Живая этика о школе и школьном воспитании

Баныкин Николай Павлович
Вовторое семилетие жизни ребенка, совпадающее со школьным периодом жизни,происходит переориентация сознания на текущее воплощение. К четырнадцати годамдух уже отрывается от прошлых существований и переключается на решение задачтекущего воплощения. К этому времени заканчивается в основном формированиеличности. Поэтому школа должна дать не только образование, но и, что ещеважнее, дать воспитание.
1.«Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное,так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но тем неменее, почти ничего не делается в этом направлении». (П., 1, С. 157)
«Вобиходе слово воспитание приняло самое уродливое ограничение… Почти никто незадумывается, что воспитание, прежде всего, касается внутренней сущностичеловека, всего его характера и есть внесение основ Этики в детское сознание свозможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае, преподается этика кулачныхбойцов». (П.)
2.В чем заключается задача учителя и какими качествами он должен обладать, чтобывыполнить ее?
Задачаучителя — распознать способности ученика и открыть перед ним путь.
«Учениебудет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Толькораспознавание способностей позволит справедливо относиться к будущимработникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, какдруг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо вшколах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, большебесед, столько радости в приложении своих сил. Малые любят работу»больших”. (Об., 1О5)
Учительдолжен обладать многими качествами, но самые необходимые среди них — терпение итерпимость.
«Учитель,не оборвавший нетерпимости, не может складывать будущее. Учение дается длябудущего. Невозможно продвигать дух, не складывая совершенствования. Так можнозанять сознание слушателей, но нужнее пробудить движение вперед. Не запрещаетучитель читать различные книги. Каждый боящийся будет ограничивать, но водительзовет к широкому познанию. Он не удержит от добра во всяком его виде. Этащедрость духа необходима. Тот, кто не хочет даже выслушать, уже опасаетсячего-то. Так огненное условие требует широких врат и скорейших крыльев».(М. О., 56О)
«Счастьеучителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогутэтому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть,чтобы одно приближение его уже передавалось огненно. Трудна такая повседневнаязадача, но люди испытываются именно на повседневности, которая будет сестроюБеспредельности». (Бр., 471)
3.Школа должна дать учащимся самое широкое, неограниченное мировоззрение, пониманиеприроды вещей, законов бытия Космоса и человека.
«Учитедетей понимать значение мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы иглубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, чтовся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царствприроды, зависит от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих отвеликих Жизнедателей великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих.Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще нерастлено саморазрушительным сомнением. И кроме того, сейчас столько наглядныхопытов над лучами, постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие итворчество. Даже самый обычный пример фотографической фильмы, воспринимающейсложные сцены, но которая, не будучи проявлена химическим способом, не дает нами намека о них на ровной, незапятнанной поверхности, будет для них убедителен.Так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже черезсильнейшие телескопы, звезды или, наконец, очертания, часто очень ясные,невидимых присутствий около нас. Необходимо всеми мерами внедрить понятие обокружающем нас тонком мире и уничтожить ужас смерти и прикасания с этим миром.Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земнойсферы, н может открыть нам возможности и красоты неизреченные». (П., 1, С.157-158)
«Природавещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна бытьпрекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственностьмиров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будетпротиворечить такому изложению основ, напротив, религия будет помогать в своихдревнейших намеках. Предмет природы вещей будет преддверием понимания ЖивойЭтики. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и все прочиекачества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком иОгненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят обИерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежние знания. Понятие Богаво всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее неостанется отвлеченностью и сольется со всем Бытием… Нужно, чтобы школыприняли всю привлекательность, которая представляет Бытие, во всем величии».(М. О., 2, 188)
ВеликийУчитель говорит: «Хочу, чтобы Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы детипомнили о Друзьях, посвятивших себя Общине Мира». (Об., 178)
“… нужнос детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пустьнаша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из ОСТАНОВОКНА ВЕЛИКОМ ПУТИ в Беспредельность. Нужно, как можно раньше осознать свое местов Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса.Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит громна дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшнуюзависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родитьсячувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина иследствие действуют непрестанно и в бесконечности.
Когда-нибудьсознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантскойЛаборатории Вселенной и само есть отражение ее. ИМЕННО ЕДИНСТВО НУЖНО ПОНЯТЬ ВКОСМИЧЕСКОМ РАЗМАХЕ”. (П., 2, С. 42) «Следует воспитывать сознаниемолодежи, что около них кружится постоянный вихрь, но не ужас несет он, уявляямощь тонких энергий. Образованный человек достаточно должен знать о вечномдвижении и о неповторяемости явлений. Также он легко усвоит и переменностьтоков, наполняющих пространство. Свои настроения и ощущения человек будетсообразовывать со многими причинами внешними». (А., 524) «Полезно вшколах учить о бессмертии. Религия, учащая о смерти, умрет, как умрут все,желающие умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем. Ктоосознает потенциал огня в неделимости его, тот понимает внешнюю видимостьразвоплощения». (А. Й., 333) «О молодежи необходимо условитьсякаждому, кто избрал братский путь. Нужно, чтобы этот неиссякаемый источник постоянноукреплял силы в обоюдности. Не будем думать, что только от известного возрастамолодежь становится восприимчивой. Нередко память просыпается весьма рано иудивляет насколько ярко работает мысль в самом раннем возрасте». (Бр.,469)
«Всегдапомните о молодых сотрудниках. Помните, что всегда можно найти их. Помните, чтоони ждут вас даже под разными одеждами. Под устремлением не ясным, они,все-таки готовы принять слово о новом достижении. Пусть через все области наукипрозвучит призыв к правде просторной. Пусть каждый, хотя бы через физическуюкультуру, Начнет мыслить о культуре духа… Когда кто-то смущается, ободрите,ибо смущение, нередко, есть знак мысли затаенной. Когда кто-то смотрит мрачно,не есть ли это признак обманутой надежды? Одно слово о Беспредельности можетдать крылья. Когда кто-то молчит, может быть он ищет наиболее выразительноеслово, ободрите взглядом. Можно перечислить много мостов, по которым перейдутпоток молодые друзья. Но главное остается, что велика наличность молодых сил. Нужнозапомнить это всем, кто качает головой в неверии». (Бр., 468)
4.Такое расширенное мировоззрение может дать только процесс непрестанногопознания.
«Школыдолжны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальнойдолжна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. Познание должнопополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не откладывая отнауки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито вкаждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеетиспользовать досуг». (Об., 1О3)
«Школанаучит уважать полезные изобретения, но упасет от машинного рабства. Всякоерабство будет уничтожено, как признак темноты. Учитель будет ведущимнаставником-другом, чтобы указать путь краткий и лучший». (Об., 1О8)
«Нововведенияво всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем миредалеко не уедешь. С одной стороны нужно искоренить все ненужные нагромождения,с другой, нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения.Слишком много лет проходит сейчас пока достижения лабораторий, исследования иоткрытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационныеотделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщенийсведений необходимо, ибо газеты не дают важных сведений». (Б., 492)
«Количествои спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессирует, чтоскоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу иотвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новыеметоды во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетическогомышления станет насущной необходимостью». (П., 2, С. 463)
Путьпознания очень тернист. «Потому так важно со школьной скамьи знакомитьдетей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкимипоследствиями, которые пожинало человечество из-за своевременного отказапринять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственногокругозора. Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и цельювоспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн иреволюций». (П.) Какие качества должны быть развиты школой у учащихся?
5.1.Необходимо продолжать героическое и патриотическое воспитание, начатое вдошкольном возрасте. «Именно подвиг и героизм должны быть преподаны вшколах. Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе качествазамечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где безпримирительных смазываний будет очерчен Облик труда и воли. Даже длямедицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.Нужно без промедления датьтакой материал». (П.)
«Вспартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развитьнаходчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились.Пусть в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должнолишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, чтои в самой опасности есть зарождение радости». (П.)
«Нужноот школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти огнисамоотвержения». (Н. В.)
«Эволюционныемировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родинавыливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место изначение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно недолжно быть растущим деревом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества сомножеством народов… Пусть процессы мира найдут живых толкователей». (Н.В.)
5.2.Большое значение придает Живая Этика развитию у детей способности мышления.
«Искусствомышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается вупражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углублениене должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета долженбыть истинным просвещенным». (М. О., 2, 61)
«Учительобязан следить за качеством мысли ученика. Не самые проделки, но течение мыслибудет путем продвижения. Не сверхъестественно это понимание чужой мысли, но оноскладывается во многих движениях и взорах. Немного внимания и учитель увидитогни глаз. Очень значительны эти блистания…» (М. О., 1, 331)«Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение.Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокоекачество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет,что мыслитель есть особая порода. каждый ребенок может быть направлен кмышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа».(М. О., 2, 61) «Нужно в школах установить науку о мышлении, не какотвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания,сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей внауке о мышлении многие качества требуют развития — четкость, быстрота,синтетичность, оригинальность, и другие. Если бы часть усилий, затрачиваемых вшколах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были быпоражающими». (П.)
«Можновидеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумениямыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление инеобузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леностьмышления и тяжелодумие разрушали уже сложенные возможности». (М. О., 2,61)
Нужноуберечь сознание ребенка “… от главного проклятия нашего времени,разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, противлегкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностногомышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первомпотрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса”. (П., 1, С.157)
5.3.«Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно, в школах нужнопроверять наблюдательность, и молчание в темноте лучшее средство». (А. Й.,344)
“… вводитенаблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященныйнаблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будетуроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходныхпредметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления.Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будетдостижением. Это не так легко, как кажется ненаблюдательному глазу. Затем будемускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать черезнезнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открытьслепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программуупражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети оченьлюбят такие задания.Уносят эти упражнения в высшие сферы. Самый обычный обиходбудет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда онвоскликнет — «Я еще увидел!» В этом «еще» может заключатьсяцелая ступень.То же радостное восклицание будет приветствовать впервыезамеченную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность”. (М. О., 1,69)
5.4.Также следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении.«Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпениенужно воспитывать, как пособника продвижения. Нелепо представить терпение, каквнутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряженность. Так энергияпринимает участие в событиях, способствуя им и не предпосылаязаблуждение». (А., 344)
5.5.Школа должна приучать детей к настоящему «взрослому» труду.«Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, чтодетей стараются занять всякими игрушками и играми вместо настоящей работы,которую они могли бы легко выполнить». (П.)
«Труд- венец Света. Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда, как факторамироздания. Последствием труда будет твердость сознания. Ярко нужно подчеркнутьрабочую атмосферу». (Об., 117) Особенно важно усвоить значение трудаколлективного: «Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердитсясотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочностигосударства и союза, когда будет властвовать ветхая самость». (Об., 11О)
«Следуетв каждом школьном предмете указать, в чем именно будет заключаться сотрудничество.… Сотрудничество есть гармония человечества». (А., 423)
Поэтомутак важно воспитывать у детей способность к сотрудничеству. 5.6. С понятиямитруда, сотрудничества неразрывно связано и понятие ответственности.
Школадолжна “… насколько возможно, просто разумными доводами утверждатьнеобходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личнойответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же, как иясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явитсяпонимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должнылечь в основу воспитания молодого поколения”. (П., 1, С. 51О)
5.7.«С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах нажизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного иединственного двигателя эволюции». (П., 2, С. 246) «В школах должнобыть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могутустремлять в пространство понятия часто великого значения. Но люди должныпонять, что каждое слово, как стрела громоносная, и слово, как педаль мысли.Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию…Знание, наконец, должно построить научно мост устремления к духу. Новый Мирявит утверждение смелого познавания». (Н. В.)
5.8.«Нужно обратить внимание в школах на изучение будущего». (Н. В.)«Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочетпонять, что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита.Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многиеполагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом.Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить включе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации, можно достичь,лишь полюбив будущее». (Н. В.)
6.Живая Этика обращает наше внимание на особенность преподавания в школенекоторых предметов.
«Необходимопроверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Идеализмсуеверия загоняет людей в щели ужаса. Необходимо выправление школьного мышленияпровести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету.Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология,астрофизика, химия привлекают внимание самого раннего детского мозга. Дайтедетям возможность мыслить». (Н. В.)
«Средиучебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее, какпреддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни на дальнихмирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величииВселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, ноносителями духа и ответственными за планету». (Об., 11О)
«Естественнаяистория должна быть преподана в школах, как можно полнее и увлекательнее. Нужнона примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровищазаложены в человеке.
Ссамых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесами жизни. Также пусть онипоймут, как обращаться с полетами и яснослышанием. Так яснослышание будетестественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкимиэнергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует- значит все ощутимо и познаваемо. Наконец сокрушатся суеверия и предрассудки».(Об., 114) «В школах должен быть введен предмет — синтез науки. Из негоучащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, каквелик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядомнаучных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере,должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся могутсознательнее выбрать свою учебную деятельность. Не забудем, что до сих портакой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи.Также беспомощно проходил учащийся разрозненные предметы, не понимая, почемуименно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось,какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялоеотношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и целипредмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, тосинтез науки просветит к труду самое малое сознание. Не следует думать, чтотакой синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальныхзанятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложениеэтого синтеза должно быть увлекательно». (Бр., 426)
7.Есть в Живой Этике вполне конкретные советы по организации процесса обучения.
«Обучениев низшей и средней школе должно быть одинаково для обоих полов. Нельзянавязывать ребенку специальность когда он не может еще найти свои способности.Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можнообъединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки. Оченьважно, чтобы программы не различались для полов. Уже это одно условие сотреточень вредное отношение к полу». (Н. В.)
«Различиемежду деревенской, городской и гимназией уничтожается. Единая для всех начальнаяшкола, единая для всех срединная и единый для всех Университет.
Особообратите внимание на начальную школу. В начальной школе учение совместное додесяти лет. Средняя от 1О до 16 лет, но, конечно, зависит от способностей.Средняя школа не имеет совместного обучения. Экзамены отменяются, но каждыйдолжен представить самостоятельную работу. Пусть даже семилетний малыш проявитсебя». (Н. В.) «Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьныхиспытаний». (Об., 229) «Следите за целесообразностью преподавания вшколах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Еслирезвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли этоумерщвлением возможностей? Пусть с первого года школы медленный шаг не будетузами для быстрохода. Пусть учитель зорко распознает могущих быстро идти. Ненадо хвалить их, но следует расчистить им путь. Следует создать промежуточныекурсы, по этим ступеням быстрые могут взбегать. Не скрывайте от них трудностей.Для известного типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет ирадость.» (Об., 2О7)
8.Особое внимание нужно обратить на духовное воспитание молодежи. «Именно,самая неотложная, самая насущная задача, это воспитание детей и юношества. Вовсех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощьнарода и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание.Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, чтошкольное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только неспособствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. Ванглосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитиеммолодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет когрублению нравов, к умственному вырождению и новым заболеваниям. Конечно, нелучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потомупора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детейи юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенновышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достиженияпошлейшего благополучия и такой же известности». (П., 2, С. 461)
«Дляроста познавания красоты в школах учреждается изучение красоты жизни. ИсторияИскусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не толькобывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям». (Н.В.)
«Каждаяшкола должна быть истинным образовательным объединением. При школах должен бытьполезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие… Должныпроисходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может бытьобразования». (Об., 1О4)
“… отвсего сердца приветствую мысль устройства театра для детей. Ведь театр естьмощное, может быть, самое мощное средство воспитания детского и юношескогохарактера. Именно театр, при достойном выборе пьес, может увлечь к подражаниювеликим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму… Хороши дляэтого все мистерии из жизни великих подвижников и легенды о народных героях.Увлекательные высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям честии достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждетлишь разложение. И, конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать, именно, сдетей”. (П., 2, С. 92)
«Следуетнемедленно приступать к организации детских садов и клубов или содружеств, гдедети разного возраста могли бы собраться группами и получать ту духовную пищу,которая отсутствует в школах и в семьях». (П., 2, С. 461)
«Полезныи занятия искусством и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так непробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личноговыявления. Хороши и хоровое пение и народные танцы…» (П., 2, С. 462)
Такжедолжно быть «уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчасэто самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующееумозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений.И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! Конечно встарой литературе встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобратьи, главное, изъять все вредящее». (П., 1, С. 157)
“… особенноследует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного,услышанного и увиденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления… Спомощью родителей можно будет составить библиотеку для детей и юношества.Значение и влияние книги не поддается измерению, ибо оно безгранично. Этаобласть должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботыгосударства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всемудальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколькопреступлений, совершенных малолетними, если проанализировать мышление такихпреступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм ипреступлений, увиденных в кино!” (П., 2, С. 462-463)
«Школадолжна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнеене легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Неглаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многихдомах. Обязанность общины утвердить книгу, как друга дома. Община, преждевсего, имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказаноо ценностях Родины и связи ее с миром; оказаны будут герои, творцы и труженики.И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердится, так же каки милосердие». (Об., 1О7)
Впрограмму школ «вводятся духовные беседы, в духе различных религий, взависимости от состава учеников… Духовные беседы происходят в особомпомещении, где висят изображения всех Основателей религий». (Н. В.) Приэтом важно указать на Единство Источника всех религий.
“… можноутверждать, что преподавание Закона Божьего, без указания на ЕдинствоИсточника, без сравнительной истории религий всех народов, дает лишь ложноепредставление о духовной эволюции человечества и развивает чувство религиознойнетерпимости, этот страшный бич человечества, идущий в разрез с заветами всехосновоположников существующих религий. Если восточная философия трудна длядетского ума, зато светлые облики Великих Учителей и Святых, жизнеописания ижизненные советы их всегда найдут отклик в детском сердце и утвердятнеобходимое уважение к духовным ценностям и достижениям других народов”.(П., 1, С. 42О)
«Ошколах следует добавить, пусть не убивают индивидуальность духа». (Н. В.)
«Ядовитоедыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ».(Об., 252)
9.Забота о школе и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самомучителе и подготовке учителей.
«Понятиеучительства должно быть развиваемо в людях от ранних лет. Каждый человек можеткого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать. Мы одобряем, когдашкольники преподают своим младшим собратьям. Не легко избрать лучший способпреподавания, он будет индивидуален, и учитель должен почуять, как легчеподойти к сознанию ученика. Невозможно без упражнения обрести убедительнуюпередачу фактов. Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобывнушить их ученикам.
Можноудивляться, что само искусство учительства не вызывает внимания. Но каждыйможет припомнить, насколько различно воспринимались предметы в течение школьныхлет. Это зависело не только от способностей ученика, но, главным образом, отубедительности учителя.
Такпусть учительство производится среди самых широких слоев. Пусть учитель самозаботится, чтобы его достоинство стояло высоко. Мысли о Великих Учителяхвырастут легче, когда понятие учительства будет накрепко осознано.
Учительстводолжно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передает познания имнакопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания,чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя долженбыть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство естьодна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегдаоткроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведет кучительству, но служение благу.
Такоепознавание служения не приходит внезапно, это нужно воспитывать. Так пустькаждый школьник почует себя учителем по отношению к младшим. Пусть будут уроки,руководимые старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своимпознанием». (Н. 477) «Срам стране, где учителя пребывают в бедности инищие. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не толькосрам народу, который не заботился об учителях будущего поколения, но знакневежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть,какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызываетвосторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать отдетей просветление духа, если школа будет местом принижения и обид?.. Можно лиждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ,забыв учителя, забыл свое будущее». (Н. В.)
«Такжеот учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибоошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучшихработников… Как можно скорее надо упрочить школу, проверив сознание учителя.Создайте ему лучшее положение, чтоб возложить на него ответственность засознание общинных работников». (Об., 2О7)
«Нужносмягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детскоесердце знает, что горит, и что потухло. Не урок заданный, но совместное сучителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаз ученика значит вместе сним полюбить великое творение. Так научимся заботиться обо всем, что утверждаетбудущее. Огонь у порога». (Н. В.)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ariom.ru/