Жизнь природы в лирике ФИ Тютчева

Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг
бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной
бездной. Ф. И. Тютчев
Пожалуй, трудно найти русского человека, ко­торый бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихо­творения его не могут оставить человека равно­душным. Ведь все творчество Тютчева — это обя­зательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к роди­не, к женщине, к жизни наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютче­ва, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчев­ских стихов. Их тематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это глав­ный предмет изображения.
Природа, воспетая Тютчевым, близка и понят­на каждому русскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины. Так, великий наш писатель Л. Н. Толстой призна­вался, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны»:
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины,
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, —
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Природа никогда не предстает перед вами во время каких-нибудь могущественных катаклиз­мов, которые вызывают у человека страх и беспо­мощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная пре­лесть:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красо­ты, которая поражает читателя своим совершенст­вом. И главное — этот мир живой. Природа для Тютчева — храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естест­венный и одухотворенный:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
У Тютчева нет «мертвой природы» — она всег­да полна движения, на первый взгляд незаметно­го, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, сущест­вует человек:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Тютчев дает понять, что, как бы ни пытался человек выделиться, он все равно останется «гре­зою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то сла­бое, хрупкое и беззащитное, зависимое от челове­ка.
Природа Тютчева всегда многолика и разнооб­разна. Мы видим ее в постоянном движении, не­прерывной смене явлений, в переходных состояниях — от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрыва­ется поэтом во всей красе и величии — это харак­терная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допус­тим, нам встречается солнце, глядящее «исподло­бья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно та­кими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь опи­сывает.
Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает с «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы люд­ские…» дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную про­блему взаимосвязи человека с окружающим его миром.
Для Тютчева природа — загадочный собесед­ник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?» — вопрошает поэт. И тут же отвечает:
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
Мастерство Тютчева всегда поражает. Он под­мечает в самых обыкновенных природных явлени­ях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отобра­жением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обыч­ных словах, но идущих от самого сердца поэта:
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали…
Не загромождая описания обилием подробнос­тей, Тютчев выбирает самое необходимое, благода­ря чему достигает большой художественной выра­зительности.
Поэту удавалось улавливать, как сказал Не­красов, «именно те черты, по которым в воображе­нии читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу толь­ко человеку, увидевшему в природе «душу», осоз­навшему, что «в ней есть свобода, в ней есть лю­бовь».