Ранние религиозные идеи иранской мифологиии основатель религии зороастризма
Религия,известная под названием зороастризма, зародилась в Древней Персии. НаселениеПерсии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийскоепроисхождение. Около 1000 лет до Р.X. одна часть арийских кочевых племен вышлаиз Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока,полностью овладела ей к 800 г. Другая часть арийских племен прошла дальше вюго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще довозникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходствоне только в речи, но и в верованиях. Священные книги древних индусов и персовсвидетельствуют о том, что в их странах существовал политеизм.
Так,и персы, и индусы поклонялись богу солнца Митре, их древнейшим религиям былисвойственны культ огня, почитание священного напитка, который у персовназывался хаома, а у индусов — сома, и некоторые другие одинаковые обычаи. Дажерелигиозные термины указывают на их общий корень. Например, у индусов Индра иНанхайтхайя считались богами, а персы соответствующими им именами Андра (Индра)и Нанхайтхайя называли злых духов. Словом «агура» персы почтительноназывали высших богов, а индусы словом «асура» называли демонов.Таким образом, разница заключалась в том, что духи, известные под одними и темиже именами, в древнеиранской и индийской мифологии наделялись прямопротивоположными функциями.
Зороастризмберет свое название от имени основателя Заратуштры, латинизированным именемкоторого является Зороастр. Согласно традиционной пехлевийской хронологии, онродился в Персии в 660 г. до Р. X. В раннем юношеском возрасте брал уроки уучителя. В возрасте 20 лет он оставил родителей и жену и ушел бродить по светув поиске ответов на религиозные вопросы.
Видение Зороастра
Главнойпричиной основания этой религии, по словам Зороастра, было данное емуоткровение, или видение, в возрасте 30 лет. Первое и самое удивительное видениебыло дано ему на берегу реки Дайть, недалеко возле дома, где он жил. ПередЗороастром предстала фигура ростом «в девять раз выше человека». Этобыло главное божество верховной триады иранского пантеона богов — архангелВогу-Мано («благая мысль»). Вогу-Мано задал Зороастру вопросы, апотом повелел ему сбросить с себя «одеяние» материального тела и какбесплотная душа взойти в присутствие Ахурамазды, «Мудрого Господа» иВсевышнего существа, беседовавшего с собравшимися ангелами. Интересной детальюв рассказе является то, что с тех пор, как Зороастр появился в небесномсобрании, он больше не видел своей тени «по причине яркого светаангелов», окруживших его.
Натом собрании Ахурамазда дал Зороастру наставления по поводу учения истиннойрелигии и призвал его быть своим пророком. Далее сказано, что в течениепоследующих восьми лет Зороастр встречался в видениях с каждым из шести главныхархангелов в отдельности. И всякий раз новая встреча вносила определенноедополнение в его первоначальное откровение. Так, говорится в традиционныхпреданиях, после видения Зороастр сразу стал проповедовать. Однако он не имелуспеха. В момент глубокого разочарования его посетил злой дух, Анхра-Майнью,который уговаривал отказаться от служения Ахурамазде. Однако Зороастр неподдался искушению и продолжал проповедовать веру.
ОднаждыЗороастр пришел в Восточную Персию, где получил возможность говорить о вере водворце арийского царя Виштаспы.
Этотправитель был хорошим человеком и интересовался новой религией. Однако средиего придворных большой авторитет имели кави — сторонники первобытныхполитеистических культов, враждебные культу Ахурамазды, языческие жрецы,занимавшиеся магией. Они стали преследовать Зороастра и добились его тюремногозаключения. Несмотря на трудности, Зороастру удалось обратить в новую веруВиштаспу, который сначала принадлежал к сословию жрецов кави. Этомуспособствовало чудесное исцеление Зороастром любимого царем черного коня. Ктому же жена Виштаспа Хутаоса с самого начала разделяла религиозные взглядыЗороастра, содействуя ему во всем.
Послеобращения царя его высокородные подданные тоже приняли новую религию. Особенноважно было обращение Зайна, брата монарха, и его сына Исфендира. Кроме нихбольшое значение для Зороастра имело обращение двух дворян по имени Фрашаоштраи Джамнаспа. Первый выдал за него свою дочь Хуови, а второй женился на егодочери Поуруцисте. С этих пор слово «кави» изменило свое значение истало восприниматься как титул царя, правителя, откуда пошло название династииКейянидов.
Дальнейшиегоды Зороастра сопровождались успехом в распространении его религии в Персии.Однако сторонники Зороастра вынуждены были вести войны в защиту новой религии:очень было сильно сопротивление северных кочевых племен. Особенным геройствомотличался Исфендир. Однажды враги неожиданно напали на Зороастра. Они убили егов тот момент, когда он совершал богослужение у алтаря, на котором горелсвященный огонь. Однако смерть Зороастра не помешала дальнейшему успехуоснованной им религии. Друзья продолжили его дело.
Учение Зороастра
Длянас важно знать не только суть самого учения Зороастра, но и то, что произошловпоследствии с его учением. Все данные о нем содержатся в «Авесте» — священной книге зороастриан, состоящей из трех частей. Только часть первая«Авесты», известная под названием «Ясна» (книга гимнов имолитв), считается написанной самим Зороастром. В ней содержатся пять гимнов,называемые гатами. Вторая и третья части «Авесты» были написанызначительно позднее.
Восновном учение Зороастра можно истолковать как попытку устранить грубыйдревний политеизм и установить монотеистическое вероучение. Как мы сказаливыше, Зороастр жил за шестьсот с лишним лет до пришествия на землю Христа. В товремя народ Израиля в Палестине исповедовал религию, основу которой составлялмонотеизм, хотя многие израильтяне часто отходили от Господа и служилиязыческим богам. Закон Божий и пламенные речи пророков являлись средствомборьбы верных Господу людей против распространения языческого политеизма срединарода Божия.
Трудноопределить, до какой степени быстро распространялись идеи среди стран Древнегомира. Историки Древней Греции свидетельствуют о своем знании обычаев и религийразных стран, распространенных в то время. Таким образом, если культы Иштар иОсириса переходили из одной страны в другую, то сведения об израильскоммонотеизме тоже должны были бы быть широко известны, так как он был установленв Палестине за семь столетий до начала деятельности Зороастра. То, к чемустремился Зороастр, было уже давно известно и практиковалось недалеко отПерсии. Поэтому можно допустить, что именно знания о монотеизме Израиля и о егопревосходстве над политеизмом привели Зороастра к идее установления монотеизмана его родине.
Какбы мы ни истолковали видение Зороастра, его монотеизм заключался в следующем.Во-первых, он признавал существование единого, всевышнего и доброго Бога,которого он называл именем Ахурамазда, т.е. мудрый господь. Однако у Зороастрамы видим монотеизм довольно расширенного типа. Зороастр верил, что Ахурамаздапроявляет свою волю через добрых духов. Именно они действуют от его имени вмире людей (Ахурамазда называет их еще «бессмертными святыми»),одновременно олицетворяя собой то или иное нравственное начало. К добрым духамотносятся: Вогу-Мано («благая мысль»), Аша-Вагишта(«праведность, наилучший распорядок»), Хшатра Вайрья («прочнаявласть»), Гарватат («целостность» физического существования),Спента Арманти («святое благочестие», аллегория благодетельногосельскохозяйственного труда) и Амртат («бессмертие»). Добрые (илисветлые) духи — амеша-спента — считаются дарами Ахурамазды человечеству.
Какмы уже видели, один из них, по имени Вогу-Мано, явился Зороастру и повелел емупредстать перед Ахурамаздой на небе. Воспринимал ли Зороастр этих добрых духовкак отдельных личностей или считал их ипостасями Ахурамазды — трудно сказать.Если иметь в виду детали описываемого явления Зороастру Вогу-Мано, можносказать, что он воспринимался Зороастром как отдельная личность. Кроме идеи о«бессмертных святых» Зороастр выдвинул также идею о существованиисонма добрых духов более низкого порядка — агуров и язатов, как, например,Сраоше («послушание»), Геус Урве (дух-Бык, защищающий коров) и т.д.
Главнойособенностью учения Зороастра является его основная концепция нравственногодуализма. Он учил, что несмотря на верховность Ахурамазды, ему как самомуглавному доброму богу противостоит самый главный дух зла Анхра-Майнью,принесший в сотворенный Ахурамаздой мир прегрешения, болезни и стремящийсяуничтожить добро. Впоследствии он стал именоваться у зороастриан Ахриманом.Джефри Парриндер в книге «От истории Древнего мира к современности»так определяет истоки космологического дуализма Зороастра: «Зло являетсятаким же естеством, как и добро, и оба они исходят от своих первоначальныхпричин — Бога и дьявола. Дьявол Ахриман, который всегда существовал, являетсяответственным за все зло в мире, болезни и смерть, гнев и алчность. Так как онисовершенно противоположны друг другу, то неизбежно вступают в конфликт».
Наэтом основании в религии зороастризма Аше (правде) противостоит Друг (ложь),против жизни борется смерть и т. д. Так как тело умершего человека связано сосмертью, оно является религиозно нечистым. Таким образом, мы видим, чтоЗороастр предложил людям учение о двух вечных противоположных космическихпринципах добра и зла.
Относительночеловека Зороастр учил, что его душа является средоточием борьбы между добром излом. По своей природе человек ни добр, ни зол, но он находится под влияниемдухов света и тьмы — богов добра и зла. Добрый дух наставляет всякого человекана добро, а злой побуждает делать зло. Тот, кто мудр, будет творить добро.
Интересно,что Зороастр считал добрыми тех людей, которые занимались земледелием. Землядля него была воплощением добра, потому что она дает жизнь. И поэтомуземледельцы поступают правильно, выращивая зерно, овощи и плоды. Особеннохорошими он считал людей, которые по-доброму относятся к животным, в частности,к коровам. В упоминании о коровах просматривается связь зороастризма синдуизмом, где корова почитается как священное животное.
Кзлым людям Зороастр относил кочевые племена, которые сопротивлялись его учениюи устраивали набеги, разоряя поля добрых земледельцев. Они, с его точки зрения,были особенно ужасными потому, что перед набегами приносили в жертву рогатыйскот.
Зороастрочистил обрядовую сторону своей религии от политеистических ритуалов. Егоучение запрещает идолопоклонство, жертвоприношения животных и употреблениенапитка хаома. Одна ко он оставил ритуал огня как символ Ахурамазды, но не сцелью поклонения ему. Как мы видели выше, Зороастр был убит у алтаря, накотором горел священный огонь.
Чтокасается конца мира, Зороастр проповедовал победу добра над злом. Он верил вовсеобщее воскресение мертвых, как добрых, так и злых, и в то, что все онипройдут испытание в огне расплав ленного металла. Для злых это будет страшныммучением, а для добрых будет подобно прикосновению «теплого и целительногомолока».
Потомвсякая душа должна будет перейти через «мост возмездия», которыйвисит над адом. Тот, кто перейдет мост, попадает в рай. Перед тем какпереходить, душе читают запись всех свершенных ею, когда она была вматериальном обличий, дел. В зависимости от того, что перевесит, зло или добро,Ахурамазда решит, куда ее послать. Зороастр не говорит об окончательной судьбедемонических сил и злого духа, Анхра-Майнью. Может быть, они будут сожженырасплавленным металлом и таким образом исчезнут, а может быть, будут брошенынавечно в «место лжи», как называется в зороастризме ад.
Дальнейшая история зороастризма
Ксожалению, об этой религии сохранилось немного исторических данных, особенно затысячелетний период, начиная с 300 г. до Р.X. и до 700 г. по Р.X. Этот периодбыл важным в дальнейшем развитии зороастризма. Но мы имеем о нем толькоотрывочные сведения.
Отом, как происходило становление этой религии в указанный период времени,существуют альтернативные мнения. С одной стороны, возможно, что из ВосточнойПерсии учение Зороастра постепенно распространилось в западную часть страны, аоттуда перешло в Месопотамию, сделав в процессе своего движения определенныеуступки политеистическому мировоззрению, характерному для этих районов. А сдругой стороны, возможно, что в Западной Персии, благодаря усилиямсвященников-магов, параллельно была проведена монотеистическая реформа, котораясклонила на свою сторону царя Дария и его наследников.
Еслиправильно первое мнение, то это значит, что в процессе обращения к зороастризмунаселения Западной Персии и Месопотамии эта религия была принята влиятельнымисвященниками-магами (кави), которые стали способствовать ее распространению.Если правильно второе мнение, то вначале кави сопротивлялись зороастризму, а потом,увидев его силу, приняли учение Зороастра и cделались его главнымипроповедниками.
Весьмавозможно, что царь Кир, который в 539 г. до Р. X. победил Вавилон, исповедалзороастризм. Однако он не был строгим его последователем, потому что радиполитических выгод поклонялся также вавилонскому богу Мардуку. После него ДарийI и Ксеркс I почитали Ахурамазду как всевышнего Господа неба и земли. ЭтиПерсидские цари расширили свои владения на запад до Египта и Греции. ПоходКсеркса против греков окончился поражением. В 479 г. до Р.X. персы отступилиназад. А через полтора столетия Персию завоевал Александр Македонский.
ПослеАлександра почти пятьсот лет Персией правила династия Аршакидов (250 г. до Р.X.- 226 г. по Р.X.). Они были из 1 восточной Персии и говорили на языке пехлеви.Их свергли Сасаниды из Центральной Персии, которые правили до 661 г., когдастрану завоевали мусульмане. Сасаниды были ревностными зороастрианами. Онипритесняли евреев и христиан.
Мусульманевначале сравнительно терпимо относились к последователям Зороастра. Однако столет спустя приверженцы зороастризма стали подвергаться притеснениям и началипереселяться в Индию, где получили название персов. Особенно интенсивнымдвижение беженцев было в VIII в. Те же зороастрийцы, которые не выехали изПерсии (Ирана) в Индию, пережили много трудностей. После мусульманскихзавоеваний приверженцы зороастризма не занимались миссионерской деятельностью.Их численность стала постепенно сокращаться. В настоящее время их насчитываетсяв обеих странах — в Иране и Индии — не более 100 тысяч человек.
Изменения в зороастризме
Впроцессе исторического развития в зороастризме произошли существенные перемены.Причина изменений, которые претерпела религия зороастризма, отчасти заключаласьв недостаточной четкости некоторых положений самой этой религии, но в большеймере вызвана довлеющим влиянием на нее политеизма. Мы знаем из Библии, что допокорения Самарии ассирийцами в 722 г. до Р.X. и разрушения Иерусалимававилонянами в 586 г. до Р. X., израильский народ постоянно подвергалсяискушению со стороны окружавших его народов-идолопоклонников. Даже постоянные исильные выступления пророков не могли избавить его от этого. Лишь трагедияразорения государства и вавилонский плен исцелили израильский народ отидолопоклонства. Монотеизм Зороастра, не обладая столь сильной духовнойдинамикой, какая была свойственна иудаизму, и имея расплывчатое учение о Боге,не смог противостоять влиянию политеизма. Неопределенность идей Зороастраотносительно «бессмертных святых», выполняющих на земле волюАхурамазды, заключающаяся в том, являются ли они отдельными, самостоятельносуществующими божественными личностями или представляют собой ипостаси одногодоброго бога-творца Ахурамазды, завела зороастризм обратно в политеизм.
Укажемна признаки политеистичности, появившиеся в религии зороастризма. Во-первых,последователи этой религии сделали самого Зороастра богоподобной личностью иначали почитать его почти как бога. Много легенд появилось о его чудесныхделах. Во-вторых, вера в божественность ангельских существ («бессмертныхсвятых») оттеснила веру в Ахурамазду на задний план. Постепенно местоединого Бога стали занимать древние языческие боги. Особенно популярнымсделался опять бог Митра. Вслед за этим пришло поклонение богу ветра Вайю ибогине воды и плодородия Анахите. Последняя ничем не отличалась от вавилонскойбогини Иштар. Вместе со всем этим сильно развилось почитание духов предков,называемых фравашами. Распространилось верование, что даже сам Ахурамаздаприносит жертвы Митре и Анахите.
Ввопросе этического дуализма зороастрийские учителя дошли до крайности. Онистали учить, что этот мир является одновременным творением как Ахурамазды, таки злого духа Анхра-Майнью. Первый сотворил добрых тварей и то, что несет в себедобро, а второй — змей, муравьев, саранчу, злых волшебников, человеческиепороки и т.д.
Поворотомрелигии зороастризма в сторону политеизма вызвано появление учения зерванизма,которое утверждало, что как всевышний Ахурамазда, так и злой дух Анхра-Майньюпроизошли от одного существовавшего изначально верховного бога Зервана. Точнееговоря, в зерванизме Бог и дьявол оказались равными, хотя конечная победа всеравно должна быть на стороне доброго бога. В зерванистском течении зороастризмаАхурамазда стал называться Ормаздом, а Анхра-Майнью — Ахриманом.
Переменилосьтакже понятие о природе борьбы человека со злом. Пришло новое пониманиепроблемы грехопадения: оно заключается не в борьбе добра и зла в сердцечеловека, а в старании злых духов привести человека в состояние церемониальногоосквернения. Для избавления от него нужно пользоваться заклинаниями и вообщеупотреблять всякие магические средства. Особенно популярны были мантры,выдержки Зороастровых гимнов, которые использовались теперь как заклинания.
Самойстрашной скверной стали считать тело умершего человека. Поэтому до сих порперсы не хоронят своих умерших в земле, а также не сжигают. Земля и огоньсчитаются у них святынями. Зороастрийцы выносят тела в построенные из камней«башни молчания», над которыми нет крыш. Прилетают орлы, и через двачаса после того, как тело было положено в башню и люди разошлись, остаются лишьголые кости. Через определенное время персы собирают кости и сбрасывают в ямувнутри башни.
Чтокасается конца мира и будущего суда, то новый зороастризм не поставил пределасвоему воображению. Люди начали думать, что при последнем суде «моствозмездия» сделается острым мечом, который будет становиться вверх остриемдля злых и ложиться плашмя для добрых. В момент перехода через него совесть доброгочеловека обернется прекрасной девицей и поведет его в рай, а совесть злогочеловека превратится в отвратительную женщину, которая низвергнет человека впучину ада. На доброго человека подует из дверей рая ветром благовоний, а назлого из ада — зловонным воздухом. Люди, у которых добрые и злые дела окажутсяна весах в состоянии баланса, пойдут в Хаместан, являющийся промежуточнымместом между землей и звездами. Добрые и злые будут двигаться после суда вразных направлениях: праведные — наверх, на небо, в рай, злые — вниз, подземлю, в ад.
Зороастрийцыразработали теорию, согласно которой вся хронология мира состоит из трехпериодов времени, каждый из которых составляет 3000 лет (всего 9000 лет).Основатель вероучения Зороастр явился в начале последнего периода. Потом послекаждой тысячи лет этого периода будут являться спасители. Их имена: Аушетар,Аушетармах и Сошьян. Они будут сыновьями Зороастра, потому что его семячудесным образом хранится в одном из озер Персии. После каждой тысячи лет возере искупаются чистые девы, которые и родят спасителей.
Споявлением последнего спасителя Сошьяна совершится воскресение всех мертвых, аза ним свершится суд — испытание расплавленным металлом, которое окажетсястрашно болезненным для злых и очень приятным для добрых. Огонь металла очиститвсех злых людей. Злой Ахриман и его ангелы будут брошены в огонь и совсемсгорят. После этого все люди, даже бывшие злыми, постигнут блаженство на новомнебе и новой земле.
Заключение
Происхождениезла всегда был трудно разрешимой проблемой как для верующих, так и дляневерующих. И учение Зороастра тоже не решило ее. Если сказать, что зло в этоммире существует потому, что оно всегда параллельно добру, то это ничего необъясняет. Наоборот, возникает вопрос: «А почему?» Почему зло должнобыть наравне с добром, если добро лучше зла? Почему добро должно, в концеконцов, одолеть зло, если они одинаковы? Почему когда-то победит Ахурамазда, ане Анхра-Майнью, если они одинаково вечны? Зороастризм не может датьубедительный ответ на эти вопросы. Его дает только Библия.
СловоБожие говорит, что Бог не имеет равного себе, а зло существовало не всегда.Противник Божий, дьявол, нисколько не равен Богу, хотя хотел не толькосделаться равным Ему, но и превзойти славу Божию. В этом и заключается причинапоявления зла. Бог ценил свободу своего творения настолько высоко, что пошел нариск, допустив бунтарство: разрешил ему восстать против Себя — Бога любви исовершенного добра.
Мыпонимаем, что этот ответ не исчерпывает всей глубины проблемы. Но нужнопомнить, что абсолютно верный ответ известен Богу, человеку же Он лишьприоткрывает завесу над истиной, ибо грешно и невсеведуще это смертное созданиерук Его. Мы хотим только показать, что ответ учения зороастризма менееудовлетворителен, чем ответ библейский. Добро победит в итоге, потому что Боглюбви и добра имеет все могущество, все знание и всю славу.
Смешновыглядит в зороастризме и учение о «спасении». Согласно ему, решение,попадет душа в рай или в ад, будет принято при помощи механическоговзвешивания. Значит, если человек совершил добра на 51%, а зла — на 49%, то онпопадет в рай, а тот, чей процент составляет обратное соотношение (49% добра и51 % зла), пойдет в ад. Неужели нельзя будет проявить милосердие к человекуради разницы на один или два процента?!
Ноесли начать жалеть человека, то возникает новая проблема: а где тот оптимальныйдопуск, который дает право на милосердие? Да и потом — на каком основании тот,кто сотворил много зла в мире (49%), должен быть в раю? Не требуется ли откаждого человека, чтобы он сделал добра на все 100%? Ведь вора не избавляют отнаказания (земного возмездия в мире людей) за то, что он оставил хозяинумиллион рублей (т.е. Большую часть), а украл только тысячу (т. е. Меньшуючасть). Человека называют вором, сколько бы он ни украл: он вообще не долженбыл воровать.
Поэтомубиблейское учение о спасении намного совершеннее (милосерднее и логичнее), чемзороастрийское. Мало ли, много ли человек нагрешил — он все равно считаетсягрешником и поэтому достоин осуждения. Но если грешник искренне покается, веруяво Христа как в своего Спасителя (Рим. 3:23-25), Бог милует его и дарует емукак прощение грехов, в которых он кается, так и надежду на спасение его души. Ипрощает и милует Бог не на основе процентного соотношения добрых и злых дел,совершенных человеком, а по своей любви, явленной в смерти Христа, который взялна себя вину людей и умилостивил Своими страданиями правосудие Божие.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.rin.ru/