Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховина.
Реферативная работа по музыкаведению выполнила Рогоза Юлия
Андреевна.
Факультет:
экономический.
Московский
Экстерный Гуманитарный Университет.
Москва
1994г.
1) Во времена Бетховена…
Прошло уже более 200 лет со дня рождения
Людвига ван Бетховена, но музыка его живет и волнует миллионы людей, как будто
она написана нашим современником.
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не
сможет не полюбить этого человека, эту героическую личность, не преклониться
перед его жизненным подвигом. Между высокими идеалами, воспеваемые им в
творчестве, и его жизнью не было разрыва. Жизнь Бетховена – пример мужества
упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые оказались бы
непреодолимыми для другого. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости –
идеалы свободы, равенства, братства.
“Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ
в. в музыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей
Великой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведения
композитора”.
Опираясь на традиции предшественников, Бетховен
значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными
доселе контрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционных
преобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинства
личности художника – творца.
Никогда не останавливаясь на достигнутом,
стремясь в перед, к новым открытиям, Бетховен на много определил свое время.
Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений.
В 1732году в небольшом германском городке Бонне
поселился двадцатилетний певец Людвиг ван Бетховен ( в переводе его фамилия
означает ” грядка с красной свеклой “) родом из почтенной семьи
фломандских бюргеров.
Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч
жителей. Это был красивый и приветливый городок, расположенный на берегу
широкого северного Рейна.
Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен,
поместил в монастырь, т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не
вышла из стен монастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих
сыновьях. Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне.
Нрав сына был легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро
остывал. Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены
19-летнию вдову придворного камердинера, дочь повара, Марию – Магдалину
Кеверих. Старый Бетховен был против этого брака, но потом Мария – Магдалина
сумела расположить к себе старика. Но вскоре, Мария – Магдалина заболевает
туберкулезом, умирает четверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван
Бетховен. Сын пускает все наследство отца по ветру.
Однако не на всех сказывалось зловещая
наследственность. И родился у Иоганна Бетховена и Марии – Магдалины сын. Отец
не только не придал этому событию особого значения, он даже не потрудился
сохранить в памяти дату рождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не
дошла до нас. Известно лишь, что ” 17 декабря 1770 года в церкви святого
Ремигия был крещен младенец, родившийся у Иоганна и марии – Магдалины Бетховен.
Мальчика назвали Людвигом, и в месте с именем он унаследовал от деда
несокрушимое здоровье и душевную крепость. Ему суждено было прославить имя
Бетховена в веках.
Появление мальчика не сколько не обрадовало
отца, как, впрочем, за полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть
первенца. Дети мало занимали Иоганна.
Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвиг встал на ноги и подрос.
Музыкальные способности проявились у Людвига
рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела.
По всей Европе гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало
историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и
музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал
его продуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна
Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни
стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять
скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб,
хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишена
возможности уделять ему время и внимание.
Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и
свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора.
В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне,
посетив Родину своих предков.
С учителем Бетховену долго не везло. За четыре
года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали
этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время
обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на
клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного композитора,был так же жесток
как Иоганн. Вскоре он был изгнан из театра,что подтвердило его никчемность, как
клавесиониста.
“На смену Пфейферу пришел монах Кох, под
руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог
заменить своего учителя во время церковной службы.”Затем был еще один
монах, Ханцман. И,наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке
и альте.
Много лет спустя, Людвиг жаловался своему
ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования.
Общее образование Бетховена было еще более
отрывочным и несистематичным. Но не смотря на это , он упорно занимался
изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский,
латынь.
Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные
условия жизни, бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты
характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного
достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым.
Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал
хороший вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была античная
литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской литературой, его
любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же
любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.
В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий
наставник, который завершил его музыкальное образование и немало сделал для
формирования взглядов и вкусов. Это был Кристиан – Готлоб Нефе. Начав
заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене
ставились одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не
только посещал спектакли, присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с
певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного
органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником – кандидатом
без оклада, ждущим освобождения штатного места.
Бетховен упорно работал под руководством Нефе,
нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе
предсказывал Бетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом.
Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов
мира, с их музыкой, их стилю.
В первых сочинениях юного Бетховена – вариацию
на тему марша малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для
клавесина, – естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры
вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится
и терпеливо ждет места.
2) Юность.
Он получил его в 13 лет, после смерти старого
курфюрста. Теперь Бетховен – придворный музыкант. Постепенно Бетховен
завоевывает признание в Бонне – и не только как великолепный импровизатор –
органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3
квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его
приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но
теперь это уже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И,
скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену.
Столица Австрии поразила 17-летнего
провинциального юношу размахом музыкальной жизни. В этом городе все пело.
Незадолго до приезда Бетховена в Вене были
поставлены две оперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого
Бетховена. Тот импровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал :
” Обратите на него внимание, он всех заставит о себе говорить”.
Бетховену удалось взять несколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о
тяжелой болезни матери заставило его поспешно покинуть Вену.
Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при
смерти. Мария – Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее
святой образ до конца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его
силы: он вскоре заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь;
затем пришла оспа. Но это не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи
и занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять
лет умер. Вдова придворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу
мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое
робкое чувство в душу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние
произведения.
Бетховен с первого взгляда привлек к себе
внимание. У него характерная,
зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегда оставила свои
следы на лице и сделала Бетховена близоруким.
Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно
открывшийся Боннский университет на философский факультет.
В первых числа ноября 1792 года Бетховен на
всегда простился с родным городом. Последние, что он видел на родине, –
величественный Рейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом
берегу Рейна происходило передвижение прусских и австрийских войск (война на
Рейне между французами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как
и почтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени.
Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира – навстречу
успехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и
та, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.
3) Встреча с Веной.
Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы
усовершенствоваться в своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре
они стали тяготить обоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься
вдвоем, втайне от Гайдна.
Гайдн и Бетховен принадлежали не только к
разным поколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство
формировались по-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по
другому пути, отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революционного
времени.
После Гайдна учителем Бетховена около полутора
лет был Иоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель
считал, что Бетховен ничему не научился у него.
Последним и наиболее ценимым венским учителем
Бетховена был Антонио Сальери.
Но не только и не столько непосредственно
учителя, сколько вся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому
созреванию таланта Бетховена.
а) Игра Бетховена.
Манера игры Бетховена резко противостояла
распространенному стилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той
легкой, “жемчужной” техникой, которая была присуща лучшим
исполнителям XVIII века. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и
противопоставлял ей связанную игру легато, подчеркивая характер пения, при
котором не должна быть слышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так,
как будто ведут смычком по струнам.
Первое публичное выступление Бетховена в
Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была
благотворительная “академия” в пользу вдов и сирот музыкантов.
в) Бетховен – композитор.
Вскоре пришло признание Бетховена –
композитора. В 1795 году в Вене были
изданы его первые фортепьянные сочинения – 3 фортепьянных трио. Успех был
велик.
Молодой Бетховен верит в свою силу и свое
предназначение. Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет
создано 15 фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта.
Среди первых сонат Бетховена особую популярность завоевала восьмая.
14 соната ( до – диез минор) вошла в историю
музыки под названием Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей
глубины содержания Бетховенской музыки: поэт – романтик Рельштаб услышал в ее
первой части музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная
соната посвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтических
эпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой Брунсвик –
Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не оправдались. В
начале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет. А год
спустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг. Все разочарование
бетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе, глубокие раздумья и
скорбное примирение нашли свое воплощение в другой замечательной сонате для
фортепьяно – Nо 17.
Дружба Бетховена с симейством Брунсвик
продолжалась многие годы. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату
“Аппассионата” и фантазию для фортепьяно (соль – минор), Терези –
сонату Nо 24, Жозефине – песню ” К надежде”.
Многие годы Бетховен помогал бедной вдове,
воспитавшей четырех детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей
письма, которые сохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было
состоятся. Ради детей Жозефина вышла замуж за барона Штакельберга.
Слава Бетховена быстро росла, распространяясь
за пределы Австрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда
привлекало многочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил
собственную “академию”. Она продолжалась от половины седьмого до
половины одиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила
первая симфония. “Академия” была признана…
И вдруг все рухнуло. Страшный недуг – глухота – порозил Бетховена…
4) Героические годы.
Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько
не лечили его, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала
она не была заметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814 – 1816
годах он оглох настолько, что уже не мог воспринимать речь.
Композитор был в ужасе… В порыве отчаянья он
пишет предсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К
этому времени он закончил свою вторую симфонию – одно из самых жизнерадостных
своих произведений.
Но не успел он закончить свое завещание, как в
его мозгу начал рождаться величественный замысел новой симфонии – симфонии не
похожей ни на одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение
Третьей симфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она
оказалась трудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше
всего. Его очень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него
оказалось разочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как
пианист узнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал
свою симфонию ” Героической “.
В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты:
“Аврора” и ” Аппассионата”.
Потом он долго не будет возвращаться к сонатам
, но напишет 4,5,6 сонаты. Все три сонаты возникли одна за другой. Одна –
суровая и героическая; вторая и третья – светлые и радостные. Настроение
Четвертой и Шестой симфоний во многом сходны и перекликаются с сонатой ”
Аврора”. В них свет, радость, преклонение перед природой, растворение в
ней, столь характерное для Бетховена.
А какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней
словно сконцентрирована судьба самого Бетховена и судьба его поколения –
героическому поколению на долю, которого выпали великие испытания. Здесь
наиболее доступно, в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества
Бетховена: “От мрака к свету, через борьбу к победе”.
Героические образы воплощены во многих
увертюрах Бетховена. Это увертюры: к трагедии Коллина “Кориолан”; к
трагедии Гете “Эгмонд”; ” Леонора” и т.д.
В 1804 году
Бетховен получил заказ Венского театра на оперу “Супружеская любовь или Леонора”. Но опера не
получила признания т.к. в это
время в Вену вступили наполеоновские войска и Вена опустела, жители покинули ее.
В 1806 году огорченный, но не сломленный
провалом оперы Бетховен написал скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный
концерт, 32 вариации для фортепьяно.
Прошло 7 лет. Бетховен неожиданно стал модным
композитором. Шумную, но не долговечную славу принесло ему произведение
случайное, недостойное имени Бетховена – “Битва при Виттории”. Оно
имело грандиозный успех, на концертах присутствовали европейские знаменитости,
но никто из слушателей не понимал по настоящему Бетховенскую музыку.
Неожиданный успех сыграл важную роль в
возрождении бетховенской оперы. В третий раз переделанная “Фиделио” (
второе название оперы) имела огромный успех, зал был полон. В Вене опера прошла
22 раза, затем она была поставлена в Праге, в Париже, в Берлине. “Фиделио”
– необычная опера. Ясно чувствуется, что она написана великим симфонистом,
впервые обратившемся к оперному театру. Вначале перед зрителем раскрывается вся
трагедия пьесы; и конец – неудержимая бурная радость, ликование народа в мощном
героическом хоре.
После этой Бетховен опер больше не писал, хотя
у него было очень много набросков. Он говорил, что для того, что бы писать
оперы нужен подходящий текст, что то ,что будет волновать и вдохновлять, а
таких текстов у него не было.
5) Бетховен и Гете.
Лето 1811 – 1812 года Бетховен провел в
теплице. Здесь он чувствовал себя одиноким т.к. по политическим событиям людей
здесь было мало. Но вот, в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл
великий герцог Веймарский со своим министром, тайным советником Иоганном –
Вольфганом фон Гете. Осуществилась мечта Бетховена он встретился со своим
кумиром, величайшим поэтом современности. Композитор знал его с детства,
преклонялся перед ним, часто писал музыку на стихи Гете. Работая над своими
симфониями он обращался к поэзии Гете.
И вот через Беттину Брентано состоялась встреча
двух гениев. Гете был покорен Бетховеным. На следующий день два человека вмести
совершили прогулку, И все последующие дни общались. Но эта встреча для
Бетховена оказалась печальной. К сожалению эта так долго ожидаемая встреча с
почитаемым поэтом глубоко разочаровала Бетховена. Он открыто говорил об этом, и
даже посмеивался над ним. Бетховен говорил о Гете : ” Я думал встретить
царя поэтов, а встретил поэта царей”. Гете оказался обычным придворным, ему
оказывали знаки внимания королевские особы и это оказали слое внимание на
поэта. Но Бетховен, ток едко издевавшийся над Гете во время их единственной
встречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. В
последнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним,
писал о своем почтении, любви и великом уважении…
6) Разочарования и поиски.
Начиная с 1812 года творчество Бетховена
становится все менее интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии –
Седьмую в мае и Восьмую в октябре – и затем на протяжении 10 лет не обращается
к своему излюбленному жанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его
мысли.
Седьмая и Восьмая симфонии значительно
отличаются от своих предшественниц. В них господствует веселье, юмор, танцевальная
стихия. По словам Роллана, это ” произведения, в которых Бетховен, быть
может, более чем где – либо показал себя в откровенном виде…”. Гете и
Цильтера, говорили, что это симфонии, написанные пьяницей. И действительно –
они сочинены пьяным человеком, но опьяненным силой и гением. Чайковский любил
Седьмую симфонию больше всех других симфоний написанных Бетховеным. И
действительно Седьмая симфония сразу имела успех. Восьмая симфония, кажется
данью Бетховена ушедшему XVIII веку – он словно вспоминает своего учителя,
“папашу Гайдна”.
Возможно, что эти радостные, полные жизни,
юмора и света произведения вдохновлены нежным чувством Бетховена к берлинской
певице Амалии Зебальд, с которой он встречается в Теплице в 1811 – 1812 годах.
Ей было 25 лет, и она пленяла своим голосом, ей он посвящает свои письма.
В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на
слава венского журналиста.
И вообще в эти годы он особенно много внимания
уделяет песням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен в
том числе и русских, украинских и т.д.
Но к излюбленным жанрам в эти года Бетховен
почти не возвращался. Была написана лишь одна фортепьянная соната. Он словно размышлял, подводил итоги,
оглядываясь на пройденный путь.
Фортепьянная соната. Ее классическую форму создал Гайдн и развил Моцерт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из
их достижений, хотя сразу же заявил о себе новыми темами и образами.
Жизнь Бетховена текла все более уединенно и
тихо. Посетителей поражало его убогое заброшенное жилище. В эти годы заметно
сократилось не только творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 году
он в последний раз выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того,
что стало невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, но
ни у кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этом
узнал, он впал в глубокое отчаянье. Он был поражен в самое сердце и до конца
жизни жил под впечатлением этого ужаса…
К новым берегам…
В последнее десятилетие в творчестве Бетховена
усиливаются новые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к
своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных
сонат для фортепьяно и пять величественных струнных квартетов.
Ни одна из последних сонат не похожа на другую,
и все они значительно отличаются от сонат, написанных в “героические
годы”. Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и
наряду с этим – глубокой философской лирики, сложной напряженной работы мысли.
Сонаты богаты контрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало,
человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в
мажорных тональностях.
Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самая
монументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в ней
нежность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобы
завершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховена
является 31-я соната – свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастные
образы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатному
творчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков.
Мир образов, воплощенных в сонатах, находит
продолжение в 5 квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена
о жизни и смерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.
Наряду с произведениями возвышенными,
философскими, Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и
легкости, в которых он словно отдыхает и развлекается.
Величайшем произведением Бетховена, венчающим
его 25 – летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на
одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство
миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и
свободы. Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей
своей жизни он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выражения
Шиллера в музыке. Бетховен настаивал на том, что бы в симфонию были вставлены
слова, хотя его современники были против этого.
Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая
1824 года превратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла
драка из – за билетов – так велико было количество желающих попасть на концерт.
В конце одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог
увидеть переполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход
был ничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и придворных не
почтил композитора своим присутствием.
Признание гения Бетховена в последнее
десятилетие его жизни было всеевропейским. В Англии его портрет можно было
увидеть на каждом углу, музыкальная академия сделала его своим почетным членом,
многие композиторы мечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт,
Вебер, Россини. Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист.
Но не смотря на громкую славу нужда упорно
преследовала Бетховена. Сочинения приносили мало дохода, а пенсия выделенная
ему богатыми вельможами выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть
Бетховена было невыносимо, грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза
вызывали жалость. Он меняет квартиру на долее дешевую, где и мебели нет, но
весят там портреты прадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты
Гвичарди; и лежит письмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля.
Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и
болезни, но и тягостное отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный
нрав и заносчивость, он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои.
Но из – за болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году
брат умирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего,которого
очень любил. но и это приносило композитору одни огорчения, сначала он
несколько лет судился с матерью мальчика за право опекунства, а потом пришлось
воспитать человека одаренного, но испорченного до мозга костей. Но не лучше
были и отношения у пианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у которых не
сложились.
Находясь в гостях у брата в его имении,
Бетховен простудился, он долго проболел, а после этого у него началась водянка,
ему пришлось сделать 4 операции.
23 марта 1827 года состоялся консилиум врачей,
после которого Бетховен в своей излюбленной язвительно – насмешливой манере
произнес по – латыни: “Рукоплещите, друзья, комедия окончена”. На
следующий день от майнцских издателей пришло золотистое старое вино, напоенное
ароматам родной рейнской земли. Бетховен взглянул и сказал: ” Жаль!..
Слишком поздно”.
2 дня продолжалась мучительная агония. Но 26 марта 1827 года в тяжелый мрачный день
в пять часов дня Людвиг ван Бетховен скончался.
Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы
народу собралось для прощания с великим человеком, ни один император не
хоронился с таким почтением…
Вскоре его имущество было распродано. Вена
хотела почтить память Бетховена большим концертом, но сначала его перенесли на
другое время, а потом и вообще забыли о нем. Было открыто два памятника: один –
на его могиле, а другой – в Гейлигенштадте. Но не эти памятники заставляют
людей всего мира вспоминать на протяжении полутра веков о Бетховене.
Бессмертным его сделала музыка…
Список литературы
1) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий
очерк жизни и творчества., – стр. 21.
2) Кремнев Б.
Бетховен // Жизнь замечательных
людей. – выпуск 12, – М., 1961г., стр. 45.
3) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк
жизни и творчества. – М., 1966г., стр. 13.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.refcentr.ru/