Значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

СодержаниеВведение1.  Роль и значениеналоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства2.  Правовая основадеятельности налоговых органов3.  Права иобязанности налоговых органов РФЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Среди множестваэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, иособенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним изважнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизмагосударственного регулирования экономики. Государство широко используетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка.
 Налоги, как и всяналоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условияхрынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависитэффективное функционирование всего народного хозяйства.
1. Рольи значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасностигосударстваНалоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдениемналогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и другихобязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами,установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля засоблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого впределах компетенции налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоитиз Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальныхорганов. Налоговые органы в своейдеятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговымкодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящимЗаконом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемымив пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов [5, с. 67]. Налоговые органы решаютпоставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органамиисполнительной власти, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерацииобязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговыхинспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятиепредусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц,насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговыхинспекций своих должностных функций.Главными задачами налоговых органовявляются, являетсяконтроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетгосударственных налогов и других платежей, установленных законодательствомРоссийской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствиис законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютномконтроле.
Жизнедеятельность любого государства находится в прямойзависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней ивнебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сборомпонимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридическихи физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленныеналоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Ноналогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налоговогозаконодательства — от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты [6, с. 87].
Государственная заинтересованность в стабильном поступленииналогов выражается в создании специальной системы учета налогоплательщиков иконтроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательныхплатежей. Реализация названной функции возложена на налоговые органы РоссийскойФедерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам входит всистему центральных органов государственного управления, подчиняется Президентуи Правительству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоговых органахРоссийской Федерации» (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), — они образуютединую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России,правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательныхплатежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютногозаконодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованнаясистема налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации поналогам и сборам и его территориальных органов. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 16.10.2000 № 783 (Положение о министерстве РоссийскойФедерации о налогах и сборах (ст.1)) дополняет уже названные главные задачи,решение которых возложено на МНС России
– участие в выработке налоговой политики и осуществление ее сцелью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней игосударственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и другихобязательных платежей;
– обеспечение межотраслевой координации, государственногоконтроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта иалкогольной продукции.
Как известно, МНС России, функции и полномочия осуществляетнепосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящиеналоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов вслучае их несоответствия Конституции РФ (ст. 9 Закона РФ № 151-ФЗ) и другимзаконам (ст.140 части первой НК РФ; ст. 273 КоАП РСФСР).
Единая, независимая, централизованная система налоговыхорганов включает в себя:
1. Федеральный орган исполнительной власти — МинистерствоРоссийской Федерации по налогам и сборам (МНС России).
Его территориальные органы:
2. Управления МНС России по налогам и сборам по субъектамРоссийской Федерации.
3. Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
4. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
5. Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам вгородах.
6. Инспекции МНС России по городам без районного деления.
7. Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонногоуровня.
А также:
8. Подведомственные организации.
Предусмотрена деятельность специализированной налоговойинспекции МНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками(постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной налоговойинспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (приказом МНСРФ от 18.05.99 № ГБ-3-34/140), межрегиональной государственной инспекции МНСРоссии по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг (приказомМНС РФ от 12.11.99 г.); межрегиональной инспекции МНС Россия по контролю заалкогольной и табачной продукцией (приказом МНС РФ от 11. 06. 99 №АП-3-20/175).
Для осуществления взаимодействия министерства сполномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральныхокругах утверждены положение и типовая структура межрегиональных инспекций МНСРоссии по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307).
Налоговые органы — юридические лица. Они имеютсамостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати.Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: МинистерствуРоссийской Федерации по налогам и сборам и его вышестоящим органам. СтруктураУправлений по субъектам федерации утверждается министерством. Министерством жеопределяются функции структурных подразделений руководимых налоговых органов [10, с. 43].
 
/>
Деятельностьдолжностных лиц налоговых органов поощряется и гарантируется государством засчет создания надлежащих условий работы, пенсионного обеспечения, обязательногогосударственного медицинского и социального страхования, защиты от насилия,угроз в связи с исполнением служебных обязанностей (и другие гарантии). В то жевремя на поведение должностных лиц налоговых органов накладываются определенныеограничения, они, будучи государственными служащими, не могут:
– заниматься другойоплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческойдеятельности;
– быть депутатомлибо заниматься предпринимательской деятельностью;
– использоватьслужебную информацию в неслужебных целях;
– получатьвознаграждения от физических и юридических лиц за услуги, связанные сисполнением должностных обязанностей;
– принимать участиев забастовке (имеются и другие запреты).

2. Правовая основадеятельности налоговых органов
Основополагающейправовой базой служебной деятельности налоговых органов является КонституцияРоссийской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государствасодержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, какна органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этихорганов, так и на граждан и их объединения (п.2 ст.15). Федеральная Конституцияимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всейРоссийской Федерации.
Законы и иныеправовые нормативные акты,применяемые на территории государства, не должны противоречить КонституцииРоссийской Федерации (п.1 ст.15). Конституция России предусматриваетприменение на ее территории норм права международного государства, еслимеждународным договором России установлены иные правила, нежели предусмотренызаконом (п.1 ст.16).
Федеральныеналоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации(п.«з» ст.71). Это означает, что субъекты Федерации не вправе, ни изменять,ни дополнять, Налоговый кодекс Российской Федерации своими актами и нормами, ниразвивать либо конкретизировать с их помощью положения Кодекса. Во всех такихслучаях «действует федеральный закон» (п.5 ст.76), т. е. Налоговыйкодекс РФ и федеральное налоговое законодательство в целом. Установление общихпринципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное иадминистративно — процессуальное законодательство (п./п. «и»,«к» п.1 ст. 72) — относится к совместному ведению РоссийскойФедерации и ее субъектов [4, с. 33]. Каждый обязан платить законноустановленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающиеположение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции).
Системаналогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения исборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (п. 3 ст.75).
Государствопризнает права и свободы граждан, обязуется соблюдать и защищать (ст. 2). Встатье 45 их защита объявляется обязанностью государства и, одновременно,каждому гражданину предоставляется право личной защиты своих интересов, незапрещенными законом способами. Защита государством прав и свобод граждан, в т.ч. связанных с налогообложением, по сути, предусмотрена в статьях 8, 24, 33 — 36, 45, 46, 47 п.1, 48 п., 51, 53 — 55, 74, 75, 76 п./п. 5 и 6, 114 п.1 п./п. «е»,120 и др. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (ранее — Госналогслужба России), будучи федеральным органом исполнительной власти,обязано осуществлять служебную деятельность в рамках закона и своей компетенции.
Сказанное вотношении граждан, в равной мере относится к юридическим лицам (организациям).В Конституции нет норм о правовой защите юридических лиц, но именно действияграждан (должностных лиц) определяют деятельность организаций. Законные права иинтересы организаций представляют лица, указанные в п. 1 ст. 182 части первойГК РФ (руководители, представители). В этой связи уместна ссылка на ст. 53части первой ГК РФ:
– «Юридическоелицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанностичерез свои органы:» (п.1);
– «Впредусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданскиеправа и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников»(п.2).
ПоложениеКонституции о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом» (п.2 ст. 45), — адресовано и гражданами организациям. Конституционные нормы, обращенные к участникам налоговых иадминистративных правоотношений, многообразны. Имея общий характер,специфичность они обретают в налоговом, административном законодательстве. Ктаким общим конституционным нормам следует отнести [9, с. 29]:
– гарантия единствав Российской Федерации экономического пространства, свободного перемещениятоваров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободаэкономической деятельности (п. 1 ст.8);
– признание изащита в Российской Федерации равным образом частной, государственной,муниципальной и иной формы собственности (п. 2 ст. 8);
– обязанностьорганов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностныхлиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами,непосредственного затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом ( п. 2 ст. 24);
– невозможностьлишения кого либо своего имущества иначе как по решению суда (п.3 ст.35);
– право каждого наиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст. 34);
– возможностьобжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственнойвласти, местного самоуправления и их должностных лиц (п.2 ст. 46).
В КонституцииРоссийской Федерации нашли отражения основные международные декларации, пакты истандарты. Такие как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,Международный пакт о гражданских и политических, социальных и культурных правах1966 г., Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе1975 г., Венская декларация и программа действий ООН 1993 г. Российской Федерациейподписана и ратифицирована Конвенция Содружества Независимых Государств оправах и основных свободах человека 1995 г. {13; 1}.
В порядкереализации и развития принципиальных положений, заложенных в КонституцииРоссии, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав исвобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно кдеятельности налоговых органов: часть первая Налогового кодекса РФ в ред. 1999г., Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) 1994 и 1995 г.г., Арбитражныйпроцессуальный кодекс РФ 1995 г., часть вторая Налогового кодекса РФ 2000 г.
В Конституциисодержится принцип обязательности официального опубликования законов. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие прав, свободы и обязанности заинтересованныхлиц, не применяются, если они не публиковались официально для всеобщегосведения (п. 3 ст. 15).
Закон РФ«О налоговых органах Российской Федерации» от 21. 03. 91 № 943-1(ред. от 07. 11. 2000 г. № 135-ФЗ) содержит 4 главы:
I. Общие положения.
II. Задачи, права и обязанностиналоговых органов.
III. Ответственность налоговых органов.
IV. Иные вопросы деятельности налоговыхорганов.
В законеопределено назначение и общие направления деятельности налоговых органов.Статья 1 закона относит к компетенции налоговых органов контроль за соблюдениемналогового законодательства России, правильностью исчислений, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и другихобязательных платежей, установленных российским законодательством, а такжеконтроль за соблюдением валютного законодательства России в пределах своейкомпетенции.
КромеКонституции РФ и указанного закона, налоговые органы руководствуются вслужебной деятельности Налоговым кодексом РФ (части 1, 2), другими федеральнымизаконами и иными законодательными актами государства, нормативными правовымиактами Президента и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актамиорганов государственной власти субъектов Федерации и органов местногосамоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов исборов.
Закономпредусмотрено решение налоговыми органами поставленных профессиональных задач вформе взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления,а значит и с правоохранительными органами (прокуратуры, налоговой полиции) — ст. 4. К органам МВД РФ персонально обращена статья 5, обязывающая оказыватьпрактическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении последнимислужебных обязанностей.
Глава IIзакона содержит полномочия налоговых органов, необходимые для выполнениясобственных служебных задач. Здесь же описаны составы административныхправонарушений, подведомственных налоговым органам.
Глава IIIпредусматривает общие условия наступления ответственности налоговых органов иих должностных лиц за необоснованные действия (бездействие).
Глава IVосвещает общие вопросы материально — технического обеспечения налоговыхорганов, бытового обеспечения и обязательного государственного личногострахования самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременныхпособий при наступлении неблагоприятных последствий в связи с осуществлениемслужебной деятельности (гибель работника налоговых органов, телесныеповреждения). Государственным служащим — сотрудникам налоговых органов,присваиваются классные чины в соответствии с занимаемой должностью,квалификацией и стажем работы: главный государственный советник налоговойслужбы; государственные советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; советникиналоговой службы 1, 2, 3 ранга; инспектора налоговой службы 1, 2, 3 ранга.Должностные лица налоговых органов являются государственными служащими.
Правовыеосновы организации государственной службы и основы правового положениягосслужащих Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Обосновах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 № 119-ФЗ(в ред. 18.02.99 № 35-ФЗ). Государственным служащим признается гражданинРоссийской Федерации, который в порядке установленном федеральным законом,исполняет обязанности по государственной должности государственной службы заденежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета илисоответствующего субъекта Российской Федерации.
УказомПрезидента РФ от 13. 06. 96 № 865 ( ред. от 25. 07. 2000 г.) предусмотрена возможность отсрочкиот призыва на военную службу призывникам, имеющим финансово — экономическую илиюридическую специальности, и поступившим на работу в налоговые органы.
Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) в ред. 30.03. 99 № 51-ФЗ и 09.07.99№ 154-ФЗ закрепляетобщие принципы налогообложения и систему налогов и сборов, взимаемых вфедеральный бюджет.
Налоговыйкодекс Российской Федерации определяет[7, с. 46]:
– видыналогов и сборов;
– основные началаустановления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогови сборов;
– формы и методыналогового контроля.
Налоговыйкодекс Российской Федерации устанавливает:
– порядокисполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
– права иобязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участниковотношений;
– ответственностьза совершение налоговых правонарушений;
– порядокобжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Порядоквведения в действие с 1 января 1999 года части первой НК РФ предусмотрен Федеральнымзаконом РФ «О введении в действие части первой Налогового кодексаРоссийской Федерации» (ред. от 09. 07. 99 № 155-ФЗ), за исключением положений,для которых установлены иные сроки введения в действие.
Закон РФ«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27. 12. 91 №2118-1 (ред. от 05. 08. 2000 № 118-ФЗ) сообразуясь с общими положениями частей 1 и 2 НК РФ,определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации,налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов. Компетенция органов государственнойвласти по вопросам, связанным с налогами, определяется в соответствии суказанным законом и другими законодательными актами. Органы государственнойвласти любого уровня не могут вводить дополнительные налоги и обязательныеотчисления, не предусмотренные налоговым законодательством, не могут повышать иставки законно установленных налогов и налоговых платежей.
Глава I«Общие положения» и глава III «Заключительные положения»утратили силу с 1 января 1999 года. В главе II «Виды налогов и компетенцияорганов государственной власти» сохранились и действуют нормы, содержащиеперечень взимаемых: федеральных налогов и сборов (ст. 19), региональных налогови сборов (ст. 20), местных налогов и сборов (ст. 21).
С 1 января2001 года вступил в силу федеральный закон «О введении в действие частивторой Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05. 08. 2000 № 118- ФЗ в связи с чем длинный ряд законов, образующих налоговое законодательство,утратил силу полностью или частично, в некоторые внесены изменения. Федеральныезаконы и другие нормативные правовые акты, действующие на территории России ине вошедшие в перечень актов, утративших силу согласно статьи 2 закона №118-ФЗ, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ и вводномузакону и подлежат применению в соответствии с частью второй НК РФ (ст. 29).
Указом ПрезидентаРФ от 31. 12. 91 № 340 (ред. от 22. 07. 98 № 866) утверждено Положение ” О государственнойналоговой службе Российской Федерации”. В положении определены структура икомпетенция налоговых органов, их задачи и функции, вопросы кадрового исоциально — бытового обеспечения. Этим же Указом утверждено «Положение оклассных чинах работников государственной налоговой службы РоссийскойФедерации», где определен порядок их присвоения. Указом Президента РФ от23. 12. 98 № 1635 ГНС РФ преобразована в МНС РФ.
С учетомсложившихся в последнее десятилетие правовых новаций в компетенции налоговыхорганов, структурных изменений, дополняя и развивая президентский указ, ПравительствоРФ Постановлением от 16. 10. 2000 г. № 783 утвердило Положение «Оминистерстве Российской Федерации по налогам и сборам». Положением о МНСРФ откорректированы его главные задачи и функции, увеличено их количество.
Нормативныеправовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы иобязанности граждан либо устанавливающие правовой статус организаций и имеющиемежведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ. Непрошедшие государственной регистрации акты МНС РФ не имеют обязательной силыдля тех, к кому они обращены. В соответствии с постановлением Правительства РФот 13.08.97 № 1009 (ред. от 11.02.99) «Об установлении правил подготовки нормативныхправовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации» нормативные правовые акты могут издаваться лишь в виде постановлений,приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Указанное постановлениеПравительства не относит к нормативным правовым актам письма федеральныхорганов исполнительной власти. Согласно пункта 2 Правил подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и из госрегистрации,утвержденных постановлением № 1009, структурные подразделения и территориальныеорганы МНС РФ не могут издавать нормативные правовые акты. С вступлением в действиечасти второй НК РФ, являющегося законом прямого действия, Министерство Россиипо налогам и сборам не вправе издавать инструкции, комментирующие Налоговыйкодекс и предписывающие правила поведения налогоплательщикам.
Принципиальноезначение для практической деятельности налоговых органов и налогоплательщиковимеет постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума ВАС РФ «О некоторыхвопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Совокупностьзаконных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов,разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения впрактической деятельности.
3. Права иобязанности налоговых органов РФ
Эти правапредусмотрены не только в специальной ст.31 НК, но и разбросаны в целом по НК,кроме того, предусмотрены в действующем специальном Законе «О налоговых органахРоссийской Федерации», который есть не что иное, как тот самый базовый закон1991 года «О Государственной налоговой службе в РСФСР», но только в новойредакции 1999 года. Таким образом, права налоговых органов велики по объему исреди них есть существенные, важные права, есть малозначительные. Но всю этугруппу полномочий можно классифицировать определенным образом. Первая группаполномочий – полномочия налоговых органов в сфере правового регулированиявопросов налогообложения. Речь идет о праве налоговых органов издавать акты повопросам налогообложения. Это могут быть нормативные акты, индивидуальные акты.Нас интересуют нормативные акты. Характер этих актов определяется ст.4 НК. Этиакты не относятся к налоговому законодательству, но, тем не менее, могутрегулировать вопросы налогообложения. Надо иметь в виду, что это полномочиепринадлежит исключительно федеральному органу, то есть только само ФНС можетиздавать такие акты. Что касается субъектов Федерации, то на этом уровнеуправления ФНС могут издавать такие акты, но они методического либорекомендательного характера. Следующая группа полномочий – права налоговыхорганов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога.Это право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право наобращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имуществаналогоплательщиков [3, с. 44].
Следующаягруппа прав – права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета.Именно налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядокосуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановкена налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д. Кроме того, в этой жегруппе находятся полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеетправо требовать от государственных органов и иных обязанных органов информациюо регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии сосвоей компетенцией. Речь идет о регистрации юридических лиц, граждан по местужительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д.
Следующаягруппа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налоговогоконтроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:
Правопроведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов,переводчиков и понятых.
Налоговыеорганы имеют право производить выемку документов, а также предметов припроведении налоговых проверок.
Налоговыеорганы имеют право истребовать от банков и других кредитных организацийдокументы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков ииных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.
Кроме того,налоговые органы имеют право проводить встречную проверку, которая заключаетсяв истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводитсяпроверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергаетсяналоговой проверке.
Налоговыеорганы имеют право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачипояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.
Наконец, ещеодно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это правосоздавать налоговые посты в порядке, установленном НК. На сегодняшний день речьидет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которыепозволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, итаким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.
Следующаягруппа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мергосударственного принуждения и привлечения к ответственности.
В данномвопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц,совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которыеявляются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет,например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надоиметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, ане налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однаковзыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет засудом, а не за налоговым органом. Здесь есть достаточно спорные ситуации, и я оних буду
Обязанностиналоговых органов.
Основныеобязанности прописаны в ст.32 НК, это как бы базовая статья по обязанностям, нои в других статьях ч.1 НК и в ч.2 НК тоже присутствуют обязанности. Обязанностиследующие.
1. Соблюдатьналоговое законодательство.
2.Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства. Такимобразом, налоговые органы не взыскивают налоги, не взимают, не собирают.Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой налогов, контроль засоблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщикамисвоей обязанности по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет правобесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговыхорганов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим ониотличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются насчет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган,который взыскивает таможенные платежи, взимает. Налоговые органы никакоготакого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а налоговая толькоконтролирует своевременность их уплаты.
3. Учетналогоплательщиков. Тоже надо сказать, что эта обязанность должна бытьединственной обязанностью, закрепленной исключительно за налоговыми органами,то есть налоговый орган должен быть монополистом в этом вопросе, хотя здесьзаконодатель пока допускает ситуацию, когда параллельно существует учет, покрайней мере, в социальных и внебюджетных фондах, и таким образом учетналогоплательщиков начинает как бы расползаться, и тут возникают проблемы,связанные с ответственностью за нарушение порядка постановки на учет.
4. Налоговыморганам вменено в обязанность проводить разъяснительную работу по применениюналогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков идавать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. Уналогоплательщиков есть аналогичные права [8, с. 30].
5.Обязанность осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или излишнеуплаченных сумм налогов, сборов и пеней.
6.Обязанность соблюдения налоговой тайны.
7. Налоговыеорганы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок,копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта обязанность невыполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика), атакже налоговые уведомления и требования об уплате налога.
8. Посколькуналоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то вобязанность налоговых органов включается обязанность передать информацию,материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента –налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовногодела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.

Заключение
Происходящие в Россииизменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетныхотношений меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российскойэкономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики ипостроения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Комплексный анализналоговых правонарушений в масштабах России позволил создать классификаторспособов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудников налоговыхорганов единым методологическим подходом в выявлении фактов налоговыхпреступлений.
Анализируя вышесказанное,можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой службы:
1. Создание эффективнойсистемы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольнойработы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремении упрощение налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов иотчислений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы за счетотмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиковналогов; перемещение основной тяжести налогового бремени с организацией надоходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных сповышением собираемости налогов и улучшении контроля за соблюдением налоговогозаконодательства.
2. Разработка и внедрениетиповых технологий и процедур для реализации функций налоговых органов.
3. Создание современнойсистемы электронной обработки данных, обеспечивающей функции учета, контроля ианализа данных по основным видам налогов.
4. Применение новых форми методов информационно-аналитической работы и научного прогнозирования дляповышения эффективности налогового законодательства.
7. Разработка иприменение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков дляих проведения.
8. Внедрение типовыхмашино-ориентированных документов в практику налоговых органов.
9. Обеспечениеинформационного взаимодействия налоговых органов районного и региональногозвеньев с заинтересованными министерствами и ведомствами.
10. Применениемеждународных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.
11. Внедрение в механизмначисления и взимания налогов системы «Самоначисления»(самостоятельность — контроль).
12. Формирование иорганизация работы по «доброжелательной» системе взаимодействияналоговых органов с налогоплательщиками (информирование, обучение, пропаганда).
13. Оптимизациядокументооборота в налоговых органах.
14. Создание эффективнойсистемы подготовки и повышения квалификации кадров налоговых органов на базеНалоговой Академии Госналогслужбы России и других учебных заведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговыйкодекс РФ
2. Д.Г. Черник,Налоги, учеб. пособие – М. «Финансы и статистика» 2005 г.
3. В. И. Гуреев,Налоговое право, учеб. пособие – М. «Экономика» 2005 г.
4. Балабин В.И.Налоговое право: теория, практика споры. – М.: Книжный мир, 2005;
5. Бобоев М.Р.Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики, 2006, №5;
6. Букаев Г. 13% — всерьез и надолго / Известия, 2006, 6 апреля;
7. Казанцев В.А. Проигравшихне будет // Российский налоговый курьер, 2006, №23;
8. Кашин В.А.,Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговыйвестник, 2005, №12;
9. Комментарий кналоговому кодексу РФ. – М.:2005;