Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Международный Университет Кыргызстана Институт дистанционного образования Р е ф е р а т на тему Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова. ВыполнилШиленко В.Ю. Гр. В.Ш.Э.и Б. М.и П. 1-курс. Руководитель Намазова.A.H. Бишкек 2000 План. Введение. 1. Путь к творчеству. 2. Творчество художника
Чокморова. 3. Сулейменкул Чокморов – артист кино. Заключение. Литература. Введение. В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло всемирной известноститогда мировая печать заговорила о чуде кыргызского кино. Именно в эти годы начал свою кинодеятельность Суйменкул Чокморов. Если Ч.Айтматов, Б.Шамшиев, Т.Океев своими произведениями, кинофильмами познакомили мир с
кыргызским народом, то посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный зритель получил яркое представление о кыргызском народе,о его национальном мировидении. Он стал живым воплощением всего самого лучшего, самого привлекательного в национальном характере кыргызов. Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества дара, данного ему Богом.Успех С. Чокморова в создании образов обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа,его
обычаев и нравов, глубоким проникновением в суть национального характера, ощущением единства, слитности с родной землй. К этому следует добавить и упорство Чокморова в достижении поставленной цели, несокрушимое мужество, удивительное терпение и стойкость. 1. Путь к творчеству. Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Аламединского района Чуйской области. Он принадлежал поколению людей, детство которых пришлось
на суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор, берут начало истоки его жизни и творчества. Суйменкул рано рано познал науку преодоления самого себя. Он рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе ловкость и силу, упорно тренируя тело. В одно время у него даже отнимались ноги, но он не только победил и этот недуг, стал первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера спорта. В одиночку в те годы было трудно выжить . Вообще, жизнь в одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой хаты с краю. Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой не чужие-соседи. Взаимопомощь, готовность поделиться последним, доверие – вс это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет. Этот мир доброты, тепла и уважения, в котором горе и радость не бывают чужими мир, в котором
приход гостя также естественен и желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании мальчика, звучит в памяти художника как образ человеческой гармонии, став для Чокморова тем вечным источником, к которому он неизменно припадает всю свою жизнь. Первым учителем рисования был старший брат Намырбек. По болезни Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во
Фрунзе. Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными – рисование стало любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу он быстро приобрл славу лучшего школьного художника. Азы художественного образования сельский юноша получил во Фрунзенском художественном училище, а после его окончания закрепил их в Ленинградском художественном институте имени И.В.Репина.
Учителем Чокморова был народный художник СССР Е.Е.Моисеенко, известный советский баталист, автор многих прославленных картин, посвященных гражданской войне. Были и другие учителя. Для поколения, к которому принадлежит Чокморов, таким учителем был С.А.Чуйков, народный художник СССР, основатель киргизского изобразительного искусства.
Со студенческой скамьи более всего Суйменкул Чокморов тяготеет к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит, выделяет для себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта. После успешного окончания института Чокморов преподат, а затем руководит в родном художественном училище. В эти годы он работает в различных жанрах живописи, но особый интерес испытывает к портрету, в котором видит возможность передать движение человеческой души. Он умел выбирать, находить и воплощать незаурядные черты человеческого характера, отдавая предпочтение значительной, сильной, духовно богатой личности. И не случайно, что среди наиболее значительных произведений его многогранной и многообразной живописи, вышедшие из под кисти художника, явился портрет великого манасчи Саякбая Каралаева, который несомненно, займт сво достойное место в
Золотом фонде кыргызского изобразительного искусства. 2. Творчество художника Чокморова. В ранних живописных работах Чокморов отдат все свои симпатии сельской теме. В непритязательных, порою ещ ученических работах художник сумел передать чувство непосредственного, живого восприятия окружающего его и близкого ему мира. Ему не нужно было вживаться в образ, он хорошо знал жизнь села.
Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть несколько грубоват, но всегда правдив. В пейзажах и бытовых сценахДеревенский пейзаж 1954г Утро в деревне 1958г Село Чон-Таш 1958г он не торопится продемонстрировать обновление деревни. Ему дороги реалии старого быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его ранних сюжетах. Это мир его детства. Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату портреты детей и подростков
села Чон-Таш Нурсеид 1955 Бурулча 1956 портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957 и другие. Чабаны, конюхи, рабочие совхоза – целый цикл портретов своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом. Дипломная работа Вечер после работы была задумана им как групповая сельская сцена. Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры.
В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет серию портретов актров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в гриме, костюмах, в обстановке декораций. Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса. Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как артисту кино. Но связь эта обратная – работа в кино обогащает его живопись, стимулирует е. Это обусловлено в первую очередь особенностями кинематографического процесса кинематографист-путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми местами, людьми.
Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться равнодушным и не приобщиться к этому взгляду на мир, который называется кинематографическим видением мира. 3. Суйменкул Чокморов – артист кино. Неисповедима судьба Творца – именно через личность великого сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино, который станет затем звздным путем
С.Чокморова – артиста. Уже в первых работах С.Чокморова проявились главные качества дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма Б.Шамшиева Выстрел на перевале Караш 1969г снятого по одноименной повести М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то, что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он сыграл роль
Бахтыгула с мастерством опытного актера перед зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе со злом пожертвовать собой. Поразительная способность актера в выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего героя. Следующей значительной ролью молодого актера стал образ Ахангула в фильме Лютый 1973г. Она раскрыла новую грань актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам , а также основным ролям в фильмах Чрезвычайный комиссар, Алые маки Иссык-куля, Седьмая пуля, Поклонись огню,Улан, Дерсу Узала и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую роль. Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по произведениям
Чингиза Айтматова Джамиля, Я-Тянь Шань Мосфильм, Красное яблоко Киргизфильм, Ранние журавлиЛенфильм и Киргизфильм. Проза Ч.Айтматова привнесла в артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему лирического героя. Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять советское киноискусство во многих зарубежных
странах-в Европе, Азии, Африке, Японии. За выдающиеся творческие заслуги С.Чокморову была присуждена Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из плеяды своих собратьев – кинодеятелей Кыргызстана он удостаивается почетного звания Народный артист СССР. Он также является Народным художником республики
Кыргызстан. В ноябре 1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры. Художник и актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова. Последние звания были не просто государственной наградой, а глубоким символом и всеобщим,
поистине всенародным признанием одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца. Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем творчестве – отныне уже в неувядаемом наследии. Заключение. В расцвете лет и таланта ушел из жизни гордость кыргызского народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов, выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов. Многие годы он совмещал титаническую творческую деятельность с общественным делом на поприще народного депутата республики. До последнего своего вздоха он был предан своему таланту и призванию, не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь возрождался, как птица
Феникс, и несомненно, что этот неугасимый огонь его мужественного сердца станет вечным в его творениях. Творчество возрождало его к жизни, благословляло его. Он щедро бросал горстями в наши души зрна мудрости и терпения. Тяжелую утрату понесла наша республика и вся многонациональная культура стран содружества. Он был поистине одним из ее ярких и деятельных личностей.
Он был самым известным, самым популярным в республике киноактером, Самым любимым. Литература. В.И. Фуртичев. Суйменкул Чокморов. Фрунзе,1981г. Э. Лындина. Суйменкул Чокморов. Москва,1985г. А. Секимов. Жизнь в искусстве Экран, 1992г. 2 с 6. Суйменкул Чокморов Никролог Эхо Оша,
1992г. 1 октября.