Башкирский государственный педагогический университет Жизнь и музыка И.С. Баха Контрольная работа Выполнила: студентка 3 курса Кондратьева Е.Н. Проверила: Левина И.Р. Уфа 2010 Иоганн Себастьян Бах Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года. Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на
протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Крис-тофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлискирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в
Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха произведения для органа и клавира. Годы странствий (1703-08) После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время
для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704). Веймарский период (1708-17) Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога
Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. Служба в Кетене (1717-23) В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил
Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества
темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен.
В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение). В Лейпциге (1723-50) Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое.
Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) 14 фуг и 4 канона на одну тему. Судьба творческого наследия
В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу. Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.
Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение. Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829
году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов). Бах крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени. Среди продолжателей исканий Баха его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены –
Марии Барбары Бах (1684 – 1720), и 13 от второй – Анны Магдалены Вилькен (1701 – 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95). Вокальные произведения Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье
Бах в церкви св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только
около 195 дожили до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом.
В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein’ feste Burg» (номер 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди самых известных светских кантат Баха две Свадебных кантаты и шуточная Кофейная кантата.
Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти два полностью дошли до наших дней.
Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734 1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор,
1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730). Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-
за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie. Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии. Месса си минор Месса си минор (Высокая месса) месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г. I. Kyrie 1. Kyrie eleison Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 2. Christe eleison Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II) 3. Kyrie eleison Господи, помилуй.
4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) II. Gloria 1. Gloria in excelsis Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 2. Et in terra pax И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 3. Laudamus te Хвалим Тебя. Ария (soprano II) 4. Gratias agimus tibi
Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) 5. Domine Deus Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major 6. Qui tollis peccata mundi Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass) 7. Qui sedes ad dexteram Patris Сидящего одесную Отца.
Ария (alto) 8. Quoniam tu solus sanctus Ибо Ты Един Свят. Ария (bass) 9. Cum Sancto Spiritu Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) III. Credo 1. Credo in unum Deum Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 2.
Patrem omnipotentem Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) 3. Et in unum Dominum И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto) 4. Et incarnatus est И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 5. Crucifixus Распятого. 4-голосный хор (Soprano
II, Alto, Tenor, Bass) 6. Et resurrexit И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 7. Et in Spiritum Sanctum И в Духа Святаго. Ария (Bass) 8. Confiteor Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) 9. Et expecto Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei 1. Sanctus Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass) 2. Hosanna Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II,
Tenor I, II, Bass I, II) 3. Benedictus Благословен. Ария (Tenor) 4. Hosanna (da capo) Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор 5. Agnus Dei Агнец Божий. Ария (alto) 6. Dona nobis pacem Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria»
Автограф первого листа «Credo». Описание С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса – многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии – имела универсальный, незыблемый вид – пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми.
Их задача была предельно проста – отразить главные помыслы души верующего человека. К XIV веку определились основные части мессы: Часть первая: «Господи, помилуй» – Кирие – мольба и просьбы о прощении. Часть вторая: «Слава» – Глориа – выражение восторга и ликования. Часть третья: «Верую» – Кредо – утверждение силы и твердости духа. Часть четвертая: «Свят» –
Санктус – торжество и величие. Часть пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и умиление. Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году. Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса».
Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия». Следующая, вторая, обширная часть Мессы «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса.
Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria». Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами. Второй раздел – Credo, именуется «Никейский символ веры» – вершина
Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы. В фуге начального хора тема символа веры. Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром в полную силу звучат духовые и дробь литавр.
Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления. С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».
И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости в финальном хоре. Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех
номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур. Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат. Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах. Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения.
Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден. Список используемой литературы 1. И.Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях
И С. Баха, глава II 2. М.С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах стр. 51 3. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах глава 8