Значение профориентационной работы с молодыми инвалидами в профилактике инвалидности и вопросах реабилитации инвалидов

Негосударственное образовательное учреждение
Пермский гуманитарно-технологический институтКафедра психологииКонтрольная работа по дисциплине«ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Тема:
«Значениепрофориентационной работы с молодыми инвалидами в профилактике инвалидности ивопросах реабилитации инвалидов»
Выполнила студентка группы П-06-1з
Соловарова Марина Юрьевна
Проверила: Гуревич Н.В.Пермь, 2010г.

Введение
В настоящие время процесспрофилактики и реабилитации инвалидов является предметом исследования специалистовмногих отраслей научного знания.
Более того, в нашейстране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов,молодых инвалидов. В России частота детской инвалидности запоследнеедесятилетие увеличилась в два раза. В 1995 г. в органах социальной защитынаселения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальнуюпенсию.
Инвалидность означает существенноеограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, котораяобусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении,обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами,молодыми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественныхотношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий(это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации,специальные учебные заведения и т.д.). Предоставляются профориентационныеуслуги, которые помогают трудоустроиться инвалидам или получить необходимоеобразование. Но разработка этих мер должна основываться на знаниизакономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации

1. Понятие«инвалидность»
Инвалидность — это такоесостояние, при котором функциональные и органические нарушения, обусловленные заболеванием,увечьем или анатомическим дефектом, носят устойчивый или постоянный характер ипрепятствуют продолжению работы по основной профессии (полностью или частично)на длительный срок или постоянно, то есть это стойкое нарушениетрудоспособности у человека.
В зависимости от степениутраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы: I, II и III.
I группа инвалидности —это наиболее тяжелые больные с полной, постоянной или длительной потерейтрудоспособности, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. Какправило, это больные с практически необратимыми процессами — это больныеонкологические с запущенными формами, полностью парализованные вследствиеперенесенного нарушения мозгового кровообращения и т. д. К этой группеотносятся также лица, у которых имеют место резко выраженные нарушения функцийи они нуждаются в постоянном постороннем уходе, однако при созданиииндивидуальных условий они способны выполнять определенные виды работ. К этойгруппе относятся слепые, больные тяжелыми анатомическими дефектами (высокаяампутация нижних конечностей), психические больные[2].
II группа инвалидности —это лица, которые имеют значительные функциональные нарушения и практическиполную нетрудоспособность, но не нуждаются в постороннем уходе, т. е. ониспособны обеспечивать себя самостоятельно.
II группа инвалидностиустанавливается:
а) лицам со стойкиминарушениями функций, когда выполнение профессионального труда полностьюнедоступно;
б) лицам, которым трудпротивопоказан, в связи с тем, сто под влиянием трудовых процессов можетнаступить ухудшение течения заболевания. К этой группе относятся больные сповторно перенесенным инфарктом миокарда, гипертонической болезнью с частымикризисами и т. д.;
в) лицам, страдающимтяжелыми хроническими заболеваниями, которым труд не противопоказан, нотребуется создание особых условий (работа на дому, в специальных цехах, ссокращенным рабочим днем, дополнительными перерывами в работе) [2].
III группа инвалидности —это лица с ограниченной трудоспособностью, т.е. лица которые по состояниюздоровья не могут трудиться в соответствии с прежней профессией и нуждаются впереводе на работу более низкой квалификации [2].
Каковы же причиныинвалидности?
Причинами инвалидностиявляются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональные заболевания,инвалидность детства, для военнослужащих — ранение, контузия, увечье,полученные при участии в боевых действиях или при исполнении иных обязанностейвоенной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье,полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнениемобязанностей военной службы.
Общее заболеваниеявляется наиболее частой причиной инвалидности. Оно устанавливается в техслучаях, когда заболевание, приведшее к потере трудоспособности, наступило впериод трудовой деятельности или учебе в высших и средних учебных заведениях.Кроме того, общее заболевание как причина инвалидности устанавливается принесчастных случаях, происшедших вне связи с работой, т. е. в домашних условиях,на улице, что объединяется общим понятием «бытовая травма»/
Инвалидность в связи струдовым увечьем
Трудовое увечье какпричина инвалидности устанавливается в случаях, когда травма приведшая к ней,произошла при обстоятельствах, связанных с производством, и была расценена какнесчастный случай на производстве. Трудовое увечье может быть следствиемнесчастного случая самого различного характера: механического или термическогоповреждения, воздействия химических веществ и лучевой энергии, значительногоэмоционального напряжения.
Инвалидность вследствиепрофессионального заболевания.
Профессиональнымсчитается заболевание, которое развилось под влиянием систематического идлительного вредного воздействия неблагоприятных факторов производства,свойственных данной профессии.
Инвалидность детства.
В данном случае на первомместе стоят врожденные и генетически обусловленные заболевания, а такжепоследствия травм [3].
2. Профилактикаинвалидности
С целью предупреждениязаболеваний, а отсюда и инвалидности проводятся профилактические мероприятия,которые направлены на охрану здоровья населения и являются основой социальнойполитики нашего государства. Все профилактические мероприятия направлены наснижение заболеваемости, инвалидности, травматизма, и способствуют сохранениютрудоспособности, удлинению периода активной, творческой жизни человека,пополнению трудового резерва страны и обуславливают этим экономический эффект.Профилактика заболеваний достигается широким комплексом общегосударственныхмероприятий, в реализации которых активно участвуют не только органыздравоохранения и социального обеспечения, но и общественные организации, чтоотражает государственный характер социальной профилактики.
Основной задачейлечебно-профилактических учреждений на первом этапе при проведениипрофилактических мероприятий среди населения является, прежде всего,предотвращение возможности возникновения заболеваний, для этого в поликлиникахсоздаются кабинеты профилактического доврачебного осмотра, флюорографии,гигиенического воспитания, кабинеты общей физической подготовки, созданиекоторых позволит повысить эффективность профилактики, облегчить выявлениебольных для диспансерного наблюдения[4].
Вторым этапомпрофилактических мероприятий является выявление заболеваний на ранней стадии, атакже предупреждение их прогрессирования. Здесь ведущая роль отводитсялечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, где проводитсядолечивание до полного выздоровления лиц, имеющих заболевание, травмы и ихпоследствия, а далее осуществляется диспансерное наблюдение за определеннымигруппами больных. Диспансерному наблюдению подлежат больные гипертоническойболезнью, ишемической болезнью сердца, ревматизмом, язвенной болезнью желудка идр. Заболевания выявляются при текущем обращении населения в лечебно-профилактическиеучреждения, а также при массовых профилактических осмотрах. Для каждогобольного, взятого на диспансерный учет, составляется подробная история болезни,план лечебно-оздоровительных мероприятий. В плане намечаются все мероприятия лечебногои профилактического характера (это и профилактическое лечение, диетическоепитание и госпитализация).
Влечебно-профилактических учреждениях проводится также и диспансеризацияздоровых лиц, цель которой заключается в сохранении и укреплении здоровья ираннего выявления заболеваний.
Профилактикой заболеванийнаряду с медицинскими работниками на предприятиях занимаются такжеадминистрация и профсоюзы, задача которых заключается в проведении мероприятийпо оздоровлению условий труда. Это автоматизация и механизация производства,внедрение рабочих приспособлений, что позволяет уменьшить, а иногда и исключитьфизическую нагрузку. Все мероприятия по охране труда и технике безопасности, атакже по созданию оптимального ритма работы способствуют уменьшению утомляемостии профилактики общих и профессиональных заболеваний [4].
Важную роль впрофилактики заболеваний, а также инвалидности играет медицинская исоциально-трудовая реабилитация, которая является мощным фактором сохранения ивосстановления трудоспособности граждан.
Система реабилитационныхмероприятий включает прохождение восстановительного лечения в поликлиниках истационарах (это физиотерапия, психотерапия, механотерапия, ЛФК, и др.).Основной задачей реабилитации является возвращение больного или инвалида кобщественно-полезному труду, к общественной жизни.
Медицинская реабилитациянаиболее эффективна на ранних этапах заболевания. Она преследует цель устранитьугрозу жизни больного, добиться ликвидации острых проявлений заболевания,осложнений, и стабилизации процесса выздоровления. Это достигается всемилечебными средствами, медикаментозными, хирургическими, физиотерапевтическими,лечебной физкультурой, соответствующим режимом и питанием. Социальные исоциально-трудовые аспекты реабилитации заключаются в рациональномтрудоустройстве, оптимальных сроках временной нетрудоспособности, установленииинвалидности и т.д. Варианты социально-трудовой реабилитации могут бытьразличными. Это полное восстановление трудоспособности на прежнем рабочем местебез изменений либо с небольшими изменениями условий труда или восстановлениетрудоспособности на новом рабочем месте с некоторыми ограничениями, но на томже предприятии. Возможно также овладение новой профессией, близкой к прежней,но отличающейся уменьшенной нагрузкой, или же переквалификация по новойспециальности. Приобретение новой, доступной по состоянию здоровья профессии,организация работы в особо созданных условиях, применение достиженийнаучно-технического прогресса для включения инвалида в трудовой процесс(протезирование, автотранспорт с ручным управлением, технические приспособленияк приборам и средствам бытового назначения) позволяют сохранитьтрудоспособность большему числу инвалидов, что приносит огромную пользугосударству в целом. Необходимо отметить, что одним из факторов профилактикиинвалидности и сохранения трудоспособности является трудоустройство. Приблагоприятном клиническом прогнозе и отсутствии каких-либо противопоказаний дляработы по профессии можно считать трудовой прогноз благоприятным, атрудоспособность полностью восстановленной с некоторыми небольшимиограничениями, которые не влекут за собой необходимости существенных измененийхарактера и объема работы [4].
При большинстве острыхзаболеваний, требующих некоторого ограничения в профессиональном труде,последнее носит профессиональную направленность и ограничивается короткимпромежутком времени. При хронических заболеваниях восстановлениетрудоспособности является фактором и профилактическим, и лечебным. Оно можетбыть длительным и постоянным. Оба варианта восстановления трудоспособностимогут быть охарактеризованы как благоприятный трудовой прогноз. Этимзаканчиваются все острые заболевания и значительная часть хронических.
Частичное восстановлениетрудоспособности требует значительных изменений условий труда, например,перевода на другую работу, требующей более низкой квалификации, или измененийусловий труда без изменения прежней профессии, но с уменьшением объемапроизводственной деятельности. В этих случаях уже необходимо установлениегруппы инвалидности, что позволяет считать трудовой прогноз сомнительным.Однако в этих случаях переобучение, переквалификация, позволяющая больномуосвоить новую профессию, помогут ему вновь стать трудоспособным. И наконец,даже при неблагоприятном трудовом прогнозе, когда выполнение профессиональныхобязанностей невозможно и больной признается инвалидом II группы, в рядеслучаев возможно использование его остаточной трудоспособности; в этих случаяхрекомендуется работа в особо созданных условиях. Трудоустройство инвалидовявляется не менее важным лечебным и социальным мероприятием, направленным насохранение их остаточной трудоспособности. Занятость инвалидов вобщественно-полезном труде не очень велика. Только около 1/3 инвалидов IIгруппы являются работающими, а они лишь частично утратили трудоспособность имогут выполнять посильную работу, пополняя тем самым трудовой резерв. Средиработающих инвалидов III группы основная масса занята на предприятиях. Дляинвалидов I и II группы отдельные виды трудовой деятельности могут бытьдоступны только в специально созданных условиях [4].
При созданиисоответствующих условий труда на производстве инвалиды любой группы могут бытьвовлечены в трудовую деятельность не только без ущерба, но и с пользой длясвоего здоровья.
Контроль за обеспечениемусловий труда инвалидов периодически осуществляют органы социальногообеспечения совместно с профсоюзной организацией предприятий.
Рациональноетрудоустройство лиц, не имеющих признаков инвалидности, равно как правильные трудовыерекомендации инвалидам, позволяет надолго сохранить трудоспособность больногочеловека, снизить общую заболеваемость, предотвратить наступление инвалидностиили ее прогрессирование. Следовательно, трудоустройство является мощнымфактором социально-трудовой реабилитации и профилактики инвалидности.
3. Реабилитацияинвалидности
Реабилитация инвалидов — система и процесс полногоили частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной ипрофессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранениеили возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванныхнарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целяхсоциальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и ихинтеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включаютв себя:
восстановительные медицинские мероприятия,реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортноелечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование,содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую,социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовуюадаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитацииинвалидов предусматривает использование инвалидами технических средствреабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступаинвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур ипользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечениеинвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов [5].
Общие противопоказания к применениюреабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционныезаболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженныерасстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания,затрудняющие общение и возможность активного участия больного вреабилитационном процессе.
Основные принципымедицинской реабилитации наиболее полно изложены К Ренкером (1980):
1. Реабилитация должна осуществлятся,начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полноговозвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
1. Проблема реабилитации должнарешаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).
1. Реабилитация должна бытьдоступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
1. Реабилитация должнаприспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитыватьтехнический прогресс и изменения социальных структур (гибкость) [3].
Инвалидность является однимиз важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальнуюзрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризуетнарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, чтопроблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и вопределенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения идругих социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит вобщенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицосоциальной политики государства.
В целом инвалидность как проблемадеятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколькоосновных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно идеологический;производственно-экономический; анатомо функциональный.
Понятие «социальная реабилитация»характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системызнаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят впонятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционироватьиндивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Социализацию не следуетсводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы.Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многихусловий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так истихийных, возникающих спонтанно.
Она и есть атрибут образажизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременнымусловием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности,ее активная работа над своим социальным совершенствованием [3].
Какими бы благоприятнымини были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят отактивности самой личности.
В традиционной отечественнойсоциологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессеее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями,в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социальнаяреабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различаютопределенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение),трудовой и послетрудовой.
Социальная реабилитацияличности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате, которого формируются качества человека,как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целейсоциальной реабилитации является приспособление, адаптация человека ксоциальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условиемнормального функционирования общества.
Существуют различныеспособы реабилитации инвалидов: разрабатываются специальные программы,использую при этом технические средства, организуют специальное обучение,воспитание, организовывают общественные движения [4].
Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющегоруководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексоптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себяотдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидаявляется обязательной для исполнения соответствующими органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидасодержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду сосвобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационныхмероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемыхинвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимаютучастие сам инвалид либо другие лица или организации независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий,предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не можетбыть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий,технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду [5].
Индивидуальная программа реабилитации имеет дляинвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иноговида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализациипрограммы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечениисебя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации,включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания соспециальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалыс субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программойреабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут бытьпредоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либооплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размерестоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны бытьпредоставлены инвалиду.
Отказ инвалида (или лица, представляющего егоинтересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализацииотдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти,органы местного самоуправления, а также организации независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ееисполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размерестоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно/
Технические средства реабилитации инвалидов
К техническим средствам реабилитации инвалидовотносятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные,используемые для компенсации или устранения стойких ограниченийжизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидовявляются:
специальные средства для самообслуживания;
специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включаясобак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования(включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедическиеизделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховыеаппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование,спортивный инвентарь.
Решение об обеспечении инвалидов техническимисредствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний ипротивопоказаний.
Медицинские показания и противопоказанияустанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма,обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям устанавливаетсянеобходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которыеобеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельностиинвалида [5].
Финансирование расходных обязательств по обеспечениюинвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонтпротезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федеральногобюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программамиреабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им засчет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РоссийскойФедерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходовна предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитацииинвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляютсяинвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социальногострахования Российской Федерации, а также иными заинтересованнымиорганизациями.
Перечень показаний для обеспечения инвалидовтехническими средствами реабилитации и порядок обеспечения инвалидовтехническими средствами реабилитации определяются уполномоченным ПравительствомРоссийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер и порядок выплат ежегодных денежныхкомпенсаций инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживаниесобак-проводников определяются Правительством Российской Федерации [5].
Воспитание и обучение детей-инвалидов
Образовательные учреждения совместно с органамисоциальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное,внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидамисреднего общего образования, среднего профессионального и высшегопрофессионального образования в соответствии с индивидуальной программойреабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляютсянеобходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детскихдошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровьякоторых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учрежденияхобщего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучениедетей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательныхучреждениях органы управления образованием и образовательные учрежденияобеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полнойобщеобразовательной или индивидуальной программе на дому [5].
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов надому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяютсязаконами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являютсярасходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных иобщеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъектаРоссийской Федерации [5].
Образование инвалидов
Государство гарантирует инвалидам необходимыеусловия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется сосвобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованныхпри необходимости специальными техническими средствами, так и в специальныхобразовательных учреждениях и регулируется законодательством РоссийскойФедерации, законодательством субъектов Российской Федерации [5].
Государство обеспечивает инвалидам получениеосновного общего, среднего (полного) общего образования, начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное образование инвалидов вобразовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации, законодательствомсубъектов Российской Федерации.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условияхдля получения профессионального образования, создаются специальныепрофессиональные образовательные учреждения различных типов и видов илисоответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общеготипа.
Профессиональная подготовка и профессиональноеобразование инвалидов в специальных профессиональных образовательныхучреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральнымигосударственными образовательными стандартами на основе образовательныхпрограмм, адаптированных для обучения инвалидов.
Организация образовательного процесса в специальныхпрофессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируетсянормативными правовыми актами, организационно-методическими материаламисоответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты илина льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а такжевозможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходнымобязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся вфедеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов,обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях,обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством РоссийскойФедерации [5].
Общественные объединения инвалидов
Общественные объединения, созданные и действующие вцелях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных сдругими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь,в том числе материальную, техническую и финансовую [5].
Общественными организациями инвалидов признаютсяорганизации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, вцелях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных сдругими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграцииинвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один изродителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочныхпредставителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятиярешений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этойнормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке [5].
В собственности общественных объединений инвалидовмогут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственныетоварищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищныйфонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги,а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии сзаконодательством Российской Федерации [5].
Таким образом, проблемысоциальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов имеют четко выраженныйрегиональный характер.
4. Профориентационнаяработа с инвалидами
За отчетный период вкраевой службе занятости получили профориентационные услуги 724 безработных,имеющих инвалидность.
Особое внимание уделяетсясовременным технологиям работы с инвалидами, например, прохождение имипрограммы социальной адаптации в форме «Клуба ищущих работу». Наиболее активнотакая работа проводится в КГУ ЦЗН г. Хабаровска, г.Комсомольска-на-Амуре,Ванинского и Советско-Гаванского районов.
Так, в КГУ «ЦЗНВанинского района» проведена специализированная программа «Клуба ищущих работу»для инвалидов (18 чел.). В работе данного клуба, кроме специалистов ЦЗН, такжепринимали участие представители службы социальной защиты, пенсионного фонда,врач-реабилитолог, и этнограф, член Союза художников России Варшавская Л.Е.
В КГУ «ЦЗН г. Хабаровска»государственную услугу по социальной адаптации в рамках специализированнойпрограммы «Перспектива» получили 19 инвалидов. Оказаны профориентационныеконсультации учащимся школы «Верботон» (слабослышащие и глухие дети), учащимсяшколы — интерната для слабовидящих, инвалидам — подросткам, находящимся надомашнем обучении. Психологам данных учреждений и специалистам коррекционныхшкол для детей с задержкой развития также предоставлены интересующие ихматериалы по профориентации детей-инвалидов: «Профориентация в играх»,«Здоровье и профессия», «Требования профессии к человеку», «Мотивы выборапрофессии», «Ошибки при выборе профессии», «Профессиональная пригодность ипланирование карьеры» и другое.
В рамках договора с общественнойорганизацией АРИДОНС разработаны методические профориентационные материалы длядетей, имеющих инвалидность по слуху и их родителей, проконсультированы 11выпускников коррекционной школы слабослышащих г.Хабаровска с целью разработкииндивидуального плана развития профессиональной карьеры. Проведены занятия свключением элементов тренинговых технологий со слабослышащими детьми-инвалидамии их родителями по программе профессионального самоопределения подростка [1].
В КГУ «ЦЗНг.Комсомольска» в рамках проведения декады инвалидов проведенспециализированный Клуб активного поиска работы для лиц, имеющих ограничения втрудоспособности. Целью данного клуба активного поиска работы являлось:информирование инвалидов о существующих программах социальной реабилитации,организациях и предприятиях осуществляющих эти программы и о мероприятияхнашего города, проводимых в помощь инвалидам; повышение мотивациитрудоустройства; ознакомиться с навыками эффективного поиска работы. На занятиябыли приглашены специалисты различных подразделений Центра занятости иразличных организаций города, осуществляющие работу с данной категорией.Занятия клуба посетили 22 безработных инвалида.
Внедрена новая формаработы: консультирование инвалидов на базе мобильного центра занятости. В ходепроведения декады инвалидов были проконсультированы 15 безработных граждан,имеющих ограничения в трудоспособности, и состоящих на учете в качествебезработных в Центре занятости Ленинского округа [1].
Трудоустройствоинвалидов, испытывающих трудности в поиске работы, – является главной задача,стоящая перед центром занятости. Уровень безработицы среди этой категорииграждан значительно выше, чем в среднем у населения. Зачастую инвалиды,обращающиеся в центр занятости населения, не имеют профессии, поэтому основнаяцель профконсультирования – содействовать инвалидам в выборе профессии,специальности, рода трудовой деятельности с учетом личностных качеств,рекомендаций и противопоказаний при трудоустройстве, в случае необходимостипомочь подобрать форму профессионального обучения, т.е. меры, которые помогутданной категории граждан стать конкурентоспособными на рынке труда ичувствовать себя полноценными членами общества.
Обеспечение занятости инвалидов
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятостифедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальныхмероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
2) установления в организациях независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работуинвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3) резервирования рабочих мест по профессиям,наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулирования создания предприятиями,учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числеспециальных) для трудоустройства инвалидов;
5) создания инвалидам условий труда в соответствии синдивидуальными программами реабилитации инвалидов;
6) создания условий для предпринимательскойдеятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям[5].
Установление квоты для приема на работу инвалидов
Организациям, численность работников которыхсоставляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерацииустанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах ксреднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). (частьпервая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122 ФЗ)
Общественные объединения инвалидов и образованныеими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный(складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединенияинвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест дляинвалидов [5].
Специальные рабочие места для трудоустройстваинвалидов
Специальные рабочие места для трудоустройстваинвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда,включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического иорганизационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечениятехническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест длятрудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организациив пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Условия труда инвалидов
Инвалидам, занятым в организациях независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимыеусловия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных илииндивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режимрабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного идополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидовпо сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливаетсясокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю ссохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работев выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии,если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее30 календарных дней [5].
За 2009 год 150 инвалидовиз числа безработных граждан получили услуги по профессиональной ориентации (5% от общего числа получателей госуслуги). В 2008 году 183 инвалида получилиуслугу по профориентации, в 2007 году – 187 инвалидов. Работа велась виндивидуальной форме с учетом личностных особенностей граждан. Каждому былавыдана рекомендация по оптимальному выбору сферы труда, профессии, формированиюпрофессиональной подготовки с учетом состояния здоровья, индивидуальныхособенностей и потребностей местного рынка труда.
По итогам работы 23инвалида трудоустроились, 4 – направлены на профессиональное обучение.Эффективность работы составила 18 % [4].
инвалид профориентационный реабилитация

Заключение
Главная проблема молодогоинвалида, ребенка-инвалида заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности,бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой,доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблемаявляется не только субъективного фактора, каковым является социальное,физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегосяобщественного сознания, которое санкционируют существование недоступной дляинвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальныхсоциальных служб.
Цель профилактики,реабилитации детей инвалидов, молодых-инвалидов – содействие в улучшении качестважизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различныхкругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличаетих интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни [3].
Задачи:
· Развитиетворческих возможностей
· Пробуждение социальнойактивности, деятельности подростка, которых традиционно воспринимался обществом,как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей
· Воспитаниечувства собственного достоинства
· Стремление ксамоопределению
· Формированиеспособности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивныхпотребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию впреобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Литература
1.  Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы иметоды медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135с. (ЦИЭТИН).
2.  Мудрик А.В. Введение в социальнуюпедагогику. М., 1997.
3.  Панов А.М. Центры социальной реабилитациидетей с ограниченными возможностями — эффективная форма социальногообслуживания семьи и детей Реабилитационныецентры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
4.  Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей,воспитывающих детей с отклонениями в развитии Дефектология. 1998. №1
5.  Федеральный закон о социальной защитеинвалидов в РФ. N 181-ФЗ, М., 1995 г.