ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИМ. ОГАРЁВА
Факультет Рузаевский институт машиностроения
Кафедра гуманитарных дисциплин
Реферат
по философии
на тему:
«Значение диалектики в истории философского и научного знания»
Выполнила: Кудряшова К.
Проверил: Тихонов Р.В.
Рузаевка 2011
Содержание
Введение
Понятие диалектики
Различие категорий и законов
Заключение
Список использованных источников
Вступление
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории
развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые исходные положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Понятие диалектики
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей,
процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы,
диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и идеалистической. Мы рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.
Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения.
Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.
Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.
Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика как учение о единстве противоположностей. «Диалектика — есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга — почему ум человека не должен брать эти противоположности, — за мёртвое — застывшие, а за живое — условные,
подвижные, превращающиеся одна в другую.»
Диалектика как метод познания. По этому поводу К.Маркс писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее появление. У меня же наоборот идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но
лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод».
Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном. Идея у Платона есть то изначальное целое, что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом — таково свойство идеи.
Критика Аристотеля идеи Платона: «идеи Платона как самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не объясняют ни бытия идей, ни познания вещей».
Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты в единое целое,
в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.
Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту действительность.
Идея, в отличие от материи, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания, проект будущего развития действительности.
Философское учение о сверхчувственных принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий явления в их неизменности, вне системы, в независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник
их развития.
Догматизм — возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.
Софистика — учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.
Эклектика — как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.
Общим между категориями и законами является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.
Различие категорий и законов.
Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.
1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны
объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной
действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:
— Закон единства и борьба противоположностей,
— закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
— закон отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целое множество, есть и не познанные. Но этим мы здесь выделяем основные.
Испокон веков внимание разума привлекали, как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем
что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие
и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).
Формула «Единства и борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, изложений движения, развития.
«Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции — словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь, и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть»
Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал — мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения — анатомической, психологической, философской — есть подвижный результат двух начал. Вспомните миф о Меркурии — две
Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.
Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии — мужское.
Справа влево, вниз, от периферии — женское.
Отсюда минимум два вывода:
1) любое «слева» уже подразумевает «направо»;
2) любое «вверх» имеет смысл, если известен «низ».
Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.
Противоречие — выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. «Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов»
«Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей». «Единство тождества и различия — такова диалектическая форма противоречия»
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное».Диалектика противоречия отражает двойственное
отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия — это противоречия между элементами структуры; а внешние — это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и неосновные, главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома — полярность ядра, электронные оболочки остаются!
В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.
Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование) — (частичного сохранения, препятственности, трансляции);
3) конструкции (формирования, создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной — Крещение Руси -это поворот к Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго-переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.
3. Петровские реформы — ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года — вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка — признаки идеализации Запада. Неужели опять, уже третий раз ориентировка на Запад?
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
Качество — это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.
Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
Качество — такая определенность предмета (явления, процесса, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество.
Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Свойство-сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.
Свойства бывают специфическими и общими;
-главными и неглавными,
-необходимыми и случайными,
-существенными и несущественными,
-внешними и внутренними,
-совместимыми и несовместимыми,
-отдельными и не отдельными,
-естественными и искусственными,
3. Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе. Они выражают;
1. Универсальные связи бытия.- Единичное и общее. Явление и сущность.
В мире все взаимосвязано. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального и варьируемого и т.д. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории.
Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.
Эти категории, как правило, парные: отражают «полярные» стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
а) первый категориальный ряд выражает «устройство» и «организованность» бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики:«единичное и общее»,«многое-единное»,«сходство-различие»,«качество-количество»,«простое-сложное»,«часть-целое»,«конечное-бесконечное»,«форма-содержание» и т.д.
б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: «явление — сущность», «причина — следствие», «случайность — необходимость», «возможность — действительность» и д.р. Первый ряд категорий можно назвать «горизонтальными», а «второй» — «вертикальным».
Даем смысловое разъяснение категорий:
1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то, что неповторимо в явлении, присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным. Общее — то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее — это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.
Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным «властвует» общее, которое безжалостно «заставляет» последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет.
Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами — неповторимое.
2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности.
Внешние, наблюдаемые, означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.
Одни утверждают: форма проявления и сущность вещей совпадают. Если это было бы верно, тогда наука была бы излишней.
Другие предполагают: явление и сущность не имеют общую связь. Если это считать верным, но тогда невозможно познания сути вещей. По Канту явление — это форма опытно постигаемого человеком бытия.
Платон: сущность тождественна идеи (эйдосу), она не сводима к телесным, чувственно воспринимаемым формам бытия. Она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.
Аристотель: сущность-это вещи, наделенные особой активностью форм как некоторый принцип, олицетворяющий косную материю, в совокупности с которой и образуются все вещи.
Заключение
Сущность вещей материальна, представляет собой совокупность свойственных ей необходимых сторон и связей, и существует она независимо от человеческого сознания. Существуя реально, она органически связана с явлением, раскрывает свое содержание только в нем, через него.«Сущность — по Ленину — является, явление — существенна».
Структурные связи. — Часть и целое; Форма и содержание;
С категориями сущность и явление, часть и целое тесно связаны категории — содержание и форма. Под содержанием понимается категория материалистической диалектики, обозначающая совокупность всех взаимодействий и обуславливаемых ими изменений, свойственных явлению. Формой явления называется относительно устойчивая система связей моментов содержания, его структура. Понятие «структура» обозначает способ сочетания и взаимосвязи элементов целого. Понятие «элемент» обозначает компоненты, составляющие какое-либо целое и находящиеся между собой в определённой взаимосвязи
и взаимозависимости.
Понятие «часть» представляет собой характеристику, «винтик»,«клеточку» целого.
Связи детерминации. Детерминизм — это учение о всеобщей взаимообусловленности объективных явлений. В основе этого утверждения — универсальная связь всех явлений.
Исходной категорией детерминизма является понятие связи и взаимодействия.
Сущность детерминизма раскрывается наиболее полно путём использования таких категорий, как «причина», «следствие», «закономерность», «сущность», «явление», «необходимость» и «случайность», «свобода», «возможность», «действительность».
Эти категории используются, как парные категории. Характеристики их:
1.Причина и следствие.
а) Причиной называется взаимодействие материальных образований или элементов, их составляющих, обуславливающее соответствующие изменения.
б) Следствием называются изменения, возникающие во взаимодействующих формах или материалы их образованиях в результате их взаимодействия.
2.Необходимость и случайность.
а) Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.
б) Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.
Случайность и необходимость, возможность и действительность. Что общего может быть между Наполеоном, который родился в 1760 г. и Гитлером, родившемся в 1889 г. — разница в возрасте 129 лет. Наполеон пришёл к власти в 1804 г., Гитлер в 1933 г. — разница — 129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 г., а Гитлер в 1933 г. — опять разница -129 лет. Наполеон проиграл войну в 1816 г., а Гитлер в 1945 г. — разница 129 лет.
3.Возможность и действительность.
а) Возможностью называется тенденции, предпосылки возникновения и развития, а действительностью называется то, что уже появилось реально.
Список использованных источников
Алексеев П.В, Панин А.В. «Философия» М.: Проспект,2000.-254с.
Спиркин А.Г. «Основы философии» М.: Политиздат,1998.142с.
«Философия» под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс,2000.65-71с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов н/Д.: Феникс,2000.289с.
Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000.129с.
Глоссарий
I часть. Тезариус
Догматизм — возникает на основе метафизики. Он как метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений составляют суть догматизма. В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму, политическому авантюризму.
Софистика — учение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки, головоломки, мнимых доказательств. Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём, используя недостаточность логического и семантического анализа.
Эклектика — как метод предполагает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, элементов. Например, материи и сознания, бытия и жизни.
Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.
Качество — это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.
Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.
Качество — такая определенность предмета (явления, процесса, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Противоречие — выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектикуот метафизики. «Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов»
II часть. Персоналии
Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платону приписывают 34 сочинения, доподлинно известно, что 23 из них сочинения самого Платона, остальные написаны в форме диалога в котором главным действующим лицом выступает Сократ. Платоновский корпус (Corpus Platonicum), то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона, формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики. Некоторые трилогии автора: «Государство», «Тимей» и «Критий» «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей — «Критон», «Федон» и «Письма».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Основные сочинения: Феноменология духа (1807), Наука логики, Философия права (1821), «Энциклопедия философских наук».
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (или перипатетическую школу) — древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».