Второй сын Алиеноры Аквитанской и короля Англии Генриха II, будущий король Ричард Львиное Сердце, родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 г., но его истиной родиной была Южная Франция, родными языками – французский и провансальский. Он владел также латынью и итальянским, но английский – который, впрочем, был всего лишь разговорным языком – не владел вовсе. Ричард получил прекрасное образование, был тонким ценителем музыки и поэзии, неплохим поэтом, физически очень сильным, мастерски владевшим оружием, заядлым охотником, человеком редкого личного мужества, щедрости и благородства – и, одновременно с этим, – жестоким, даже свирепым, коварным, жадным до денег и добычи, безрассудным искателем приключений, невероятно заносчивым, славолюбивым и властолюбивым, – и все эти качества сочетались в одном человеке.
В 1169 г. Генрих II произвел раздел владений между сыновьями, в результате, которого Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.
В 1174 г. Ричард был обручен с дочерью Людовика VII Аэлис, которую доставили в Англию. Вскоре поползли слухи, что она стала любовницей Генриха II. Эти слухи дошли до континента в 1180 г., когда на французский престол взошел брат Аэлис, Филипп II. Наделенный незаурядным умом, он был гениальным политиком, который для блага французского государства не брезговал ни обманом, ни подлостью. Он начал плести интриги между Ричардом и его отцом. Ричард оказывался то ближайшим другом и соратником Филиппа, то его смертельным врагом.
После смерти Генриха II в 1189 г. Ричард стал королем Англии по праву престолонаследия.
В разгар всех этих событий в Европу пришли ошеломившие всех вести. Султан – правитель Египта – Саладин начал наступление на созданное крестоносцами в 1099 г. Иерусалимское королевство. Первой заботой Ричарда в те дни стал сбор средств для крестового похода. Он пустил на снаряжение войска всю государственную казну, тройной годовой доход, продавал места епископов и шерифов, за деньги отказывался от верховного сюзеренитета над Шотландией, посадил в тюрьму всех главных союзников отца и выпустил только за выкуп. «Я продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель», – говорил Ричард.
В июне 1190 г. Ричард, оставив во главе правительства Англии своего брата Иоанна Безземельного и Вильяма Лоншана, епископа Илийского, тронулся в путь через Францию и Италию. 23 сентября он прибыл на Сицилию, где в гавани Мессина его ждали флот и Филипп II Август со своим войском. Там же очень скоро начались разногласия между Ричардом и местным населением, а также между Ричардом и Филиппом II. В конце концов, Ричард отдал приказ штурмовать город. Мессина была взята, но Филипп, не принимавший участия в штурме, потребовал доли в добыче, как это обусловливалось предварительным соглашением. Там же, в Мессине, Ричард решил заключить брак с Беренгарией Наваррской. Филипп II вспомнил о правах своей сестры Аэлис, но Ричард пригрозил публичным расследованием ее отношений с покойным Генрихом II, и Филипп ограничился в своих притязаниях денежной суммой и возвратом ее приданого – графств Вексен и Жизор. Все это не способствовало теплым отношениям между монархами. Наконец оба они отплыли из Сицилии.
Пора было приступать к осаде крепости – гавани Акры, овладение которой открывало путь в глубь страны, к Иерусалиму. Однако на совете крестоносцев было принято решение не начинать штурма до прибытия Ричарда. Он же 5 мая 1191 г. прибыл на Кипр, которым правил Исаак Комнин, родственник византийской правящей династии, провозгласивший себя независимым правителем. Незадолго до появления там Ричарда у берегов острова разбилось несколько судов с крестоносцами; Исаак взял пилигримов в плен, а также захватил прибывший первым корабль из флотилии Ричарда, на котором находилась его жена Беренгария. Ричард потребовал освободить пленников, но натолкнулся на насмешливый отказ. Тогда он начал войну. Менее чем за месяц страна была завоевана, взята огромная добыча и основано Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489 г. Когда, покинутый всеми, Исаак Комнин сообщил Ричарду, что готов сдаться на его милость, если только король будет обращаться с ним, как со знатным пленником и «не наложит на него ни железные цепи, ни веревочные узы», Ричард дал слово и заковал его в серебряные кандалы.
8 июня Ричард, наконец, достиг Акры. Первый штурм 14 июня оказался неудачным. Вскоре после этого военные действия приостановились по двум причинам. Во – первых, в лагере крестоносцев вспыхнула болезнь, видимо цинга, и Ричард бал одним из заболевших. Во – вторых продолжались распри между Ричардом и Филиппом II, причем каждый из них пытался вести переговоры с Саладином и одновременно обвинял другого в этих переговорах. Наконец, после выздоровления Ричарда было принято решение о штурме. Тогда Саладин предложил мир на чрезвычайно выгодных для крестоносцев условиях. Эти предложения были отвергнуты, но с ведома Филиппа II и за спиной Ричарда было достигнуто соглашение с гарнизоном Акры о почетной сдаче города. Узнав об этом, Ричард пришел в бешенство и начал штурм.
Штурм происходил в виду лагеря крестоносцев, в котором находились и дамы, в том числе королева Беренгария и ее фрейлины. При посвящении рыцарь принимал обет защищать Святую Церковь, и участие в крестовом походе было высшей формой исполнения этого обета. Но одновременно главной целью рыцаря являлось совершение подвигов во имя собственной славы и прекрасной дамы. Нередко дамы отправлялись вместе с войском в крестовые походы, и при штурме Акры рыцари имели возможность свершить геройские деяния на глазах своих возлюбленных, а в случае гибели удостоиться мученического венца.
11 июля 1191 г. Акра была взята. Ричард объявил ее своим владением, несмотря на все договоры о дележе добычи. После взятия Акры было достигнуто соглашение с Саладином, по которому Акра со всем, что в ней было, переходила христианам, Саладин обязывался вернуть Святой Крест, отпустить 1500 христианских пленников и заплатить 200 тыс. базантов; защитники Акры сохраняли свободу и личное имущество, но оставались заложниками до выполнения Саладином своих обязательств в 40 – дневный срок; о судьбе Иерусалима ничего не говорилось. После подписания договора Филипп II Август отплыл на родину. Саладин, тем временем, не торопился выполнять обещанное, и разъяренный Ричард велел отрубить головы 2000 заложников. Надо сказать, что Саладин, как цивилизованный человек, от ответной резни удержался, и ни один европейский заложник убит не был. Правитель Египта мог теперь не соблюдать соглашение на законных условиях, и война возобновилась.
Ричард не имел никакого плана действий. Он метался по Палестине, в отчаянных атаках взял город Аскалон и Яффу, двинулся в начале 1192 г. к Иерусалиму, но, не дойдя до него, повернул обратно. В это время из Англии пришли неутешительные вести. Правители страны – Вильям Лоншан и Иоанн Безземельный – перессорились. Бароны и горожане поддержали Иоанна, который изгнал Лоншана, стал управлять Англией, опираясь на Высокий Совет, составленный из опытных советников Генриха, и объявил себя наследником престола. Ричард потерял голову. Он начал переговоры с Саладином, прервал их, снова двинул армию на Иерусалим и снова, в июле 1192 г. повернул обратно. Наконец, 1 сентября того же года он заключил на 3 года, 3 месяца и 3 дня перемирие с Саладином, по которому воины Христовы не получали ни Святой Город, ни Крест Христов, ни земель, ни пленников, ни денег, но всего лишь право на срок перемирия безоружными вступить в Иерусалим для поклонения святыням. После этого 9 октября Ричард отплыл домой, надолго оставив о себе память в арабских землях.
Однако буря выбросила корабль короля на берег в северо-восточном углу Адриатического моря. Ричард, переодевшись и попытавшись изменить внешность, решил в сопровождении только одного слуги пробраться через владения своего врага Леопольда Австрийского на земли, подвластные родственнику и союзнику Ричарда, герцогу Баварскому и Саксонскому Генриху Льву. Но 21 декабря 1192 г. в маленькой деревушке близ Вены слуга короля был узнан служителем герцога Австрийского, схвачен, подвергнут пыткам, и выдал Ричарда. Того взяли спящим и заточили на берегу Дуная. По Европе поползли слухи о смерти Ричарда, и особенно эти слухи раздувал брат короля, Иоанн Безземельный. Но император Священной Римской империи Генрих, наследственный враг Генриха Льва и, тем самым, противник Ричарда, потребовал пленника к себе, заявив, что «неуместно герцогу держать в плену короля». Ричард оказался в почетном заточении, пока велись переговоры о его освобождении.
Весь христианский мир во главе с Папой требовал свободы для вождя крестоносцев, друзья – трубадуры слагали гневные песни, бичующие императора за нарушение рыцарских обычаев. В конце концов, Ричард был отпущен на волю за выкуп в 150 тыс. марок, причем 100 тыс. должны были быть выплачены до освобождения и при условии принесения им императору вассальной присяги. Узнав об освобождении Ричарда, Филипп Август писал Иоанну: «Берегитесь! Дьявол выпущен на свободу!». Наконец, 13 марта 1194 г., второй раз за время царствования, Ричард появился в Англии. 30 марта он созвал высокий совет, отрешил от должности многих шерифов и комендантов крепостей, назначенных Иоанном, и потребовал брата к суду; впрочем, он примирился с Иоанном, хотя и урезал его власть. Затем Ричард отдал все силы подготовке к войне с Францией. Он выжимал штрафы и выкупы из сторонников Иоанна, требовал от всех жителей «подарков по случаю радости от королевского возвращения». В мае 1197 г. Ричард покинул Англию, чтобы никогда более не ступать на ее землю.
Он тут же начал активные военные действия, ведя войну силами не столько своих вассалов, сколько наемных отрядов. В течение 1194 – 1199 гг. Ричард наносил Филиппу поражение за поражением, наконец, принудил его в январе 1199 г. заключить мир, по которому почти все земли, захваченные французским королем у английского, возвращались последнему. Сразу же после заключения мира Ричард двинулся войной на своего вассала, виконта Лиможского Адемара. Говорили, что Ричард подозревал Адемара в том, что он похитил половину сокровищ Генриха и хранит их в замке Шалю. При осаде этого замка Ричард был ранен в руку стрелой из арбалета. Началась гангрена. Ричард успел составить завещание, по которому, будучи бездетным, назначал наследником, в обход племянника брата – Иоанна Безземельного, столько раз предававшего его. 6 апреля 1199 г. король Ричард умер, напоследок повелев похоронить себя у ног отца.
Англия, которой Ричард уделял столь мало внимания и государственные дела каковой шли в его отсутствие своим чередом более или менее нормально, продолжала существовать, никогда не подвергаясь иноземным нашествиям. Владения же Плантагенетов на континенте, о которых Ричард проявлял столь навязчивую и бурную заботу, отошли к Франции, причем большую часть их отвоевал Филипп II Август у своего недавнего союзника короля Англии Иоанна I Безземельного.