Железнодорожное право как специальная отрасль права

Содержание
 
Введение
Глава 1 Предмет, методы и источники железнодорожногоправа
§ 1 Понятие и предмет железнодорожного права
§ 2 Методы железнодорожного транспортно-правовогорегулирования
§ 3 Источники железнодорожного права
Глава 2 Система железнодорожного законодательства
§ 1 Железнодорожное право и железнодорожное законодательство
§ 2 Железнодорожное законодательство: его системаи структура
Заключение
Список источников и литературы
 

Введение
 
Транспорт является связующим звеном экономики страны,обслуживающим общественное производство, распределение и обмен. От регулярной,четкой транспортной работы предприятий, своевременной перевозки грузов ипассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли т. д. Деятельностьтранспорта регулируются нормами транспортного права.
Транспортное право является комплексной отраслью российскогоправа. Транспортное право — «есть совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения, которые возникают в связи с организацией идеятельностью транспортных предприятий. Эти нормы определяют отношения междутранспортными компаниями и их клиентами, которые пользуются транспортнымиуслугами, а так же между транспортными предприятиями как одного, так разных ивидов транспорта». [1]
Нормы транспортного права регулируют преимущественноотношения возникающие между транспортными предприятиями и их клиентурой поперевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся многообразием и сложностью,и поэтому изучение их важно в практической деятельности.
В этих взаимоотношениях (перевозчика клиентуры) имеется рядмоментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видамтранспорта. К ним относятся:
— заключение долгосрочных договоров;
— подача транспортных средств;
— ответственность за невыполнение обязательств;
— тарифы;
— предъявление претензий и исков и т.д.
Один из видов транспорта — железнодорожный транспорт, ажелезнодорожное право — специальная отрасль транспортного права, котораяучитывает специфику, оформление транспортных документов, порядок лицензированиятранспортной деятельности и т.д. на железных дорогах.
На современном этапе развития российского государства роль железнодорожноготранспорта сохраняет свое основополагающее значение. Учитывая территориальнуюпротяженность Российской Федерации, нахождение на значительных расстоянияхэнергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, вопрос повышенияэффективности функционирования железнодорожного транспорта России находится всфере пристального внимания российских политиков, предпринимателей и законодателей.
Оптимизация деятельности российской системы железных дорогневозможна без разработки соответствующего комплекса нормативных правовыхактов, всесторонне учитывающих особенности железнодорожной сферы деятельности, безвыработки современной концепции российского железнодорожного права, котораяотражала бы его сущность, специфику, место в системе права России и форму еговыражения в системе российского законодательства, а также роль и действиегражданско-правовых начал в системе категорий железнодорожного права. Следовательно,тема нашей работы является актуальной.
Объект исследования: железнодорожное право.
Предмет: понятие, предмет, система железнодорожного права.
Цель: раскрыть особенности железнодорожного права как специальнойотрасли права.
Задачи:
1) определить предмет железнодорожного права;
2) выявить особенности и структуру его системы.
 

Глава 1 Предмет, методы иисточники железнодорожного права
§ 1 Понятие и предметжелезнодорожного права
В настоящее время федеральным органом управления транспортомявляется Министерство транспорта РФ (Минтранс РФ), осуществляющее своюдеятельность на основании Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г.№ 1038 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РоссийскойФедерации» (с изменениями от 18 сентября 2001 г., 29 ноября 2002 г., 18января 2003 г.).
Министерство транспорта Российской Федерации и еготерриториальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии сфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а такжеорганизациями и объединениями, в том числе общественными.
В структуру Министерства транспорта РФ входит Федеральноеагентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), образованное в соответствиис Указом Президента РФ от 09 марта 2004 года №314.
Росжелдор осуществляет функции по оказанию государственныхуслуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительныефункции в сфере железно- дорожного транспорта.
Министерство транспорта Российской Федерации и Росжелдорруководствуются в своей деятельности нормами различных отраслей права РФ, в томчисле нормами транспортного права и его специальной подотрасли — железнодорожного права.[2]
Для определения предмета железнодорожного права необходимовыявить спектр отношений, регулируемых этим правом.
В ст.1 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, чтоон регулирует отношения, возникающие между пассажирами, перевозчиками,грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями),владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, железнодорожных путейнеобщего и общего пользования, другими физическими и юридическими лицами, иустанавливает их права, обязанности и ответственность. Таким образом,специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте являетсяоказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.
Железнодорожное право регламентирует отношения, связанные сжелезнодорожными перевозками. Поэтому предмет железнодорожного права — общественные отношения между железными дорогами и клиентурой, возникающие приоказании услуг с использованием железных дорог для осуществления перевозочногопроцесса.[3]
Железнодорожное право представляет совокупность правовыхнорм, регулирующих отношения в области деятельности железных дорог. Эти нормыформируются в составе нормативно — правовых актов специального транспортногозаконодательства и входят в состав нормативно — правовых актов фундаментальныхотраслей права.
Предмет железнодорожного права, это то, на что непосредственнонаправлено отраслевое регулирование, т.е.:
— оказание услуг и выполнение работ по перевозке железнымидорогами пассажиров и различных грузов, багажа и грузобагажа, почты, как вкоммерческих, так и некоммерческих целях;
— выполнение различных иных функций с использованиемжелезнодорожного транспорта;
— эксплуатация железнодорожных путей сообщения, техническоеобслуживание и ремонт железнодорожных транспортных средств. [4]
§ 2 Методыжелезнодорожного транспортно-правового регулирования
Метод правового регулирования — «способ воздействияюридических норм на общественные отношения».[5] Методы правового регулирования свойственны толькогосударству в лице его органов; касаются лишь юридических норм, ихдейственность обеспечивается государственным принуждением. Выделяютимперативный и диспозитивный методы правового регулирования.
Императивный метод — это способ властного воздействия научастника общественных отношений, урегулированных нормами железнодорожногоправа (например — установление железнодорожным законодательством различногорода ограничений, запретов со стороны государства).
Диспозитивный метод — способ регулирования отношений междуучастниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Включаетдозволение, предоставление определенных прав, предоставление возможности выборасвоего поведения.[6]
Поскольку железнодорожное право специальная отрасльтранспортного права, являющегося комплексной отраслью, то ему присущи вопределенной степени оба метода.

§3 Источники железнодорожного права
Под источником железнодорожного права понимают обычно «туюридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельностьгосударства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной дляисполнения». [7]
В составе железнодорожного законодательства различаютследующие основные источники права: законы, указы Президента РоссийскойФедерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права такжеотносятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного СудаРоссийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законамзанимает Конституция Российской Федерации — Основной Закон нашего государства.Конституция является источником железнодорожного права, выступая в качествеюридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы,имеющие непосредственное отношение к железнодорожному транспорту.
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управлениефедеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Этоположение является основополагающим при правовом регулировании деятельноститранспорта. [8]
Важный источник железнодорожного права — это Гражданскийкодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40)нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозкигрузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подачетранспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика,претензиях и исках и т.д.
Источником железнодорожного права являются Федеральный законот 10.01.2003 N17-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «О железнодорожном транспорте в РоссийскойФедерации» и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003г. (УЖТ). Особенностью УЖТ является то, что основные положения в нёмрегулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации(гл. 40).
К числу источников железнодорожного права относятся указыПрезидента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретныесферы железнодорожно — транспортных отношений. Например, Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшемразвитии железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Источниками железнодорожного права являются также подзаконныеакты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряженияПравительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила,исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 «Огосударственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в1992 году,» постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерацииот 1 марта 1993 г. N 184*(22) «О мерах по обеспечению сохранности перевозимыхгрузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте».[9]
Министерству транспорта Российской Федерации предоставленоправо согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательныедля исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими втранспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы,инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера,по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.
К источникам железнодорожного права следует отнести такжеобычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся ишироко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством,независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано впечати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретномуделу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданскогокодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи деловогооборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношенияположением законодательства или договору, не принимаются.
Источниками железнодорожного права следует считать такжепостановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и ВысшегоАрбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики икоторым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам повопросам применения действующего транспортного законодательства прирассмотрении судебных споров. [10]
Примером может служить постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 «О некоторыхвопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действиеТранспортного устава железных дорог Российской Федерации», в которомПленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам напрактике отдельные положения Транспортного устава железных дорог РоссийскойФедерации 1998 г., постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 25 января 2001 г. N 1 «О некоторых вопросах практики примененияТранспортного устава железных дорог Российской Федерации» 1998 г.[11]
Таким образом, предмет железнодорожного права — общественные отношения между железными дорогами и клиентурой, возникающие приоказании услуг с использованием железных дорог для осуществления перевозочногопроцесса. Железнодорожное право — специальная отрасль транспортного права,являющегося комплексной отраслью, то ему присущи и диспозитивный и императивныйметоды правового регулирования.
 

Глава 2 Системажелезнодорожного законодательства
§ 1 Железнодорожное правои железнодорожное законодательство
Железнодорожное право и железнодорожное законодательство — понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первоепредставляет собой совокупность норм права, то второе — это совокупностьнормативных актов. Нельзя смешивать систему права с системой законодательства,хотя следует стремиться к тому, чтобы система законодательства отражала системуправа.[12]
Систему нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие железнодорожныетранспортные отношения, называют железнодорожным законодательством.[13] Железнодорожномузаконодательству присущи определенные особенности, которые складывались как подвоздействием объективных условий, так и в результате субъективных представленийзаконодателя о целесообразности принятия тех или иных решений в областиправового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем железнодорожноезаконодательство Российской Федерации, как и транспортное законодательство вцелом, вобрало в себя все основные положения транспортного законодательстваСоюза ССР. Это касается определения договора перевозки груза и пассажиров,положений, связанных с ответственностью за неподачу транспортных средств,утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, регулированияотношений при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. При сравнениидействующего железнодорожного законодательства Российской Федерации с ранеедействующим законодательством Союза ССР наблюдается определеннаяпреемственность основных положений, регулирующих отношения на железнодорожномтранспорте. Это, безусловно, оказывает определенное влияние на изучениедействующего железнодорожного законодательства. [14]
Анализируя законодательство о железнодорожном транспорте,следует отметить следующие присущие ему особенности.
1. Транспортное законодательство в целом, и железнодорожноезаконодательство, как его часть, является наиболее кодифицированным массивом вроссийском законодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуюттранспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношениймежду перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется,развивается динамично, с учетом развития экономики страны. Особенно четко этоможно проследить на примере развития законодательства о железнодорожныхперевозках (на анализе уставов железных дорог). За период с 1920 г. донастоящего времени было принято восемь уставов железных дорог, и если в первомУставе железных дорог 1920 г. было всего 47 статей, то Устав железных дорог1922 г. состоял из 76 статей и более подробно регулировал взаимоотношениягрузоотправителей (грузополучателей) и железной дороги, а Устав железных дорог1927 г. содержал 128 статей и конкретизировал те положения, которые былизаложены в Уставе железных дорог 1922 г. В нем более подробно регламентировалсяпорядок предъявления претензий к железной дороге, указывалось, какие именнодокументы прилагаются к претензии (этого не было в прежних уставах), подробнорассматривался вопрос об исковой давности. [15]
Уставом железных дорог 1935 г. регламентировался еще болееширокий круг вопросов. В нем имелся раздел, в котором подробно регулировалисьвопросы планирования перевозок грузов, уточнялось, какие документы могут бытьпредставлены в качестве основания для предъявления претензии.
Наиболее подробно взаимоотношения перевозчика игрузоотправителей (грузополучателей) регулировались Уставом железных дорог 1954г. В отличие от предыдущих уставов, он регулировал прямые смешанные перевозкигрузов с участием других видов транспорта; специальный раздел был посвященжелезнодорожным подъездным путям необщего пользования. Устав более четко иконкретно регулировал вопросы, которые не получили полного отражения впредыдущих уставах (он состоял из 228 статей).[16]
Эта тенденция сохранилась и в Уставе железных дорог 1964 г.,который четко регулировал взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей)с железной дорогой. Устав включал в себя целый ряд вопросов, которых не было вранее действующих уставах (например, о порядке восполнения недогруза), в то жевремя объем его несколько сократился (он состоял из 179 статей), что былодостигнуто за счет более четких и конкретных формулировок. [17]
Транспортный устав железных дорог 1998 г. отразил в своемсодержании переход государства к рыночной экономике. В Уставе (он состоял из148 статей), исходя из рыночных отношений, не предусматривалось государственноепланирование перевозок грузов. В нем было установлено, что перевозки грузов пожелезным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей,что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. По сравнению с ранеедействующим Уставом новым здесь являлось введение почасовой платы запользование вагонами, контейнерами за время нахождения их у грузоотправителей,грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам,зависящим от последних. В ТУЖД 1998 г. были включены диспозитивные нормы,дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозкирешать вопросы по взаимной договоренности, что создало основу для развитияравноправных партнерских отношений. Так, например, железные дороги игрузоотправители получили возможность заключать долгосрочные договоры оборганизации перевозок грузов, при отсутствии у грузополучателей возможности дляпромывки вагонов эту работу проводит железная дорога в соответствии сзаключенным договором. В то же время основные положения, связанные с договоромперевозки грузов и пассажиров, подачей транспортных средств, ответственностьюза нарушение обязательств, и другие остались неизменными, что свидетельствуетоб определенной стабильности в отношениях, регулирующих железнодорожныеперевозки.[18]
Устав железнодорожного транспорта (2003 г.) впервые за всюисторию подготовки подобных документов отразил в своем содержании, чтоинфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себяжелезнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожныестанции, устройства электроснабжении, сети связи, системы сигнализации,централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управлениядвижением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания,строения, сооружения, устройства и оборудование, может находиться всобственности юридических лиц или индивидуального предпринимателя. В Уставе(состоящем из 130 статей) весьма подробно регулируются отношения перевозчиков иклиентуры железнодорожного транспорта, по всем положениям перевозочногопроцесса особо подчеркивается, что доступ перевозчиков к услугам инфраструктурыжелезнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии сПравилами о недискриминационном доступе. Более подробно регулируются отношения,связанные с подачей заявки, четко определены основания, по которым заявкагрузоотправителя не может быть удовлетворена. Впервые действие Уставараспространяется на владельцев железнодорожных путей необщего пользования. В тоже время основные положения, связанные с подачей транспортных средств,заключением договора перевозки, ответственностью сторон за ненадлежащееисполнение своих обязательств, остались такими же, как и в предыдущемТранспортном уставе железных дорог. [19]
2. В транспортном законодательстве в целом, и вжелезнодорожном законодательстве, как его части, отражается особенностьдоговоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры:это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушениедоговорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортнымпредприятиям, и т.д. Так, в российском законодательстве до сих пор действуютпринятые еще первыми уставами и кодексами правила об ограниченнойответственности транспортных предприятий перед клиентурой за нарушение условийдоговора. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации впределах срока исковой давности.
3. В транспортном (в том числе железнодорожном),законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства,действует большое количество императивных норм, правила которых не могут бытьзаменены каким-либо иным условием. Особенно четко это прослеживается прианализе законодательства о железнодорожном транспорте (например, ст. 11, 18,20, 33, 120 УЖТ).
4. На транспортное (в том числе и железнодорожное) законодательствовесьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта,причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннеезаконодательство находит отражение в законодательстве, регулирующеммеждународное перевозки.
Нормы транспортных конвенций подлежат обязательномуприменению в процессе функционирования международного транспорта, вовзаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию.

§ 2 Железнодорожное законодательство:его система и структура
Система законодательства может быть подразделена нагоризонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальныесвязи между элементами системы железнодорожного законодательства, обычнопроизводные от характера взаимосвязей между составными частями предметарегулирования. Для вертикальной же структуры железнодорожного законодательствахарактерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — повертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениямсубординации.[20]
По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную ивертикальную структуры системы железнодорожного законодательства, делятся накодификационно — комплексные и простые. К кодификационно — комплексным актамотносятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественныеотношения, что предполагает использование двух или нескольких юридическихметодов. Примером таких актов является железнодорожный устав.
Простыми являются такие акты, которые не противоречаткодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.
Например, такими актами на железнодорожном транспортеявляются Правила перевозок грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте, которыеуточняют и конкретизируют положения, закрепленные в УЖТ.
В основе горизонтальной структуры железнодорожногозаконодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большимразнообразием по содержанию и форме. В эту систему входят законодательные актысамого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы ПрезидентаРоссийской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а такжеакты о транспорте в целом и непосредственно о железнодорожном транспорте.[21]
Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодексРоссийской Федерации, гл. 40 которого посвящена перевозке грузов и пассажиров.В статьях 784-800 ГК РФ регулируются положения, являющиеся общими для всехвидов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросыответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа;порядок предъявления претензий и исков и т.д.[22]
В систему указанных актов входят также УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ,так как в ходе железнодорожной транспортной деятельности возможныправонарушения — совокупное понятие, охватывающее уголовные преступления,предусмотренные Главой 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения иэксплуатации транспорта», гражданско — правовые деликты и собственноадминистративные правонарушения, предусмотренные Главой 11 КоАП. Выделяют такжедисциплинарные проступки — нарушение требований и норм устава и инструкций.
Регулируются данные правонарушения в зависимости от своего характерасоответствующими виду правонарушения законодательными актами — КоАП, УК, ТК,ГК.
Каждый вид правонарушения вызывает свой вид ответственности:уголовную ответственность (лишение свободы, лишение специальных прав, штрафы ипр.), дисциплинарную ответственность (согласно ТК — выговоры и пр.),административную ответственность (штрафы и пр.), гражданско — правовуюответственность (обязанность возместить ущерб ) и т. д.
Так, статья 263 УК РФ предусматривает уголовнуюответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатациижелезнодорожного транспорта; статья 266 — за недоброкачественный ремонттранспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями;статья 267 — за приведение в негодность транспортных средств или путейсообщения; статья 268 — за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работутранспорта.[23]
КоАП во многом дублирует данные составы правонарушений,предусматривающие административную ответственность; есть правда исамостоятельные составы — например, безбилетный проезд.
В систему актов данной структуры входят также постановлениеВерховного Совета РСФСР от 3 октября 1990 г. «О неотложных мерах поулучшению обеспеченности транспортом общего пользования РСФСР», УказПрезидента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 750 «Огосударственном обязательном страховании пассажиров»; Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 15 марта 1996 г. N 382 «Осовершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом вРоссийской Федерации» (с изменениями от 9 июля 1997 г.); постановлениеПравительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 «Огосударственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в1992 году;» постановление Совета Министров — Правительства РоссийскойФедерации от 1 марта 1993 г. N 184 «О мерах по обеспечению сохранности перевозимыхгрузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте».
Особенностью этих актов является то, что в них регулируютсяположения, касающиеся всех видов транспорта.[24]
В системе горизонтальной структуры законодательства следуетвыделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы железнодорожноготранспорта. Оно состоит из актов об управлении Федеральным агентствомжелезнодорожного транспорта (Росжелдор) его компетенции, структуре. В этусистему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не толькогражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следуетотнести Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.
Каково же соотношение этих кодификационных актов сГражданским кодексом Российской Федерации?
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законодательствомрегулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественныеотношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим вопределенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортныхактов, в частности, для УЖТ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что Гражданский кодекс — отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Устав железнодорожноготранспорта — кодификационный акт комплексного характера, содержащий не толькогражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. [25]
В основе вертикальной структуры системы железнодорожногозаконодательства как специальной отрасли транспортного права лежитиерархическое построение его нормативных актов.
Федеральное транспортное законодательство представляет собойединую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составнымиэлементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всехвидах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным СобраниемРоссийской Федерации, Президентом Российской Федерации, ПравительствомРоссийской Федерации.
Во главе отдельных системных образований транспортногозаконодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы икодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частныевопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя ипринимаются и утверждаются одним и тем же органом. Особенно четко это можнопроследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующихотношения на железнодорожном транспорте. [26]
Основным актом в системе законодательства на железнодорожномтранспорте является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации,который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров,ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортногозаконодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы невсе вопросы и его дополняет целый ряд нормативных актов. Это, в частности,постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 «Об утвержденииПоложения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации», постановление Совета Министров — Правительства РоссийскойФедерации от 23 июля 1993 г. N 716 «О неотложных мерах по обеспечению устойчивойработы железнодорожного транспорта Российской Федерации в 1993 году „(сизменениями от 6 мая 1994 г. и от 4 сентября 1995 г.), постановлениеПравительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 833 “О повышениибезопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации»,постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 338 «О реализациимер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации», Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшемразвитии железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановлениеПравительства Российской Федерации от 15 мая 1998 г. N 448 «О концепцииструктурной реформы федерального железнодорожного транспорта»,постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N 507 «Осовершенствовании государственной политики на федеральном железнодорожном транспорте»,постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1029 «О Правилахисчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборовна федеральном железнодорожном транспорте», постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 224 «Осовершенствовании регулирования тарифов на электроэнергию, потребляемуюжелезнодорожным транспортом», постановление Правительства РоссийскойФедерации от 18 мая 2001 г. N 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожномтранспорте», постановление Правительства Российской Федерации от 23декабря 2002 г. N 917 «Об утверждении Правил предоставления исключительныхтарифов на грузовые железнодорожные перевозки и другие акты. [27]
Всего в настоящее время на железнодорожном транспортедействует целый ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, невошедшие в УЖТ РФ или регулируемые им недостаточно полно. Причем принимаемыеакты, как правило, не противоречат Уставу железнодорожного транспорта.
Особое место в законодательстве о железнодорожном транспортезанимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров,а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд и другиеведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов былавызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируютотношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов иотношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правилаоказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы. Правилаперевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видовгрузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре исоставления актов в случае неисправной перевозки грузов.[28]
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров состоят изпяти разделов. Они детально регулируют порядок перевозок пассажиров и багажа,ручной клади, порядок контроля при перевозках, всякого рода доплаты и т.д.
Следует обратить внимание на одну особенность, присущуюПравилам перевозки грузов, которые будут разрабатываться и действовать на всехвидах транспорта. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от13 августа 1997 г. N 1009, все разрабатываемые на различных видах транспорта Правилаперевозок грузов должны после их утверждения соответствующим транспортнымведомством пройти обязательную государственную регистрацию в Министерствеюстиции. Указанный порядок обеспечит законные интересы клиентуры транспортныхпредприятий, т.к. представленные на государственную регистрацию правовые акты(в данном случае Правила и другие ведомственные акты, издаваемые транспортнымиведомствами) проходят юридическую экспертизу на предмет соответствия ихположений законодательству Российской Федерации. Кроме того, прошедшиегосударственную регистрацию нормативные ведомственные акты должны бытьобязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, атакже зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, невлекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могутслужить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Вдействующем с 2003 г. УЖТ РФ такой порядок введения в действие Правил перевозокуже закреплен. Кроме того, Уставом предусмотрена (ст. 3) разработка Правилоказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажадля личных (бытовых) нужд. Особо подчеркивается, что эти Правила утверждаютсяПравительством Российской Федерации.[29]
Столь высокий уровень утверждения Правил предусмотрен ст. 38Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 „О защите прав потребителей“, причем всоответствии с п. 2 ст. 1 этого Закона Правительству Российской Федерациизапрещается делегировать предоставленное ему право на принятие нормативныхактов, регулирующих отношения с участием потребителей, другим органамисполнительной власти.
Правила перевозки и другие нормативные акты, а такжеизменения и дополнения, вносимые в них в установленном порядке, публикуются всборниках правил перевозок и тарифов, которые издаются транспортнымиведомствами.
Таким образом, транспортное законодательство в целом, ижелезнодорожное законодательство, как его часть, является наиболеекодифицированным массивом в российском законодательстве.
В транспортном законодательстве в целом, и в железнодорожномзаконодательстве, как его части, отражается особенность договоров, заключаемыхтранспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченнаяответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств,и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т.д.
В транспортном (в том числе железнодорожном),законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданскогозаконодательства, действует большое количество императивных норм, правилакоторых не могут быть заменены каким-либо иным условием.
На транспортное (в том числе и железнодорожное) законодательствовесьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта,причем это влияние носит взаимный характер.
В горизонтальную структкру системы нормативных актовжелезнодорожного права входят законодательные акты самого высокого уровня:законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации,постановления Правительства Российской Федерации, а также акты о транспорте вцелом и непосредственно о железнодорожном транспорте.
Вертикальную структуру системы нормативных актов нажелезнодорожном транспорте возглавляет УЖТ; далее следуют, находясь с ним вотношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органомгосударственного управления, и, наконец, ведомственные акты.

Заключение
 
Отличительной чертой железнодорожного права как специальнойотрасли транспортного права является то, что оно включает в себявластно-организационные отношения, регулируемые административным правом, иимущественные отношения, регулируемые гражданским кодексом.
В данном случае нельзя говорить о наличии самостоятельнойотрасли права. Имущественные взаимоотношения в связи с деятельностью железнодорожныхпредприятий подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейшийраздел железнодорожного права договор — перевозки представляет собой институтгражданского права. Железнодорожное право определяется предметом и методом,характерным в большинстве примеров гражданского, административного, трудовогозаконодательства и не отражает единых особенностей, характерных только длятранспортного права в целом, и железнодорожного, в частности.
Предмет железнодорожного права представляет собой комплексразнородных по своей правовой природе, преимущественно гражданско-правовых,общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности железнодорожноготранспорта, направленных прямо или косвенно на эффективную и качественнуюреализацию железнодорожным транспортом его функций и нуждающихся в силу своихособенностей в специальном правовом регулировании. При этом в указанномкомплексе имущественные отношения в сфере деятельности железнодорожноготранспорта (гражданско-правовые по своей природе) являются определяющими, посколькубез указанных отношений нет, и не может быть реализации железнодорожнымтранспортом экономической функции обмена, которая совершается вгражданско-правовых формах. Вместе с тем публично-правовые отношения такжеявляются предметом железнодорожного права, поскольку транспортная деятельностьжелезных дорог, в силу своей общественной опасности и высокой значимости длягосударства и общества, нуждается в особом контроле со стороны государства ипублично-правовом регулировании. Однако эти отношения выполняют рольвспомогательных по отношению к гражданско-правовым.
 

Списокисточников и литературы
 
Источники
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1от 30 ноября 1994 г. № 51 — ФЗ; Ч.2 от 26 янв. 1996 г. №146 ФЗ. 14 — ФЗ; Ч.3от26 нояб. 2001 г. №
3.Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от30 дек. 2001 г. № 195 ФЗ.
4.Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от08.11.2007) „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ .
6.Указ Президента Российской Федерации от 16 мая1996 г. N732 „О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации“.
7. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 25 августа 1992 г. N 621 „Об утверждении Положения о дисциплине работниковжелезнодорожного транспорта Российской Федерации“.
8.Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 29 октября 1992 г. N 833 „О повышении безопасности движения нажелезнодорожном транспорте Российской Федерации“.
9. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 21 марта 1998 г. N 338 „О реализации мер по совершенствованию структурыжелезнодорожного транспорта Российской Федерации“.
10. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 15 мая 1998 г. N 448 „О концепции структурной реформы федеральногожелезнодорожного транспорта“.
11. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 26 июня 1998 г. N 507 „О совершенствовании государственной политики нафедеральном железнодорожном транспорте“.
12. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 3 сентября 1998 г. N 1029 „О Правилах исчисления ставок платы за пользованиевагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожномтранспорте“.
13. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 26 февраля 1999 г. N 224 „О совершенствовании регулирования тарифов наэлектроэнергию, потребляемую железнодорожным транспортом“.
14.Постановления Правительства РФ от 30 декабря2000 г. № 1038 „Об утверждении Положения о Министерстве транспортаРоссийской Федерации“ (с изменениями от 18 сентября 2001 г., 29 ноября2002 г., 18 января 2003 г.).
15. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 18 мая 2001 г. N 384 „О Программе структурной реформы на железнодорожномтранспорте“.
16. Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 23 декабря 2002 г. N 917 „Об утверждении Правил предоставленияисключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки».
17.Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации 2003 г. (УЖТ).
Литература
18.Гречуха. В.Н. Транспортное право РФ. Ч.1. М.:МГИУ, 2007.
19. Егиазаров В.А. Транспортное право. М.:Юстицинформ, 2007.
20.Николишин Р.В. Гражданско-правовоерегулирование отношений в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом:дис.… канд юрид. наук. M., 2008.
21. Новиков В.М. Транспортное право(железнодорожный транспорт). М., 2008.
22. Стрельникова И.А. Отношения, составляющиепредмет транспортного права // Сборник научных статей «Экономика, управление,культура» / Под ред. Л.Д. Абрамовой. Вып.14.4.2. М.: ГУУ, 2007.
23.Стрельникова И.А. Соотношение транспортногоправа и транспортного законодательства // Право и государство: теория ипрактика. 2008. №8.
24. Стрельникова И.А. Система российскоготранспортного права и ее особенности // Сборник материалов 13-й Международнойнаучно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2008».
25.Стрельникова И.А. Гражданско-правовые началатранспортного права России // Сборник научных статей «Экономика, управление,культура» / под ред. Л.Д. Абрамовой. Вып. 16. М.: ГУУ, 2009.
26. Чаатаев А.Р. Договор об оказании услуг поиспользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации:дис.… канд. юрид. наук. M., 2009.