Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………… 2
1. Потребности общества………….……………………………….3
2. Экономическийкруговорот.…………………………………….4
3. Рольпотребностей…………………………………….………… 6
4. Экономическиеинтересы……………………………………….10
5. Беларусьсегодня………………………………………………..11 Список используемой литературы…………………………………..14
Введение.
Экономика – это настолькообщее, ёмкое и многопризначное понятие, что определить её одной фразой илиединым признаком практически невозможно.
Название «экономика»произошло от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (закон), что в буквальном переводе означает искусство управления домашнимхозяйством.
В наше время содержаниепонятия «экономика» претерпело существенные изменения.
Под экономикой нынепонимается:
а) совокупностьпроизводственных отношений исторически определённого способа производства или экономическийбазис общества (экономика капитализма и т.д.);
б) народное хозяйствостраны в целом, включающее отрасли и виды производства (экономика РеспубликиБеларусь и т.д.);
в) отрасль науки,изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений(экономика сельского хозяйства и т.д.).
Экономика не являетсясферой приложения сил только профессиональных экономистов. В повседневной жизнив ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике бытьэкономистом обязан каждый. Это обусловлено необходимостью в любом делеучитывать соотношения затрат и выгод, что придаёт экономический аспект любойформе деятельности людей.
Экономика − этопрежде всего люди с их умениями и навыками. Вне человека, семьи, общества вцелом нет и не может быть никакой экономики. В свою очередь, созданная человекомэкономика сама оказывает активное влияние на формирование и развитиечеловеческой личности.
1. ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА.
Потребности − это объективная нужда людейв жизненно необходимых благах и услугах с целью поддержания жизнедеятельности иразвития организма. Само существование экономики связано с решением проблемпотребления, т.е. удовлетворения потребностей людей при ограниченностиресурсов.
Современной экономикойпринято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей(промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт идругие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующихпредприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельностилюдей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметыпотребления и средства производства.
Значение экономики дляобщества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметамипотребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которыхне может существовать ни один человек. Отсюда очевидна главная функция(назначение) народного хозяйства — производить богатство, удовлетворяющееразнообразные потребности людей.
Вполне естественно, чтоо степени развитости хозяйства каждой страны мы судим по показателямпроизводства продукции первого рода — по объему, разнообразию и качествупредметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. При этом экономическаятеория изучает не быстро протекающие и случайные события, а стремится к научнымобобщениям типичных фактов, для чего она обращается к экономической статистике.Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которыесвойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении более или менеепродолжительного периода — 10, 20 и более лет.
Выполнять главную функциюнационального хозяйства невозможно без изготовления натурального богатствавторого рода — средств производства (хлопка, нефти, металла, древесины, станкови т.п.). Выше мы говорили, что о состоянии экономики государства судят попоказателям производства продукции первого рода, но без производства средствпроизводства не будет и предметов потребления, следовательно, не менее важен идругой показатель — объем выпуска средств производства в расчете на душунаселения.
Помимо натуральных формбогатство общества существует в совершенно ином виде. В начале развитиятоварного хозяйства (3-5 тыс. лет тому назад) появился третий род богатства — деньги. Деньги являются воплощением и знаком стоимости товаров, средствомобращения (купли и продажи материальных благ). С их помощью необычайно облегчилсяи ускорился рыночный обмен, что благоприятно сказалось на расширении производствавсех полезных вещей. Вместе с тем возникла особая сфера обогащения людей — в отличиеот накопления натуральных продуктов: нажива посредством увеличения стоимости,денег (этим первоначально занялись купцы и ростовщики).
2.Экономический круговорот.
Общественное богатствосовершает движение по такому наибольшему по масштабам кругу: производство — распределение — обмен — потребление.
Начальной фазой являетсянепосредственное производство — созидательный процесс изготовления полезныхпродуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы кудовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливаетсямебель).
Производство имеетосновополагающее значение для всей экономики. Если не создан продукт, то,естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять.
Эту непреложную истинуособенно остро ощущает население стран с низким уровнем национальногохозяйства. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа.Убедительной иллюстрацией служат, положим, данные о производстве валовоговнутреннего продукта (суммы стоимости товаров и услуг, созданных в стране), врасчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душунаселения, произведенный в США в 1992 г., принять за 100 %, то этот показательа; составил в Германии 89,1, Японии — 87,2, Канаде — 85,3, а в то же время вТанзании — 2,7, Мозамбике — 2,5 и Эфиопии — 1,5 %.
Распределение — такаяфаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения прежде всегопри производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместитьработников и орудия труда по неодинаковым родам и видам хозяйственной деятельности.Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется.
Обмен — как важная формаэкономической связи между людьми — прежде всего глубоко вторгается впроизводство.
Доставшиеся отраспределения блага зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, еслилюди нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктамитруда.
Потребление в первуюочередь непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуютсяжизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо,машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершаетсяпроизводительное потребление.
Вместе с тем потреблениесоставляет особый — заключительный — этап движения продукта, когда он идет наудовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образомисчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуетсязаново создавать. Последовательность кругового движения продукта потребленияпредставлена на рис.1.1.
/>
Чтобы лучше разобратьсяво всех взаимосвязях этапов движения продукта труда еще раз взглянем на рис.1.1.Можно ли сказать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идетпо замкнутому кругу?
Экономическая статистикаговорит об обратном: в большинстве стран и в мировой экономике в целомнаблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Стало быть, врассмотренной нами схеме круговорота явно недостает очень важного звена. Онотак соединяет потребление с производством, что как бы переводит последнее наболее высокую орбиту.
3.Роль потребностей.
Потребность вообще − это особое психологическоесостояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение»,«неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешнимиусловиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителемактивности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человекизыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствиитаких возможностей — подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболееблизкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными сжизнеобеспечением.
Человеческие потребностивесьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей)различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту(предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются наматериальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические(касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда,общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим подробнеепоследний вид потребностей. Экономические потребности − эточасть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство,распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Производство прямо влияетна потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создаетконкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенныхчеловеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь всвою очередь ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация.Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельцавозникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящуюстоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, ускорениенаучно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и укладжизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление впродажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
В-третьих, производствово многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формируетопределенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполнедовольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику дляприготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
В свою очередь,экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребностиявляются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретнымориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людейприсуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях.Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, какизготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этогоэкономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, авангарднаяроль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательноедвижение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.
Всю историю экономики мыможем в определенном смысле рассматривать как историю формированияпотребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной идуховной культуры общества) знает несколько уровней потребностей.
Наибольшеераспространение получила классификация потребностей (по степени их важности)американского социолога А. Маслоу, который предложил специальную «пирамиду»потребностей или иерархию (порядок подчинения) потребностей. При этом«фундаментом» (основной) даже самых возвышенных потребностей он считает всё жетак называемые физиологические или основные материальные потребности:
− физиологическиенужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
− потребности вбезопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни,защите от нищеты);
− потребности всоциальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе илюбви);
− потребности вуважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретенииопределенного общественного положения);
− потребность всаморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
/>
Рис. 1.2. Пирамидапотребностей современного человека (по А. Маслоу)
Социально-экономическийпрогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей.Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей)необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитиемпроизводства и культуры.
Однако возвышениепотребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстреевсего насыщаются и имеют определенный предел развития нужды низшего порядка.Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные иинтеллектуальные.
Чтобы точнее изучитьдинамику потребностей, статистика разделила предметы потребления на триосновные группы:
а) продовольственныетовары;
б) промышленные изделия,входящие в обычный набор потребителя (одежда, обувь и т.п.);
в) высококачественныеблага длительного пользования (мебель, телевизоры, мотоциклы, автомобили идр.).
Немецкий статистик XIXв. Э.Энгель установил закономерную связь между денежными доходами населения,предназначенными для покупки жизненных благ, и структурой потребления. Согласнозакону Энгеля, чем выше уровень жизни людей, тем относительно меньше их затратына покупку продовольственных товаров. В то же время возрастает спрос напромышленные изделия широкого потребления, а при дальнейшем повышенииблагосостояния людей существенно расширяются закупки высококачественных товаровдлительного пользования. Примечательно, что во второй половине 80-х годов извсех затрат на покупку товаров на продовольственные продукты было израсходованов США — 32 %, в СССР – 48% и на Кубе — 60 %; остальную долю покупок составилинепродовольственные изделия: соответственно — 68, 52 и 40 %.
Осознанные людьмипотребности формируют их мотивации к труду. В таком случае потребностиприобретают конкретную форму − форму экономического интереса.
4.Экономические интересы.
Экономические интересы − это объективные, определяемыеэкономическими отношениями существенные и устойчивые связи, которыеобусловливаю необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихсяматериальных потребностей общества, классов, социальных групп, коллективов илиличностей. Будучи проявлением производственных отношений, они выступают в видеобъективной направленности хозяйственной деятельности людей, в которойотражаются их место в системе общественного производства.
Люди, как известно,являются носителями определённых экономических и классовых отношений, которые проявляются,прежде всего, как интересы. Они-то и предопределяют стремление людей кудовлетворению своих объективных материальных потребностей. Интересы служатстимулом к производственной деятельности с целью удовлетворения различныхпотребностей людей в условиях общественного разделения труда. Ещё А. Смитписал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мыполучить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».
Многообразие формсобственности и субъектов хозяйствования порождают и многообразие экономическихинтересов. На основе выявления носителя интересов можно выделить такженациональные, интернациональные, региональные, ведомственные, семейные,различных социальных групп экономические интересы.
Интересы носятисторический и классовый характер, поэтому между ними имеются противоречия, таквсе интересы данного общества существуют в противоречивом единстве и могутвыступать как социальные противоположности. Например, предприниматели,использующие наёмную рабочую силу, заинтересованы в росте прибыли за счёт сокращениевеличины заработной платы наёмных работников. Последние, наоборот, заинтересованыв росте зарплаты, не взирая на то, что прибыль нанимателя при этом будет сокращаться.
Необходимостьосуществления экономических интересов побуждает людей к активнойпроизводственной деятельности и выступает в качестве экономических стимулов такойдеятельности. Этим самым они выполняют роль «двигателя» экономической жизниобщества.
В любом обществе имеетместо сложное переплетение экономических интересов. На экономическую активностьлюдей влияют прежде всего два фактора:
а) необходимостьудовлетворения их (по сути дела неограниченных) потребностей;
б) ограниченность вкаждый данный момент ресурсов, служащих для удовлетворения растущихпотребностей (действует закон возвышения потребностей), а, следовательно,ограниченность и возможностей их удовлетворения.
В этих условия междулюдьми рождается конкуренция за владения объектами, способными реализовывать ихэкономические интересы. Потребности людей при этом могут совпадать (в пище, водежде, в отдыхе), но интересы никогда не совпадают полностью, что можетпривести к обострению противоречий между различными субъектами экономическихотношений и даже к социальным взрывам (в зависимости от степени остротыимеющихся противоречий между различными социальными группами общества).
Здесь необходимопределённый комплекс: предприниматели вынуждены обеспечивать условия длясоблюдения интересов других слоёв общества, а наёмные рабочие − учитыватьэкономические интересы нанимателей.
5.Беларусь сегодня.
Оказание услуг в Беларусив два раза эффективнее производства товаров. Тем не менее, в этом году доляуслуг в ВВП еще уменьшилась. Причина проста: в силу высоких плановых темповроста ВВП производится то, что ранее освоено, к чему готова экономика.
Как выглядит структуратоваров, особенно в свете резкого повышения реальной заработной платы, котораяза 2004-й и 9 месяцев 2005 г. увеличилась по отношению к 2003 г. на 43,1%?
Доля производствапотребительских товаров в ВВП в 2005 г. составила 22,6%., т. е. в рублевыпущенной продукции, вспоминая старые единицы измерения, товаров — на 22,6коп. Это уточнение важно для сравнения с советским временем, когда в рублепотребительских товаров было на 14 коп. В результате в экономике существовалколоссальный отложенный спрос и, как следствие, утрата интереса к труду как ксредству удовлетворения материальных интересов, которые, надо заметить, тоженаходились в неразвитом состоянии.
Центральной задачей «перестройки»и повышения эффективности экономики было развитие материальных и экономическихинтересов трудящихся. Беларусь пока отстает в развитии потребительскихпотребностей населения от России. Еще большее отставание наблюдается ввовлечении населения в бизнес, что позволяет развивать экономические интересы.Так, в России доходы от предпринимательской деятельности и от собственности вобщем объеме денежных доходов населения составляют 20,8%, а в Беларуси только1,7%.
И все же за полторадесятилетия многое в этом направлении удалось сделать. Но кто получаетдивиденды от возросших потребительских запросов работающих? К сожалению, негосударства СНГ. Россия по-прежнему формирует основной доход от продажиэнергоресурсов, а Беларусь − от выпуска продукции по традиционнымнаправлениям, имеющим более низкую добавленную стоимость, чем в потребительскихтоварах.
Крайне важно и другоеобстоятельство: резкое опережение суммой денежных доходов населения объемапроизводства потребительских товаров. В 2005 г. оно составило 250%. В этойситуации только за 9 месяцев отложенный спрос, или сумма, подлежащаяудовлетворению за счет импорта, составила 7699 млн. долл., т. е. почти 800долл. на каждого жителя. По этой причине резко возрос спрос на валюту. Приростк аналогичному периоду прошлого года составил 24,3%, а чистая покупканаселением иностранной валюты (превышение покупки над продажей) увеличилась в9,3 раза и достигла 306,4 млн. долл.
Курс белорусского рубля кдоллару удается удерживать благодаря превышению продажи субъектамихозяйствования валюты над покупкой. Чистая продажа составила 1363,9 млн. долл.,увеличившись по сравнению с 9 месяцами 2004 г. на 88,4%.
В какой-то мере этоследствие реализации программы импортозамещения, но главным образом −потребность субъектов хозяйствования в белорусских рублях для выплатыувеличивающейся заработной платы и не снижающихся высоких отчислений в бюджет ивнебюджетные фонды. Справедливости ради необходимо отметить, что и инвестиции восновной капитал имели высокую динамику. Их прирост составил 23,3% и объем кВВП — 21%.
Существенным недостатком,не позволяющим промышленности воспользоваться возрастающей покупательскойспособностью населения, являются и более высокие цены на белорусском рынке посравнению с ценами на рынках стран-соседей. Особенно с учетом соотношенияцена-качество. Несмотря на ужесточение таможенного законодательства, очереди натаможенных переходах, на белорусско-польской границе и границах со странамиБалтии меньше не стали. Везут не только товары длительного пользования, но ипродукты. Например, холодильник «BOCH» объемом 350 л, купленный вПольше, даже с таможенными платежами обходится белорусу в 623 долл., ааналогичный холодильник ПО «Атлант» — 526 долл. Холодильник фирмы «Elektrolux»,который ниже по качеству, чем «BOCH», в Беларуси стоит 930 долл.
Положение еще болееусугубится, когда Россия вступит в ВТО. При открытой границе доступ к импортнымтоварам из дальнего зарубежья еще более упростится.
Списокиспользованной литературы.
1. Курс лекций «Экономическаятеория» Е. Ф. Борисова, доктор экономических наук, профессор. − Центральныйинститут непрерывного образования общества «Знание» России.
2. «Экономическаятеория» под редакцией Н.И. Базелева, С.П. Гурко 3-е изд., перераб. И доп. –Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.
3. «Основы экономической теории.Учебное пособие» Н. Я. Кажуро − Мн., ООО «ФУАинформ», ООО «Мисанта»,2003. − 672 с.
4. Средства массовой информации.