Жизнь и творчество Н.С. Лескова

ЖИЗНЬ  И  ТВОРЧЕСТВО Н. С.  ЛЕСКОВА
                                                                                                         Умом  Россию  не понять,
                                                                                                         Аршиномобщим не измерить…
                                                                                                                            
                                                                                                                                            Ф.И.Тютчев
                                                    С   ДУМОЙ  О  РОССИИ
           Он жил,  всем сердцем  своим   стремясь «служить  родине  словом правды и истины»,  искать лишь «правды в жизни», давая всякойкартине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести».Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественнаямелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы  незримо соотносящая,  связывающая  эти события  с  прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
            «Лучшее время не позади нас. Этоверно и приятия достойно» – так на склоне  лет  писал Н. С.  Лесков.    В  те  годы,  когда   о   лесковских произведениях немало спорили егосовременники, Лев Толстой прозорливо заметил: «Лесков – писатель будущего, иего жизнь в литературе глубоко поучительна». Судьба писателя драматична, жизнь,небогатая крупными событиями, полна напряженных идейных исканий. Одухотворенныйвеликой любовью к своему народу, он стремился говоря словами Горького,«ободрить, воодушевить Русь». 
           Богатое, многообразное творчествоЛескова, хотя и не лишено противоречий, вместе с тем отличается удивительнойхудожественной и эстетической цельностью. Произведения писателя объединяютпафос высокой нравственности и яркая самобытность поэтических форм.
            Его видение действительности, егопоэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенностьповествования массой конкретных,  иногда    документальных     подробностей,    почти
натуралистическихзарисовок  и глубокую художественнуюобобщенность воссоздаваемых картин.
          В рассказах и повестях Лескова,словно заново рожденные, возникали почти неизведанные области жизни, заставляячитателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и «отходящаясамодумная Русь», и современная ему действительность.
           Тридцать пять лет служил Лесковродной литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он был и всюжизнь оставался глубоко демократичным художником и подлинным  гуманистом. Всегда выступал он в защитучести, достоинства человека и постоянно ратовал за «свободу ума и совести»,воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзяприносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. Всвоем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво истрастно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного ипоучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвигписателя…
  
                                           ДЕТСТВО,  ОТРОЧЕСТВО
          На Орловщине,  в  селе Горохове,  4(16)  февраля  1831 года в  семье небогатого судейскогослужащего, поповича Семена Дмитриевича Лескова родился сын Николай. 
           В Орле, недалеко от крутого обрыванад рекой Орликом, некогда стоял высокий деревянный дом с мезонином, в которомпрошло его детство. Семья Лесковых жила в нем до 1839 года, когда чиновникорловской уголовной палаты, отличавшийся «твердостью убеждений» близкий впрошлом к Рылееву и Бестужеву, ушел в отставку, резко разойдясь во взглядах сгубернским начальством. Семья переселилась в Кромской уезд на небольшой хуторПанино. Там, как вспоминает писатель, где «была водяная мельница с толчеею,сад, два двора крестьян и около сорока десятин земли».
           Обаяние родной стороны овладеваловоображением мальчика. Навсегда запали в его память предания русской старины,легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянских поверьях,которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых.  На всю жизнь проникся будущий писатель народныммиропониманием. Лесков по воспоминаниям современников, «верил в народныеприметы, хотя и старался этого не показывать». Всю жизнь испытывал он глубокийинтерес к народному творчеству, без которого невозможно ощутить полнотудуховности народа. Постижение народной жизни рождалось прежде всего в самомнепосредственном общении с товарищами детства, подневольными крестьянами.
           Пять лет провел Лесков в стенахОрловской гимназии. Учение в гимназии не много прибавило к его образованию.Господство схоластики, розог и многое другое «имело вредное влияние даже и нанравственную сторону воспитанников». Не окончив гимназии, начал Лесков своюслужбу чиновником Орловской уголовной палаты. Здесь в большом многообразиираскрывались перед ним всевозможные жизненные драмы и подноготная пестрых людскихсудеб, в которых он принимал нередко самое близкое участие. Впоследствии в егопроизведениях воскреснут и услышанные им рассказы, горестные повести о судьбекрепостных («Житие одной бабы» 1863; «Тупейный художник», 1883), и уголовныедрамы («Леди Макбет Мценского уезда» 1865; пьеса «Расточитель», 1867), иужасающие картины голода в деревне («Юдоль», 1892), и о замечательных людях изнарода, благородных чудаках и праведниках («Однодум», 1879; «Кадетскиймонастырь», 1881; «Несмертельный Голован», 1880, и др.).
                                        
                                   В  НАЧАЛЕ ЖИЗНЕННОГО  ПУТИ    
           В 1849 году Лесков был переведен вКиев чиновником казенной палаты   и   спустя  некоторое   время    «определен  помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения».Как культурный центр университетский Киев заметно отличался от провинциальногоОрла. В доме своего дяди, брата матери, профессора медицины С.П. Алферьева,Лесков встречался почти со всеми молодыми профессорами  тогдашнего университетского  кружка.  Вероятно, в  этот период жизни входит в кругего интересов А.И. Герцен, а также он близко знакомится и оценивает ТарасаШевченко и многих других прогрессивных
ученых,юристов. Яркие киевские воспоминания запечатлелись во многих его произведениях(«Некрещеный поп», «Печерские антики», «Старинные психопаты», «Импровизаторы»,«Заячий ремиз» и др.)
           Опыт   служебной  практики   постоянно   обогащал  запас   его наблюдений. Но ещеболее значительный жизненный  багажприобрел Лесков, когда, оставив государственную службу, поступил на работу кмужу своей тетки, англичанину А.Я. Шкотту, управляющему графов Перовских иНарышкиных. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он разъезжал поюгу, северу страны и Поволжью, попадая и в отдаленные углы России. Он бывал всамых разных городах: Пензе и Риге, в Новгороде, Пскове, Оренбурге и Одессе. Онзнал прикаспийские степи и песчаные равнины Поволжья, жил в Прибалтике и наостровах Финского залива…  Лесков любил иневские берега Петербурга, и златоглавый Киев, возвышающийся над кручеймогучего  Днепра,  с  его  Киевско-Печерской лаврой   и  Софийским  собором.    Дорога была  ему  и Москва,   старый Лефортовскийдворец, Чистые пруды, Театральная площадь, Кремль и «тихая Москва-река сперекинутым через нее Москворецким мостом, а еще дальше облитое лунным светомЗамоскворечье и сияющий купол Симонова монастыря». Любил он и Красную площадь,где «бронзовый Минин поднимал под руку бронзового Пожарского».
             Мало кто из русских писателейстолько ездил по России, сколько Николай Лесков. «…Учился не в школе, а набарках у Шкотта», –  говорил он,вспоминая время горьких, суровых наблюдений, «… изъездил Россию в самых   разнообразных   направлениях,   и   это  дало…   больше   обилие впечатлений и запас бытовых сведений».  Эти сведения он пополнял до конца своих днейуже в Петербурге: «У него на дому можно было встретить и   старообрядцев,   и  хлыстов,   и   монахов,  и   богомольцев,    якобы возвращавшихся   с  Афона   или   Иерусалима…».    Писатель  всегда обнаруживал живой интерес к народным «легендам и повериям»,  «не было секты, учения, ереси, которых бы онне изучил до тонкостей».
            В  произведения Лескова  как  живой источник  повествования и средствоосмысления и изображения характеров неизменно входят приметы национальнойистории, народного творчество, древняя литература, национально-религиозныеидеи, даже суеверия и предрассудки, если они таят в себе волшебство поэзии.
           Постижение родной страны и сокровеннаясвязь с народом рождались в самом непосредственном общении. «Я не изучал народ…я вырос в народе  на гостомельском выгонес казанком в руке, — с полным правом писал о себе Лесков, — я спал с ним наросистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинскойтолчее. Я с народом был свой человек». И он знал «русского человека в самую егоглубь» и знал русскую историю. Он умел не только оценить прошлое, но и выразитьо нем свое мнение, полное национального достоинства. Лесков неизменноподчеркивал героический характер русской старины, величие подвигов народных.
 
                                     СТАНОВЛЕНИЕ  ПИСАТЕЛЯ                                  
 
           60-егоды XIX века неслучайно называют бурным временем. Очевидная неотвратимость великихисторических перемен, острые общественные столкновения, вынужденныеправительственные реформы, официальная отмена крепостного права и повсеместновозрастающий авторитет революционной демократии – все знаменовало не толькополитический, но и общий подъем интеллектуальной и духовной жизни России… ноодновременно ощущался и духовный раскол во всех сферах общественного сознания.Появляются пламенные прокламации «Молодая Россия», совершается покушение наАлександра II,  в сотнях списков распространяются бунтарские«Отщепенцы» Николая Соловьева и т.д.  Всознании масс все заметнее проступает безразличие к разного рода официальнымидолам и лозунгам.  Равнодушие ко многимпрежним идеалам как черте «верования, уже лишенного жизненности и существующеготолько по силе обычая», такое равнодушие означало переворот во многихубеждениях, некогда вдохновлявших умы. Неправда ли как все это созвучносовременному этапу развития России, как все же история повторяется.
          Яркиеприметы того времени: мощное революционно-демократическое движение,поддержанное прессой; бурный расцвет художественной литературы демократическоголагеря; первые шаги революционной пропаганды в народе; и одновременно ростраскольничьих и иных сект среди крестьянства, жадно внимавшего предречениямновоявленных пророков, наконец, кризис веры даже среди части православногодуховенства.
           В этигоды на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя НиколаяЛескова. Он начал с публицистики. Писатель словно спешил  выплеснуть накопившийся запас наблюдений.Многие его очерки, фельетоны, публицистические статьи и литературно-критическиеобозрения по своему характеру были близки настроениямдемократов-шестидесятников. Молодой журналист выступает со статьями на самыеразные темы общественной жизни, затрагивает острые социальные вопросы и нередкорешает их в душе демократического радикализма. Он публикует статьи «О рабочем классе», «О найме рабочих людей»,«Сводные браки в России», «Русские женщины и эмансипация», «О привилегиях», «Опереселенных крестьянах». Совсем не случайно в записке канцеляриисанкт-петербургского полицмейстера «О литераторах и разночинцах» в то времязначилось: «Лесков. Крайний социалист. Сочувствует всему антиправительственному.Нигилизм во всех формах».
           ОднакоН. Лесков, по существу, не придерживался революционно-демократическихвоззрений, хотя, конечно, испытывал их воздействие и в первую очередь влияниеН.Г. Чернышевского, роману которого посвятил статью. Трезвый ум Лескова чемдалее, тем более замечал тщетность надежд на скорое нравственное преобразованиеобщества. Одну из главных тормозящих причин видел он в том, что в печати был«для всякой тенденциозной лжи открыт простор безбрежный». Сам же в статьяхсвоих всегда стремился к точности и откровенности, к объективности суждений.
          Между темплодотворной журнальной работой подготавливалось и художественное творчествоЛескова. В ранних статьях и фельетонах начинающего литератора нередко появляютсяпоэтические картины действительности, запечатленные в яркой, выразительнойречи, в живой словесной вязи русского простонародья. В этих статьяхвоссоздались образ мыслей и настроения описываемых людей и характерные приметывремени.
           Вслед захудожественным очерком «Погасшее дело» следуют рассказы «Разбойник» и «Втарантасе» (1862). В 1863 году – «Ум свое, а черт свое». Затем «Овцебык»,повесть «Житие одной бабы». Несколько позже – «Леди Макбет Мценского уезда»(1865), «Воительница» (1866) и т.д.    
           Горестный, по существу, рассказ о жалком «разбойнике» («Разбойник»)заставлял задуматься не только о нем и ему подобных бедных скитальцах, но и обистинных разбойниках, о тех, которые «законно» грабят и бесчинствуют, пользуясьсвоей властью…
          Встолкновении с реальной действительностью не выдерживает и кончает с собойискренний страдалец за униженных и оскорбленных Василий Петрович Богословский(«Овцебык»). Он и смешон, и велик, этот самозабвенно жертвующий собой человек.
           Во всейнеприглядности быта предстают в раннем творчестве Н. Лесков картины деревни игубительные последствия крепостнического уклада. В «Житии одной бабы», этомсвоеобразном крестьянском романе, возникает обаятельный образ крестьянки Насти,загубленной людской корыстью. В сюжете рассказа о трагической судьбе героинипрозревает народная мечта о человеческой красоте и справедливости.
           Инаяжизнь развертывается перед читателем в повести «Леди Макбет Мценского уезда».Это  «глухой» быт купеческой семьи с егогрубой моралью рабского подчинения и серой скукой. В этой среде проводитмолодые годы страстная, порывистая купеческая жена Катерина Измайлова, онаполна неудовлетворенных желаний, тоски по любви, материнству.  И вот, по наущению милого ей, но коварного икорыстного приказчика Сергея,  приходитКатерина Измайлова к преступлению и своему страшному концу. Ее драма возбуждаети невольную мысль о противоестественном мире, в котором извращаются добрые человеческиечувства и нисходят до злодеяний и гибнут натуры, полные сил и страстногожизнелюбия. Эта повесть наиболее известное произведение писателя.
           
                                     ТЯЖЕЛЫЕ  ИСПЫТАНИЯ                              
  
           Неопределенность политических взглядов в конце концов обернулась дляписателя тяжелой драмой. В 1862 году на страницах «Северной пчелы» Лесковвыступил со статьей, в которой, в частности требовал от властей опровергнутьслухи о том, что пожары, возникавшие в Петербурге, связаны с появлением здесьреволюционных прокламаций. В те майские дни, в городе часто возникали пожары, а по Петербургу распространялисьлистовки,  в которых пророчилась скораяреволюция с уничтожением всех приверженцев существующего строя. Провозглашаласьнеобходимость отмены часной собственности, брака, который назывался феноменом ввысшей степени безнравственным и немыслимым при полном равенстве полов ит.д.  Обыватель был чрезвычайновстревожен. Вот тут-то на страницах газеты, считавшийся оплотом реакции, ипоявилась лесковская статья о необходимости развеять всевозможные слухи,бродящие среди обывателей, обнародовать все сведения о причинах пожаров,тщательнейшего и строжайшего следствия. Писатель был близок к революционно настроенным шестидесятникам: с негобыл особый спрос. И хотя в лесковской статье не было обвинения революционноймолодежи в поджигательстве, как о том писали позднее, писатель оказался едва лине единственным ответчиком за распространение упомянутых слухов, его обвинили вклевете и доносительстве.
          Оглушенный этим неожиданным для себя приговором, Лесков тщетно пыталсяоправдаться, объяснить, что замысел его вовсе не соответствовал обидномуобвинению. Затем он спешно уезжает за границу, едет через Прибалтику в Варшавуи Краков, затем во Францию, в Париж. Но обида не остывает. И он решает создатьпроизведение о людях, подобных тем, которые так странно и несправедливоистолковали его статью, написанную с самыми добрыми намерениями. Он пишет оченьсложный по содержанию роман «Некуда» (1864), долго и мучительно проходившийчерез рогатки петербургской цензуры и искалеченной ею. В 1881 году Лесков сдостаточной объективностью высказался о своем произведении в письме к И.С.Аксакову: «Некуда» частию есть исторический памфлет. Это его недостаток, но этои его достоинство…»             
         Действительно, роман вышел в свет как раз тогда, когда самодержавнаявласть обрушила на демократический лагерь репрессии: в 1862 году томился вПетропавловской крепости Д. Писарев, был осужден к каторге Н.Чернышевский.  В такой накаленной обстановке прогрессистыприняли роман «Некуда» с негодованием и объявили его враждебным всемудемократическому движению. С этого времени Лесков надолго был отвержен отдемократических изданий.
           Однакоже в романе «Обойденные» (1866) Лесков продолжил разговор о «нетерпеливцах»,только повел его по-другому. Он противопоставил новым людям  Н. Чернышевского людей обыкновенных.
          Неприятие анархического экстремизма доходило до раздражения и он вновьобращается к теме, стремясь наконец «уязвить» самых нелепых и зловредных изтех, кто «примазывался» к демократическому движению. Так появился роман «Наножах» (1871), который писатель на склоне лет назовет самым безалаберным своимпроизведением…
         
          В обстановке, в которой, кажется, можнопотерять голову, писатель решительно отводит деловые предложения, несоответствующие его воззрениям и его совести. Он не участвует в изданияхполицейского характера, не хочет и думать о службе, не подходящей к его понятиямо свободе и достоинстве. Он резко отходит от тех, чье поведение и взглядыперестают вызывать у него доверие. Писатель не примкнул к реакционным кругам.Тяжелые годы во многом повлияли на его характер. Испытав на себе силуобщественного мнения, он всю жизнь избегал «направленчества» и не желал  «приносить живых жертв бездушным идоламнаправлений». С неизменной настойчивостью подчеркивал писательсамостоятельность своих суждений. Иногда в его тоне появлялись ноткираздражительности обиженного человека. В корне лесковского характера лежаладемократическая идея уважения к человеческой свободе.
           
          Произведения Лескова, отличались широким «захватом» современной емудействительности. И одновременно были удивительно проникнуты историей. Он, какникто другой, умел передать внутренний мир обыкновенного человека. В начале70-х годов появляются одно за другим замечательные лесковские произведения:«Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» и несколько позже – «Павлин», «На краю света» идр.
  
                                «ПЕРЕЛОМ»  В ЖИЗНИ  ПИСАТЕЛЯ
            Хроника «Соборяне» – одно из лучших произведений писателя повествующая ожителях «старгородской соборной поповки», их обыденных заботах, личныхпереживаниях, сомнениях, надеждах и поисках справедливости в жизни. Послевыхода  романа Лесков постепенно вновьзавоевывает сочувственное внимание многих читателей.  В общем отношении к нему произошел перелом.Стало наконец «устраиваться» положение Лескова в литературе.
            В 1874году писатель получает возможность служить. Его назначают членом особого отделаУченого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг,издаваемых для народа. С присущей ему ответственностью начинает Лесков работу,но независимость его поведения не могла нравиться начальству и в 1883 году оноставил это место.  До самой своей смертиЛесков живет в Петербурге. Лишь в 1875 и 1884 годах он выезжает за границу даизредка навещал добрых знакомых, несколько раз встречался с Л.Н. Толстым.
           Завнешним однообразием его жизни скрывалась огромная и напряженная творческаяработа отраженная в полном собрании сочинений в 12-ти томах. Он оставалсястрастным и непримиримым, когда речь шла о его убеждениях. И все это делало егожизнь сложной и полной драматических столкновений. Он был беспощаден ко всемсвоим ошибкам и слабостям. За два года до смерти писатель с присущей емубескомпромиссностью безжалостно оценил свою жизнь: «На похоронах моих прошуникаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и чтоя никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должензнать, что я сам себя порицал».
          Егопохоронили 23 февраля (7 марта) 1895 года в Петербурге, на Волковом кладбище призавещанном им молчании…  
                     
              «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»  — КАК  ОБРАЗ РОССИИ          
           Хотелось бы остановиться на повести «Очарованный  странник», написанная во второй половине XIX века, в трудное, противоречивоедля России время, но чем-то похоже на наше время, конец XX столетия. Основной образ произведения– Россия. Но описывает ее автор при раскрытии характеров русских людей,основных героев повести: Ивана Северьяновича Флягина, цыганки Груни, князя идругих. Писатель не только рассказывает об отдельных людях, но и открываетчитателям черты русского национального характера. Все россияне различаются, ноесть общая национальная черта характера – пассивность русского народа.  Лесков раскрывает причину формирования такогохарактера.  Главный герой повестиявляется обычный русский мужик Иван Флягин, а описание его жизни и испытаний –основной сюжет произведения. Рожден он был в обычной крестьянской семье ипредназначен для служению Богу. Но судьба была жестока к нему, он постоянносовершал серьезные преступления, хотя не хотел этого делать, презирал и укорялсебя за грехи: убийство невинного монаха, женщины которую любил. По сути жедела он не был виновен в своих преступлениях, так как совершал их под действиемзлого рока. Флягину было предсказано умирающим старцем: «А вот…тебе знамение,что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоянастоящая погибель, а ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».  В конце Иван оправдан, очищен от грехов. Онстал монахом, чернецом, как говорил умирающий, и обрел успокоение, даже тихоесчастье в монастыре. Так и наша Россия проходит через тысячи испытаний,страданий.  Наша страна – это «очарованнаястранница». В этом есть глубокий смысл названия повести Лескова. Хотя ИванФлягин и является главным героем, но он не единственный образ, олицетворяющийнашу Родину. Иван – это Россия страдающая, несчастная, постоянно сражающаяся созлым роком, преследующим ее, а есть еще Россия любящая, романтическая. Такойпредстает она перед нами в образе вольной цыганки Груни.  Красивая, молодая, свободолюбивая, онавызывает симпатию читателя. В своей повести Н. Лесков описывает грустнуюисторию любви девушки. Груню полюбил богатый князь и захотел сделать своейженой против ее воли, так как она не испытывала к нему никаких чувств. И все жебогач сделал все и девушка полюбила князя, но он будучи низким человеком,бросил ее, засадив под замок. Несчастная, свободная, любящая Груня! Наверное,нет более точной характеристики для образа нашей Родины. Судьба Груни грустная– цыганка утопилась, но осталась свободной.
                                          З А КЛ Ю Ч Е Н И Е
          
                                 Н. С.ЛЕСКОВ   О    РОССИИ
                 
            Лесковс его обостренным интересом к национальной культуре и тончайшим ощущением всехоттенков народной жизни создал удивительно своеобразный художественный мир иразработал самобытный, неповторимый – «лесковский» — способ изображения. В художественноммире  Н. Лескова отразилось движениеобщественной мысли, суть его заключалась в поисках такого развития России,которое позволило бы опереться в первую очередь на национальные традиции икультурные ценности. 
            И взаключении хочется привести отрывок из одной статьи, в которой  Н.С. Лесков писал, возражая неумереннымскептикам: «Обращаемся к истории, и здесь же мы видим, что этот народ отнюдь нелишен способности понимать общественную пользу и служить ей без подгона ипритом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасныеисторические моменты, когда спасение Отечества представлялосьневозможным…».   Лесков  считает, что «простой человек… спасаетРоссию, ввергнутую в омут крамолами бояр», он с глубокой страстностью заключает:«Этот ли народ надо изображать дурашливым сборищем, неспособным понимать своегопризвания?»
            Отрывкииз статьи написанные аж 122 года назад Николаем Семеновичем Лесковым звучатсовременно для нашего 1999 года.
 
Использованная литература:
1.  Собраниесочинений в двенадцати томах.  Н. С.Лесков      «Правда» 1989 год.
2. Жизнь Николая Лескова по его личным семейным инесемейным записям и памятям.             А. Н. Лесков     «Художественнаялитература» 1984 год.
3. Энергическая бестактность.         Н.С. Лесков  «Православное обозрение» 1876 год.