Золотое сечение

“Золотое
сечение”

Реферат
выполнила: ученица 8 класса МОУ гимназия №9 Вьюшина Вероника

Екатеринбург

2002

1.Введение.
Пропорция золотого сечения. Ф и φ.

“Геометрия
обладает двумя великими   сокровищами.
Первое – это теорема Пифагора,  второе –
деления отрезка в крайнем и среднем 
отношении”

 Иоганн Кеплер

Правильные
многоугольники привлекали внимание древнегреческих учёных ещё задолго да Архимеда.
Пифагорейцы, выбравшие эмблемой своего союза пентаграмму – пятиконечную звезду,
придавали очень большое значение задаче о делении окружности на равные части,
то есть о построении правильного вписанного многоугольника. Альбрехт Дюрер
(1471-1527гг), ставший олицетворением Возрождения в Германии приводит
теоретически точный способ построения правильного пятиугольника, заимствованный
из великого сочинения Птолемея “Альмагест”.

 Интерес Дюрера к построению правильных
многоугольников отражает использование их в Средние века в арабских и
готических орнаментах, а после изобретения огнестрельного оружия – в планировке
крепостей.

 Средневековые способы построения правильных
многоугольников носили приближенный характер, но были (или не могли не быть)
простыми: предпочтение отдавалось способам построения, не требующим даже
изменять раствор циркуля. Леонардо да Винчи также много писал о
многоугольниках, но именно Дюрер, а не Леонардо, передал средневековые способы
построения потомкам. Дюрер, конечно, был знаком с ” Началами”
Евклида, но не привел в своем “Руководстве к измерению” (о
построениях при помощи циркуля и линейки) предложенный Евклидом способ
построения правильного пятиугольника, теоретически точный, как и все евклидовы
построения. Евклид не пытается разделить заданную дугу окружности на три равные
части, и Дюрер знал, хотя доказательство было найдено лишь в XIX веке, что эта задача неразрешима.

 Предложенное Евклидом построение правильного
пятиугольника включает в себя деление отрезка прямой в среднем и крайнем
отношении, названное впоследствии золотым сечением и привлекавшим к себе
внимание художников и архитекторов на протяжении нескольких столетий.

Точка В делит
отрезок АВЕ в среднем и крайнем отношении или образует золотое сечение, если
отношение большей части отрезка к меньшей равно отношению всего отрезка к
большей части.

 Записанное в виде равенства отношений золотое
сечение имеет вид

 АВ/ВЕ= АВ/АЕ

Если положить
АВ=а, а ВЕ=а/Ф так, чтобы золотое отношение было равно АВ/ВЕ=Ф, то получается
соотношение

 Ф = 1+1/Ф

То есть Ф
удовлетворяет уравнению

 Ф2- Ф-1=0

Это уравнение
имеет один положительный корень

 Ф=(√5+1)/2=1.618034….

Заметим, что
1/Ф = (√5 -1 )/2, так как (√5-1)(√5+1) =5-1=4. За 1/Ф принято
считать φ=0.618034….

Ф и φ –
прописная и строчная формы греческой буквы “фи”.

Такое
обозначение принято в честь древнегреческого скульптора Фидия (V век до н. э.) Фидий руководил
строительством храма Парфенон в Афинах. В пропорциях этого храма многократно
присутствует число φ .

2.История
золотого сечения

Принято
считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор,
древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что
Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И
действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и
украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера
пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский
архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и
в рельефе, изображающем фараона Рамсеса, пропорции фигур соответствуют
величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной
доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых
зафиксированы пропорции золотого деления.

 Греки же были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих
детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого
квадрата были основанием для построения динамических

прямоугольников.

 Платон (427…347гг. до н.э.) также знал о
золотом делении. Его диалог “Тимей” посвящен математическим и
эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в

 частности, вопросам золотого деления.

 Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам
и 17 по длинным. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если
произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные
выступы фасада. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались
архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе)
также заложены пропорции золотого деления.

Рис.8. Парфенон

В дошедшей до
нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в
“Началах” Евклида. Во 2-й книге “Начал” дается
геометрическое построение золотого деления. После Евклида исследованием
золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др..
В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам
“Начал” Евклида. Переводчик Дж.Кампано из Наварры (III в.) сделал к
переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились
в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

В эпоху
Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в
связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в
архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что в итальянских
художниках большой эмпирический опыт, но недостаток знаний. Он задумал и начал
писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и
Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука
Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между
Фибоначчи и Галилеем.

Лука Пачоли
прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога
Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе
Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509г. в Венеции была издана
книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с блестяще выполненными
иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была
восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой
пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее “божественную
суть” как выражение божественного триединства: бог сын, бог отец и бог дух
святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына,
больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Леонардо да
Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил
сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и
каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении.
Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до
сих пор как самое популярное.

В то же время
на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер.
Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер
пишет: “Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других,
которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать”.

Судя по одному
из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии.
Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела.
Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост
человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной
через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и т.д.
Известен пропорциональный циркуль Дюрера.

Построение ряда
отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения
(возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).

Если на прямой
произвольной длины, отложить отрезок m(φ), рядом откладываем отрезок M. На
основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции
восходящего и нисходящего рядов

В последующие
века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со
временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы
“вместе с водой выплеснули и ребенка”. Вновь “открыто”
золотое сечение было в середине XIX в. В 1855г. немецкий исследователь золотого
сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”.
С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с
исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими
явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее
универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга были
многочисленные последователи, но были и противники, которые объявили его учение
о пропорциях “математической эстетикой”.

3.
Построение пропорции.

Здесь приводится построение точки Е,
делящий отрезок прямой в пропорции золотое сечение.

Рис. 1. Деление
отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC

Из точки В
восстанавливается перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С
соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС,
заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при
этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Именно эти
отрезки использовал Евклид при построении правильного пятиугольника, т.к.
каждая из сторон пятиугольной звезды делится другими именно в такой пропорции.

Таким образом,
звездчатый пятиугольник также обладает «золотым сечением». Интересно, что
внутри пятиугольника можно продолжить строить пятиугольники, и это отношение
будет сохраняться.

 Звездчатый пятиугольник называется
пентаграммой. Пифагорейцы выбрали пятиконечную звезду в качестве талисмана, она
считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком.

В настоящее
время существует гипотеза, что пентаграмма – первичное понятие, а «золотое
сечение» вторично. Пентаграмму никто не изобретал, ее только скопировали с
натуры. Вид пятиконечной звезды имеют пяти-лепестковые цветы плодовых деревьев
и кустарников, морские звезды. Те и другие создания природы человек наблюдает
уже тысячи лет. Поэтому естественно предположить, что геометрический образ этих
объектов – пентаграмма – стала известна раньше, чем «золотая» пропорция.

 4.Второе золотое сечение.

Болгарский журнал
«Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О
втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое
отношение 44 : 56.

Такая пропорция
обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций
изображений удлиненного горизонтального формата.

Деление осуществляется
следующим образом. Отрезок АВ делится в пропорции золотого сечения. Из точки С
восставляется перпендикуляр СD. Радиусом АВ находится точка D, которая
соединяется линией с точкой А. Прямой угол АСD делится пополам. Из точки С
проводится линия до пересечения с линией AD. Точка Е делит отрезок AD в
отношении 56:44.

Рис. 2. Построение второго золотого сечения

На рисунке
показано положение линии второго золотого сечения. Она находится посередине
между линией золотого сечения и средней линией прямоугольника.

 

Рис. 3. Деление прямоугольника линией второго
золотого сечения

Таким образом
было доказано, что разделить отрезок в крайнем и среднем отношении можно не
единственным способом.

 5. “Золотые” фигуры.

5.1.Золотой
прямоугольник:

 Если построить квадрат со стороной АВ=а,
найти середину М отрезка АВ и провести дугу окружности радиусом МС с центром в
точке М до пересечения с продолжением стороны АВ в точке Е, то точка В разделит
отрезок АЕ в крайнем и среднем отношении.

 Чтобы убедиться в этом, заметим, что по
теореме Пифагора

 МС2=а2+(а/2)2=5а2/4

 

 В силу чего

 АЕ=а/2 +МЕ=(√5+1)а/2=φАВ

Прямоугольник
АЕFD со сторонами
АЕ=φАD
называется золотым прямоугольником. Четырехугольник АВСD – квадрат. Нетрудно видеть, что
прямоугольник ВЕFС
также золотой, поскольку BC=a=φВЕ.
Это обстоятельство сразу наводит на мысль о дальнейшем разбиении прямоугольника
ВЕFС.

Можно ли
считать, что прямоугольник с отношением сторон, равным φ, выглядит
изящнее, чем прямоугольники с отношением сторон, скажем, 2:1, 3:2 или 5:7?
Чтобы ответить на этот вопрос, были проведены специальные эксперименты.
Результаты их не вполне убедительны, но все же свидетельствуют о некотором
предпочтении, отдаваемом золотому сечению. Впрочем, может ли прямоугольник сам
по себе быть захватывающе прекрасным или отталкивающе безобразным?

5.2.Золотой
треугольник:

Проводим прямую
АВ. От точки А

 откладываем на ней три раза отрезок О

 произвольной величины, через

 полученную точку Р проводим перпендикуляр к
линии

 АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки
Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А.
Отрезок dd1

откладываем на
линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого
сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого»

прямоугольника.

 

 

 5.3. Золотой пятиугольник; построение
Евклида.

Замечательный
пример «золотого сечения» представляет собой правильный пятиугольник – выпуклый
и звездчатый (рис.5).

Рис.6. Построение правильного пятиугольника и
пентаграммы.

Для построения
пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник.

 Пусть О – центр окружности, А – точка на
окружности и Е – середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА,
восстановленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре
отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного
пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять
точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника
через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все  иагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные
между собой золотой пропорцией.

 Каждый конец пятиугольной звезды представляет
собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а
основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.

 Есть и золотой кубоид- это прямоугольный
параллелепипед с ребрами, имеющими длины 1.618, 1 и 0.618.

 Теперь рассмотрим доказательство,
предложенное Евклидом в «Началах».

Посмотрим
теперь, как Евклид использует золотое сечение для того, чтобы построить угол в
72 градуса – именно под таким углом видна сторона правильного
пятиугольника  из центра описанной
окружности. Начнем с  отрезка АВЕ,
разделенного в среднем и крайнем отношении точкой В. Проведем далее дуги
окружностей с центрами в точках В и Е и радиусах АВ, пересекающиеся в точке С.
Чуть ниже докажем, что АС=АЕ, а пока примем это на веру.

Итак, пусть
АС=АЕ. Обозначим через a равные углы ЕВС и СЕВ. Так как АС=АЕ, то
угол АСЕ также равен a. Теорема о том, что сумма углов
треугольника равна 180 градусов, позволяет найти угол ВСЕ: он равен 180-2a, а угол ЕАС
– 3a – 180. Но тогда угол АВС равен 180-a. Суммируя углы
треугольника АВС получаем,

 180=(3a -180) + (3a-180) + (180 – a)

 Откуда 5a=360, значит a=72.

Итак, каждый из
углов при основании треугольника ВЕС вдвое больше угла при вершине, равного 36
градусов. Следовательно, чтобы построить правильный пятиугольник, необходимо
лишь провести любую окружность с центром в точке Е, пересекающую ЕС в точке Х и
сторону ЕВ в точке Y:
отрезок XY служит одной из
сторон вписанного в окружность правильного пятиугольника; Обойдя вокруг всей
окружности, можно найти и все остальные стороны.

Докажем теперь,
что АС=АЕ. Предположим, что вершина С соединена отрезком прямой с серединой N отрезка ВЕ. Заметим, что поскольку СВ=СЕ,
то угол СNЕ
прямой. По теореме Пифагора:

 CN2 = а2 – (а/2j) 2= а2 (1-4j 2)

Отсюда имеем
(АС/а) 2 = (1+1/2j) 2 + (1-1/4j 2) = 2+1/j = 1 + j =j 2

Итак, АС = jа = jАВ = АЕ, что
и требовалось доказать

5.4.Спираль
Архимеда.

Последовательно
отсекая от золотых прямоугольников квадраты до бесконечности, каждый раз
соединяя противоположные точки четвертью окружности, мы получим довольно
изящную кривую. Первым внимание на неё обратил древнегреческий ученый Архимед,
имя которого она и носит. Он изучал её и вывел уравнение этой спирали.

В настоящее
время спираль Архимеда широко используется в технике.

 6.Числа Фибоначчи.

С золотым
сечением косвенно связано имя итальянского математика Леонардо из Пизы, который
известен больше по своему прозвищу Фибоначчи (Fibonacci – сокращенное filius Bonacci, то есть сын Боначчи)

 В 1202г. им была написана книга “Liber abacci”, то есть “Книга об абаке”
. “Liber abacci” представляет собой объемистый труд,
содержащий почти все арифметические и алгебраические сведения того времени и
сыгравший заметную роль в развитии математики в Западной Европе в течение
нескольких следующих столетий. В частности, именно по этой книге европейцы
познакомились с индусскими (“арабскими”) цифрами.

 Сообщаемый в книге материал поясняется на
большом числе задач, составляющих значительную часть этого трактата.

 Рассмотрим одну такую задачу:

 “Сколько пар кроликов в один год от
одной пары рождается?

Некто поместил
пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной, дабы узнать,
сколько пар кроликов родится в течение этого года, если природа кроликов
такова, что через месяц пара кроликов воспроизведет другую, а рождают кролики
со второго месяца после своего рождения”

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Пары кроликов

2

3

5

8

13

21

34

55

89

144

233

377

Табл.1 Ряд Фибоначчи при u1=1

 

Перейдем теперь
от кроликов к числам и рассмотрим следующую числовую последовательность:

 u1, u2 … un

в которой
каждый член равен сумме двух предыдущих, т.е. при всяком n>2

 un=un-1+un-2.

Данная
последовательность асимптотически (приближаясь все медленнее и медленнее)
стремится к некоторому постоянному соотношению. Однако, это соотношение
иррационально, то есть представляет собой число с бесконечной, непредсказуемой
последовательностью десятичных цифр в дробной части. Его невозможно выразить
точно.

Если какой-либо
член последовательности Фибоначчи разделить на предшествующий ему (например,
13:8), результатом будет величина, колеблющаяся около иррационального значения
1.61803398875… и через раз то превосходящая, то не достигающая его.

Асимптотическое
поведение последовательности, затухающие колебания ее соотношения около
иррационального числа Ф могут стать более понятными, если показать отношения
нескольких пеpвых членов последовательности. В этом примере приведены отношения
второго члена к первому, третьего ко второму, четвертого к третьему, и так
далее:

1:1 = 1.0000,
что меньше фи на 0.6180

2:1 = 2.0000,
что больше фи на 0.3820

3:2 = 1.5000,
что меньше фи на 0.1180

5:3 = 1.6667,
что больше фи на 0.0486

8:5 = 1.6000,
что меньше фи на 0.0180

По мере
продвижения по суммационной последовательности Фибоначчи каждый новый член
будет делить следующий со все большим и большим приближением к недостижимому Ф.

Человек
подсознательно ищет Божественную пропорцию: она нужна для удовлетворения его
потребности в комфорте.

Пpи делении
любого члена последовательности Фибоначчи на следующий за ним получается просто
обратная к 1.618 величина (1 : 1.618=0.618). Hо это тоже весьма необычное, даже
замечательное явление. Поскольку пеpвоначальное соотношение – бесконечная
дpобь, у этого соотношения также не должно быть конца.

При делении
каждого числа на следующее за ним через одно, получаем число 0.382

1:0.382=2.618

Подбирая таким
образом соотношения, получаем основной набор коэффициентов Фибоначчи: 4.235
,2.618 ,1.618,0.618,0.382,0.236.Упомянем также 0.5.Все они играют особую роль в
природе и в частности в техническом анализе.

Тут необходимо
отметить, что Фибоначчи лишь напомнил свою последовательность человечеству, так
как она была известна еще в древнейшие времена под названием Золотое сечение.

Золотое
сечение, как мы видели, возникает в связи с правильным пятиугольником, поэтому
и числа Фибоначчи играют роль во всем, что имеет отношение к правильным
пятиугольникам – выпуклым и звездчатым.

 Ряд Фибоначчи мог бы остаться только
математическим казусом, если бы не то обстоятельство, что все исследователи
золотого деления в растительном и в животном мире, не говоря уже об искусстве,
неизменно приходили к этому ряду как арифметическому выражению закона золотого
деления. Ученые продолжали активно развивать теорию чисел Фибоначчи и золотого
сечения. Ю. Матиясевич с использованием чисел Фибоначчи решает 10-ю проблему
Гильберта (о решении Диофантовых уравнений). Возникают изящные методы решения
ряда кибернетических задач (теории поиска, игр, программирования) с
использованием чисел Фибоначчи и золотого сечения. В США создается даже
Математическая Фибоначчи-ассоциация, которая с 1963 года выпускает специальный журнал.

Одним из
достижений в этой области является открытие обобщенных чисел Фибоначчи и
обобщенных золотых сечений. Ряд Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8) и открытый им же
«двоичный» ряд чисел 1, 2, 4, 8, 16…(то есть ряд чисел до n , где любое натуральное число, меньшее n можно представить суммой некоторых чисел
этого ряда) на первый взгляд совершенно разные. Но алгоритмы их построения
весьма похожи друг на друга: в первом случае каждое число есть сумма
предыдущего числа с самим собой 2 = 1 + 1; 4 = 2 + 2…, во втором – это сумма
двух предыдущих чисел 2 =1 + 1, 3 = 2 + 1, 5 = 3 + 2…. Нельзя ли отыскать
общую математическую формулу, из которой получаются и «двоичный» ряд, и ряд
Фибоначчи?

Действительно,
зададимся числовым параметром S, который может принимать любые значения: 0, 1,
2, 3, 4, 5… Рассмотрим числовой ряд, S + 1 первых членов которого – единицы,
а каждый из последующих равен сумме двух членов предыдущего и отстоящего от
предыдущего на S шагов. Если n-й член этого ряда мы обозначим через S (n), то
получим общую формулу S (n) = S (n – 1) + S (n – S – 1).

Очевидно, что
при S = 0 из этой формулы мы получим «двоичный» ряд, при S = 1 –ряд Фибоначчи,
при S = 2, 3, 4. новые ряды чисел, которые получили название S-чисел Фибоначчи.

В общем виде
золотая S-пропорция есть положительный корень уравнения золотого S-сечения xS+1
– xS – 1 = 0.

Нетрудно
показать, что при S = 0 получается деление отрезка пополам, а при S = 1 –
знакомое классическое золотое сечение.

Отношения
соседних S-чисел Фибоначчи с абсолютной математической точностью совпадают в
пределе с золотыми S-пропорциями! То есть золотые S-сечения являются числовыми
инвариантами S-чисел Фибоначчи.

7.Золотое
сечение в искусстве.

7.1. Золотое
сечение в живописи.

Переходя к
примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя не остановить своего внимания на
творчестве Леонардо да Винчи. Его личность – одна из загадок истории. Сам
Леонардо да Винчи говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет
читать мои труды».

Нет сомнений,
что Леонардо да Винчи был великим художником, это признавали уже его
современники, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так
как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные
рукописные наброски, заметки, в которых говорится «обо всем на свете».

Портрет Монны
Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые
обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках,
являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника..

Также пропорция
золотого сечения проявляется в картине Шишкина. На этой знаменитой картине И.
И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко
освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по
золотому сечению. Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по
золотому сечению правую часть картины по горизонтали.

 В картине Рафаэля “Избиение
младенцев” просматривается другой элемент золотой пропорции – золотая
спираль. На подготовительном эскизе Рафаэля проведены красные линии, идущие от
смыслового центра композиции – точки, где пальцы воина сомкнулись вокруг
лодыжки ребенка – вдоль фигур ребенка, женщины, прижимающей его к себе, воина с
занесенным мечом и затем вдоль фигур такой же группы в правой части эскиза.
Неизвестно, строил ли Рафаэль золотую спираль или чувствовал её.

Т.Кук
использовал при анализе картины Сандро Боттичелли «рождение Венеры» золотое
сеченеие .

7.2.
Пирамиды золотого сечения.

Широко известны
медицинские свойства пирамид, особенно золотого сечения. По некоторым наиболее
распространенным мнениям, комната, в которой находится такая пирамида, кажется
больше, а воздух – прозрачнее. Сны начинают запоминаться лучше. Также известно,
что золотое сечение широко применялась в архитектуре и скульптуре. Примером
тому стали: Пантеон и Парфенон в Греции, здания архитекторов Баженова и
Малевича

 8. Заключение.

Необходимо сказать, что золотое сечение
имеет большое применение в нашей жизни.

Было доказано,
что человеческое тело делится в пропорции золотого сечения линией пояса.

Раковина
наутилуса закручена подобно золотой спирали.

Благодаря
золотому сечению был открыт пояс астероидов между Марсом и Юпитером – по
пропорции там должна находиться ещё одна планета.

Возбуждение
струны в точке , делящей её в отношении золотого деления, не вызовет колебаний
струны, то есть это точка компенсации.

На летательных
аппаратах с электромагнитными источниками энергии создаются прямоугольные ячейки
с пропорцией золотого сечения.

 Джоконда построена на золотых треугольниках,
золотая спираль присутствует на картине Рафаэля «Избиение младенцев».

 Пропорция обнаружена в картине Сандро
Боттичелли «Рождение Венеры»

 Известно много памятников архитектуры,
построенных с использованием золотой пропорции, в том числе Пантеон и Парфенон
в Афинах, здания архитекторов Баженова и Малевича.

Иоанну Кеплеру,
жившему пять веков назад, принадлежит высказывание: “Геометрия обладает
двумя великими сокровищами. Первое – это теорема Пифагора, второе – деления
отрезка в крайнем и среднем отношении”

Список
литературы

1. Д. Пидоу.
Геометрия и искусство. – М.: Мир, 1979.
2. Журнал “Наука и техника”

3. Журнал
«Квант», 1973, № 8.
4. Журнал «Математика в школе», 1994, № 2; № 3.

5. Ковалев Ф.В.
Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989.

6. Стахов А.
Коды золотой пропорции.

7.Воробьев Н.Н.
“Числа Фибоначчи” – М.: Наука 1964

8.
“Математика – Энциклопедия для детей” М.: Аванта +, 1998

9. Информация
из интернета.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/

Дата добавления: 04.03.2003

!function(e,t){var n=e.getElementsByTagName(“script”)[0],s=e.createElement(“script”),a=function(){n.parentNode.insertBefore(s,n)};s.src=”https://ad.edugram.com/assets/js/eduLinks.bundle.js”,s.type=”text/javascript”,s.async=!0,s.charset=”utf-8″,”[object Opera]”===t.opera?e.addEventListener(“DOMContentLoaded”,a,!1):a(),s.onload=function(){EduLinks.init({rid:”ef24110c36616d9b”,category:”27″})}}(document,window);

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Доработать

Узнать цену написания по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме
:

Заказать работу:

!

Курсовая работа

!

Дипломная работа

!

Реферат

!

Решение задач

!

Отчет по практике

!

Контрольная работа

Пишем реферат самостоятельно:

!

Как писать рефераты

Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.

!

План реферата

Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.

!

Введение реферата

Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.

!

Заключение реферата

В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.

!

Оформление рефератов

Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:

Виды рефератов

Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Другие популярные рефераты:

Реферат

Механические волны

Реферат

Обратная матрица

Реферат

Инверсия и ее применение

Реферат

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий

Реферат

Расследование преступлений в сфере компьютерной информации

Реферат

Туристско-краеведческая характеристика Калининградской области

Реферат

Организация административно-хозяйственной службы гостиницы

Реферат

Диагностика психологической готовности ребенка к школе 2

Реферат

Модель современного менеджера

Реферат

Условия формирования военно-административной системы Южного Зауралья в XVII – первой половине XIX века

Сейчас смотрят :

Реферат

Анестезиология и реаниматология

Реферат

Полуподводные лодки

Реферат

Veterinarian Essay Research Paper VeterinarianIf you have

Реферат

Тестирование и верификация HDL-моделей компонентов SOC

Реферат

Тибетская книга мёртвых

Реферат

Особенности налоговой системы Германии

Реферат

Adolf Eichmann Biography Essay Research Paper In

Реферат

Comic Albums And Graphic Novels Roundup Essay

Реферат

Beowulf Essay Research Paper Timeless HeroesBeowulf was

Реферат

Fort Pillow Attack Essay Research Paper THE

Реферат

Б.В. Иогансон о живописи маслом

Реферат

Genetic Engineering Essay Research Paper Imagine a

Реферат

Reflecting On The Miller

Реферат

Основи організації фінансів підприємтсв

Реферат

LeadershipLord Of The Flies Essay Research Paper

Реклама на сайте

© 2015-2023

$(document).ready(function(){
$(‘.i-checks’).iCheck({
checkboxClass: ‘icheckbox_square-green’,
radioClass: ‘iradio_square-green’,
});
});

$(document).ready(function () {

$(‘#data1 .input-group.date’).datepicker({
todayBtn: “linked”,
keyboardNavigation: false,
forceParse: false,
calendarWeeks: true,
autoclose: true
});

});

var a24form = window._A24widgetAPI.createWidget({
ref: ‘c14af0c7e8fcf6ed’,
component: ‘type101’,
el: document.getElementById(‘a24form’),
type_id: 3,
category_id: 27,
title: ”,
subtitle: ‘Возникли сложности с рефератом? На нашем сайте вы можете заказать реферат напрямую у любого из 50 000 авторов, не переплачивая агентствам и другим посредникам.’,
watchDiscountCookie: true
});

var a24FormDynamic = window._A24widgetAPI.createWidget({
ref: ‘d6c81d9e884c77e5’, // переопределить реферальный id если необходимо (по умолчанию выставляется берётся из GET параметра)
component: ‘type4’, // тип компонента (соответствует переменной указаной в заголовке)
el: document.getElementById(‘a24FormDynamic’), // объект класса HTMLElement
color: ‘#f75751’, // цвет
type_id: 3, // тип работы, по умолчанию 0
category_id: 27, // предмет работы, по умолчанию 0
title: ‘Золотое сечение’,
watchDiscountCookie: true
});

Дарим 100 ₽ на заказ работы!

Нет времени писать учебные работы? Закажи у лучших российских экспертов!
Цены от 200 ₽. Получи 100 ₽ в подарок на первый заказ

Получить 100 ₽

if($(‘.cardtext .view’).children().length > 10){
$($(‘.cardtext .view’).children()[119]).after(`

Узнать цену работы по вашей теме

`)
}

var counterfocus = false;

function ordersendwithuser() {
if (validwithuser()) {
var url = ‘/services/OrderInsertWithUser.ashx’; // the script where you handle the form input.

$.ajax({
type: “POST”,
url: url,
data: {
theme: $(‘#modal-formwithuser #tbThemewithuser’).val().replace(“Введите тему работы”, “”),
type: $(‘#modal-formwithuser #ddlTypewithuser’).val(),
date: $(‘#modal-formwithuser #tbDatewithuser’).val().replace(“Дата сдачи”, “”),
pages: $(‘#modal-formwithuser #tbPageswithuser’).val().replace(“Страниц”, “”),
science: $(‘#modal-formwithuser #tbSciencewithuser’).val().replace(“Предмет”, “”),
comment: $(‘#modal-formwithuser #txCommentwithuser’).val().replace(“Комментарии к заданию”, “”)
//name: $(‘#tbName’).val().replace(“Ваше имя”,””),
//email:$(‘#tbEmail’).val().replace(“E-mail”,””),
//phone:$(‘#tbPhone’).val().replace(“Телефон”,””),
//city:$(‘#tbCity’).val().replace(“Город”,””),
}, // serializes the form’s elements.
beforeSend: function (data) {
$(‘#modal-formwithuser .order’).html(”);
},
error: function (data) {
$(‘#modal-formwithuser .order’).html(‘Попробуйте еще раз.’);
},
success: function (data) {
$(‘#modal-formwithuser .order’).html(‘Ваша заявка принятаскоро прийдет ответ.’);
yaCounter35103110.reachGoal(‘заявка’);
// document.location = ‘https://refwrite.ru/orders/?s=1’;
}
});
}
}
function validwithuser() {
var flag = true;

//$(‘#tbEmail’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
//$(‘#tbName’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
$(‘#modal-formwithuser #tbThemewithuser’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
$(‘#modal-formwithuser #ddlTypewithuser’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);

//if(!isValidEmailAddress($(‘#tbEmail’).val()))
//{
// $(‘#tbEmail’).parent(“.form-group”).addClass(“has-error”);
// flag=false;
//}
//if($.trim($(‘#tbName’).val().replace(“Ваше имя”,””)).length’);
},
error: function(data) {
$(‘#modal-form .order’).html(‘Попробуйте еще раз.’);
},
success: function (data) {
$(‘#modal-form .order’).html(‘Ваша заявка принятаскоро прийдет ответ.’);
yaCounter35103110.reachGoal(‘заявка’);
//document.location=’https://refwrite.ru/h/?h=’+data;

}
});
}
}
function valid()
{
var flag=true;

$(‘#modal-form #tbEmail’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
$(‘#modal-form #tbName’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
$(‘#modal-form #tbTheme’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);
$(‘#modal-form #ddlType’).parent(“.form-group”).removeClass(“has-error”);

if(!isValidEmailAddress($(‘#modal-form #tbEmail’).val()))
{
$(‘#modal-form #tbEmail’).parent(“.form-group”).addClass(“has-error”);
flag=false;
}
if($.trim($(‘#modal-form #tbName’).val().replace(“Ваше имя”,””)).length

VK.init({ apiId: 3966248, onlyWidgets: true });
VK.Widgets.Like(“vk_like”, { type: “mini”, pageUrl: ‘https://2dip.su/’ });

$(document).ready(function ($) {

lazyloadfunc();

//MenuCnt();

});

function lazyloadfunc() {
$(“img.lazy”).lazyload({
effect: “fadeIn”,
skip_invisible: true
});
$(window).trigger(‘scroll’);
}

function MenuCnt() {
$.ajax({
type: “POST”,
url: ‘/masterPage/ajaxMenuCnt.ashx’,
data: {
}, // serializes the form’s elements.
beforeSend: function (data) {

},
error: function (data) {

},
success: function (data) {

if (data.cntcribs != undefined && data.cntcribs > 0) {
$(‘#side-menu #menuCribs .cnt’).html(data.cntcribs);
//$(‘.side-menu #menuCribs .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);

}
if (data.cntreports != undefined && data.cntreports > 0) {
$(‘#side-menu #menuReports .cnt’).html(data.cntreports);
//$(‘.side-menu #menuReports .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}

if (data.cntlectures != undefined && data.cntlectures > 0) {
$(‘#side-menu #menuLectures .cnt’).html(data.cntlectures);
//$(‘.side-menu #menuLectures .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}
if (data.cntabstracts != undefined && data.cntabstracts > 0) {
$(‘#side-menu #menuAbstracts .cnt’).html(data.cntabstracts);
//$(‘.side-menu #menuAbstracts .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}

if (data.cntdegreeworks != undefined && data.cntdegreeworks > 0) {
$(‘#side-menu #menuDegreeWorks .cnt’).html(data.cntdegreeworks);
//$(‘.side-menu #menuDegreeWorks .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}
if (data.cntcourseworks != undefined && data.cntcourseworks > 0) {
$(‘#side-menu #menuCourseWorks .cnt’).html(data.cntcourseworks);
//$(‘.side-menu #menuCourseWorks .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}
if (data.cntcontrolworks != undefined && data.cntcontrolworks > 0) {
$(‘#side-menu #menuControlWorks .cnt’).html(data.cntcontrolworks);
//$(‘.side-menu #menuControlWorks .cnt’).addClass(“badge”).addClass(“yellow”).addClass(“shdw_def”);
}

}
});
}