Золотая Орда и русско-литовское государство в 12-14 веках

СЕВЕРНАЯ РУСЬ. ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУССКО-ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 12 – 14 ВЕКАХ План 1. Раздробленность на Руси. Е оценка в российской историографии. 2. Золотая Орда мифы и реальность. 3. Великое княжество Литовское и Русское. 4. Культура и быт Северной Руси. 1. Раздробленность на Руси. Е оценка в российской историографии.
Хронологическим началом периода раздробленности историческая тра-диция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава, сына Мономаха,по выражению летописца разодралась земля Русская. До этого великок-няжеская власть не испытывала чрезмерной угрозы со стороны местногосепаратизма, поскольку за ней были закреплены важнейшие политические иэкономические рычаги войско, система наместничества, налоговая поли-тика, приоритет княжеской казны во внешней торговле.
Процесс регулирования внутригосударственных связей происходил небез трений между центральной властью и местным самоуправлением. Приэтом общественная практика не подавлялась властными структурами, цент-рализм управления вполне уживался с местными особенностями и традиция-ми. И тем не менее во второй трети 12 века дезинтеграционные тенденциивзяли верх – Русь попала в полосу раздробленности. Как причины, так и характер этого явления в разное время раскры-
вали по-разному. В части историографии, утвердившей формационно-клас-совый подход, раздробленность получила определение феодальной. ШколаМ.Покровского рассматривала феодальную раздробленность как закономер-ный этап в поступательном развитии производительных сил. Согласно фор-мационной схеме феодализм и есть замкнутость хозяйственно-политическихструктур. Раздробленность при этом трактуется как новая форма госу-дарственной организации, а главные причины раздробления сводятся кэкономическим, так называемым базисным 1 государство замкнутогонатурального хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинте-ресованности в развитии товарных отношений. Считалось, что натуральнаязамкнутость отдельных земель давала возможность полнее использоватьместный хозяйственный потенциал 2 развитие феодальной вотчины, иг-равшей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производствав силу более весомых возможностей, нежели у крестьянских хозяйств, длямногоотраслевого ведения
экономики. Выделение этих причин из многосложного причинно-следственного комп-лекса было связано с традиционной для советской историографии унифика-цией русской истории с западноевропейской западноевропейский феода-лизм представлялся наиболее типичной формой этой общественной форма-ции. Формационные построения служили доказательством жесткой детерми-нированности исторических процессов, где результаты человеческих уси-лий, совокупности этих результатов ложаться в изначально определенноерусло.
С развитием советской исторической науки неизбежно углублялось изу-чение многих явлений отечественной истории, что не мешало, однако, жи-вучести сложившихся стереотипов. Двойственность в оценках касалась ираздробленности. К примеру, в 1975 году историк Леонтьев А.К. так оце-нивал это явление Феодальная раздробленность была новым, более высо-ким этапом в развитии феодального общества и государства
Вместе стем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началомзатяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицомвозраставшей иноземной агрессии. Ссылки на диалектический подход неспособны затушевать факт, что уг-роза внешней агрессии ставила под вопрос само существование Руси – не-зависимо от уровня развития феодальных отношений. Под более высокимуровнем развития общества подразумевались, в первую очередь, возросшиевозможности реализации местных экономических потенциалов. На практике,однако, такая реализация нередко сдерживалась многими неблагоприятнымифакторами политической нестабильностью, отсечением от ресурсов другихрегионов, от важнейших морских и сухопутных торговых маршрутов, от об-щегосударственной инфраструктуры и т.п. При объективном подходе к изучению проблемы было бы логичным отка-заться от ставшей достаточно традиционной унификации процессов разд-робления на Руси с западноевропейским феодализмом.
На развитие древне-русских земельных отношений в значительной степени влияли такие факто-ры, как наличие общинного землепользования и огромный фонд свободныхземель. Историки С.В.Думин, А.А.Турилов прямо признают, что по пись-менным источникам киевского времени 9-первая половина 13 вв. процессфеодализации землевладения прослеживается довольно слабо. Разумеется, нельзя полностью отрицать тенденции феодализации древне-русского общества.
Речь о том, что не следует упрощать то, что названомеханизмом взаимодействия базиса и надстройки. Большего вниманиятребуют политические, культурные и социально-психологические аспектыпроблемы. Неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия,распри внутри правящей династии, сепаратизм и амбиции местной земель-ной знати отражали дестабилизацию положения в стране. Причем эта дес-табилизация была не абстрактной тенденцией, а выражала себя черезконкретную деятельность
конкретных людей. Столкновение, борьба цент-ростремительного и центробежного факторов, объединяющего и разъединяю-щего начал определяли ход исторических процессов и до, и после разд-робления Киевской Руси. Не проводя прямых аналогий, нельзя не заме-тить, что дезинтеграция внутригосударственных связей в России заявлялао себе в начале 17 века и в 20 веке. Подавляющее большинство историков досоветского периода вело речь нео феодальной, а о государственной раздробленности. Дооктябрьская исто-риография показывала, что в 12-14 вв. русские крестьяне были свободны-ми арендаторами частновладельческих земель, а оброк был арендной пла-той за землю. Класс землевладельцев не был однородным, рамки между егоразличными категориями постоянно размывались. Сложившаяся структурасоциальной иерархии сама по себе еще не предполагала раздробления го-сударства. По оценкам Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева, этот период был своегорода смутой, временем темным, молчаливым,
а также скудным деламиславы и богатым ничтожными распрями. Понятие феодальная раздроблен-ность представители государственной школы по отношению к Руси неупотребляли. В.О.Ключевский говорил не о раздробленности, а об удель-ном строе, называя этот период удельными веками. Терминология Клю-чевского подразумевала прежде всего государственную децентрализациювследствии осуществляемого принципа наследственного деления земель ивласти внутри княжеского рода.
Понятие феодализм Ключевским исполь-зовалось только по отношению к Западной Европе Государство распа-дается на мелкие тела, в строе которого с наивным безразличием элемен-ты государственного порядка сливаются с нормами гражданского права. Изтакого состояния общества на Западе вышел феодализм такое же состоя-ние на Верхней Волге послужило основой удельного порядка.
Период раздробления, по Ключевскому, был временем тяжелых испытанийдля Руси, но при этом имел и свое историческое значение значениеудельных веков не в них самих, а в их последствиях, в том, что из нихвышло. Иными словами это было время переходное – от Руси Киевской кРуси Московской. Ключевский обращает внимание на то, что в удельный период, несмотряна раздробление, интегрирующие тенденции сохранялись. Несмотря на кри-зис центральной власти, шел процесс этнической консолидации населенияСеверо-Восточной Руси. Общеземское чувство русских людей подкрепля-лось единством языка, традиций, менталитета. Скрепляющие функции поотношению к русской общественной жизни выполняла православная церковь. Парадоксальным образом элементы единства просматривались и в систе-ме отношений внутри княжеского рода, хотя именно князья были виновни-ками конфликтов и раздробления.
Будучи членами одной фамилии, в стрем-лении утвердиться в более престижных уделах князья были блуждающимикометами по выражению Ключевского. На Западе же феодалы прочноврастали в свои лены. С оригинальным объяснением раздробления Киевской державы выступилЛ.Н.Гумилев. Согласно его концепции, оно стало результатом спада пас-сионарной энергии в системе древнерусского этноса. Проявление этогоспада он усматривал в ослаблении общественных и внутригосударственныхсвязей
вследствии победы узкокорыстных интересов и потребительскойпсихологии, когда государственная организация воспринималась обывате-лями как обуза, а не как гарант выживания, стабильности и защиты. Накопленные богатства обеспечивали комфорт, поэтому носители потре-бительской психологии задавали тон в обществе, духовно-идеологическиподавляя общественно активных, самоотверженных, терпеливых. Потреби-тельство разжигало эгоистические страсти, распространяло безразличие кгосударственным проблемам,
мешало чутко угадывать перспективу. Несмотря на то, что наиболее дальновидные люди предупреждали о жес-токих последствиях раздробленности, называя это погибелью земли русс-кой, большинство было инертным, находясь под впечатлением недавнегоблагополучия, обманываясь, что оно будет вечным. В течении 11 и начале12 веков военные столкновения Руси с ее соседями не перерастали рамокпограничных конфликтов. Относительная безопасность делалась привычной,вносила элементы беззаботности. Поколения, выраставшие в таких услови-ях, упускали из внимания мысль о государстве как гаранте выживания на-рода – мысль, хорошо понятую их предками, создавшими государство вобстановке непрерывных войн с кочевниками. Люди теряли бдительность,отвлекались от мыслей о судьбе Отечества, их внимание переключалось навнутриполитические склоки.
Для мыслящей части общества в те времена оценка раздробленности бы-ла однозначно негативной. Русские летописцы обозначили последствия го-сударственного распада как наказание за грехи. В конце 12 века безы-мянный автор слова о полку Игореве перед лицом наступающей внешнейугрозы обратился к князьям с призывом к единению русских сил. И хотяоставалось лишь 38 лет до битвы на Калке, этот призыв остался неуслы-шанным. Отрицательные последствия раздробленности не заставили себя
долгождать. В конце 12 века усилился натиск половцев, который для монолит-ной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых труднос-тей. В результате половецких набегов страдала прежде всего Киевскаяземля. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упад-ку. Население Южной Руси отливало в северные и северо-западные районыстраны. На фоне упадка Киева проявился относительный политический подъемВладимиро-
Суздальского и Смоленского княжеств, а также Новгородскойземли. Однако этот подъем в то время еще не мог привести к созданиюобщерусского центра, способного объединить Русь и выполнить важнейшиевнешнестратегические задачи. Во второй трети 13 века Русь стала перед тяжелыми испытаниями, ког-да на нее с востока обрушились монголы, а с запада – немецкие, датс-кие, шведские рыцари, литовские, польские и венгерские феодалы. Русс-кие князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора аг-рессии. Развал государственной организации ослаблял способность к соп-ротивлению. 5.2. Золотая Орда мифы и реальность. В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью Чингис-хана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огром-ной сверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от Тихо-го океана до
Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана – Чин-гизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделиласьна отдельные части улусы, крупнейшим на которых был улус потомковДжучи старшего сына Чингисхана, куда вошли Западная Сибирь, частьСредней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный
Кавказ,Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улусаДжучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в русскихлетописях Алтын Орда,Золотая Орда или просто Орда. Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году,когда Батый возвратился из похода в
Европу. В этом же году великийкнязь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольско-го хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Еевоенная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбы с ордын-цами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды прохо-дили важнейшие торговые маршруты, связывающие
Восток и Запад. В научной и учебной литературе – как и на уровне обыденного созна-ния – утвердились некоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золо-той Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотно-шению понятий монголы и татары, некоторым моментам русско-ордынс-ких отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой внауке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнитель-ным. Термин татарщина в трудах классиков марксизма был синонимомварварства и нес исключительно пренебрежительный смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точкизрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разных народов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы,черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы,в среде которых уже в 14 веке стали растворяться завоеватели, забываясвою культуру, язык, письменность подобные процессы характерны
были идля других государств, созданных монгольскими завоевателями. Многона-циональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными терри-ториями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии,Поволжской Булгарии. В литературе самое широкое хождение получило наименование населениязолотой Орды монголо-татарами. После знакомства с историческими фак-тами условность этого термина становится
очевидной. Этноним монголы является самоназванием объединенных Чингисханомплемен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называлитатарами. Это было связано исключительно с китайской летописной тради-цией, с 12 века упорно именовавшей всех монголов татарами, что соот-ветствовало европейскому понятию варвары. Это название китайцы расп-ространяли не только на монголов.
За одним из племен, несшим погранич-ную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, эт-ноним татары закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждова-ли с монголами, в 12 веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти вМонголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжалиприменять термин татары по отношению к монголам. Оно и было принесенов Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отноше-нию к населению Золотой Орды употребляли слово татары, хотя на Русихорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Сло-весный гибрид монголо-татары возник в 19 веке и укрепился в российс-кой историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар небыло.
Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до 13века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложныхмежэтнических контактов и взаимодействий. Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том,что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов.Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Зо-лотой Орды. Уже приемники
Чингисхана отчетливо поняли, что нельзя уп-равлять Поднебесной, сидя на коне. В Золотой Орде было создано болеесотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торго-во-ремесленных центров. Столица государства – город Сарай – насчитыва-ла 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам это был огромный город.Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнямитысяч пленных, которых монголы
сгоняли из завоеванных территорий. По-давляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром вконце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней – Азов, Казань,Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились го-рода с преобладанием русского населения – Елец, Тула, Калуга. Это былирезиденции и опорные гарнизоны баскачества Калуга переводится нарусский язык как застава. Благодаря союзу городов со степью разви-вались ремесла
и караванная торговля, создавался экономический потен-циал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а такжевзаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золо-той Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достиженийзавоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольскийсубстрат золотордынской культуры не имел самостоятельного значения ивлияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеоб-разная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманс-ких странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль жен-щин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное от-ношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и ря-дом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеда-ний, К примеру, в роду самих
Джучидов хан Батый был язычником, егобрат – Берке мусульманином, сын Сартак – христианином. Развивалась традиционная народная культура – особенно богатый и яр-кий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнамен-тально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-ко-чевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и до-мостроительной техники.
После принятия ислама в качестве государствен-ной религии в 14 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты,медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Ор-ды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных гра-достроительных традиций – булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись водно целое, перерастали в синтез,
в органическое сочетание разнообраз-ных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющихЗолотую Орду. А отличие от Иране и Китая, где монгольская культурабыстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой орде в одинпоток слились культурные достижения разных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографии являетсявопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так назы-ваемого монголо-татарского ига и его последствиях для хода русскойистории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русс-кие земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары мон-голов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву ос-тавили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева на-шествия во Владимиро-Суздальской,
Рязанской, Черниговской, Киевскойземлях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово выре-зались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисо-вали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие нес-частья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки.Так, в 1930 г.
М.Нечкина писала Жестокости и зверства татар, наописание которых русские историки-националистты, не жалели самых мрач-ных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальныхстолкновений Трудовое население покоряемых татарами земель зачастуюрассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против уг-нетателей – русских князей и половецкой аристократии. Смягченнуюоценку Батыева погрома пытался дать Л.Н.
Гумилев, но и он не мог зату-шевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30-начале 40-хгодов 13 века. Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завое-ватели в течении первого десятка лет после нашествия не брали дани,занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означаладобровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осозналиэто, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источ-ником пополнения
монгольской казны. Отношения Руси с Ордой принялипредсказуемые и устойчивые формы – рождается явление, получившее наз-вание монгольского ига. При этом, однако, практика периодических ка-рательных походов не прекращалась до 14 века. По подсчетам В.В.Карга-лова, в последнюю треть 13 века Орда провела не менее 15 крупных похо-дов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с цельюне допустить с их стороны антиордынских выступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только ктотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С.М.Соловьевчетко и однозначно развел период опустошений русских земель монгола-ми и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботилисьтолько о сборе дани, При общей негативной оценке ига советский исто-рик А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государствен-ность, и не была прямо включена в состав
Золотой Орды. Негативно влия-ние монголов на русскую историю А.Л.Юрганов, но и он признает, что хо-тя непокорных унизительно наказывали те князья, которые охотноподчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и дажеболее того – роднились, подолгу гостили в Орде. Многие русские князьястановились – по выражению Юрганова – служебниками монгольских ха-нов. Н.М.Карамзин считал, что независимость от монголов способствовалапреодолению
раздробленности русской земли, созданию единой государс-твенности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разде-ляя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну сторону власти монголь-ского хана над русскими князьями – он полагал, что она выступала дляРуси в качестве объединительного фактора, и что без арбитража Ордыкнязья разнесли бы Русь в клочья своими усобицами. Возникновению термина иго мы обязаны Н.М.Карамзину, который пи-сал
Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимогои склонили выю под иго варваров. Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие монголо-татарское иго,называя его мифом. При этом он утверждал, что говорить о завоева-нии России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли изРоссии, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом иВеликим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в кня-жение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с ЗолотойОрдой. Писатель Б.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил А было лииго , приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского сою-за, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских гра-ниц, о фактах участия русских войск в организованных монголами военныхпоходах. Действительно, русские отряды участвовали в завоевании
Се-верного Кавказа, Южного Китая и др В свою очередь, публицист В.Кожинов, не отрицая монгольского ига,отвергая тезис о его чрезвычайной обременительности для русского наро-да. При этом он ссылается на исследование историка П.Н.Павлова К воп-росу о русской дани в Золотую Орду, опубликованное в 1958 году. Сог-ласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднемна душу населения годовая
дань составляла всего лишь один-два рубля всовременном исчислении. Такая дань не могла быть слишком тяжелой длянарода, но сильно ударила по казне русских князей. Но справедливостиради следует отметить и то, что дань выход далеко не во все време-на была одинакова. Так в некоторых документах говорится о сумме в пятьтысяч рублей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значе-нии эта цифра превышала тонну серебра.
В масштабе цен 14 века – огром-ная сумма. В Золотой Орде в середине 14 века насчитывалось 110 городов, а насеверо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значитель-ная часть городов золотордынских была построена на русское серебро ируками пленных мастеров. После же похода Тохтамыша на Русь в 1382 году дань стала крайне тя-желой – по полтине золотом с деревни.
В 30-70 годах 15 века низшийпредел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупноесело с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило в те временавсего несколько десятков рублей. Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым угнетательжил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости ненаправлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круго-вой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту. Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только вконтексте той исторической эпохи. В середине 13 века децентрализован-ная Русь подверглась двойной агрессии – с Востока и Запада. При этомзападная агрессия несла несчастья никак не меньше она была подготов-лена и финансирована Ватиканом, заложившего в нее заряд католическогофанатизма.
В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затемобратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жесто-ким, чем у монголов немецкие рыцари уничтожали сорбов, пруссов, ли-вов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, яснодав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцевна восток, Цель крестоносцев – разгром православия – затрагивала жиз-ненные интересы славян и многих угро-финнов.
Монголы же были веротер-пимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в от-ношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличалисьот западной экспансии после первоначального удара по Руси монголыотошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще недошли. Католическое же наступление шло по всему фронту Польша и Венг-рия устремились на Галицию и Волынь, немцы – на
Псков и Новгород, шве-ды высадились на берегах Невы. Как писал русский историк, работавший в эмиграции, Г.В.Вернадский,Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но усто-ять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла.Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Разные варианты выбора олицетворялись деятельностью двух русскихкнязей –
Даниила Галицкого и новгородского военачальника Александра,названного Невским. Даниил – он по версии Вернадского – поначалу лави-ровал между Западом и монголами. Ему удалось получить поддержку Батыя,после чего его внешнеполитический вес резко вырос. Запад начал заис-кивать перед ним по словам Вернадского. Однако Даниилу показалосьунизительным расположение к нему ордынцев злее зла честь татарская- отразил его чувства летописец. Даниил вступил в переговоры с папойримским, рассчитывая на военную помощь Запада. Никакой помощи он неполучил. Разменявшись на повседневные политические мелочи, он упустилиз рук главные нити исторических событий, открыл Венгрии, Польше, Лит-ве дорогу в Юго-Западную Русь. Волынь и
Галиция на долгие века попалив сферу влияния католичества, оторвавшись от общерусского культурногопотока. Вернадский писал используй Даниил с тыла поддержку мон-гольской силы он достиг бы результатов совершенно непредвиденных инепредсказуемых. Он мог прочно утвердить Русь и Православие в восточ-ной и средней Европе. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкогопрошла впустую. Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики нужнобыло
отчетливо сознавать и глубоко чувствовать – инстинктом, нутром,так сказать исторический смысл своеобразия русской культуры – Пра-вославие Вернадский. Александр Невский, заручившись дипломатическойподдержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев ишведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александрамонголам не было механическим – он выделил в них те стороны, которыемогли помочь сохранить
и утвердить русскую культурную самобытность,защитить ее от католического Запада. В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера,получившего благословение на крестовый поход от Римского папы. Еще че-рез два года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгро-мив их на льду Чудского озера.
В 1245 году он победил литовцев в райо-не Витебска и Торопца. Папа Римский за признание католичества пообещалАлександру помощь ливонцев против татар. Но Невский остался вернымизбранному курсу. Он помог Батыю в решении внутриордынских династичес-ких споров. В 1252 году уже монголы поддержали Александра в усмиренииего противников среди русской знати. В 1262 году Александр воевал про-тив ливонцев и укрепил дипломатический союз с монголами, миром уладиввозможный конфликт с ордой после избиения монгольских баскаков во мно-гих северорусских городах, предотвратив тем самым кровавый погром Ру-си. А в 1269 году монгольский отряд помог новгородцам отогнать кресто-носцев от стен города. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматриваетсякак предательство христианского мира, а его сотрудничество с
ЗолотойОрдой как одна из важный причин установления ига Эта позиция являет-ся прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планыЗапада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решилзадачу спасения самого ценного наследия – культурной традиции. Здесь уместно привести мнение Костомарова который отмечает, что какраз духовенство более всего уважало и ценило этого Александра Невско-го. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение
дер-жать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русскогонарода бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попыт-ке к освобождению и независимости все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православной церковью считать целью на-шей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости иугнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневолепризнаваемой. После его кончины 14 ноября 1263, как сообщает лето-писец, бысть во всемъ народе плач неутешен.
В литературе можно встретить предположение, что подобно его отцу,Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия не сочетается с ре-альными фактами. Можно предположить, что длительное прибывание в неп-ривычных климатических условиях почти год – 126263 отрицательносказалось на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. Ктому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался под1251 годом летописи упоминают о тяжелой болезни, едва не сведшей его вмогилу в тридцатипятилетнем возрасте. Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием полити-ческих и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья по-лучали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцамубирались с политической арены. С другой же стороны и русь имела кана-лы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особуюроль играла русская православная церковь.
Уже при первой податной пе-реписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенс-тво были исключены из нее и оставлены в покое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, чтопозволило через миссионерскую и проповедническую деятельность расп-ространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищатьинтересы православных пленников.
18 лет спустя ордынский хан Менгу-Темир первым выдал ярлык русс-кому духовенству на имя митрополита Кирилла. Мы жаловали писал он попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молятза нас Бога, и за наше племя без печали, благославляют нас, да не кля-нут нас Аще кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет. Ярлык признавал неприкосновенность православной веры,храмов и церковного имущества.
Мы не знаем до конца монгольского вла-дычества на Руси, до 1480 г ни одного случая посягательства ханов наустановившиеся привилегии русской церкви. Свободная от выплаты данимонголам православная церковь имела возможность исподволь формироватьматериальную базу для начала осовободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии оконча-тельно вышел на повестку дня лишь в 1318 году после объявления ханомУзбеком ислама родовой династической религией Орды. Но тем не менее,по выражению арабского историка Абульгази, и Узбек правил землею сво-ею по закону отцев и дедов своих. Очень важно и то, что принятия Ордой ислама события развивалисьтак, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монго-ло-русским государством, как было монголо-китайское, монголо-персидс-кое, а с другой стороны – литовско-русское.
Существенным для такогослияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Куль-турное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принималаверу большинства населения страны, как это в Китае буддизм и в Пер-сии ислам. При условии, что монгольские ханы приняли бы православие,духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а неМосква. Деятельность православной епархии в
Орде не прошла даром. После1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинствесвоем принимались на военную службу к московскому князю, находившемусяв союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другиекняжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных засчет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, чтооблегчало им возможности для финансового
и политического маневрирова-ния. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали про-водить политику смиренной мудрости, постепенно накапливая предпосыл-ки для перелома в происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московскоевойско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель высту-пило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и
Генуей.Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невс-кого естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории.Как писал Г.В.Вернадский, подчинившись государям из дома Чингисхана,Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исто-рический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря.Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства онораспалось на несколько составных Большую Орду, Астраханское, Казанс-кое, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое времяМосковская Русь – напротив – консолидировалась и набирала мощь. Послераспада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должнобыло кому-то перейти – оно
перешло к Руси. Л.Н.Гумилев утверждал, что россияне великороссы – этнос, сложив-шийся из трех компонентов славяне, угро-финны и татары татары -т.е. смесь тюрок с монголами. Он называл этот этнос очень сильным исвободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумиле-ва, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов ижителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтни-ческих контактов, следует признать, что
их уровень не определял ка-чественные характеристики великорусского этноса, что особенно проявля-ется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, полов-цев, башкир, чувашей. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сло-жившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно перело-мить ее своеобразие. Русский историк-эмигрант В.А.Рязановский писал еще в 30-е годы
Культура Востока, несомненно, оказала довольно значительное влия-ние на русскую культуру,но, конечно, не только культура монголь-ская но и иранская, арийская, и главным образом эта последняя. Влия-ние скифо-сарматской культуры, персидской, индийской, угро-финской,тюркской, монгольской и даже отдаленной китайской сказались на русскойкультуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не играл не толькоисключительной, но и какой-либо особо значительной роли. Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегкимморальным трудом для русского народа. Но борьба против этих явленийускорила процесс централизации Русского государства, заложила основыдля создания российской государственности, послужила стимулом для ук-репления национального самосознания и общественной консолидации. Нес-мотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенноспадавшую остроту в них,
генетическую память народа невозможно былоосвободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси. Наши летописи красочно описывают нашествие монголо-татар и его ре-зультаты. Киев и Владимир подверглись почти полному разгрому, во Вла-димире-Волынском не осталось ни одного живого человека, в Переяславлеюжном была перебита половина жителей, а другая отведена в плен, вТоржке истреблены все жители,
в Козельске – также и т.д. и т.п. Едвали есть надобность повторять общеизвестное об уничтожении огнем и ме-чом городов и селений, о тяжком иге, наложенном на Русь в виде подчи-нения чужой и низшей по культуре народности и возложении тяжелой дани,вызывавшей неоднократно местные восстания, тонувшие в зареве пожарищ ипотоках крови. Все это имеется в наших летописях. Быть может в нихесть и преувеличения.
Но общая картина тяжкого бедствия, выпавшего надолю государства и остановившего на значительное время его развитие -верна – писал В.А.Рязановский. Поэтому после получения независимости в общественном сознании осо-бое место заняла идеология выживания, которой подчинялась и социаль-ная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формиро-валась установка на особую осторожность в выборе путей развития, чтограничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватиз-ма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, кото-рый в части историографии не совсем точно назван моделью догоняющегоразвития. 5.3. Великое княжество Литовское и Русское. Одним из последствий государственной децентрализации Киевской дер-жавы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских тер-риторий, когда Юг и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогдаединый славянский народ разделился на три ветви –
великороссов, укра-инцев белоруссов. Разрыв культурных и политических связей связей междучастями некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектныхи обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общностине оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированнос-ти. Присоединение западно-русских земель к Литве началось во второйтрети 13 века при великом князе Литовском Миндовге – 1341. Захва-тив русский городок
Новогородок или Новгродск в верховьях Немана, оносновал в нем свое княжество и распространил свою власть на некоторуючасть литвы, жмуди, ятвигов и на русские волости Полоцкую, Витебскую,отчасти Смоленскую. Покорив русские земли с помощью своих литовцев, онуже затем с помощью русских распространил свое влияние и господствосреди литовских князьков. Воюя с немцами, он двигал против них в одномополчении и литовцев и русских.
Так, он первый из литовских князейстарался сблизить враждебные племена русские и литовские и на их сое-динении построить свое государство. Это государство было еще непрочнои слабо, но оно давало литовцам защиту от немцев, а русским – прибежи-ще от татар, потому оно и держалось. С 1315 года в Литве действует князь Гедимин 1315 – 1341, основа-тель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских зе-мель больше государство. Гедимин подчинил себе все русские княжестваот Полоцка до Киева 1362 и подготовил присоединение Волыни. Граница-ми его земель с востока были земли Смоленские И Черниговские, а с юга- Волынские. Своим обширным княжеством Гедимин управлял сначала изнеприступного города Троки Трокский замок стоял на острове посредиозера, а затем из
Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Нема-на. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Ли-товской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тя-готеть потерявшая свое единство вся юго-западная Русь. Гедимин началее собирание, а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совер-шилось быстро и легко,потому, что население русских земель само охотношло под власть
обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преоб-ладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность -литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русс-кие служили в литовских войсках, нередко занимая руководящие должнос-ти, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в по-сольства от имени литовского государя.
При дворе и в официальном де-лопроизводстве господствовал русский язык, поскольку в то время ли-товского письменного языка не существовало вовсе. Гедимин и сам себясчитал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с нем-цами называл себя Rex Litwinorum Ruthenorumque. Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским сталЯгайло 1377 – 1392. В 1385 году из Польши ему было сделано предложе-ние жениться на польской
королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. Упольского правительства были веские побуждения желать этого брака.Надобен был жених пишет С.Ф.Платонов не столько приятный невес-те, сколько полезный польскому государству. Такого и нашли польскиепаны в лице Ягайла. В 1386 году Ягайло принимает католичество, женится на оформляетунию Польши и Литвы, женится на Ядвиге и становится королем Польши подименем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в като-личество, сопровождавшееся одновременным наступлением и на правосла-вие. До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две религии -православие и язычество. Православно-русское население занимало, поприблизительному подсчету, 910 всех земель государства . Литовцы, какуже отмечалось, испытывали на себе сильнейшее влияние русской
граж-данственности и они подчинялись ему охотно, потому что соединение то-го и другого народа под одною властью, совершалось исподволь и безострой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было статьсплошь православно-русским государством. Уния же 1386 года, сделавшаяправительство княжества католическим, поставила в Литве рядом с пра-вославием римскую веру, ему враждебную.
Православие в Литве преоблада-ло численно католичество же стало там господствующим исповеданием,потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распрост-ранять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможностьрелигиозной вражды и столкновений на религиозной почве. С другой сто-роны, католичество было принесено в Литву поляками и сопровождалосьпоэтому польским культурным влиянием.
Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на об-ширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегиибыстро перевесили права русской аристократии, да и русского населениявообще. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Уп-разднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве идругих местах, самоуправление заменялось наместничеством.
Литовскаяаристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. По-лонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, вто время как большинство русских сохраняло верность православию идревним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой небыло до 80-х годов 14 века. Эта вражда перерастала в жесткую полити-ческую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русс-кого государства. Процесс складывания государственного ядра на севе-ро-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их. 5.4. Быт и культура Северной Руси. В период раздробленности по мере ослабления страны усобицами в ли-тературе все настойчивее ставился вопрос о необходимости восстановле-ния русского единства.
Уникальным памятником древнерусской литературы, одним из шедевровмировой культуры явилось Слово о полку Игореве. Совершенство худо-жественной формы Слова сочеталось с мощным духовным, общественнымпафосом. Неизвестный по имени автор акад. Б.А.Рыбаков обосновываетпредположение, что автором Слова был киевлянин Петр Бориславич -знаток военного дела, дипломат, один из лучших летописцев 12 века
су-мел подняться над местнической узостью, выдвинув высокую идею единениярусских земель. Поэтичный образ героической в прошлом Руси с ее силой,богатством и могуществом вдохновлял патриотические чувства современни-ков автора и их потомков во многих последующих поколениях. После установления на Руси ордынского господства, ведущей в литера-туре стала тема борьбы за государственно-политическое единение стра-ны.Распространенным приемом разработки этой темы было обращение к ге-роическому
прошлому Киевской державы, что находило отражение в устномтворчестве – в былинах и песнях, и в письменной литературе. В традици-ях народных плачей было написано Слово о погибели Русской земли,прославлявшее и величие Руси, и могущество ее князей в прошлом. Родинав произведении представлена как осязаемо-живая субстанция О, свет-ло-светлая и украсно-украшена земля Русская
И многими красотами удив-лена еси Народная трагедия, вызванная иноземной агрессией, сталатемой многих поэтических и эпических повестей повесть об АлексадреНевском, повесть о рязанском разорении и др И гражданская, и цер-ковная литература обращались к патриотическим мотивам, которые сами посебе стимулировали творчество. Церковным литераторами разрабатывалсяжанр житий, в которых описывались подвиги князей, сражавшихся с зах-ватчиками, на примерах православных подвижников пропагандироваласьхристианская нравственность. Русская культура в то время не страдала ни замкнутостью, ни изоли-рованностью. Она была проводником православной традиции, т.е. будучивраждебной к католическому Западу, одновременно открывалась влияниямидущим из Византии, Болгарии и Сербии. Русская литература заимствовалау южных славян и греков прежде всего стилистическую манеру, связаннуюс повышенной торжественностью и эмоциональностью.
Культурное общениеРуси с Византией и южнославянскими народами не прерывалось и в периодраздробленности и борьбы за независимость на Афоне и в Константинопо-ле действовали русские колонии, немало южнославянских проповедников икнижников приезжало на Русь. в свою очередь русская литература сталаоказывать сильное влияние на развитие болгарского языка. В содержательно-идеологическом плане мощное воздействие на русскуюкультуру оказала школа Сергия Радонежского. Так называлось мировозз-ренческое направление, сложившееся во второй
половине 14 века в ре-зультате деятельности преподобного Сергия – игумена Троице-Сергеевойлавры, способствовавшего утверждению варианта православия, неразрывносвязанного с русским патриотизмом. В рамках этой школы открылись новыевозможности для дальнейшего расцвета книжности, иконописи, зодчества,литургии. Новые струи в развитии культуры были вызваны и активным воз-рождением интереса к отечественной истории, проявившимся после
Кули-ковской битвы. При распространении грамотности на Руси огромным преимуществом былоиспользование русского языка в качестве государственного и литератур-ного. В летописании и церковной литературе преобладал также русскийязык. обращение к старославянскому языку при ведении канонических бо-гослужений ничуть не ограничивало развитие русского разговорного язы-ка, а – напротив – обогащало его. В католических же странах Европыофициальным языком на всех уровнях была ставшая мертвым языком и мало-доступная широким массам латынь, что затрудняло распространение гра-мотности там. На Руси самая широкая грамотность стимулировалась связьюобучения с живым разговорным языком. В православных монастырях сосредоточивалось непрерывное богословс-кое образование, на базе которого подготавливались кадры высшей цер-ковной администрации.
Монастыри являлись также центрами летописания.Оно, выступая в качестве одного из жанров литературы, в то же времянесло немалую идеологическую нагрузку. В период раздробленности лето-писание потеряло возможность создать общерусский свод, равный по зна-чимости Повести временных лет и стало носить областной характер. В областных летописях события в других землях освещались тенденци-озно.
Показательно, однако, что при этом тема признания историческойобщности русских земель постоянно просачивалась через сепаратистскиетенденциях во всех местных летописаниях. В 14 веке идею общерусскогоединства наиболее последовательно проводило московское летописание. Духовная культура Руси в результате ордынского нашествия не снизиласвой потенциал, ее диапазон даже расширился за счет идей национальногоосвобождения и патриотизма.
Другое дело, что пострадало материальноевоплощение этой культуры. 40 лет спустя после батыева погрома влади-мирский епископ Серапион писал Не пленена ли земля наша Не взя-ти ли быша гради наши Не вскоре ли падоша отца и братья наша трупиемна землю Не ведены ли быша жены и чада наши в плен Се уже к 40 ле-том приближаеть томление и мука, и дани тяжкыя
на ны не перестануть Величьство наше смирися, красота наша погыбе, богатство наше врагам вкорысть бысть, труд наш погани наследоваша Были истреблены илиуведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, чтозаметно снизило качество мастерства и ремесленного искусства. Упалразмах храмового строительства. При бесчинствах завоевателей в огнепожарищ были уничтожены многие храмы, а с ними – многочисленные лите-ратурные памятники. Более чем вероятно, что среди них были и шедевры,близкие по уровню к Слову о полку Игореве. В сохранении культурного наследства видную роль сыграли Псков, Нов-город и другие северо-западные города, которым удалось уберечься отмонгольского погрома. Важнейшее значение для охраны русской духовнойкультуры имела деятельность православной церкви. Так, в 1274 г. цер-ковный собор во Владимире вынес постановление о сборе и сбереженииуцелевших от гибели
рукописных книг. Во многом благодаря церкви уда-лось сохранить русскую духовную традицию, пережить трудные временараздробленности и потери государственной независимости и заложитьпрочные основы для расцвета культуры в период национально освободи-тельного подъема. В 12-14 веках заметную эволюцию пережил духовно-бытовой уклад русс-ких. Главным и наиболее характерным для бытовой сферы того периода бы-ло ее оцерковление, когда активно
вытеснялись из быта элементы язы-чества или происходила их адаптация к новому мировоззрению. Церковьохраняла христианскую нравственность. Занимая влиятельные позиции вдревнерусской юрисдикции, она вела все дела, связанные с семейным пра-вом преследовались разводы, двоеженство, хищение невест, изнасилова-ние, браки в близких степенях родства. Защищалась женская честь, в томчисле – и рабынь. Церковный устав предусматривал наказание за побоиженщины
или девушки, за изгнание жены из дому, за измену ей. Катего-рично выступала церковь против проявлений кровной мести, занималасьделами об оскорблении чести и достоинства людей. Имея немалые денежные средства за счет выплачиваемых в ее пользуштрафов в рамках внутрисудебной практики, а также в результате внутри-хозяйственной деятельности и за счет пожертвований, дарений, правос-лавная церковь их получение не считала самоцелью. Масштабными были изатраты – прежде всего на нужды благотворительности. Церковь опекала исодержала сирот, больных, увечных, помогала пострадавшим от пожаров,наводнений, вражеских набегов, строила школы, больницы, приюты. Духо-венство осуждало продажу людей в рабство, призывало князей и бояр ми-ловать челядь. и хотя призывы далеко не всегда доходили до адресатов,православная церковь выполняла функцию социальной отдушины, помогаяудерживать социальное равновесие.
Несмотря на желание покончить с языческими пережитками кровнойместью жертвоприношениями, связанными с кровью элементами полигамиии т.п. церковь не могла вытеснить язычество из быта и сознания людейполностью. Отдельные стороны языческих представлений не были враждебныправославию в его русском варианте. Христианский календарь на Руси формировался в тесной связи с земле-дельческим циклом, сложившимся за века до крещения. Некоторые явления,переместившиеся в русский быт из языческого прошлого – почитание
пред-ков, празднование масленицы, парные бани – церковью не осуждались.Разного рода игрища, охота, скоморошество хотя и порицались, но напрактике фактически не преследовались. Осуждались пиры, однако в ихосуждении церковь не шла дальше воспитательных проповедей. В целом, за 12 – 14 века влияние православной церкви на повседнев-ный быт людей возросло до значительных масштабов. Семейная мораль, фи-зиология, гигиена – все это оказывалось в сфере кураторства со стороныдуховенства.
Характерным для этого времени являлось широкое внедрениев быт людей христианских постов, имевших, кроме обрядового, и глубокогигиенический смысл. При этом быт людей – как никакая другая сторона их жизни – тяготелк традиционным формам. Многие элементы в нем постройки, жилища, одеж-да, утварь оставались устойчивыми, существенные изменения в них на-капливались постепенно и в течении длительного времени. Л и т е р а т у р а Горский А. Александр Невский. Родина, 1993, N 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М 1989. Думин С.В. Другая Русь Великое княжество Литовское и Русское. История Отечества люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-XX вв. М 1991. История СССР с древнейших времен до конца 18 в. Под ред. Б.А.Рыбакова. М 1975. История Отечества люди,идеи,решения.
Очерки истории России 9-начала 20 вв. М 1991. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.Т.1, М 1992 Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 тт т.1.М 1987. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М 1990, кн.1. Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь .
Материалы круглого стола по проблеме татаро-монгольского ига. Родина, 1991, N 8. Новосельцев А.П Пашуто В.И Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М 1972. Павлов-Сильвинский М.П. Феодализм в России. М 1986. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории. М 1993. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М 1992.
Рыбаков Б.А. Мир истории начальные века русской истории. М 1987. Соловьев С.М. История России. Кн.1, М 1960.