Содержание:
Введение
1.Значение занятий поплаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста
2. Роль, место и значениев структуре средств физического воспитания
3. Предпосылки к обучению
4. Методика обучения
5. Использование игровыхзаданий и подвижных игр при обучении
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Умение плавать относитсяк числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно изважнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит всодержание программ физического воспитания дошкольных учреждений,общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Несмотря на усилия рядаисследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленновоздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию,желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительныесроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Этоособенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периодепроисходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этимвозрастом связано глобальное психическое новообразование — произвольностьпсихических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своейумственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательныхдействий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создаетопределенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими.Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит оттого, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценкесобственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеютневерные представления об изучаемом движении.
1.Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольноговозраста.
Плавание способствуетоздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игрыи развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, ониспособствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чемраньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажетсяположительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Прежде всего, мышечнаясистема ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24%массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцыдетей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды,в то ж« время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическаяпрочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит ииннервационный аппарат мышечной системы.
У ребенка мышцысокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят черезменьшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мереукорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечнойсистемы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическаяутомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка кдлительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.
Плавательные движенияребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, ужедостаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности вдвижение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому длявсестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенноблагоприятны.
Движения, при плаваниихарактеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В циклеплавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательночередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях.Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справлятьсясо значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.
Сердечно-сосудистаясистема ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объемкрови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но путипередвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосудыотносительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови понаправлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во времядвижения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, чтосердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразуприспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легконарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Этиособенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборефизических упражнений.
При плавании органыкровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаряположению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечныхгрупп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхностьтела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее ксердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказываетблагоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Так как физическуюнагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плаваниеявляется одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуяразвитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.
Органы дыхания детейимеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимостьслизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путейкровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченноепроникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновениювоспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухоговоздуха, особенно в помещениях.
У людей, систематическизанимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания,наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человекдышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе вовремя плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи снеобходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательныемышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки,увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000–7300 см3 иболее.
Систематические занятияплаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыханиядошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.
Опорно-двигательныйаппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенкамягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачемположении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергаетсяненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию.При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как быоблегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особеннона позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средствомукрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющеедефекты) средство.
У детей дошкольноговозраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенениехрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детейстрого противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высотыболее чем 40—50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечиваютбольшую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаютсяочень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердойопоры нижних конечностей — тазового пояса.
Ввиду возрастной слабостисвязочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопаребенка легко подвергается деформации, в результате часто развиваетсяплоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы илинеправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большаядинамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказываетукрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает — предупредитьзаболевание плоскостопием.
В лечебной гимнастикеплавание находит все более широкое применение в. качестве средства дляпрофилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов,кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижностисуставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита.
В процессе плаванияразвивается координация, ритмичность движений, необходимая для любойдвигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыковритмических движений происходит в разнообразной организованной исамостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективноспособствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым исовершенствованию деятельности всех систем детского организма.
Центральная нервнаясистема интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2—2,5года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строениятакового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большойспособностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительныесвязи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многомопределяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новыхдвижений.
До 6 лет у ребенка вдеятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладаютнад процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, егодвижения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольноговозраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детейдвижениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем вдошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение приразучивании движений имеет большое значение.
В 5—6 лет дети достаточнохорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у нихнаблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательныхдействий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способностьанализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексныераздражители и т. д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные,беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних группмышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем.
У, детей до 7 летсвойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстроотдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывамидопустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразнаядеятельность, требующая большой точности движений.
Правильное физическоевоспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективныесредства закаливания — воздух, солнце, вода. Наиболее действенным являетсязакаливание водой. Его легко дифференцировать — по силе и продолжительностиблагодаря различным способам применения воды необходимой температуры —при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективныкупание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды,воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением.
2.Роль, место и значение в структуре средств физического воспитания.
К средствам физическоговоспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы,физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияниеразнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка,рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задачфизического воспитания достигается только при комплексном применении всехсредств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы(режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды,обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействияфизических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светломпомещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышаетсяработоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физическихкачеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуютнормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное ирегулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимыхпитательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а такжеположительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает еезаболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособностьнервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеванийглаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия дляориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурногооборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детейслужит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей корганизованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективностьвлияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическимиупражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникаютположительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обменвеществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце,воздух и вода используются для закаливания организма, для повышенияприспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результатеупражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретаетспособность своевременно реагировать на резкие и быстрые измененияметеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы сфизическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силыприроды используются и как самостоятельное средство. Вода применяется дляочищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов,механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков,содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов,обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витаминаС под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественныесилы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания,используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательныхзадач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизничеловека.
Движения, входящие вразличные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организмребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физическойнагрузки.
Из всех циклических видовспорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не срождения. Возникшее более 20 лет тому назад движение под девизом «Плаватьраньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие детиболее старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране иливообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытываядостаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.
Плавание, как и другиециклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистуюсистему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности.При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция,увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшаетсяи газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма.(Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания иправильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворноевоздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышаяработоспособность.
Плавание может эффективноиспользоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенныхсреди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так. приплавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков,плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.
3. Предпосылки кобучению.
Занятия плаванием — одиниз богатейших источников здоровья детей. Занятия плаванием дошкольного возрастапомогают ребёнку уже через 7-8 месяцев не только хорошо плавать, но исамостоятельно ходить, что по средним нормам этого добиваются на 2-3 месяцапозже.
Одной из предпосылок дляуспешного обучения ребёнка плаванию заключается в том, что до своего рожденияон делал это все 24 часа в сутки, находясь в материнском утробе. Так же главнойотличительной особенностью плавания при развитии ребёнка, считается то, чтопогруженное в воду человеческое тело теряет в своем весе столько, сколько веситвытесненная им вода, т.е. находится в состоянии почти полной невесомости,потому что вес тела в воде облегчается в несколько раз. Благодаря этому ребёнокиспытывает легкость, раскованность в суставах и мышцах, ему легче выполнятьдвижения, глубокие дыхания.
Не менее важной предпосылкойслужит также наличие у ребёнка некоторых врожденных рефлексов, среди которыхследует выделить дыхательных и толчковый рефлексы. Благодаря первому ребёнокможет задерживать дыхание, когда его рот и нос погружаются в воду. Этопозволяет не бояться погружений под воду ребенка, с которым неизбежно связанообучение плаванию, и включать в его программу ныряние, облегчающее истимулирующее появление у ребёнка активных движений ногами и руками. Второйрефлекс работает на то, что при принудительном сгибании ног ребёнка онреагирует на это немедленным их разгибанием. Наличие этого рефлекса определяетнесколько целесообразных требований к методике обучения плаванию: необходимостьраннего и первоочередного совершенствования движений ногами (а затем уже переходк движению руками); развитию в первую очередь той форма движения ногами(сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которая проявилась в этомрефлексе.
Главным целебным свойством занятий является постепенная и планомернаяперестройка от врожденных и малоэффективных инстинктивных движений ногами ируками ребенка на осознанные, активные и более эффективные. Под влияниемрегулярных занятий плаванием на кору головного мозга воздействует комплекссигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и её механическим действием,состоянием полувесомости; зрительным и слуховым восприятиям всей обстановкиурока; углублённым дыханием и задержкой дыхания; сменой положений в воде;наконец, многократным повторением однотипных движений, выполняемых первое времяс помощью кого-либо педагога.
Свойства воды оказываютна здоровье ребенка термическое (закаливающее), гигиеническое, механическое ифизическое воздействие.
Механическое воздействие воды можно отметить в следующем: при передвиженииребёнка по поверхности воды он получает легкий, приятный и полезный массаж, чтоблагоприятно влияет на периферическую нервную систему и укрепляет кожный покровтела, а также облегчает периферическое кровообращение, т.е. деятельностьсердца. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубинывыдоха, за которым обычно следует и более глубокий вдох. А глубокое дыханиеявляется мощным профилактическим средством, предупреждающим заболеваниедыхательных путей.
4. Методика обучения.
Плавание, тренирующее исовершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средствомпрофилактики респираторных заболеваний.
Как известно, для того,чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Существует ряд методик обучения плаваниюдетей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольноговозраста в бассейнах-«лягушатниках» накоплен в ГДР, а соответствующее пособиеГерхарда Левина «Плавайте с малышами» переведено на русский язык. Имеются идругие методические пособия по обучению детей плаванию, поэтому далее приводятсялишь общие соображения и советы родителям начинающих пловцов.
Начинать всегда следует собеспечения безопасного пребывания ребенка в воде. Лучше всего использоватьбассейн-«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптимальнаятемпература воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытыхбассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первыхзанятий зависит от поведения ребенка: при первых признаках появления легкогоозноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ,после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса непревышает 7—8 минут с постепенным увеличением до 15—20. Детям до шести летлучше учиться плавать нагими, как это принято, например, в ГДР. Ведь детскийорганизм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительнозабирает тепло.
По методике обучениеплаванию делится на несколько этапов. Первый из них — и один из самых важных —заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательныедвижения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движенияпрямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положениилежа и др. Детям очень нравится заключительное упражнение этого этапа, когда,сидя на бортике бассейна, они весело бьют по воде выпрямленными в коленяхногами.
Следующий этап — освоениеребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Вначале ребенка обучаютправильному положению тела при скольжении и нырянии, при этом взрослыеподдерживают его за ноги или за руки. Самое трудное на данном этапе — это научитьребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Вначале такие упражнениявыполняются, как и другие, на мелком месте и под команду взрослого «Выдох!».Овладение навыками выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногамиот бортика бассейна —это итог обучения второго этапа.
На третьем этапепроводится обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка приэтом поддерживают за руки. Важно следить за тем, чтобы начинающий пловец незакрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой. Итог первых трех этапов — аэто 3— 4 занятия — умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг илипенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию споворотами головы на вдохе.
С 6—7-го занятиянаступает новый этап обучения — полной координации плавательных движений сначалапри задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыханиепри плавании имеет свои особенности. Продолжительность выдоха, выполняемого вводе, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения –4:1 идаже 5: 1. При плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох — выдох)пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4—6 движений ногами. Именносовершенствованию та ких координированных действий посвящаются последниезанятия курса обучения плаванию, рассчитанного на 11— 12 «уроков». Разумеется,лучшие результаты в обучении дошкольников могут быть получены на занятиях соспециалистом-инструктором.
Тренировке и закреплениюнавыков плавания помогают игры на воде типа «Поймай меня» (бег в воде намелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение сголовой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряниядля доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги ипенопластовые плотики, на которых малыши плывут подгребая руками.
Методики обученияплаванию школьников в целом построены на тех же принципах. Наиболее удобной,не требующей больших затрат времени, а также пригодной для массового обучениядетей, например в пионерском лагере, представляется методика, разработанная доцентом Львовского политехнического института В. В. Пыжовым,которая буквально за несколько занятий (4—5) позволяет научить ребенка плаватьс ластами. Привожу начальные упражнения этой методики.
5.Технологияиспользования игровых приемов.
Целевое назначениеигровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательныхумений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия имонотонности, психологически не оправданных в работе с детьми-дошкольниками,способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.
Организациядидактического пространства
1. Принцип «открытогообучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированнымирамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка.Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора,поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следуетначинать. Если ребенок боится брызг — необходимо научить его опускатьлицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться – научитьправильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять, пытаетсясделать вдох – научить дышать во время плавания и т.д.
2. Принцип учета ведущейдеятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому – научить ребенкаплавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно вмладшем дошкольном возрасте).
3. Принцип свободноговыбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, видыдеятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки (сколько «бассейнов» янамерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из одной игровой зоны вдругую.
4. Принцип дополненияестественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим.Задача инструктора – вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениямили возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных!) задач иорганизовать дидактический процесс, предлагая, но не навязывая ребенку новые видызаданий.
5. Принцип «от простого ксложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательныйпереход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательныхдвижений. Данный принцип – условие освоения ребенком все более сложных приемовплавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большейглубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
6. Принцип «от целого кчастному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общихпредставлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которыезатем соединяются.
7. Принцип учетавозрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей.Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категориидетей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следованияобщему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Технология:
1. В воде и на бортикахбассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства(обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).
2. В ходе занятия детиобращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме,назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью ужезнакомые упражнения.
3. Педагог-инструктор,наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает имновые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следуетпринципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».
4. Если ребенок хочетосвоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способего выполнения.
5. Ребенок поднаблюдением инструктора выполняет новое действие.
6. Обязательно звучитпохвала или другие ободряющие слова наставника.
7. К выполнению данного упражнениямогут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержанияинтереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводитэлемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).
8. Выполнение упражненияпрекращается, как только дети теряют к нему интерес.
Условияэффективности: — наличие оптимального количества игровых и обучающихсредств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету ит.д.); — умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметитьвнутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений идействий; — умение педагога учиться у детей и импровизировать вместес ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка спредметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новоеупражнение и предложить его детям); — умение педагога бытьтерпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, черездеятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие,стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.
Кроль на груди применяетсяв соревнованиях по плаванию на всех дистанциях вольного стиля: на 100, 200,400, 800, 1500 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, вкомплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м.
Положение тела. Тело пловцарасположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко кгоризонтальному, положении (угол «атаки» 0—8°). Голова опущена в воду(лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней частилба.
Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз иснизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертойчасти роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонтальноеположение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги внизназывается рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению телавперед), а движение вверх — подготовительным (оно не влияет на продвижениетела вперед).
Подготовительное движение(снизу вверх). В крайнем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе,а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога занимает наклонноеположение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движениевверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Догоризонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгибание вколенном суставе, а голень и стопа продолжают движение вверх. В этот моментнога, сгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вниз. Когда уголмежду передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит165—170°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе).—130—140°, движение ноги снизу вверх считается законченным.
Рабочее движение (сверхувниз) начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном(в самом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазобедренномсуставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопапродолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, абедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающеедвижение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счетхлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается законченным,когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки вводу и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды,движение( пронос) руки над водой.
Вход руки в воду инаплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рукавкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава вобтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо.Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплывзаканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кистьначинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения.
В этот момент рукасоставляет угол с поверхностью примерно равный 15—20°
Опорная часть гребка.Двигаясь вперед и сверху вниз рука продолжает сгибаться в локтевом суставе доугла 135-140°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этойфазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40—45°, кисть принимаетвертикальное положение.
Основная часть гребка.Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе,образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-100градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основнуючасть гребка почти прямой. Основная часть гребка завершается, когда рукадостигает линии таза.
Выход руки из воды. Когдакисть руки достиг бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижениетела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующиймомент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть иначинается движение (пронос) руки над водой.
Движение руки над водой.Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстропроносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят,а кисть удерживается у поверхности воды.
Правильное согласованиедвижений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой,относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла.Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началомосновной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутаяскорость движения пловца.
Дыхание. На один циклдвижений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается всторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой.Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половинепроноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицомвниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдохпродолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохомне должно быть пауз.
0бщая координациядвижений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывностирабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием.
Если пловец выполняетвдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва,правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает ударсверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производитсяпод левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.
6.Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении. Комплекс игровыхприемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам
Приемы «Надень шляпу»,«Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детямпредлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг,поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую наголову шляпу.
Приемы «Надуй шар»,«Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должныусвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедитьих в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») ипосле энергичного выдоха («шар лопнул»).
Прием «Крокодил»используется для получения представлений о плавучести тел и действиивыталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующимобразом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назадноги… Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки кбедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другойвариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, ане к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во времявыполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередованиякороткого вдоха и медленного выдоха.
Прием «Стрела»используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине.Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела»,разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепеннымувеличением счета).
Прием «Носик и животиквверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегкаопираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойнополежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет»используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение вводе, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание ввертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия(«Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далеескольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов дляобучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагаетпрыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «Вглубокий колодец – из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду ивыныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжковв воду на надувные подушки.
Прием «Прыжок тигра вгорящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед.Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр».Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально длякаждого ребенка.
Прием «Лодка». Для обучениядетей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения яиспользую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождаетсябеседой: — Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаясяили раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).
— Что нужнолодке для того, чтобы плыть быстрее? — Весла! — А какие:прямые или сломанные? — Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой идлину «шага»).
— Что нужнолодке, кроме весел? — Мотор! — Поскольку наша лодканебольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).
— Что ещеможет понадобиться в пути? — Бензин! (Набираем побольше воздуха).
В дальнейшем, заметивошибку, инструктор возвращает детей к образу лодки, и его краткие замечания(типа: «Весла сломались!») или жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы тотскорректировал свои действия.
Заключение
По признанию специалистоввсего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу являетсявозрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека,первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующейжизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно вдошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой дляприобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различныхвидов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личнойкультуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.
Пластичность и высокая лабильностьорганизма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействиюфакторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянииздоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровняжизни, стресс, гиподинамия и другие.
Методика обученияплаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактическиетребования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер.Общедидактические принципы — сознательность, систематичность, наглядность,доступность, прочность и частные методические положения теории физическоговоспитания — принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются припроведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обязателен в работе сдошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детскогоорганизма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное —возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степенифизического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям,привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций нафизические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обученииплаванию детей.
Список использованнойлитературы:
1. Булгакова Н.Ж.Учить детей плавать. — М. 1977 стр. 8 — 16
2. Васильева В.С.,Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М. 1973 стр. 45-80
3. Левин Г. Плаваниедля малышей. – М.1974 стр. 65 — 86
4. Макаренко Л.Т.Плавание – М.2002 стр. 25 — 56
5. Осокина Т.И. Какнаучить детей плавать – М. 1985 стр. 104 -123
6. Алямовская В.Г.Как воспитывать здорового ребенка. Стр. 67 — 89
7. Тимофеева Е.А. ОсокинаТ.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 — 67
8. Шебек В.Н. ЕрмакН.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение — 2000 стр. 123 — 145
9. Плавание. Учебникдля пединститутов. М. — 1994 стр. 56 — 98
10. 10. Бутович Н.А.Тренировка юного пловца. — Г. – 1992 стр. 234 — 243
11. Инясевский К.А.Никитский Б.Н. Тренировка пловца. С. — П. 2000 стр. 46 — 98
12. Набатников М.Я.Плавание. — М. 1962 стр. 68 — 201
13. Макаренко Л.П.Экспериментальное обоснование применения скоростных упражнений в тренировкеюных пловцов. С.- П. — стр. 56 — 86.
14. БулгаковаН.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. — М.: ФиС, 2001.
15. Физическоеразвитие детей. — М.: Просвещение, 1968.