Предпосылки, развитие и последствия "Славной революции" в Англии

КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«История государства и права зарубежных стран»
по теме:«Предпосылки, развитие и последствия «Славной революции» в Англии»
 

Содержание
 
Введение. 3
1. Реставрация монархии 1660 г. и принятие Habeas corpusAсt 7
2. «Славная революция». 16
3. Становление английской конституционной монархии в Англии в первой половине XVIIIвека и законодательное закрепление «Славной революции». 21
Заключение. 30
Список литературы… 32
 

Введение
Среставрации монархии в Англии изменяется положение монарха в политическойсистеме государства и на первый план выходит Парламент, который «разрешил емувоссесть на престол». Происходит постепенное ограничение королевскихпрерогатив, причем происходит это как посредством принятия законов, так и спомощью неписаных правил.
Ужепри Карле II происходит восстановление старых аристократов Англии, изакрепляются преимущества ограниченных высших кругов общества. В какой-то мереэто можно назвать компенсацией аристократии за период их временного отстраненияот участия в решении важнейших вопросов жизни государства и общества во времяГражданской войны и Республики Кромвеля.
Свосстановлением монархического правления аристократия полностью взяла под свойконтроль весь Парламент, заседая в верхней его Палате и оказывая колоссальноевлияние на формирование состава нижней Палаты через предоставление мест вПалате Общин так называемым «гнилым местечкам» — малонаселенным территориям, находящимся под контролемсамих крупных землевладельцев.
В этоже время происходит оформление двух основных политических партийных группировок– тори и виги, отражавшие разногласия среди правящих классов. Тори, к которымотносились преимущественно сторонники короля, связанные с крупным землевладением,а также большинство англиканского духовенства, приобрели в результатереставрации значительное политическое влияние; монархия была для них лучшейгарантией обеспечения их интересов. За тори следовала и большая часть отсталогосельского населения. Противостоящие им виги, последователи крупных буржуазныхантироялистов времен революции в сочетании с расцветающими финансистами имогущественными сельскими аристократами осознавали свою силу и не ощущали стольострой потребности искать поддержку у короля. Их поддерживали городская средняяи мелкая буржуазия, а так же свободные крестьяне.
Политическиепритязания тори и вигов в конце XVII века и послужили стимулом для равномерногосоотношения власти между монархом и Парламентом, приведшим к значительнымограничениям роли короля.
Врезультате государственного переворота 1688-1689 гг. конституционная монархиябыла окончательно признана формой правления для Англии. Принцип подчинениякороны Парламенту вначале наметил лишь общие рамки, в пределах которыхполитические формы должны были только ещё выработаться. Тем самым английскомугосударству выпало на долю историческая задача создать основыбуржуазно-парламентской системы.
Основыконституционной монархии в Англии были заложены тремя важнейшимиконституционными актами: Habeas Corpus Act 1679 г., Билль о правах 1689 г. иАкт об устроении 1701 г.
HabeasCorpus Act, призванный вначале лишь ограничить возможность внесудебной расправыкороля над участниками оппозиции, он закрепил процедуру проверки законностиареста и способствовал впоследствии образованию ряда демократических принципов,вошедших в мировую практику: гарантии неприкосновенности личности, принципскорого и справедливого правосудия, соблюдения правовых процедур призадержании, запрет привлечения к ответственности дважды за одно и тожепреступление.
Билльо правах, санкционировавший зависимость короны от Парламента, в частности отом, что в мирное время армия может содержаться и использоваться лишь ссогласия Парламента, что говорило о подчинении функции монарха какглавнокомандующего Парламенту. Ликвидировалось право короля взимать налоги безсогласия Парламента, провозглашался частый его созыв, свобода выбора и слова,закреплялись гарантии суда присяжных и защита от чрезвычайных жестокихнаказаний.
Этиположения Билля узаконили добровольный договор между конституционным монархом иего подданными в лице английского представительного органа и стали основойанглийской неписаной конституции.
Актоб устроении подтвердил и развивал положение Билля о верховенстве Парламента иограничении прерогатив королевской власти, в том числе судебных, так как корольбыл лишен права помилования. Акт способствовал упрочению принципа независимостии несменяемости судей, вводил правило контрасигнатуры. Для уменьшения влияниякороны на деятельность Палаты, запрещалось совмещение членства с занятиемдолжности королевского министра.
Вначале XVIII века эти основополагающие положения легли в основу британскоймодели парламентаризма и способствовали дальнейшему ограничению королевскойвласти, утверждению новых принципов взаимоотношения исполнительной изаконодательной власти – становлению «ответственного» правительства.
Такжевопреки сопротивлению некоторых монархов утвердилось конвенциональное правило,в соответствии с которым король должен был своей подписью придавать силузаконам, принятым обеими Палатами, но практически не мог наложить на них вето.У короны оставалась лишь возможность с помощью преданных ей членов ПалатыЛордов затянуть принятие закона или помешать ему.
Другоенеписаное правило состояло в том, что король должен был назначатьпремьер-министром лидера партии, одержавшей победу на выборах и призывать кдолжности или отзывать с неё лиц, предложенных премьер-министром. Наконец, ужес начала XVIII столетия существует правило, согласно которому король непринимает участие в заседании кабинета, однако должен быть информирован обрезультатах заседания.
Такимобразом, в XVIII веке в Англии происходит формирование характерных чертанглийской конституционной монархии и основополагающих демократическихпринципов законности, которые позволили Британии сохранить политическуюстабильность до настоящего времени.
Наосновании вышеизложенного мы видим, что так называемая «Славная революция»сыграла значительную роль в становлении конституционализма в Англии. Именнопоэтому данная тема является актуальной и представляет интерес дляисследования.
Цельюданной работы является изучение предпосылок, развития и последствий «Славнойреволюции» в Англии, а также ее конституционное закрепление.
Соответственно,задачами, поставленными в данной курсовой работе, являются:
·     рассмотрениепроцесса реставрации Стюартов, и событий с ней связанных, как предпосылок купомянутой революции.
·     рассмотрениеконституционного закрепления и последствий в целом «Славной революции».
Работасостоит из введения, трех глав, в каждой из которых раскрывается материал,соответствующий поставленным задачам и заключения, которое содержит обобщениеизложенного материала и выводы по данной работе.

1. Реставрация монархии 1660 г. и принятие Habeas corpus Aсt
Уже в1659 г. стало ясно, что в самое ближайшее время Англия вернется в руслонаследственной монархии. В мае 1659 г. старший сын Кромвеля Ричард отказался оттитула протектора. Управление государством перешло в руки офицерского совета(так называемая вторая английская республика). В 1660 г. монархия былавосстановлена, на английский престол взошел Карл II из династии Стюартов. Актоб упразднении монархии и Палаты Лордов был объявлен недействительным. Это былкак никогда подходящий момент для наложения ограничения на власть короля, ноничего существенного в этом направлении сделано не было. В силе оставаласьПетиция о праве, соблюдать которую, как предполагалось, должны были короли[1].
КогдаПалата Лордов возобновила свою работу, в ней присутствовали одиннадцать пэров:пять графов, один виконт, пять баронов. Был образован комитет для подготовкипредписаний для пэров с целью увеличить посещаемость Палаты. Временным спикеромбыл назначен граф Манчестера, который призывался Кромвелем ещё в его верхнююПалату, но отказался от приглашения. Он принимал самую активную роль вреставрации монархии, а став спикером Палаты Лордов, приветствовал короля поего прибытию. В 1661 г. в исполнение Акта о духовенстве в ранге членов Палатыбыли восстановлены изгнанные ранее епископы. Так, по сути, верхняя палата Парламентаприобрела довоенный вид. Парламент стал двухпалатным.
Ужене король созывал Парламент, чтобы защитить свои интересы, а Парламент посадилна престол короля. Основные условия, при которых аристократы соглашалисьреставрировать королевскую власть, были сформулированы в 1660 г. в Бредскойдекларации. В соответствии с ней все земля, экспроприированные во времягражданской войны и после неё у короны, феодальной реакцией и церкви, должныбыли остаться в руках новых владельцев. Кроме того, декларации обеспечивалапрекращение преследований инаковерующих.
Чтокасается нового короля, Карла II, то он провел в изгнании много лет, многовидел и много испытал; но бедствия, которые он перенес, ничему его не научили.Карл был красивый, молодой, способный и неглупый человек, но страшнолегкомысленный и ленивый, беспечный и безнравственный. Он всю жизнь проводил вудовольствиях и развлечениях, никогда не чувствовал угрызений совести.
— «Яне могу думать, — говорил он, — что Бог осудил человека на вечное страдание зато, что он немного повеселится в этом мире»[2]
Корольне верил в человеческую добродетель и относился ко всем людям с презрением. Насвою власть король смотрел так же, как его отец и дед.
Он недумал, что его власть от Бога, но много раз говорил:
— «Яне буду чувствовать себя королем до тех пор, пока Парламент будет заниматьсямоими делами, выискивать ошибки в моих счетах и наблюдать за моими министрами.
Ябуду королем только по имени, пока подданные будут мне противоречить ипризывать к суду моих министров».
Изэтих слов ясно видно, что король желал управлять самовластно и без Парламента.Карл стремился к этому все свое царствование, но он был благоразумен, умелждать и умел, где нужно, уступить. Карл II был вполне уверен, что его отецпогиб потому, что не имел постоянной армии, и он мечтал иметь эту постояннуюармию; однако ему было очень трудно, почти невозможно, исполнить свое желание:английский народ ненавидел постоянную армию, от которой он столько пострадал.
Карлпрекрасно понимал, что с несколькими тысячами солдат нельзя и думать о том,чтобы уничтожить Парламент и поработить англичан. Потому он искал помощи извне.В это время самым могущественным государством в Европе была Франция. Ее король– Людовик XIV – был самодержавным государем у себя дома, ярым католиком, врагомпротестантов и их гонителем. С этим-то королем Карл заключил тайный договор.
Поэтому договору Карл обязался помогать Людовику в его войнах с Голландией иИспанией; кроме того, он обещал ввести в Англии католическую веру и объявитьсамого себя католиком; французский же король обязался, взамен того, даватьКарлу ежегодно много денег и помогать ему против его свободолюбивых подданных.Это был неслыханный позорный договор. Король заключал договор с иностраннымгосударем, врагом Англии, против своих же мирных подданных, которые были емуверны и преданны, и сами призвали его на престол, король поступил на жалованиек иностранному государю![3]
КарлII не смог ввести католическую веру в Англии, но он издал « указ оверотерпимости». Этот указ отменял все суровые законы против католиков ипуритан, которые были изданы Парламентом. Скоро англичане поняли, что зачеловек был их король, которого они сами призвали в Англию. Радость быстропрошла, её сменили опасения и беспокойства. Тогда в стране и в парламентеобразовалась партия, которая стала называть себя «отечественной партией»; членыэтой «отечественной партии» вступили в борьбу с королем. При Карле II уже неприходилось защищать право Парламента назначать налоги; после революции этоправо окончательно было признано за Парламентом. Карл II и его ближайшиесоветники помнили, какая неудача постигла «корабельную подать», помнили они излую судьбу Карла I; они боялись назначить незаконные налоги; при Карле II небыло ни незаконных пошлин, ни добровольных даяний, ни принудительных займов. Нобывало так, что король просил у Парламента деньги на одно, а тратил их совсемна другое. Так, например, Карл II просил у Парламента денег, чтобы помочьГолландии в войнах с Францией; Парламент очень охотно отпустил для этогоденьги; но едва король получил деньги, как стал помогать Франции, а неГолландии. Кроме того, Карл бессовестно тратил деньги на развлечения, наподарки своим любимцам и на безумные пиршества.
Парламентстал думать о том, как заставить короля не тратить безумно деньги, а тратить ихцелесообразно. Другого средства не было, как восстановить старинное правоПарламента, право наблюдать за тем, куда и как тратятся эти деньги. Парламентприобрел себе это право ещё до Тюдоров; но после войны Алой и Белой розы правоэто было позабыто; при Карле II он вновь восстановил это право; Парламент сталдавать деньги, и при этом указывать, на что именно деньги даются; к биллюприбавлялось: «из сумм, собранных в силу настоящего закона, не должнопроизводиться никаких выдач, иначе, как на основании предписания, в которомбыло указано, что выдача производится для указанной цели». И Палата Общинвсегда проверяла действительно ли деньги пошли на то, на что даны[4].
Когдакороль издал указ о веротерпимости, «отечественная партия» подняла в Парламентвопрос о том, что король не имел права издавать этого указа.
— «Никакие законы не могут быть уничтожены без согласия обеих палат Парламента».Если бы король мог своими указами уничтожить законы, которые изданыПарламентом, то право Парламента издавать законы было бы ничтожно; Парламентиздаст закон, король согласится, чтобы не спорить и не ссориться с Парламентом,а потом уничтожит такой закон указом. Для чего же было его издавать, и какаяпольза была бы народу оттого, что законы издает Парламент, а не король, есликороль всегда их может отменить?» Сторонники короля на это возражали:
— «Королю принадлежит право миловать осужденных преступников; этого права никтоне отрицает, а, следовательно, король может некоторым лицам или известномуразряду лиц разрешить не исполнять некоторые законы»[5].
В Парламенте«отечественная партия» имела перевес, и он твердо стоял на своем и настойчивозаявлял, что указ о веротерпимости незаконен. Парламент требовал, чтобы корольотменил его, и, в ожидании отмены, не давал королю денег. А деньги были оченьнужны Карлу, так что он, наконец, уступил и согласился отменить указ.
Парламентэтим не удовольствовался. Он ещё издал «закон о присяге». По этому законувсякий, кто хотел занять какую бы то ни было должность, как и всякий членПарламента, должен был сперва присягнуть в том, что он признает короля главойангликанской церкви, и должен был доставить свидетельство в том, что онпричащался по обрядам англиканской церкви. После того, как этот закон былпринят, много гражданских и военных чиновников вышли в отставку. Это воочиюпоказало англичанам, сколько католиков было в армии и среди чиновников[6].
«Отечественнаяпартия» заботилась также о будущем. У Карла не было детей, и наследником егосчитался его брат Яков, герцог Йоркский. Яков был католик и ярый приверженецкатолической церкви.
«Отечественнаяпартия» стала говорить в Парламенте, что Яков, как католик, не можетнаследовать английский престол. Вопрос этот поднял страшную бурю в Парламенте.Ещё не было примера в Англии, чтобы король был лишен престола за свою веру;напротив того, были обратные примеры: Мария была католичка и, тем не менее,взошла на престол, как законная наследница, хотя в то время в Англии была ужепротестантская вера. Вся Палата Общин резко разделилась на две партии; однапартия стояла за то, что следует лишить Якова престола, как католика, и чтокатолик не может царствовать в протестантской стране; другие же приходили вужас, когда им говорили об этом. Они защищали королевские права и говорили:«ничто в мире не может нарушить наследственности королевской власти». ВПарламенте велись жаркие споры по этому поводу.
«Исключители», т.е. те,кто хотел исключить Якова из числа наследников, называли защитников королевскихправ «тори».
«Тори»- это ирландское слово; так в Ирландииназывали католиков, которые становились разбойниками, чтобы мстить своим врагам– протестантам, которые их гнали и мучили. Этим прозвищем «исключители» хотелипоказать что их противники, словно ирландцы, стоят за католика-наследника. Ссвоей стороны «тори» звали «исключителей» «вигами». Вигами в Шотландииназывались разбойничьи шайки пресвитериан. «Тори» этим прозвищем хотелипоказать, что будто бы «исключители» на дне души скрывают тайную вражду кангликанской церкви.
Сэтого времени слова «тори» и «виги» вошли в обиход; приверженцев королевскойвласти, защитников ненарушимости королевских прав и существующего порядка илигосударственного устройства, стали называть «тори», а приверженцев реформ, хотябы при этом и нарушались королевские права, называли «вигами». Эти новыеназвания «тори» и «виги» заменили прежние названия «кавалеров» и«круглоголовых»[7].
Билльоб исключении прошел в Палате Общин, но Палата Лордов его отвергла. Яковостался наследником престола. После того правительство стало преследовать«вигов». У городов, которые поддерживали «вигов», были отняты их старинныехартии, отнята была хартия и у Лондона.
Такимспособом, в вопросе о престолонаследии «виги» своего не добились; но им удалосьпровести один очень важный закон, который называется «Хабеас корпус акт». Впереводе на русский язык это значит: «да имей тело». «Хабеас корпус» англичаненазывают своей «третьей великой хартией». Этот закон действует в Англии и внастоящее время, и англичане им очень дорожат.
Ещё в«Великой хартии» сказано: «Ни один свободный человек не должен быть схвачен,посажен в тюрьму, лишен имущества, поставлен вне закона, изгнан или ещёкак-нибудь наказан, иначе как по законному приговору или по законам страны»…
ПриСтюартах особенно часты были случаи внезапных, неожиданных, несправедливых ипродолжительных арестов. Парламент давно уже думал о том, как сделать так,чтобы невинные люди не попадали в тюрьмы и не томились там напрасно целые годы.Сделать это было очень трудно. Надо было устроить так, чтобы невинный человек,если случится ему, по несчастному случаю или неправильному подозрению, попастьв тюрьму, мог как можно скорее доказать свою невинность и освободиться. Дляэтого и был издан закон об указе «Хабеас корпус».
Вотобразец указа «Хабеас корпус» в том виде, как он писался в то время: «Карл,Божьей Милостью Король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии иЗащитник веры. Смотрителю нашей тюрьмы в такой-то местности и шерифу такого-тографства. Повелеваем Вам, чтобы Вы тело такого-то, задержанного, как говорят,под Вашей стражей в нашей тюрьме, представили на суд наш перед лицом нашим вВестминстер такого-то числа, а вместе с тем сообщили о дне и причине егозадержания, под каким бы именем он ни был известен и обозначен, дабы он могбыть подвергнут всему, что постановит наш суд»[8].
Тюремныеначальники обязаны представить заключенного суду. А суд может немедленноосвободить заключенного, если найдет, что он заключен незаконно, и если нетпротив него достаточных улик.
Встатье «Хабеас корпус» говорится: «Если какое-либо лицо доставит судебныйприказ, адресованный какому-либо шерифу, тюремщику, исполнителю … в отношениикакого-либо человека, находящегося под его охраной, то выше названый судебныйприказ должен быть выполнен указанным чиновником, либо арестованный должен бытьоставлен в тюремной крепости или тюрьме вместе с любым из указанных вышечиновников с тем, чтобы они в течение трех дней после получения судебного извещенияоб этом приказе и под охраной … должен был доставить тело лица арестованногоили заключенного в тюрьму к лорду-канцлеру, или к лорду-хранителю большойпечати, или судьям … и должен затем удостоверить истинные причины егозадержания …»[9].
Получивприказ, шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставитьзаключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копиипредписания об аресте и выяснения мотивов задержания суд мог освободитьарестованного.
Еслиже суд найдет, что заключенного можно подозревать в преступлении, то он велитего представить на суд в ближайший срок, а если арестованный обвинялся внетяжком преступлении, то суд может его выпустить на поруки (под залог).
Проситьсуд о том, чтобы он выдал указ «Хабеас корпус», может и сам заключенный и егородные, и друзья, и даже любой человек, который думает, что заключенный засаженнесправедливо, и суд обязан выдать этот указ.
Чтобыдобиться закона об указе «Хабеас корпус», «отечественной партии» понадобилосьбольше 10 лет. Несколько раз билль о «Хабеас корпус» вносился в Парламент и всевремя проваливался; но, наконец, в 1679 году он был принят и Палатой Общин, иПалатой Лордов. Законом об указе «Хабеас корпус» англичане достигли того, чтоневинный и незаконно захваченный человек, мог быть скоро освобожден из тюрьмы.Но этого было мало. Надо было ещё сделать так, чтобы правители осторожно арестовывалилюдей, чтобы не хватали людей зря и не засаживали в темницы, хотя бы и ненадолго.Англичане сумели придумать средства для этого.
Еслисудья признает, что заключенный посажен в темницу незаконно, и прикажет егонемедленно выпустить, то невинно пострадавший может подать жалобу на всех техлиц, по вине которых он пострадал, т.е. на то лицо, которое подписало приказ оего аресте, будь то министр, шериф графства или член Тайного Совета; наполицейских, которые его арестовали, на тюремщика, который его держал в тюрьме.Суд примет жалобу и разберет дело по закону. Ни один виновный не ускользнет отнаказания, и никто не может оправдываться тем, что исполнять приказанияначальника, так как в Англии всякий чиновник, от самого старшего до самогонизшего, отвечает за свои поступки. Если он получил незаконное предписание, тообязан его не исполнять, а уже если исполнил, то сам за него и отвечает.
Законпредусматривал ответственность должностных лиц за неисполнение его предписания:высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.
Еслиневинно пострадавший не хочет наказывать своих обидчиков, он мог требовать,чтобы его вознаградили за те убытки, которые ему доставил его несправедливыйарест. Если он человек торговый, его торговые дела могли пострадать; если онслужащий – он мог потерять свое место; если он рабочий, он за это время ничегоне зарабатывал, его семья голодала. От того, что его обидчики будут наказаныему могло не быть никакой пользы. Ему гораздо важней было бы, если бы еговознаградили за убытки[10]. Вместо того, чтобыподать жалобу на своих обидчиков, невинно пострадавший может подать в судпросьбу о том, чтобы его обидчики вознаградили его за те убытки, которые ониз-за них понес. Суд примет эту жалобу, разберет её, и присудит уплатитьстолько, сколько найдет нужным.
Разправители знают, что они сами могут пострадать за всякий незаконный инесправедливый арест, они будут опасаться арестовывать невинных людей. Онирешатся только тогда арестовать человека, если против него есть достаточныеулики.
Лицо,освобожденное по приказу, нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать досуда за тоже преступление. Запрещалось также переводить задержанного из однойтюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владенийАнглии.
Такимобразом постарались англичане оградить свободу и выгоду каждого человека,защитить обывателя от произвола людей, в руках которых находится власть.
Вместес тем нельзя не признать и ограниченность этого закона: процедура проверкизаконности ареста не применялась в случае государственной измены и тяжкогоуголовного преступления, Парламент мог в исключительных случаях либоприостановить действие акта, либо снять с должностных лиц ответственность заего нарушение, залог могли внести лишь имущие лица, т.к. он обычно был велик.Но положительное значение закона очевидно.
Он на будущие векаобеспечил гарантии против неправосудных арестов и способствовал впоследствииобоснованию ряда демократических принципов, вошедших в мировую практику:гарантии неприкосновенности личности, принцип скорого справедливого правосудия,соблюдения законности при задержании.
Важнобыло то обстоятельство, что за два десятилетия, время Гражданской войны иреспублики Кромвеля сильно изменилась природа английского общества, котороепочувствовало дух свободы и в то же самое время стало испытывать ностальгию помонархическому прошлому.
Возможноименно в этот момент в английском обществе сформировались представления ипредпосылки идеала или золотой середины в равномерном распределении власти встране между королем и Парламентом, которые по прошествии ещё трех десятилетийна столетия легли в основу Британского конституционного устройства.
2. «Славная революция»
 
Новый король Яков II (1633-1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «Славную революцию». В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650-16702). С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.
Причины смещения Якова II– в его политике. Только что сделавшись королем, он стал изгонять вигов-судей,лишать города их старинного самоуправления, готовил реставрацию католицизма.
Кандидатура Вильгельмабыла приемлема как ввиду того, что он был протестантом, политическим деятелем,воспитанным в духе конституционного правления, близок интересам иземлевладения, и промышленности, так и потому, что он был в родстве санглийским домом (муж Марии, дочери Якова).
Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии.
Коронация Вильгельма произошла в 1689 году. И тогда же им был подписан акт, который сделался юридической основой английской конституционной монархии. Этот акт был одновременно с тем договором между королем и английскими правящими классами. Известен он под названием «Билля о правах». Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных Яковом II.
А его основные положениясостоят в следующем:
а) всякий закон и всякийналог исходят только от парламента;
б) никто, кромепарламента, не может освобождать из-под действия закона, отменять закон илиприостанавливать его;
в) узаконяется свободапрений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созывпалат;
г) парламент определяетсостав и численность армии на каждый данный год и выделяет для этого средства.
Далее указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборов в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможно лишь с согласия парламента.
Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается.
Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства.
Запрещается требовать чрезмерных залогов, штрафов, не применять наказания, не предусмотренные законом.
Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти.
В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии – Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в этом законе занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента.
Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.
Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было «угодно королю». В соответствии с Актом они выполняют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя хорошо». Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.
Таким образом, можно сказать, что английская конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит ее недостаточно последовательно.
Итак, к началу XVIII в. в Англии были приняты три важных конституционных закона (Хабеас корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции. Особенность ее заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важную часть английской конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской конституции в XVIII в. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.
ПринципыБилля о правах были очень важны, но они требовали дальнейшего развития. Вспецифически английских традициях это развитие совершалось двояким путем:законами и прецедентами. Под последними понимаются в данном случае неписаные,но общепринятые соглашения, поступки и поведение, которым придали значениеобычая, а также старинные правила разного рода, возникшие на парламентской илиправительственной почве.
Среди законов,дополнивших Билль о правах 1689 года, отметим «Трехгодичный акт» 1694 года,установивший трехлетний срок полномочий парламента;
Периодичность(регулярность) созыва парламента определилась тем, что согласно Биллю о правахбюджет должен был утверждаться ежегодно.
Под контрассигнатуройпонималось правило, согласно которому всякий акт короля требовал для своейдействительности второй подписи. Она должна была принадлежать либо первомуминистру правительства, либо тому министру, к ведению которого данный актотносился.
В 1711 году правилоконтрассигнатуры было дополнено. Устанавливался принцип неответственностимонарха, выраженный формулой «король не может делать зла».
Практическая цель, достигаемаяконтрассигнатурой, состоит в ограничении короны: король неответствен, номинистр может быть предан суду.
Ответственность министровперед парламентом оказалась бы фикцией, если бы за королем оставалось еготрадиционное право помилования. Поэтому тем же актом 1701 года помилованиеминистров, осужденных нижней палатой, было запрещено.
Первый примерминистерской ответственности был подан еще в правление Карла II. Палата общинобвинила лорда Денби, королевского фаворита, в продаже г. Калэ Франции, в потворствепапизму, в растрате денег, а также в том, что он давал вредные советы королю.Денби должен был уйти в отставку.
Не имея возможностиобойти своих министров, а тем более парламент, король сохранял за собой правоveto на законы последнего. Он мог не согласиться с действиями своих министров.Но и это сделалось такой же «важной жизненной фикцией», как и неответственностькороны. В последний раз право вето было использовано королевой Анной в 1707году для отклонения билля о шотландской милиции. С тех пор право вето больше неприменяется. Правительства стремятся предварительно согласовывать с королями(королевами) всякий важный законопроект.
Наследовавший послебездетной королевы Анны, Георг I,приехав из небольшого германского княжества, так и не научился говоритьпо-английски. Изъяснение на плохой латыни мало помогало, и потому он счел залучшее не являться на заседания министров.
Возникающие из этогоудобства были тотчас оценены: прецедент, сохраняющий силу до настоящего дня,рекомендует королю воздерживаться от посещения заседаний кабинета министров.
По словам известногоанглийского политического деятеля прошлого столетия Гладстона, английскийминистр почтительно докладывает королю о своих планах, выслушивает критику, номожет «не придавать королевскому совету решающего влияния».
Важные следствия имелпринцип несменяемости судей. Его первоначальной целью было ограничениекоролевского произвола. Устанавливалось, что смещение судьи может иметь местоне иначе как по постановлению обеих палат парламента.
3. Становлениеанглийской конституционной монархии в Англии в первой половине XVIII века изаконодательное закрепление «Славной революции»
Восемнадцатое столетиебыло временем дальнейшего формирования английской конституционной монархии.
Процесс этотподталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция,выдвинувшая Англию в число первых промышленных стран мира.
Неслыханным образомразвилась мануфактура, чтобы затем уступить место крупной промышленности,паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают в связи с этим целые классынаселения, вместо них появляются новые классы с новыми условиями существования,с новыми потребностями. Это и более могущественная буржуазия, появившаяся насвет с промышленным переворотом, и, конечно, пролетариат, это и английскоекрестьянство.
Дополнением когораживанию явилась покупка земли у пролетаризирующегося земледельца, уэмигрирующих в Америку крестьян и т.п. Типичной формой сельскохозяйственногопредприятия становится ферма, принадлежащая кулаку — арендатору господской земли. Ееобрабатывает сельскохозяйственный рабочий — батрак.
В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Как и прежде, парламент Англии – двухпалатный. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.
Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стремились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали имущественный ценз вообще, а тори – ценз земельный.
В 1710 г. был издан закон, установивший, что избранным в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах.
Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократии были так называемые карманные и гнилые местечки, посылавшие своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века. По той или иной причине население этих местечек стало немногочисленным, и они попадали в полную зависимость от местных аристократов, которые и решали, кто будет заседать в парламенте.
Политическое господство аристократии обеспечивалось также подкупом избирателей и членов нижней палаты нижней палаты, например, путем предоставления последним должностей. Акт об устроении 1701 г. запретил совмещение членства в нижней палате с занятием государственной должности. Однако актом 1706 г. было установлено, что член нижней палаты, получивший назначение на государственную должность, должен быть переизбран, если хотел оставаться в парламенте.
Итак, нижняя палата по своему социальному составу мало чем отличалась от верхней, что обуславливало господство аристократии в парламенте. Но английская аристократия не была замкнутым сословием – ее ряды пополнялись за счет разбогатевших промышленников, торговцев; она умела представлять не только свои интересы, но и интересы буржуазии, благодаря чему сохранялось руководящее положение аристократии.
Столь определенный социальный состав парламента обеспечивал возможность расширения его полномочий: господствующие классы не боялись вручить ему всю полноту власти.
С 1707 г. королевская власть перестал пользоваться правом вето, тем самым передавая парламенту всю полноту законодательной власти.
В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий членов нижней палаты с трех до семи лет и обеспечивающий, таким образом, известную независимость парламента от избирателей. Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения, подвергались преследованию.
Втечение XVIII в. кабинет министров Великобритании становится обособленным откороля высшим органом управления государственными делами, состоящим из основныхдолжностных лиц государства – лидеров партии большинства в парламенте иколлективно ответственным перед палатой общин.
В течение того же XVIIIвека получает свое развитие принцип «ответственного правительства».
Происходило это следующимобразом. Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, составкоторого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену советапоручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого родаминистров составляла кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией.
Но жизнь всегда вышедоктрин. Юридически кабинета министров не существовало, а на деле он не толькодействовал, но и укреплялся.
Происхождение его все жесказывалось. Кабинет существовал, но невидимо. Его заседания были строгосекретными. Долгое время он не имел даже определенного помещения для своихзаседаний, и только в последние годы XIX века им сделался дом на Даунинг-стрит.Считалось даже, что это не заседания, а «случайные совещания между некоторымичленами Тайного совета».
Премьеры пользовалисьвсем этим для того, чтобы не связывать себя мнением «младших» министров илитех, кто не разделял данной политики. В таких случаях на заседания приглашалисьне все министры, а только некоторые.
С помощью парламентакабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля. Но почти тотчасобнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ниодно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердитьбюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно неимеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Первый пример подалвсесильный глава вигского кабинета Уолпол — «финансовый гений», как о нем говорит историк Мортон, — когда в 1742 г., потеряв довериепалаты общин, Уолпол подал в отставку.
Парламент уже неограничивается законодательством. Он берет на себя контроль за исполнительнойвластью, вторгаясь в прерогативы короны.
Таким образом возникает«ответственное правительство» — правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае — перед его нижней палатой).
Мы сознательно умалчивалидо сих пор об английском избирательном праве, средневековом по своемупроисхождению, отмененном при Кромвеле и вновь восстановленном при реставрацииСтюартов.
Напрасно представлятьсебе старую Англию разбитой на избирательные округа, периодически призывающиесяк голосованию. Ничего подобного не было.
Основную массу депутатовнижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки — местечки, в разное время и по разнымпричинам получившие соответствующую привилегию. Одни из этих местечек числились«гнилыми» — это былистарые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколькодесятков жителей, от силы — несколько сотен. Множество местечек относилось к разряду «карманных»:собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосованиебыло открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать,и наказывали выселением за непослушание.
Считалось, пишетфранцузский историк Сеньобос, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены.
«В графстве Бьюте, — пишет Сеньобос, — (14 тыс. душ — 21 избиратель) рассказывали историювыборов, на которые явился всего один избиратель; он образовал собрание,вызывал, отвечал от своего имени и выбрал себя председателем, говорил в пользусвоего избрания депутатом, поставил свою кандидатуру на голосование и объявилсебя избранным единогласно».
Узким и замкнутым былкруг избирателей. В некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек.В других избирательное право принадлежало мэру и его советникам.
В среднем, писалдореволюционный русский государствовед Градовский, на одно местечко приходилось12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением(конец XVIII в.) посылал четырех депутатов; в то же время графство Корнуэлле,на территории которого проживает 165 тыс. жителей, посылало 44 депутата.
В «карманных» местечках,по подсчетам, приводимым Градовским, 87 пэров назначали 218 депутатов.
Легко понять, когоустраивала эта система. Чтобы сохранить ее в неприкосновенности, право короляраздавать хартии на право представительства в парламенте было приостановлено.Круг замкнулся.
А между тем в Англиивыросли новые города. Их породила промышленная революция ХVШ века. Города эти сделалисьсредоточием буржуазии. Здесь именно она, а не земельная аристократия, могла быкомандовать выборами и формировать угодный парламент. Но именно города либововсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак несоответствовало численности населения. Компромисс 1689 года, приведший на тронВильгельма Оранского, не соответствовал уже соотношению сил его участников.Изменился и характер самих этих участников: английская буржуазия 1830-х годовсильно отличалась от буржуазии предыдущего столетия: финансовая аристократиястала оттесняться на задний план промышленной буржуазией. «Сохранениеполитической власти все еще в руках аристократии… стало несовместимым сновыми экономическими интересами».
Естественным следствиемэтого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия непокушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной.
В борьбе за реформубуржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадутдешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе.
Имелось в виду отменитьпресловутые хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы,чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по достаточно высокойцене.
Хлебные законы углублялинищету рабочих, но в то же время они раздражали буржуазию, вынужденную, как ейпредставлялось, «переплачивать» на заработной плате, чтобы рабочий не умер сголода раньше срока.
В 1816 году близ Лондонасостоялась массовая манифестация в пользу реформы. Изданная в связи с этимпрокламация гласила: «4 миллиона людей в нужде, 4 миллиона в нищете,полмиллиона в полунищете, полмиллиона в блестящей роскоши».
Правительство всемисредствами сопротивлялось реформе, не останавливаясь перед кавалерийскимиатаками против демонстраций. Палата лордов отклоняла билли, уже принятые палатойобщин.
Следуя извечной тактикеправящих классов, регент Англии характеризовал английскую избирательную системукак самую совершенную из всех возможных. Глава правительства герцог Веллингтонвозражал против реформы с помощью пошлых аргументов насчет «человеческойприроды, не способной достигнуть совершенства», и т.п.
Борьба за реформусоздавала благоприятные условия для возникновения разного рода рабочих союзов,и они действительно возникали. Они требовали реформы, но всякий разумныйнаблюдатель мог заметить, что на этом дело не кончится.
Желая покончить ссопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изыматьвклады из банков.
Перед двойной угрозой — рабочих союзов и финансовогобанкротства — лорды сдались.Билль о реформе, предложенный правительством вигов, стал законом. Это событие,которому отводят так много места в политической истории Англии, произошло в1832 году.
Реформа 1832 года, как ивсе английские реформы, не может быть названа радикальной, о чемсвидетельствуют ее главные установления:
а) более 50 местечек — из тех, что «гнилые», — были вовсе лишены представительствав парламенте;
б) еще 30 местечек должныбыли удовольствоваться сокращением числа депутатов;
в) освободившиеся 143места были отданы: 66 — новым городам, 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэллсу;
г) старинныйизбирательный ценз — 40шиллингов — был отменен.
В средние века, когда онбыл установлен, исходили из того, что именно такая сумма требовалась насодержание и экипировку солдата. В XIX веке все это выглядело по-другому.
Городским избирателемделался тот, кто имел в собственности дом, приносящий не менее 10 фунтовстерлингов в год. Наниматель дома делался избирателем в том случае, еслиарендная плата достигала 10 фунтов стерлингов в год, то есть равнялась годовомудоходу арендатора средней руки;
д) избирательным правомнаделялись земельные собственники и долгосрочные арендаторы с доходом 10 фунтовстерлингов в год и краткосрочные — с доходом в 50 фунтов стерлингов.
Таким образом, править Англиейуполномочивался собственник. Число избирателей составило 376 тыс. человек(вместо прежних 247 тыс.). Правом голоса была наделена 1/32 часть населения(376 тыс. на 12 миллионов!).
Реформа сделаланеобходимой борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала. Обе партии — и тори и виги — быстро это поняли. Они поспешилиотбросить свои прежние клички и обзавестись «приличными» названиями. Торисделались «консерваторами», виги — «либералами». Названия и на этот раз пришли из-за границы.Они возникли в Испании.
Назвав себя стольнеобыкновенно (по нашим нынешним понятиям), тори как бы говорили: «Мы незарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось какпрежде». Виги, наоборот, заявили претензию стать руководителями прогресса.
Современник событий ивнимательный наблюдатель, Генрих Гейне писал: «Привычное представление сводитсяк тому, что партия тори склоняется целиком на сторону трона… партия же вигов…склоняется более в сторону народа. Однако такого рода определения расплывчаты иими пользуются главным образом в книгах. На эти наименования следует смотретькак на названия группировок. Они обозначают людей, которые в известных спорныхвопросах держатся вместе…
О принципах нет вовсеречи; единодушие существует не по поводу определенных идей, но по поводуопределенных мероприятий в области государственного управления».
 

Заключение
Английская историографиявсячески восхваляет переворот 1688 года, произведенный «без пролития крови».При этом нередко доходят до утверждений, что английская революция была вообщене нужна: Англия и без нее, хотя и несколько по-другому (гуманнее!) пришла бы ктому же, к чему она пришла в 1688 году. Вопрос спорный. Мы полагаем, однако,что без 1649 года, без действительно «великого бунта» эпизод 1689 года и весьтот строй, который стал его результатом, не могли бы иметь места.
Свержение Якова иприглашение Вильгельма было делом обеих партий: как ториев, так и вигов. Сговорэтот имел далеко идущие последствия. Компромисс между феодальным дворянством ибуржуазией, несмотря на все разногласия между ними, сохраняется в течение XVIIIи XIX столетий, следы его с очевидностью обнаруживаются и в политическойистории Англии XX столетия.
В основе этогокомпромисса лежало следующее: а) буржуазия соглашается на то, чтобы дворянствубыли оставлены все основные доходные места («теплые местечки») вгосударственном аппарате;
б) дворяне-землевладельцыобязуются, что в своей политике они будут руководствоваться не толькособственными интересами, но и интересами буржуазии. И она действительнозаставляет своих противников издавать законы почти только в ее интересах и всоответствии с ее потребностями.
В этом союзе, справедливоподчеркивает Маркс, – прочность английской монархии после 1688 года.
Но раз дворянствосохранило господствующее положение в государственном аппарате и значительнуючасть своих прежних земель, значит, английская буржуазная революция не быладоведена до конца.
Причину этого следуетвидеть в специфических особенностях самой революции. Во Франции буржуазия всвоей борьбе с королем, дворянством и господствующей церковью объединилась снародом. Французская революция приобрела от этого радикальный характер. Ванглийской же революции буржуазия соединилась не с народом, а с новымдворянством. И в этом все дело.
Что же касается народа, то разоряемое всем ходомэкономического развития крестьянство как класс, объединяемый общим отношением ксредствам производства, исчезает в Англии. Его место занимают арендаторы, с однойстороны, и сельскохозяйственные рабочие (батраки) — с другой.
Таким образом, скажем мы,английский государственный строй после буржуазной революции являлся не чем иным,как компромиссом между неофициально, но фактически господствующей во всехрешающих сферах буржуазного общества буржуазией и официально правящей земельнойаристократией. Первоначально после «славной» революции 1688 г. в компромиссбыла включена только одна фракция буржуазии – финансовая аристократия.
Избирательная реформа1832 года в Англии, включила в указанный классовый компромисс и другую фракциюанглийской буржуазии – промышленную буржуазию. Соответственно с темзаконодательство Англии уже с 1832 года представляет собой, как мы увидим,серию уступок промышленной буржуазии.

Список литературы
 
1.  Р.Ю.Виппер.История Возрождения и Нового времени. М., 2004 г.
2.  БогдановВ.К. Западноевропейские войны. М. 1989 г.
3.  СеньобосШ. Политическая история современной Европы. Спб. 2003 г.
4.  МальковВ.П. История Англии. М., Прогресс. 1988 г.
5.  ДмитриевскийН. П. Законодательство Английской революции 1640-1660 гг.: М; Л; 1946 г.
6.  Конституциии законодательные акты буржуазных государств 17-19 вв.: М, 1957 г.
7.  Хрестоматияпо истории государства и права зарубежных стран. В двух томах под ред. Н. А.Крашенинниковой.: М, 2003 г.
8.  БыковаА. Ф. История Англии.: М, 1918 г.
9.  МортонА. А. История Англии.: М, 1950 г.
10.     ВипперР. Ю. История Нового Времени.: М, 2006 г.
11.     Всеобщаяистория государства и права / Под ред. К. И. Батырева.: М, 2005 г.
12.     ГнейстР. История государственных учреждений Англии.: М, 1885 г.
13.     ДайснА. В. Основы государственного права Англии.: М, 1907 г.
14.     АлексеевН. А. Палата Лордов Британского Парламента. От суда короля Эгберта до революцииПремьера Т. Блэра (825 – 2003 гг.): М, 2003 г.
15.     ЛевинаМ. И. История становления и развития парламентских процедур в Англии 17 – нач.19 вв.: М, 2000 г.
16.     ДюприеЛ. Государство и роль министров в Англии, 1906 г.
17.     БромхэдП. Эволюция британской конституции: М, 1978 г.
18.     ЭнсонВ. Английский Парламент, его конституционные законы и обычаи.: Спб, 1908 г.
19.     КрыловаН. С. Английское государство.: М, 1981 г.
20.     Фримэн.Развитие английской конституции с древнейших времен.: М, 1905 г.