Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО
Белгородская сельскохозяйственная академия
Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Бухгалтерская (финансовая)отчетность»
На тему:
Значение сегментнойотчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей в ПФ «Ново-Ездоцкая» Яковлевского района
Выполнила студентка
3-го курса 31-Б группы
Финансово-учетного факультета
Склярова Е.В.
Шифр 05746
Белгород 2008
Содержание
Введение
1. Теоретические основы и нормативное регулированиебухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Обзор литературных источников
1.2 Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
2. Характеристика птицефабрики ПФ «Ново-Ездоцкая»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия ПФ «Ново-Ездоцкая»
2.2 Организация учетной работы
3. Значение сегментной отчетности предприятия для внешних ивнутренних пользователей
3.1 Понятие сегментной отчетности
3.2 Раскрытие информации по сегментам
3.3 Учетная политика в отношении информации по сегментам
Выводы и предложения
Список использованной литературы
/>/>Введение
Производство и продажа разных видов(групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, можетосуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этимивидами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, ииметь разные уровни прибыльности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах,также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. Включаемая в бухгалтерскуюотчетность о разных видах (группах) товаров (работ, услуг), а также деятельностиорганизации в различных регионах на основе анализа соответствующих рисков и прибылей.Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может бытьневозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Цель раскрытия информации по сегментамв составе бухгалтерской отчетности — помочь пользователям составить более полноепредставление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстверазличных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельностиорганизации, и различных географических регионах, в которых организация ведет своюфинансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованномупользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.
Как правило, в информации по сегментамзаинтересованы, прежде всего, внешние пользователи. Особую важность представлениеинформации по сегментам имеет для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются,например, через организаторов торговли (фондовые биржи).
Целью настоящей работы — раскрыть сущность сегментной отчетностии ее значения для внешних и внутренних пользователей.
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованиювыбранной темы:
· обзор нормативных и законодательных актов, а также периодических изданий,касающихся вопросов сегментной отчетности;
· ознакомление с организационно-экономической характеристикой ПФ«Ново-Ездоцкая»;
· изучение понятия сегментной отчетности и раскрытие информации по сегментам;
· рассмотреть учетную политику в отношении информации по сегментам;
· сделать выводы по проделанной работе.
Объектом исследования является ПФ «Ново-Ездоцкая» Яковлевскогорайона Белгородской области.
В ходе исследования применялись следующие методы: экономико-статистический,монографический, бухгалтерский (метод двойной записи, балансовый).
Источниками информации для написания курсовой работы послужилиматериалы бухгалтерской отчетности предприятия за 2005-2007г. Теоретическими основамидля написания курсовой работы послужили Федеральные законы, ПБУ, труды ученых-экономистов.
/>1. Теоретические основыи нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности/>/>1.1 Обзор литературных источников
В результате обработки информации управленческогоучета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтероманалитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всехуровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимойинформацией всех заинтересованных внутренних пользователей [12].
С сегментом идентифицируют те активы,которыми он пользуется для производства определенных товаров, выполнения определенныхработ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ,оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Большинствоактивов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания,оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежатсегменту, выпускающему и реализующему данную продукцию (работу, услугу) [10].
Если активы одновременно принадлежатдвум и более сегментам, то они распределяются между структурными подразделениямис использование косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, долженбыть зафиксирован в учетной политике организации и последовательно применяться отодного отчетного периода к другому [15].
Целесообразно привести раскрытие понятий, связанных с сегментнойотчетностью, содержащееся в международном стандарте. Доходы и расходы, активы иобязательства сегмента включают суммы по этим статьям, которые непосредственно относятсяк сегменту. Суммы таких статей могут быть распределены на эти сегменты с использованиемприемлемого базиса распределения. В стандарте подчеркивается, что для определениястатей, которые могут быть увязаны с различными сегментами деятельности, предприятиепрежде всего должно опираться на свою внутреннюю систему учета. Проще говоря, онодолжно опираться на данные своего управленческого учета, но связанного не с калькулированиемсебестоимости продукции, а с предоставлением финансовой отчетности акционерам предприятия,которым руководство подотчетно в первую очередь. Для российских предприятий такаяпрактика использования информации управленческого учета для целей финансовой отчетностипока широко не распространена; в международной же практике именно в регистрах управленческогоучета проводится первичное распределение по сегментам доходов, расходов, активови обязательств [16].
Однако в некоторых случаях во внутренней отчетности предприятиядоходы, расходы, активы и обязательства могут быть привязаны к сегментам с использованиемпринципов, которые понятны руководству предприятия, но которые могут показатьсясубъективными или непонятными большинству внешних пользователей финансовой отчетности.Если такое распределение не совпадает с принципами, изложенными в международномстандарте, соответствующая привязка названных статей к сегментам деятельности вовнешней отчетности не проводится. Вместе с тем предприятие может не делать подобнуюпривязку для целей внутренней отчетности, хотя определения доходов, расходов, активови обязательств и будут отвечать требованиям международного стандарта, В любом случае,при предоставлении внешней финансовой отчетности по сегментам деятельности истинойв последней инстанции должен быть международный стандарт (это, впрочем, относитсяи к любым другим аспектам подготовки внешней финансовой отчетности) [10].
Примерами активов сегмента могут служить текущие активы, используемыев операционной деятельности сегмента, основные средства, активы, являющиеся предметомфинансового лизинга, и нематериальные активы, Если определенная статья износа илиамортизации нематериальных активов включается в расходы сегмента, соответствующийактив также должен быть включен в активы этого сегмента. К активам сегмента не относятсяактивы, используемые для целей всего предприятия или для целей головного офиса.Активы сегмента включают в себя операционные активы, используемые совместно двумяи более сегментами, если может быть найден приемлемый базис распределения [13].
Сегментарная отчетность может и должнапредставляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества,но и составляющими сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансовогоучета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческогоучета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности./>/>1.2 Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на предприятииобъективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и для внешнихпользователей, можно лишь при знании основных нормативных документов.
В нормативных документах, регулирующихведение бухгалтерского учета в РФ, первое упоминание о необходимости подготовкиинформации о деятельности сегментов встречается в 1996 г. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказомМинистерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п.4.30), сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализациипродукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам»[1].
Следующий нормативный документ, имеющийотношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учетаи бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ29 июля 1998 г. № 34н. В соответствии с п.91 в случае наличия у организации дочернихи зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета ею составляется такжесводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетовтаких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчетностиобъединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах (союзов, ассоциаций)(если это предусмотрено учредительными документами объединений). Однако из своднойотчетности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это «упущение»устраняется после принятия ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Учитывать требования последнего Положениядолжны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Длясубъектов малого предпринимательства оно не обязательно [5].
Положением, прежде всего, даются рекомендациипо «распознаванию» сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов,расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешнейотчетности понимается «часть деятельности организации в определенных хозяйственныхусловиях» [5].
Можно сделать заключение: в трактовкеПБУ 12/2000 под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическоелицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому(основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такоепредприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционногоили географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могутбыть разделены на более мелкие [6].
Предполагается, что сегменты осуществляютвнешние продажи, а также реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованиемтрансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского управленческогоучета сегменты, о которых идет речь в данном Положении, являются наиболее«развитыми» видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций.Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства,на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определенфинансовый результат деятельности [6].
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерскийучет в организации должен строится на основании стандартов учета (ПБУ), разрабатываемыхв нашей стране, с учетом международных стандартов для обеспечения единообразногоучета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в целях сопоставления.В то же время ПБУ предусматривают и многовариантность учета в зависимости от особенностейконкретной организации.
/>/>2. Характеристика птицефабрики ПФ «Ново-Ездоцкая»/>/>2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятияПФ «Ново-Ездоцкая»
Птицефабрика ООО «Томаровский бройлер» образована в1965 году. В настоящее время учредителем птицефабрики является агрохолдинг ЗАО«Кочетковъ».
В 2007 году птицефабрика ООО «Томаровский бройлер»прошла стадию объединения переименования, в настоящее время она называться ПФ«Ново-Ездоцкая».
За время существования специализация предприятия значительноизменилась. Первоначально — птицефабрика яичного направления. В настоящее времяспециализация птицефабрики — выращивание бройлеров. Продукция реализуется в живомвесе в ПО «Ермакъ», который входит в тот же агрохолдинг. Торговая маркавыпускаемой готовой продукции «Белая птица».
Ресурсный потенциал ПФ «Ново-Ездоцкая» представлентрудовыми и материальными ресурсами.
Основными поставщиками являются: комбикормов — ОАО «Белгородскийкомбинат Хлебопродуктов»; суточного молодняка для выращивания — ОАО «Загорье».
Работающих в хозяйстве в настоящее время — 721 человек. Просроченнойкредиторской задолженности в хозяйстве не имеется, все налоги платятся во время,заработная плата работникам выплачивается своевременно.
Все производственные и непроизводственные помещения переведенына автономное отопление, что позволяет резко сократить расход газа.
В настоящее время работают 29 производственных помещений. Транспортныесвязи с областным и районным центрами осуществляются по дорогам с твердым покрытием,которые имеют хорошее состояние. Удаленность от областного центра — 35 км., от районного — 27 км., от железнодорожной станции Томаровка — 4 км.
Хозяйство по мере возможности оказывает благотворительную помощьна проведение разного рода мероприятий в области, в районе и близлежащих населенныхпунктах.
Важным факторам производства является рабочая сила. Эффективноефункционирование предприятия возможно при достаточном наличии и рациональном использованиитрудовых ресурсов. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективностьих использования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Обеспеченность предприятия трудовымиресурсами и эффективность их использования в ПФ «Ново-Ездоцкая»Показатели Годы Отклонение 2007 г. от 2005 г. (+; — ) 2005 2006 2007 Среднегодовая численность: факт 158 132 721 563 план 163 135 728 565 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, % 96,9 97,8 99 2,1 Нагрузка на одного среднесписочного работника: с/х угодий, га 1,1 1,3
Отработано всего:
тыс. чел. дней 39 29 175 136 тыс. чел часов 333 253 1385 1052
Объем производственной нагрузки: на 1-го работника:
тыс. чел. дней 0,25 0,22 0,24 0,01 тыс. чел часов 2,1 1,9 1,9 -0,2 Произведено валовой продукции, тыс руб.: 254452 354715 1822495 1568043 на 1 раб. 1610,5 2687,2 2527 916,5 на 1 чел. час. 764,1 1402,03 1315 550,9
В связи с объединением птицефабрик в один агрохолдинг все данные,приведенные в таблице за 2007 год будут значительно выше. Из данной таблицы видно,что на предприятии отсутствуют земельные ресурсы, поэтому всю необходимую продукциюпредприятие полностью закупает у сторонних организаций. В 2007 году происходит увеличениечисленности рабочих по сравнению с 2005 и 2006 годами, это объясняется тем, чтопроизошло объединение более 10 птицефабрик в единый холдинг. Обеспеченность предприятиятрудовыми ресурсами в 2007 году выросла на 2,1 % по сравнению с 2005 годом. Полученныеданные свидетельствуют об увеличении производства валовой продукции на 1568043 тыс.руб.
Обеспеченность предприятия основными фондами представлена в таблице№2. Из показателей приведенных в таблице можно сделать вывод, что в настоящее времяобеспеченность птицефабрики основными фондами с годами возрастает. Что можно пронаблюдатьиз показателей таблицы, размер основных средств в 2007 году по сравнению с 2005годом повысился на 1126314 тыс. руб., в основном за счет увеличения стоимости зданийна 829084 тыс. руб. Это объясняется тем, что в 2007 году завершилась реконструкциязданий и сооружений. В которые было установлено импортное оборудование Бельгийскойфирмы «Роксель».
Таблица 2. Размери структура основных фондов ПФ «Ново-Ездоцкая»Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к 2005г. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % Здания 229435 80,1 229441 81 1058537 75,094 -5,0 Сооружения 1597 1,1 1597 0,7 7496 0,5 -0,6 Машины и оборудование 47777 16,8 46881 16,6 271852 19,3 2,5 Транспортные средства 4806 1,8 4815 1,6 72358 5,1 3,3 Производственный и хозяйственный инвентарь 376 0,2 414 0,1 80 0,006 0, 194 ИТОГО: 284009 100 283165 100 1410323 100 – в том числе: производственные 281059 98,96 280215 98,95 1396922 99,05 0,09 непроизводственные 2950 1,04 2950 1,05 14200 0,95 -0,09
Из данной таблицы видно, что в 2007 году на предприятии, в связис объединением, увеличилась стоимость транспортных средств на сумму 67552 тыс. руб.,машин и оборудования на 224075 тыс. руб., а так же сданы в эксплуатацию сооруженияв стоимости 5899 тыс. руб. Рассматривая удельный вес каждого вида основных фондовможно сделать вывод, что производственные фонды занимают 99,05 %, из них здания75,094 %, сооружения 0,5 %, машины и оборудование 19,3 %, транспортные средства5,1 %. Удельный вес основных производственных фондов в 2007 году по сравнению с2005 годом увеличился на 0,09%, в том числе по видам основных средств: здания на- 5,0%, машины и оборудования на — 0,6%, транспортные средства на 3,3%. Удельныйвес сооружений и производственного и хозяйственного инвентаря уменьшился на — 0,6%и — 0, 194% соответственно.
Так же важное значение для характеристики хозяйства имеют данныеоб эффективности использования производственных фондов, которые даны в таблице 3. Таблица3. Эффективность использования основных производственных фондов ПФ «Ново-Ездоцкая»Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Отклонение
2007г.
от 2005г.
(+; — ) Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 254452 354715 1822495 1568043 Средне годовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 281059 280215 1396922 1115863 Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. 27966 76852 308255 280289 Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 4764 13154 249343 244579 Фондоотдача, руб. 0,91 1,27 1,31 0,4 Фондоемкость, руб. 1,11 0,79 0,77 -0,34 Фондовооруженность, тыс. руб. 1778,8 2122,8 1937,48 158,68 Фондообеспеченность, тыс. руб.
Приходится на 1 рубль основных производственных средств, руб.:
валовой прибыли
чистой прибыли
0,10
0,02
0,28
0, 19
0,22
0,18
Проанализировав данную таблицу видно, что производство валовойпродукции в 2007 году составило 1822495 тыс. руб., что на 1568043 тыс. руб. большечем в 2005 году. В 2005 году предприятие получило прибыль на сумму 27966 тыс. руб.,а в 2006 и 2007 годах птицефабрика получила прибыль соответственно 13154 тыс. руб.и 249343 тыс. руб. В отчетном году валовая прибыль равна 308255 тыс. руб., а чистая249343 тыс. руб., что показывает увеличение эффективности производства. Показательфондоотдачи в 2007 году равен 1,31 руб., который показывает сколько произведенопродукции на 1 рубль стоимости основных фондов. На предприятии имеется тенденцияк уменьшению показателя фондоотдачи на 0,4 руб., это говорит о менее эффективномиспользовании имеющихся основных средств. Можно отметить уменьшение показателя фондоемкостис 1,11руб. до 0,77 руб., это означает то, что в 2007 году имеющийся капитал использовалсяменее экономно.
За последние три года на предприятии произошли изменения не тольков численности работников и стоимости основных производственных фондов, а так жепроизошли изменения в структуре производимой продукции. Реализация мяса птицы, суточныхцыплят и пищевых яиц прекратилась. Продукция реализуется только в живом весе. Этоговорит о том, что птицефабрика ПФ «Ново-Ездоцкая» узкоспециализированноепредприятие и занимается только выращиванием бройлеров.
Целью любого предприятия является получение наибольшей прибыли,об эффективности сельскохозяйственного производства ПФ «Ново-Ездоцкая»можно судить по данным таблицы 4. Таблица4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства ПФ «Ново-Ездоцкая»Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Отклонение
2007 г.
от 2005г.,
(+; — ) Стоимость валовой продукции, тыс. руб. 254452 354715 1822495 1568043 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов основной деятельности, тыс. руб. 281059 280215 1396922 1115863 Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 226773 1078791 1827200 1600427 Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 198807 1026527 1518945 1320138 Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 4764 13154 249343 244579 Среднегодовая численность работников, чел. 158 132 721 563 Производительность труда, тыс. руб. 1610,5 2687,2 2527,7 917,2 Уровень рентабельности (+), 2,4 20,9 16,4 14
Проведя расчеты видно, что стоимость валовой продукции в 2007году увеличилась по сравнению с 2005 годом на 1568043 тыс. руб., в связи с этимувеличилась полная себестоимость реализованной продукции на 1320138 тыс. руб. Вотчетном периоде предприятие получило прибыль на сумму 249343 тыс. руб. Среднегодоваячисленность работников в 2007 году увеличилась на 563 человека по сравнению с 2005годом. За счет того, что возросла стоимость валовой продукции и увеличились всепоказатели предприятия увеличилась и производительность труда на 917,2тыс. руб.
Уровень рентабельности показывает какую прибыль имеет предприятиес каждого рубля выручки от реализации. Так в 2007 году уровень рентабельности составил16,4 %. По сравнению с 2005 годом она возросла на 14%, такой большой процент разницыобъясняется тем, что в 2005 году производство птицефабрики являлось менее эффективными уровень рентабельности составлял 2,4 %. В 2006 и 2007 годах птицефабрика началаработать более эффективно и уровень рентабельности соответственно составил 20,9% и 16,4 %.
Из данной таблицы видно, что птицефабрика ПФ «Ново-Ездоцкая»начала работать более эффективно. Это связано с применением более совершенных средстви методов производства, комплексной механизации, интенсивных технологий, использованиядостижений науки и техники. Так же большую роль сыграло объединение в холдинг./> 2.2 Организация учетной работы
С целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственнойдеятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованиемпроизводственных ресурсов и готовой продукции необходимо организовать ведение бухгалтерскогоучета. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Ответственностьза организацию бухгалтерского учета несет директор.
Организационная структура учетного процесса основана на централизации.В подразделениях хозяйства, в бригадах, на предприятии ведется лишь первичный учет.Заполненные первичные документы поступают в бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают,сверяют и все записи вносят в регистры синтетического и аналитического учета.
Учетная политика (Приложение №1) разрабатывается главным бухгалтероми утверждается директором. В 2007 году учетная политика организации была изменена,так как была реорганизация предприятий и были объединены более 10 птицефабрик водин агрохолдинг. В учетной политике отражены вопросы организации учетной работы.Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме. Данная форма учета повышаетконтрольное значение учета. Отличительной особенностью этой формы является использованиесредств сбора и регистрации информации, накопление в памяти ЭВМ условной постояннойинформации для многократного ее использования, позволяет исправлять ошибки на всехстадиях обработки информации. Преимуществом этой формы является то, что информацияможет высвечиваться на экране или распечатываться. На предприятии используется 1СБухгалтерия версия 7.7.
Учетная политика состоит из 2-х разделов. Первый раздел включает:
1. Общие положения
2. Организация бухгалтерской и налоговой службы
3. Рабочий план счетов. Правила документооборота, технология обработки учетнойинформации и составление отчетности
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
5. Учет основных средств
6. Учет нематериальных активов
7. Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы
8. Бухгалтерский учет финансовых инвестиций
9. Учет материально-производственных запасов
10. Учет затрат на производство
11. Учет готовой продукции
12. Учет расчетов по кредитам и займам
13. Бухгалтерский учет финансовых результатов
14. Командировочные расходы
Второй раздел: Учетная политика для целей налогообложения. Учетнаяполитика составлена на достаточно хорошем уровне.
Приложением к учетной политике является рабочий план счетов(Приложение №2), разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного ПриказомМинфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. Отражение хозяйственных операций производитсяв соответствии с разработанным планом счетов. Все операции, проводимые организациейоформляются документами в такой последовательности, в которой они совершаются. Этообеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.
Основой организации первичного учета является график документооборота(Приложение №3). В нем по каждому документу указывается его форма, кем и где долженсоставляться документ, кто его принимает, срок предоставления в бухгалтерию, датаотражения в главной книге. Но в графике документооборота не указано, в каком количествеэкземпляров должен составляться документ.
Так как ПФ «Ново-Ездоцкая» является одним из крупнейшихпредприятий области и страны, оно имеет сложную структуру. Каждое подразделениеведет бухгалтерский учет и составляет баланс, а затем формируется общий баланс.Балансы и отчетность дочерних и зависимых организаций помогают руководству нашегопредприятия координировать деятельностью всего имущественного Холдинга (Приложение№4).
Все использованные бухгалтерские документы и учетные регистрыпередаются в архив. Хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в ПФ«Ново-Ездоцкая» осуществляется в соответствии с предусмотренными для этогоправилами. Для архива выделено специальное помещение, оборудованное стеллажами.Доступ к архиву имеет ограниченный круг лиц. Годовые бухгалтерские отчеты, балансыи объяснительные записки к ним хранятся постоянно. Большинство видов документови регистров хранятся 5 лет.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляютсяоправдательными документами в той последовательности, в которой они совершаются.Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.
Для равномерной нагрузки учетного аппарата утверждается распределениеслужебных обязанностей с учетом важности работ, квалификации исполнителей и обеспечениявзаимозаменяемости работников.
Для обеспечения оперативного бухгалтерского учета, усиления егоконтрольных функций в организации необходимо использование электронно-вычислительнойтехники.
Установка ЭВМ на складах, в бухгалтерии и других местах возникновенияэкономической информации позволит полностью автоматизировать складской учет, составлениепервичных документов, отчетов.
/>/>3. Значение сегментной отчетности предприятия для внешних ивнутренних пользователей/>3.1 Понятие сегментной отчетности
Многие компании как российские, таки международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельностьв различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельностии риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.
Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо частькруга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерскойотчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимоуказывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производствеи продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного видав разных регионах и т.д.
Понятие «информация по сегментам»представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенныххозяйственных условиях.
Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11нбыло утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»(ПБУ 12/2000). Нормы установленные в ПБУ 12/2000 практически полностью соответствуютнормам МСФО 14 «Сегментарная отчетность».
ПБУ 12/2000 используется также коммерческимиорганизациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности.Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемыекомментируемым Положением.
Производство одного вида продукции(товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках однойорганизации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателямрентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции(товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна.Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковыхручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве ирайонах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельностьпроизводства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ,услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а такжевиды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производстваи территория продажи не совпадают.
Многие предприятия производят нескольковидов продукции (товаров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные видыработ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтомуони могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут бытьподвержены разным рискам.
Информация о разных видах товаров (работ,услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах,полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментнойинформацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализафинансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятияуправленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетностинаправлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов,партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователямона позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организацииза ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции(оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организацииполучает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельностиконкурентов, а также отрасли в целом.
Вместе с тем применение данного Положенияпозволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерскойотчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именнов п.27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данныхоб объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельностии географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансуи отчету о прибылях и убытках.
Комментируемое Положение ввело в практикуроссийских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как «риск»,причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск полученияприбыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические,валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментамдолжны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельностьорганизации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации посегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценкарисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взятыпрофессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызываетсомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположеннойна территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажейаналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.
В то же время источник рисков и прибылейдля большинства организаций определяет то, как организация организована и управляется.Поэтому в п.6 Положения определено, что перечень сегментов, информация по которымраскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельнов учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Что в итоге понимается под термином«сегмент»? Поскольку сегмент — это часть чего-либо, то процедура определения(выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организациина части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положениюсегмент — это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях,информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленногоперечня показателей в бухгалтерской отчетности.
Выделяют два вида сегментов: операционныеи географические.
Операционный сегмент — часть деятельностиорганизации по производству определенного товара или однородных групп товаров, котораяподвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другимтоварам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группупредполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:
назначению товаров;
процессу их производства;
потребителям;
методам продажи;
системам управления деятельностью организации.
Географический сегмент — часть деятельностиорганизации по производству товаров в определенном географическом регионе, котораяподвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих местов других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментовследует исходить:
из сходства условий, определяющих экономическиеи политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность;
наличие устойчивых связей в деятельностив различных географических регионах;
сходства характера деятельности;
рисков, присущих деятельности организациив определенном географическом регионе;
общности правил валютного контроля;
валютного риска, связанного с деятельностьюорганизации в определенном географическом регионе.
При этом организацией может быть выделенодин географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам,региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структурыи системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местамрасположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположениярынков сбыта (потребителей или покупателей).
Организация самостоятельно устанавливаетперечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности.В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческаяструктура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутреннейотчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решенийруководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации,а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и полученияприбылей.
При выделении сегментов принимаютсяво внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски,которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков непредполагает точное количественное измерение и выражение их.
сегментная отчетность учетный сегмент
/>3.2 Раскрытие информациипо сегментам
Не все операционные и географическиесегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрываетсяв годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Сегмент считаетсяотчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям.Кроме того, одновременно должно выполняться хотя бы одно из условий:
выручка от продажи внешним покупателями от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общейсуммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
финансовый результат деятельности данногосегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарногоубытка всех сегментов;
активы данного сегмента составляют неменее 10% суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные приподготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75%выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерскойотчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительныеотчетные сегменты. При этом бухгалтер может учитывать заинтересованность внешнихпользователей в информации по сегментам. Каждый из определенных операционных илигеографических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.
Отчетные показатели, используемые прираскрытии информации по сегментам, должны применяться и интерпретироваться в контекстесоответствующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. В частности, при определениидоходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации»и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
При формировании сегментарной информациипо группе взаимосвязанных организаций или объединению юридических лиц (ассоциаций,союзу и т.д.) в качестве отчетных показателей могут быть использованы данные бухгалтерскихбалансов и отчета о прибылях и убытках. Если информация по сегментам раскрываетсяв рамках одной организации, то в качестве показателей могут использоваться данныесинтетического и аналитического учета по счетам активов, обязательств, доходов ирасходов. Если организация бухгалтерского учета не позволяет определить суммы, относящиесяк данному операционному или географическому сегменту, то бухгалтер вправе использоватьсвой метод распределения отчетных показателей организации по сегментам.
За базу распределения может быть взятлюбой критерий. Метод распределения должен быть обоснован, надлежащим образом документальнооформлен, закреплен в качестве элемента учетной политики. Для упрощения процедурысбора и формирования информации по сегментам в отчетности следует закрепить в учетнойполитике для целей бухгалтерского учета следующие положения:
порядок определения отчетных сегментов;
способы распределения первичной и вторичнойинформации;
метод распределения активов, обязательств,доходов и расходов.
Если деятельность организации стабильнана протяжении многих лет, указанные положения учетной политики могут не менятьсяв течении всего времени.
Не все данные аналитического и синтетическогоучета применимы при расчете показателей по сегментам. Так, в частности, при расчетевыручки (доходов) сегмента не учитываются:
обороты по кредиту счета 91 «Прочиедоходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», отражающие поступлениепроцентов и дивидендов (если они не являются предметом деятельности организации),и поступления от продажи финансовых вложений (если они не являются предметом деятельностиорганизации);
обороты по кредиту счета 99 «Прибылии убытки», отражающие доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Выручка (доходы) сегмента — представляетсобой выручку от продажи определенных товаров или выручку от продажи товаров в определенномгеографическом регионе (данные о величине, непосредственно относящиеся на данныйсегмент), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходитсяна данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другимисегментами этой же организации). Выручкой (доходами) сегмента не являются процентыи дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы порождены основной деятельностьюотчетного сегмента; доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когдафинансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; чрезвычайныедоходы.
Применительно к сводной бухгалтерскойотчетности такая выручка может быть определена на основе показателей выручки докорректировки в процессе подготовки сводной бухгалтерской отчетности, то есть заоснову принимается информация до исключения некоторых данных в процессе объединениябухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскуюотчетность. Аналогичный подход должен быть использован в отношении финансового результата,обязательств, активов.
В отчетности юридического лица выручкаотчетного сегмента от операций с другими сегментами может быть оценена только условно,поскольку ни юридически, ни по данным бухгалтерского учета факт продажи товаровмежду подразделениями одного юридического лица не имеет места.
В соответствии с ПБУ 12/2000 при формированииинформации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментамипередачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организациейцен. Основа ценообразования на передачи между сегментами и изменения этой основыподлежат раскрытию в отчетности.
Расходы сегмента — определяются какрасходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаровв определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации,которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешнимпокупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Расходамиотчетного сегмента не являются проценты, кроме случаев, когда предметом деятельностиотчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности (оборотыпо дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»);расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовыевложения являются предметом деятельности отчетного сегмента (обороты по дебету счета91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); налогна прибыль (оборот по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»); общехозяйственныерасходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом (обороты по дебету счетов25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»);чрезвычайные расходы (обороты по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»).
Финансовый результат сегмента — разницамежду выручкой (доходами) и расходами сегмента. Финансовый результат отчетного сегментадля представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправокна долю меньшинства.
Активы сегмента — это активы, используемыедля производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенныхуслуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенномгеографическом регионе деятельности организации (п.5 ПБУ 12/2000). Они начисляютсяпо данным бухгалтерского баланса (Приложение №4), отражаемым в его первом и второмразделах.
Обязательства сегмента — обязательства,которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенныхработ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров),выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельностиорганизации.
В обязательства сегмента не включаетсязадолженность по налогу на прибыль.
При определении доходов, расходов, активови обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственноотносятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованногораспределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах,распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующиедоходы и расходы.
Способ распределения доходов, расходов,активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит отхарактера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленностиотчетных сегментов. При этом в отношении разных объектов могут применяться разныеспособы распределения.
Организация должна последовательно применятьизбранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.
Суммарная информация о выручке, финансовомрезультате, активах и обязательствах сегментов может отличаться от данных, приведенныхв бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках организации (группы). Основныеразличия заключены в:
статьях, относящихся к операциям междусегментами;
статьях, относящихся к организации(группе) в целом;
статьях, которые не могут быть отнесенык сегментам путем обоснованного распределения.
Кроме того, ПБУ 12/2000 прямо устанавливаетперечень статей, которые не включаются в показатели сегментов и которые частичномогут быть включены в перечисленные группы статей.
Показатели, исчисленные по сегментам,бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки.В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем — вторичная. 3.3 Учетная политика в отношении информации по сегментам
Учетная политика — определенные принципы, основы, обычаи, правилаи практические приемы, принятые предприятием для подготовки и представления финансовойотчетности. Доход от основной деятельности — общий приток экономической выгоды втечение периода, возникающий в ходе операционной деятельности предприятия, еслиэтот приток приводит к увеличению капитала, отличного от взносов акционеров. Результатсегмента — доход сегмента за вычетом его расходов. Результаты сегмента определяютсядо выполнения любых корректировок для доли меньшинства. Активы сегмента — операционныеактивы, которые используются сегментом в его операционной деятельности и которыелибо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут быть обоснованно отнесенына сегмент.
В российском стандарте данный пункт освещен не так подробно,как в международном. Между тем применение определенных приемов учетной политикипредприятия в отношении отчетности по сегментам может оказать значительное влияниена принятие решений пользователями финансовой отчетности. В связи с этим более подробнопроанализируем положения международного стандарта, касающиеся данного вопроса.
Поскольку учетная политика, используемая при подготовке финансовойотчетности предприятия в целом, является также основой для представления информациипо сегментам деятельности, сегментная учетная политика включает в себя и учетныеприемы, которые относятся непосредственно к представлению информации по сегментам.К подобным приемам можно причислить, например, выделение сегмента деятельности,методы межсегментного ценообразования и базисы распределения доходов и расходовпо сегментам.
Существует предположение о том, что учетная политика, которуюруководство решило использовать для подготовки консолидированной финансовой отчетностипредприятия в целом, — это такая политика, которую администрация считает наиболееподходящей для представления информации внешним пользователям. Поскольку целью представленияинформации по сегментам является помощь пользователям финансовой отчетности в пониманиидеятельности предприятия и принятии более взвешенных решений о предприятии в целом,международный стандарт требует применения в отношении сегментной информации тойучетной политики, которую выбрала администрация предприятия. Однако это вовсе неозначает, что данная учетная политика должна применяться к конкретному отчетномусегменту как если бы он был предприятием, самостоятельно подготавливающим финансовуюотчетность. Нередко достаточно бывает лишь привязки информации, подготавливаемойна уровне головного офиса, к конкретным отчетным сегментам при наличии приемлемогобазиса распределения. Например, широко распространенные за рубежом расчеты, относящиесяк программам пенсионного обеспечения сотрудников предприятия, зачастую проводятсядля предприятия в целом, а уже затем показатели в масштабе всего предприятия могутбыть привязаны к конкретным отчетным сегментам на основе сегментных данных о заработнойплате и демографической информации.
Международный стандарт не запрещает раскрытие дополнительнойсегментной информации, подготовленной на основе, отличной от общепринятой учетнойполитики при условии, что:
а) эта информация предоставляется внутренним пользователям игенеральному директору для целей принятия решений о распределении ресурсов предприятияпо сегментам и для оценки финансовых результатов сегментов;
б) четко описана и раскрыта основа измерения такой дополнительнойинформации.
Таким образом, международная отчетность представляет собой непросто колонки цифр, а очень подробные пояснения к наилучшим образом (наилучшимдля финансового анализа) представленной цифровой информации. Поэтому любая информация,полезная для принятия экономических решений (в данном случае она является полезной,поскольку ею пользуется руководство предприятия при принятии экономических решений)внешними пользователями, всегда приветствуется в примечаниях к финансовой отчетности,
Остановимся также на некоторых практических примерах примененияучетной политики в отношении подготовки информации по сегментам деятельности.
Активы, которые используются совместно двумя и более сегментами,должны быть распределены между этими сегментами только в том случае, если соответствующиедоходы и расходы также распределены между данными сегментами.
Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходовмежду сегментами зависят от таких факторов, как природа этих статей, деятельность,осуществляемая сегментом, и относительная автономность данного сегмента. Не представляетсявозможным определить единый базис распределения по всем сегментам, который долженбыть принят всеми предприятиями. Также нельзя определить единый базис распределенияактивов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более сегментам.Вместе с тем определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаныи это нужно учитывать.
/>/>Выводы и предложения
В данной курсовой работе были рассмотрены методологические аспектысегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей и фактическаяорганизация учета сегментной отчетности в птицефабрике ПФ «Ново-Ездоцкая».На основании этого можно сделать следующие выводы и внести предложения.
Данное предприятие прошло стадию объединения в Агрохолдинг, следовательновсе приведенные данные за 2007 год значительно возросли, так как данные 2007 годарассматривались за весь холдинг в целом, а не за отдельное предприятие.
Птицефабрика является предприятием с узкой специализацией. Спостоянным усовершенствованием технологий происходит сокращение численности рабочих,в настоящее время на птицефабрике работает 721 человек.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2007 году вырослана 2,1 %. Так же увеличился объем валовой продукции на 1568043 тыс. руб. А в отчетномгоду объем валовой продукции составил 308255 тыс. руб., а чистая прибыль 249343тыс. руб.
Увеличился размер основных средств в 2007 году они оставили 1115863тыс. руб. по сравнению с 2005 годом, в основном за счет увеличения стоимости зданийна 829084 тыс. руб.
Удельный вес основных производственных фондов в 2007 году посравнению с 2005 годом увеличился не значительно всего на 0,09%.
Уровень рентабельности в 2007 году составил 16,4%, а в 2005 годупредприятие было не очень прибыльным. Но в настоящее время предприятие имеет большиеперспективы.
Многие компании как российские, таки международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельностьв различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельностии риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение по бухгалтерскомуучету 12/2000 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полнотыбухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.
Применительно к ПБУ 12/2000, сегмент- это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информацияо которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателейв бухгалтерской отчетности.
Организация самостоятельно устанавливаетперечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности.В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческаяструктура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структураорганизации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рискови получения прибылей.
Показатели, исчисленные по сегментам,бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки.В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем — вторичная.
Цель создания системы сегментного учетаи отчетности в организации — это обеспечение собственников и менеджеров всех уровнейуправления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурныхподразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информациюне может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета,кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятиидокументооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности,так и предприятия в целом.
/>/>Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Законы. «О бухгалтерском учете»: приказ Министерствафинансов РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996г. // Сборник нормативных актов для бухгалтера.- М.: «ИНФРА-М», 2007. — 327 с.
2. Российская Федерация. Приказы. О плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия и инструкции по его применению: приказ Министерства финансовРФ от 31.10.2000 г. № 94 н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. — М.:«ИНФРА-М», 2007. — 327 с.
3. Российская Федерация. Приказы. О плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций агропромышленного комплекса и инструкции по его применению:приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2001 №654 // Сборник нормативныхактов для бухгалтера. — М.: «ИНФРА-М», 2007. — 327 с.
4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскомуучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: приказ Минфина РФ от 09.12.1998г. № 60н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. — М.: «ИНФРА-М»,2007. — 327 с.
5. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскомуучету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: приказ МинфинаРФ от 06.07.99г. № 43н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. — М.:«ИНФРА-М», 2007. — 327 с.
6. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскомуучету «Информация по сегментам» ПБУ-12/2000: приказ Минфина РФ от 27.01.2000г. № 11н. // Сборник нормативных актов для бухгалтера. — М.: «ИНФРА-М»,2007. — 327 с.
7. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскомуучету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ-18/2002: приказ МинфинаРФ от 19.11.2002г. №П4н. // Сборник нормативных актов для бухгалтера. — М.:«ИНФРА-М», 2007. — 327 с.
8. Куттер М.И., Таранец Н.Ф., Уланова И.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность:Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 232 с.: ил.
9. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации:Учеб. пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет»,2006. — 392 с.
10.Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. — М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 272с.
11.Соловьева О.В. Международная практика учет и отчетности: Учебник. — М.: ИНФРА-М,2005. — 322с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
12.Сугаипова И.В. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебное пособие. Серия«Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
13.Курганова Е.Н. Формирование бухгалтерской отчетности по сегментам. / Е.Н.Курганова // Все для бухгалтера. 2007. — № 12. — С.15-21.
14.Голикова Е.С. Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности./ Е.С. Голикова // Бухгалтерский учет. — 2008. — № 3. — С.4-7.
15.Елманова Е.Н. Раскрытие информации по сегментам в международной практике/ Е.Н. Елманова // Все для бухгалтера. — 2007. — № 6. — с.35-46.
16.Бакаев А.С. О раскрытии информации по сегментам / А.С. Бакаев // Экономикаи жизнь. Бухгалтерское приложение. — 2007 — №13. — с.16-24