История антропологии

План
1. Введение
2. Определение антропологии.
3. Разделы антропологии.
4. Методы исследований в антропологии.
5. История развития антропологии.
6. Используемая литература
Введение
Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышед­шей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойст­вах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об ин­дивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О строении человеческого тела в методическом описании”.
Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоре­нилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой. Та­кой двойственный смысл имеет, например, “антропология” в одном англий­ском сочинении, опубликованном анонимно в 1655 г. под заголовком “От­влеченная антропология или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и анатомических выводах”.
Французские энциклопедисты придавали термину “антропология” очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII — начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией пони­мают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и насто­ящем.
В советской науке принято строгое разделение терминов “антропология”, “этнография”, “археология”. Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией —отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-историчес­ких взаимоотношений. Антропология же изучает вариа­ции физического типа человека во времени и в пространстве.
Рассматривая последо­вательное развитие отдельных отраслей естествознания, Энгельс писал: “В конце прошлого века закладываются основы геологии, в новейшее вре­мя — так называемой (неудачно) антропологии, опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории”. Эта характеристика антропологии является приложением к конкретной науке общего взгляда Энгельса на классификацию наук. Он указывал, что каждая наука анализирует отдельную форму движения материи или ряд форм движения, связанных между собой и переходящих друг в друга. Поэтому классификация наук есть классификация или иерархия форм дви­жения. “Подобно тому как одна форма движений развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой”. Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхож­дение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осу­ществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии. Антропологии не может изучать человека с тех же позиций, с каких энтомология исследует насекомых, ор­нитология — птиц и т. п.
Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естествен­но-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого погранич­ного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смеж­ным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биоло­гическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского универси­тета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только “с антропологией естествознание не является ка­ким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто чело­веческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самыхвысоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его сущест­вования”.
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с яв­лениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием раз­личных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом гео­логическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует пони­мать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение —вне эпохи, а раздел антропогенеза — вне территории. Конеч­но, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения чело­века; точно так же для расоведения необходимо исследование истории воз­никновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедши­ми из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных об­ластей распространения людей в настоящем — с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления чело­века и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “меха­низмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распростра­нение рас человека на поверхности Земли.
Раздел морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” — часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропо­логии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбина­ций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антро­пология тем самым дает возможность организовать на вполне научной ос­нове массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.
Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела мор­фологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология чело­века.
Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфо­логией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщен­ный тип и дает суммарную характеристику “среднего” человека. Морфо­логия же сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.
В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших прима­тов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становле­ния человека современного типа.
Раздел антропогенеза включает: 1) приматоведение, т. е. изучение со­временных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2) эволюционную анатомию человека, 3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являют­ся: из наук естественно-исторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психоло­гия.
Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю форми­рования рас, причины расообразования и закономерности изменений расо­вых типов.
В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасает­ся расоведение, следует назвать из круга биологических наук — генетику и биометрию, а из наук социально-исторических — археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и исто­рию.
Термины “расоведение” и “этническая антропология” нередко упот­ребляются как равнозначные. Строго говоря, этническая антропология — только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза.
Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные пробле­ме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением — с другой.
В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость ко­личественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаружива­ют непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний раз­меров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний дру­гой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, кото­рый служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа.
В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или “качественной” характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разрабо­таны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” призна­ков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде му­ляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропо­логических методов были заложены работами известного французского ант­рополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигмен­тации и т. д.
Значительное усовершенствование и расширение эта методика получи­ла в трудах Рудольфа Мартина (1864—1925). Его трехтомное руководство “Учебник антро­пологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифро­вых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков.
Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификация­ми получила самое широкое признание и применение, равно как и различ­ный усовершенствованный им основной антропометрический инструмен­тарий.
Для определения роста и пропорций тела применяется металличес­кий штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.
При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует зна­чительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления че­репов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные цир­кули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.
Для получения надежных результатов при антропологических исследо­ваниях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важней­шее из них — строгое следование установленным приемам измерений и при­нятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от опреде­ления той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.
Казалось бы, что определение такого простого по технике измерения признака, как длина тела, не требует особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в зависимости от того, производилось ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной позе или непринужденно и от других причин.
При определении пигментации следует считаться с условиями освеще­ния. Следует учитывать возрастные изменения, отмечать патологические на­рушения и т. д.
В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз­ведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; спе­циальные приемы антропологического фотографирования; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи, приготовление мазков крови и ряд других методов.
Все эти приемы антропологических исследований составляют предмет специального курса антропологии — антропометрии. Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе ве­личина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д.
Основываясь на философии диалектического и исторического материализма, антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. “Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, — писал Ф. Энгельс К. Марксу 14 июля 1858 г., — начинаешь испытывать величайшее презрение к идеа­листическому возвеличению человека над всем прочим зверьем. На каждом шагу натыкаешься на полнейшее совпадение строения человека со строением остальных млекопитающих; в основных чертах это совпадение замечается у всех позвоночных и даже — в более скрытой форме — у насеко­мых, ракообразных, червей и т. д.”. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает и механистическое отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био­логических закономерностей в человеческое общество.
Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попыт­ки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возраст­ные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы фор­мирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономиче­ской формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” чело­века, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В тво­рениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из перво­основы бытия — беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о воз­никновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). Антич­ные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для че­ловека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436— 338 гг. до н. э.).
Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические обобщения. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органиче­ском мире. Анатомирование животных и изучение заболеваний человека со­действовали росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов че­ловеческого тела под влиянием их функций.
Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.
Широко известно высокое искусство бальзамирования трупов в Древ­нем Египте. Оно, несомненно, требовало известных познаний в области строения человеческого тела. Реалистическая, поражающая своей портретностью, скульптура Древнего Египта также несомненно предполагает доста­точное знакомство с анатомией. То же следует сказать и о скульптуре древ­него Крита.
Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенны­ми, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариа­циях у человека (медицина), о человеческих расах (география).
Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древ­ности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построен­ное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, харак­терно для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика.
Большое значение для расширения географического кругозора в антич­ном мире имели путешествия Геродота (484—406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения — один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указы­вал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и сре­ди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что боль­шое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, — будины — “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свиде­тельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палео­антропологии и позволяют составить представление о распростране­нии некоторых антропологических типов до эпохи “переселения на­родов”.
Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О час­тях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закла­дывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рас­сматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их воз­никновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристоте­ля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволю­ционного учения.
Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы мес­та человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти множество глубоких мыслей о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных. Однако Аристотель разошелся с Анаксагором и Сократом в оценке роли руки человека. “ .Человек разумнейшее животное не потому, — писал Аристотель, — что имеет руки, но потому и имеет руки, что он разумнейшее существо, ибо разумнейший будет пользоваться хорошо очень многими инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент, а многие: она — как бы инструмент инструментов. Тому именно, что может воспринять наибольшее число искусств, природа дала руку, наиболее пригодный из инструментов”. В этом рассуждении очевидна телеологиче­ская сущность мировоззрения Аристотеля, объяснявшего наличие рук у че­ловека, исходя из той цели, которой служат руки у существа, наделенного разумом.
Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном про­исхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131—200 гг. ) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти’ четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочис­ленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.
Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Пе­редней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современ­ной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терми­нов.
Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. “Это был величайший прогрессивный пере­ворот, — писал Энгельс, — пережитый тогда человечеством, — эпоха, кото­рая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, стра­сти и характеру, по многосторонности и учености”1. Чтобы составить себе представление о том, с каким восторгом писали люди этой эпохи о челове­ческом теле, достаточно прочитать следующие строки замечательного скуль­птора и ювелира Бенвенуто Челлини: “Ты заставишь своего ученика срисо­вывать эти великолепные бедренные кости . Когда ты нарисуешь и хорошо закрепишь эти кости в твоей памяти, то начнешь рисовать ту, которая по­мещается между двух бедер; она прекрасна и называется sacrum . Затем ты будешь изучать спинной хребет, который называют позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из двадцати четырех костей, называе­мых позвонками . Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они великолепны”.
Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изу­чать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.
На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзо­тических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучитель­ное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522—1605), сде­лавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати.
Огромное значение для развития знаний о расах имели великие геогра­фические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254—1323), познакомившего европейцев с высо­кой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о насе­лении многих азиатских стран.
Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы, обогнувшего Африку с юга и проникшего в Индию морским путем (1497), и первое кругосвет­ное путешествие Магеллана (1521) дали основание для критики учения церк­ви о происхождении всех людей от Адама и Евы.
Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Так, спутник Магеллана Пигафетта (1598) писал, что на афри­канских берегах “водится множество обезьян, которые подражаниями че­ловеческим движениям доставляют великое удовольствие знатным особам”. Знания об африканских антропоморфных обезьянах в XVII в. накаплива­лись благодаря путешественникам (например, англичанин Пуркас — 1625) и анатомам (голландец Тульпиус—1641, англичанин Тайсон—1699). Возможно, что описанный Пуркасом “понго” — это горилла, а “энджеко” — шимпанзе. Объектами исследований Тульпиуса и Тайсона были шим­панзе.
Названные исследования послужили важным материалом для обосно­вания в дальнейшем идеи близости предков человека к животным. Эта идея получила свое развитие в борьбе материализма против идеализма у фран­цузских философов-материалистов XVIII в. (Дидро, Гельвеции, Ламеттри, Гольбах).
В атмосфере надвигавшейся революционной бури рождались идеи о все­общности закона изменения вещей, о развитии живой природы, об эволюции, но эти идеи были еще смутны и отрывочны, а нередко и внутренне противо­речивы. Фактический материал для создания подлинной теории эволюции был еще совершенно недостаточен.
Одновременно с высказываниями смелых догадок о происхождении чело­века от животных в XVIII в. строились классификационные схемы. Круп­нейший натуралист Карл Линней (1707—1778) выделил отряд приматов, в который он поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека. Ему же принадлежит и выделение вида Homo sapiens и его раз­деление на четыре расы.
Среди многочисленных путешествий наиболее крупное значение имели три плавания английского мореплавателя Джемса Кука, совершенные им с 1768 по 1779 г. в Тихом океане. В результате этих плаваний было опро­вергнуто чисто умозрительное убеждение, господствовавшее тогда в науке, в существовании огромного континента “Неведомой Южной земли” (в юж­ной части Тихого океана). Кроме того, было открыто восточное побережье Австралии, были впервые нанесены на карту такие большие острова, как Новая Зеландия, Новая Каледония и множество других большого и малого размеров. Были собраны сведения о природе островного мира Тихого океа­на, о внешнем облике и культуре его населения.
Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия. 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. осно­вывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. — антро­пологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позд­нее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких кругов общества к расовым различиям у человека характерно для эпохи империализма — эпохи окончательного территори­ального раздела мира между крупнейшими капиталистическими держава­ми и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Ко­лониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противо­речия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в фран­ко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский во­прос — все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека. В этот период прогрессивные общественные силы вступают в ожесточенную борьбу с аполо­гетами реакции, отстаивающими теорию неравенства рас. Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к живот­ным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабо­владельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демо­кратов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровер­жение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.
Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина “Происхождение человека и половой отбор” (1871) и “О вы­ражении эмоций у человека и животных” (1872). Они были подготовлены прежде всего идеями эволюционистов XVIII в., трудом Ламарка “Фило­софия зоологии” (1809), трудом самого Дарвина “Происхождение видов” (1859), рядом работ его сторонников — Гексли, Геккеля и др., а также ус­пехами археологии палеолита (Буше де Перт), четвертичной геологии (Ляйелль) и других отраслей знания. Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом — важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии.
Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во вре­мена Дарвина главным образом зоологами. Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас. В эти же годы усиленно разрабатываются вопросы методики антропометрии (Брока, Бэр, Велькер, Богданов), а позднее — приемы вариационно-ста­тистического исследования, позволяющие путем учета статистической досто­верности результатов устанавливать или отвергать различия между средними арифметическими сопоставляемых групп.
Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делает­ся неотъемлемой частью антропологической науки. Вместе с этим естествен­но рождался вопрос о взаимоотношении между расоведением, с одной сторо­ны, и учением о возникновении и развитии человека — с другой. Идеологи реакции перенесли закономерности естественного отбора в человече­ское общество. Так возникли тенденциозные, глубоко ошибочные направ­ления — “антропосоциология”, “социальный дарвинизм”, “расистская ев­геника” и другие лжетеории, призванные оправдать эксплуатацию и ист­ребление колониальных народов. Всем этим построениям противостоит подлинная наука и, прежде всего, огромная масса фактического материала, собранная учеными многих стран мира.
Из зарубежных исследований в области антропогенеза особенно широкую известность приобрели работы Абеля, Болька, Буля, Вейденрейха, Грегори, Дюбуа, Кенигсвальда, Кизса, Ле Гро, Кларка, Лики, Лота, Матейки, Мон­тегю, Пей Вэнь-чжуна, Серджи, Швальбе, А. Шульца; в области расове­дения — Биасутти, Боаса, Деникера, Джиуффриды Руджери, Заллера, Куна, Г. Шапиро; в обоих областях — Валлуа, Грдлички, Столыгво и мно­гих других.
Правильное методологическое разрешение проблемы антропогенеза, а вместе с тем и задача построения этнической антропологии в системе ант­ропологических дисциплин могли осуществиться только на основе диалек­тического и исторического материализма.
Большое внимание уделили вопросам антропологии К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах “Немецкая идеология”, “Диалектика природы”, в 1-м томе “Капитала”, “Анти-Дюринге”, “Происхождении семьи, частной соб­ственности и государства” и в особенности в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”.
Классики марксизма впервые показали глубокое принципиальное раз­личие между явлениями общественными и биологическими, обосновали недо­пустимость перенесения биологических закономерностей для объяснения исторических процессов и тем самым дали возможность правильно решать вопросы о факторах антропогенеза, о соотношении этнических и расовых делений и др.
Последовательное применение к проблемам антропологии идей марк­сизма-ленинизма стремятся проводить в своих работах советские антро­пологи. Советская антропология вместе с тем продолжает наиболее прогрес­сивные традиции русской дореволюционной антропологии, идущие от пере­довых представителей русской науки и общественной мысли 60-х годов.
Используемая литература
1. Рогинский, Левин. Основы антропологии.
2. Рогинский, Левин. Антропология.
3. Гинзбург. Элементы антропологии для медиков.
4. Хрисанфова. Перевозчиков. Антропология.