«Звезда Марины Цветаевой»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР: «Звезда Марины Цветаевой».Звучит первая часть (Moderato) Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова. На фоне музыки слова.Ведущий: “Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, Если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно”. Марина Цветаева “Слово о Бальмонте”Чтец: К тебе, имеющему быть рожденным Столетие спустя, как отдышу,- Из самых недр, как на смерть осужденный, Своей рукой – пишу:- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. – Ртом не достать! Через Летейские воды Протягиваю две руки.Как два костра, глаза твои я вижу, Пылающие мне в могилу – в ад, – Ту видящие, что рукой не движет, Умершую сто лет назад.Со мной в руке – почти что горстка пыли – Мои стихи! – я вижу: на ветру Ты ищешь дом, где родилась я – или В котором я умру.И грустно мне еще, что в этот вечер, Сегодняшний – так долго шла я вслед Садящемуся солнцу, – и навстречу Тебе – сто лет…^ Звучит “Октябрь” из цикла “Времена года” Чайковского. На фоне музыки – чтение.Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.- Дом в Трехпрудном переулке, небольшой, одноэтажный, деревянный. Семь окон по фасаду, над воротами нависал огромный серебристый тополь. Ворота с калиткой и кольцом. А там наверху дома детские комнаты.- Это наши комнаты, моя и Асина.- Я – Анастасия Ивановна Цветаева – младшая сестра Марины.-Там где-то слышатся шаги нашего отца, профессора Московского университета, ученого филолога.- А эти звуки.^ Звучит фортепиано.- Марина, пойдем в залу.- Самая большая комната в доме – зала. Между окон – зеркала. По стенам зеленые деревца в кадках. Они будут сниться и оживать в снах Марины.- В зале – в самом центре – рояль. Непомерный рояль, под которым ползали маленькие сестры, как под брюхом гигантского зверя.- Рояль – черное ледяное озеро.- Рояль – мое первое зеркало. В него можно было всматриваться, как в бездну, дышать на его поверхность, как на матовое стекло.- Мать могла на рояле всё. На клавиатуру она сходила, как лебедь на воду.- Мать залила нас музыкой. Мать заполнила нас, как наводнение. Она залила нас музыкой, как кровью, кровью второго рождения.- Мать поила нас из вскрытой жилы лирики, как и мы потом, беспомощно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом…- Видела ли мать в дочери будущего поэта? Вряд ли, хотя пыталась угадать характер стихии, бушевавшей в Марине и нарушавшей всё спокойное течение жизни в доме.Кто создан из камня, Кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю…Ведущий: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть – книги. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы Ростана, Гейне, Гете, книги, связанные с Наполеоном. Впрочем, лучше остановиться…^ Звучит музыка Шопена.Книги в красном переплете Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлете, Неизменившие друзья. В протертом, красном переплете. Чуть легкий выучен урок, Бегу, тот час же к вам, бывало. Уж поздно! – Мама, десять строк!.. Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи, Я узнавала судьбы Тома. Темнеет… В воздухе свежо… Вот с факелом индеец Джо, Блуждает в сумраке пещеры. О, золотые времена, Где взор смелее и сердце чище! О, золотые времена: Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий.Ведущий: Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу “Вечерний альбом”, ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подругам по гимназии.Стихотворение “Мой милый” (5 человек).Вчера еще в глаза глядел, А нынче – всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки, нынче – вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: “Мой милый, что тебе я сделала?!”И слезы ей – вода и кровь – Вода, – В крови, в слезах умылся! Не мать, а мачеха – Любовь. Не ждите ни суда, ни милости.Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли: “Мой милый, что тебе я сделала?”Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! В раз обе рученьки разжал,- Жизнь выпала копейкой ржавою!Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: “Мой милый, что тебе я сделала?”Спрошу я стул, спрошу кровать: “За что, за что терплю и бедствую?” Отцеловал колесовать Другую целовать, ответствуют.Жить приучил в самом огне, Сам бросил в степь заледенелую Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе – я сделала?Всё ведаю, не прекословь! Вновь зрячая уж не любовница Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница.Само – что дерево трясти! – В срок яблоко спадает спелое… – За всё, за всё меня прости, Мой милый, что тебе я сделала!- Очень рано ощутила в себе некий “тайный жар”, “скрытый двигатель жизни” и назвала его “любовь”. “Пущен меня заразил любовью. Словом – любовь”. На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим “теням минувшего”, к “святому ремеслу поэта”, к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.^ Звучит романс М.Таривердиева “У зеркала” на стихи М.Цветаевой.Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь. О милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь.Нет, выпростаю руки,- стан упругий Единым взмахом из твоих пелен, Смерть, выбью!- Верст на тысячу в округе.Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны.В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал со страху! Такие – в роковые времена -Слагают стансы – и идут на плаху.Ведущий: Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество гениального поэта и любящей женщины?! Судьба? Да, судьба! Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, а 5 сентября 1912 года родилась дочь Аля – Ариадна Эфрон.^ Марина Цветаева: “Аля- Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов”.Чтец: Девочка! – Царица бала! Или схимница – бог весть! – Сколько времени? – Светало.Кто-то мне ответил: – Шесть.Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, – Девочку мою встречали Ранние колокола.^ Марина Цветаева: “Я назвала ее Ариадной, – вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.- Потом будет рождение дочери Ирины и сына Мурлыги.- Горе, лишения, нищета будут впереди.Ведущий: 2 марта 1920 года умерла младшая дочь – Ирина – от голода. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь.Чтец: Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы.Но обеими – зажатыми – Яростным – как могла! Старшую из тьмы выхватывая – Младшей не уберегла.Две руки – ласкать – разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась ледяная.Светлая – на шейке тоненькой – Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле.Ведущий: Из книги И. Эренбурга “Люди, годы, жизнь”.- Таково было хождение по мукам “Жизнь, где мы так мало можем…”, – писала Цветаева. Зато сколько она могла в своих тетрадях! В них она, страдая, могла создавать удивительные, неповторимые по музыкальности стихи.^ Романс “Мне нравится, что Вы больны не мной” на стихи М. Цветаевой.- Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они были в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры Минцу.- А потом будет разлука с мужем. Долгая семнадцатилетняя разлука с Россией. Ощущение ненужности, особенно ненужности ее стихов.Чтец: В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: – жена, дочь,- А я запомнила одно: ночь.Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.Есть черный тополь, и в окне – свет, И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет.Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь.Ведущий: В июне 1939 г. мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал никто. Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата – за что? – непохожесть? – нетерпимость? неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? за право быть самой собой?- Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, – Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром.И какой героический пыл На случайную тень и на шорох… И как сердце мне испепелил Этот даром истраченный порох.О летящие в ночь поезда, Уносящие сон на вокзале… Причем, знаю я, что и тогда Не узнали бы вы – если б знали.Почему мои речи резки В вечном дыме моей папиросы, – Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой.Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!Пляшущим шагом прошла по земле! Неба дочь! С полным передником роз! Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!Нежной рукой, отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… – Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!Ведущий: Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 года великий русский поэт Марина Цветаева покончила с собой.Марина Цветаева: “Сын! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик”.Ведущий: Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.Чтец: О, черная гора, Затмившая весь свет! Растоплены снега – и лес спален. И если всё ж – плеча, крыла, колена Сжав – на погост дала себя увезть,- То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, Стихом восстать – иль розаном расцвесть!^ Звучит первая часть Концерта №2 С. В. Рахманинова.Марина Цветаева: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой”.Ведущий: 5 мая 1911 г. Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном, усеянном мелкой галькой морском берегу, она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном. Любовь с первого же дня – и на всю жизнь.^ Диалог (Макс и Марина):Марина Цветаева: “Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень”.Макс: “Марина! Влюбленные, как тебе, может быть, известно, – глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень”.Марина Цветаева: “Макс, я от всего умнею! Даже от любви! А с камешком сбылось, ибо Сережа чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне – величайшая радость – сердоликовую бусину”.Ведущий: Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.^ Юноша.(Сергей – Марине): “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы вы были живы… Берегите себя. Храни Вас Бог. Ваш С.”^ Девушка (Марина – Сергею): “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна”.Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо! Да, в Вечности – жена, не на бумаге! Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз. Мучительно великолепны брови В его лице трагически слились.Пора-пора-пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь – быть. В Бедламе нелюдей. Отказываюсь – жить.С волками площадей. С акулами равнин Отказываюсь плыть Вниз – по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один – отказ.“Пригвождена…”Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что – невинна.Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем, Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою – за счастьем.Пересмотрите всё мое добро, Скажите – или я ослепла? Где золото мое? Где серебро? В моей ладони – горстка пепла!И это всё, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это всё, что я возьму с собой В край целований молчаливых. – Помолись дружок, за бессонный дом, За окно с огнем.Ведущий: На кладбище в Елабуге есть такая надпись: “В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева”.Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже Прохожий, остановись!Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет; Что звали меня Мариной; И сколько мне было лет.Не думай, что здесь г могила, Что я появляюсь, грозя… Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя!И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий! Прохожий остановись!Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед. Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет.Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь.Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли.