Путь Болгарии к независимости (1886-1908 годы)

ПутьБолгарии к независимости (1886-1908 годы)

План
1.  “Болгарский кризис” 1886-1887 гг.
2.  Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг.Укрепление ее суверенитета
3.  Провозглашение независимости Болгарии
4.  Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.
5.  Болгария в Балканских войнах. 1912-1913 гг.
6.  Культура Болгарии

1.“Болгарский кризис” 1886-1887 гг.
В 1886 г., после объединения Княжества и Восточной Румелии, вопрос о взаимоотношениях с Россией какстраной-покровительницей стал одним из узловых в политической жизни болгарскогогосударства. При этом, замкнувшись на князе Александре I Баттенберге, онприобрел персонифицированную форму. Политически мобилизованное населениеБолгарии разделилось на два противостоящих лагеря согласно выбору: “с княземАлександром I Баттенбергом, но без России” или “с Россией, но без князяАлександра I Баттенберга”. К первому принадлежали стороннники самостоятельногопути развития Болгарии (С. Стамболов — 1854-1895, З. Стоянов, Д. Ризов), ковторому — те, кто считал, что страна без поддержки России существовать не может(Д. Цанков, К. Величков, С. Бобчев). Компромиссная точка зрения: “с княземАлександром I Баттенбергом и с Россией”, которой придерживались последователиП. Каравелова, не получила распространения.
Стремительноразвивавшийся внутриполитический кризис достиг в 1886 г. масштабов “холодной” гражданской войны, не обошедшейся без жертв. Особо он проявился во времявыборов в Народное собрание депутатов от Восточной Румелии, когда, несмотря напредпринятые меры предосторожности, произошел ряд прямых столкновений междупротивоборствующими сторонами. Напряжение не спадало и после открытия 2 (14)июня 1886 г. внеочередной сессии 4-го Обыкновенного Народного собрания. Втронной речи Александр 1 Баттенберг поставил в известность депутатовотносительно решения правительства рассматривать личную унию в качестве союза,не допускавшего разделения в будущем Восточной Румелии и Княжества. Такимобразом была предпринята попытка открыто ревизовать Топханейский протокол,трансформировав его смысл, при том, что сам факт выборов депутатов от ВосточнойРумелии и их участия в работе Народного собрания Княжества до внесениянеобходимых поправок в Органический устав Восточной Румелии уже являлсянарушением заключенного в апреле 1886 г. соглашения. Вместе с тем, в троннойречи впервые отсутствовали какие-либо упоминания России.
НесоблюдениеБолгарией недавно достигнутых договоренностей с Оттоманской империей не толькоосложнило ее положение на Балканах, поставив ее перед опасностью оккупации, нои вызвало протест со стороны великих держав. Пытаясь найти выход из создавшейсяситуации, премьер-министр П.Каравелов и председатель Народного собранияС.Стамболов выразили готовность распустить Народное собрание, начавшее своюработу 2 (14) июня 1886 г., а также образовать угодное России правительство,заявив, что “Болгария без поддержки и покровительства России существовать неможет”. Но по вопросу отстранения Александра 1 Баттенберга от власти, накотором настаивала российская дипломатия, они заняли отрицательную позицию,сославшись на то, что князь, с одной стороны, обрел после объединения Княжестваи Восточной Румелии “значение защитника народного дела”, а с другой, — будучиограниченным конституцией, “не может играть важную роль в избрании того пути,которым пойдет Болгария в будущем”. Ответ на предложения П.Каравелова иС.Стамболова был категоричен: Россия не сделает ни одного шага к сближению сБолгарией пока на престоле находится Александр 1 Баттенберг.
Открытосвое негативное отношение к князю демонстрировали также германские официальныекруги. В июне 1886 г. появилось сообщение, что Александр 1 Баттенберг уволен изпрусской армии, а рейхсканцлер германской империи О.Бисмарк в разговоре спослом Великобритании охарактеризовал князя как “карьериста, которыйрасшатывает мир”.
Этопозволяло оппозиции представлять князя Александра 1 Баттенберга в качестве“источника несчастий Болгарии”. “Зло Болгарии, — указывалось в газете”Съединение”, — в коронованной голове, которая управляет. Кто избавит Болгариюот этой личности, тот станет для нас наибольшим патриотом”.
Роль“спасителей” Болгарии взяли на себя военные. Решающая роль армии в событиях 1885 г. способствовала превращению ее в активный политический фактор. Группа офицеров во главе сначальником военного училища майором П.Груевым, помощником министра обороныА.Бендеревым, капитаном Р.Дмитриевым и др. решила вернуть “покровительство России”,насильственно отстранив князя от власти, наивно полагая, что таким образоммеханически удастся ликвидировать все накопившиеся проблемы. В ночь с 8 (20) на9(21) августа 1886 г. силами Струмского полка и юнкеров военного училища былсовершен переворот: Александр 1 Баттенберг по требованию заговорщиков отрексяот престола и под конвоем покинул страну.
Самымрешительным образом против переворота выступил председатель Народного собранияС.Стамболов. Опираясь, прежде всего, на силы Пловдивского гарнизона, а такжеСофийского пехотного полка, уже 11 (23) августа 1886 г. С.Стамболов предъявил образованному после переворота правительству митрополита Климентаультиматум: “в 24 часа сложить власть и подчиниться главнокомандующемуболгарскими войсками подполковнику Муткурову”. Сформированный в результатеновый кабинет министров во главе с П.Каравеловым, приступив 12 (24) авгута 1886 г. к выполнению своих обязанностей, обратился с просьбой к С.Стамболову не предпринимать ничего,чтобы могло ввергнуть страну в хаос гражданской войны, не подвергать ееопасности оккупации со стороны других государств. После чего С.Стамболоввступил в переговоры с П.Каравеловым о возможности создания совместногокабинета министров. Однако они оказались сорванными 15 (27) августа 1886 г. в связи с нежеланием П.Каравелова принять подготовленное С.Стамболовым обращение к народу,осуждавшего, в частности, переворот 9 (21) августа 1886 г. П.Каравелов и члены его правительства 15 (27) августа 1886 г. передали телеграфом С.Стамболову заявление: “Мы… несогласны быть частью составленного вами кабинета министров.Это наше последнее слово. Мы умываем руки и складываем с себя всюответственность”.
Вместе стем С.Стамболов предпринял попытки связаться с Александром 1 Баттенбергом,чтобы договориться о его возвращении в страну. Александр 1 воспользовалсяпредоставившейся ему возможностью, предпочитая в худшем случае отречьсядобровольно от престола, чем прослыть изгнанным князем. Уже 17 (29) августа,находясь в г.Русе, Александр 1 издал манифест относительно принятия на себяуправления страной. В тот же день он отправил телеграмму российскому императоруАлександру 111, в которой говорилось: “Россия даровала мне мою корону и этукорону я готов вернуть ее монарху”. Таким образом Александр 1, не желаяконфронтировать с Россией, предложил ей сделать необходимый выбор и,соответственно, взять на себя ответственность за него.
С.Стамболов,в свою очередь, продолжал активные действия. Получив отказ от правительстваП.Каравелова составить совместный кабинет министров, он 16 (28) августа 1886 г. огласил состав нового правительства, а также отдал приказ двинуть войска на г.Софию, котораябыла занята без боя 18 (30) августа 1886 г. Организаторы переворота П.Груев и А.Бендерев были арестованы, а Р.Дмитриев и др. бежали за границу.
В этойобстановке 20 августа 1886 г. пришел ответ от российского императора Александра111. В телеграмме, в частности, указывалось: “Я воздержусь от всякоговмешательства в печальное положение дел, до которого доведена Болгария, пока выбудете там оставаться. Вашему высочеству предстоит решить, что вам надлежитделать. Предоставляю себе судить о том, к чему обязывают меня чтимая мноюпамять моего родителя, интересы России и мир на Востоке”. После этогоАлександру 1 Баттенбергу не оставалось ничего другого как отречься от престола.
ДляС.Стамболова и его окружения, не знавших о телеграммах Баттенберга в Петербург,подобное развитие событий оказалось абсолютно неожиданным. По свидетельствуС.Радева, С.Стамболов негодовал: “Для этого человека, — как он говорил своимдрузьям, — мы подняли на ноги всю Болгарию… брат против брата обнажил нож, ион принимает такое судьбоносное решение не спрашивая нас; бросает свою корону кногам иноземного монарха и скрывает от нас?”. Тем не менее С.Стамболовпопытался в последний момент удержать решившего покинуть страну князя. Нонапрасно: 26 августа (7 сентября) 1886 г. Александр 1 Баттенберг отрекся отпрестола, назначив членами регенского совета С.Стамболова, С.Муткурова иП.Каравелова. Введение последнего в регенский совет должно былопродемонстрировать, что рекомендации России относительно формирования органоввласти из представителей различных партий учтены. В тот же день князь покинулг.Софию.
ОтречениеАлександра 1 Баттенберга от престола по-разному было воспринято великимидержавами. Тогда как Великобритания расценила его как “пощечину” и “серьезныйуспех российской дипломатии”, Германия в лице рейхсканцлера О.Бисмарка выразилаудовлетворение по поводу “устранения пешки Баттенберга с балканской шахматнойдоски”. Реакцию же Австро-Венгрии отличала двойственность.
Неоднозначностьотношения великих держав к отстранению князя Александра 1 Баттенберга, а такжепродолжавшаяся в стране поляризация группировок и фракций по вопросу еевнешнеполитической ориентации свидетельствовали, что с отъездом Александра 1Баттенберга “болгарский кризис” не получил своего разрешения.
В сентябре1886 г. в Болгарию в качестве дипломатического представителя с особымиполномочиями был отправлен генерал Н.В.Каульбарс. В одной из двух переданныхН.В.Каульбарсом нот по сути были изложены требования России к новомуправительству Болгарии, которое возглавил В.Радославов: перенести выборы вВеликое Народное собрание на более отдаленный срок, отказаться от военногоположения и освободить участников заговора 9 (21) августа.
Нотавызвала протесты со стороны, в первую очередь, Великобритании и Австро-Венгрии,расценивших действия России как стремление установить единоличный протекторатнад Болгарией. В то же самое время готовность С.Стамболова пойти на немедленныеуступки, а именно: освободить под поручительство участников заговора 9 (21)августа, отложить выборы в Великое народное собрание до 20 октября (1 ноября),подтвердить безусловный отказ от кандидатуры Александра 1 Баттенберга напрестол и отложить избрание князя на неопределенный срок, — была проигнорирована.Даже снятие 16 (28) сентября в Болгарии военного положения не изменилоотношения российской дипломатии к С.Стамболову. Помимо проявленной воли ксамостоятельности и независимости, не позволявшей рассчитывать на безропотноепослушание, основанием для устойчивого недоверия служили меры С.Стамболова кактивным сторонникам сближения с Россией, характеризовавшиеся Н.В.Каульбарсомкак преследования.
В даннойобстановке защита С.Стамболовым и его сторонниками собственных интересовдиктовала необходимость отстаивания суверенитета Болгарии. В результате, междуН.В.Каульбарсом и министром иностранных дел Болгарии Г.Начовичем развернуласьнастоящая война нот. В связи с выборами в Великое Народное собрание, котороеправительство решило созвать 15 (27) октября 1886 г., ситуация приобреладополнительную остроту. Ввиду неэффективности тактики угроз, Россия прибегла,поддавшись на увещевания своего представителя Н.В.Каульбарса, к политикепрямого устрашения. Кабинеты министров европейских стран 12 (24) октября 1886г. были поставлены в известность относительно следования двух клиперовчерноморской эскадры в Варну. Появление 13 (25) октября на рейде Варны клипера“Забияки”, а затем, 17 (29) октября другого клипера “Памяти Меркурия”существенно на позиции С.Стамболова не повлияло. Прибытие клиперов лишь на тридня задержало открытие Великого Народного собрания. Правда, накануне, 17 (29)октября 1886 г., по требованию Н.В.Каульбарса офицеры, принявшие участие взаговоре 9 (21) августа, были освобождены. Уверенность С.Стамболову в своихсилах придала неуспешность попыток военных, выступавших за сближение с Россией,поднять восстания, которые имели место в г.Бургасе (22 октября (3 ноября) 1886г.) и в г.Сливене (26 октября (7 ноября) 1886 г.).
С.Стамболоврассчитывал, что добиться нормализации российско-болгарских отношений удастсяпосредством избрания на болгарский престол подходящей кандидатуры. В качестветаковых рассматривались Вальдемар Датский и Александр Ольденбургский,находившиеся в родстве с российской императорской фамилией. Однако, как иследовало ожидать, оба претендента отклонили сделанное им предложение (причем,Вальдемар Датский уже после утверждения его кандидатуры 29 октября (10 ноября)Великим Народным собранием).
С тем,чтобы ослабить сопротивляемость официальных кругов Болгарии и удержать Болгариюв орбите своей политики, император Александр 111 принял решение отозвать своихпредставителей. Но предпринятая мера, подобно предшествовавшим, оказаласьдеструктивной. Она привела к прямо противоположному результату. Ситуацию ещеболее усугубило выдвижение императором Александром 111 на болгарский престолкандидатуры князя Н.Д.Мингрели, который в 1867 г. передал права на МингрелиюАлександру 11. Данная кандидатура была встречена в Болгарии крайнеотрицательно. Ни одна из политических группировок не поддержала ее. Отказ откандидатуры Н.Д.Мингрели только укрепил авторитет С.Стамболова.
В началедекабря 1886 г. в поездку по европейским странам отправилась делегация,представлявшая Великое Народное собрание, в составе Д.Грекова, К.Стоилова иК.Хаджикалчова с целью зондажа позиций великих держав по вопросу разрешения“болгарского кризиса”. Делегация посетила Вену, Берлин, Лондон, Париж и Рим.Визит в Петербург не состоялся по причине негативной позиции российской стороны,подчеркнувшей свое нежелание возобновлять контакты с находившимися у властиправителями Болгарии. Добиться чего-либо конкретного делегации не удалось, — система европейской безопасности, хотя не без сбоев, но продолжалафункционировать. Фактически единственным результатом поездки стала встречачленов делегации с Фердинандом Сакс-Кобург-Готским (1861-1948 гг.),представителем одного из старинных европейских семейств, офицером армииАвстро-Венгрии, как возможным кандидатом на болгарский престол.
Между тем,попытки насильственным способом избавиться от регенского совета непрекращались. В Румынии офицеры-эмигранты с целью подготовки и осуществленияпереворота создали “Революционный комитет”. Пытаясь предвосхитить действияправительства, получившего соответствующую информацию, в городах Силистре иРусе 17 февраля (1 марта) и 19 февраля (3 марта) 1887 г. произошлипреждевременные бунты военных частей. Они были моментально подавлены. Военныйсуд, руководимый специальным правительственным представителем майоромР.Петровым, вынес девять смертных приговоров, в том числе майорам А.Узунову иО.Панову, несмотря на их заслуги в прошлом. По стране прошли массовые арестысреди антиправительственной оппозиции. Так официальные властипродемонстрировали свою готовность пресекать самым беспощадным образом любуюпопытку их низвержения.
До июня1887 г. ситуация неопределенности сохранялась. Ни один из предлагавшихсявариантов разрешения “болгарского кризиса” (провозглашение независимойреспублики, заключение личной унии и т.д.) не получил поддержки. В июненачались переговоры с Фердинандом Сакс-Кобург-Готским. В итоге, на состоявшемся25 июня (7 июля) 1887 г. заседании Великого Народного собрания ФердинандСакс-Кобург-Готский был провозглашен князем Болгарии.
Избраниекнязя без достижения предварительной договоренности с Российской и Оттоманскойимпериями явилось причиной нового раскола Либеральной партии (в 1887 г.образовалась партия В.Радославова). Следствием последнего стала сменаправительства. Сформированный 28 июня (10 июля) 1887 г. новый кабинет возглавилК.Стоянов. Уже 2 (14) августа 1887 г. Фердинанд Сакс-Кобург-Готский принесклятву как князь Болгарии.
Германия иФранция объявили выборы князя незаконными, Австро-Венгрия и Великобританиязаявили относительно невозможности их признания без согласия Порты. Великийвезир, в свою очередь, сослался на известную статью Берлинского трактата,гласившую: “Князь болгарский будет свободно избран населением и утвержденПортою с согласия держав”. Россия заняла сугубо отрицательную позицию повопросу о выборах Фердинанда Сакс-Кобург-Готского. Посол России вКонстантинополе А.И.Нелидов, предлагал, высадив в Варне и Бургасе одну дивизию,занять страну, чтобы “удалить оттуда укрепившееся со времени филиппопольскогопереворота антирусское правительство, а равно и возратить сам болгарский народна путь правильного развития, с которого он был насильственно совлечен”.Министр иностранных дел Н.К.Гирс выдвинул план смещения князя и замены егогенералом К.Г.Эрнротом в качестве временного управителя. Российский императорАлександр 111, отвергнув первый, в целом одобрил второй вариант. Но и он не былосуществлен. Тем не менее, именно позиция России стала причиной непризнанияоколо десяти лет князя великими державами. Таким образом, с избранием княземФердинанда Сакс-Кобург-Готского “болгарский кризис” получил лишь частичноеразрешение.
2. Внутри-и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг. Укрепление еесуверенитета
Незамедлительнопосле принесения присяги князь Фердинанд назначил премьер-министром и министроминостранных дел С.Стамболова. Затем, 27 сентября (8 октября) 1887 г. прошливыборы в 5-е Обыкновенное Народное собрание, а 4 (16) октября — в городскиеобщинные советы. На них при административных запретах на оппозиционную политическуюдеятельность бесспорную победу одержала фракция С.Стамболова Либеральнойпартии.
Сконцентрироваввласть в своих руках, С.Стамболов начал планомерную деятельность по выводустраны из состояния экономического застоя, политического кризиса и дипломатическойизоляции, подчинив ее созданию прочных основ государственности, укреплениюсуверенитета Болгарии.
В 1887 г.правительство вынесло на рассмотрение Народного собрания “Законопроект озаключении торговых договоров Княжества со всеми государствами, которыепожелали бы этого”. Вопреки протестам Оттоманской империи и в нарушениеБерлинского трактата он был принят депутатами. После длительных дипломатическихусилий в 1889 г. Великобритания, а позже Германия, Франция, Швейцария, Бельгияи Австро-Венгрия заключили прямые экономические договоры с Болгарией, которая сточки зрения международного права оставалась зависимой от Оттоманской империи.
Не считаясьс решениями Берлинского конгресса 1878 г., в декабре 1887 г. были установленытаможенные пошлины на соль, табачные изделия, предметы роскоши и др. Вотношении национального производства правительство взяло на вооружение политикупротекционизма. Например, в декабре 1891 г. был принят закон о поощренииразвития овцеводства и производства местных тканей.
В 1888 г. Народноесобрание одобрило планы премьер-министра относительно создания сети шоссейных ижелезных дорог. В том же году были открыты железнодорожные линииЦариброд-София-Вакарел, София-Радомир, начато строительство линии Ямбол-Бургас,завершившееся в 1890 г., национализирован, несмотря на протестыАвстро-Венгерской и Оттоманской империй, 46-километровый участок железнойдороги Вакарел-Белово, выкуплена линия Русе-Варна.
Активнаядеятельность правительства в области экономики сопровождалась благоустройствомгородов, значительно изменивших свой облик.
Стабилизациявнутри- и внешне-политического положения Болгарии являлась невозможной безпризнания великими державами законности избрания на княжеский престолФердинанда Сакс-Кобург-Готского. Невзирая на непреклонность позиции России врешении данной проблемы, тем не менее, и здесь были достигнуты определенныеуспехи. В начале 1891 г. представитель Оттоманской империи в Болгарии впервыеобратился с официальной просьбой аудиенции у князя, сам князь в том же году былпринят, но как частное лицо, императором Австро-Венгрии Францем Иосифом, а в1892 г. вопреки протестам российского посольства в Лондоне — королевойВикторией. Визиту князя в Константинополь воспрепятствовало активноепротиводействие России, последовавшее вслед за 15-минутным посещением в августе1892 г. С.Самболовым султана Абдул-Гамида 11, вынужденого, в итоге, принестисвои извинения за это Петербургу.
Другоенаправление внешнеполитической деятельности правительства С.Стамболовасоставило создание основ для реализации обозначенных Учредительным собранием1879 г. национально-государственных интересов Болгарии в отношении, преждевсего, Македонии. В июне 1890 г. оно обратилось с нотой к султану, содержавшейпросьбу относительно назначения двух владык Болгарского экзархата в епархииМакедонии и признания законности избрания князя. В результате, главным образом,активности английской дипломатии Порта решила вопрос о назначении владыкБолгарского экзархата в Ускюбскую (Скопскую) и Охридскую епархии положительно.Поддержка премьер-министра способствовала успешному завершению в 1894 г.переговоров экзарха Иосифа с Портой относительно определения статусацерковно-школьных общин Экзархата в европейской части Оттоманской империи: былапризнана автономия школ, Экзархат получил право на издание газеты “Новини” ит.д.
Однакодостижению нормализации внутриполитической обстановки С.Стамболову помимопрочего не позволяли использовавшиеся им методы управления. Например, вкачестве наказательной меры применялась так называемая “экзекуция”, когда врайоны, не уплатившие налоги или не подчинившиеся требованиям центральнойвласти, отправлялись военные части, которые содержались за счет местногонаселения.
Ставя своейцелью проведение в стране преобразований, глобальных по масштабу и характеру,С.Стамболов посчитал необходимым монополизировать политическую деятельность. Кэтому его подтолкнула неудовлетворенность действительностью,характеризовавшейся групповым соперничеством, борьбой частных ичастно-общественных интересов. Для С.Стамболова реализация его планов,связанных с созданием прочных основ государственности в Болгарии, являласьважнее соблюдения законности и умеренности, уважения интересов всех групп.“Если я увижу то, что по моему внутреннему убеждению необходимо сделать дляспасения отечества, — заявлял С.Стамболов, — я это сделаю, пусть это ипротивозаконно”.
В борьбепротив С.Стамболова объединились сторонники Д.Цанкова и П.Каравелова(“нелегальная оппозиция”), к которым также присоединились приверженникиВ.Радославова (“легальная оппозиция”). Действия каждой из сторон отличалиськрайней нетерпимостью и бескомпромиссностью.
С.Стамболовпостоянно демонстрировал решительность и жесткость в подавлении любыхпосягательств на власть. В 1890 г. он одобрил смертный приговор, вынесенныймайору К.Панице, организовавшему заговор против С.Стамболова и Фердинанда 1.К.Паница надеялся отстранив Фердинанда 1 восстановить отношения с Россией,являвшейся, по его мнению, единственной силой, способной принести свободуМакедонии. Это позволило С.Стамболову использовать заговор К.Паницы также вкачестве средства давления на Порту, чтобы добиться от последней ряда уступок,касавшихся Македонии. В 1891 г., после убийства вместо С.Стамболова перед домомП.Каравелова в г.Софии министра финансов Х.Белчева, были арестованы деятелиоппозиции П.Каравелов, К.Арсениев, Т.Китанчев и др. Обращение жены П.КаравеловаЕ.Каравеловой к находившимся в г.Софии дипломатическим представителям другихстран в защиту подсудимых привело к выдвижению государственным прокуроромтребования вынесения ей смертного приговора. Но если Е.Каравелова и еесподвижницы были оправданы, то П.Каравелов осужден на 5 лет тюремногозаключения, Т.Китанчев — на 3 года, а четыре участника данного процесса былиприговорены к смертной казни. Несмотря на применявшиеся репрессивные меры,противники С.Стамболова продолжали прибегать к насилию в борьбе против него. В1892 г. в Константинополе был убит дипломатический представитель Болгарии,сторонник политики С.Стамболова Г.Вылкович.
Ситуация грозилавзрывом. В этой обстановке 17 (29) мая 1894 г. князь Фердинанд принял отставкуС.Стамболова неожиданно для него самого. Недовольный встречей Фердинанда спослом России в г.Вене, состоявшейся весной 1894 г., он заявлением об отставкерассчитывал только выразить князю свое недовольство, надеясь, что Фердинанд,как это было в 14 предыдущих случаях, попросит его не уходить. ОднакоС.Стамболов, будучи реалистичным политиком, в данном случае пропустил тотмомент, когда он из необходимой опоры стал для князя помехой. Диалектикавзаимоотношений Фердинанда 1 и С.Стамболова состояла в том, что чем прочнеестановились позиции князя, тем слабее — премьер-министра. Сложившиеся в 1894 г.обстоятельства требовали для укрепления положения князя отстранения С.Стамболова.
Главойправительства вместо С.Стамболова князь назначил К.Стоилова. СформированныйК.Стоиловым кабинет был составлен из представителей различных группировок.Однако уже в начале июня 1894 г. К.Стоилов и его единомышленники заложилиосновы новой партии, названной Народной. По замылу создателей партии “власти”,она должна была стать консолидирующим фактором, объединив имевшие местополитические группировки. В нее действительно первоначально вошел ряд бывшихприверженников консервативного течения, а также Д.Цанкова, П.Каравелова,В.Радославова. В качестве одной из основных своих задач партия декларировала“содействие укреплению на престоле династии князя Фердинанда”. Организационнаяструктура Народной партии, созданной административным путем, не отличалась оттаковой других партий и полностью соответствовала политической организацииболгарского общества. Главной фигурой партии являлся шеф (вождь), должностькоторого считалась пожизненной. Центральный комитет имел лишь совещательныефункции при шефе.
ПравительствоК.Стоилова начало свою деятельность с “чистки” административного аппарата, изкоторого были устранены сторонники С.Стамболова. Одержанная на выборах в 8-еОбыкновенное Народное собрание победа позволила составленному из членовНародной партии новому правительству К.Стоилова создать парламентскую комиссиюпо расследованию деятельности кабинета министров С.Стамболова. Однако послеубийства в 1895 г. С.Стамболова комиссия прекратила свою работу. К судебнойответственности никто привлечен не был. Наряду с этим правительство объявило“всеобщую амнистию” для тех, кто был осужден за политические преступления впериод с 1883 г. по 1894 г.
Конкретныедействия правительства Народной партии во главе с К.Стоиловым зачастуюрасходились с его заявлениями относительно приверженности принципам демократиии конституционным методам управления. Особо это проявлялось во время выборов,когда помимо испытанных способов обеспечения победы нужному кандидату (угроз вадрес неугодных кандидатов, использования “помощи” армии и т.д.), “вводились” новые- тушение свечей при подсчете бюллетеней, их уничтожение и т.п. (выборы в 9-еОбыкновенное Народное собрание состоялись в 1896 г.). Согласно утвердившейся в90-х гг. Х1Х в. в Болгарии практике, выборы не отражали общественных настроений.Они служили лишь средством легализации уже намеченных для избрания кандидатур.Политические убийства в период правления Народной партии по-прежнему оставалисьсоставной частью болгарской реальности. В 1897 г. при покушении на М.Такева былубит выдающийся писатель и общественный деятель Алеко Константинов. Тем неменее, конфронтация между соперничавшими политическими группировками неявлялась настолько острой, а методы управления не были настолько жесткими какпри С.Стамболове.
Экономическуюполитику правительства Народной партии отличала полная преемственность поотношению к созданной С.Стамболовым системе государственного протекционизма. Вдекабре 1894 г. (январе 1895 г.) был принят закон о покровительстве местнойпромышленности, в 1897 г. — закон об обязательном ношении в рабочее времяодежды и обуви местного производства, который, в первую очередь, касалсягосударственных служащих. В 1896 г. Народное собрание вынесло решениеотносительно заключения торговых договоров на основе повышения таможенных пошлин.Подписанные в 1896-1897 гг. правительством К.Стоилова торговые договоры сАвстро-Венгрией, Россией, Францией, Италией, Великобританией, Германией,Голландией и Сербией предусматривали повышение таможенных пошлин в среднем до14% от стоимости ввозимых товаров. Правительство Народной партии также уделялоособое внимание расширению сети железных дорог. При нем было законченостроительство трех линий.
Действуя внаправлении развития промышленности, правительство К.Стоилова вместе с темпредпринимало меры по улучшению состояния сельского хозяйства. Оно пыталосьстимулировать переход к интенсивной системе ведения сельского хозяйства. Былиприняты законы об ограничении ростовщичества, страховании посевов и скота,реорганизации сельскохозяйственных касс и т.п. Правительство ввело поземельныйналог, заменивший взимавшуюся с 1892 г. в денежном исчислении десятину. В целяхразвития животноводства оно разрешило беспошлинный ввоз крупного рогатогоскота.
Самоеосновное, — правительству К.Стоилова удалось разрешить длившийся более 9 лет“болгарский кризис”. В 1895 г. после ряда подготовительных шагов г.Петербургпосетила официальная делегация во главе с митрополитом Климентом под предлогомвозложения венка на могилу скончавшегося в 1894 г. императора Александра 111. Делегациябыла принята императором Николаем 11 и министром иностранных дел А.Б.Лобановым.Проведенные встречи показали, что российская сторона не возражает противвосстановления отношений с Болгарией, но при условии крещения наследникапрестола Бориса 111 по православному обряду.
ФердинандСакс-Кобург-Готский в 1893 г. взял в жены княжну Марию-Луизу Пармскую. Этотакт, который был призван укрепить положение Фердинанда 1 (в 1893 г. умерАлександр 1 Баттенберг, оставив наследника), стал возможным благодаря решительностиС.Стамболова. Последний, следуя, в частности, требованию отца невесты,являвшемуся ревностным католиком, настоял на внесении поправки в Тырновскуюконституцию. В соответствии с ней допускалось пребывание “в иной христианскойвере” не только избранного на болгарский престол князя, но и первогопрестолонаследника (статья 38). Изменение 38 статьи Конституции в свое времяпривело к дистанцированию от С.Стамболова многих его бывших сторонников,исходивших из того, что утверждение католической династии в Княжествебесповоротно лишит Болгарию возможности примирения с Россией.
В феврале1896 г. Борис 111 был крещен по православному обряду, причем его крестным сталроссийский император Николай 11. За этим последовало восстановление отношениймежду Болгарией и Россией. В годовщину заключения Сан-Стефанского договораФердинанда 1 в качестве князя Болгарии и генерал-губернатора Восточной Румелиипризнал султан.
В принципе,правительство Народной партии, одним из лозунгов которой являлся: “Болгарияпрежде всего, Болгария целостная и суверенная”, в своем отношении к великимдержавам придерживалось намеченной С.Стамболовым линии, которую отличалипрагматизм и самостоятельность.
Что жекасается политики С.Стамболова, связанной с реализациейнационально-государственных интересов Болгарии, то К.Стоилов попытался еепродолжить. Воспользовавшись осложнениями, вызванными армянской проблемой,кабинет К.Стоилова в июне 1895 г. поставил перед Портой вопрос относительнопроведения предусмотренных 23 статьей Берлинского договора реформ в Македонии.В 1897 г. в ответ на лояльность Болгарии во время греко-турецкого вооруженногоконфликта султан разрешил назначить владык Болгарского экзархата в тримакедонские епархии: Монастирскую (Битольскую), Дебарскую и Струмицкую.
Начавшийсяв 1897 г. экономический кризис значительно подорвал позиции кабинетаК.Стоилова. Невозможность справиться с ним явилась одной из основных причинпадения правительства К.Стоилова. Другой, — стало осложнение его отношений сФердинандом 1. Последнего не устраивало положение особы “царствующей, но неуправляющей”. Признание его великими державами открыло перспективу дляреализации идеи создания сильной монархической власти. Однако образованная сцелью, в частности, укрепления позиций вырвавшегося в 1894 г. из-под опекиС.Стамболова Фердинанда 1 Народная партия фактически отказалась от данной идеи,выступив с тезисом относительно допустимости “разумного участия” князя вуправлении страной. Точку на правлении Народной партии поставил заключенный накрайне невыгодных условиях заем в размере 290 млн. левов для того, чтобыликвидировать имевшую место зависимость от Компании восточных железных дорог. Вянваре 1899 г. К.Стоилов заявил об отставке обновлявшегося в 1896-1897 гг.кабинета министров.
Осуществлениюзамыслов Фердинанда 1, связанных с концентрацией властных полномочий в своихруках, во многом способствовала калейдоскопическая смена правительств:коалиционный кабинет Д.Грекова продержался с января по октябрь (ноябрь) 1899г., правительство партии В.Радославова во главе с Т.Иванчовым — с октября(ноября) 1899 г. по февраль (март) 1901 г., коалиционное правительствоП.Каравелова, составленное из представителей Демократической иПрогрессивно-либеральной партий, — с февраля (марта) 1901 г. по декабрь 1901 г.(январь 1902 г.) и кабинет Прогрессивно-либеральной партии, руководимыйС.Даневым, — с декабря 1901 г. (января 1902 г.) по май 1903 г.
Еслиправительства С.Стамболова и К.Стоилова сориентировали свои действия напроведение экономической модернизации, то кабинет С.Данева — на модернизациюгосударственно-административной системы. Он предпринял попытку либерализироватьметоды внутреннего управления. Первые результаты его деятельности проявилисьуже во время состоявшихся в начале 1902 г. парламентских выборов. Причем самаПрогрессивно-либеральная партия, а вслед за ней и Демократическая, претерпелиорганизационную и идейную трансформацию в смысле обретения ими вида современныхполитических организаций.
В областивнешней политики правительство С.Данева выступало за сближение с Россией.Итогом его усилий явилось подписание в мае (июне) 1902 г. во время визитаФердинанда 1 и С.Данева Петербурга двусторонней военной конвенции в противовесзаключенному между Австро-Венгрией и Румынией соглашению. В итоге, российскаядипломатия оказала активное содействие кабинету С.Данева в решении вопросаотносительно получения им на выгодных условиях заема у французских банков вразмере 106 млн. левов, который способствовал выводу страны из финансовогокризиса и достижению на определенное время внутриполитической стабилизации.Последнее позволило правительству Прогрессивно-либеральной партии переключитьсяна проблемы внешней политики. Однако, несмотря на предпринимавшиеся шаги,нормализовать отношения с балканскими странами ему не удалось. Препятствиемздесь являлось, прежде всего, их соперничество по вопросу относительноМакедонии.
Неудачиправительства С.Данева в решении задач внешней политики, осложнение отношений сФердинандом 1, связанное с явной пророссийской ориентацией кабинета, вынудилиего подать в отставку в мае 1903 г.
Формированиенового кабинета министров было доверено Народно-либеральной партии. Однако егоглавой стал не лидер партии Д.Петков, получивший пост министра внутренних дел,а доверенное лицо князя — генерал Рачо Петров. На основании чего, как правило,с мая 1903 г. ведется отсчет утверждения личного режима Фердинанда 1.
Своюдеятельность правительство Народно-либеральной партии начало с внесенияпоправок в закон о чиновниках (июнь 1903 г.). Это позволило ей в соответствии сустановившейся в Болгарии традицией провести перестановки вгосударственно-административном аппарате. Несколько позже, с тем, чтобыограничить возможности оппозиции, было распущено 12-е Обыкновенное Народноесобрание и обеспечена ставшими обычными способами победа Народно-либеральнойпартии на выборах в 13-е Обыкновенное Народное собрание. Укрепив таким образомсвои позиции, правительство Народно-либеральной партии приступило к реализацииимевшейся у нее программы преобразований в экономике, направленной наускоренное развитие последней.
КабинетНародно-либеральной партии уделял внимание модернизации средств производства иповышению квалификации рабочих, торговцев и т.д., считая при этом необходимымпоощрять, в первую очередь, крупные промышленные предприятия. Применительно кпотребностям страны им в 1905 г. были установлены новые таможенные тарифы, — высокие на продукцию сельскохозяйственного производства и низкие на необходимуюпродукцию промышленного производства. В том же 1905 г. Болгария подписаладоговор о таможенном союзе с Сербией, предусматривавший за небольшимиисключениями осуществление беспошлинной торговли между двумя странами. В1905-1907 гг. она заключила, в очередной раз нарушая Берлинский договор, новыеторговые соглашения с Россией, Германией, Великобританией, Францией, Турцией иРумынией. Тем самым Княжество продемонстрировало формальный характер своейзависимости от Оттоманской империи, значительную степень обретенной им после1879 г. самостоятельности. В 1906 г. был принят закон о торгово-промышленныхпалатах. Одновременно велось строительство железных и шоссейных дорог,пристаней, благоустройство городских центров.
КабинетНародно-либеральной партии приложил немалые усилия для реформированияфинансовой системы. Улучшение, в результате, сбора прямых налогов, распродажагосударственного имущества привели к увеличению доходов в государственныйбюджет, среднегодовой прирост которого составил 6,11%. При этом с 1903 г. около30% государственного бюджета уходило на модернизацию вооруженных сил Болгарии.За первых два года правительство Народно-либеральной партии затратило наперевооружение армии около 120 млн. левов.
В 1903 г.был принят специальный закон об устройстве армии. Кадровый состав последнейвозрос с 25 000 до 60 000 человек. Были проведены и структурные перемены:сформированы новые дивизионные штабы и созданы 34 инспекционные области.Генеральный штаб разработал планы будущей войны с Оттоманской империей.
Перевооружениеармии не обошлось без злоупотреблений. Афера, связанная с поставками для армии,в которой оказались замешаны многие первые лица государства, вынудила генералаР.Петрова подать в отставку. В 1906 г. пост премьер-министра занял Д.Петков.
Смена главыправительства в 1906 г. прошла на фоне роста стачечного движения в стране,которое подтолкнуло правительство Народно-либеральной партии к созданию системынорм, регулирующих отношения с рабочими. Были приняты законы о защите трудаженщин и детей, помощи государственным рабочим при несчастных случаях, рабочейинспекции и т.п.
Действиякабинета Народно-либеральной партии в области внешней политики были направленына достижение полной самостоятельности Княжества и на реализациюнационально-государственных интересов последнего. Усиленная дипломатическаядеятельность правительства была связана с восстанием населения Македонии иФракии, организованным Внутренней македоно-одринской революционной организацией(ВМОРО). Восстание в Македонии началось 20 июля (2 августа) 1903 г. в Ильиндень (отсюда его обозначение — “Илинденское”). Оно охватило юго-западнуюМакедонию (Монастирскую (Битольскую), Охридскую, Леринскую (Флоринскую) и др.казы). В городе Крушево повстанцы провозгласили так называемую Крушевскуюреспублику. Неравные бои с войсками империи длились около трех месяцев. Погиблоприблизительно 5 000 человек, более 200 сел было сожжено, около 30 000 человекэмигрировало. Подобная участь постигла также восстание, вспыхнувшее в августе1903 г. в Эгейской Фракии (“Преображенское”). Образованная в горах Странджа(Истранджа) так называемая Странджанская республика продержалась около месяца.Правительство Болгарии обвинило в происшедшем Оттоманскую империю,отказывавшуюся от проведения каких бы то ни было реформ в Македонии и воФракии. Весной 1904 г. Болгария и Турция заключили соглашение,предусматривавшее возможность возвращения беженцев из Македонии и Фракии (изФракии после Преображенского восстания эмигрировало около 20 000 человек) и др.меры в ответ на отказ Болгарии от использования ее территории для вооруженныхнападений на империю. В определенной мере оно дополнило Мюрцштегское соглашениеРоссии и Австро-Венгрии 1903 г. относительно проведения реформ в 3-х вилайетахОттоманской империи.
Однакопредпринимавшиеся правительством Народно-либеральной партии попыткипровозгласить независимость Княжества не оказались результативными. Этогодобился кабинет министров Демократической партии во главе с А.Малиновым.

3.Провозглашение независимости Болгарии
Злоупотреблениявысших государственных чинов, выразившиеся в нескольких миллионах левов,усиливало недовольство ими. Студенческая молодежь во время открытия Народноготеатра в г.Софии (январь 1907 г.) освистала Фердинанда 1. Большая частьстудентов была арестована и отправлена в армию. Против этих полицейских мервыступили профессора Софийского университета, за что их уволили. Тем не менеепротесты только ширились. В этой обстановке в феврале (марте) 1907 г. былзастрелен премьер-министр Д.Петков. Удержаться Народно-либеральной партии увласти не удалось. В начале 1908 г. Фердинанд 1 принял отставку у П.Грудева.
Следующийкабинет министров, который возглавил А.Малинов, был составлен из представителейДемократической партии. Правительство А.Малинова, заявившее о своейприверженности “истинной демократии”, отменило примененные в 1907 г. к студентами преподавателям Софийского университета меры, провело через Народное собраниеряд законодательных актов, направленных на улучшение положения рабочих и т.п. Врезультате, ему удалось снять на время политическое и социальное напряжение встране. Это позволило правительству переключиться на решение проблем внешнейполитики.
К 1908 г.Болгария де-факто являлась суверенным государством. Ей удалось избавиться отограничений, предусматривавшихся Берлинским договором: от уплаты вассальногоналога она отказалась под предлогом недоразумений, связанных с деятельностьюмеждународной комиссии по определению размера налога, создала регулярную армию,заключала торговые договоры посредством двусторонних переговоров,самостоятельно устанавливала таможенные пошлины, назначала своихдипломатических представителей главным образом в другие балканские страны ит.д. Однако с точки зрения международно-правовых отношений Болгарии дляобретения прерогатив правоспособного субъекта внешнеполитического действиятребовалось признание ее суверенитета.
Поднятое вОттоманской империи младотурками восстание под лозунгом восстановленияконституции 1876 г. и их приход к власти подтолкнули правительствоДемократической партии вновь поднять вопрос относительно предоставленияБолгарии независимости. Однако и на этот раз проведенный зондаж не принесожидавшихся результатов. Между тем в г.Константинополе произошел инцидент,названный “инцидент Гешова”. И.Гешов, дипломатический представитель Болгарии,не был приглашен на прием (30 августа (11 сентября) 1908 г.) по случаю днярождения султана. Болгарская сторона расценила это как стремление правительствамладотурков подчеркнуть вассальное положение Болгарии и как, по словампремьер-министра А.Малинова, “отличный повод поднять энергично вопрос о независимости”.И.Гешов был отозван из Константинополя, а Софию, в свою очередь, покинулкомиссар Турции.
Воспользовавшисьзабастовкой служащих Компании Восточных железных дорог, правительствоДемократической партии объявило 9 (21) сентября 1908 г. отрезки ее путей натерритории Болгарии собственностью последней. Таким образом был денонсированочередной пункт Берлинского договора. На следующий день, 10 (22) сентября 1908г., в разгар споров по вопросу относительно действий правительства А.Малинова иих последствий Фердинанда 1 принял император Австро-Венгрии. На состоявшейсявстрече обе стороны согласовали свои планы, непосредственно связанные снарушениями Берлинского договора.
Фердинанд 1провозгласил независимость Болгарии 22 сентября (4 октября) 1908 г., аТырновский митрополит венчал его на царство. В тот же день императорАвстро-Венгрии подписал рескрипт об аннексии Боснии и Герцеговины. Затем,правительство Греции заявило о присоединении Крита к Греции. В итоге, наБалканах вновь возник острый кризис.
Турцияпровела частичную мобилизацию, стянув войска к границе с Болгарией. Центральныйкомитет младотурков организовал бойкот болгарским товарам. В этой крайнесложной и запутанной обстановке правительство Демократической партии началопереговоры по проблеме признания независимости Болгарии. Однако они практическисразу уперлись в вопрос размера финансовых компенсаций Турции. Выход изсоздавшегося положения нашла Россия. В интересах Болгарии она обязаласьвыплатить Турции 125 000 000 левов за счет турецкого долга по контрибуциям. Вответ Болгария должна была возвратить России 82 000 000 левов посредствомформального заема в российском государственном банке на выгодных условиях.Российско-турецкие переговоры закончились 3 (15) марта 1909 г. После чего Болгариибыл предоставлен заем на 75-летний срок без каких-либо гарантий, безкакого-либо контроля, под низкий процент. Турция признала независимостьБолгарии 9 (21) апреля 1909 г. Вслед за ним последовало признание со стороны великихдержав. Таким образом Болгария обрела свой суверенитет.
4. Экономическоеразвитие Болгарии в 1878-1912 гг.
болгариянезависимость суверенитет балканский кризис
До 90-х гг.XIX в. фактически отсутствовала какая-либо целостная концепция экономическогоразвития Болгарии, что, в значительной степени, объяснялось ее общейотсталостью.
Согласнопроведенной в 1905 г. в Болгарии переписи населения, его численность составляла4 035 575 человек (см. таб. 1). Из них 3 102 446 (91,1 %) проживало в деревне.Количество городских жителей в период с 1880 г. (543 тыс. человек) по 1910 г.(823 тыс. человек) увеличилось на 1%. При этом за указанный период числожителей Софии возросло с 20 тыс. до 103 тыс. человек, главным образом за счетконцентрации в столице государственной администрации, а также промышленныхпредприятий. Непосредственно же в сельском хозяйстве было занято 77,03 %населения.
Наиболеезначительные перемены в землепользовании, приравненные к аграрному перевороту,произошли во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и сразу же после нее.Именно тогда в результате перераспределения земельной собственности практическиполностью исчезли крупные земельные хозяйства.
Определеннаячасть земельной собственности перешла от турецкого к болгарскому населениюпутем выкупа. Для этого крестьяне использовали средства, взятые у ростовщиков.Процент при займовых операциях устанавливался ростовщиками произвольно. Врезультате в 1901 г. из 1200 обследованных сел 305 оказались полностьюразоренными ими. Положение усугубляла действовавшая система налогообложения(основным налогом до 1900 г. для крестьянских хозяйств являлась десятина).
Характернымдля сельскохозяйственного производства в Болгарии в начале ХХ в. стало развитиекооперативного движения, которое охватыло прежде всего мелких и отчасти среднихсобственников. В 1907 г. насчитывалось около 400 кооперативных объединений.Кредитором 300 из них выступал Болгарский земледельческий банк. В 1907 г.кооператоры учредили свой руководящий орган — Главный союз сельскохозяйственныхкоопераций. Но в 1909 г. из-за возникших противоречий он распался. После этогоотделившиеся 363 кооперации образовали Центральный союз сельскохозяйственныхкоопераций, целью которого являлось оказание поддержки мелким производителям.
Раздробленностьземельной собственности, тяжелое экономическое положение крестьян сталиглавными препятствиями на пути модернизации сельского хозяйства. Техническоепереоснащение сельского хозяйства проходило крайне медленно. В 1900 г. только11,7% собственников обладали железными плугами, остальные же обрабатывали землюпо-прежнему деревянным ралом.
Основнойотраслью сельского хозяйства являлось зерновое производство. Животноводствосоставляло вспомогательную отрасль. С конца XIХ и особенно в начале ХХ в. сталапроявляться тенденция к увеличению посевных площадей, отводимых под такиекультуры, как кунжут, лен, хмель и др. Особое место среди них занял табак.Спрос на него на внешнем рынке способствовал росту табачной продукции.Основными районами табаководства были Дупница, Пловдив, Харманли, Хасково.
Государствопредпринимало хотя слабые, но попытки модернизировать сельское хозяйство. В1897 г. был принят закон об агротехническом образовании. Согласно этому законуорганизовывались краткосрочные курсы, преподаватели на местах консультироваликрестьян по вопросам ведения сельского хозяйства. В начале ХХ в. государствовзяло на себя расходы по созданию опытных станций, племенных заводов и т. д.Однако каких-либо заметных перемен в данной области до 1912 г. не произошло.
Что жекасается промышленного производства, то вопрос о целесообразности его развитияв Болгарии составил стержень развернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии обосновных направлениях экономического развития страны. Противники данной точкизрения, аргументируя свою позицию, ссылались на узость внутреннего рынка, вцелом, и рынка рабочей силы, в частности, структуру экспорта и т. д. Тем неменее возобладала точка зрения относительно необходимости развития помимосельскохозяйственного и промышленного производства. После чего на вооружениебыла взята политика протекционизма. В декабре 1894 г. (январе 1895 г.) появилсязакон о покровительстве местной промышленности. Закон обеспечивал “крупным”предприятиям следующие льготы: право на безвозмездное пользование землей длястроительства промышленных предприятий, снижение на 35 % тарифов нажелезнодорожные перевозки, обеспечение беспошлинного ввоза технических средств,а также сырья и т. д. “Крупными” предприятиями, согласно закону, считались те,которые имели “усовершенствованные технические средства”, основной капиталболее 25 тыс. левов, самое меньшее 20 наемных рабочих. Однако в закон постоянновносились поправки относительно определения “крупных” предприятий. Согласно,например, поправке 1905 г., “крупными” считались те, которые использовали“механические силы” минимум в 5 лошадиных сил и имели основной капитал не менее20 тыс. левов.
В 1885 г.только 24 предприятия подпадали под категорию “крупных” (6 пивоварен, 5текстильных предприятий, 3 фабрики по производству спирта и др.), в 1894 г. ихчисленность возросла до 72, в 1904 г. — до 103, а в 1911 г. — до 345 (146представляли пищевую отрасль промышленности, 72 — текстильную, 29 — металлургическую, 27 — химическую и т. д.).
Наиболееразвитыми отраслями являлись пищевая и текстильная. В начале ХХ в. ускореннымитемпами развивалась добывающая промышленность, главным образом угольная (первыегосударственные шахты в Болгарии были открыты в 1879 г.).
Существеннымпрепятствием на пути развития промышленности стало введенное Берлинскимдоговором ограничение на установление таможенных пошлин (не более 8%). Приузости внутреннего рынка местные промышленные изделия не выдерживаликонкуренции с ввозимыми из других стран. Впервые Болгария пошла на нарушениеданного решения Берлинского конгресса в 1885 г. Однако окончательноосвободиться от ограничения на установление таможенных пошлин ей удалось тольков 1905 г.
Развитиепромышленности требовало развития транспортной системы. Строительство иэксплуатация железных дорог являлись монополией государства. В 1880 г. насчитывалось220 км железных дорог, в 1900 г. — 1 566 км, в 1912 — 2 109 км. К 1912 г.подвижной парк Болгарии состоял из 207 паровозов и 4 030 вагонов. В конце ХIХв. в Болгарии образовалось Торговое пароходное общество, в котором 1/3акционерного капитала составляли вклады государства. В 1903 г. был открыт ипервый морской порт — в г. Варне. В 1907 г. торговый флот Болгарии насчитывал 7кораблей.
Постепенновозрастал объем торговли. Свою продукцию Болгария главным образомэкспортировала в Османскую империю (приблизительно 59% от общего объемаэкспорта), а также в Австро-Венгрию, Францию, Германию и Италию. Количествоимпортируемой продукции значительно превышало экспортируемой. Первое место поимпорту в Болгарию занимала Австро-Венгрия.
Ввозимаяпродукция, изделия местной промышленности составляли конкуренцию продукцииремесленного производства, которую оно не было в состоянии выдержать.Государство предпринимало попытки поддерживать ремесленное производство.Например, в 1883 г. был издан специальный закон об обязательном ношениислужащими одежды местного производства. Однако решить проблему спадаремесленного производства путем принятия законодательных актов практически ни кчему не привели. Если в 1892 г. ремесленники составляли 13,8% от общего числаактивного населения Болгарии, то в 1905 г. — только 6,9%. Спад ремесленногопроизводства коснулся прежде всего его традиционных отраслей, тогда, как напрофессии строителей, мебельщиков и т. п. спрос возрастал.
Постепеннов Болгарии складывалась банковская система. К началу XX в. этот процесс еще небыл завершен. Болгарский народный (национальный) банк (БНБ) открылся в Софии вмае 1879 г. В 1912 г. он имел сеть из 15 отделений. Первый частный банк впровинции появился в г. Русе в 1881 г. Первый банк с участием иностранногокапитала (Торговый банк) был основан в Софии в 1901 г. Накануне 1912 г.финансовый капитал в Болгарии группировался вокруг четырех основных банков:Болгарского торгового банка; Балканского банка, созданного в 1906 г. приучастии австрийского, бельгийского и французского капиталов; учрежденного в1905 г. при участии австрийского и французского капиталов Генерального банка;Кредитного банка, образованного при участии германского капитала.
Практическисо времени своего учреждения болгарское государство испытывало финансовыезатруднения: из 33 финансовых лет (1879-1912) 19 заканчивались дефицитом.Основным источником пополнения бюджета являлись налоги, сбор которых составлялосновную проблему. Что же касается расходов, то одной из главных статей здесьявлялось содержание государственного аппарата: если в 1880 г. на него уходило20 млн левов, то в 1911 г. — 181 млн. затруднения (болгарская национальнаявалюта была введена в 1880 г. — новый лев по золотому содержанию равнялсяфранцузскому франку). До 1892 г. государственный долг Болгарии былнезначительным, но он имел тенденцию постоянно и быстро расти. В 1910 г. на егообслуживание уходило 29 % от суммы всех государственных расходов.
В 1878-1912гг. Болгария оставалась, несмотря на предпринимавшиеся государством попыткиэкономической модернизации, отсталой аграрной страной с доминированием мелкойсобственности.
5. Болгарияв Балканских войнах. 1912-1913 гг.
Послеобретения Болгарией независимости ею началась дипломатическая подготовка войныпротив Турции. Важным шагом в данном направлении стало изменение 24 июля 1911г. Великим Народным собранием 17 ст. конституции, в соответствии с которыммонарх получил прав заключать любые договоры с другими державами безсогласования с парламентом. В результате 13 марта 1912 г. между Болгарией иСербией был заключен “Договор о дружбе и союзе” с тайным приложением,дополненный военной конвенцией. Тайное приложение предусматривало разделтерриторий Турции в случае войны против нее на основе соглашения. Болгарияпризнала право Сербии на все территории к северу и западу от горы Шар, а Сербияпризнала право Болгарии на все территории к востоку от Родопских гор и р.Струмы(ст. 2). Относительно Македонии Сербия и Болгария договорились следующимобразом: “если две стороны удостоверятся в невозможности создания отдельнойавтономной области”, то Сербия откажется от территорий, расположенных к востокуот линии Крива Паланка — Охридское озеро (“бесспорная зона”) с условием разделадругих (“спорная зона”) при арбитраже российского императора (ст. 2). Вслед затем, 29 мая 1912 г. между Болгарией и Грецией был подписан “Договор обоборонительном союзе”, которым гарантировалась взаимная помощь в случаенападения Турции на одну из сторон. Территориальные проблемы Болгарией иГрецией не затрагивались. К оформившемуся таким образом Балканскому союзу позжеприсоединилась Черногория, с которой была достигнута устная договоренность оначале военных действий.
Основнуюподготовку к войне против Турции страны Балканского союза завершили в сентябре1912 г., после чего они предъявили коллективную ноту турецкому правительству стребованием предоставить административную автономию ее европейским провинциям.Турция ноту отклонила, и 9 октября 1912 г. Черногория начала военные действия.Остальные страны-члены Балканского союза вступили в войну 18 октября.Согласованные штабами союзнических армий планы предусматривали ведениеболгарскими войсками операций главным образом в Восточной Фракии, сербскими — вВардарской Македонии, греческими — в Эпире и Эгейской Македонии, черногорскими- на Севере Албании.
Болгариявыставила три армии. Перейдя границу, 1-я и 3-я армии 23-25 октября приЛозенграде (Кирк-Килиссе) разбили 3-й турецкий корпус, а затем, 30 октября — 4ноября при Люле-Бургасе (Лилебургасе) — 4-й турецкий корпус. Войска Болгариибыли остановлены недалеко от Стамбула (в 40 км) на укрепленных Чаталджинскихпозициях. Их штурм был предпринят 18-19 ноября, но безуспешно.
В ЭгейскойМакедонии действовали греческие войска. Одержав победу при Енидже (Яннице),Фессалийская армия развернула наступление на Салоники, в направлении которыхнаносили вспомогательные удары болгарские и сербские силы. Взять Салоникиудалось 9 ноября 1912 г. Другая, Эпирская, армия очистила Эпир и 8 ноябряосадила крепость Янину. Флот Греции блокировал выход из Дарданелл. На островаХиос, Лесбос и др. были высажены десанты. Сербские войска разбили у Куманово(Вардарская Македония) значительные турецкие силы, а 26 октября заняли Ускюб(Скопье). При поддержке греческих сил они 18 ноября вошли в Монастир (Битоль).После чего турецкая Западная армия фактически перестала существовать.Черногорские силы совместно с 20-тысячным сербским Ибарским отрядом, действуя вАлбании, вышли к Адриатическому морю и осадили крепость Скутари (Шкодер).
В этойобстановке союзники приняли предложение Турции о перемирии. На начавшихся вЛондоне 16 декабря 1912 г. переговорах они потребовали, чтобы Турция отказаласьот своих европейских владений к западу от линии Мидия (Мидье)-Энос (Энез), отостровов в Эгейском море, от претензий на албанские земли. Турция отверглавыдвинутые условия, считая их неприемлемыми. Когда уже ожидалось, что турецкаяделегация согласится на уступки, младотурки совершили государственныйпереворот. Пришедшее в Турции к власти правительство прервало переговоры.Военные действия возобновились 3 февраля 1913 г. Только после потери ТурциейЯнины и Адрианополя (Эдирне) она заключила в апреле 1913 г. перемирие состранами Балканского союза, кроме Черногории, продолжавшей осаду Скутари.Согласно подписанному 30 мая 1913 г. Лондонскому мирному договору, Турцияпотеряла почти все свои европейские владения, кроме Стамбула и незначительнойчасти Восточной Фракии (ст. 2-5). Осада Скутари под давлением великих державбыла снята. Границы и внутреннее устройство Албании обязались определитьвеликие державы (ст. 3). 9 мая 1913 г. был подписан протокол, завершившийсовещание послов России, Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии,Франции. Им предусматривались: передача г. Силистры с трехкилометровой зоной вокругнего Румынии в качестве компенсации за ее нейтралитет в войне (ст. 1), отказБолгарии от строительства новых укреплений по ее границе с Румынией (ст. 3),предоставление Болгарией культурной автономии валахам (влахам) “на будущихболгарских территориях” (ст. 4). Однако обе стороны остались недовольнымипринятыми решениями: Румыния считала их недостаточными, а Болгария — чрезмерными. Так закончилась Первая Балканская война.
Послеподписания Лондонского договора на первый план вышли разногласия между союзникамипо вопросу о разделе территорий, от которых вынужденно отказалась Турция.Премьер-министр Сербии Н. Пашич предъявил претензии на территории Македонии,занятые во время боевых действий сербскими войсками. Свои требования онобосновывал предоставлением Болгарии дополнительной, не предусмотренной союзнымдоговором, помощи при взятии Андрианополя, а также тем, что Сербия осталась безвыхода к Адриатическому морю. Свои предложения относительно установленияболгаро-греческой границы по р. Места (Нестос) и горному хребту Беласице Грецияпредставила еще в октябре 1912 г. Болгария под различными предлогами медлила сконтрпредложениями, так как ни один из выдвигавшихся вариантов ее не устраивал.В этой обстановке между Сербией и Грецией 1 июня 1913 г. были подписаны союзныйдоговор и военная конвенция.
Пытаясьпредотвратить назревавший конфликт, российский император выступил с инициативойпроведения в Санкт-Петербурге конференции стран Балканского союза. Болгария вкачестве предварительно условия потребовала, чтобы Сербия первоначальноподтвердила союзный договор от 1912 г. и допустила установление в Македониикондоминиума. Компромиссные решения болгарскую сторону не устраивали.
Болгарскиевойска в ночь с 29 на 30 июня 1913 г. атаковали сербские и греческие позиции вМакедонии. Перед 4-й армией была поставлена задача закрепиться, выйдя на линиюКратово-Велес, а перед 2-й армией — занять устье р. Струмы (Стримон). Однакоблицкрига не получилось. Правительство Болгарии уже 31 июня отдало распоряжениепрекратить огонь. Тем не менее спасти ситуацию ему не удалось. Сербские силыперешли в контрнаступление и нанесли поражение болгарским войскам нар.Брегалнице. В 10 июля в войну вступила Румыния. Пользуясь отсутствиемболгарских войск на севере, ее части беспрепятственно продвигались к Софии.Этим воспользовалась Турция, которая 12 июля объявила войну Болгарии. Зажатая счетырех сторон, Болгария 31 июля капитулировала. Между ею, с одной стороны, иГрецией, Сербией, Румынией и Черногорией — с другой, 10 августа 1913 г. в Бухарестебыл заключен мирный договор. По нему к Румынии отошла Южная Добруджа, Болгарияобязывалась в двухлетний срок разоружить крепости и отказаться от постройкиновых на болгаро-румынской границе (ст. 2). Территория Македонии была разделенамежду Грецией (Эгейская Македония с портами Салоники и Кавала), Сербией(Вардарская Македония) и Болгарией (Пиринский край) (ст. 3, 5). Договор междуБолгарией и Турцией был подписан 29 сентября 1913 г. (Константинопольскиймирный договор). Граница, определенная Лондонским договором по линииМидия-Энос, ликвидировалась. От Болгарии отходила Восточная Фракия сЛозенградом, Люле-Бургасом и Андрианополем, за ней оставалась часть ЗападнойФракии с Дедеагачем (Александруполисом) и Порто-Лагос на берегу Эгейского моря(ст. 1). Таким образом, Болгария не сохранила за собой сколько-нибудьзначительного порта на Эгейском море. Результаты Второй Балканской войны быливосприняты болгарским обществом как “национальная катастрофа”: она потерялаоколо 33 тыс. человек убитыми, ее государственный долг составил 700 млн золотыхлевов, тогда как ее территориальные приобретения составили только 17%.
6. КультураБолгарии
В целом,начавшиеся в 1878 г. перемены, охватили все стороны жизни болгарского общества,включая традиции и нравы.
С появлениемболгарского национального государства началось становление системы образования.В соответствии с Тырновской конституцией, в 1879 г. в Болгарии было введеновсеобщее начальное образование. Средние учебные заведения создавались по типуроссийских — в форме классических и реальных гимназий. Первый целостный закон онародном образовании был принят в 1891 г. Им предусматривалось увеличение срокаобязательного начального обучения до шести лет, усиление централизации иконтроля над содержанием учебного процесса, углубление работы по гражданскому игуманитарному воспитанию школьников и т.д. Согласно данному закону нагосударство возлагалось обязательство по компенсированию 2/3 платы учителям,сдавшим квалификационный экзамен. Последнее положение, однако, вызвалонедовольство среди большинства учителей, для которых квалификационный экзаменявился трудно преодолимым барьером. В связи с этим в конце 1894 г. в закон онародном образовании были внесены соответствующие поправки.
В 1888 г.был открыт Высший педагогический курс при Софийской государственнойклассической гимназии, преобразованный в 1889 г. в Высшую школу (с 1905 г. — Софийский университет им. Кл. Охридского).
Во второйполовине 80-х гг. XIX в. правительство С. Стамболова выдвинуло задачу развитияболгарского национального сознания. В связи с этим оно обратило внимание наразвитие гуманитарных наук, литературы и искусства. Функции государства былирасширены за счет включения в них меценатства. Так, в 1888 г. для “книжных инаучных предприятий” было выделено 60 тыс. левов, в 1889 г., несмотря навозражения многих депутатов парламента, на развитие театрального дела — 10 тыс.левов, а в 1893 г. — уже 30 тыс. Данную политику продолжил кабинет К. Стоилова.Осознавая важность гражданского и патриотического воспитания, правительство в1895 г. приняло решение о издании специальной серии книг “Болгарскоеотечество”.
К концу90-х гг. XIX в. в болгарском языке установилась единая орфография. Значительнорасширился его словарный состав.
В 80-90-хгг. XIX в. происходило становление болгарского искусства. В 1883 г. поинициативе И. Вазова и К. Величкова была создана первая профессиональнаятеатральная труппа. В ее репертуар входили исторические драмы И. Вазова,комедии Мольера и др. В 1895 г. при активном участии К. Величкова, который былне только писателем, но и художником, открылась Государственная школа живописи.В 90-х гг. при столичной театральной труппе начало функционировать оперноеотделение.
Формировавшееболгарское искусство являлось в основном эклектичным по своему характеру. Чтоже касается его содержательной стороны, то c 90-х гг. XIX в. постоянновозраставшее влияние на нее оказывали национальные идеи.
Толчком кпоявлению в Болгарии организации, представляющей интересы крестьянства,послужила его борьба против десятины. В 1899 г. был учрежден Болгарскийземледельческий союз (БЗС) с целью, прежде всего, проведения просветительскойработы среди крестьян. Трансформации БЗС в политическую партию во многомспособствовало его участие в местных и парламентских выборах. На состоявшихся в1901 г. выборах в Народное собрание БЗС получил 23 депутатских места впарламенте. Однако представители БЗС в Народном собрании действовалиразрозненно, поскольку не обладали единой программой. Решение относительнонеобходимости изменить характер организации и, соответственно, ее название,было принято на III съезде Союза (1901 г.).
Ключевуюроль в утверждении БЗНС в качестве идейно-политической, то естьмировоззренческой, партии сыграл А. Стамболийский (1879-1923). Принципиальные положенияразработанной им идеологии БЗНС А. Стамболийский изложил в своей работе“Политические партии или сословные организации”, опубликованной в 1909 г. Вконечном итоге, они сводились к следующему: — основу общественного благасоставляет сельское хозяйство, в котором задействовано большинство населенияБолгарии, следовательно, развиваться должны исключительно те отраслипромышленности, которые связаны с сельскохозяйственным производством; — землядолжна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, и обрабатываемый земельный фонддолжен быть распределен равномерно; — частная собственность — “движущая силатруда и прогресса”; — путь к улучшению положения сельскохозяйственныхпроизводителей — образование и развитие кооперативных объединений; широкопонимаемая кооперация — обязательное условие возникновения новых формгражданской политической организации и морали; — общество делится не на классы,а на сословия (крестьянское, рабочее, ремесленническое, торговое, промышленное,бюрократическое), базисным является противоречие между городом и селом, междугородскими сословиями и крестьянством, поскольку крестьянство эксплуатируется“гражданами” (сословная теория); — имеющая место борьба в обществе представляетсобой его неотъемлемый элемент, посредством которого возможно достижениеобщественного равновесия и общественного прогресса.
Распространениесоциалистических идей в Болгарии началось в 80-х гг. XIX в. В 90-х гг.появились социалистические группы. В 1891 г. была учреждена Болгарскаясоциал-демократическая партия, переименованная в 1894 г. в Болгарскую рабочуюсоциал-демократическую партию (БРСДП). Принятая в 1894 г. программа БРСДПсодеражала требования установления гражданских свобод и прав, а также улучшенияэкономического положения рабочих. В 1899 г. в Народное собрание прошло 6депутатов от БРСДП. В партии постепенно оформилось два течения: радикальное иумеренное. Сторонники последнего в 1900 г. начали издавать журнал “Общо дело”.Состоявшийся в 1903 г. съезд БРСДП исключил их лидеров из партии и объявил всеподдерживавшие их организации вне партии. Соответственно было уточнено названиепартии — БРСДП (тесных социалистов). К 1911 г. БРСДП (т. с.) насчитывала 73местных организаций с общим числом членов 2 510.