–PAGE_BREAK–2.Организация занятий плаванием в дошкольных учреждениях: Гигиенические условия проведения занятий в бассейнах разного типа:
Врач детского сада осуществляет постоянный надзор за состоянием места обучения плаванию, систематически следит за состоянием здоровья занимающихся детей.
Купание и обучение плаванию можно начинать с детьми, допущенными к занятиям врачом, с первых дней их прихода в дошкольное учреждение, если для этого, конечно, есть условия. В летнее время в открытом бассейне детского сада целесообразно купать всех детей, а обучение плаванию начинать с детьми 3-4, а то и 5 лет. Все зависит от физической подготовки детей и квалификации воспитателя. Для занятия с малышами лучше использовать искусственный бассейн. Ширина и длина его могут быль произвольными, но не менее 5×5 м, глубина – до 70-80 см. Форма бассейна может варьироваться в зависимости от условий (самая удобная форма прямоугольная). Желательно, чтобы бассейн имел искусственный подогрев воды, особенно для средней и северной полосы нашей страны.
При использовании для купания естественного водоема – реки, озера, моря – заранее надо определить место у берега и подготовить для купания, игр и обучения детей плаванию. При выборе такого места следует учитывать характер водоема и берега, состояние дна, характер течения, расстояние для детского сада. Желательно, чтобы это место было укрыто от ветров.
Для занятия плаванием рекомендуется выбирать место с ровным песчаным дном, плотным и не илистым. Переход от большей глубины к меньшей должен быть равномерным, пологим, с постоянно понижающимся дном. Дно надо заблаговременно обследовать и очистить от всяких посторонних предметов: камней, коряг, водорослей и т.д.
Глубину надо тщательно вымерить на всем участке, где будут проходить занятия. Обязательно проверить, нет ли на дне ям. Для детей 4-7 лет глубина водоема не должна превышать 80 см. скорость течения должна быть не значительной (не более 5-7 м/мин). Отведенное для купания и плавания место должно быть расположено вниз по течению, вдали от мест полоскания белья и выхода сточных труб. Купаться дети должны в чистой, прозрачной воде. Санитарная пригодность воды для купания определяется санитарно- эпидемиологической службой. Берег водоема не должен быть отрывистым, слишком крутым и скользким. Если естественный спуск к воде крут, то надо сделать лесенку лил деревянный мостик. Выход к воде должен быть свободен от кустов и деревьев. Хорошо, если на берегу есть подходящее место для приема солнечных ванн и игр.
Место занятий плаванием в режиме дня:
Занятия плаванием представляют собой звено целостного процесса физического воспитания в летний период. Они включаются в режим дня детского сада, где им отводится строго определенное время. Это помогает организации детского коллектива, сокращает время на подготовку к занятиям, облегчает работу воспитателей.
В детском саду занятия плаванием удобно проводить с 11 часов или послеобеденного сна с 15ч 30 мин ежедневно. Для детей дошкольного возраста в жаркие дни допустимо купание, плавание 2-3 раза в день.
Распределение обязанностей педагогического, медицинского и обслуживающего персонала:
Организованные занятия плаванием в детских садах могут проводить воспитатели, получившие предварительную подготовку. Они должны иметь плавать, быть знакомыми с техникой способов плавания и методикой обучения. Им необходимо овладеть приемами спасения утопающих и мерами предупреждения несчастных случаев на воде. В помощь воспитателям привлекается обслуживающий персонал и медицинская сестра детского сада.
Врач детского сада осуществляет постоянный надзор за состоянием места обучения плаванию, систематически следит за состоянием здоровья занимающихся детей.
Инвентарь и оборудование для занятий:
Для проведения занятий по плаванию желательно иметь следующий инвентарь:
·Страховочные шесты из металла и пластмассы;
·Плавательные доски из пенопласта;
·Резиновые надувные круги или игрушки, которые могут заменить доски из пенопласта; автомобильные камеры;
·Пластмассовые надувные мячи для проведения игр на воде;
·Яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы – для доставания их со дна при нырянии;
·Обручи из пластика;
· Плавательные лесенки (квадраты из пенопласта, соединенные гимнастическими палками);
·Рупор или мегафон;
·Свисток, секундомер;
·Комплект №1(маска, трубка, ласты).
Обеспечение безопасности занятий:
Для предупреждения несчастных случаев т травматических повреждений на занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить занятия в местах полностью отвечающих всем требованиям безопасности. Они ограждаются, и детям категорически запрещается заплывать за пределы обозначенных границ.
2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. Не разрешать детям толкать друг друга с головой в воду, садиться друг на друга, хвать за руки и ноги.
3. До начала занятий в группе необходимо обучить всех воспитателей навыкам плавания, оказания первой медицинской помощи. Заведующей детским садом строго контролировать эти умения.
4. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
5. Проводить групповые занятия на мелком месте.
6. Не проводить групповые занятия по плаванию при слишком низкой температуре воды — ниже 18° С.
7. В местах проведения занятий иметь принадлежности для спасения тонущих по согласованию с ОСВОД.
8. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. Внимательно наблюдать за детьми, находящимися в воде.
9. Проводить занятия с группами, не превышающими 12-15 человек на одного воспитателя.
10. Соблюдать методически правильную последовательность обучения.
11. Для проведения занятий выбирать такое место, с которого одинаково хорошо можно видеть всю группу и каждого занимающегося отдельно.
12. Первые попытки плавания на глубоком месте проводить не более чем с одним-двумя детьми под непосредственным наблюдением.
13. Прыжки в воду разрешать только ребятам, умеющим хорошо плавать. В открытом водоеме выполнять прыжок с разрешения воспитателя с небольшой высоты -0.5-1 м и только на ноги.
Поверхность воды во время прыжков должна быть свободной. Глубина воды в месте прыжков должна быть не менее 1.5-2 м.
14. Вести систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья занимающихся детей
15. Периодически проверять санитарное состояние воды (особенно в прудах).
16. На судоходных реках запрещать плавать вблизи основной магистрали движения судов.
17. Не злоупотреблять возможностями ребенка. Не давать для проплыва дистанций больше 25-50 м. разрешать детям плавать только вдоль берега.
18. Знать детей, особенности характера каждого, привычки, а также индивидуальные данные физического развития и степень владения навыками плавания. Строго учитывать эти данные в своей работе.
19. Если занятия проводятся на море, не проводить их при наличии волн.
продолжение
–PAGE_BREAK–