Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию. К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.
Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Хотя есть многие воспитатели, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают: "Куда исчезают почемучки?", "Почему все меньше и меньше дети задают на уроках вопросы?", "Где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные
находки?". Конечно, и многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. "Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских
психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу. Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние." Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком. Но что же характеризует людей, которые настроены на создание этого нового, которые склонны к творческому поиску. Это люди, которые обладают творческими способностями. Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.
Эти условия – среда, семья, люди которые работают с детьми. Формирование творческих способностей может осуществляться при наличии определенных условий – организационных, кадровых, материально-технических: нужны пособия, оборудование и место для творческой деятельности, и, конечно, увлеченный, заинтересованный педагог. Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания
в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей. Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности. Значение искусства в формировании творческих способностей. Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам: • в настоящее время наблюдается повышенный
интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, главным образом в творческих исполнителях; • необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом. Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально
в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих
способностей. Наконец, третья группа это — зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности. Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир. Исходя из этого, я в своей работе по формированию творческих способностей детей на занятиях ставлю интеграцию разных видов искусств. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания). Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми
в разных видах их художественной деятельности: • в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры); • в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; • в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.; • в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами. Например, в поэтических произведения А. С. Пушкина представлены разные образы моря: Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой… Видит: Море слегка разыгралось. Знакомство детей с картинами Айвозовского, музыкой Римского-Корсакого из оперы "Сказка о царе Салтане" позволяет им воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданный художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности. Интеграция разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств. На комплексном занятии дети поочередно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создает эмоциональное настроение, и дети успешнее выполняют задание.
На комплексном занятии дети ведут себя непринужденно, раскованно. Например, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами договариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декоративно-прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной посуды и т. д.) можно использовать в грамзаписи русские народные мелодии, что создает у детей хорошее настроение,
вызывает желание напевать знакомые мелодии. Классификация комплексных занятий. 1). По содержанию комплексные занятия могут быть достаточно разнообразными и осуществляться в разных вариантах: • отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного); • блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей темам: "Зоопарк", "Любимые сказки" (см. приложение 6); • блоки занятий по знакомству детей с
творчеством писателей (см. приложение 3), музыкантов, художников и их произведениями (см. приложение 4); • блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой (см. приложение 2); • блок занятий по ознакомлению с народным искусством; • блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию. 2). Структура комплексных занятий зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию картин, к восприятию образа в стихах, музыке. 3-4 года – живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстрация его. 4-5 дет – яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное произведение. 5-6 лет – литературное произведение плюс несколько репродукций, позволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия). 6-7 лет – художественное произведение плюс 2-3 репродукции (изображающие либо сходный пейзаж либо различный)
либо описание предмета или явления в 2-3 стихотворениях (сравнение, сопоставление); музыкальное произведение (в сравнении – какое подходит к репродукции или стихотворению). 3). Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства: • доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение); • равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг
друга(см. приложение 7). 4). Комплексные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных и художественных произведений. Вариант 1. Поочередное включение произведений разных видов искусства. Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей. Структура • прослушивание музыкального произведения; • общение педагогов и детей о характере музыкального произведения; • просмотр живописного произведения; • общение педагогов и детей о характере живописного
произведения; • прослушивание литературного произведения; • общение педагогов и детей о характере литературного произведения; • сравнение сходства музыкального, живописного и литературного произведений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образца. Вариант 2. Попарное включение произведений разных видов искусства. Структура.: • прослушивание нескольких музыкальных произведений; • обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем и похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения; • просмотр нескольких живописных произведений; • сравнение сходства и различий живописных произведений; • прослушивание нескольких литературных произведений; • сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению; • сравнение похожих по эмоциональному по настроению музыкальных, живописных и литературных произведений. Вариант 3. Одновременное включение в восприятие разных видов искусства (см. приложение 5).
Цель: показать гармонию музыки, живописи и литературы. Структура: • звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение; • воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений или литературных, и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению; • звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из нескольких живописных произведений
или литературных одно, созвучное по настроению. Вариант 4. Включение контрастных произведений разных видов искусства. Цель: сформировать оценочные отношения. Структура: • прослушивание контрастных по звучанию литературных произведений; • обмен мнениями педагога и детей об их отличии; • просмотр контрастных по колориту, настроению живописных произведений; • обмен мнениями педагога и детей об их отличии; • прослушивание контрастных
по настроению литературных произведений; • обмен мнениями педагога и детей об их отличии; • восприятие похожих между собой музыкальных, литературных и живописных произведений; • обмен мнениями педагога и детей об их сходстве. В процессе комплексных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей. Интеграцию всех видов искусства и художественно-творческой деятельности я понимаю, как более глубокую форму взаимосвязи различных разделов воспитания и образования детей. Идея, убеждение, замысел произведение воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции наиболее эффективно. Комплексные занятия могут проводится как одним воспитателем, так и воспитателем совместно с музыкальным
руководителем. Отбор содержания для проведения комплексных занятий. Планируются комплексные занятия в соответствии с программой художественно-речевой, музыкально и изобразительной деятельности. Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи): • доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт); • реалистичность произведений художественной литературы, живописи; • привлекательность
для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка. Наиболее эффективной формой интеграции разных видов искусства является их объединение в своеобразные блоки различной тематики. Блоки должны быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбирать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.). Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов деятельности на интересном для детей содержании
и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детской литературы, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки и пения, восприятие и осмысление изобразительного искусства). Заключение Таким образом, в процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ (музыкальный, поэтический, изобразительный). Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития творческих способностей. Литература 1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Вайнцвайг
И. Десять заповедей творческой личности. М 1990. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М 1991. 4. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М 1986. 5. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М 1992. Музыкальные способности, их формирование и развитие.
Музыкальные способности, их формирование и развитие одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Какие последние новости существуют в этом направлении? Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей
подрастающего поколения, все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему обучению детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях. Но в полной мере систематическое развитие дошкольника осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для психологов давно не новость, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного развития ребенка. Музыкальным воспитанием также необходимо заниматься с раннего возраста. Музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, уже в первые годы жизни занимает большое место в его общем культурном развитии.
Музыкальные занятия в детском саду способствуют постоянному приобщению ребенка к миру прекрасного, формированию и развитию его музыкальных способностей. Вместе с тем, в системе дошкольного образования возникает противоречие между необходимостью развития музыкальных способностей дошкольников и недостаточностью разработанных технологий и приемов, направленных на воспитание интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
Выявленное противоречие актуализирует проблему развития музыкальных способностей дошкольников посредством импровизации, как разновидности творческой деятельности. При перепечатке статьи прямая активная ссылка на источник topnewsstock.com обязательна! Автор Наталия Денисова topnewsstock.com Роль музыкального воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста Григорьева Анна Ивановна, педагог дошкольного образования
ДОУ Детский сад № 44 станицы Васюринской Динского района Краснодарского края. Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России
В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. [1] Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая имеет решающее
значение в формировании личности ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они
эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни ярко выражены – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей – позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию
голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей [2]. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления [3]. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека. «Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [4]. |Декоративно-прикладна| |я | | | | | |Художественно-эстетич| |еская | 1. ИЗО – музыка 2. шитье – вокал 3. вязание – хореография 4. макраме – драм. театр Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка.
Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью.
Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Методы развития творческих способностей у детей Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим
принципам: – научности – систематичности – последовательности – доступности – наглядности – активности – прочности – индивидуального подхода Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: – развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; – задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; – творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание
пластинок.