Венеция

Искусство Венеции. Венеция в эпоху Возрождения была особымкультурным и художественным миром. В богатой торговой республике, владычицеморских путей на Восток, многое определяли византийские традиции, проникалисюда и влияния мусульманской культуры. Здесь долго сохранялись четыресредневекового искусства, лишь со второй половины XVв. отч тливо проявляется новый дух раннегоВозрождения.
Город посреди лагуны, защищ нный водой отнабегов с материка, не нуждался ни в городских укреплениях, ни в домах крепостях, отгораживающихся от улицы суровой стеной с небольшими зарешеч ннымиокнами. Нарядные фасады дворцов, обращ нные к заменяющим улицы каналам,строились ажурными, за каменным готическим кружевом пряталась глубокая лоджия.Лишь после середины XV столетия готический уборфасадов сменяется классическим.
Однако некрупный масштаб ордерных форм,членящих здание на сравнительно невысокие ярусы, л гкость мраморных облицовок строители здесь из кирпича отвечали традиционным для Венеции нарядности иоткрытости зданий. И точно такая же архитектура в изобилиинаполняет картины венецианских живописцев раннего Возрождения Джантиле Беллини 1429 1507 и его ученика Витторе Карпаччо ок. 1455 ок.1526 . Как это былопринято в ту эпоху, они переносили традиционные церковные
сюжеты жития святых,легенды о чудесах в привычную обстановку родного города на его набережные,площади, мостики через каналы, под аркады городских лоджий. И п страя уличнаятолпа, переполняющая эти холсты, одета в современные художнику костюмы.Реальный сиюминутный быт интересует его ничуть не меньше, чем главные героикартин святые с их чудесами. Произведения самого талантливого извенецианцев конца
XVв Джованни Беллини ок.1430 1516 , глубже и тоньше, чем у этих неутомимых рассказчиков. В них городской шумсменяется задумчивой тишиной, активное действие сосредоточенное паузой. Егоперсонажи кажутся углубл нными в себя, прислушивающимися к собственным мыслям.Вс более важным оказывается в картине пейзаж не просто фон, декоративныйзадник для стены на переднем плане, как бывало у многих мастеров XVв но величаво поэтический образ прекраснойприроды, в значительной мере определяющий настроение и неотделимый от смыслапроизведения. Это особенно ощутимо в Душах чистилища ок.1490 1500 , загадочной композиции, смысл которой безусловно,аллегорический не уда тся расшифровать до конца. И тем не менее эта группаперсонажей на мраморной уедин нной террасе, среди которых можно узнать сидящуюна возвышении Богоматери и нескольких святых, производит сильное впечатление.
Причина этого в выразительности фантастического горного пейзажа с нависшиминад зеркальной водой причудливыми скалами, который и по настроению, иритмически тонко увязан с фигурами переднего плана. Джованни Беллини был учителем крупнейших мастеровВысокого Возрождения в Венеции Джорджоне и Тициана. Лиричность звучавшая впоздних произведениях Джованни Беллини становится у его ученика Джорджоне 1476 8 1510 лейтмотивом творчества.
Этот рано умерший мастер оставил совсемнемного достоверных работ, но их своеобразие, во многом предвосхищающее путиживописи последующих веков, делает Джорджоне одной из ключевых фигур ВысокогоВозрождения. От монументальных форм, характерных для ренессансной живописи,ритмически вторящих архитектуре, с которой они были очень тесно связаны, егообычно небольшие картины отличаются непринужд нной свободой нередкоассиметричной композиции. Его герои погружены большей частью в целостную ипроникнутую
поэтическим настроением природную среду. Пейзаж здесь переста т бытьтолько фоном, территориальным задником для величественной сцены первогоплана он начинает играть в картине объединяющую роль, не меньшую, чем сами егогерои. В морском, влажном воздухе Венеции, быстроразъедающем пористую штукатурку, фреска могла жить очень недолго. А плотномужестковатому цвету живописи темперой Джорджоне, как и многие венецианцы,предпочитал масло, передающее более тонкие оттенки и плавные переходы цвета,позволяющее объединить пространство картины единой тональностью. Станковая картина самостоятельное, неориентированное на определ нное местоположение произведение, обращ нное клюбому отдельному человеку, но не к целой толпе постепенно формируетсобственный изобразительный язык, свои способы разговора со зрителем. Поэтическое чувство природы очень полновоплощено в картине Джорджоне Гроза . Сюжетный смысл е , вероятноаллегорический, оста тся неразгаданным, но ощущение органического
слияния жизнилюдей с живым дыханием природы выражено здесь очень сильно. Юноша с посохом иобнаж нная женщина, кормящая на лужайке реб нка, разобщены, их взгляды непересекаются, но они связаны общим ожиданием надвигающейся из глубины пейзажат мной массы прорезаемых молниями туч. Предгрозовой свет объединяет персонажейс глубокими и в то же время замкнутыми далями. Гармония красок, единство цветной среды характерная черта венецианской живописи
XVI века, которая по преимуществу становитсяколористической. Джорджоне, утверждали современники, писал свои картины сразуцветом, без предварительной прорисовки на холсте. Цвет у него непосредственноформирует зримый образ, а не раскрашивает уже готовые изображения. Подобные чувства порождает и самаязнаменательная картина Джорджоне Спящая Венера . Молодая обнаж нная женщинапокоится на покатом склоне холма, глаза е смежены
тихим и ясным сном.Прекрасное стройное тело очерчено музыкально плавными, еле волнистыми линиями имягко сияет на т мной зелени дал ких холмов общим золотистым тоном, почтилиш нным светотеневых или красочных переходов. Здесь важно соединение мотивовнаготы и сна на лоне природы спокойной доверчивое погружение человека воткрытую и благоприятную для него естественную среду, порождающее еговозвышенной гармонии с мировым устройством. Молодой Тициан Тициана Вечеллио, 1487 90 1576 некоторое время работал в мастерской Джорджоне и под его влиянием. Нопосле ранней смерти старшего товарища он оказывается наиболее значительныммастером венецианского Высокого Возрождения. Тициан художник гораздо более открытогои яркого темперамента, чем созерцательный, элегический Джорджоне. Он тяготеет кзрелищности и лепит своих героев сочными аккордами цвета. Его живопись в первыедесятилетия века сияет праздничной радостью и полнотой жизни.
Таковы и егоранние мадонны например, Мадонна с вишнями , нач. 1510-х , и величаваякомпозиция, которую называют Любовь небесная и земная ок. 1515 . Как нередкобывает, аллегорический сюжет этой картины утрачен и не подда тся однозначнойрасшифровки. А между тем мировосприятие мастера воплощено в ней с большойполнотой и силой. Две женщины пышно одетая молодая венецианка и обнаж ннаябогиня, присевшая на краю древнего мраморного
саркофага с мифологическимирельефами, кажется, излучают спокойную полноту бытия, радость жизни, гармоническуюрадость духа. В огромном окло 7 м в высоту алтарномобразе Ассунта Вознесение Марии , 1518 живопись Тициана приобретаетмонументальное звучание. Этому служит и масштаб фигур, значительно превышающихчеловеческие размеры, и ясность композиции, объединяющий землю с небом, гдепарит в золотом сиянии Бог Отец и куда возносится на облаке и патетическивоздевая
руки, окруж нная сонмом ангелов Богоматери.