумели разобраться в причинах его слабости и его трагедии. Это придает трагедии Шекспира значение произведения, актуального во все времена. «Зимняя сказка»

Трагикомедия Шекспира была впервые опубликована в 1623г. Сохранились также сведения о спектакле при дворе, который состоялся 5 ноября 1611г. Пьеса быстро снискала успех у публики. «Источником сюжета послужил прозаический роман Роберта Грина “Пандосто, или Торжество Времени” (1588). Книга была переиздана в 1607 году под названием “Дораст и

Фавния”. Гриновский Пандосто – это Леонт у Шекспира, а Дораст и Фавния – Флоризель и Утрата. Автолик, Паулина, Антигон – образы, не имеющие параллели у Грина.» «Зимняя сказка»- это прежде всего философская пьеса о зле, затаившееся в душе человека и погубившем свое счастье, и счастье тех, кого любил. Она изобилует невероятными, сказочными событиями, которые достаточно тяжело соотнести с реальной действительностью.

Например, это мнимая смерть Гермионы, которая скрывалась шестнадцать лет от ревнивого мужа, чудесное спасение их дочери Утраты и т.д. Центральная тема пьесы – ревность. Можно провести параллель между «Зимней сказкой» и трагедией Шекспира «Отелло». Однако, Леонт – не Отелло, натура Яго у него в душе, он истинный ревнивец, человек, не верящий никому и ничему, кроме голоса своей темной

страсти. Даже когда сам оракул вещает, что Гермиона невинна, он слепо следует своему убеждению, подозревает Гермиону в неверности и желает смерти ей и ее ребенку. Сознание своего могущества придает ему уверенность даже тогда, когда все свидетельствует в пользу невиновности Гермионы. Леонтом в данном случае, в отличие от Отелло( которым руководит забвение), руководит иллюзия об оскорбленной чести. Позже он осознает свою ошибку, расплачивается за нее душевными муками и ,в конечном
итоге, боготворит Гермиону, преклоняется перед ней. И в этом его отличие от других персонажей произведений Шекспира, которые никогда не раскаивались в содеянном зле. Таким образом доброе начало одерживает победу над злым, которое коренится в душе героя. Верность, честность, нравственная чистота оказались сильнее зла.

Утверждение добра также воплощено в Паулине – жене одного из придворных, в ней нет придворной чопорности, жеманства или угодничества. Ее отличает прямота, она смело говорит правду Леонту. Такой же честностью отличается и советник короля Камилло. Но содержание пьесы составляет не одна только этическая проблема.В пьесе обнаруживается также и социальный мотив – это отрицание сословных различий.

Принц Флоризель влюбляется в сельскую девушку Утрату. Во имя любви он забывает и отвергает все сословые различия. Он скорее откажется от своего будущего царства, чем от счастья с Утратой, и, натолкнувшись на сопротивление отца, бежит с девушкой из страны. Шекспир утверждает идею человечности, силы чувств, ломающих сословные различия.

В “Зимней сказке” также присутствует тема времени, здесь оно оказывается могущественной целительной силой. В пьесе нет временной последовательности. После третьего акта действие обрывается и в четвертом акте возобновляется шестнадцать лет спустя. Речь идет о том, что прошло время, а время способно творить все: оно испытывает всех, принося радость и горе, добро и зло, оно может ниспровергнуть закон и в час единый утвердить или разрушить обычай. Вся пьеса Шекспира пронизана духом народности.

Злой король и добрые бедные люди, помогающие обиженным – это типичные образы народных сказок. И у Шекспира добро и счастье приходят от тех, кто живет не по законам власти и силы, а согласно морали верности и любви. Заключение Творчество Шекспира многообразно, каждая его драма, комедия, трагедия уникальна, так как охватывает помимо проблем современности, психологический аспект личности. На миросозерцание драматурга влияли события и политические перемены.
Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества в целом. Основной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество

Шекспира. Создавая свои произведения, Шекспир зачастую находился во власти литературного наследия своих предшественников, однако обращение к нему послужило лишь формой для произведений, которые он наделил абсолютно новым, глубоким содержанием. Правда чувств – вот главный эстетический принцип Шекспира. Никакой ложной фальши, никакой ложной патетики, поэтому так впечатляет все то, что вышло из под его пера. Библиография Художественные тексты: 1.

Шекспир У. Гамлет: трагедия. – М.; Дет. лит 1982. 2. Шекспир У. Собрание сочинений. – М.;1957. 3. Шекспир У. Исторические хроники. – М 1987. Научно-критическая литература: 1. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Худ. Лит 1971 2. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. –

М.; 1974. 3. Аникст А.А. Творчество Шекспира. – М.; 1963. 4. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М.; 1975. 5. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир: очерк творчества. – М.; 1978. 6. Смирнов А.А.Шекспир. Л.; М 1963. Справочная литература 1. Шекспировская энциклопедия . – М Радуга, 2002.