Владимир Кравченко
Россияпереживает сейчас сложный исторический — период. Хаотическое и стремительноеразвитие рыночных отношений и трансформации посттоталитарного общества привелик кризису социальной системы и, в частности, многих социальных связей.
СостояниеРоссийского государства свидетельствует о том, что страна остро нуждается всоциальном оздоровлении. Социальное нездоровье определяется многими признаками.Это — рост преступности, экономическое неблагополучие многих регионов,социальная апатия, потеря веры в свое будущее и будущее Отечества,неблагополучие семьи, увеличение количества разводов и детей-сирот, психическихи соматических заболеваний и многое другое.
Многиелюди пребывают в растерянности. В обществе происходит резкое имущественноерасслоение, к которому многие слои населения еще не готовы. Массы людейобречены на нищенское существование. Социальная нестабильность вызывает в обществетревогу за будущее, за жизнь детей, порождает психическое неблагополучие,озлобленность и агрессивность.
Встране уже долгое время смертность преобладает над рождаемостью, растетколичество детских заболеваний, снижается продолжительность жизни. И это далеконе весь перечень тревожных симптомов, являющихся свидетельством социальногонездоровья нации.
Конечно,переходный период такого масштаба и такой сложности не может происходить безиздержек. Однако многих из них можно было избежать, если бы властьпоследовательно и настойчиво стремилась устранять основные причины социальногонездоровья страны.
Попробуюсформулировать наиболее серьезные из них.
•Отсутствие новой идеологии, системы ценностей, «картины будущего»,общей цели, ориентируясь на которые, люди могли бы перестраивать свою жизнь.Ведь человек не может жить без цели. Испокон веков в России все действиясовершались людьми сообразно общей национальной идее, в основе всего лежалавеликая цель, идеальный образ того общества, к которому необходимо двигаться,что во многом определяло ценностные ориентации общественного самосознания.
•Низкий уровень общественной консолидации и, как следствие, идеологическийраскол, создающий общественное напряжение. Правительство, если оно не хочетокончательно оторваться от масс, должно постоянно учитывать идеологическиеориентации граждан.
•Низкийуровень общей культуры: правовой, политической, экономической, психологической.Советский период развития Российского государства позволил достичь высокогообразовательного уровня, граждан, которым мы по праву гордились. Но он мог бытьеще выше, если бы отечественная наука и культура в большей степениассимилировали ценности мировой культуры. Но этого не произошло, т.к. длямногих людей элементарная поездка за границу была невозможна, не говоря уже оработе или образовании. Даже ценности Православия, составляющие основу великойрусской культуры, были недоступны для советских людей.
Внастоящее время появились новые возможности для развития культуры иобразования. Однако возникло и другое явление. Школа находится в плачевномсостоянии, учителя бедствуют, развал науки достиг критического уровня. С другойстороны, ориентация на рыночную экономику, развитие различных формсобственности создали предпосылки для повышения уровня экономики и правовойкультуры. Это отразилось на профессиональной структуре Российского государства.Юристы, экономисты, менеджеры, финансовые аудиторы, специалисты по рекламе и PR- вот неполный перечень профессий, к которому стремилась молодежь.
Состояниепсихического здоровья населения, наличие непреодолимых психических травм:Повышенная тревога, агрессивность, рост преступности — все это свидетельствопсихического нездоровья нации. В результате психологических травм наблюдаетсяснижение работоспособности, озлобленность, депрессия, социальная апатия,которые мешают людям принимать адекватные решения, вести достойную полноценнуюжизнь. Значительную опасность представляют такие явления, как бродяжничество,алкоголизм, наркомания.
Всеэто выдвигает на первый план задачу социального оздоровления Российскогообщества, решение которой невозможно без специально разработанной целевойгосударственной программы. Она должна предусматривать систему мер, направленныхна преодоление социальных недугов, а в конечном итоге на формирование общейнациональной идеи и гражданского общества. И главным мотивом этого процессадолжно быть возрождение величия Отечества и государства, построениесправедливого общества. Также беда Российской государственности в том, что онаоказалась не в состоянии интегрировать в рамках общенациональной идеи возникшиеразные идеологии и на этой основе объединить многообразные интересы различныхобщественных сил.
Тоесть без серьёзного оздоровления государственного управления под контролемвсего общества не состоится возрождения Отечества, более того, его духовноенаследие, интеллектуальная собственность будут окончательно разрушены.
Разныеформы собственности, как показывает мировой опыт, способствуют преодолениюмонополизма и реализации творческих потенциалов отдельных людей, целыхколлективов.
Так,социальная сфера здесь характеризуется развитой системой социальной защитынаселения: бесплатной медициной, широкими государственными программамиподдержки наиболее незащищенных граждан, культуры, науки, образования,социального продвижения.
Вполитической сфере — это развитой механизм демократического регулированияобщественной жизни, эффективная связь гражданского общества и государства.Нужно подчеркнуть, что таким Российское государство не сможет стать, если небудет в духовной сфере руководствоваться приоритетами развития национальнойкультуры, подлинными ценностями своего народа, защитой его интеллектуальнойсобственности.
Вобласти идеологии необходимо возрождение государственности, духовности,воспитания населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, прекращенияпропаганды насилия, жестокости, чуждого нам образа жизни.
Мотивы социальной рекламы
Вообще,мотивы, используемые в обращениях социальной рекламы, можно условно объединитьв две большие группы:
1.эмоциональные мотивы;
2.нравственные мотивы.
Эмоциональныемотивы в рекламе “играют” на желании получателей избавиться от отрицательных идобиться положительных эмоций. Естественно, эта цель достигается, всоответствии с рекламным обращением, путем покупки рекламируемого товара(услуг).
1.Мотив страха.
2.Мотив значимости и самореализации
3.Мотив свободы.
4.Мотив открытия (любопытство и любовь к новизне).
5.Мотив гордости и патриотизма.
6.Мотив любви используется в рекламе подарков (“мужских” и “женских” товаров),игрушек, средств ухода за детьми и т.д.
7.Мотив радости и юмора.
Нравственныеи социальные мотивы апеллируют к чувству справедливости и порядочности.Достаточно часто в рекламных обращениях подчеркивается необходимость решениятаких острых социальных проблем, как защита окружающей среды, охранаправопорядка и т.п.
1.Мотив справедливости.
2.Мотив защиты окружающей среды.
3.Мотив порядочности.
4.Использование социального мотива связано с обострением межнациональныхконфликтов, ростом напряженности в обществе, повышением уровня преступности ит.д.
Такимобразом, многие проблемы можно решить при помощи социальной рекламы — начинаюот отношении “отцов и детей”, и заканчивая межнациональной рознью.
Вследствиесоциально-экономических преобразований, происходящих в России и приводящих кразличным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальнойсистемы, восстановление социальных связей в данный момент является актуальнойпроблемой общества.
Общественноемнение, будучи элементом культурно-идеологической подсистемы и взаимодействиясо всеми остальными ее подсистемами — нормативной, организационной иинформационно-коммуникативной, реализует прежде всего свои социологическиефункции.
Данныйфеномен включается в предметное поле теории социальной работы и не долженигнорироваться социальными службами, государственными и муниципальнымиструктурами.
Исходяиз того, что цель социальной рекламы — изменить отношение общественности ккакой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе — выработать новыесоциальные ценности, понимание социальной рекламы как одного из способов работыс общественным мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функцийсказывается на эффективности деятельности социальных служб.
Такжестратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомлениеобщественности с деятельностью так называемого «третьего сектора» — сектора НКО и социальных служб, создание верного представления об их работе.
Такжев связи с тем, что вопрос об изученности формирования массовых социальныхоценок, стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема социальнойрекламы практически не освещена в научной литературе, является необходимымдальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальнойработы.
Список литературы
1.Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире, М., 1997
2.Жуков В. И. Социальная политика и социальное образование в России, М. 1998
3.Аронсон О. О социальной рекламе